Черты культуры эллинизма восточного происхождения. Эллинистическая культура и ее особенности


Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III--I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II--I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.

Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства - все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние - восточной культуры на греческую - в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии. религия эпоха эллинизм культура

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» - царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, - Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент - особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг) .

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

Арендный блок

Эллинистическое общество поразительно отличается от общества классической Греции по целому ряду факторов. Фактический уход полисной системы на второй план, развитие и распространение политических и экономических вертикальных (а не горизонтальных) связей, коллапс отживших себя социальных институтов, общее изменение культурного фона вызвало серьёзные изменения в греческой социальной структуре. Она представляла собой смесь из греческих и восточных элементов. Наиболее ярко синкретизм проявился в религии и официальной практике обожествления монархов.

Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III-I вв. до н. э., без сомнения, следует считать эллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.

Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.

Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».

Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.

Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры. Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.

Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.

Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг).

Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.

Страница 1

Скачать


Размер: 249.2 Кб

Курсовий проект з мікропроцесорних систем

Мікроконтролерний пристрій контролю напруги USB. Пояснювальна записка до курсового проекту

Телеуправление стрелками и сигналами

Классификация систем телеуправления стрелками и сигналами. Маршрутизация станций и таблица зависимостей. Места установки светофоров для поездов. Обеспечение безопасности движения поездов

Сообщение об животных и птицах моего края, находящийся в «красной книге»

В нашей области есть виды животных, котором грозит исчезновение, а мы об этом и не задумываемся. Для это существует «Красная книга Тверской области».

Поняття про хворобу, класифікація

Курсова робота. Історія становлення паталогії. Методи дослідження. Загальне вчення про хворобу. Основа класифікації хвороб. Предмет і завдання паталогічної фізіології

Особенности эллинистической культуры

Период эллинизма характеризуется взаимопроникновением греческой и восточной культуры.

Определение 1

Термин «эллинистическая культура » имеет два определения:

  • хронологическое – культура эпохи Эллинизма;
  • типологическое – культура, возникшая при сочетании греческой и местной культур.

Важным элементом культуры III – I вв. до н. э. стала эллинизация населения завоеванных стран востока греками-переселенцами. Образ жизни, правила строительства городов, идеалы в литературе и искусстве опирались на греческие традиции. Влияние восточной культуры на греческую было не так заметно и нашло отражение в религии и общественном сознании.

Происходит изменение политической обстановки для развития культуры. Эпоха характеризуется зависимостью от нескольких крупных государств, а не от множества мелких полисов. Эти державы были едины в культурном и языковом развитии, отличаясь только правящими династиями.

Благодаря мобильности населения эллинистическая культура широко распространилась по миру. Ранее такое было невозможно из-за слабости контактов восточных государств и полисной закрытости греческих городов.

Важный фактор развития культуры: государственная поддержка. Монархи стремились показаться просвещёнными и не жалели денег на культуру.

Замечание 1

Птолемей I в начале III в. до н. э. основал в городе Александрии Мусей – центр поддержки культурной деятельности, первую очередь литературной и научной. Гордостью династии Птолемеев стала Александрийская библиотека. К концу эллинистической эпохи в ней хранилось около 700 тысяч папирусных свитков.

Новая тенденция культуры: создание библиотек. Переда информации письменным путём вытесняла ораторское искусство из повседневной жизни во дворцы правителей.

Пути распространения эллинистической культуры

Для проникновения эллинистической культуры в местные традиции использовалась система образование и привлекательность греческого образа жизни.

В каждом восточном городе-полисе открывались гимнасии и палестры, строились ипподромы и стадионы, функционировали театры.

Определение 2

Гимнасий – образовательное учреждение, которое могли посещать мужчины с 18 лет. Там беседовали с философами, обменивались мнениями, занимались спортом. Палестра – спортивная школа для юношей 12-16 лет.

Работу школ контролировали выборные люди из числа граждан полиса. Они же подбирали учителей, проверяли полуженные учениками знания. Школы существовали на средства полисной казны и пожертвования царей и граждан. Гимнасии являлись центрами культурной жизни полиса.

Ещё один фактор распространения культуры: праздники. Как уже ставшие традиционными, так и вновь созданные.

