Noize MC: «Гастроли на маршрутке, концерт за ящик пива — думал, так будет всегда. Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»? Миллион за EP - это много или мало


Ты сейчас даёшь в Москве 2 концерта подряд. Не сложно ли? И каково давать концерт в свой день рождения?

Ваня : Почему сложно? Сложно давать 20 концертов подряд (смеётся), а тут 2 концерта и причём в одном городе, где я живу. А насчёт дня рождения… У нас уже был опыт. 2 года назад, когда мы презентовали свою пластинку под названием «Последний альбом», кстати в этом же клубе, только он назывался «Б1», у нашего басиста Саши Кислинского был день рождения. Поэтому, это уже пройденный этап. (улыбается)

Вот я бывал часто на твоих концертах. Где тебе удобнее и проще выступать: в больших клубах, в маленьких «квартирниках» или вообще на Арбате?

Ваня : Вот у меня частенько спрашивают такое и… Я так и не выбрал…(смеётся) Вот в твоём списке нет фестивальных концертов, а это же вообще отдельная история!

Ну, хорошо. У тебя сейчас подрастают детишки и такой вопрос: Как ты относишься к нынешнему школьному образованию?

Ваня : Ну, я, как старое поколение (улыбается) , конечно же говорю, что в наше время было всё намного лучше и образование тоже было лучше.

С тобой всегда было интересно общаться… Вот расскажи своё мнение о гражданской войне на Украине и вообще о той ситуации в целом.

Ваня : Я вообще не могу понять что там происходит. Вот чего, а именно войны я там не хочу видеть. Янукович не лучший президент, а кто лучший, я не знаю.

Понятно. А какой самый необычный подарок или сюрприз тебе дарили или делали?

Ваня : Вот во время прошлого тура, мне подарила девочка из Пензы маленькую копию моей гитары. Это очень мило.

Классно… А вот…

Ваня : Ой, подожди… Подарки… Я забыл совсем… Сегодня моя семья, а именно моя жена, с утра, подарила мне кулон, в котором были отпечатки пальцев моих сыновей: Васи и Миши.

Оуу, как мило…

Ваня : Да это вообще очень круто!

Ну смотри, так как у нас сайт музыкальный, следует такой вопрос: Какие группы ты котируешь?

Ваня : Хорошие! Котирую только хорошие группы! Плохие – не котирую! (смеётся)

А что интересного ты слышал за последние 3 месяца?

Ваня : За последние 3 месяца….

Ну, вот хотя бы за 2014 год

Ваня : Последние 3 месяца я провёл на острове Самуи, в Тайланде. И в какой-то момент там оказались все наши друзья. Все музыканты были там и было ощущение, что это своего рода KUBANA (cмеётся) . Вот Юра Каплан, так же известный как Валентин Стрыкало, играл все песни свои. Можно было его попросить, и он бы сыграл всё, что ты захочешь (смеётся) Вот это был самый крутой концерт!

Круто! А ты сам ходишь на какие-нибудь концерты?

Ваня : Конечно! Я 2 раза был на Die Antwoord. Вот из групп, которые выступают под минусовки, это самая крутая.

Точно! А на чьи бы концерты ты хотел попасть?

Ваня : Вот мне говорили, что Deftones очень круто играют живьём…

Ну, вот они все будут на Park Live этим летом…

Ваня : Да, Park Live, точно… Надо запомнить… Если никуда не уедем, точно схожу.

Смотри, вопрос от нашего читателя: «Говорят, что архитектура — это застывшая музыка. А про ваши песни можно сказать…»

Ваня : Что эта архитектура разваливается? (смеётся)

Неет, «А про ваши песни можно сказать что-то подобное? Есть ли ощущение, что, записывая какую-то песню, она приобретает какую-нибудь форму или цвет?»

Ваня : Форму или цвет… Ну форму да, а цвет иногда не приобретает (смеётся)

Какие ближайшие релизы нам ждать?

Ваня : Осенью выйдет наш новый фильм. Вместе с ним выйдет и диск саундреком к фильму. Как раз через полгода.

А клипы?

Ваня : А клипы это тоже релиз? Конечно будут клипы и песни… Будет клип на песню «Капитан Америка»… Мы очень ждём его!

Ну, смотри, такой быстрый блиц. Ты должен очень быстро отвечать.

Ваня : Давай

Как тебе GTA5?

Ваня : Не играл

Какое твоё любимое блюдо?

Ваня : Нуу.. пусть будут пельмени

Когда стричься?

Ваня : В будущем. Стричься в будущем.

Сколько ты спишь ночью?

Ваня : Сколько получится…

Какой-то грустный блиц…

Ваня : (улыбается)

Какое любимое место для отдыха?

Ваня : Ну, пусть будет прибрежье.

Ваня : Хороший! Очень хороший! Он бы всем помогал! (Смеётся)

Спасибо, Вань и с днём рождения ещё раз!

Ваня : Спасибо, пока. (улыбается)

Интервью брал: Александр Нечаев.

Так почему все-таки Noize MC? Что сие означает?

MC – это стандартное сокращение «master of ceremony». Нечто вроде конферансье в современном его понимании, но в хип-хоп-культуре так стали называть человека, читающего рэп.

А ты у нас, стало быть, рэпер?

Сложно разобраться, что я такое на самом деле. Рэп-сообщество часто меня за своего не принимает. У нас в группе полный рок-состав, мы используем очень разные жанры. А что касается псевдонима, то он был придуман десять лет назад, когда мне было пятнадцать. Сейчас бы я выбрал что-то на кириллице, как минимум. По крайней мере, реже чувствовал бы себя идиотом, объясняя, как все-таки называется группа, не говоря уж о том, как она пишется.

Ну, в пятнадцать лет, если тебя зовут Иван Алексеев, еще и не то можно было насочинять. Говорят, что распространенные имя и фамилия могут послужить причиной всяких подвигов – творческих и не очень. Вроде как человек, которому досталась такая неброская номинация, потом всю жизнь вынужден доказывать, что он нечто особенное.

Никогда не комплексовал по поводу своего имени. Да и Иванов знакомых у меня исключительно мало. Имя это сейчас, скорее, редкое.

Ты, кстати, школу закончил с золотой медалью. К чему тебе это? Разве рэпер должен быть умным? Вот Пушкин говорил, что «поэзия должна быть глуповата».

