Олицетворение к слову дерево. Олицетворение


Поищем пример олицетворения в поэзии. Читаем у Сергея Есенина:

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Бубенцы не зазвенели, а зарыдали, как рыдают женщины, если у них горе.

Олицетворение помогает писателю или поэту создать художественный образ, яркий и неповторимый, расширяет возможности слова в передаче картины мира, ощущений и чувств, в выражении своего отношения к изображаемому.

2.6 Гипербола (троп) – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский). Они могут быть индивидуально-авторскими и общеязыковыми (на краю земли) .

В лингвистике словом «гипербола» называют чрезмерное преувеличение каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:

реки крови, вечно опаздываете, горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти, сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например, в былинах: Илья Муромец берёт в руки«шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов» ,

Да куда ни махнёт, улица падёт,

А назад отмахнёт - переулицы...

В художественной литературе писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью гиперболы выявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

2.7 Литота (троп) – это образное выражение, оборот, стилистическая фигура, (троп) в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления..

К литоте часто обращался Н. В. Гоголь. Например в повести «Невский проспект»: «такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» , «талии, никак не толще бутылочной шейки» .

Особенно часто применяется литота в стихах. Практически ни один поэт не обошёл стороной этот стилистический приём. Ведь литота – средство выразительности.

В стихах эта стилистическая фигура встречается как:

1. Отрицание противоположного.

Пример из стихотворения Николая Заболоцкого звучит так:

«О, я не плохо в этом мире жил!»

2. Как преуменьшение предмета.

Некрасовская литота. Пример:

«В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок

«Мой Лизочек так уж мал,
Так уж мал,

Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки»

2.8 Аллегория (троп) – условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.



Как троп, аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определёнными атрибутами.Аллегория возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре, и получила свое развитие в изобразительном искусстве.Основным способом изображения аллегории, является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение

Пример: аллегория «правосудие» - Фемида (женщина с весами).

2.9 Перифраза (троп) – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, например: Царь зверей (лев), город на Неве (Санкт-Петербург). Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер. Многие из них постоянно используются в языке газет: люди в белых халатах (врачи) . В стилистическом отношении различают образные и необразные перифразы, ср.: Солнце русской поэзии и автор «Евгения Онегина» (В.Г. Белинский). Эвфемизм разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

2.10 Ирония (троп) – употребление слова в смысле, обратном буквальному: Откуда, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Умная голова – обращение к ослу. Иронией называется тонкая насмешка, выраженная в форме похвалы или положительной характеристики предмета.

Классик русской литературы Н.В. Гоголь в поэме «Мёртвые души» с совершенно с серьёзным видом повествует о полицмейстере-взяточнике:

Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую.

2.11 Антитеза (троп) это оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные явления, понятия, мысли: Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов).

Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:

Легко подружиться, тяжело разлучиться.

Умный научит, дурак наскучит.

Ученье - свет, а неученье - тьма.

Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Они сошлись: волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.С.Пушкин).

2.12 Оксюморон (троп) – стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением, то есть сочетание несочетаемого. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта: живой труп, крупные мелочи.

2.13 Антономазия - троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо.

Пример замены на существенную особенность предмета: «великий поэт» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл».

Кроме того, антономаcией называется также замена нарицательного имени собственным (употребление собственного имени в значении нарицательного). Примеры: «Эскулап» вместо «врач». «Мы пели песни, ели зори // и мясо будущих времён, а вы - // с ненужной хитростью во взоре // сплошные тёмные Семёновы», Н. Н. Асеев.

Антономасия и в том, и в другом случае является особым видом метонимии.

2.14 Градация (ст. фигура) – расположение слов по возрастающей или убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).

Ярким примером восходящей градации могут служить строки из известной«Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина:

Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовой дворянкой;

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольной царицей;

Не хочу быть вольной царицей,

А хочу быть владычицей морскою.