Замечание 2

Кроме привычных Дионисии и Апполонии на Делосе проводились торжества в честь Птолемеев или Антигонидов. В Александрии праздник Птолемеи не уступал по своим масштабам олимпийским состязаниям.

Обязательным элементом каждого праздника становились театральные постановки, торжественные шествия, угощение всех собравшихся гостей, различные состязания и игры. На такие торжества приезжали гости из всех государств эллинистического мира.

Значение эллинистической культуры

Эллинистическая культура способствовала возникновению постоянных контактов между европейскими (в лице греков и македонян) и афро-азиатскими народами. Эти отразилось в военных походах, развитии торговых отношений и культурном сотрудничестве. Появились новые стороны общественной жизни эллинистических государств. Благодаря совместному творчеству появилась философская мысль о всеобщности мира, которая нашла отражение в учении стоиков о космосе.

Под влиянием эллинистической культуры оказались Северная Африка, Центральная и Передняя Азия, Западная и Восточная Европа. Многие открытия и изобретения эллинистической культуры и науки составляют золотой фонд общей культуры человечества.

Эллинистическая культура

термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое - культура эпохи Эллинизм а и типологическое - культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов. Типологическое понимание приводит к расширению хронологических и географических рамок вплоть до включения в понятие «Э. к.» всей культуры античного мира от времени походов Александра Македонского (4 в. до н. э.) до падения Римской империи (5 в. н. э.). При этом не принимаются во внимание качественные изменения в идеологии и культуре, возникшие после римского завоевания и особенно в период кризиса и упадка античного рабовладельческого общества.

Сложившаяся на всей территории эллинистического мира культура не была единообразной. В каждой области она формировалась путём взаимодействия местных, наиболее устойчивых традиционных элементов культуры с культурой, принесённой завоевателями и переселенцами - греками и негреками. Формы синтеза определялись воздействием многих конкретных обстоятельств: численным соотношением различных этнических групп (местных и пришлых), уровнем их экономики и культуры, социальной организацией, политической обстановкой и т. д. Даже при сопоставлении крупных эллинистических городов (Александрии, Антиохии на Оронте, Пергама и т. д.), где греко-македонское население играло ведущую роль, отчётливо видны особые, характерные для каждого города черты культурной жизни; ещё яснее проступают они во внутренних областях эллинистических государств (например, в Фиваиде, Вавилонии, Фракии). И, однако, всем местным вариантам Э. к. свойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, сходными тенденциями социально-экономического и политического развития общества на всей территории эллинистического мира, с другой - обязательным участием в синтезе элементов греческой культуры. Образование эллинистических монархий в сочетании с полисной структурой городов способствовало возникновению новых правовых отношений, нового социально-психологического облика человека и общества, нового содержания его идеологии. Напряжённая политическая обстановка, непрерывные военные конфликты между государствами и социальные движения внутри них также наложили существенный отпечаток на Э. к. В Э. к. более выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании и характере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской и сельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные традиции.

Религия и мифология. Наиболее характерной чертой эллинистической религии и мифологии является синкретизм, в котором восточное наследие играло огромную роль. Боги греческого пантеона отождествлялись с древними восточными божествами, наделялись новыми чертами. Менялись формы почитания божеств, Мистерии приобретали более оргиастический характер. При сохранении местных различий в пантеоне и формах культа постепенно получили всё более широкое распространение некоторые универсальные божества, объединявшие в себе сходные функции наиболее почитаемых божеств разных народов. Одним из главных культов стал культ Зевса Гипсиста (высочайшего над всем), отождествлявшегося с финикийским Ваалом, египетским Амоном, вавилонским Белом, иудейским Яхве и др. Его многочисленные эпитеты - Пантократор (всемогущий), Сотер (спаситель), Гелиос (солнце) и другие - свидетельствуют о необычайном расширении его функций. С культом Зевса по распространённости соперничал культ Дионис а с мистериями, сближавшими его с культами египетского бога Осирис а, малоазийских богов Сабазия и Адониса. Из женских божеств главным и почти повсеместно почитаемым божеством стала египетская Исида , воплотившая черты многих греческих и азиатских богинь. Специфическим порождением эллинистической эпохи был культ Серапис а - божества, которое обязано своим появлением религиозной политике Птолемеев (См. Птолемеи), стремившихся слить воедино привычный для греков антропоморфный облик Зевса-Посейдона с функциями египетских зооморфных божеств Осириса и Аписа. Сложившиеся на В. синкретические культы проникли в полисы Малой Азии, Греции и Македонии, а затем и в Западное Средиземноморье. Некоторые восточные культы почти в неизмененной форме воспринимались греками. До уровня главных божеств выросло значение богини судьбы Тихе. Эллинистические цари, используя восточные традиции, усиленно насаждали царский культ.