А Моррисон говорил, что «песни должны быть слегка глупыми». Полагаю, это значит, что поэзия и, в частности, рэп не должны быть заумными, чтобы их могли понимать многие люди. Но тупыми, бессодержательными тоже быть не должны.

Расскажи о своей творческой биографии.

В десять лет начал учиться музыке – в музыкальной школе по классу классической гитары. «Шевелил осьминогом», как говорит наш барабанщик.

Это когда пальцами по струнам бегают? Отличное выражение.

Во время учебы в музыкальной школе участвовал во множестве конкурсов и фестивалей. Потом основал свою группу. Интересно нам было все: и гранж, и альтернативный металл конца 90-х. Но если говорить о подаче слова, о текстовой составляющей, то хип-хоп всегда был ближе. Мы живем в информационном обществе с огромной скоростью обращения информации, и хип-хоп наиболее подходит для творчества в такой ситуации.

Ты рос в Белгороде. По слухам, там очень специфическая политическая обстановка.

О да! Администрация творит что хочет. Недавно пытались вообще запретить рок-концерты как духовно разлагающие молодежь. Есть комендантский час для подростков. Штрафы за использование мата. Православие там тоже жжет. Скоро уже будет жечь в буквальном смысле слова: администрация и церковь сплелись воедино. Например, несколько лет назад было принято решение вернуть всем улицам дореволюционные названия. Представляете, что там в паспортных столах творилось, когда весь город отправился в документах менять проспекты Ленина на Свято­троицкие? Боюсь подумать, сколько там было денег попилено.

То есть вручаем Белгороду пальму первенства за ретроградство среди городов русских?

Ну не знаю. В Белгороде меня на десять суток не сажали. Пока.

А зачем ты наговорил гадостей волгоградским служителям закона?

Там изначально была напряженная ситуация. Есть примета: если на концерте слишком много ментов – значит, устроители не сумели договориться с администрацией и будут неприятности. У нас есть такая песня – «Бабки в шапку». Во время ее исполнения по сценарию свободные музыканты спускаются в зал и с первых рядов собирают деньги в бейсболку, в то время как из зад­них рядов монеты швыряют на сцену. Мне один раз так в глаз денежкой до крови засветили. То есть я всегда знал, что это опасная песня, но не догадывался насколько. И милиционеры, прерывая песню, приказали «прекратить попрошайничество». Меня это взбесило, и я посвятил этим милиционерам следующую песню – «Кури бамбук», назвав их «животными с красными кокардами». Сразу после концерта мне передали, что милиция очень обижена и что меня приглашают поехать поговорить с каким-то их главным. Я вежливо отказался, тогда меня задержали и отправили в камеру. Там я пробыл до суда. Жара выше сорока, вентиляции и кондиционера нет, железные нары, восемь человек в маленькой комнате. Днем не было света, а на ночь переводили в такую же камеру, где свет, наоборот, вообще не выключался. А жена у меня лежала в роддоме. За несколько дней до этого родился наш сын Вася, я при родах присутствовал. Мы с ней договорились, что я съезжу в Волгоград на один день. Мне даже позвонить ей не дали! В общем, через двое суток отвезли меня на суд, где уже дожидался местный адвокат, который сразу начал с того, что, мол, не хочу ли я через СМИ принести извинения ментам. Я ответил: «А вот этого мне делать не хотелось бы». Тем не менее на суде он сообщил, что я готов извиниться. И я тогда промолчал – решил, что не место сейчас выяснять с ним все это. Я был уверен, что сейчас выпишут штраф и отпус­тят. Но потом мне сообщили, что имелось личное ходатайство начальника местного ГУВД Сицкого о том, чтобы мне присудили максимальный арест по такой статье – 15 суток. Судья Шиповская ушла сама с собой совещаться, вернулась, и – опа! – десять суток. Потом уже, правда, условия были лучше в приемнике. Кровати двухъярусные вместо нар, окно даже открывалось. Хотя все равно жарко было очень.

Подметать улицы тебя водили?

Собирались. Я сразу сказал, что от работы не отказываюсь. Но, когда в газетах пошли сообщения о моем аресте, там все очень перенервничали, очень испугались прессы. Выводить меня на работу на глазах корреспондентов они были не готовы, так что сидел я с отказниками, среди которых нашлись и мои поклонники. Мы с ними потом вместе исполняли тюремный рэп баклажками по шконкам. Классика, в общем.

А что там получилось с этой покаянной песней?

Мне все время намекали, что мое выступление вполне можно переквалифицировать в уголовную статью «публичное оскорбление представителя власти при исполнении» и надо извиниться. Но писал я текст изначально в формате жесткого стеба. Хотят – спою. И с изумлением узнал, что они приняли этот сарказм за чистую монету.

Потом ты дополнил саркастические куплеты, и получился прекрасный клип «10 суток (Сталинград)». С запоминающимися словами, как там… «демонам ада есть чему поучиться у оперов Волгограда». А тебе не страшно с властью бодаться? У тебя сын родился. Милиция еще ладно, но песенка про вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова не может, случаем, обойтись тебе в пару баррелей нефти, бережно залитых в поющую глотку?

Глаза боятся, а руки делают. Я просто говорю то, что думаю. И я отдаю себе отчет, что все может закончиться очень грустно. Но это вовсе не повод, чтобы молчать.

Ты правда был лично знаком с женщинами, погибшими во время аварии с лукойловской машиной, – Верой Сидельниковой и Ольгой Александриной?

Ольга – сестра моей очень хорошей знакомой и коллеги Насти Александриной, той, которая выступает под псевдонимом Стейша, у нас клип совместный вышел несколько месяцев назад. От нее я и услышал эту жуткую историю. Кстати, последнее время стала распространяться совершенно гнилая версия, что мне «заказали» песню «Мерседес-666». Так вот, я заявляю, что песню про чиновника, давящего людей, я написал сам, без каких-либо просьб, оплат и указаний, исключительно по велению собственной души.

Кстати, о гнилых версиях. Еще одна стала довольно популярной: мол, все эти аресты и неприятности – такой грамотный пиар-ход. Десять дней посидел – и вся страна, да и весь мир, о тебе говорит и пишет.

