Неизвестные интересные факты об известных художниках. Интересные факты о картинах


Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

1972

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты , самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 - 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось – покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса "Пир богов на Олимпе" долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт – принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой – или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием "Христос и грешница". Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в "Блудную жену".

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне », подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая – продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли "Мертвечиной" его "После побоища Игоря Святославовича с половцами", а "Ковром с ушами" его сказочный "Ковер-самолет".

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью "И. Репин ". Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал "Это не Репин", после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга – Репин написал Пушкина для картины Айвазовского "Пушкин на берегу моря", Николай Чехов изобразил даму в черном для картины "Осенний день. Сокольники" Левитана , а известнейших медведей из шишкинского "Утра в сосновом бору" написал Савицкий .

Возможно, чего-то из этого вы и не знали. Загляните в топик, надеюсь читать будет интересно и неутомительно.
1.Царевича Ивана Репин писал с Всеволода Гаршина, который с детства был нервным и впечатлительным. Во время войны с турками он пошел служить в армию добровольцем и после ранения занялся литературной деятельностью. Все мы помним его сказку «Лягушка путешественница» (и мультик!). Репин считал, что лучшего кандидата на роль убиенного Ивана ему не найти: «В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть ». Вскоре, после окончания работы над полотном Гаршин покончил с собой - спрыгнул с пятого этажа в пролет лестницы…

2. На картине Кипренского «Девочка в маковом венке» («Мариучча») изображена десятилетняя Анна-Мария Фалькуччи, дочка натурщицы. Художник сильно привязался к ней. У девочки было слабое здоровье, росла она в крайней бедности. Художник взялся опекать девочку, устроил в школу при монастыре. Это было в 1819 году. Через много лет он вернулся в Италию, принял католичество и тайно обвенчался с Мариуччей. Прожили вместе они недолго. Через четыре месяца после венчания Орест Кипренский умер, а еще через несколько месяцев Мариучча родила дочь - Клотильду Кипренскую, чей след, к сожалению, безнадежно затерялся…


3. Для своей картины «Офелия» Джон Миллес уговорил позировать лежа в ванне Элизабет Сиддал, возлюбленную другого художника – Росетти. В мастерской было холодно, поэтому вода в ванне подогревалась с помощью свечей, стоящих под ее днищем. Элизабет лежала в воде часами. Вода быстро остывала и к концу сессии была ледяной. Девушка заболела воспалением легких, позже у нее развился туберкулез. Россети она родила мертвого ребенка. У неё начались сильнейшие боли, от которых она спасалась опием, от его передозировки она умерла в 32 года.


4.Амадео Модильяни был беден, очень болен и страдал алкоголизмом и опиумной зависимостью. В 33 он повстречал Жанну Эбютерн, свою самую большую и последнюю любовь, ей было 17. Счастье было недолгим. Через 2 года Модильяни умер. А через день, не вынеся потери, покончила с собой Жанна, находившаяся на 9-м месяце беременности. Художник был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез.


Слава к Модильяни пришла только после смерти. Торговец Луи Либод, чувствуя скорую кончину гения, скупал его картины. А позже хвастался друзьям: «Разве я не счастливчик? Ведь еще вчера я покупал их за бесценок!». Художника не успели похоронить, а его картины уже выросли в цене.

5.Загадку улыбки Джоконды придумал французский поэт Теофил Готье (1811-1872), который восторженно восклицал: «Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти Сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо…Опасно попасть под обаяние этого призрака…Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична…» и тд и тп. До Готье зрители не видели в улыбке Моны Лизы ничего загадочного.
Добавила популярности картине и её кража из Лувра в 1912 году. Скандал в прессе был грандиозный! За 3 года, пока ее искали, было продано 6 копий, считавшихся оригиналом, и каждая из них стоила огромных денег.

6.«Черный квадрат» был впервые показан на футуристической выставке в Петрограде в 1915 году. Холст висел в «красном углу» - под потолком, там, где в русских домах вешали иконы. Шла Первая мировая и многие увидели в «Квадрате» зловещий символ будущей катастрофы. Сначала Малевич и сам не знал, как относиться к своему «произведению». Когда ему рассказали о значении квадрата в буддизме (символ бесконечности), он лишь широко раскрыл глаза. И тут началась интенсивная накачка квадрата символическим подтекстом…

А потом даже похороны художника были превращены в фарс - тело художника с раскинутыми руками везли на платформе грузовика в гробу в виде креста, на капоте в качестве траурного знака был укреплен «Черный квадрат».