Философия. В эпоху эллинизма продолжают свою деятельность Академия Платоновская , аристотелевский Ликей (Перипатетическая школа), Киники и Киренская школа . В то же время возникают три новые философские школы, оспаривающие друг у друга влияние на эллинистический мир: Скептицизм , Эпикуреизм и Стоицизм . Объединяет их общая сосредоточенность на вопросах умонастроения и поведения индивида, достижения им внутренней независимости от окружающего мира и связанное с этим вытеснение онтологической проблематики этической. Школа скептиков, основанная в последней четверти 4 в. до н. э. Пиррон ом, призывала к достижению невозмутимости духа на пути отказа от поисков невозможного, по их мнению, объективного знания, воздержания от суждений и следования разумной вероятности, традициям и обычаям. В дальнейшем скептицизм сливается с Платоновской академией (т. н. 2-я и 3-я Академии, основанные Аркесилаем и Карнеад ом), а в 1 в. до н. э. развивается Энесидемом. Эпикур , создавший своё учение на основе атомистического учения Демокрита и этики киренаиков, начал преподавать в 309 до н. э., проповедуя достижение счастья и духовного блаженства (безмятежность и спокойствие души) через умеренность в чувств, удовольствиях, самообладание и т. п. Школа Эпикура, существовавшая до середины 4 в. н. э., оказывала значительное воздействие на мировоззрение эллинистической эпохи. Деятельность основателей стоицизма - Зенон а из Китиона, Клеанфа и Хрисиппа - протекала в 3-2 вв. до н. э. Возрождая концепции досократовской философии (прежде всего Гераклита), стоики представляли космос разумным огненным дыханием, дробящимся на многообразие логосов, одним из которых является человек; непоколебимость духа усматривается в полном подчинении космическому разуму, для чего необходимы бесстрастие и добродетельность.

С середины 2 в. до н. э начинается процесс сакрализации, сближения философии с религиозно-мифологическими традициями Греции и Востока. Философия становится на путь эклектического объединения различных систем. Центральной фигурой этого процесса является Посидоний , синтезировавший пифагорейско-платоническую и стоическую философию в детально разработанную и обширную систему платонического стоицизма, оказавшую огромное влияние на античную философию вплоть до Плотина .

Естественнонаучные взгляды. Крупнейшим научным центром эллинистического мира была Александрия с Александрийским мусейоном (См. Александрийский мусейон) и Александрийской библиотекой (См. Александрийская библиотека), где работали выдающиеся учёные Средиземноморья. Значительного развития достигло в Александрии изготовление книг, чему способствовала монополия Египта на папирус. Другими важными центрами эллинистической науки были Пергам, Антиохия на Оронте, о. Родос. Большинство учёных, деятельность которых протекала в этих центрах, были греками. Греческий язык стал международным научным языком той эпохи.

Высшие достижения математики и астрономии, особенно расцветших в Александрии в 3-2 вв. до н. э., связаны с именами Евклид а, Архимед а, Аполлония Пергского (См. Аполлоний Пергский), Аристарха Самосского (См. Аристарх Самосский), Гиппарх а из Никеи. В трудах этих учёных эллинистическая наука подошла к ряду проблем: дифференциальное и интегральное исчисление, теория конических сечений, гелиоцентрическая система мира и т. д., нашедших дальнейшее развитие лишь в новое время. Из математиков, работавших в Александрии, известны также Никомед , Диокл, Зенодор (труд «Об изопериметрических фигурах») и Гипсикл, автор XIV книги евклидовых «Начал» и трактата «О многоугольных числах». Селевк из Селевкии (2 в. до н. э.) выступал как последователь гелиоцентрической системы Аристарха, установил зависимость морских приливов и отливов от положения Луны. Успехи теоретической механики были связаны прежде всего с работами Архимеда; известность приобрёл также псевдоаристотелевский трактат «Механические проблемы». Развитию прикладной механики содействовали многочисленные изобретения Ктесибия. Достижения прикладной механики были подытожены в трудах Герон а Александрийского.