Такие версии могут выдвигать только эмоционально нездоровые люди. То есть сидим мы с продюсером и решаем: оскорбим ментов, меня посадят, поднимем шум. А, у меня как раз жена рожает! Во круто, еще больше огласки! То есть такой вот я демон ада. Единственное реальное последствие этой «пиар-компании» пока – запрет на мое выступление в Чебоксарах. Я там шел хедлайнером, но перед концертом предупредили устроителей, чтобы никакого Noize MC не было.

То есть ты просто честно принимаешь знамя мятежных рокеров 80-х, чтобы встать на баррикадах – с мик­рофоном и гитарой.

Если только с гитарой и микрофоном, то готов. А так я считаю, что массовые беспорядки, революции ни к чему хорошему не приводят. Надо все-таки искать третий путь, на мой взгляд, а не просто идти бить витрины и свергать правительства.

А может, бросишь эти глупости и начнешь петь как все? Про весну, про любовь, про пепси-колу…

Про любовь я и так пою. Про пепси-колу? Я уже спел однажды про «ягуар». Компания-производитель пепси-колы была спонсором концерта – мы наполняли на сцене шприцы этим напитком, а пустые кидали в толпу. Сарказм опять не был понят, причем не только «Ягуаром», что естественно и ожидаемо. Начались сложности с Госнаркоконтролем, которые закончились штрафом за наркотическую пропаганду.

А что бы ты запретил петь со сцены, будь ты министром культуры? Или главой МВД? Есть какие-то действия, которых на сцене быть не должно? Вот за что бы ты мог упечь артиста? Или полная свобода – это приоритет?

Наверное, какие-то ограничения должны быть, хотя я не могу толком представить себе эти границы. Нацистские лозунги со сцены, скажем, – это совершенно некруто. Хотя, если бы я должен был сочинить такой закон, я бы крепко призадумался. Например, часто истеричные люди готовы принимать за чистую монету то, что было сказано с безусловной иронией, например. В общем, я бы думал очень долго.

Говорят, что движение «Наши» хотело с тобой сотрудничать, предлагало на Селигере выступить, гимн им написать. Это слухи?

Нет, они правда года два назад предложили мне написать им гимн. Я и написал. Очень хороший. Там, например, были такие слова:

«Наше движение самое лучшее.

Самое классное, самое честное!

Наше движение не будет задушено!

Это прекрасно! Спасибо инвесторам!

Политика – крайне увлекательное занятие:

Берем гору бабла и старательно тратим его

На проплаченные митинги, фиктивные партии.

Вот она, российская демократия, мать ее!»

Гимн они почему-то не взяли, денег я жду до сих пор. Пока приходится порой петь его самостоятельно, на концертах.

А фанатки у тебя есть? Как там рок-н-ролль­ный дух? Жив еще?

Жив, еще как жив! Но когда вокруг нарастают содомические настроения, я, как примерный семь­янин, прячусь в гримерке и читаю мантры.

Твой последний диск называется «Последний альбом». Он действительно будет последним? У тебя дурные предчувствия?

Нет, это опять-таки стеб. Над суевериями артистов, которые всегда боятся слова «последний», и над тем, как они постоянно устраивают «прощальные гастроли». Но параллельно это еще и история, которую написал наш барабанщик Паша Тетерин. О том, как погибло все человечество в ядерной войне и выжили только 25 музыкантов и один мент. И вот музыканты решили записать последний альбом – не то для этого мента, не то для чего-то еще – под занавес человечества. Издательство «Амфора» выпустило книжку с вложенным диском. Покупайте, читайте.

- Вы чувствуете, как меняется музыкальный мир вокруг вас?

Он стал чрезвычайно разнообразен. Раньше существовали привычные источники информации, сейчас на тебя вываливается столько всего, что ты беспомощно барахтаешься. Люди больше не готовы слушать одну и ту же группу по 10 лет, им постоянно нужно что-то новое. Но тех, кто давно стал популярными, это уже не касается - и никуда не денутся, они на другом поезде едут.

У вас в связи с этим поменялись какие-нибудь ориентиры? Условно говоря, шесть лет назад нужно было писать трехминутную песню с припевом для радио, а сейчас не нужно, потому что вместо радио у всех интернет.

Ориентиры все те же - насколько это резонирует с моим небольшим кругом. Это живые люди, которым я играю песню на кухне или ставлю в маленькой колонке в аэропорту, пока мы ждем рейс: «Смотрите, чуваки, что я сделал».

- Какие ожидания связаны с новым альбомом «Царь горы»?

Мне кажется, это очень хитовая пластинка. Она лаконичная, на ней нет ни одной песни, в которой я сомневаюсь, она сделана в сжатые сроки, в дороге - оказывается, миди-клавиатуру можно ставить на столик в самолете и что-то сочинять. Примерно половина альбома уже исполняется на концертах. Это хороший тест-драйв для материала, чтобы понять, как его довести до ума и впоследствии зафиксировать в записи. Вообще, мне кажется, что это очень хороший и цельный альбом.

- А на какой из ваших альбомов он похож?

На первые две пластинки, только доведенные до более компактного состояния. Здесь у нас в меньшей степени калейдоскоп и винегрет. Хотя здесь тоже широкая жанровая палитра, а акустическая баллада может соседствовать с драм-н-бейс-боевиком.

Когда вы начинали, слушатели рэпа восторгались тем, что в жанре возник артист, который рушит штампы и сочетает все - от гранжа до электроники. А спустя годы это сочетание само превратилось в штамп.

Хотя я по-прежнему пробую новые краски, есть набор выразительных средств, которые уже стали моим собственным стилем. Многие артисты всю жизнь исполняют одну песню в разных вариациях. У меня она не одна, у меня их семь. Что само по себе уже неплохо. Но я все время пробую сыграть восьмую.

Трек «Питерские крыши» входит в треклист «Царя горы»

- Как вы с Монеточкой записались?

Связались через «ВКонтакте». Я послушал ее альбом, мне понравилось, мы стали общаться. Выяснилось, что это актуальный, современный, живой человек, у которого нет границы между ним самим и его сценическим образом.

- Удивительно, что к ней до сих пор не обращались другие известные артисты.

А они обращались, просто мне повезло больше других.

- Есть у альбома ключевая тема?

