Обломов в чем смысл. Герой, противоположный Обломову


Произведение Ивана Александровича Гончарова "Обломов" написано много лет назад, но проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными и сегодня. Главный персонаж романа всегда вызывал у читателя огромный интерес. В чем смысл жизни Обломова, кто он такой и был ли на самом деле лентяем?

Абсурдность жизни главного героя произведения

С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в свой комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.

Единственное занятие Ильи Ильича - это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.

Бездействие не делает человека счастливым

И это постоянное лежание на диване не вызвано какой-то неизлечимой болезнью или психологическим расстройством. Нет! Ужасно то, что это естественное состояние главного персонажа романа. Смысл жизни Обломова заключен в мягкой обивке дивана и удобном персидском халате. Каждому человеку время от времени свойственно задумываться о цели собственного существования. Приходит время, и многие, оглядываясь назад, начинают рассуждать: "А что я сделал полезного, зачем я вообще живу?"

Конечно, не каждому дано свернуть горы, совершить какой-либо героический поступок, но сделать собственную жизнь интересной и полной впечатлений может любой человек. Никого и никогда бездействие еще не сделало счастливым. Возможно, лишь до какого-то определенного момента. Но это никак не относится к Илье Ильичу. Обломов, история жизни которого описана в одноименном романе Ивана Александровича Гончарова, не тяготится своим бездействием. Его все устраивает.

Жилище главного персонажа

О характере Ильи Ильича можно судить уже из некоторых строк, в которых автор описывает комнату, где обитал Обломов. Конечно, убранство помещения не выглядело бедным. Обставлена она была шикарно. И тем не менее не было в ней ни уюта, ни комфорта. Картины, которые висели на стенах комнаты, были обрамлены рисунками паутины. Зеркала, предназначенные для того, чтобы увидеть в них свое отражение, могли быть использованы вместо бумаги для письма.

Вся комната была покрыта пылью и грязью. Где-то валялась случайно брошенная вещь, которая так и будет лежать, пока не понадобится снова. На столе - неубранная посуда, крошки и объедки вчерашней трапезы. Все это не вызывает чувства уюта. Но Илья Ильич не замечает этого. Паутина, пыль, грязь и неубранная посуда - это естественные спутники его ежедневного возлежания на диване.

Мечтательность в характере Ильи, или Как в деревне

Зачастую Илья Ильич упрекает в неряшливости собственного слугу, которого зовут Захар. Но тот как будто подстроился под характер хозяина, а возможно, и сам изначально был недалек от него, совершенно спокойно реагирует на неопрятность жилища. По его рассуждениям, нет никакого смысла убирать комнату от пыли, так как она все равно там скапливается вновь. Так в чем же смысл жизни Обломова? Человека, который даже собственного слугу не может заставить навести порядок. Он не может управлять даже своей жизнью, а существование окружающих ему вообще неподвластно.

Конечно, иногда он мечтает совершить что-то для своей деревни. Он пытается придумать какие-то планы, опять же - лежа на диване, для того что бы переустроить деревенский быт. Но этот человек уже настолько оторван от реальности, что все построенные им мечты так и остаются ими. Планы такие, что их воплощение практически невозможно. Все они обладают каким-то чудовищным размахом, не имеющим ничего общего с реальностью. Но смысл жизни в произведении "Обломов" не раскрывается только лишь в описании одного персонажа.

Герой, противоположный Обломову

В произведении присутствует еще один герой, который и пытается пробудить Илью Ильича от его ленного состояния. Андрей Штольц - это человек, наполненный кипящей энергией и живостью ума. За что бы ни брался Андрей, все ему удается, и от всего он получает удовольствие. Он даже не задумывается, зачем делает то или иное дело. По словам самого персонажа, он трудится ради труда.

Чем отличается смысл жизни Обломова и Штольца? Андрей никогда не лежит, как Илья Ильич, без дела. Он всегда чем-то занят, у него огромный круг общения с интересными людьми. Штольц никогда не сидит на одном месте. Он постоянно в разъездах, знакомится с новыми местами и людьми. Но тем не менее не забывает об Илье Ильиче.