Походы Александра Македонского стимулировали расширение географических знаний. Ученик Аристотеля Дикеарх около 300 до н. э. составил карту всей известной тогда ойкумены (См. Ойкумена) н попытался определить размеры земного шара; его результаты были уточнены Эратосфен ом из Кирены, плодотворно работавшим в самых различных областях знаний. Посидоний с о. Родос написал помимо философских сочинений ряд работ по географии, астрономии, метеорологии и др. Труд Страбон а «География» (в 17 кн.) обобщил географические знания эпохи.

Накопленные знания в области ботаники были систематизированы Теофраст ом. Большой интерес был достигнут в области анатомии человека и в медицине. Деятельность Герофила из Халкедона и Эрасистрат а была этапом на пути к созданию научной анатомии. Под влиянием этих учёных на рубеже 3 и 2 вв. до н. э. возникла школа врачей-эмпириков (Филин Косский, Серапион Александрийский и др.), признававшая опыт в качестве единственного источника медицинских знаний.

Историческая наука. Сюжетами исторических сочинений обычно служили события недавнего прошлого и современные авторам. На выбор темы и освещение событий историками, несомненно, влияли политическая борьба, политические и философские теории современной им эпохи. В исторических сочинениях обсуждались вопросы о роли судьбы и выдающихся личностей в истории, об идеальной форме государства, возникающей из смешения демократии, аристократии и монархии, о слиянии истории отдельных стран во всемирную историю и т. п. По своей форме произведения многих историков находились на грани художественной литературы: изложение событий искусно драматизировалось, использовались риторические приёмы, эмоционально воздействовавшие на широкую аудиторию. В таком стиле писали историю Александра Македонского Каллисфен (конец 4 в.) и Клитарх Александрийский (не ранее 280-270), историю греков Западного Средиземноморья - Тимей из Тавромения (вскоре после 264), историю Греции с 280 по 219 - Филарх Афинский. Другое направление историографии придерживалось более строгого и сухого изложения фактов (не исключавшего тенденциозности), например: история походов Александра, написанная Птолемеем I после 301; история периода борьбы диадохов, написанная Иеронимом из Кардии (не ранее 272), и др. Крупнейшим историком 2 в. был Полибий , автор всемирной истории от 220 до 146. Вслед за Полибием в 1 в. всемирную историю писали Посидоний из Апамеи, Николай Дамасский , Агатархид Книдский, Диодор Сицилийский . Продолжала разрабатываться история отдельных государств, изучались хроники и декреты греческих полисов, возрос интерес к истории восточных стран. Уже в начале 3 в. появились труды на греческом языке местных жрецов-учёных: Манефона (история фараоновского Египта), Бероса (история Вавилонии), Аполлодора из Артемиты (история парфян); исторические сочинения на местных языках (например, Книги Маккавеев о восстании жителей Иудеи против Селевкидов).

Литература. Важнейшей чертой художественной литературы эпохи эллинизма было сужение её социального горизонта по сравнению с предшествующим (т. н. полисным) периодом греческой истории. Публичный характер сохраняли только театр, представления, но и в театре на смену общественно-политической и обличительной комедии Аристофана пришла так называемая новая аттическая комедия (Менандр , Филемон, Дифил - 2-я половина 4 - начало 3 вв. до н. э.) с её интересом к частному быту и семейным перипетиям. Трагедии периода эллинизма не сохранились, хотя постановки засвидетельствованы в течение всего эллинистического периода как в Афинах, так и почти на всей территории эллинистического мира (вплоть до Армении и Причерноморья).