Повышение экспрессивности высказывания, усиление выразительности с помощью климакса наблюдается в строках А.П. Чехова:

Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, унитожить, раздавить.

2.15 Инверсия (ст. фигура) – расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом (М. Лермонтов).

"Были все готовы завтра бой затеять новый" (М. Лермонтов)

"Из сырости и шпал Россию восстанавливаю" (М. Цветаева)

"За два года, прожитых здесь, вчера превратилось в завтра"

Инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании; расставляет в предложении смысловые нагрузки; в поэтическом тексте инверсия задает ритм; в прозе с помощью инверсии можно расставить логические ударения; инверсия передает отношение автора к героям и эмоциональное состояние автора; инверсия оживляет текст и делает его более читабельным и интересным. Чтобы до конца понять, что такое инверсия, нужно больше читать классическую литературу. Кроме инверсии, в текстах великих писателей можно найти множество других интересных стилистических приемов, которые делают речь ярче и которыми так богат наш русский язык.

2.16 Эллипсис (ст. фигура) – пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения. Эллипсис придает речи стремительный, динамический характер: Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский). Используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово.

“…Гуляй на свадьбе, потому – последняя она!” В этих строках, принадлежащих Твардовскому, пропущено слово “что”. “Ее жизнь была длиннее, чем моя". А здесь наблюдается опущение второстепенного члена предложения, дополнительного, которое выражено существительным в именительном падеже.

2.17 Параллелизм (ст. фигура) – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, расположение в них сходных членов предложения.

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов).

2.18 Анафора (единоначатие) (ст. фигура) – повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений:

Я стою у высоких дверей.

Я слежу за работой твоей (М. Светлов).

2.19 Эпифора (ст. фигура) – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений: Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.Гоголь).

2.20 Асиндетон (бессоюзие) (ст. фигура) – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения: Швед, русский – колет, рубит, режет (А. Пушкин).

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

А. С. Пушкин

2.21 Полисиндетон (многосоюзие) (ст. фигура) – повторение одного и того же союза при однородных членах или частях сложного предложения: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (М. Лермонтов).

2.22 Риторический вопрос (ст. фигура) – использующий вопросительную форму для более яркого выражения мысли. Иногда говорят, что риторическим можно считать вопрос, не требующий ответа, то есть утверждение, для поэтики сформулированное в виде вопроса. По сути, ответ на риторический вопрос настолько очевиден, что его можно прочесть «между буквами» вопроса: Любите ли вы театр, как люблю его я? (В. Белинский). «О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?» (Некрасов)

«Какой же русский не любит быстрой езды?» (Гоголь)

2.23 Риторическое восклицание (ст. фигура) – эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции обязательно выражены интонационно и в нём утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

«Да так любить, как любит наша кровь

Никто из вас давно не любит!» (А.Блок);

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!» (С.Есенин);

«Увядающая сила!

Умирать так умирать!

До кончины губы милой

Я хотел бы целовать…» (С.Есенин)

2.24 Риторическое обращение (ст. фигура) – подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, имеющее целью выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать характеристику: «Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный…» (М.Ю.Лермонтов) Данная стилистическая фигура заключает в себе экспрессию, усиливая напряжённость речи: «О ты, чьих писем много, много в моём портфеле берегу…» (Н.Некрасов) или «Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душою» (А.С.Пушкин)

По форме риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т.д.:

«Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?» (С.Есенин)

2.25 Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следуюшие за основным: А все Кузнецкий мост и вечные французы, Откуда моды к нам, и авторы, и музы: Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и Шпилек! и булавок!.. А.С.Грибоедов. Горе от ума.

3. Функции тропов в тексте

Важнейшую роль в художественной речи играют тропы – слова и выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в произведении так называемую иносказательную образность, когда образ возникает из сближения одного предмета или явления с другим.