Влияние Андрея на главного персонажа

Монолог Обломова о смысле жизни, его суждения о ней, совершенно противоположны мнению Штольца, который становится единственным, кто смог поднять Илью с мягкого дивана. Более того, Андрей попытался даже вернуть своего товарища к активной жизни. Для этого он прибегает к некому ухищрению. Знакомит его с Ольгой Ильинской. Понимая, что приятное общение с красивой женщиной, возможно, быстрее пробудит в Илье Ильиче вкус к жизни более разнообразной, чем существование в его комнате.

Как же меняется под влиянием Штольца Обломов? История жизни его теперь связана с красавицей Ольгой. В нем даже пробуждаются нежные чувства к этой женщине. Он пытается измениться, подстроиться под тот мир, в котором живут Ильинская и Штольц. Но его долгое лежание на диване, его не проходят бесследно. Смысл жизни Обломова, связанный с его неуютной комнатой, очень глубоко укоренился в нем. Проходит какое-то время, и он начинает тяготиться отношениями с Ольгой. И, конечно, разрыв их стал неизбежным.

Смысл жизни и смерти Обломова

Единственной мечтой Ильи Ильича становится желание обрести покой. Ему не нужна кипучая энергия повседневной жизни. Тот мир, в котором он замкнут, с его маленьким пространством кажется ему гораздо приятнее и комфортнее. А та жизнь, которую ведет его друг Штольц, не привлекает его. Она требует суеты и движения, а это несвойственно характеру Обломова. Наконец вся кипучая энергия Андрея, которая постоянно наталкивается на равнодушие Ильи, иссякла.

Илья Ильич находит свое утешение в доме вдовы, фамилия которой Пшеницына. Женившись на ней, Обломов о жизни совершенно перестал беспокоиться и постепенно впал в моральную спячку. Теперь он снова облачен в свой любимый халат. Опять лежит на диване. Обломова приводит его к медленному угасанию. В последний раз Андрей навещает своего друга уже под неусыпным оком Пшеницыной. Он видит, как опустился его друг, и делает последнюю попытку, чтобы вытащить его из омута. Но смысла в этом нет.

Положительные черты в характере главного героя

Раскрывая смысл жизни и смерти Обломова, необходимо упомянуть, что Илья Ильич все-таки не является отрицательным героем в этом произведении. Есть в его образе и достаточно яркие положительные черты. Он безгранично гостеприимный и радушный хозяин. Несмотря на постоянное лежание на диване, Илья Ильич очень образованный человек, он ценит искусство.

В отношениях с Ольгой он не проявляет грубости или нетерпимости, галантен и обходителен. Его очень богат, но разрушен излишней заботой с самого детства. Сначала можно подумать, что Илья Ильич безгранично счастлив, но это лишь иллюзия. Сон, который заменил реальное состояние.

Обломов, которого превратилась в трагедию, вроде бы доволен своим положением. И тем не менее он понимает никчемность своего существования. Приходят к нему моменты осознания собственного бездействия. Ведь запретил Илья Штольцу пускать Ольгу к нему, не захотел, чтобы видела она процесс его разложения. Не может человек образованный не понимать, насколько пуста и однообразна его жизнь. Лишь лень не дает изменить ее и сделать яркой и разнообразной.

Размышления о смысле жизни. Роман А. А. Гончарова «Обломов» остается актуальным и для нас, современных читателей несмотря на то что с момента его создания прошло очень много времени. Главный герой романа Илья Ильич Обломов не может не вызывать интереса.

Невольно начинаешь задумываться о смысле жизни и пытаешься ответить на вопрос, кто же такой Обломов? Был ли он прежде всего лентяем. Или проблема главного героя романа намного глубже? Видел ли Обломов какой-либо смысл в жизни? Или ему не было свойственно задумываться об этом? Едва в начале произведения мы знакомимся с Обломовым, как понимаем всю абсурдность ситуации. Из-за дня в день Ильи Ильича лишен новых впечатлений, следующий похож на предыдущий. Дни идут, не украшенные абсолютно ничем. Обломов ведет почти растительное существование, он ничем не интересуется, ничем не увлекается. Главным в жизни становится уютный диван, на котором Обломов лежит целыми днями. Мир вокруг кажется Илье Ильичу враждебным и опасным. В жизни Обломова не было каких-либо потрясений, которые могли бы повлиять на его мировоззрение. Нет, все было весьма благополучно. С детства Илья Ильич был окружен заботой и вниманием родных. И никогда ему не приходилось заботиться о хлебе насущном. Обломову удобно жить, ни о чем не думая. ни о чем не заботясь. У него нет абсолютно никаких стремлений и желаний. Дни и ночи напролет лежит Обломов на диване в одном и том же халате из персидской материи. «… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…-.

