Пау-вау возрождения. Английские оригиналы текстов, переведенных выше


Аннотация серии статей

Цикл статей является частью рукописи книги о природе Америки, в которой представлен калейдоскоп интересных мест США от Флориды до Тихого океана: суровая красота пляжей Калифорнии, величественные водопады Йосемити, окаменевший лес, каньоны и потухшие вулканы. Читатели вместе с автором идут по следам динозавров, спускаются в подземные галереи Карлсбадских пещер, отправляются на поиски зубов доисторического монстра - акулы мегалодона, раскрывают тайны наскальных рисунков. Автор знакомит читателя со старейшими жителями планеты – гигантскими секвойями, учит делать ловушку для снов и рассказывает, как выжить в дикой природе. Основная задача автора - показать, что США не только страна иммигрантов и супермаркетов, но и собрание удивительных памятников живой природы, тщательно сохраняемых и оберегаемых.

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Каждый народ имеет свои праздники. Есть они и у северо-американских индейцев. Самый известный - Пау-Вау. Туда пускают даже бледнолицых братьев, но в последнее время - лишь в качестве зрителей. Пау-Вау - фестиваль, участники которого, одетые в традиционные костюмы, исполняют ритуальные танцы. Для непосвященных это экзотика, но в ритмичных движениях под гул огромного барабана есть своя шаманская магия, дарующая цели-тельные силы. Раньше Пау-Вау устраивались по разным поводам, например для празднования удачной охоты или начала сбора урожая, по случаю приезда гостей или создания межплеменного союза.

Европейцам тоже доводилось танцевать на таких мероприятиях, как и раскуривать трубку мира, чтобы скрепить очередной договор. Однако мы знаем, что продолжалось это недолго, и не по вине индейцев. Когда последних загнали в резервации, танцы стали способом единения различных племен и сохранения культурного наследия, стремительно исчезавшего под давлением технократической цивилизации, пересекшей океан. По мнению правительства США того времени, некоторые танцы, исполняемые в резервациях, носили подстрекательный характер. Поэтому Танец Призрака, в котором индейцы взывали о возвращении бизонов и о свободе от белого человека, был запрещен до 1933 года.

Мне не раз доводилось быть свидетелем пестрых собраний американских аборигенов. Чтобы лучше понимать, что на самом деле происходит, необходимо иметь хоть какое-то представление о правилах фестиваля. Для Пау-Вау выбирают широкий газон или просторное помещение. Если мероприятие проводят в спортзале, не рискуйте явиться туда без пары кусочков ваты, нагрузка на уши предстоит приличная и вот почему. В центре зала или площадки ставят специальный барабан, сделанный из цельного ствола большого дерева. Вокруг барабана могут уместиться до десятка барабанщиков. Они ударяют по натянутой коже бизона и поют старинные песни. Гортанные звуки, напоминающие завывание ветра в каньонах Дикого Запада, надолго впечатываются в сознание.

Однажды в Таосе (штат Нью-Мексико) я имел обстоятельную беседу с работником фабрики, изготовляющей такие барабаны. Разговор со специалистом, а также осмотр производственных и складских помещений убедил меня, что каждый барабан для Пау-Вау уникален, и к его изготовлению на самом деле относятся как к искусству. Это продолжительный процесс. Сначала выбирается дерево, затем его ствол делят на много срезов, из которых получаются барабаны разной величины. Обязательна сушка от полугода и дольше. Затем в срезе выдалбливают сердцевину. Внутрь зачастую вставляют стальной обруч для прочности и для того, чтобы барабан со временем не терял звук. Во время натягивания кожи, вымоченной в специальном составе, запах стоит сильный и неприятный. К барабанам приделывают кожаные петли, которые используют для переноски и для закрепления на специальных подставках, что обеспечивает правильное звучание инструмента. Пау-Вау начинается с выхода всех участников (the grand entry).

Сначала выносят флаги, при этом всех зрителей просят встать. Затем в круг выходят вожди и ведущие фестиваля, за ними появляются другие почетные гости, ветераны, старейшины. Танцоры-мужчины выходят в порядке, зависящем от того, какой танец они исполняют (традиционные танцы, танец травы, свободный танец). Атмосфера спокойная, даже серьезная: величественное выражение лиц, качающиеся в такт барабанному бою силуэты и слабый, едва различимый перезвон бубенцов на ремешках, привязанных к щиколоткам. Затем идут пожилые скво, за ними - женщины, танцующие традиционный танец, танец с колокольчиками и танец с платками. Заключает процессию молодежь, вплоть до самых маленьких. Таким образом, можно увидеть всех участников одновременно, как на параде. Торжественный выход заканчивается песней-молитвой и песней, посвященной ветеранам.

Интересная деталь - некоторые вещи, которые, очевидно, представляют ритуальную ценность для индейцев, приносят в специальных сундучках. В таком ларце может храниться томагавк, колотушка из панциря черепахи или опахало из орлиных перьев. Из лавочек и раскладных стульев устраивают своеобразный внешний круг, где располагаются участники фестиваля с семьями. Здесь же раскладывается традиционная одежда - для каждого танца требуется особый подбор деталей. Для индейцев любая деталь наряда имеет свой смысл. Наряд изменяется (взрослеет) вместе с его владельцем. Новые элементы, отражающие перипетии судьбы и личные достижения, добавляются постоянно. Так и бледнолицый брат где-нибудь на другом конце света гордо цепляет себе на грудь очередную медальку или вешает на стенку грамоту в рамочке. Вас не поймут, если вы назовете традиционную индейскую одежду костюмом. Ведь слово «костюм» принадлежит к театральному лексикону.

Костюм одевают, когда хотят представиться тем, кем на самом деле не являются. Индейцы же максимально серьезно относятся к тому, что они одевают на Пау-Вау, поэтому предпочитают называть элементы одежды регалиями. Эти регалии отражают не только личность, верования и клановую принадлежность индейца, но и место в общественной иерархии. Многие регалии освящаются, например, путем окуривания дымом из особых трав, к которым традиционно относится и табак. Если незнакомец коснется освященных регалий, то это может нарушить магию. Поэтому не советуют притрагиваться к одежде индейца без его согласия. Самой уважаемой регалией является перо орла. Индейцы всех племен разделяют особое отношение к орлиному перу. Официальным признанием его огромного значения для коренных жителей Америки стал закон США, согласно которому перья орла могут принадлежать только тому, у кого в жилах течет индейская кровь. Случается, что орлиное перо выпадает из головного убора танцора.

