Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары


Поэтому продолжаем знакомится с другими разновидностями шестиструнных. Сегодня вы подробно изучите устройство электрогитары и ее основные компоненты. Если вы только собираетесь приобрести электрогитару, то тогда этот пост для вас.

Давайте знакомится!

Визуально, да и конструктивно электрогитара все же имеет некоторые сходства с акустической гитарой, но как бы эти сходства их не объединяли – это все же два принципиально разных типа инструментов. Различия мы можем наблюдать, как и в самой конструкции, так и в способе получения звука. Для акустики достаточно резонаторного отверстия в ее корпусе, чтобы мы могли ее услышать, а вот для электрогитары нужен совсем иной подход – получение звука через ряд устройств путем передачи его от звукоснимателей на усиливающее устройство и последующий вывод на акустические системы. Конечно, вы можете попробовать играть на ней без подключения, но вряд ли вы будете это делать, потому что не для этого вы ее покупали или собираетесь купить.

Ну что ж, с этим вроде как разобрались! Раз уж вы такой себе ярый фанат гитарной музыки, то несомненно электрогитара станет вам хорошим помощником в творчестве, возможно, что на долгие годы. Разновидностей электрогитар на сегодняшний день довольно много, но различия в их устройстве не большие, это может быть, например, тип крепления грифа к корпусу гитары, тип струнодержателя, тип анкерного стержня (1 анкер, 2 анкера) или же тип установленных звукоснимателей, т.е. отличия лишь в некоторых деталях. Раз уж разговор пошел о деталях, то тогда давайте посмотрим из чего состоит электрогитара.

Устройство электрогитары

На рисунки ниже изображена цельнокорпуская электрогитара Fender Stratocaster — пожалуй, самый популярный инструмент за всю историю рок-музыки. Для многих музыкантов это идеал формы и неповторимое звучание. Ну а теперь детальнее о конструкции. Электрогитара состоит из:

  1. Корпус
  2. Пикгард
  3. Звукосниматели
  4. Переключатель
  5. Регуляторы громкости и тембра
  6. Бридж
  7. Разъем для кабеля
  8. Пуговицы (стреплоки)
  9. Накладка
  10. Метки (точки)
  11. Верхний порожек
  12. Голова грифа
  13. Колки
  14. Струны
  15. Гайка анкера
  16. Крепление грифа
  17. Крышка темброблока

На примере этой гитары показано общее устройство электрогитары, а цифрами обозначены основные ее части. Две главные составляющие любой электрогитары – корпус, а также гриф.

Корпус электрогитары

Очень сильно отличается от акустической гитары и может быть как цельным, так и полым внутри (разновидности полуакустических гитар) или же склеен из нескольких кусков дерева (чаще всего одной ). Но здесь есть один нюанс – чем больше кусков в его составе, тем звук гитары будет хуже из-за того, что в местах склейки будут теряться все резонирующие свойства самого дерева. Исключением будет лишь композит из разных пород древесины. Электрогитары с таким корпусом имеют агрессивный и резкий звук, на них в основном играют тяжелую музыку.

У полых корпусов звучание совсем иное – более насыщенное, но быстро угасает. Такие гитары лучше всего подходят для исполнения музыки в стиле джаз, кантри или блюз. К его недостаткам можно отнести то, что может появиться скрипящий звук во время громкой игры. Качество и порода дерева оказывают на звук большое влияние в гитарах с полым корпусом нежели в цельнокорпусных. А вот относительно формы и дизайна корпуса электрогитар, в отличие от акустических, можно сказать следующее – эти параметры на звучании инструмента сказываются незначительно.

Сверху корпус в некоторых гитарах покрывается топом – это такая специальная накладка, которая изготавливается из другого дерева и чаще всего служит декоративным элементом, нежели функциональным. А вот на гитарах типа Fender Stratocacter устанавливается пластиковая накладка. На ней расположены: звукосниматели типа «сингл», а на других гитарах могут быть и «хамбакеры»; переключатель звукоснимателей, который позволяй включать датчики по отдельности или одновременно; регуляторы громкости и тембра, с помощью которых можно регулировать уровень на выходе звукоснимателей, а также изменять тембр высоких и (или) низких частот.