С начала 3 в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где художественное творчество неразрывно было связано с учёными изысканиями филологов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке. Изучение художественной литературы прошлого заставило эллинистических поэтов осознать как устойчивость существующих литературных традиций, так и необходимость их обновления. Отсюда интенсивное экспериментирование в области давно сложившихся жанров. Элегия из средства общественного и морального назидания превращается в повествование с мифологическим содержанием в творчестве Филита с о. Кос (около 320-270), Гермесианакта из Колофона (р. около 300) и Каллимах а из Кирены. В то же время Каллимах заменил традиционный героический эпос жанром небольшой поэмы («эпиллия»), излагавшей в бытовых тонах побочные эпизоды героического сказания. В т. н. идиллиях Феокрит а бытовая ситуация часто разрабатывалась в формах, заимствованных из фольклорного состязания певцов или свойственных драматической сценке (Мим у) из жизни городской семьи. Этот же круг тем составляет содержание «Мимиамбов» Геронд а, обнаруженных на папирусе в конце 19 в. Период эллинизма был также временем расцвета эпиграммы, в которой на первое место выступала любовная тематика: возникновение страсти, встреча влюблённых, неудовлетворённое чувство.

Традиционный жанр героического эпоса нашёл продолжение у Аполлония Родосского (См. Аполлоний Родосский), однако он также испытал влияние учёности, обязательной для поэзии Э. к. и требовавшей от авторов вплетения в основную сюжетную канву всякого рода антикварных справок, редких слов и мифов.

Существенное значение для последующего развития античной и средневековой литературы имели прозаические жанры, оформлявшиеся в период эллинизма с привлечением фольклорной новеллы, рассказов о чудесных странах: любовный роман с участием легендарных царей и полководцев («Роман о Нине»), псевдоисторические описания идеального общественного устройства (Ямбул, Эвгемер). Литература Э. к. достигла значительного успеха в изображении внутреннего мира человека, его повседневного быта, в то время как использование фольклорной традиции расширило границы литературных жанров.

Архитектура и изобразительное искусство. Противоречия политического и социально-экономического развития общества обусловили противоречивость эллинистического искусства, в котором соединяются рационализм и экспрессивность, скептицизм и эмоциональность, элегичность и глубокий драматизм, архаизация и новаторство. Усилились локальные различия художественных школ: александрийской, пергамской, родосской, афинской, сирийской и др. На территориях к В. от Евфрата первоначально взаимодействие греч. и местных элементов было незначительным; период бурного синтеза, в результате которого возникли искусство Парфянского царства (См. Парфянское царство), Гандхары (См. Гандхара), Кушанского царства (См. Кушанское царство), начался после падения власти греко-македонян.

Эллинистическое зодчество отличают стремление к освоению огромных открытых пространств, к эффекту грандиозности, желание поразить человека величием и смелостью инженерно-строительной мысли, логикой конструкций, импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения. В художественном облике городов (Александрия в Египте, Дура-Европос, Пергам, Приена, Селевкия на Тигре), построенных обычно по регулярному плану, важная роль отводилась большим колоннадам (вдоль главных улиц) и 1-2-ярусным колонным портикам, отдельно стоящим (по периметру агоры) или являющимся частью здания; в формировании городских центров - царским дворцам, домам для собраний (булевтериям, экклесиастериям), театрам, святилищам. Особенность эллинистических городов - величественные архитектурные ансамбли, для которых характерны согласованность зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом, регулярность планировки, подчёркивание горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей, симметричность и фронтальность композиций построек как элементов ансамбля, рассчитанных на восприятие с фасада. Архитектурные типы общественных, жилых и культовых зданий большей частью восходили к эпохам греческой архаики и классики, но интерпретировались в духе времени; появились новые виды зданий - библиотеки, мусейоны (Александрийский мусейон), инженерные сооружения (Фаросский маяк в Александрии). Синкретизм эллинистической религии повлиял на развитие типов храмов, святилищ, алтарей, мемориальных зданий, в которых сильнее, чем в гражданских постройках, сказалось взаимодействие с искусством Востока (святилище Асклепия на о. Кос, катакомбы Ком-эш-Шукафа в Александрии, городище Ай-Ханум в Северном Афганистане). Эксцентричность эллинистического зодчества нашла выражение в эффектных пластических композициях алтарей Малой Азии (алтарь Зевса в Пергаме). Эллинистический ордер отличается свободным отношением к традиционной схеме и тенденцией к усилению декоративно-оформительной функции за счёт конструктивной. В восточно-эллинистическом искусстве греческие ордера подверглись местной интерпретации («псевдокоринфские» капители колонн в Ай-Хануме). В изобразительном искусстве, наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, 2 в. до н. э.), существовала тенденция механического подражания классике (неоаттическая школа), порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, начало 3 в. до н. э., Ватиканские музеи). Скульптура перестала служить гражданственным идеалам полиса; в ней нарастали отвлечённость, декоративность, повествовательность, подчас иллюстративность («Лаокоон»).