В этом и состоит наиболее общая функция всех тропов – отражать в структуре образа способность человека мыслить по аналогии, воплощать, по словам поэта, «сближение вещей далековатых», подчеркивая таким образом единство и целостность окружающего нас мира. При этом художественный эффект тропа, как правило, тем сильнее, чем дальше отстоят друг от друга сближаемые явления: таково, например, тютчевское уподобление зарниц «глухонемым демонам». На примере этого тропа можно проследить и другую функцию иносказательной образности: выявлять сущность того или иного явления, обычно скрытую, потенциальный поэтический смысл, заключенный в нем. Так, в нашем примере Тютчев при помощи довольно сложного и неочевидного тропа заставляет читателя внимательнее вглядеться в такое ординарное явление, как зарница, увидеть его с неожиданной стороны. При всей сложности троп очень точен: действительно, отблески молнии без грома естественно обозначить эпитетом «глухонемые».

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления, то есть играет на субъективную составляющую.
А эстетическая - это функция творчества вообще, троп - это основной способ создания художественных образ, а худож. образ - это главная эстетическая категория. тропы делают естественный язык языком поэтическим, даёт ему возможность выполнять основную функцию поэтического языка - эстетическую.

Для литературоведческого анализа (в отличие от анализа лингвистического) крайне важно различать тропы общеязыковые, то есть те, которые вошли в систему языка и употребляются всеми его носителями, и тропы авторские, которые однократно употреблены писателем или поэтом в данной конкретной ситуации. Только тропы второй группы способны создавать поэтическую образность, первая же группа – тропы общеязыковые – по вполне понятным причинам не должна учитываться в анализе. Дело в том, что общеязыковые тропы от частого и повсеместного употребления как бы «стираются», теряют свою образную выразительность, воспринимаются как штамп и в силу этого функционально тождественны лексике без всякого переносного значения.

Заключение

В заключение данной работы хотелось бы отметить то, что ресурсы выразительных средств в языке неисчерпаемы и средства языка, такие как фигуры и тропы, делающие нашу речь красивой и выразительной необычайно разнообразны. И знать их весьма полезно, особенно писателям и поэтам, живущим творчеством, т.к. использование фигур и тропов накладывает отпечаток индивидуальности на авторский стиль.

Удачное применение тропов и фигур повышает планку восприятия текста, а неудачное же применение таких приёмов, наоборот, опускает её. Текст с неудачным применением приёмов выразительности определяет пишущего как человека неумного, а это самый тяжёлый побочный результат. Интересно, что, читая произведения молодых писателей, как правило, стилистически несовершенные, можно сделать заключение об уровне ума автора: одни – не понимая, что они не умеют пользоваться различными приёмами выразительности, перенасыщают, тем не менее, ими текст, и читать его становится невозможно; другие, понимают, что им не справиться с мастерским применением тропов и фигур, делают текст нейтральным с этой точки зрения, используя так называемый «телеграфный стиль». Это тоже не всегда уместно, но воспринимается лучше, чем нагромождение приёмов выразительности, неумело использованных. Нейтральный, почти лишённый приёмов выразительности текст выглядит как скудный, что совершенно очевидно, но он, по крайней мере, не характеризует автора как глупца. Лишь настоящий мастер может умело применять тропы и фигуры в своих творениях, а гениальных авторов даже можно «узнавать» по своему индивидуальному стилю написания.

Приёмы выразительности, такие как тропы и фигуры должны удивлять читателя. Эффективность достигается лишь в тех случаях, когда читатель потрясён прочитанным и впечатлён картинами и образами произведения. Литературные произведения русских поэтов и писателей по праву славятся своей гениальностью и в этом не последнюю роль играют выразительные средства русского языка, которые наши русские писатели очень умело применяют в своих произведениях.

Список используемой литературы

1.Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи. Лексикология для речевых действий. - М..: Наука, 2011. - 520 с.

Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010. - 720 с.

Крупчанов Л. М. Теория литературы. - М.: Наука, 2012. - 360 с.