Этот альбом о том, что, играя в чужую игру по правилам, которые придумал кто-то другой, ты участвуешь не в том соревновании. О том, что ценностью является создание своего собственного мира. И что, скажем так, все стороннее и наносное очень скоротечно, поэтому нужно меньше вертеть головой по сторонам и сосредотачиваться на своем и настоящем.

Подавляющее большинство твоих слушателей вряд ли ходят на сверхтворческую созидательную работу. Их заденет такой посыл?

Это не единственный посыл пластинки. Но если говорить об этой линии, о том, что оценочные суждения со стороны все-таки стоит фильтровать, то это посыл, который в мире социальных сетей касается каждого.

- Существует ли какая-то история о том, как вы к этому пришли?

Моя карьера - эта история. Про меня много лет кто-то что-то думает и говорит. И если все это через себя пропускать, то можно с ума сойти. Я этого не делаю больше. Я вспоминаю пресловутый 2010 год, когда у всех было мнение по поводу того, кто я такой, что я делаю и насколько это хорошо или плохо. Это было тяжелое время, я придавал этому слишком много значения. Вся эта шумиха безумная в итоге улеглась, а альбом 2010 года остался - и, похоже, остался надолго.

Наверное, приятно быть в центре внимания. И от этого наверняка какое-то суперострое ощущение возникает. Несмотря на весь негатив.

Это ощущение существует и в чистом виде, без примесей. В «Стадиуме» я выхожу на сцену, перед которой собрались 5 тысяч человек. И я понимаю, что я здесь не просто так и сейчас здесь произойдет что-то очень крутое. А когда к тебе приходит 115-й по счету журналист из «Волгоградской правды» и спрашивает, почему вы написали песню «Мерседес S666», заранее зная ответы на все свои вопросы, - такое внимание не помогает чувствовать себя лучше.

«Make Some Noize» - первый сингл с «Царя горы»

Понимаю, но трудно поверить, что совсем уж ничего приятного в этом внимании не было. Особенно когда приходил не 115-й журналист из «Волгоградской правды», а интеллигентный Андрей Лошак.

Было другое ощущение. Если говорить конкретно о случае с «Мерседесом S666», было ощущение, что такими действиями можно переломить ход этой печальной истории. Думалось об этом. Было ли в этом приятное? Приятно было осознавать, что сила, которой я обладаю, способна помочь людям. А эндорфин от того, что, как круто, у меня берут интервью - большинство этих интервью представляли собой попытки вывести меня на чистую воду. Может быть, помните, как к Олегу Кашину я ходил на интервью?

- Я, видимо, уже об этом забыл.

Я тоже нечасто об этом вспоминаю. Просто раз уж мы всех этих событий коснулись.

- Он старался прессовать вас?

Ну да, а через несколько месяцев еще одно интервью сделал, такое же неприятное. Без этого всего намного легче. Состояние безудержного хайпа, когда все вокруг склоняют твое имя, может быть, кому-то и приносит удовольствие, может, кто-то сознательно к этому идет. Мне всегда было интересно писать песни, создавать миры какие-то. Смотрите, появилась группа Die Antwoord, я их увидел - и у меня сразу ощущение созданного ими мира. Они уникальны, они круты, притом что вообще-то я такое музло не слушаю. Но меня это по-настоящему трогает. Мне совершенно неинтересно при этом ковыряться в каких-то подробностях, где, что и кому они сказали.

Или кумир моей юности, Курт Кобейн. Понятно, что там были наркотики. И все-таки мозги себе он вышиб, по моему глубокому убеждению, потому что слишком всерьез воспринимал то, что о нем говорят. Я прочитал множество биографий и вообще литературы, связанной с Nirvana. Был случай, когда он бегал по особняку от Кортни с подборкой журналов, где были уничижительные статьи о нем. Она пыталась их выбросить, потому что он постоянно их перечитывал и испытывал какой-то мазохистский кайф. Хотя можно ли это кайфом назвать?

В 2010 году как раз у многих было ощущение, что слова могут на что-то влиять, что песня может что-то изменить. А в 2011 году после Болотной настроения в обществе сменились. В этом смысле показательна история с вашими достаточно невинными фразами об Украине - «Был там, бандеровцев не видел», - которые не вызвали здесь ничего, кроме ненависти.

Это было очень сильное переживание и разочарование. Я чувствовал себя абсолютно беспомощно, пытаясь достучаться до людей, но принципиальная возможность диалога полностью отсутствовала. Что бы ты ни сказал, тебя не слышат, про тебя заранее все понятно. Поэтому я психанул на «Кубане»: идите вы… все равно слушать ничего не хотите (на фестивале «Кубана» Noize MC отключили микрофон, когда он начал говорить об Украине, в знак протеста он ушел со сцены и вернулся на нее голый; впоследствии несколько десятков российских концертов были отменены под разными предлогами. - Прим. ред. ).

- А у вас были мысли уехать из страны?

Я воспринимаю эмиграцию только как последний способ избежать тюрьмы или физической расправы. А так уезжать не хочу.

В этом году Noize MC выпустил такой вот клип на песню о восставшем Ленине «Lenin Has Risen» - это часть англоязычного альбома, который вообще-то планировался на конец 2016-го, но оказался сдвинут на «после «Царя горы»

Надо на какую-то более жизнеутверждающую тему выйти. Давайте вспомним еще одну историю из 2010 года, как вы поссорились и помирились с Сергеем Шнуровым.

Мы очень круто помирились, да. Если бы мы не поссорились, мы бы не подружились.

- И вы продолжаете поддерживать контакты?

Мы общаемся, да. Периодически встречаемся, когда я бываю в Питере, но у Сергея такой график, что это происходит нечасто.

- Можно вспомнить обстоятельства?

Вышла песня «Химкинский лес» о том, что все эти песни на общественно-политические темы - дело неискреннее. Отдельная строчка про дьявольский «мерс» отсылала к «Мерседес S666». Я к «Ленинграду» всегда хорошо относился, поэтому меня это так остро задело. Ну и я сочинил тоже такую песню-пародию, взяв за основу не самый известный хит «Ленинграда». И если не знать оригинал, то такой ответ мог показаться очень грязным.