Пау-Вау немедленно останавливается и присутствующих просят встать. Упавшее орлиное перо имеет право на особое отношение, как и павший в бою воин. Такой обычай восходит к древней легенде, повествующей о крупном сражении между двумя племенами. Нападавшая сторона отступила, оставив за собой орлиное перо, которое выпало в пылу битвы. Когда вождь победившего племени заметил это, он остановил погоню. «Если с нами дрались настоящие воины, - сказал вождь, - они проявят уважение к перу и вернутся, чтобы поднять его». Нападавшие, действительно, вернулись за пером, и их захватили в плен. Однако по прибытии в стан победителей, пленников не убили, а наоборот, накормили и наделили дарами. Вождь объяснил такое поведение следующими словами: «Несмотря на то, что мы заклятые враги, мы разделяем уважение и значение орлиного пера. Нас всех просветил Великий Дух и мы должны почитать его учение».

Современные индейцы считают, что если их предки были способны остановить войну из-за упавшего пера, то и Пау-Вау можно и нужно останавливать в этом случае. Поднятие пера сопровождается специальной церемонией. В ней главная роль принадлежит ветерану, раненому в бою. Он поднимает перо с земли с помощью другого пера. После чего ветеран делится с присутствующими рассказом о своем боевом прошлом и получает какой-нибудь подарок от хозяина пера. Праздник продолжается дальше - барабанщики не жалеют ни своих глоток, ни кожу на барабане, заставляя ее вибрировать в неистовом ритме. Некоторые из них поют, схватившись за горло, - таков доставшийся от предков способ изменения голоса. Порою к барабанщикам подсаживаются жены или подруги и это заметно прибавляет вдохновения музыкантам. Одним из первых исполняется танец травы, традиционно имеющий утилитарное значение - примять траву при подготовке арены для Пау-Вау.

Название танца, однако, происходит от плетеных тесемок, которые привязывались к поясам танцоров для создания эффекта покачивания. Вероятно, это должно было напоминать волны, образуемые потоками воздуха на поверхности прерий. Современные танцоры с той же целью щедро украшают свои костюмы бахромой. Повинуясь воображаемому ветерку, индейцы плавно раскачиваются, и пестрые ленточки усиливают впечатление степной травы, с которой играет легкий бриз. Говорят, что танец травы отражает потребность в равновесии, которая всегда присутствует в жизни, - движения, сделанные в одну сторону, обязательно должны сопровождаться такими же движениями в противоположную сторону. Организаторами и спонсорами Пау-Вау чаще всего выступают индейские ассоциации. В последнее время Пау-Вау все больше напоминает танцевальный конкурс, включая такой атрибут, как приколотые к одежде номера. Оценивается не только правильность исполнения танца, но и наряды участников.

Победа и приз достаются тому, кто лучше следовал традициям. Распитие спиртных напитков строго запрещено. Праздник служит и благотворительным целям. Ведущий объявляет, что следующий танец посвящается рождению (усыновлению) ребенка или служит как молитва за тех, кого постигло несчастье. В этом случае все желающие могут присоединиться к процессии, предварительно бросив пожертвование (несколько долларов или какую-то вещь) на расстеленное в центре одеяло.

Готовясь к выступлению, танцоры Пау-Вау зачастую раскрашивают себе лица, что очень похоже на кумадори в японском театре кабуки, но смысл такой раскраски, разумеется, иной. Раньше индейцы использовали минеральные или растительные порошки, смешанные с жиром. Сейчас - грим, который можно купить в магазинах. Символизм цветов во многих случаях понятен. Белый цвет означает мир, вспомним про белый флаг парламентеров. Красный - цвет войны (и крови). Желтый - цвет смерти, старых костей. Индейцы очень осторожно относились к использованию желтого цвета в одежде.

Кстати, несмотря на то, что однозначного мнения по вопросу о происхождении термина «краснокожие» нет, вполне может быть, что его появление как раз связано с обычаем северо-американских индейцев покрывать лица охрой (натуральной краской, содержащей оксиды железа). С XIX века охру начали заменять киноварью. Известным фактом является то, что Гитлер относился к славянам (русским) как к дикарям и называл их «краснокожими». В детстве будущий фюрер зачитывался новеллами Карла Мая, описывающими перестрелки Дикого Запада. Что ж, он не первый и не последний из тех, кто жестоко просчитался, недооценив врага.

На этих собраниях индейцы презентуют свое культурное наследие в виде национальных танцев, пения, музыки, ремесел и обрядов. Длится этот праздник в разных вариантах от нескольких часов до недели.

Пау-вау бывают закрытые и открытые

Фестивальный характер носят именно открытые собрания. Так как туристическое движение проникло и на территорию резерваций, зрители могут присутствовать на мероприятии. А многие фестивали как раз и рассчитаны на посещение туристами. И хоть раньше индейцы очень противились тому, чтобы оставшуюся у них территорию посещал кто-то чужой, сейчас от туристов одна только выгода. Причина тому – сложное материальное положение большинства коренных американцев.

Сам фестиваль представляет собой структурированный концерт. Начинается действо с открытия. Когда все артисты выходят с флагами под барабанную дробь, это не позволено записывать на телефон. Данный обряд имеет священные корни. После этого начинаются различные традиционные танцы, которые делятся на женские и мужские. Барабан – главный музыкальный атрибут на Пау-вау. Под его аккомпанемент исполняются танцы и песни.

У пау-вау в современном мире две цели:

- Сохранять и передавать таким образом древние традиции через поколения. Именно тут индейцы обретают чувство воссоединения со своими корнями.
- Получать доход от туристов во время мероприятия, который, в частности, приносят товары народного творчества, продаваемые на ярмарке.

Несомненно, праздник пау-вау оставит яркие впечатления на посетителей, удивит буйством красок и оригинальностью костюмов. Но неопытный зритель, скорее всего, не заметит некоторой гиперболизированности и коммерческой составляющей зрелища.

Все дело в том, что есть необходимость привлекать туриста для получения дохода. Отсюда возникла показная и псевдоиндейская картина происходящего. Костюмы, используемые для пау-вау, больше всё-таки напоминают маскарады, чем традиционные индейские обряды. Элементы костюмов в жертву зрелищности не выдерживаются в стиле конкретного племени, а включают элементы многих американских народов.

Существуют довольно резкие мнения от самих индейцев, считающих, что артисты выставляют себя на посмешище. Но как бы там ни было, пау-вау – пока что единственное массовое мероприятие, посвященное индейской культуре. Пау-вау совмещает духовные и развлекательные функции. Для коренных американцев это способ собираться вместе и общаться на традиционные темы, а для других зрителей – возможность приобщиться к культуре индейцев, получить удовольствие от представления и материально помочь талантливым мастерам, купив у них на память какой-нибудь сувенир ручной работы.

В первую неделю ноября под Атлантой в парке Стоун Маунтин традиционно проходит Индейский фестиваль и Пау-вау — традиционно танцевальное соревнование индейцев. Пау-вау идет ежедневно в течении четырех фестивальных дней с полудня и до вечера.

Эта фотоистория о там, как начинается Пау-вау.