Для крепления струн, на корпусе расположен бридж (еще его называют «машинка»), который может быть как с тремоло системой (VintageTremolo на картинке или Floyd Rose), так и без нее (Tune-o-Matic или Hardtail). А вот для подключения электрогитары к усилителю, на корпусе специально установлен разъем типа «джек» (Jack TRS ¼”), к которому подключается штекер, расположенный на конце инструментального кабеля. Для удержания гитары на весу с помощью ремня с двух сторон расположены специальные стальные пуговицы, иногда устанавливают так называемые стреплоки (ременные замки). Ок, с корпусом мы разобрались, а теперь давайте посмотрим как устроен…

Гриф электрогитары

По своему устройству эта часть электрухи также заметно отличается от акустической. В чем эти отличия? – спросите вы. Во-первых это длинна и радиус накладки, во вторых – голова грифа может быть самых различных форм, у акустических гитар это редкое явление. Накладка грифа наклеивается сверху на основной корпус грифа и чаще всего изготавливается из палисандра или же из черного дерева. Это та часть, к которой вы прижимаете пальцы во время игры. На накладке расположены металлические порожки, которые делят гриф по всей длине на лады и позволяют изменять тональность струн и соответственно брать разные , а также еще есть метки/точки между этими порожками, уточняющие и обозначающие для удобства 3, 5, 7, 9 и последующие лады.

В начале грифа, т.е. вверху, установлен верхний порожек, а сразу после него идет голова грифа, на платформе которой расположены механические колки, предназначенные для натяжения и фиксации металлических струн и, самое главное – это гайка для регулировки анкерного стрежня, который предохраняет гриф от деформации из-за нагрузки натяжения струн. На данном примере гитары Fender Stratocacter, гриф не вклеенный и крепится к корпусу при помощи 4-х болтов. Крышка на обратной стороне гитары закрывает всю механику бриджа, а также электрическую часть.

Вот такое вот оно устройство электрогитары! Ну что, разобрались? Отлично! Теперь вы хорошо знаете из каких частей она состоит. Возможно, вам эта статья поможет вам в выборе гитары, но об этом мы более подробно поговорим уже в другой статье. Не пропустите следующий пост об ! Обязательно посмотрите интересное видео под статьей для закрепления усвоенного материала.

Очень важно знать названия деталей гитары наизусть. С данными словами и понятиями большинство гитаристов сталкиваются довольно редко, но, конечно, есть случаи, когда это необходимо. Эта статья будет в роли шпаргалки, посвящённая гитарным частям. Также будет небольшое описание каждой детали или части гитары. Будут рассмотрены акустическая гитара и электрогитара.

Акустическая гитара:

1) Подставка для струн. Зачастую изготовлена из дерева. Выполняет роль подставки.

2) Нижний порожек. Изготовлен обычно из пластика. На него опираются струны, иногда имеет пазы для струн.

3) Верхний порожек. Похож на нижний порожек, только уже и находится на другом конце грифа.

4) Гриф. Одна из главных частей гитары. Изготовлен из дерева, с задней стороны обычно покрыт лаком. Во многих акустических и электрогитарах в грифе находится металлический анкерный стержень, с помощью которого можно настраивать прогиб грифа.

5) Обечайка. Боковая сторона корпуса гитары.

6) Верхняя дека. Лицевая сторона корпуса гитары.

7) Пятка грифа. Место крепление грифа к корпусу гитары.

8) Струны. Обычно металлические, но на классических гитарах нейлоновые.

9) Лады. Металлические порожки, которые делят гриф на отрезки. Также ладами называются сами эти отрезки.

10) Головка грифа. Часть гитары, которая находится после грифа.

11) Колковая механика, колки. Изготовлены обычно из металла. Служат для настройки гитары, а также для крепления струн.

Электрогитара:

1) Пуговица для ремня. Специальный металлический болтик, к которому прикрепляется ремень.