Многие и не восприняли это как пародию. Тем не менее это был мой ответ для самого Сергея, а не для орущих людей вокруг. Ну и никакого продолжения это не получило, он просто молчал, а потом в свой день рождения в 2011 году, уже через полгода после этого клипа, вдруг позвонил мне и начал выяснять отношения. Мы достаточно неоднозначно пообщались, и хотя какие-то точки взаимопонимания нашли, но разговор наш, помню, закончился на «Ну че, я не слышу извинений» - «Ты че, какие … извинения». После этого мы с ним увиделись еще через несколько месяцев на премии «Степной волк», где нас познакомил Вася Обломов. Сергей Владимирович был подшофе, так что общение началось с какой-то бычки, а закончилось тем, что в 6 утра мы пьянствовали на Фонтанке, около его дома. Посиделка была колоритная - постоянно подходили какие-то люди, Шнуров брал в магазине вискарь со словами «Запишите на мой счет».

Клипом «Побрей звезду», снятым в 2010 году на концерте, Noize MC довольно дерзко вступил в конфронтацию с Сергеем Шнуровым, отвечая на его песню «Химкинский лес»

На Пикнике «Афиши»-2015 вы познакомились с Земфирой и попробовали посотрудничать. Я так понимаю, ничего не получилось?

Не то чтобы совсем ничего. Мы в соавторстве написали несколько песен. В том виде, в котором мы их написали, услышать их нельзя. Она отвечала за музыкальную часть, а я за тексты. Тексты никуда не делись, просто я написал для них другую музыку, и они вошли в альбом.

- Почему так?

Ну, мы что-то делали, но все время недоделывали. А в какой-то момент перестали общаться. По определенным обстоятельствам. Но это в любом случае интересный опыт. Я с уважением отношусь к Земфире, она сочинила очень много крутых песен, она интересный мелодист, классный композитор, прямой и резкий человек. И помимо прочего, еще и крутой битмейкер. Земфира делает крутые биты.

- Вы говорите «интересный опыт». Чему, например, такой опыт может научить?

Я был очень вдохновлен этим знакомством, сочинил несколько песен, которые мне очень нравятся. Не будь этого самого знакомства, этих текстов бы не было.

- Вас сегодня в какой-то степени интересует мир русского рэпа?

Русский рэп - это ок, я помню, что раньше это был жанр, в котором очень сложно было найти что-то по-настоящему цепляющее и не вызывающее никаких вопросов. Сейчас с этим попроще.

- Часто ли эта музыка дарит вам ощущение «я слишком стар для этого дерьма»?

Нет, не слишком. Я неоднократно говорил, мне нравится альбом Оксимирона - я ожидал, что это будет баттл-рэп и унижение воображаемого соперника, но то, что услышал, меня приятно удивило. Альбом Скриптонита очень самобытен, и, хотя его система ценностей мне не близка, я признаю, что это знаковая запись для русского рэпа. ATL молодец, мне нравится, как у него электроника работает, и все очень хвалят его лайвы.

Некоторые вещи, как тот же клауд-рэп, меня интересуют не как музыка, а как социальное явление, как что-то новое, что мы можем узнать о мире. Наш басист говорит об этом, что новое поколение поняло, что в списке sex, drugs & rock-n-roll рок-н-ролл - вещь абсолютная лишняя. И перешло, так сказать, сразу к сути. Они скорее транслируют некий лайфстайл, где сексуальная объективация максимальна, где женщина равно шлюха, причем уже надоевшая и не очень интересная. Ни любви, ни тоски, ни жалости.

- Что все-таки с вами случилось на баттле «Версус»? Вы выглядели так, словно с вами…

Словно со мной что-то случилось. Моя жизнь разваливалась на куски. Я не буду об этом говорить. Просто поверьте, что это был …. А сам этот баттл … - это была вишенка на таком торте! Что в сравнении ее размеры просто смехотворны. Я никогда его не пересматривал. Помню только, что я там фристайлил и это было даже излишне откровенно.

С треском проигранный баттл Versus состоялся в конце 2013-го - баттл-движение в России в тот момент еще не набрало ход; Noize MC был чуть ли не единственным артистом, собиравшим клубы-пятитысячники и рискнувшим выйти на Versus

Когда были моложе, вы могли повзолить себе смешные и дерзкие нападки на или Андрея Малахова. А теперь на вас наскакивают.

Какие-то вещи заставляют задуматься о карме. Я не такой агрессивный, как раньше. Даже если брать какой-то совсем ранний период, лет до 20 включительно, я, как правило, все-таки концентрировался на неприятном мне творчестве, а не на личности. Что касается упомянутых примеров… Мои тогдашние действия были ответом на чье-то хамство и так далее. То есть, получая какой-то тычок извне, я бросался сразу отвечать, вот такой мотив у меня был, сейчас его нету. Просто неинтересно. Делать же надо то, на что ты вдохновлен. Если ты не вдохновлен, не надо делать.

- Вы в последние несколько лет сами себе менеджер, верно?

У меня есть менеджер, административными делами я никогда не хотел заниматься, да и это просто невозможно при таком объеме.

Да, но теперь это ваш сотрудник, а раньше вашим менеджментом занимался ваш продюсер. Могли бы вы поразмышлять, нужны ли артисту продюсеры в будущем, где все мы вдруг оказались?

По большому счету артисту нужна команда. Хороший СММ-менеджер, хороший дизайнер, хороший букер, который рулит концертной деятельностью. Еще лучше, если есть менеджер, способный вести переговоры более серьезного уровня. Впрочем, есть артисты, которые сами ведут все дела, и им так удобнее. А для меня это некомфортно.

Я люблю приводить примеры тех же Шнурова или Оксимирона, превративших свои соцсети в популярные медиа, которые обеспечивают контакт с аудиторией без посредников. А вы почему игнорируете соцсети?

Я понимаю, насколько мощным инструментом они могут быть. Но для этого ими нужно заниматься в должной мере. Если у меня появляется толковая мысль о том, как устроен мир, я скорее попробую превратить ее в песню. Если честно, в нынешнем состоянии мне гораздо более комфортно, чем лет 5 назад. Потому что я наконец-то гораздо больше времени занимаюсь музыкой, не отвлекаясь на прочую шелуху. И это великолепно. И гораздо меньше лишних людей вокруг, которые гораздо более поверхностно воспринимают эту музыку. Когда на твоем концерте половина публики просто пришла посетить выставку ослов - «Ой, это сейчас круто» - я это проходил. Безусловно, это льстит самолюбию. Но гораздо круче, когда люди, которые на тебя пришли, знают, куда они пришли.