Характерные для эллинистической пластики драматизм, экспрессия и патетическая страстность, призванные активно воздействовать на зрителя, внутренняя напряжённость образов и внешняя эффектность форм, построенных на взаимодействии с окружающим пространством, неожиданные ракурсы и динамичные жесты, сложный рисунок композиции и смелые контрасты света и тени наиболее ярко выражены в горельефном фризе алтаря Зевса в Пергаме, статуе Нике Самофракийской. Многоплановость и противоречивость эллинистической скульптуры проявились в сосуществовании идеализированных портретов монархов, предельно монументализированных статуй божеств («Колосс Родосский»), гротескных мифологических (силены, сатиры) или горделиво величественных (терракоты Танагры) образов, острохарактерных изображений стариков, драматических «портретов философов». Широкое развитие получила садово-парковая скульптура, проникнутая настроениями покоя. В мозаиках различаются свободная, живописная манера исполнения и более строгая, классицизирующая. Общие для Э. к. тенденции прослеживаются в вазописи, глиптике, торевтике, художественных сосудах из стекла.

Лит.: Целлер Э., Очерк истории греческой философии, пер. с нем., М., 1913, с. 211-330; The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, Camb., 1970.

Гейберг И. Л., Естествознание и математика в классической древности, [пер. с нем.], М. - Л., 1936; Тарн В., Эллинистическая цивилизация, пер. с англ., М., 1949 (гл. 9 - Наука и искусство); Sarton G., A history or science. Hellenistic science and culture in the last three centuries B. C., Camb., 1959; Histoire generate des sciences, publ. R. Taton, t. 1, P., 1957.

Блаватский В. Д., Культура эллинизма, «Советская археология», 1955, т. 22; Бокщанин А., Древнегреческие историки позднеклассического периода и эпохи эллинизма, «Исторический журнал», 1940, № 10; Зелинский Ф. Ф., Религия эллинизма, П., 1922; Kumaniecki К., Historia kultury starozytnej Grecji i Rzymu, 3 wyd., Warsz., 1967; Nilsson М. P., Geschichte der griechischen Religion, Bd 2 - Die hellenistische und röмische Zeit, 2 Aufl., Мünch., 1961.

Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 4 изд., М., 1977; Webster Т. В. L., Hellenistic poetry and art, L., 1964.

Полевой В. М., Искусство Греции. Древний мир, М., 1970; Charbonneaux J., Martin R., Villard Fr., Hellenistic art, N. Y., 1973; Fouilles d"Ai Khanourn. I (Campagnes 1965, 1966, 1967, 1968), P., 1973.

А. И. Павловская (религия и мифология, историческая наука), А. Л. Доброхотов (философия), И. Д. Рожанский (естественнонаучные взгляды), В. Н. Ярхо (литература), Г. И. Соколов (архитектура и изобразит. иск-во), Г. А. Кошеленко (вост.-эллинистич. искусство).

Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Истории за 10 класс можно найти

Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

эллинизм – форма цивилизация на территории державы Александра Македонского, соединяющая античные и древневосточные черты;

эллинистическая монархия – абсолютная власть с обожествлением правителя, но при этом с сохранением уважения монарха к правам подданных, особенно полисов;

тирания – форма единоличной власти в полисе, которая обычно устанавливалась, а позже свергалась в результате переворота.

1. Какие достижения культуры архаической и классической Греции сыграли важную роль в дальнейшем развитии европейской цивилизации?