2) Гнездо под джек. Отверстие, в которое нужно подключать провод. (Jack)

3) Регулятор громкости. Регулирует громкость.

4) Регулятор тембра. Регулирует подачу высоких частот.

5) Переключатель звукоснимателей. Позволяет переключать режимы работы звукоснимателей.

6) Бридж, машинка, струнодержатель. Все три названия используются в зависимости от ситуации.

7) Рычаг-тремоло. Рычажок, при помощи которого можно понизить, либо повысить высоту звучания путем ослабления или натяжения струн.

8) Звукосниматель хамбакер. Состоит из двух соединенных катушек.

9) Звукосниматели сингл. Звукосниматели, состоящие из одной катушки.

10) Корпус гитары. Изготовлен из дерева, покрыт лаком, либо пропитан маслом.

11) Гриф. По сравнению с акустической гитарой, гриф у электрогитары доступнее для игры на верхних ладах. (можно зажимать все 21-24 лада)

12) Порожек, лад. Выпуклые металлические полоски, которые разделяют лады.

13) Метка. Специальные метки, которые помогают ориентироваться при игре на гитаре.

14) Колки. Используются для настройки гитары, а также, чтобы держать струны.

Электрогитара впервые появилась в XX веке и сразу же завоевала популярность благодаря необычному звуку. С помощью звукоснимателя и электрического усиления создаются разнообразные мелодии.

Каково устройство электрогитары? Она имеет три составные части: корпус, гриф и головка . На корпусе расположены: струнодержатель (бридж или машинка), различные звукосниматели и переключатель, накладка, регуляторы тембра и громкости, рычаг (тремоло), гнездо для подключения шнура, крепление ремня.

Гриф состоит из двух частей: сам гриф и накладка, на которой располагаются лады, метки, порожки. Немаловажная деталь – анкерный стержень. Его назначение – регулировать прогиб грифа.

На головке располагаются колковый механизм. Натяжение колка определяет натяжение струн. С их помощью производится настройка электрогитары. В некоторых случаях на верхнем порожке устанавливают специальные пластины, блокирующие регулировку струн (топ-лок). Тогда в бридже для микронастройки устанавливают мини-колковый механизм.

Типы корпуса

  • Цельный . Изготовленный из одного куска дерева, цельный корпус считается самым дорогим и качественным. Характеризуется извлечением чистого, яркого звука . Склеенный из нескольких кусков дерева одной породы, корпус теряет резонанс древесины, и качество звука ухудшается. Исключение – корпус, состоящий из разных пород дерева. Такая хитрость обеспечивает извлечение резкого, жесткого звука, характерного для тяжелой музыки.
  • Полый . Извлекаемый звук теплый, насыщенный, мягкий, но быстро угасает и скрипит, если игра производится на высокой громкости.

Изучая устройство электрогитары, важно обратить внимание на материал, из которого изготавливается корпус. Длительность колебания струн и траектория движения напрямую зависят от породы древесины . Вибрация звукоснимателей также определяется материалом корпуса и накладками: клен, ольха, палисандр, орех, ясень.

Соло партия с верхними частотами будет прекрасно звучать на гитаре из ясеня, ольхи, тополя, липы. Ритм будет ярко выражен на гитарах из махагони, липы, ясеня. Мощная ритм-партия будет восхитительна на гитаре из ореха, палисандра, венге, махогони.

Гриф

Существует несколько видов крепления грифа к корпусу:

  • Болты . В этом случае достаточно легко при необходимости поменять гриф, но длительность звучания нот сокращается.
  • Вклеенный . Он лучше передает вибрации, используется чаще всего.
  • Сквозной . Дека представляет собой две половины, которые крепятся к грифу. Звук продолжительный, теплый.
  • Беспяточный . Преимущество – облегчение доступа к высоким позициям.

Ширина и толщина грифа определяют стиль звучания. Те, кто предпочитают быструю жесткую музыку (легато, тэппинг), выбирают тонкие, но широкие грифы . Приверженцы классики останавливают выбор на округлых грифах. Производители нашли компромисс и предложили гриф, у которого изменяется радиус накладки. Возле деки он плоский, а ближе к головке – круглый.