Я вас недавно видел выходящим из метро «Сокол» по дороге на концерт Twenty One Pilots - и испугался количеству людей, которые буквально набрасывались, чтобы сфотографироваться. Вы вообще на концерт попали тогда?

Да, все нормально. По дороге выяснил, что не зря мне Twenty One Pilots нравятся - аудитории сильно пересекаются.

Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей.

Один из наиболее обсуждаемых и популярных отечественных альтернативных музыкантов Иван Алексеев, известный как Noize MC, встретил Новый год новым альбомом «Царь горы». «Лента.ру» поговорила с исполнителем о «пятнадцати минутах славы» в эпоху лайков, хамстве полиции и о том, как смешно быть рэпером.

«Лента.ру»: Уже в стартовом треке нового альбома ты повторяешь: «Моя музыка всегда со мной…» Сама по себе эта фраза - одно из стереотипных высказываний многих исполнителей. Но ты же, наверное, имеешь в виду что-то конкретное?

Noize MC: Куда уж конкретнее? Более прямолинейной песни, чем процитированный тобой трек Make Some Noize, на всем альбоме, пожалуй, нет. Ну, разве что «Любимый цвет» еще. Так вот, моя музыка действительно всегда со мной: в любое путешествие я беру с собой микрофон, ноутбук, звуковую карту, гитару, миди-клавиатуру, портативные колонки и кучу всяких проводов. Тексты пишу в смартфоне, иногда в нем же делаю первые наброски инструменталов или записываю на диктофон только что сочиненные гитарные риффы. Я сочиняю песни в метро, самолетах, поездах и автобусах. Альбом «Царь горы» так и был записан - за исключением одной-единственной студийной сессии мы все сделали прямо в туре, в переездах и перерывах между концертами. Make Some Noize - это эпиграф всей пластинки, рассказ о том, как она, собственно, сделана.

Ты уже проверил, как реагирует аудитория на заглавную тему альбома? Насколько далеко расходятся представления публики о «царе горы» с твоими смыслами?

Наша постоянная аудитория в основном все считывает верно. Это песня о скоротечности массового успеха и потребительском отношении публики к артисту; о «пятнадцати минутах славы» и «халифе на час». О том, как музыка из средства самовыражения превратилась в зрелище и соревнование. Но некоторые люди воспринимают этот трек как высказывание о жажде власти, о борьбе за нее - хотя это только поверхностный слой, буквальное прочтение и лишь фасад всей аллегории. А вот что касается хип-хоп-комьюнити, то в этой среде некоторые ребята, напротив, даже перебарщивают с декодингом: ищут в тексте отсылки к конкретным персонам русского рэпа, наезды им какие-то мерещатся. Ничего такого я туда не закладывал - наоборот, это песня как раз про обезличивающую артиста индустрию.

Что такого нашел Баста, чтобы сейчас «заряжать» сольник в «Олимпийском»? И чего ты никогда делать на станешь, даже если продюсеры аргументируют: сделай так - и поедем по стадионам?

Продюсеров у меня нет, а площадки мы и так собираем немаленькие. Да, в Москве это не «Олимпийский», а «Стадиум». Но у нашей группы и музыка более радикальная. Нас почти не крутят по радио. Я редкий гость в телевизоре. Сбербанк на корпоратив не позовет. И я не стремлюсь как-то это изменить. Я постоянно экспериментирую, стараюсь совместить несовместимое: мне, как и раньше, интересны причудливые жанровые гибриды и разнообразная музыкальная палитра - а огромное количество людей по-прежнему, как и десять лет назад, пытается выяснить, это все-таки рок или рэп? Причем порой с такой претензией, как будто они пакет молока покупали, а внутри оказался апельсиновый сок. Да, с точки зрения шоу-биз-маркетинга Noize MC - это сущий кошмар. Такой товар трудно продать через сеть супермаркетов - непонятно, на какую полку поставить. А проблемы с дистрибуцией и мерчандайзингом, скажем так, бьют по объемам продаж. Вася поступил хитрее: под псевдонимом Баста он выпускает более мягкую, порой прямо эстрадную музыку; есть Ноггано - во многом его истинное лицо, как мне кажется, - хотя, конечно, темные стороны его личности там гипертрофированы до гротеска; есть N1NT3ND0 - если честно, моя любимая ипостась, потому что там я вижу то, что больше всего ценю сам: смелый эксперимент, отсутствие какого бы то ни было ориентирования на аудиторию. А у меня сайд-проектов нет. Я мешаю все свои коктейли за одной и той же барной стойкой. Нравится не всем и не все - но уж если нравится, то они со мной всерьез и надолго. Я никогда не стану «рэпером номер один» просто потому, что я не рэпер. «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Форрест? - А разве я не буду самим собой?»

Когда ты прикоснулся к теме Осипа Мандельштама «Сохрани мою речь», это показалось любопытным. Но подобных опытов у тебя пока больше нет. Хотя, мне кажется, сделать хип-хоповый цикл на основе драматичного, классического литературного материала может быть весьма убедительным ходом.

Это штучная вещь. «Сохрани мою речь» Мандельштама бешено срезонировала с моим собственным мироощущением. Я написал эту песню очень быстро, практически мгновенно - так бывает, когда ты даже не сочиняешь, а будто под чью-то диктовку записываешь. Это нельзя поставить на поток, превратить в подход, в метод. Может быть, я еще обращусь к классической поэзии, и не раз. А может, этого больше не будет никогда - не знаю. Вот, например, хип-хопера (неологизм Алексеева для обозначения понятия «хип-хоп-опера» - прим. «Ленты.ру» ) «Орфей и Эвридика», которую мы с Юрием Квятковским в минувшем году поставили в Москве на сцене Tesla 4000 - это, мне кажется, в какой-то степени близко к тому, о чем ты говоришь. В 2017 году я планирую издать аудиоверсию оперы - в качестве концептуального хип-хоп-альбома, и мы повторим постановку в Москве и в Питере ближе к концу года.

Рэп-публицистика, рэп-сатира ныне для тебя совсем не близкие приемы, или нужен опять какой-то особый повод?