А это картина, которая имеет название «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью» (1893). Она создана за двадцать лет до рождения шедевра (или «шедевра»?) Малевича (1915). Автор – француз с берегов la Manche, весьма эксцентричный человек, писатель-юморист и художник Alphonse Allais (Альфонс Алле).

7.Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, это произошло во время ссоры с Гогеном. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции - его назвали синдромом Ван Гога.


8. Страшная болезнь – пристрастие к алкоголю погубила величайшего художника Алексея Саврасова. Его бросила жена, уволили из художественного училища, где среди его учеников были Коровин и Левитан. В последние годы он ночевал где придется, пил круглосуточно и расписывал трактиры копией своего шедевра «Грачи прилетели» - за водку и обед. Знакомые из жалости давали ему несколько монет, иначе он пропил бы даже свою одежду. В конце концов на 67 году жизни художник умер от белой горячки в больнице для бедных.

9.Возможно это легенда, но когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.


10.В передаче «Что? Где? Когда?» знатокам представили две картины Поленова – «Бабушкин сад» и «Московский дворик» с вопросом: «Что общего в них?» Знатоки не догадались. Ответ прост - на картинах изображен один и тот же старый дворянский особняк, но с разных ракурсов. До нашего времени дошел и адрес этого уникального дома - дом Баумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате.


11.Талантливый художник не обязательно талантлив во всем. У Левитана, к примеру, получались великолепные пейзажи, зато с изображением людей приходилось нелегко. Вот художник Николай Чехов и помог другу – нарисовал на его «Осеннем дне» даму в черном.


А мишки на знаменитой картине Шишкина принадлежат не кисти Ивана Ивановича, а художнику Савицкому – другу художника, впоследствии бывшему. Третьяков приобрел эту картину у Шишкина за 4 тысячи рублей. Узнав о столь внушительной сумме, Константин Аполлонович, у которого было семеро по лавкам, явился к Ивану Ивановичу за своей долей.
Иван Иванович предложил тому тысячу рублей. Савицкий не на шутку обиделся. Самолюбие художника было задето - как так, его работу оценили в четверть от стоимости картины! Константин Аполлонович даже заявил в сердцах, что главное в картине - медведи, которых он и придумал, и воплотил на холсте, а Шишкин лишь нарисовал фон.
Теперь уже обиделся Иван Иванович, считавший картину и без медведей вполне самостоятельным произведением. И кроме того, эскизы медвежьей семьи Шишкин нарисовал сам. Чем дело закончилось доподлинно не известно, но больше совместных картин друзья не писали.


12.Над картиной «Явление Христа народу» Иванов работал в течение 20 лет с 1837 по 1857 год в Италии. Он делал огромное количество набросков, изучал историю, ассирийские древности и особенно Библию. Для того, чтобы найти нужный пейзаж, он месяцами просиживал в болотах и пустынных местах Италии. Но гораздо труднее было изобразить на лицах людей момент обращения к Богу. Для этого художник изучал еврейские лица, пристально вглядывался в лица всех людей, с которыми встречался, часами просиживал в церкви и наблюдал за молящимися. Все это затягивало работу, его упрекали в том, что он ленится. Закончились деньги, которые ему выделялись на работу. Он вел нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил глаза и вынужден был долго лечиться. По прибытии в Россию судьба картины не была ясна. После того, как она была выставлена, в печати появилась критическая статья, которая очень огорчила Иванова. Он заболел и вскоре скончался. В день его смерти пришло официальное сообщение о том, что император приобретает картину за 15 тыс. рублей серебром (огромные по тем временам деньги).


13.Находясь в пенсионерской поездке по Италии Иван Константинович Айвазовский написал картину «Хаос. Сотворение мира» на сюжет из Библии, которая стала настоящей сенсацией в Риме. Папа Григорий XVI купил ее, наградив художника золотой медалью. Н.В. Гоголь писал Айвазовскому: « Ваня! Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял «Хаос» в Ватикане».

14.Михаил Юрьевич Лермонтов был не только гениальным поэтом, но талантливейшим художником. Известны 13 картин, выполненных маслом на холсте, на картоне и на дереве, более 40 акварелей, более 300 рисунков и набросков. Но нрав был у него, мягко говоря, не очень хороший. Из-за сложного характера писателю довелось за свою короткую жизнь побывать на 3 дуэлях. Современники литератора не очень-то его жаловали, преждевременная гибель Михаила Юрьевича на дуэли никого не огорчила, а царь Николай I так и вообще сказал: «Собаке – собачья смерть».