1. На Пау-вау под Атланту съезжаются со всей Джорджии окрестных штатов. На фото — участник фестиваля готовится к Пау-вау. Рядом с машиной на специальной подставке — костюм танцора.

2. Пау-вау организовано в несколько кругов. Центральный круг - танцевальная площадка диаметром 30 метров, рядом с которой находятся места для барабанщиков, а также сидячие места для танцоров и их семей. Далее - круги, образованные лавками для зрителей.

4. Участники Пау-вау в ожидании выхода в центральный круг.

5. Открытие Пау-вау начинается под бой барабанов с Большого Выхода, который ведет Eagle Staff (на фото - в красном берете и униформе). За ним следуют знаменосцы с американским флагом и знаменем POW/MIA.

6. Следом в порядке старшинства движутся танцоры.

7. Когда мужчины в танце проходят полный круг, к танцу присоединяются женщины. Их наряды более скромные, а танцы - более сдержанные.

8. Ведущий Пау-вау объявляет выходы участников и комментирует происходящее.

9. В центральный круг приглашаются ветераны и участники боевых действий. Ведущий Пау-Вау напоминает о том, что индейцы всю историю Америки несли военную службу, от войны между Англией и Францией времен колонизации Америки и до современных конфликтов в Ираке и Афганистане, поэтому ветераны почитаются индейцами особо.

10. Индейцы вместе с ветеранами проходят в танце еще один круг.

11. Молодые участники Пау-вау приветствуют ветеранов.

12. На этом вступительная часть Пау-вау (Выход) заканчивается, и в круг выходят участники танцевального соревнования. У каждого участника - персональный номер.

    Если заехать в резервацию нации Сквомиш - X̱wemelch’stn , – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев - Пау-вау - то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.

    Пау-вау - культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное - в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.

    Саундтрек пау-вау:

    Название мероприятия произошло из языка наррагансетт , от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.

    Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.

    В танце дыма, например, - с постоянно нарастающим темпом - танцор старался перетанцевать барабанщика.

    Эта женщина не только здорово лупит в барабаны, но она еще и организатор этого мероприятия.

    Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников - второе кольцо от центра.

    Или вот еще - одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» - правильное ее название - «регалия».

    И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.

    Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить - на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.

    Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались - это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося - это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.

    Так индейцы ловят в реке Капилано:

    Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.

    А так лосось жарится на гриле индейским методом:

    Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ - намного нежнее.

    На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин - лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).

Юбилейный праздник индеанистов России

Место проведения - палаточный лагерь на берегу р. Луга в трех км. от д. Турово Лужского р-она Ленинградской обл.

Организаторы - активисты общества "Красная Тропа" из Санкт-Петербурга.

Участники - индеанисты из Санкт-Петербурга и других областей России, Украины, гости из США.

Количество людей - 92 человека.

Число типи - 20.

Представленные города и регионы - Санкт-Петербург и область, Москва, Екатеринбург, Казань, Ростов-на-Дону и область, Тверская обл., Тюмень и область, Волгоград и область, Псковская обл., Нижегородская обл., Пермь, Уфа, Стерлитамак, Ижевск, Петропавловск-Камчатский, Киев (Украина), Сан-Франциско (США), Чикаго (США).

Хронология событий

22-24 июня
Сбор участников.
23 июня
Танцы.
24 июня
Установка центрального шеста.
25 июня
Инипи организаторов Пау-Вау.
Церемония открытия.
Представление участников.
Совет Пау-Вау.
Выборы хранителя трубки народа.
Танцы.
26 июня
Выставка вещей.
Раздача подарков.
Обмен товарами.
27 июня
Инипи шайенов.
Обряд против дождя.
Разучивание танцев.
Урок лакотского языка.
28 июня
Женский инипи.
Танцы.
Вечер стариков.
29 июня
Урок вышивания бисером.
Инипи в двух палатках.
Раскуривание трубки народа.
Совет Пау-Вау.
30 июня
Танцы.
Соревнование по метанию томагавков.
Соревнование по стрельбе из лука.
Ручная игра в палочки.
Совет Пау-Вау.
1 июля
Закрытие Пау-Вау.
Раскуривание трубки народа.
Обмен мнениями и пожеланиями.
Присвоение новых имен.
Общий пир.
2 июля
Священный Бег.
Отъезд большинства участников.


Открытие

Блуждающий Дух (г.Санкт-Петербург):

"(Держит в руке орлиное перо). Сегодня мы собрались здесь, чтобы почувствовать себя частью Природы. Мы обращаемся к вам, как к своим братьям. Мы пригласили вас искренне и от чистого сердца. Мы рады, что вы откликнулись на наш призыв. Спасибо вам, что вы приехали на этот праздник. Наше Движение прошло долгий путь. Сейчас мы отмечаем его 20-летие. Эти годы были тяжелым временем испытаний для нашего народа. И сейчас мы не боимся сказать: "Мы - народ". Было много трудностей, мы прошли путь общин, и это закалило нас. Мы хотим вместе с вами молиться и произносить добрые слова. Мы хотим провести эти дни в Красоте и в гармонии с Природой. Мы хотим подтвердить еще раз свою связь с Природой, свою связь с Создателем. Мы надеемся, что те люди, которые не приехали, впоследствии все равно будут вместе с нами, и вместе мы будем постигать радость и добро. Мы хотим вспомнить добрым словом тех, кого уже нет среди нас - Поющую Радугу и других наших братьев и сестер. Мы будем молиться о тех, кто придет после нас: наших детях, родственниках и друзьях. Мы будем молиться о единстве нашего народа. Пусть уши ваши и в дальнейшем будут открыты для наших слов. Ибо говорим мы от чистого сердца, и слова мои подтверждает это орлиное перо".


Красный Волк

"Я хочу произнести слова благодарности тебе, Великий Дух-Создатель. Я благодарю Тебя за то, что сегодня могу видеть лица тех, кого видел двадцать лет назад. Я благодарю Тебя за то, что Ты смилостивился над нами, и дал нам еще один день жизни, чтобы еще раз подумать о самих себе, о своих поступках и о том, как мы относимся к себе и к окружающим. Я благодарю Тебя за то, что могу слышать пение птиц, трели кузнечиков, видеть Солнце и Землю. Я благодарю Тебя за то, что могу говорить Тебе эти слова. Да благослови всех присутствующих здесь и тех наших братьев и сестер, которые не смогли сюда приехать. Убери дух гордыни и дай нам дух милосердия и сострадания, дай нам дух любви и долготерпения. Освяти нас духом своим и пребывай с нами здесь, в этом лагере от начала и до конца этой встречи. Да благослови нас всех Господь - Великий Создатель, Великий Дух! Да пребудь с нами в каждой палатке и пусть молитва хвалы Тебе возносится перед тем, как мы будем употреблять пищу и ложиться спать, вставать на рассвете, подносить друг другу подарки. И пусть в этот момент наши сердца возносят хвалу Великому Создателю, который дает нам эту Красоту, и дает нам Силу для того, чтобы через эту Любовь, которой нас окружил, подкрепляться и жить дальше…"

Представление участников

Красный Волк (г.Великие Луки, Псковская обл.):

"Сегодня я хочу вспомнить еще одну традицию, добрую традицию, которая бытует на Пау-Вау и, дай Бог, будет продолжаться, пока мы существуем и приезжаем сюда. Орлиное Перо - это символ Святого Духа, который все знает, все видит и чувствует биение нашего сердца. Держа орлиное перо в руке, мы представляемся перед всеми, чтобы лучше знать друг о друге. Перо идет по кругу, и каждый говорит о себе.