Нужно ли мне, чтобы полиция снова нахамила мне на собственном концерте, а потом посадила в спецприемник за ответную реакцию на это хамство? Хочу ли я, чтобы родственники моих друзей снова погибли в аварии, произошедшей по вине босса нефтяной компании? Соскучился ли я по травле в СМИ и людям с автоматами, вылезающими на сцену посреди песни? Нет, не очень. Хотя кому-то, наверное, скучновато без едких рэп-памфлетов на злобу дня. «Эй, что за унылая лента? Больше вирусного контента!»

Допускаешь, если какой-нибудь очередной поборник нравственности доберется до твоей темы «чайлдфри», то может снова прозвучать что-то из серии: «Прислушайтесь, о чем поет Иван Алексеев? Это к чему он призывает новые поколения!?»

Не «прислушайтесь», а «послушайте вот эти четыре строчки, плюнув на остальные сорок! Ай-яй-яй!» Я не то что допускаю, я буду дико удивлен, если этого вдруг не произойдет. Глупо отрицать, что это провокационная песня. Да, провокационная. Огромное количество родителей фактически игнорируют своих детей, не пытаются найти с ними общий язык, не вникают в их интересы и проблемы, а когда потом случается абсолютно закономерный коллапс, виноваты оказываются музыканты с «неправильным репертуаром». Я готов к публичной дискуссии на эту тему, почему нет? Я сам отец двоих детей. Да, конкретно эту песню я им в машине не поставлю и под гитару дома не спою. Поставлю и спою другие. Точно так же, как я им могу включить мультфильм про Карлсона или кино про Буратино, а вот нового «Чужого» посмотрю сам, без них. Многие современные родители вручают своим детям айпад с двухлетнего возраста и идут заниматься своими делами, а потом удивляются, что подростки подписываются на «паблики смерти». Песня «Чайлдфри» - о том, к чему может привести слепое следование чужим советам и мнению «авторитетов» из медиа, о персональной ответственности за собственные жизненные решения. А то, что многие люди не в состоянии отличить лирического героя от личности автора, для меня не новость.

Первый концерт в нынешнем году ты дал в Москве уже 2 января. Это потому, что ты теперь ведешь сравнительно здоровый образ жизни и делать в праздники тебе все равно нечего?

Ровно год назад мы давали концерт в том же месте. Это, кажется, становится доброй традицией. Мне нравятся необычные концерты - с «изюминкой», с концепцией. Что значит «делать в праздники все равно нечего»? Выступать на собственном новогоднем шоу в костюме зайца - это одно из лучших занятий в жизни! Рок-н-ролл гораздо интереснее обычного запоя.

В марте тебе будет 32. Это не те 22-23, когда начиналась твоя популярность и многое вокруг было несколько иным. Как ты ощущаешь свое взросление? И как вообще нужно «стареть» рэперу, чтобы не стать смешным?

По моим ощущениям, я куда более осознанно воспринимаю происходящее вокруг. Меня сложнее спровоцировать, вывести из себя или что-то навязать. Меньше иллюзий в отношении людей. Больше опыта. Ничего особенного - просто мне действительно уже не 22. Рэперу не нужно стареть. А вот взрослеть не помешало бы: осознать, что слово имеет вес и смысл только тогда, когда ты его не девальвируешь пустыми спекуляциями; что это крутые песни делают тебя крутым артистом, а не
наоборот; что все мы - в первую очередь люди, а уже потом - эмси, рок-звезды, диджеи, банковские служащие, дворники, слесари и доктора наук. А, кстати, быть смешным иногда нужно обязательно. Без самоиронии рэперу не повзрослеть. Это же смешно - быть рэпером. Особенно взрослым. Невыносимая боль от неразделенного чувства гипертрофированной собственной важности - главная проблема хип-хоп-мира.

2017-й ты, видимо, отчасти посвятишь гастролям в поддержку нового альбома. Недавно в сети трансляцию твоего концерта посмотрели 250 тысяч человек. Цифра внушительная. Но мне кажется, что твоя офлайн-аудитория, по крайней мере в России, все же в определенной степени ограничена, сосредоточена в нескольких крупных городах и, возможно, из отечественного хип-хопа ничего, кроме Нойза, не слушает. Насколько я прав?

Степень твоей правоты, к сожалению или к счастью, стремится к нулю. Наша онлайн-аудитория как раз достаточно скромна по сравнению с реальной. Я не веду Twitter, не делаю видеоблоги, не «перископлю», не участвую в интернет-перепалках - мне все эти бушующие страсти не очень интересны, я лучше песню сочиню. Хотя от современного артиста аудитория, конечно, в первую очередь ждет не каких-то там песен, а неистового интерактива и незамедлительной реакции на каждый пук, ибо интернет-пук - явление в высшей степени недолговечное, и тут зевать некогда: нужно его срочно публично проанализировать в соцсетях, сорвав на своей незаменимой экспертной оценке заслуженный джек-пот из лайков, просмотров и комментариев. А там уж, может, и на концерт кто-нибудь сходит - селфи сделать и снять видосик с припевом главного хита. Таковы реалии современного мира. И если раньше андеграундом был тот, кого никогда по телевизору не показывают, то сегодня андеграунд - это когда у тебя в Instagram мало подписчиков.

Что же касается нашей концертной публики, то за последние три месяца мы выступили в пятидесяти городах. В небольших городах работаем в залах на тысячу мест, в миллионниках ситуация другая. В зале я периодически вижу людей в фирменных футболках других артистов - аудитория явно пересекается и с ведущими рэп-артистами, и с известными рок-группами.

Наблюдая за современной музыкой и микшируя ее в своих композициях, ты не почувствовал, что приближается момент рождения какого-то нового тренда, какими становились когда-то рэп, хард-рок, панк, гранж, брит-поп?

Я чувствую, что момент назрел. Современная музыкальная культура уже слишком давно пережевывает сама себя. Сейчас может вдруг стать популярным что-то совершенно неожиданное. Возможно, новизна будет заключаться даже не в самой музыке, а в способе ее исполнения и донесения до слушателя, например. Будущее за мультимедиа. Песня без клипа уже воспринимается многими как полдела, как распечатанный текст без звука - то есть о’кей, мне нравятся слова, но этого недостаточно.