Человеку всегда свойственно задумываться о смысле жизни. Но даже если счесть вопрос о смысле жизни абстрактной философской категорией, нельзя не признать, что бездействие никогда и никого не делало счастливым. Ощущение полноты жизни возможно только в случае постоянного движения, активного поиска новых впечатлений. Пусть человек не в состоянии изменить мир или совершить что-нибудь значительное. Но сделать свою собственную жизнь более яркой и интересной он может. И не последнюю роль в этом играет повседневная жизнь с ее делами и заботами. Повседневность не всегда бывает унылой и неинтересной. При желании повседневные дела могут быть яркими, впечатляющими. Но все это никак не относится к Илье Ильичу Обломову. Он лежит в неубранной, пыльной комнате. Здесь грязно и неуютно. Но у героя романа нет желания изменить хотя бы эту комнату, сделать свою жизнь чуть более комфортной. Вот как писатель говорит о комнате Обломова: «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною… Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них… По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память… Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки*

Обстановка, которая окружает главного героя, достаточно неприятна. Обломов пытается упрекнуть своего слугу Захара за неряшливость. Но слуга оказывается под стать своему хозяину. Он говорит о пыли и грязи: «… чего ее убирать, если она снова наберется». Захар так же считает, что «клопов и тараканов не Он выдумал, они есть у всех».

У Обломова нет сил и желания заставить своего слугу навести порядок в комнате. Не под силу ему и сделать хоть что-нибудь в родной деревне. Но Илья Ильич с удовольствием строит планы, продолжая лежать на диване. Обломов мечтает о переустройстве в деревне. Конечно, его мечты не имеют ничего общего с реальностью. Осуществить их в принципе невозможно. И уж, конечно, никогда не сможет их осуществить сам Обломов. Мечтательность у Обломова приобретает какой-то чудовищный размах. Он живет этими мечтами, отказываясь тем самым от настоящей жизни. Писатель дает нам возможность понаблюдать за Ильей Ильичем, когда тот мечтает: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности…».

Обломов не задумывается о собственной жизни. С одной стороны, он может показаться счастливым. Его не беспокоит завтрашний день, он не думает о (каких бы то ни было проблемах и неприятностях.Но с Другой стороны, жизнь его лишена очень важных составляющих - движения, новых впечатлений, активных действий. Обломов практически не общается с людьми, ему достаточно полного уединения от людей и забот.

Надо сказать, что внутренний мир Обломова весьма богат. Ведь Илья Ильич способен чувствовать и понимать искусство. Кроме того, он находит удовольствие в общении с некоторыми людьми, например, с другом Штольцем, Ольгой Ильинской. Однако этого явно недостаточно для ощущения полноты жизни. И в глубине души Обломов это понимает. Он пытается создать мнимую гармонию между своим внутренним миром и миром внешним. Но это сделать не так-то просто. Ведь реальная жизнь вступает в противоречие с миром грез и мечтаний. Пусть Обломов вполне доволен своим существованием. Но вместе с тем он несчастен, потому что заменил реальную жизнь полусном. Не случайно ничего не радует Илью Ильича, яркие переживания, чувства и эмоции не знакомы ему. Инертность Обломова и безразличие к жизни становятся его трагедией.

Обломов считает, что все его устраивает. На самом деле он не знает иной жизни, ему чужда деятельность, стремления и активность. Все проходит мимо главного героя. А он по-прежнему живет своими иллюзиями. И единственное, что видит перед собой, это неубранную комнату. Мир сузился для Обломова до размеров собственного дивана. Илья Ильич отказывается от любви, карьеры, семейного счастья ради того, чтобы спокойно лежать на диване. На самом деле узость мышления Обломова становится причиной его трагедии. Илья Ильич не смог разглядеть все преимущества реальной жизни. Деградация Обломова стала вполне оправданной. Он не уделяет внимание даже собственному внешнему виду. Зачем? Ему и так хорошо. Неважно, что было и что будет. Главная и единственная реальность - это тот самый диван, на котором он спал столько времени и на котором главный герой предпочитает остаться.