15.Свой первый шедевр Пикассо создал в 15 лет - картину с изображением своих родных у алтаря.

В 2006 году американский магнат Стив Уинн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, и это стало бы одной из самых больших цен в истории за произведение искусства. Однако при демонстрации картины Уинн слишком сильно размахивал руками и порвал полотно локтем. Владелец расценил это как знак свыше и принял решение не продавать картину после восстановления.

16.Анри де Тулуз-Лотрек был инвалидом с больными ногами (он несколько раз ломал их в детстве и рост их прекратился, скорее всего, по причине наследственного заболевания бабушки Анри приходились друг другу сёстрами).

В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность карлика вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом. Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет.


17. Сальвадор Дали создал логотип Чупа Чупс.
А прозвищем его было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».


18. Вермеер никогда не рисовал детей, хотя у него их было 11.


Посмотрите фильм «Девушка с жемчужной сережкой» со скарлет Йохансон в главной роли, вам понравится.


19. «Пьета» -единственная работа Микеланджело, которую он подписал. Он был также поэтом, все еще доступны более 300 его стихов.


20. «Венера перед зеркалом» - это единственная сохранившаяся обнаженная Венера Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599-1660). Возможно, художник писал и других обнаженных натурщиц, но в то время в Испании подобные картины считались непристойными. Поэтому картина занимает уникальное место в его наследии. К тому же, она совершенно не похожа ни на что, вышедшее из под руки художника. В 1914 году эту картину, выставленную в Национальной галерее в Лондоне, порезала суфражистка.


По легенде Веласкес захоронен, если так можно выразиться, в погребальных катакомбах капуцинов в Палермо («Музей мертвых»). Посмотрите в инете, очень страшно.

Сегодня в каждом музее можно послушать замечательных экскурсоводов, которые подробно расскажут и о собрании, и о художниках, в нем представленных. В то же время многие родители знают, что большинству детей сложно провести в музее даже час, а рассказы об истории живописи довольно быстро их утомляют. Чтобы дети в музее не заскучали, мы предлагаем «шпаргалку» для родителей - десять занимательных историй о картинах из Третьяковской галереи, которые будут интересны и детям, и взрослым.

1. Иван Крамской. «Русалки», 1871 г.

Иван Крамской в первую очередь известен как автор картины «Неизвестная» (ее часто ошибочно называют «Незнакомка»), а также целого ряда прекрасных портретов: Льва Толстого, Ивана Шишкина, Дмитрия Менделеева. Но детям лучше начинать знакомство с его творчеством с волшебной картины «Русалки», с которой связана вот какая история.
В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» - по его собственному выражению.
Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало - волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» - сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.
Художник так тщательно работал над картиной, что она стала ему сниться и ему постоянно хотелось что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи - Павел Третьяков, - Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.
Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.

2. Василий Верещагин. «Апофеоз войны», 1871 г.


Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник - яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…
Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке - он не раз принимал участие в боях - и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война - это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, - такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг - лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.

3. Алексей Саврасов. «Грачи прилетели», 1871 г.


Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.
Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.
Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.

4. Василий Поленов. «Московский дворик», 1878 г.


Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик - и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.
Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени… Казалось бы - незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».
Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу - ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.

5. Иван Шишкин. «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина - наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».
Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина - плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.
Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости - критик Александр Бенуа его изрядно ругал за пристрастие к фотографической точности, называл его картины безжизненными и холодными. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся - и подпись ставить не стал.
Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине - все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.

6. Виктор Васнецов. «Богатыри», 1898 г.


Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов - именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» и многие другие. Но самая его известная картина - «Богатыри», на которой изображены главные герои русских былин.
Сам художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. С героями этой картины - точнее с их прообразами - связана любопытная история.
Виктор Васнецов долго думал, как должен выглядеть Илья Муромец, и долго не мог найти «правильное» лицо - смелое, честное, выражающее одновременно и силу, и доброту. Но однажды совершенно случайно он встретился с крестьянином Иваном Петровым, который приехал в Москву на заработки. Художник был поражен - на московской улице он увидел настоящего Илью Муромца. Крестьянин согласился позировать Васнецову и… остался в веках.
В былинах Добрыня Никитич довольно молод, но на картине Васнецова почему-то изображен человек средних лет. Почему же художник решил столь вольно поступить с народными сказаниями? Разгадка проста: в образе Добрыни Васнецов изобразил себя, достаточно сравнить картину с портретами и фотографиями художника.