Материал грифа и накладки также немаловажен. Именно накладка отражает или передает получаемые вибрации , поэтому для ее производства используется черное дерево, клен или палисандр. Клен обеспечивает яркое звучание, черное дерево – плотность и глубину, а палисандр – тепло, мягкость. Гриф изготавливается из красного дерева, клена или композитного материала. Твердое, красивое дерево не только эффектно выглядит, но и придает жесткости, чтобы держать струны.

Анкер и мензура


Анкер устанавливается двумя способами: под накладкой или с тыльной стороны грифа, ближе к колковому механизму. Второй вариант предпочтительнее и надежнее. Для регулировки используется специальный ключ.

Мензура – это расстояние от струнодержателя до верхнего порожка грифа, если струна открыта. Мензура определяет места расстановки ладов . Расстояние, равное ½ длине мензуры находится между 12 и 13 ладами. А ¼ длины – между 5 и 6 ладами. В зависимости от длины извлекается различный звук: певучий, теплый, мягкий или жесткий, резкий, агрессивный.

Звукосниматели

Роль звукоснимателей – преобразовывать струнные колебания в электрический сигнал. От качества звукоснимателя напрямую зависит качество звучания. Производятся двух видов: электромагнитные и пьезоэлектрические . Электромагнитные классифицируются на пассивные и активные, а также Single и Hambacker . Пассивные звукосниматели не нуждаются в дополнительном питании, а активные используют подпитку от батарейки. Поэтому звучание последних гораздо качественней.

Синглы (имеют одну катушку) отличаются чистым и ярким звуком, но могут фонить. Поэтому производители нашли выход: синглы, обладающие эффектом хамбкера. Они обеспечивают чистый звук без посторонних шумов, используются в джазе, блюзе. Хамбакеры (имеют две катушки) производят мощный, но неяркий звук, лишенный низких частот, при перегрузе звучат четко и агрессивно.

Пьезоэлектрические звукосниматели выпускаются в виде небольшого диска или узкой полоски, устанавливающейся под нижний порожек. Можно установить и под каждую струну, добиваясь необычных эффектов. А для устранения шумов целесообразно использовать буфер предусилителя.


Бриджи и переключатели

Бриджи выпускаются как с системой тремоло, так и без нее. Машинка (система тремоло) позволяет понижать и повышать высоту нот прямо на гитаре с помощью специального рычага, но «съедает» сустэйн . В этом случае используется система микроподстройки колков. Бриджи без тремоло имеют более плавный звук, реже расстраиваются .

Если звукосниматель располагается ближе к струнодержателю, он называется бриджевый. Ближе к грифу – нековый. Специальный переключатель позволяет бриджевый звукосниматель использовать на соло, а нековый – при игре аккордами.

Используется трех- или пятипозиционный переключатель. Позиции активизируют различные комбинации звукоснимателей: бриджевого, среднего, возле грифа.

Теперь, зная устройство электрогитары, гораздо проще начать обучение и наслаждаться качественной музыкой.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.

Вам необходимо понять суть предстоящей задачи. Для этого вам надо разобраться и понять подробное устройство электрогитары. Если вы когда нибудь держали в руках акустическую гитару, вы сразу увидите схожесть и различия в конструкции между этими инструментами. Давайте подробно разберем устройство этого чудесного музыкального инструмента.

1)Головка (перо) грифа - служит для крепления на нем колков. Может иметь различные очертания, вплоть до самых причудливых.