4.Мещеряков В.П., Козлов А.С. и др. Введение в литературоведение. Основы теории литературы. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.

Минералов И.Ю. Теория художественной словесности. - М.: Владос, 1999. - 360 с.

Санников В.З. Русский синтаксис в семантико-прагматическом пространстве. - М.: Языки славянской культуры, 2008. - 624 с.

Тельпуховская Ю.Н. Русский язык. Фонетика. Графика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Лексика и фразеология. - М.: Веста, 2008. - 64 с.

Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005. - 296 с.

Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. - 828 с.

Петров О.В. "Риторика". ООО "Профобразование". 2001г.

Зарецкая Е.Н. "Риторика: Теория и практика речевой коммуникации". Издательство "Дело", 2002г.

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и . Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Ещё со школьной скамьи все мы слышали о таком понятии, как олицетворение. Что это? Многие уже, наверное, забыли. Что представляет собой данный для чего используется и что для него характерно. Сейчас мы попробуем вспомнить и более подробно разобраться в этом вопросе.

Олицетворение: определение понятия, подробное описание

Зачастую данный литературный метод используется в сказках. Олицетворение представляет собой придание мыслей, чувств, переживаний, речи или действий явлениям, неодушевлённым предметам и животным. Таким образом, предметы самостоятельно могут передвигаться, природа представляет собой живой мир, а животные разговаривают человеческими голосами и способны размышлять так, как это могут делать в реальности только люди. Происхождение олицетворения берёт своё начало ещё в древнем мире, когда всё основывалось на мифах. Именно в мифах впервые и встречаются говорящие животные, а также придание вещам нехарактерных для них свойств. При этом одной из главных задач персонализации является приближение способностей неживого мира к тем, которые характерны живому.

Примеры олицетворения

Более наглядно понять сущность олицетворения можно, приведя несколько примеров:


Какой является олицетворение

Что это значит?

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

Персонализация как литературный троп

Именно литература является источником самых красочных и выразительных фраз, одушевляющих явления и предметы. По-другому в литературе данный троп называют также персонализацией, воплощением или антропоморфизмом, метафорой или очеловечиванием. Его часто используют в стихах для создания более полноценной и мелодичной формы. Для придания большей героичности и повода для восхищения ими зачастую также используется олицетворение. Что это литературное средство, что любое другое, такое как эпитет или аллегория, - все служат для приукрашивания явлений, для создания более впечатляющей реальности. Достаточно рассмотреть только простую литературную фразу: «Ночь цвела золотыми огнями». Как много в ней поэзии и гармоничности, полёта мысли и мечтательности, красочности слова и яркости выражения мысли.

Можно было бы просто сказать о том, что на ночном небе горят звёзды, но такая фраза была бы полна банальности. А всего лишь одно-единственное олицетворение способно кардинально изменить звучание всем, казалось бы, привычной и понятной фразы. К тому же следует отметить, что олицетворение как часть литературы появилось благодаря стремлению авторов приблизить описание персонажей фольклора к героизму и величию тех, о которых говорится в древнегреческих мифах.

Использование персонификации в повседневной жизни

Примеры олицетворения мы слышим и сами употребляем в повседневной жизни практически ежедневно, но не задумываемся о том, что это именно они. Стоит ли их использовать в речи или всё же лучше избегать? По своей сути воплощения носят мифопоэтический характер, но за долгое время своего существования стали уже неотъемлемой частью и обычной повседневной речи. Всё началось с того, что при разговоре стали использовать цитаты из стихотворений и других которые постепенно превращались в уже всем привычные фразы. Вроде бы обычное выражение «часы спешат» тоже является олицетворением. Оно используется как в повседневной жизни, так и в и литературе, а является на самом деле типичным олицетворением. Сказка и миф - это основные источники, другими словами, фундамент тех метафор, которые используются в разговоре в наши дни.