В жизни Обломова нет смысла. Ведь нельзя назвать смыслом бездействие, пустоту, лень, апатию. Жизнь становится тягостной, ведь человеку не свойственно вести растительное существование. Роман «Обломов» заставляет читателей задуматься о том, что человек способен сам стать своим врагом, если решает подменить реальную жизнь на прозябанием.

Урок литературы в 10 классе

Тема: Историко-философский смысл романа И.А.Гончарова «Обломов»

Учитель: Давыдова Наталия Васильевна

Методическое обеспечение:

Рабочая программа;

Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

В 2 ч./Ю.В.Лебедев. – 11 изд. – М.: Просвещение, 2009;

Литература. 10 класс: поурочные планы по учебнику Ю.В.Лебедева. /авт.-сост. Л.И.Косивцова. – Изд.2. – Волгоград: Учитель, 2010;

Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 4./ Под ред. Л.Г. Максидоновой. – М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2008.

Цель

Обозначить историко-философские проблемы, поднятые в романе; способствовать формированию личной позиции обучающихся по вопросу об особенностях русского национального характера

Задачи урока

Образовательные задачи:

    проанализировать роман И.А.Гончарова «Обломов» в соответствии с основными этапами анализа художественного текста;

    выявить читательскую позицию обучающихся;

    определить, какое представление об идеале жизни, идеале человека формирует автор в своём романе.

Воспитательные задачи:

    воспитывать ценностное отношение к шедеврам русской литературы;

    создавать ситуации нравственного выбора на основе учебного материала;

    способствовать формированию гражданской позиции;

    формировать установки, ценностные ориентации, жизненные идеалы, господствующие в обществе;

Развивающие задачи:

    формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления;

    развивать монологическую речь обучающихся;

    создавать условия для развития у обучающихся самостоятельности мышления в процессе учебной деятельности;

    повышать уровень учебной мотивации.

Задачи социализации личности:

    осуществлять сотрудничество с обучающимися для достижения совместного результата;

    предоставлять ученику пространство для самоопределения, принятия решений;

    формировать навыки общения, умение формулировать, обосновывать, отстаивать свое мнение.

Информация для учителя

В основе урока работа с материалами статей философов, литературоведов, с текстами русских народных сказок; анализ историко-философского значения проблем, поднятых в романе. Урок будет более продуктивен, если учителю удастся создать атмосферу, благоприятную для самостоятельного размышления учеников, свободного высказывания ими своих предположений. Для оформления урока могут быть использованы репродукции полотен русских художников разных эпох, запечатлевших картины русской природы, замечательные лица русских людей, а также аудиозапись протяжной русской народной песни («То не ветер ветку клонит»).

Предварительное домашнее задание для всего класса

Из текста глав 1, VI; 1, VIII; 2, IV подберите цитаты по теме: «Мечты Обломова».

Индивидуальное задание

Подберите из глав 1 ,11; 1, VIII; 2, IV; 2, X; 4,11 цитаты по теме: «Жизненная философия Обломова».

Оборудование

Портрет И.А.Гончарова;

Эпиграф: Где же идеал жизни?.. Что же не обломовщина?..

Илья Обломов. И.А.Гончаров «Обломов»;

Мультимедийная презентация;

Раздаточный материал (карточки-информаторы, таблицы);

Фрагмент художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

ХОД УРОКА

I .Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Стремительный ритм жизни, обилие вопросов, требующих немедленного разрешения, масса социальных проблем порой не позволяют каждому из нас остановиться и задуматься: а что есть «я», где та грань, которая не позволяет исчезнуть, раствориться моей «самости», в чем заключается уникальность именно моей жизни...

Каким должен быть идеальный человек? Какова идеальная жизнь?.. Как на эти вопросы ответит современный человек? Что думаете об этом вы?