2)Колки - служат для натяжения струн. Бывают: одиночные, парные, закрытые и открытые.
3)Анкерная гайка - с помощью нее можно легко отрегулировать прогиб грифа.
4)Гриф - практически самая важная и дорогостоящая часть гитары. Грифы различаются способами крепления к корпусу. В зависимости от конфигурации гитары, гриф может быть как приклеенным, так и привинченным с помощью специального болта. Каждый способ крепления оказывает свое влияние на звуковой окрас всего инструмента. Самый дорогой вариант крепежа – это когда гриф проходит прямо внутрь корпуса насквозь и тем самым придает гитаре глубокий, очень сочный звук.
5)Верхний порожек - делается из пластика.
6)Ладовые порожки .
7)Маркеры - помогают музыканту ориентироваться на грифе.
8)Пуговица - необходима для крепления ремня.
9)Рычаг тремоло - с его помощью можно задействовать машинку.
10)Звукосниматели - это электромагнитные устройства необходимые для преобразования колебаний струны в электрический сигнал. Магнитные звукосниматели бывают двух видов: :

Сингл(SC) -эта разновидность датчиков относится к магнитным звукоснимателям и имеет в своей конструкции количество сердечников равное количеству струн на электрогитаре. Каждый сердечник находится под своей струной. Для такого рода датчиков характерно чистое, прозрачное звучание, которое не характерно для звукоснимателей типа Хамбакер. К минусам можно отнести помехозащищенность, т.е. при игре такой звукосниматель будет улавливать посторонние радиопомехи. Но это не мешает некоторым производителям устанавливать на свои гитары только Синглы. Например на Fender Stratocaster стоят только такие звукосниматели.

Хамбакер(HB) -конструктивно представляет собой связку двух звукоснимателей типа Сингл(SC) разместившихся в одном корпусе. В зависимости от конфигурации хамбакера датчики, входящие в его состав соединены либо параллельно, либо последовательно. Главным преимуществом такого типа звукоснимателя является его устойчивость к посторонним помехам, к которым склонен Сингл. Для хамбакера характерно плотное, мясистое звучание. Ярким примером электрогитары оборудованной такими звукоснимателями является Gibson Les Paul.

11)Переключатель звукоснимателей - 3х или 5и позиционный, он позволяет переключать между собой все звукосниматели, а следовательно и получать различное звучания инструмента.
12)Ручки громкости и тембра - при их помощи регулируются громкость и тембр звучания гитары соответственно.
13)Струнодержатель(машинка, бридж) - это устройство для крепления струн к электрогитаре. Все струнодержатели можно разделить на три вида: фиксированный, с тремоло и с системой флойд роуз.


У гитары с фиксированным бриджем более красивый, ровный и продолжительный звук.


Бридж с тремоло - позволяет музыканту понижать высоту звучания струн в процессе игры с помощью рычага тремоло.


Бридж с системой флойд роуз (floyd rose) - наиболее популярный тип струнодержателя, позволяет музыканту как понижать, так и повышать высоту звучания.


14)Гнездо для подключения шнура .
15)Дека - вторая очень важная часть в устройстве электрогитары. Звучание инструмента, в основном зависит от того, как дека резонирует в процессе игры. Обычно делается цельной, реже склеенной из нескольких кусков дерева. Что касается внешнего вида и формы корпуса, то в отличие от акустических гитар, это практически не сказывается на звуке инструмента.

Рассмотренное выше устройство электрогитары является неизменным практически для всех электрогитар.

Порой даже самые виртуозные гитаристы точно не знают устройство электрогитары. В этом нет ничего стыдного, но понимание конструкции своего инструмента может открыть перед вами новые горизонты, новые приемы звукоизвлечения или позволит лучше понять работу инструмента. В этой статье мы постараемся максимально подробно описать из чего состоит и как устроена самая типичная электрогитара.

Чтобы информация про устройство электрогитары воспринималась лучше, разделим ее на две логические части: описание внешнего вида и “начинку”.

Внешний вид

Ниже приведена схема, на которой подписаны части электрогитары. Этот инструмент во многом похож на обыкновенную акустическую гитару: тут также есть корпус, дека и гриф, 6 металлических струн, могут быть звукосниматели, но вместе с этим, электрогитара намного сложнее устроена. Она содержит в себе детали, которых нет у акустики.

Корпус

Если говорить о схожих элементах: деке (корпусе), то у них существенно отличается строение. Корпус электро гораздо меньше, чем у акустики, и чаще всего он цельный, но иногда встречается и полый.