Перевоплощённое олицетворение

Что это такое?

Можно объяснить данное высказывание с точки зрения эволюции персонификации. В качестве олицетворение в древние времена использовалось как религиозно-мифологический приём. Сейчас же оно применяется для передачи способностей живых существ неживым предметам или явлениям и используется в стихах. То есть персонализация постепенно приобрела поэтический характер. В наше время существует много споров и конфликтов по этому поводу, поскольку специалисты разных научных сфер трактуют характер олицетворения по-своему. Перевоплощённое или обычное олицетворение всё равно не потеряло своего значения, хоть и описывается с разных точек зрения. Без него сложно представить нашу речь и, по сути, современную жизнь.

Олицетворение – это риторическая фигура, позволяющая наделить неодушевлённые предметы свойствами, качествами и признаками человека. Другое название олицетворения – это персонификация. В основе этого литературного приема лежит механизм проекции, который помогает перенести определенные качества человека на неодушевлённые предметы.

Все чаще в литературе можно встретить олицетворение при описании природы и ее явлений. Например, в конструкции «ветер шепчет» природную явлению приписываются свойства человека. В литературе этот художественный приём помогает придать речи красочность и выразительность.

Как найти олицетворение?

При анализе текста особое внимание обратите на того, кому приписываются те или иные свойства и качества. В олицетворении этим объектом не быть человек. Им является животное, природное явление, растение и т.д. Именно этот объект наделяется человеческими качествами, благодаря чему читатель может ещё лучше представить себе объект и его качества.

Для чего применяется олицетворение?

Какие же задачи ставит перед собой следующие задачи?

  • Придание тексту выразительности. Олицетворение применяется в художественной, научной литературе не просто так. Персонификация приковывает внимание читателя и помогает ещё лучше вникнуть в суть произведения.
  • Развитие воображения. Сравнение неодушевленных объектов с человеком помогает более красочно представить себе описываемую картину и ощутить прочитанные строки.
  • Обучение. Детям и подросткам бывает намного проще запомнить образ и свойства какого-либо объекта, если он наделяется качествами человека. Например, в сказках и баснях встречается много олицетворений, благодаря чему у детей возрастает интерес к произведению и, следовательно, обучаемость.




Где используется олицетворение?

Персонификацию можно встретить в сказках и мифах. Описывая реальное или придуманное событие, писатель применяет олицетворение, чтобы придать тексту выразительность. В мифах олицетворение помогает ещё лучше объяснить суть прочитанного. Именно поэтому в мифах так много примеров произведений, где океанам, морям, растениям и неодушевленным предметам приписывались качества человека.

Также олицетворение нередко встречается и в другой художественной литературе. Так, Тютчев часто пользовался олицетворением, чтобы лучше передать природные явления. Например, в его произведении встречается строка «Как ни дышит полдень знойный». Здесь полдню приписывается человечеством качество, что дает полное основание назвать данный оборот олицетворением.

Не так часто олицетворение встречается в научной литературе. В таких текстах олицетворение используется как устойчивое выражение.



Примеры

Олицетворение встречается в разговорной речи. Например, оно есть во всем знакомых фразах: «дождь идёт», «зима пришла», «тучи бегут», «ветер воет», «вьюга злится» и др.

В народной поэзии олицетворение встречается в следующих строках:

  • «Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом»
  • «Поют деревья, воды блещут»
  • «Лазурь небесная смеётся»
  • «Утешится безмолвная печаль»

Олицетворение – это мощный художественный прием, позволяющий придать даже научному тексту яркость и выразительность. Умеренное применение данного речевого отворота помогает лучше вникнуть в суть прочитанного.

10 класс Тема: Олицетворение. Использование в художественной литературе, научном стиле и публицистике.