Бронза и медь, а также мрамор в качестве главных материалов для скульптур (некоторые из них использовались и на Древнем Востоке, но не были ведущими);

Анатомически точный показ тел в скульптуре (с проработкой всех мышц);

Культ атлетического телосложения (оно не является естественным даже для людей физического труда и изначально достигалось благодаря специальным тренировкам);

Правило золотого сечения;

Соразмерность скульптур и архитектурных элементов человеческому телу;

Правильная планировка городов, с пересечением улиц под прямым углом;

Театр как вид искусства и архитектурного сооружения;

Образование, которое способствовало гармоничному развитию и освоение всего круга знаний (энциклопедии);

Философия, включая школы Платона и Аристотеля;

Наука, включая как историю, так и прообразы естественных наук.

2. Какие характерные черты полиса были утрачены в IV в. до н.э.?

Утраченные черты:

Военная сила гражданского ополчения (его всё чаще заменяли наёмниками);

Населенность большей части граждан землёй (значительная часть вынуждена была её продать);

Баланс между отраслями ремесленного производства (из-за длительный войны получили преимущество те, кто обслуживал солдат);

Производство за счёт граждан-ремесленников (преимущество получали принадлежавшие богачам крупные мастерские, где значительную часть работ производили рабы);

Политический баланс между бедными и богатыми (бедных и даже неимущих граждан стало слишком много – в этих условиях, не важно стало, из граждан или из метеков происходили богачи, их немногочисленность обостряла политические противоречия, борьбу между демократами и олигархами);

Заинтересованность народных масс в демократических процедурах (государству пришлось платить гражданам за участие в народных собраний, судах и других демократических институтах под предлогом того, что всё это отвлекает от работы (которой у большинства на самом деле всё равно не было), потому надо возместить недополученный заработок);

Постоянный отток «лишнего» населения в колонии (удобных для колонизации мест не осталось, именно поэтому задолго до походов Александра Македонского греки грезили большой войной против Персии – на её землях была возможность основать новые колонии, в которых нашлась бы земля для тех, кто лишился её на родине).

3. Сравните территории Македонского и Персидского царств в 334 г. до н.э. и империю Александра Македонского в 325 г. до н.а. (карта на с. 72). Оцените масштабы завоеваний. Какие известные вам государства Древнего мира вошли в державу Александра, а какие нет?

В державу Александра Македонского вошли земли Македонии, полисов Балканской Греции, полиса Малой Азии, Фригии, Лидии (соответственно Хеттской державы), городов-государств Финикии, Египта, Ассирии, Урарту Митанни, Вавилонии, Персии (соответственно, Мидии) и мелких царств в долине реки Инд. Кроме территорий Македонии и Персии туда были включены также полисы Балканской Греции и владения извечных врагов Македонии – племён фракийцев.

Из цивилизаций Древнего мира под его властью не оказались только империя Хань (на территории современного Китая), большая часть государств Индии, а также государства этрусков, италийских народов, колоний греков и финикийцев в Западном Средиземноморье (но поход на запад готовился и помешала ему только смерть Александра).

4. Рассмотрите карту (с. 72), обратите внимание, что на ней появилось много новых городов с одинаковым названием. Объясните этот факт.

На завоёванные земли устремились переселенцы из Македонии и Балканской Греции, надеясь получить там земельные участки. Они основывали новые полисы, которые были лишены свободы во внешней политике, подчиняясь монарху, но в внутренней жизни они сохраняли автономию и полисные структуры управления. Появились эти полисы благодаря завоеваниям Александра, потому его имя они очень часто и получали.

5. На основе текста учебника и материалов Интернета составьте характеристику Александра Македонского. Подберите его различные изображения, иллюстрирующие, с вашей точки зрения, эту характеристику.

Александр Македонский был очень молодым человеком: умер в неполные 33 года. При этом, судя по изображениям, природа не обделила его красотой. Он обладал огромным полководческим талантом и значительной личной храбростью, что много раз доказывал в ходе войн. При этом он любил веселье и пиры, порой много пил. Александр явно был амбициозным человеком, про что говорит его обожествление.

1. На материале предшествующих параграфов сравните религиозно-мифологический и научный подходы к объяснению окружающего мира. Определите, какие вопросы волновали мыслителей и как они их решали. Сделайте вывод о сходстве и различиях.