Мое индейское имя - Красный Волк. Я несу его с двенадцати лет. Моя нога узнала мокасин в 1970-м году. Красная Дорога открыла для меня познание моей веры, укрепила меня, нашла и определила для меня мою церковь, сформировала мое служение. Я был участником первой встречи на озере Отрадном, которая благодаря воле Великого Духа и силами моего брата Вапити собрала тогда нас - небольшую группу индеанистов. Этим был сделан первый шаг. И хотя была ненастная, холодная погода, нам было очень тепло, потому что тогда мы чувствовали Любовь друг к другу. Мы видели искренние улыбки, и чувство присутствия Великого Духа было с нами. Я благодарю судьбу за то, что я мог быть тогда там. Не все наши братья смогли собраться здесь сейчас, но мы будем за них молиться, чтобы Бог даровал им силы еще раз быть здесь вместе со всеми. Хау!"

Вапити (г.Санкт-Петербург):

"Индейцами я занимаюсь двадцать семь лет. Был участником первого Совета в 1980 году. Очень рад видеть здесь всех вас. Очень счастлив, что мы все собрались здесь и молимся вместе".

Блуждающий Дух (г.Санкт-Петербург):

"Интересуюсь индейцами я с середины 70-х годов. Первый раз участвовал в Пау-Вау в 1982 году. На мою долю выпало немало испытаний, была жизнь в общине. Сейчас я издаю альманах "Первые Американцы".

Белые Ночи (г.Тюмень):

"Впервые Пау-Вау я посетил в 1998 году. Я рад, что могу видеть и старых знакомых, и людей, с которыми знакомлюсь здесь".

Маленький Ястреб

"Занимаюсь индейцами с детства. Очень рад всех вас здесь видеть. Добра вам и Любви".

Игорь (г.Луга, Ленинградская обл.):

"Занимаюсь индейцами около двадцати лет. Спасибо всем тем ребятам из Питера, благодаря которым я попал на этот праздник".

Волшебный Камень (г.Москва):

"Сердечное расположение и беспредельный интерес к индейцам испытываю, сколько себя помню. На Пау-Вау первый раз. Ранее не испытывал такой потребности, но когда увидел, кто и как готовил этот Пау-Вау, то понял для себя, что мне здесь быть совершенно необходимо. Организовав такой праздник, эти люди сделали что-то невероятное. Это настолько видно каждый день, что люди просто хотят сделать для всех нас все доброе, что они только могут, и я просто восхищен этим. Я уверен, что все это угодно Великому Духу и всем кто над нами, а потому это будет продолжаться каждый год".

Медведь Говорит (г.Волгоград):

"Индейцами увлекаюсь лет с двенадцати. Я хочу поблагодарить организаторов и особенно старшее поколение, поскольку нам, молодым, сейчас проще. Мы можем обратиться к старшим и они нам помогут с информацией, помогут узнать о материальной культуре индейцев, их духовной жизни и обрядах. Когда они начинали, им было гораздо сложнее. Я благодарен им за эту помощь. Я рад видеть вас всех здесь и надеюсь, что среди индеанистов не будет разногласий ни сейчас, ни потом".


Левая Рука

"Я приветствую вас, братья и сестры! На Пау-Вау я с 1982 года. Я привез с собой наилучшие пожелания вам всем от Бродячего Койота. Я привез с собой дух Поющей Радуги. Я хочу пожелать вам всем Любви, Взаимоуважения и еще раз Любви. Хау!"

Дмитрий (с.Куженкино, Тверская обл.):

"На Пау-Вау второй раз. Интересуюсь не только индейцами, но и другими народами, в частности - славянами. Благодарю организаторов, что попал на этот праздник".

Идущий Бизон

"На Пау-Вау был два раза. Вижу здесь много новых людей. Я рад, что не разочарован, мне здесь все больше нравится, и я буду и дальше сюда приезжать, потому что это дает силы заниматься своими делами. Именно здесь находится такой стержень, без которого тяжело идти по жизни. Один умный человек сказал мне: "Твое знание - как гвоздик, и не пытайся повесить на него слишком много людей, потому что он сломается". Но сейчас я думаю, что он немножко не прав, а гвоздь мой может выдержать много людей. И потому мне хотелось бы, чтобы на этой поляне с каждым разом было все больше и больше людей, и тогда будут большие праздники и большие дела".

Бешеный Пес (г.Нижневартовск, Тюменская обл.):

"Занимаюсь индейцами с 1978 года. На Пау-Вау впервые. Рад приобрести столько новых друзей".

Северный Ветер (Псковская обл.):

"Я не так глубок в истинных традициях индейцев, но я ими живу. Я тот, кто я есть".

Черная Сова (Псковская обл.):

"На Пау-Вау в первый раз, хотя многих из вас знаю. Большое спасибо организаторам, этот праздник не должен умереть никогда!"

Белый Волк (г.Ростов-на-Дону):

"Интересуюсь индейцами давно, точная дата не имеет значения. Впервые вышел на братьев по духу в 1992 году. Четыре года жил на Алтае. От всех ростовчан хочу выразить благодарность за гостеприимную встречу и доброе, душевное отношение со стороны организаторов. Мне это по душе".

Холодный Огонь (г.Санкт-Петербург):

Занимаюсь апачами. По Красной Тропе иду, наверное, с самого рождения. Другой дороги я не знаю".

Красный Мокасин (г.Москва):

"Я чувствую, что родился с индейским духом и когда что-то узнаю об индейцах, я это как бы вспоминаю. Я знаю, что это мое. Здесь я в первый раз и не всех знаю, но мое сердце радуется".

Ольга (г.Волгоград):

"Учусь в Волгоградском университете на кафедре международных отношений, специализируюсь по североамериканским индейцам. Мне здесь очень понравилось, и я буду приезжать сюда еще".

Аня (г.Ростов-на-Дону):

"Мне кажется, что индейцами я занимаюсь всегда. На Пау-Вау впервые и надеюсь, что не в последний раз. Занимаюсь ирокезскими племенами и, в частности, гуронами".