Цель : дать понятие о новом худ. приеме во взаимосвязи с другими изобразительными средствами языка; развивать худ. речь и образное мышление; воспитывать любовь к природе на материале текстов.
а) Эпитет - это художественное определение.
Кудрявая березка
б) Сравнение - это художеств. прием, когда один предмет сравнивается с другим.
Глазки, как в поле цветы (Н.А.Некрасов)
в) Олицетворение - это перенос свойств человека на неодушевленные предметы и явления природы. н-р:
Котелок сердится и бормочет
г) Стили речи: научный, разговорный, публицистический, художественный.
2) Оформление доски: число, тема урока, четверостишие И.Бунина:
Равнина вод на горизонте млеет,
И в ней луна столбом отражена,
Склонив лицо прозрачное, светлеет
И грустно в воду смотрится она.

З) Раздаточный материал: отрывки стихотворений, содержащие олицетворения.
Тропинкой темною, лесною,
Где колокольчики цветут,
Под тенью легкой и сквозною
Меня кустарники ведут
. И.Бунин. «В лесу».


С намеренным однообразьем

Как мазь, густая синева
Ложится зайчиками наземь
И пачкает нам рукава . Б. Пастернак. «Сосны». Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей,
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
И.С.Тургёнев. «Весенний вечер».

^ ПЛАН УРОКА
1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
^ 2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
А) Учитель: Какие художественные приемы использует автор в текстах повести “Мещерская сторона”?
Что такое эпитет? Сравнение?
Б) Учитель: В каком стиле речи используются эти художественные приемы? - таблица «Стили речи».
^ 3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Учитель: Сегодня мы изучаем еще один художественный прием – олицетворение. С его помощью создаются художественные образы писателями.

Еще поэты древности замечали, что разнообразные явления природы, их характер, особенности имеют очень много общего с человеческим поведением, явлениями и атрибутами жизни людей. Достаточно вспомнить множество суеверий, касающихся, например, погодных условий. Ведь не зря же дождь сравнивали со слезами неба, а гром и молнию – с его гневом. С течением времени, науке, все-таки, удалось убедить человечество в том, что во время ливня небо не грустит и не рыдает, а гром – это, всего лишь звук, который издают нагревающиеся от удара молнии, атмосферные газы. Но стремление наделить неживые объекты, предметы или абстрактные понятия качествами живых существ так никуда и не исчезло. Это уникальное свойство человеческой психики создало все предпосылки для появления олицетворения, образного средства языка, используемого в художественной литературе и разгов. речи.

Определение и примеры олицетворений

В широком смысле олицетворение – это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Примером олицетворения могут стать такие привычные для нашего слуха словосочетания как: идет дождь (на самом деле дождь не умеет ходить), небо плачет ебо не может плакать так, как это делает живой человек), ветер воет (шум ветра лишь похож на вой зверя, в действительности ветер выть не умеет), тучи хмурятся .

Ива плачет ( ива является деревом, и следовательно не может плакать, это всего лишь описание её развесистых гибких ветвей, который напоминают собой неустанно льющиеся слёзы ).

Играет гитара (сама по себе гитара не может играть, она всего лишь издаёт звуки, когда на ней играет кто-то).

Природа уснула ( явление, когда на улице тихо и спокойно, называют сонным состоянием природы, хотя она спать не может, на самом деле просто не дует ветер, и кажется, будто всё вокруг околдовано сном) . Гром прокатился по небу ( у него нет тележки, чтобы на ней прокатиться, на самом деле издался звук грома, который распространился в пространстве ). Дремучий лес призадумался (в лесу спокойно и бесшумно, что якобы характеризует его задумчивость и угрюмость). Коз ёл сидит в снопе ( он ест сено, опустив голову и не отрывая её, а не в прямом смысле сел в сноп и сидит в нём). З има пришла (ходить она, по сути, не умеет, просто наступило другое время года. К тому же глагол «наступило» тоже является олицетворением).

Например, у Есенина можно встретить следующие строчки: «Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает». Понятно, что зима как время года не может издавать звуков, а лес шумит лишь из-за ветра. Олицетворение позволяет создать яркий образ у читателя, передать настроение героя, подчеркнуть какое-то действие.