Вообще, если посмотреть, что происходило в музыкальной культуре в последние несколько десятилетий, можно увидеть, как маятник массового интереса постоянно курсирует между гитарной и электронной музыкой - с периодичностью примерно в семь-десять лет. Возможно, все вот-вот устанут от рейва и автотюна с драм-машинами, и он опять качнется в сторону очередной реинкарнации рок-н-ролла. А может быть, наконец сменится вся парадигма. Вот это было бы по-настоящему круто и интересно. Но что бы ни случилось, лично я по-прежнему планирую стремиться писать песни, которые и на кухне под гитару хороши, и двадцать тысяч человек на фестивале заставляют прыгать.

Интервью с рэперами

Noize MC: «Психи еще существуют в нашей жизни»

Итак, информация к размышлению. Noize MC. Он же Иван Алексеев. Он же победитель бэттла на hip-hop.ru и человек, записавший лучший альбом года по версии читателей журнала «Афиша». Чтоб вы знали, читатели журнала «Афиша» - это такие люди, которые обычно фалломорфируют на такие малознакомые вам имена, как Babyshambles и Аки Каурисмяки. Не на лаконичное Noize MC. Тоже вполне себе достижение. Ах да. Он же – рэппер, похоронивший журнализда Николая Фандеева. Пишет совместные треки с «Тараканами» и «Ляписом трубецким», выслушивая респекты от Максима Леонидова и Алексея Кортнева. Ага, и вот щас концентрация незнакомых имен на один абзац достигла критический чуть менее чем полностью. Эрго: не человек, а просто праздник какой-то!!111

Так думал молодой повеса, когда поперся в ваш Ростов. Я о себе, надо думать, не об Иване. Ему-то, в отличие от меня, заплатили. Если бы мне заплатили, я бы еще и придумал нормальные вопросы, а так придумал какие придумал. Нам ли быть в печали? Как стало понятно очень скоро, я единственный придумал хоть какие-нибудь вопросы из тех *надцати человек, кто флюродросил на «Урбании» за шоколадки и беджики «press». Еще бы я их не придумал. Это нас с eLect’ом, в два часа ночи на центральной площади города поющих «На районе 3 недели нету плана» шугали мещане, менты и вечно не спящее быдло. И да, это у меня, работника телевидения, на звонки коллег по цеху стоит «Из окна...». Нет, мне однозначно было что спросить у этого парня. Избранные моменты из нашего, наполненного искрометным юмором и интеллектом разговора я и представляю вашему пристальному вниманию. Не за что.


- Noize MC, есть ли у тебя в репертуаре песня, которую ты мог бы назвать своим программным заявлением?

Ну, моё программное заявление разбито на части, главы, которыми и являются песни, поэтому какую-то определенную из них глобальным программным заявлением назвать не могу. Это лишь части целого. Каждый слушатель волен сам собрать их воедино.

Noize MC, по своему собственному утверждению, ты артист, которому на рамки жанра глубоко фиолетово. Но чему ты симпатизируешь в большей степени?

Мне нравится хип-хоп как подход. Это музыка, которая была придумана очень круто и очень вовремя. Это течение, которое по-настоящему остается трогательным только в его изначальном воплощении. То есть когда тебе есть, что сказать и когда у тебя есть багаж пластинок, на которые тебе нужно наложить свой речетатив. А уж что за пластинки ты собираешься ставить - это совершенно по барабану. Мне нравится хип-хоп, как жанр, который изначально не имел своей музыки, а синтезировал различные стили, для того, чтобы создать что-то свое – необычное. Со временем рэперы оказались закольцованными в кругу сэмплируемой музыки, каких-то стандартов и боятся выходить за рамки. Это плохо, на мой взгляд. Потому что хип-хоп – это больше чем просто музыкальный жанр – это подход к созданию музыки.

Приоткрой завесу тайны над новым альбомом, каким он будет? Будешь ли ты, составляя трек-лист альбома помнить о том, что девочки хотят медляков?

Медляки будут, девчонки. В скобках: обычно Noize MC вообще не отвечает на вопросы о новом альбоме, так что три слова в этом свете - грандиозная эксклюзивная инфа.

- Какой вопрос ты сам мог бы задать Noize MC?

- Noize MC, как ты объяснишь ваш дурацкий вид на концерте? Девочки тебя поначалу даже не узнали.

Мы когда выступали на фестивале Кубана неделю назад, познакомились там с чуваком по имени Герман, который жил там в палатке со своей тусовкой. И он сказал, что он сам из Ростова и обязательно нас встретит. И он не наврал, встретил, и привез нам каких-то париков, безумных шмоток, всякого говнища интересного, и мы решили в него наряжаться и выходить на сцену. Так что у нас такой вот имиджевый спонсор сегодня.

- Noize MC, прокомментируй популярную в этих наших интернетах историю про Jagafest (об этой нашумевшей истории с вызывающим гимном "Героин-феста" от Нойза можно прочесть, к примеру, - прим. DEM84) .

Многие просто оказались не готовы воспринять то, что человек может действительно говорить то, что думает, и было много версий по поводу какой-то вирусной рекламы, изначально приплаченных ходов. Я в очередной раз удостоверился в абсолютной гнилости Интернет-сообщества, как минимум. Всех интересует, в первую очередь, вопрос получил ли я бабла за свое выступление. Не получил. И не только, бля, не получил, а еще мне предстоит и своего бабла отдать в придачу этим пид*расам. И поэтому донт белив зе хайп, с одной стороны, - не верьте понтам. А с другой стороны, верьте в психов – они все-таки попадаются иногда еще в жизни.

- Noize MC, вспомни свой самый необычный фристайл?

Мне кажется организатор потребовал, чтобы прекратили это издевательство над артистом, я фристайлов зачитал на диктофон уже штук так триста, но среди них не было необычного ни одного, именно поэтому сейчас я ухожу, и всего. И всего вам хорошего, доброго всего вам, я ухожу. Нет меня зовут не Вова, меня зовут не Дима. Хотя эти имена сейчас популярны. Я сегодня дергал струны гитарные, сегодня было весело, сегодня было угарно, многие говорили буэээ, да он все делает бездарно, я видел этих уродов, они показывали мне факи, я каждому из них объяснил, чего стоят они, мазафака. Всё, рифмы стали плохими, значит я ухожу. Ведь Нойз ЭмСи – это не только имя, НойзЭмСи – это не только музыка. Нойз ЭмСи – это человек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы записывать трек. Ему иногда надо спать, вместо того, чтобы давать интервью, все, до свиданья, бл*дь, фак ю.