Лена (г.Санкт-Петербург):

"Здесь я окунулась в новый мир, и оказалось, что этот мир настолько естественный, что душа просит единения с Природой".

Девушка из Санкт-Петербурга :

"Я хочу выразить всем мою радость, поскольку сбылась моя мечта - я оказалась в индейском лагере. Когда входишь сюда, словно попадаешь в иное измерение. Мне всегда казалось, что с уничтожением свободы индейцев их дух, витавший над землей, навсегда исчез. Но, попав сюда, чувствуешь, что этот дух здесь есть. И я благодарна всем вам за это".

Почтительный (г.Стерлитамак, Башкирия):

"На Пау-Вау я впервые, но шесть лет посещал детский лагерь "Говорящая Вода" под Уфой и, благодаря этому, встал на индейскую тропу. Хочу выразить благодарность организаторам Пау-Вау и всем собравшимся".

Тихий Гром (г.Санкт-Петербург):

"Я счастлив, что вокруг меня столько замечательных людей, одинаковых со мной по духу".

Странствующий Ворон

"Интересуюсь индейцами с 1980 года. На Пау-Вау второй раз. Спасибо всем".

Взял Ружье под Водой (г.Санкт-Петербург):

"Мое сердце наполнено глубокой радостью и умиротворением. А то, что происходит в моей душе оттого, что я здесь вижу, что чувствую - не описать словами".

Трубочный Камень (г.Котово, Волгоградская обл.):

"Занимаюсь индейцами очень давно, на Пау-Вау не в первый раз. Очень приятно, что вижу много новых лиц. Мое искреннее пожелание - растите и, как говорится, размножайтесь".

Бегущий Орел (г.Москва):

"Я рад вас всех видеть, и выражаю слова искренней благодарности за то, что вы все родны духом с нами".

Большой Орел (г.Санкт-Петербург):

"Занимаюсь индейцами уже 15 лет. Рад видеть старых и новых друзей. Я желаю всем вам, мои братья и сестры, и впредь идти по Красной Тропе, и впредь собираться вместе в таких прекрасных местах, как это".

Носитель Волка (г.Екатеринбург):

"Интересуюсь индейцами более двадцати лет. В нашем городе индейский клуб существует с 1983 года. Последний раз в большом составе мы приезжали на Пау-Вау десять лет назад, и сейчас мы снова рады увидеть лица наших друзей. Мы рады видеть и новых людей, приехавших сюда в первый раз. Глядя в их глаза, я уверен, что эти люди будут приезжать в этот лагерь снова и снова. Большое спасибо организаторам Пау-Вау. Двадцать лет прошло с тех пор, как мы, как единый народ, идем по Красной Тропе, но в первый раз за все это время организаторы взяли на себя часть тяжести нашей дороги: заготовили шесты, встретили на станции, помогли доставить вещи и поставить типи. Огромное спасибо людям, которые организовали все это на таком высоком уровне".


Татанка Пте То (г.Екатеринбург):

"На Пау-Вау в первый раз и рада, что сюда попала. Я очень долго искала свою тропу и счастлива, что наконец ее нашла".

Дэниел (Калифорния, США):

"В моих жилах течет индейская кровь. Но так получилось, что с осознанного возраста я занимаюсь изучением культуры кельтов. Я хочу сказать спасибо всем тем людям, которые изучают народ моей страны".

Татьяна (г.Санкт-Петербург):

"Я представляю шотландскую традицию, но с глубокой любовью и уважением отношусь ко всем, кто занимается изучением культуры индейцев. Большое спасибо за этот праздник и за все, что здесь происходит".

Поющая Ива (г.Ижевск, Удмуртия):

"Спасибо моим друзьям, благодаря которым я смогла попасть на Пау-Вау, и которые помогли мне освоиться здесь. Я не разочаровалась в том, что ожидала увидеть".

Раненый Волк (г.Тюмень):

"На Пау-Вау приезжаю с 1995 года, занимаюсь шайенами. Спасибо за организацию такого интересного праздника".

Военный Головной Убор (г.Санкт-Петербург):

"Занимаюсь индейцами с детства. Первый раз приехал на Пау-Вау в 1990 году. Я счастлив видеть старых друзей и приобрести новых. Опечален, что собрались не все мои друзья из-за разногласий, а потому хочу призвать всех к пониманию и терпимости. Надеюсь, что в следующем году ситуация изменится к лучшему".

Гвоздика (г.Санкт-Петербург):

"На Пау-Вау с 1985 года. Занимаюсь шайенами".

Женщина-Трубка (г.Тюмень):

"На Пау-Вау впервые. Очень рада всех вас здесь видеть. Все очень здорово."

Сосновый Утес (г.Казань):

"Я белый снаружи, красный внутри. Рад встретить старых друзей, еще с 1982 года, и приобрести новых".

Летящий Ястреб (г.Великие Луки):

"Было время, когда я потерял свою Красную Тропу, но сейчас я благодарен организаторам этого праздника за то, что они помогли мне обрести ее вновь. Моя дорога сюда была долгой, но теперь я знаю, что проделал ее не зря".

Быстрый Ручей (г.Санкт-Петербург):

"Мне очень приятно, что здесь собралось так много людей, что вы поддержали идеи организаторов этого лагеря, особенно в такую юбилейную дату. Я очень рад, что вам здесь понравилось, и мне бы хотелось, чтобы и в дальнейшем между всеми людьми была дружба и взаимопонимание. Хау".

Ясные Глаза (г.Екатеринбург):

"Мое имя мне дал Совет Вождей на Пау-Вау 1982 года. Последние девять лет я не приезжала сюда, но у меня такое чувство, что мы не расставались никогда, такие родные и близкие мы оставались друг другу. В прошлые годы, когда мы приезжали на Пау-Вау, нам приходилось очень тяжело, нагруженным кучей вещей, озадаченным благоустройством и бытом. Сегодняшняя ситуация в корне отличается от прежней, все продумано, подготовлено. Надеюсь, что традиция такой хорошей организации будет продолжаться".

Черника (г.Санкт-Петербург):

"На Пау-Вау в первый раз. Еще до недавнего времени я не знала о существовании индеанистов, а теперь я считаю за честь находиться среди вас".

Ловец Заката (г.Санкт-Петербург):

"Занимаюсь шайенами. Здесь было сказано много теплых слов, я не буду их повторять. За меня скажет мое сердце".

Убегающий Американский Конь (г.Санкт-Петербург):

"Индейцами интересуюсь с детства. На Пау-Вау с 1996 года. Я рад, что дух этого праздника в лучшую сторону отличается от того, какой присутствовал там. Спасибо организаторам за братство и любовь, которые здесь есть".

Ийеска (г.Санкт-Петербург):

"Около пяти лет занимаюсь языком, песнями и устным фольклором лакота. Всегда рад помочь тем, кто интересуется этими темами. Огромное спасибо организаторам Пау-Вау и всем, кто меня сюда пригласил, за то, как я был принят здесь и что увидел здесь".