Олицетворение в разговорной речи

В живой разговорной речи олицетворения встречаются настолько часто, что многие просто перестали их замечать. Например, задумывались ли вы о том, что фраза: “Финансы поют романсы ”, - это тоже олицетворение? Это изобразительно-выразительное средство языка в разговорной речи используется для того, чтобы придать ей большую образность, сделать ярче и интереснее, а потому чрезвычайно популярно. Но, даже несмотря на широкое применение олицетворения в обыденной речи, наибольшим “спросом” этот троп пользуется в художественной литературе. Поэты и прозаики всего мира постоянно используют олицетворения в своих произведениях. Знакомые всем фразы « молоко убежало», «сердце барахлит», также являются олицетворением. Использование этого литературного приёма в разговоре делает речь образной и интересной.

Олицетворение в художественной литературе

Возьмите любой томик стихотворений любого русского или зарубежного поэта. Откройте его на любой странице и прочтите любое стихотворение. Вам наверняка удастся обнаружить хотя бы одно олицетворение. Если это произведение о природе, то не миновать олицетворений с использованием природных явлений (мороз рисует узоры, листья шепчут, волны умирают, и т.п .). Если это любовная лирика, то часто используются олицетворения с использованием абстрактных понятий (любовь поет, радость звенит, тоска съедает ). В социальной или политической лирике нередки олицетворения с использованием таких понятий как: Родина, мир, братство, смелость, отвага (родина – мать, мир облегченно вздохнул).

Олицетворение часто путают с метафорой. Но метафора - это всего лишь переносное значение слова, образное сравнение. Например, «И ты смеешься дивным смехом,ЗМЕИШЬСЯ В ЧАШЕ золотой». Здесь нет никакого одушевления природы. Поэтому отличить олицетворение от метафор несложно.

Примеры олицетворений :

    А и горе, горе, гореваньице!

А и лыком горе подпоясалось ,

Мочалами ноги изопутаны . (Народная песня)

Олицетворение зимы:

ИДЕТ седая чародейка,

Косматым МАШЕТ РУКАВОМ;

И снег, и мразь, и иней СЫПЛЕТ,

И воды претворяет в льды.

От хладного ее ДЫХАНЬЯ

Природы ВЗОР ОЦЕПЕНЕЛ...

(Г. Державин)

Ведь уж осень на двор

Через прясло ГЛЯДИТ.

Вслед за нею зима

В ТЕПЛОЙ ШУБЕ ИДЕТ,

Путь снежком порошит,

Под санями хрустит... (М. Кольцов)

Описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина:

«...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.

"Ночевала тучка золотая…". (М. Лермонтов)

"Сквозь лазурный сумрак ночи

Альпы снежные ГЛЯДЯТ,

Помертвелые их ОЧИ

Льдистым ужасом РАЗЯТ" (Ф.Тютчев)

"Теплый ветер тихо веет,

Жизнью свежей ДЫШИТ степь " (А.Фет)

" Белая береза

Под моим окном

ПРИНАКРЫЛАСЬ снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, ЛЕНИВО

ОБХОДЯ кругом,

ОБСЫПАЕТ ветки

Новым серебром". (С.Есенин «Береза»):

Среди олицетворений истинной поэзии нет простых, обывательских, примитивных олицетворений, которые мы привыкли употреблять в повседневности.

Каждое олицетворение – это образ. В этом-то и смысл употребления олицетворения. Поэт употребляет его не как «вещь в себе», в его поэзии олицетворение возвышается над «мирским уровнем» и переходит на уровень образности. С помощью олицетворений Есенин создаёт особую картину. Природа в стихотворении живая – но не просто живая, а наделённая характером и эмоциями. Природа – основной персонаж его стихотворения.