(Ответы учащихся)

Слайд 1

Учитель: Об этих проблемах размышлял в своем романе и И.А. Гончаров. Жанровая природа «Обломова» сложна и многослойна. «Обломов» - роман социально-бытовой, однако ему присущи черты сатирического и философского произведения. Характер философских проблем, поднятых в романе, позволяет говорить о нем как о романе-предупреждении.

Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор в своем романе? От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь Гончаров?

Слайд 2

Ученики:

- Мы открываем роман И.А. Гончарова «Обломов» и вместе с автором и его героем размышляем о том, что есть человек и каково его предназначение в жизни. Проблема, волнующая автора,- из категории вечных вопросов, на которые, как известно, нет окончательных полных и однозначных ответов.

Каждая эпоха, каждый народ находят свои ответы. И.А. Гончаров, обращаясь к истокам национального характера, побуждает читателя осмыслить специфические национальные черты и предложить свой вариант ответа на вечные вопросы с позиций именно русского человека.

Слайд 3

Учитель: Послушаем протяжную русскую народную песню, посмотрим на полотна русских художников разных эпох, запечатлевших картины русской природы, замечательные лица русских людей.

(Звучит русская народная песня «То не ветер ветку клонит…», на слайде – картины русских художников: Ф. Васильев «Мокрый луг», А. Венецианов «Спящий пастушок», С. Жуковский «Поэзия старого дворянского гнезда», М. Клодт «На пашне», В. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», Ф. Малявин «Вихрь», Г. Мясоедов «Земство обедает», И. Остроухов «Сиверко», А. Попов «Утро в деревне», полотна И. Шишкина, И. Левитана.)

Учитель: Все эти просторы, дороги, уходящие за горизонт, реки и озера, отражающие светлые небеса, стога сена, неловко пристроившиеся на склоне холмов; лица, суровые и нежные, скорбные и счастливые, страдающие и ликующие, вызывают в душе русского человека трудно осознаваемое волнение, глубоко личные, тонкие, интимные чувства, словно пробуждается память многих поколений предков и говорит: «Вот это все есть в тебе. Ты из этого и состоишь. Это все твое необыкновенно родное, близкое, дорогое». Так мы начинаем осознавать свою принадлежность к родной культуре и размышлять как люди, причастные к исторической судьбе своего народа.

II .Аналитическая работа по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Первая учебная ситуация

Образ немца в восприятии героев романа «Обломов»

Учитель: Формируя представление об идеальных чертах русского человека, об идеальном состоянии русской жизни, автор на протяжении всего романа последовательно сопоставляет Обломова и Штольца не только как людей разных психологических типов, но и как представителей русской и немецкой национальных культур.

Слайд 4

Характеризуя Штольца как полурусского-полунемца, автор не упускает случая сделать акцент на его немецких корнях, тем самым вписывая свои размышления о личности Штольца в контекст традиции изображения немцев в русской литературе. Вспомните: Вральман из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», гости Андрияна Прохорова в повести «Гробовщик», Германн в «Пиковой даме», Андрей Карлович в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Трудно найти среди них в полном смысле слова положительного героя.

Какой обобщенный образ немца формируется в высказываниях

персонажей романа «Обломов»?

Почему эти персонажи именно так представляют себе немцев?

(Ученики, предварительно поработав с текстом произведения дома, зачитывают высказывания персонажей романа о немцах.)

Ученики:

Захар: «Отчего ж у других чисто? - возразил Обломов. - Посмотри напротив, у настройщика: любо взглянуть, а всего одна девка...

- А где немцы сору возьмут, - вдруг возразил Захар. - Вы поглядите-ко, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни... Где им сору взять? У них нет этого вот, как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму... У них и корка зря не валяется: наделают сухариков да с пивом и выпьют!

Захар даже сквозь зубы плюнул, рассуждая о таком скаредном житье» (1, I ) . Тарантьев: «Немец проклятый, шельма продувная!.."

« Тарантьев питал какое-то инстинктивное отвращение к иностранцам. В глазах его француз, немец, англичанин были синонимы мошенника, обманщика, хитреца или разбойника. Он даже не делал различия между нациями: они были все одинаковы в его глазах» (1, IV).

Мать Штольца: «Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец. На всю немецкую нацию она смотрела как на толпу патентованных мещан, не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с какими немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать.