Белый Конь (г.Санкт-Петербург):

"Я не могу сказать, что "занимаюсь" индейцами, я ими просто живу, сколько себя помню. На Пау-Вау в первый раз побывал в 1989 году, и, несмотря на то, что я почти никого там не знал, меня поразило то, что в лагере еще существовал какой-то неуловимый дух единства. Лагерь жил как единый организм, в котором не было лишних частей. К сожалению, в дальнейшем я этого больше не чувствовал и даже перестал верить, что это когда-нибудь станет возможным. И только в этом году, сейчас, я остро ощутил пробуждение этого чувства, почувствовал ощущение чего-то давно забытого, но не похороненного окончательно. Мне очень приятно, что сюда приехало много народу и хочется верить, что традиция этого праздника, Пау-Вау Возрождения, будет продолжаться и дальше. И очень хочется, чтобы вы все приезжали еще и привозили сюда своих друзей, старых и новых; чтобы появлялись новые лица, потому что если не будет молодых, то, в конце концов, все может закончиться. В свою очередь, когда приходят новые люди, их нельзя отторгать от себя, им должны помогать все те, кто что-то знает и что-то умеет".

Дождь-на-Лице (г.Санкт-Петербург):

"Огромная благодарность организаторам этого праздника за тот поистине титанический труд, который они проделали, чтобы всех нас здесь собрать. А также хочется поблагодарить всех тех прекрасных людей, которые приехали сюда".


Бродящий-по-Лесам (г.Уфа):

"Индейцами интересуюсь с детства, уже много лет. На Пау-Вау впервые, хотя узнал о существовании этого праздника еще десять лет назад. За эти годы познакомился со многими из присутствующих, а здесь - еще со многими людьми. Я рад быть с вами здесь и знаю точно, что еще здесь буду".

Большой Котел (г.Санкт-Петербург):

"Индейцами интересуюсь с середины 90-х годов. Хотелось бы сказать только одно: чтобы все здесь присутствующие и те, кто будут приезжать в следующие годы, сохранили появившиеся сейчас традиции и тот дух праздника, который возник только, пожалуй, в этом году".

Желтые Волосы (г.Уфа):

"Изучаю лесных кри. Когда я сюда ехал, я не думал, что здесь будет столько душевной теплоты".

Александр (г.Санкт-Петербург):

"Пусть живет Земля, пусть живет Движение".

Закрытие

Вапити (г.Санкт-Петербург):

"Мы хотели бы услышать ваше мнение о прошедшем празднике. Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями и выскажет пожелания на будущее. Говорите то, что на душе наболело или что было радостного, потому что при организации будущего Пау-Вау мы должны учесть ваши предложения. Чем они будут искреннее и правдивее, тем легче будет и нам, организаторам.

Я благодарю всех, кто приехал сюда, не считаясь с трудностями дороги. И еще я почувствовал, что собравшиеся здесь люди - это народ. Мы даже не команда, не просто группа людей, а мы - народ. Мне очень жаль, что здесь не все, кто мог бы быть, но я думаю, что в следующий раз здесь будет больше людей, а всем приходящим мы скажем: "Добро пожаловать домой!" Спасибо вам всем за то, что вы есть".


В типи Совета
после церемонии закрытия праздника

Военный Головной Убор (г.Санкт-Петербург):

"Я думаю, что праздник удался, и людям все очень понравилось. Они увидели здесь все, что хотели увидеть: взаимовыручку, помощь. Было хорошее, живое общение, чего не видел очень давно. Надеюсь, что на будущем Пау-Вау будет точно так же и будет больше народу, потому что слухами земля полнится. Я надеюсь, что наша шайенская группа соберется в следующем году именно в этом лагере и в полном составе".

Ловец Заката (г.Санкт-Петербург):

"Я прожил этот отрезок времени со спокойным сердцем и чистой душой. Наверное, это и можно назвать простым человеческим счастьем. А значит, все было хорошо. Спасибо всем, кто был рядом, кто был частью этого маленького мира, частью этого спокойствия".

Волшебный Камень (г.Москва):

"Мне хочется сказать, что лагерь Пау-Вау был замечательно организован и место выбрано замечательное во всех отношениях. Были заготовлены шесты, сделаны подходы к речке и к источнику, и было видно, что организаторы каждый день думали не только о том, что нужно запустить это все, но и провести до конца. Все было просто замечательно, а потому сложно сказать, что нужно сделать еще, чтобы было лучше. Поэтому, дай Бог, чтобы все это и дальше так продолжалось. И люди, мне кажется, чувствовали ту атмосферу, которая была от начала и до конца, ту взаимопомощь и общение. Все было как-то незаметно, и в то же время естественно и просто".

Белый Конь (г.Санкт-Петербург):

"Мои впечатления самые хорошие. Ничего плохого я сказать не могу, потому что, на мой взгляд, его просто не было. Мне понравилось все, а потому я приеду сюда еще и обязательно буду способствовать подготовке следующего Пау-Вау".

Бегущий Орел (г.Москва):

"Хочу высказать слова искренней благодарности всем вам за такое дружелюбие друг к другу, и организаторам, проделавшим такую немыслимую работу, чтобы все это подготовить, вложившим в это дело свою душу. Впечатлений очень много и все они самые положительные".

Красный Мокасин (г.Москва):

"2000-й год прошел еще только наполовину, но уже сейчас можно с большой уверенностью сказать, что этот Пау-Вау будет, пожалуй, самым значительным событием этого года. Я понял, что принадлежу народу, хоть маленькому, но что я не один. Когда я сюда ехал, у меня были большие надежды. Все они оправдались, и даже с лихвой. Я счастлив".

Черника (г.Санкт-Петербург):

"Это мой первый Пау-Вау, мне пока не с чем сравнивать. Но время здесь так прекрасно остановилось, что уезжать уже просто не хочется, и этим все сказано. Еще я хочу поблагодарить тех людей, которые приняли меня в свой круг, потому что я до этого никого здесь практически не знала. Я обещаю, что на следующем Пау-Вау я возьму под свою опеку новых людей и также введу их в общий круг, потому что приезжать в первый раз - это достаточно страшно, но интересно, конечно".

Сергей (г.Москва):

"Мне очень жаль, что Пау-Вау так быстро закончился. Я познакомился со многими хорошими людьми и жаль, что времени было очень мало, чтобы переговорить со всеми, узнать, кто и что думает о жизни, о счастье, о времени. Я хотел бы приехать на следующий Пау-Вау, чтобы продолжить эти дружеские отношения со всеми вами".