7. Валентин Серов. «Девочка с персиками. Портрет В. С. Мамонтовой», 1887 г.

«Девочка с персиками» - один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.
Девочка на портрете - Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в XIX веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник - в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.
Благодаря серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.
Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.

8. Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 гг.


Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.
На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?
Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.
Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».

9. Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890 г.


Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля - это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон - дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, …величавый».
Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной - мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект - создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.

10. Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)», 1837–1857 гг.


Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» - событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.
Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.
После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.
Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу - лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.
Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.

Каждое творение художника уникально, в каждой картине есть частичка души своего создателя. Но как и любое другое дело, живопись имеет свои нюансы, у художников есть свои хитрости. С каждой картиной связано интересные факты, самые любопытные из которых мы ми представим вам.

1. Апеллес (370 — 306 гг. до н. э.) был выдающимся древнегреческим художником, другом Александра Македонского. С его именем связано много интересных фактов. По одной из легенд Апеллес проводил соревнование с другим художником на реалистичность изображения. Когда сняли холст с картины конкурента, то птицы тут же слетелись на удивительно живую виноградную ветвь. Потом начали снимать покрывало с картины Апеллеса, но ассистентам это не удалось - покрывало было изображено на картине!

2. У одной из самых знаменитых картин Рубенса «Пир богов на Олимпе» долго неизвестной оставалась дата создания. Наконец, к ней присмотрелись астрономы, и оказалось что персонажи расположились точно так, как в 1602 году располагались на небосклоне планеты.

3. В советское время каждый художник должен был суметь провести свою картину через комиссию, зачастую малосведущую в изобразительном искусстве. Приходилось изобретать самые интересные и неожиданные ходы. Так один художник в углу картине нарисовал совершенно неуместную желтую собачку. Именно эта желтая собачка и стала главной темой обсуждения для комиссии, которая уже не обратила ни на что другое внимания. Был вынесен вердикт - принять картину, после удаления собачки.

4. Ван Меегерен был талантливейшим голландским художником. К сожалению его работы не были оценены, зато его копии картин известных живописцев пользовались небывалой популярностью. Именно такие копии он продавал фашистам. После войны он стал перед дилеммой - или быть обвиненным в продаже национального достояния, или доказать, что это были подделки. Интересно, что всего за несколько дней под наблюдением суда он фактически создал новую картину.

5. Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) был признанным мастером исторической живописи. Его кисти принадлежит интересная картина с первоначальным названием «Христос и грешница». Но картину в то время не приняли, так как художник изобразил Христа без обязательного нимба, фактически как самого обычного человека. Картину удалось выставить для зрителей только после переименования ее в «Блудную жену».

6. Одному художнику удалось внедрить свою подделку самым оригинальным способом. Он поверх поддельного полотна нарисовал еще одну картину и все это отнес реставратору. Тот в процессе работы обнаружил сей «двойственный» интересный факт и было объявлено о находке «неизвестного Моне», подлинность которого долго не вызывала сомнений.

7. Другой оригинальный способ позволяет продать подделку. В раму вставляется две картины, одна из который подлинная. Весь этот «бутерброд» проходит проверку и получает официальное заключение о подлинности работы. После этого одна из картин вынимается, а вторая - продается наивному покупателю.

8. Картины Виктора Михайловича Васнецова на былинные сюжеты среди других русских художников не пользовались особой популярностью, некоторые даже называли «Мертвечиной» его «После побоища Игоря Святославовича с половцами», а «Ковром с ушами» его сказочный «Ковер-самолет».

9. Интересный бизнес сделала одна дама на картине с автографом Ильи Ефимовича Репина. Она просто купила некую картину всего за 10 рублей, но с гордой подписью «И. Репин«. Эту работа дама показала Илью Ефимовичу через некоторое время. Художник посмеялся и дописал «Это не Репин», после чего дама продала его автограф (естественно вместе с картинкой) уже за 100 рублей.

10. Художники частенько помогали друг другу, ведь у каждого есть свои любимые сюжеты, но есть и слабые места. Естественно в таком случае воспользоваться помощью друга - Репин написал Пушкина для картины Айвазовского «Пушкин на берегу моря», Николай Чехов изобразил даму в черном для картины «Осенний день. Сокольники» Левитана, а известнейших медведей из шишкинского «Утра в сосновом бору» написал Савицкий.