На ее взгляд, во всей немецкой нации не было и не могло быть ни одного джентльмена. Она в немецком характере не замечала никакой мягкости, деликатности, снисхождения...

Нет, так и ломят эти невежи, так и напирают на то, что у них положено, что заберут себе в голову, готовы хоть стену пробить лбом, лишь бы поступить по правилам» (2, I ).

«Немец (отец Штольца) был человек дельный и строгий, как почти все немцы» (1, IX).

«От отца своего он (Штольц) перенял смотреть на все в жизни, даже на мелочи, не шутя; может быть, перенял бы от него и педантическую строгость, которою немцы сопровождают взгляд свой, каждый шаг в жизни, в том числе и супружество» (4, VII ).

Вывод по первой учебной ситуации

Автор вложил характеристику немцев в уста персонажей, формирующих все свои представления только понаслышке, в готовом виде заимствующих расхожие точки зрения. Поэтому немцы - в их оценке - люди до крайности скупые, жадные, расчетливые, думающие только о своей выгоде и готовые обмануть и предать любого, с кем они имеют дело, во всем следующие правилам, строго выполняющие все предписания, не отличающиеся хорошим воспитанием, деликатностью, благородными манерами. Однако слова самого автора проникнуты чувством уважения: он говорит о «дельности» и «педантической строгости» немцев.

Вторая учебная ситуация

Учитель. Некоторые исследователи романа «Обломов» увидели в образе Штольца только набор стереотипных черт. Так, немецкий литературовед

Уте Данненманн, рассуждая о романе И. А. Гончарова, пишет:

«В этом романе герою, ленивому и ничем не интересующемуся русскому барину, противопоставляется немец Штольц. Это подвижный, деятельный, рассудительный человек. Он, получивший строгое, трудовое и практичное воспитание от отца-немца, честолюбив, целеустремлен и энергичен. Для него... важен рациональный подход к жизни, ему чужды страсти...

Немец в романе организован, трудолюбив, экономен, серьезно относится к своему делу, педантичен. В сознании русского общества такое представление превращается в штамп».

Справедливо ли видеть в образе Штольца только воплощение
типичных черт немецкого характера? Возможно ли определить

характер Обломова только как набор черт, типичных
для русского человека?

(Ответы учащихся)

Учитель: Обратимся к статьям русских философов и литературоведов, работая в парах по карточкам.

Слайд 5

О каких психологических чертах как о типичных чертах

русского и европейского типов характера говорят философы и

литературоведы?

Задание для организации работы в парах

1. Изучите содержание карточки.

2. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие особенности

национального характера русского человека (или немца).

3. Обменяйтесь информацией с учеником, с которым вы работаете в паре.

4. Сопоставьте материалы, подобранные вами. Подготовьтесь к тому, чтобы

познакомить класс с вашими выводами.

КАРТОЧКА №1 ( I вариант)

    Прочитайте фрагменты статьи К.Д. Кавелина «Наш умственный

строй».

2. О каких психологических чертах как о типичных чертах русского и

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 6

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885)

Наш умственный строй

В основание европейской культуры легла сильно развитая личность. Личная независимость, личная свобода всегда были исходной точкой и идеалом в Европе. Весь ее гражданский и политический быт, сверху донизу, был построен на договорах, на системе взаимного уравновешения прав.

Сильно поставленная индивидуальность тормозила дело политического и гражданского объединения, поэтому европейская научная мысль обратилась на выработку объективного права. Об индивидуальном, личном нечего было заботиться, оно и без того слишком заявляло себя всюду, и отстаивать его теоретически не было никакой надобности.

Недоверчивость, подозрительность ко всему, что прямо или косвенно касалось внутреннего, психического мира, накопившиеся веками, придали критической стороне ума особую тонкость, чуткость и преимущественно отрицательный склад.

Имеет ли такая постановка вопросов что-нибудь общее с тем, что мы видели и видим у себя?

Чрезмерным развитием личной энергии, железной стойкостью лица, его необузданным стремлением к свободе, его щепетильным и ревнивым охранением своих прав мы, кажется, никогда не имели повода хвалиться. Юридическая личность у нас едва народилась и продолжает и теперь поражать своею пассивностью, отсутствием почина и грубейшим, полудиким реализмом.