Быстрый Ручей (г.Санкт-Петербург):

"Хочу поблагодарить всех тех, кто отозвался на наш призыв приехать сюда и поддержать нас, ибо всем это стоило не меньшего труда, чем нам, организаторам, собрать людей и сделать лагерь таким, чтобы всем здесь было хорошо. Хотелось бы, чтобы это продолжалось из года в год, чтобы приезжали новые люди, и чтобы они чувствовали себя не новичками, которых отталкивают или не замечают, а своими, родными, которые знают друг друга много лет".

Вожак Бизонов (г.Красноярск):

"Лагерь Пау-Вау мне очень понравился. Я был на первых Пау-Вау, с 1983 года, и сейчас вспоминается дух того времени. Рад новым знакомствам. Жаль, что не смог увидеть здесь некоторых старых друзей, но надеюсь еще встретиться с ними".

Маленький Ястреб (г.Каменск-Шахтинский, Ростовская обл.):

"Все было хорошо. Спасибо всем".

Маргарита (г.Каменск-Шахтинский, Ростовская обл.):

"Я приехала сюда впервые. Я присоединяюсь ко многим высказываниям относительно организации, в силу добрых, хороших чувств, которые возникают здесь. Я увидела много прекрасных, добрых, с открытой душой людей, каких еще нигде пока не встречала. От этого мне очень радостно и хорошо на душе, и мне хотелось бы быть с вами еще".

Максим (г.Пермь):

"Для меня это не просто первый Пау-Вау. Первый раз в жизни я общаюсь с людьми, которые так же, как я, живут и думают. Все те слова, которые я когда-то читал и надеялся услышать, здесь звучали в повседневной обстановке. Эти слова необходимо говорить друг другу как можно чаще. Атмосфера в лагере была исключительно дружелюбной, и этот Пау-Вау для многих из нас стал действительно праздником возрождения".

Странствующий Ворон (г.Петропавловск-Камчатский):

Левая Рука (г.Саров, Нижегородская обл.):

"Мне хочется от имени всех поблагодарить Вакан Танку за то, что он помог нам приехать сюда и от имени всех принести ему жертву [бросает табак в огонь]. Мне хочется поблагодарить Мать-Землю, которая кормит нас травами, поит родниковой водой, греет дровами, у которой мы берем шесты для типи, и от имени всех поклониться ей за это [становится на колени и кланяется Земле]. Я хочу сказать также спасибо организаторам праздника и всем вам за то, что вы приехали, и мы вместе пытаемся восстановить равновесие. И всегда и во всем мы должны быть бдительными и рассудительными".

Сосновый Утес (г.Казань):

"Я присоединяюсь к словам благодарности, сказанным выше. Эти слова - мои слова. Мне понравилось место и люди, благодарю всех. Мне будет грустно без вас целый год, но когда я снова сюда приеду, в моем сердце будет только радость. Спасибо".

Женщина-Стрела (г.Москва):

"Мне пришлось преодолеть много трудностей, чтобы приехать сюда. Но, несмотря на это, когда я ехала, во мне все время присутствовало чувство радости. Радость была в дороге, на подходе к лагерю, в течение всего праздника. А в качестве пожелания на будущее, мне хотелось бы, чтобы женская организация была проявлена гораздо активней, и женщины всегда были представлены в Совете Пау-Вау".

Почтительный (г.Стерлитамак):

"Когда я ехал сюда, то не думал, что все будет так хорошо, так замечательно, потому что ходило много всяких разговоров о прошлых Пау-Вау. Приехав сюда, я почувствовал дух Единения, который я никогда и нигде не чувствовал. Мне понравилось все, и я говорю это совершенно искренне. Спасибо".

Зовущий Лось (г.Москва):

"Мне хотелось бы поблагодарить Высшие Силы за то, что они позволили нам собраться в этом благословенном месте. Мне хотелось бы поблагодарить тех, кто приложил много труда и душевных сил для того, чтобы организовать этот замечательный лагерь, этот праздник. Мне хотелось бы также поблагодарить всех, кто нашел в себе силы и время приехать сюда, потому что этот лагерь Пау-Вау 2000-го года - особенный, и, думается, что он будет единственным в своем роде.

Нам еще не понятно, что стоит за организацией этого лагеря, какие противоборствующие силы здесь столкнулись. Я думаю, это было причиной тому, что у людей в лагере были недомогания. Значит, очень многие сущности были вовлечены в то, что здесь происходило. Я предполагаю, что очень многим не нравится то, что мы организовали лагерь и выдвинули определенные принципы, которые, к сожалению, были попраны нашими братьями, среди которых и те, кто вместе с нами начинал наше Движение. Я думаю, что те, кто не приехал на этот праздник, многое потеряли, потому что второго такого Пау-Вау не будет. Они могут быть гораздо лучше в каких-то отношениях, но этот был первым и, может быть, самым трудным. Я вспоминаю и другие праздники. Первый мой Пау-Вау был в 1983 году. Вспоминается приподнятая, светлая и романтичная атмосфера того праздника. И я ловлю себя на мысли, что в этом лагере наконец-то начинают находить воплощение наши мечты: мечты взять от индейцев все то самое лучшее, что у них было, и на нашей, российской земле, продолжать то замечательное дело, которое, как мне думается, имеет самое благодатное влияние для жизни вообще. Наш путь всегда был труден, и я пришел к выводу о том, что если принять все поправки, то мы здесь такие же индейцы, как наши братья в Америке, и участь у нас примерно такая же. Я думаю, что все те, кто здесь побывал, не забудут этот лагерь никогда. И они будут говорить всем с гордостью: "Мы были на Пау-Вау 2000-го года".

И в конце я хотел бы поблагодарить Мать-Землю, которая кормит и носит нас, и превосходит своим терпением и состраданием, пожалуй, все существа. Мне кажется, нам надо быть внимательными к ней в жизни, думать о ней. Когда вы встаете утром, несколько мыслей посвящайте в пространство тому, чтобы российская земля и вся наша планета возрождалась, чтобы было больше трав, цветов, ягод, птиц, чтобы леса возрождались в своей первозданной красоте, чтобы поменьше дымило этих поганых заводов и всего остального, что уничтожает Природу. Ведь, в конечном счете, все то лучшее, что есть в жизни человека естественного, все лучшие воспоминания наши связаны с Природой. Во всяком случае, у меня это так. Поэтому поблагодарим это место, эти леса, и пожелаем им цветения и благодати. Придет время, когда мы будем сажать деревья, и я думаю, что даже наши мысли и благодарность Природе будут способствовать процветанию лесов, лугов и, в конечном счете, нашему с вами благосостоянию. Я все сказал".

Дождь-на-Лице (г.Санкт-Петербург):

"Только что были произнесены очень правильные слова о том, что каждое утро мы должны выражать свою благодарность Земле, из которой мы вышли. Мы должны быть очень благодарны этому месту, которое подарило нам такие прекрасные дни, которые, быть может, бывают в жизни только раз".