Философов интересовали многие проблемы. Они размышляли о происхождении и устройстве мира (в связи с этим можно вспомнить атомарную теорию Демокрита, «Физику» Аристотеля и др.). Из этих разработок позже выросли начала естественных наук и инженерия, например, в трудах Архимеда.

Также философы рассуждали о наилучшем государственном устройстве (под государством, естественно, понимая полис). Самые известные работы на эту тему – это «Государство» Платона и «Политика» Аристотеля». Но рассуждали об этом и многочисленные софисты, которые часто, как и Аристотель, были учителями будущих политиков и правителей.

В любом случае, научное мировоззрение отличается попыткой объяснить происходящее на основании логических размышлений, в то время как религиозное – исходит из веры. В Древнем мире было распространено мифологическое мировоззрение как разновидность религиозного: оно использовало мифы для объяснения окружающей действительности.

Научное мировоззрение не только отвечает на вопросы, которые составляют насущные проблемы общества, но и постоянно задаёт новые. Таким образом, оно беспрерывно стремиться к расширению знаний. В то время как религиозное и мифологическое мировоззрение может накапливать эмпирический опыт (так число Пи было известно ещё в Вавилонии), но не строит на основе этих знаний теории, объясняющих происходящее и задаёт на основе этих теорий новых вопросов.

2. Составьте логическую схему «Причины кризиса полиса».

Выделение полисов-лидеров в ходе Греко-персидских войн → соперничество между этими лидерами за гегемонию (господство) → длительные войны между примерно равными по силе соперниками (начиная с Пелопоннесской 431-404 годов до н.э.) → разорение мелких земледельцев (поля которых страдали в ходе боевых действий) и ремесленников, чьи специальности не связаны с войной → резкое увеличение числа бедных и неимущих граждан поиск частью граждан счастья в других полисах, часто в качестве наёмников → рост числа метеков и уменьшение числа граждан, одновременно с ростом богатства отдельных удачливых хозяев, которым удавалось богатеть за счёт войны → нарастание ненависти бедных граждан к богачам, стремление конфисковать и разделить между собой их богатства обострение борьбы между демократами и олигархами → нарастание гражданских распрей внутри полисов и конфликтов между полисами.

3. Как вы думаете, почему существование многих империй древности не имело столь значимых последствий в истории, как империя Александра Македонского?

Другие империи древности обычно были лишь объединением нескольких деспотий в рамках более крупной. В то время как благодаря Александру Македонскому столкнулись политические культуры восточной деспотии и античного полиса, образовав в результате эллинистическую монархию.

4. Проанализировав текст учебника, определите, какие черты культуры эллинизма имели восточное происхождение, а какие греческое.

Черты греческого происхождения:

Греческий язык как общий для всех эллинистических монархий (хоть и не родной для значительной части населения);

Греческая система образования;

Найм деятелей искусства для определённых работ, вместо их вхождения в штат дворцовых или храмовых работников;

Динамичность скульптурных изображений;

Анатомически верный показ тел;

Значительная роль городов в культуре;

Научная обработка накопленных Востоком эмпирических знаний;

Греческие боги в пантеоне.

Черты восточного происхождения:

Создание величественных дворцов и огромных храмов;

Значительная роль монархов в культуре, работа многих творцов по их прямому заказу;

Тяга к монументальным формам искусства;

Использования знаний по математике, астрономии и т.д., накопленных Востоком;

Обожествление правителя;

Восточные культы вроде богини матери, а также новые культы, вроде Сераписа, построенные по восточному образцу

Первым столкновение Запада и Востока были Греко-персидские войны. Именно так их оценивали и сами древние греки: Геродот написал свой труд как историю этого противостояния, восходящего к мифологическим временам. Более того, именно при анализе войн греков с персами возникло само понятие противостояния Запада и Востока.

Завоевания Александра Македонского были скорее эпизодом не столкновения, а синтеза, потому уже сам завоеватель стремился привлечь на свою сторону новых подданных не только силой. Синтез оказался временным. Вскоре противостояние продолжилось, но «фронт» сместился к востоку благодаря тому, что большая часть эллинистических держав оказались под римской властью.