Как уныло смотрятся на этом фоне попытки многих стихотворцев создать красивое стихотворение о природе, где вечно «дует ветер», «светит луна», «звёзды блещут» и т.п. Все эти олицетворения – избитые и стёршиеся, они не порождают никакой образности и, следовательно, скучны. Но это не говорит, что их употреблять нельзя. И стёршееся олицетворение можно поднять до уровня образа.

Например, в стихотворении «Снег идёт» Бориса Пастернака:

Снег ИДЕТ, снег ИДЕТ.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё В СМЯТЕНЬИ,

Всё пускается в полет, –

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

СХОДИТ НАЗЕМЬ небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

КРАДУЧИСЬ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,

СХОДИТ небо с чердака.

Потому что жизнь НЕ ЖДЕТ.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, СТОПАМИ теми,

В том же темпе, С ЛЕНЬЮ ТОЙ

Или с той же быстротой,

Может быть, ПРОХОДИТ ВРЕМЯ?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

УДИВЛЕННЫЕ растенья,

Перекрестка поворот".

Заметьте, сколько здесь олицетворений. « Сходит небо с чердака », ступени и перекрёсток, которые пускаются в полёт! Одни « удивлённые растенья » чего стоят! А рефрен (постоянный повтор) « снег идёт » переводит простое олицетворение на уровень смыслового повтора – а это уже символ. Олицетворение «Снег идёт» – символ идущего времени.

Поэтому и в своих стихах вы должны стараться ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НЕ ПРОСТО САМО ПО СЕБЕ, А ЧТОБЫ ОНО ИГРАЛО ОПРЕДЕЛЁННУЮ РОЛЬ.

Олицетворения используются и в художественной прозе. Например, прекрасный пример олицетворения есть в романе Андрея Битова «Пушкинский дом ». В прологе описывается ветер, кружащий над Петербургом, и весь город показан с точки зрения этого ветра. Ветер – главный герой пролога. Не менее замечателен образ заглавного персонажа повести Николая Гоголя «Нос». Нос не только олицетворяется и персонифицируется (т.е. наделяется чертами человеческой личности), но и становится символом двойственности главного героя.

Ещё несколько примеров олицетворения в прозаической речи:

Первые лучи утреннего солнца ПРОКРАДЫВАЛИСЬ через луг.

Снег УКУТАЛ землю, как мать младенца.

Луна ПОДМИГНУЛА сквозь высь облаков.

Ровно в 6:30 утра мой будильник ОЖИЛ.

Океан ТАНЦЕВАЛ в лунном свете.

Я слышал, как остров ЗОВЕТ меня.

Гром ВОРЧАЛ, как старик.

Какой член предложения делает неодушевленные предметы одушевленными? - Сказуемое.

В качестве олицетворения (слова, придающего предметам оживление) зачастую выступает глагол, который может находиться как перед, так и после существительного, которое он описывает, точнее, приводит его в действие, оживляет его и создаёт впечатление, что неживой предмет может так же полноценно существовать, как и человек. Но это не просто глагол, а часть речи, которая берёт на себя намного больше функций, превращая речь из обычной в яркую и загадочную, в необычную и в то же время способную рассказать о многом, что характеризует приемы олицетворения.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Нахождение олицетворений в тексте:
2. Поэтическая минутка - дети под руководством учителя работают с раздаточным материалом.
5. МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЕ.
^ 6. ТВОРЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
1.Задание. Олицетворить предметы окружающего мира и записать примеры в тетрадь.
Ответы: Ластик спорил с карандашом на бумаге.
Пол охал и стонал, когда по нему ходили.
^ 7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Всем - выучить определение олицетворения.
2. Выбрать и выполнить задание по желанию:
1-й уровень - пересказать теор. мат..
2-й уровень - найти в текстах и записать олицетворения.
3-й уровень - придумать и записать олицетворения; развить некоторые из них до сказочного сюжета.
^ 8. ИТОГ УРОКА: Что такое, олицетворение?