Блуждающий Дух (г.Санкт-Петербург):

"Мои слова - от сердца. Как один из организаторов этого праздника, Пау-Вау Возрождения 2000-го года, я хочу поблагодарить всех тех, кто откликнулся на наш призыв поддержать своих братьев в эти нелегкие для нашего народа дни. Все вы знаете, что наша общность встала перед лицом кризиса. По прошествии тридцати лет для нашего народа наступили черные дни, когда многие из нас позабыли о том, для чего мы собираемся здесь, позабыли о том, что мы должны благодарить нашу Мать-Землю, Природу, Высшие Силы. Благодарить их за то, что мы живем на этой земле, пользуемся ее дарами, дышим этим воздухом. Благодарить их за то, что растут наши дети. И было все более и более горько осознавать, что у них нет будущего. Мы собрались здесь, чтобы возродить те теплые надежды, те светлые мысли, которые мы возлагали друг на друга, когда стояли у истоков нашего Движения.

На Пау-Вау собираются люди, которые по разному чувствуют и выражают свою любовь к индейцам. Для одних увлечение индейцами - путь жизни, для других - временный интерес. И наверняка, если любому человеку, неважно из какого он лагеря, сказать, что тот играет в индейцев, он ответит, что это не так. На этот праздник приехало около десяти "стариков", ветеранов Движения, которые стояли у его истоков еще с 1970-х годов. Они отдали много сил для нашего народа, для всего Движения, и мы благодарим их за это. Они наверняка хорошо помнят, что все начиналось с дружеских, братских чувств между нами, как между единомышленниками, с чувств, взращенных на всем том лучшем, что мы могли взять у индейцев. В те времена было мало литературы об индейцах и представления наши были несколько искаженными, но, несмотря на это, каждый из нас хотел перенимать у индейцев все самое лучшее, что только мы могли в них видеть: честность, доброту, отвагу… Мы называли друг друга братьями и сестрами и от всей души хотели помочь индейцам Америки. Пусть мы в чем-то заблуждались, но делали все искренне. И это происходило на моих глазах, я был участником тех событий. Но постепенно, из года в год, сами того не замечая, люди утратили эти чувства, утеряли свою искренность. В этом, на мой взгляд, и заключается причина кризиса в нашей общности.

И вот теперь, когда многие из нас стали отцами и матерями, когда дети растут в нашем кругу, мы, как общность, как народ, не можем ничего им предложить. Каждый год к нам приезжали новые люди. Они приезжали и уезжали, но многие из них - творческие люди - исчезали из нашего круга навсегда, потому что они ничего не могли у нас взять, и дать нам тоже ничего не могли, потому что наши глаза и уши были закрыты для них, а нездоровая обстановка в нашей общности отталкивала их. В последние годы мы наблюдали на Пау-Вау пьянки, бардак, хамство, драки, агрессию, злобу - все это было результатом духовного обнищания наших людей… Все это - не индейское, все это - из среды белых. К ужасу своему, мы обнаружили, что в наших рядах почти нет молодого поколения, которое бы несло идеи Движения. "Старики" же все более и более становились друг другу чужими, если даже не врагами. На заре Движения невозможно было даже предположить, что спустя тридцать лет мы приблизимся к такому печальному концу.

Некоторые наши люди осознали это, и потому инстинктивно сложился коллектив людей, которых стала возмущать такая ситуация в Движении, и которые захотели ее изменить. В душе у нас появился протест ко всему негативному в нашей среде. Совместно мы решили возродить все то лучшее, что было раньше. Именно поэтому мы обратились к нашим братьям и сестрам. Мы предложили им поддержать наш призыв: возродить былой дух наших Пау-Вау и тем самым повлиять на изменение ситуации к лучшему. И мы хотим еще раз напомнить всем о том, что человек не может быть хозяином Природы; он является такой же ее частицей, как и все остальные создания. Мы просто не имеем права собираться на лоне Природы, чтобы вести себя там как белые люди. Напротив, все вместе, как братья и сестры, как дети Природы, мы можем и должны в такие дни еще раз подтвердить нашу связь с ней. Ведь все это ради наших детей, ради нашего будущего.

И вот, чтобы вселить в наших людей надежду на будущее, мы организовали этот лагерь и назвали его праздником Пау-Вау Возрождения. Чувствуя свою ответственность за судьбу Движения, мы определили наши основные принципы и цели в "Декларации Движения индеанистов России", и разослали ее нашим братьям и сестрам в разные города и регионы. Мы сделали это впервые за все тридцать лет существования нашего Движения.

На Пау-Вау 1999-го года некоторыми людьми был устроен постыдный фарс, и случилась беда: трубка Пау-Вау, которая объединяла наших людей почти двадцать лет, была почти силой, при помощи угроз и грубого давления отнята у ее хранителя и передана другому человеку, который не осознает суть миссии хранителя трубки. Мы скорбим о судьбе трубки, но мы не хотим насилия. Нынешний "хранитель" трубки по сути дела отделил нас от нее и от других людей и не приехал на Пау-Вау. И это печально. Но мы создали новую трубку - трубку возрождения нашего народа, и каждый из нас вложил в нее частицу своего сердца. И мы говорим всем нашим братьям из других городов, и тем кто собирается на пау-вау под Москвой, Новосибирском и в других местах: мы всегда будем рады видеть вас в нашем лагере, в общем кругу. Мы всегда будем называть вас братьями и сестрами. Но вместе с тем мы хотим, чтобы вы помнили о том, ради чего мы собираемся; помнили, что мы не хотим просто праздно проводить время, а непременно с пользой для Матери-Земли и всей Природы. Потому что если не мы, то кто же тогда еще будет просить Высшие Силы о будущем для нашего народа.

В дни праздника я смотрел на лица людей, которые приехали сюда, я слышал их слова, и все они излучали Добро. Мы проводили обряды благодарения, обряды очищения, проводили их, как могли, как это было в наших силах. Мы проводили их искренне и с надеждой на то, что ситуация изменится к лучшему. Я думаю, все то, что происходило в этом лагере, вселит в нас надежду на будущее, и мы увидим улыбки на лицах наших детей, когда они будут сидеть в нашем кругу и вместе с нами благодарить Создателя и Высшие Силы за то, что мы живем на этой земле. Я хочу поблагодарить вас и попросить: возьмите в свое сердце частичку этого лагеря, частичку этой Природы, которая вас окружала, и донесите ее до людей в своих городах. И скажите им, что здесь есть братья и сестры, которые их ждут. Скажите им это, и мы будем рады принять всех вас. И вместе мы будем благодарить Высшие Силы снова и снова, и так до тех пор, пока текут реки, растет трава, высятся горы и светит солнце.

А в знак нашей дружбы и уважения ко всем нашим братьям, я предлагаю в другие лагеря передавать орлиное перо, как символ чистоты наших помыслов. Спасибо вам, братья и сестры. Хау!"