Цельная дека изготавливается из одного или нескольких склеенных между собой кусков дерева. Звучание у такого корпуса резкое и «агрессивное», благодаря чему он популярен у исполнителей рок-музыки. Единственный минус – если корпус состоит из нескольких частей, то звук может испортиться из-за нарушения резонанса в местах соединения древесины.


Цельный корпус электрогитары

Полый корпус немного шире цельного, он отличается более теплым и насыщенным звуком, такие гитары используются для исполнения джаза, блюза и кантри. Минус такого корпуса – маленький сустейн, то есть недолгое звучание, быстрое угасание звука.


Полый корпус электроитары

На обечайке корпуса внизу (если расположить и гитару грифом вверх) располагается гнездо для подключения усилителя и вывода звука на колонки. Иногда, вход расположен на передней панеле гитары (прим. Fender Telecaster, Gibson SG)

Гриф

Гриф – очень важный элемент гитары потому как от его удобства зависит качество исполняемой музыки. Эта деталь может существенно отличаться от инструмента к инструменту. Например, у некоторых из гитар он более узкий и округлый, у других – широкий и плоский.

Конечно, подбирать нужно в зависимости от анатомических особенностей вашей руки, но традиционно считается, что узкий и широкий гриф удобен для исполнения подвижных пассажей и других технических приемов, что обычно встречается в жанрах металл и рок, а узкий и округлый гриф подходит для игры аккордов в блюзе и джазе.

В целом гриф у электрогитары такой же, как и у акустики. Единственное отличие – количество ладов, у электрогитары оно может достигать 27, а у акустики не более 23. Самые распространённые модели обычно имеют 21, 22 или 24 лада.

Начинка

Теперь пора поговорить про детали, имеющиеся только у электрогитары. Их мы назовем начинкой.

Бридж – это деталь на корпусе, к которой прикрепляются струны, т.е. простыми словами нижний порожек. Он бывает с тремоло и без. Бридж с тремоло дополняется рычажком (рычаг вибрато), который приводит его в движение. Такая система позволяет менять высоту звука на 1,5-2 тона, что делает звучание более интересным.

Однако у бриджа с тремоло есть несколько недостатков: гитара сложнее настраивается или перестраивается в нестандартный строй, имеет меньший сустейн, а если одна из струн порвалась, то расстраивается весь инструмент. Соответственно система без тремоло не имеет всех этих недостатков, но в то же время на ней невозможно добиться интересного вибрато.

Звукосниматели (обычно их три штуки), как показывает схема, располагаются возле нижнего порожка под струнами и, собственно, снимают звук, т.е. преобразовывают колебания струн в громкое звучание. Делятся на типы: сингл и хамбакер.

Различаются они по характеру передаваемого звука: первый делает его более чистым и прозрачным, а второй – более насыщенным и мощным. Сингл традиционно используется в джазе и кантри, но конструкция его датчиков не позволяет гасить посторонние шумы, из-за чего гитара часто фонит при игре с дисторшен. Соответственно хамбакер больше подходит для исполнения тяжелой музыки.

Переключатель звукоснимателей позволяет выбирать между одним или двумя из трех звукоснимателей, расположенных под струнами. Как правило, каждый из них дает свое уникальное звучание, что объясняют физические свойства и конструкция инструмента. Следовательно, переключаясь между ними можно экспериментировать со звучанием.

Рычаги громкости позволяют изменять громкость, а рычаги тембра характер звучания инструмента.

Это вся основная информация, которую можно подать про устройство электрогитары. Как вы поняли, конструкция электрогитары достаточно проста. Конечно, многие из элементов можно описать куда подробнее, рассказывая про их виды и подвиды, но это усложнит текст и запутает новичка.

Спасибо, что прочитали статью, надеемся, что в ней вы нашли ответы на все свои вопросы. Если что-то еще осталось неясно – пишите в комментарии и да будет вам в помощь схема. И как вы, наверное, уже знаете, у нас появилась группа ВКонтакте, где мы ежедневно выкладываем много полезных материалов про гитары, а также ноты и табы популярных композиций. Так что подписывайтесь, чтобы не упустить новую информацию.