В нас аппетиты часто бывают развиты до болезненности, но нет ни охоты, ни способности трудиться с целью удовлетворить их, преодолеть препятствия, отстаивать себя и свою мысль.. Оттого в ходе общественных и частных наших дел нет ни обдуманной системы, ни последовательности, ни преемственности от поколения к поколению. Сменились люди, и дело пропадает; все идет совсем иначе до тех пор, пока случай не натолкнет опять на то же дело другого человека, который опять пустит его в ход, чтобы после него оно опять было брошено и забыто.

Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихоти, меняя их беспрестанно. Мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие ко всему доброму и полезному делу. Но ведь и всем, подобно нам, желалось бы, чтоб дело делалось само собою, чтоб жизнь несла нам дары труда и образованности без всякого с нашей стороны участия в черной работе. И вот мы прячемся за ход вещей, за логику событий, которые должны работать за нас. Так и выходит на самом деле: все делается как-то само собою, помимо нас, но зато совсем не так, как бы нам хотелось. Стихийные силы, не управляемые человеком, приносят нам вместо того, о чем мы мечтаем, самые причудливые неожиданности.

Излишнею пытливостью и смелостью мысли, чрезмерным напряжением и развитием умственной деятельности, переступающей границы возможного,- этими недостатками мы тоже не страдаем. Напротив, мы слишком мало думаем, элемент мышления равен у нас нулю, не принимает почти никакого участия в наших делах, а потому не входит в наше миросозерцание и нашу практическую деятельность.

КАРТОЧКА №1 ( II вариант)

1. Прочитайте фрагменты статьи И. А. Ильина «Творческая идея России».

европейского типов характера пишет философ?

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 7

Иван Александрович Ильин (1883 - 1954)

Творческая идея России

Россию с ее цивилизацией веками разрушали, потрясали, превращали в руины, тормозили, сдерживали, и потому русский народ заботился о внутренней культуре.

Путь исторического становления... принес русскому народу страдания, научил спокойно их воспринимать, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу...

История научила русского творчески переносить страдание и преодолевать его; однако о страдании русский знает очень много, так как является человеком чувств и идет навстречу всем превратностям судьбы с открытым сердцем...

Если западному европейцу хоть раз выпадет случай соприкоснуться с русской духовной культурой, пусть он сразу же додумает: «Здесь борется любящая и страдающая душа за свое совершенство; очень возможно, что ей это удастся;

что ж, и неудачи кое-чему учат мир...

У русской культуры одна единственная проблема: в ней сердце ищет преображения в страдании посредством свободного созерцания. Вот ключ к русской религии, поэзии, музыке, живописи - к русской душе.

В истории известны народы волевые, с трезвым, целенаправленным устремлением, установкой на извлечение выгоды и господство...

Знает история народы, склонные к чувственному созерцанию; народы, склонные к сверхчувственным мечтаниям; народы с религиозной одержимостью; народы с яркой сверкающей мыслью и народы с бессмысленным глубокомыслием; легкомысленные народы, склонные к удовольствиям; и твердолобые народы, склонные к вечным заговорам.

У каждого из них свой, присущий им... путь в истории и идеал.

Русский народ - прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт- акт сердца...

Вот почему тот, кто собирается воспитывать русский народ, должен начинать с его сердца, обратиться к силе его созерцания - если он не способен к этому (из-за собственного бессердечия и мелочного рассудка), ничтожно мало поймет он в русском народе...

Русский народ должен воспитывать свой национальный характер на основе свободного созерцания сердцем и созерцания совестью.

Эта творческая идея вынашивалась и проводилась в жизнь в течение веков, если не тысячелетий. В жизнь она проводилась крайне медленно, так медленно, как, впрочем, возникает все истинно великое и прекрасное в жизни, ибо медленно распускается цветок, медленно созидается семейный быт, медленно вызревает неповторимая народная культура.

КАРТОЧКА №1 ( III вариант)

1. Прочитайте фрагменты статьи Д. С. Лихачева «О национальном

характере русских».

2. 0 каких психологических чертах как о типичных чертах русского и

европейского типов характера пишет философ?

3. Заполните таблицу.

Проблема национального характера: философское осмысление

Слайд 8

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906 - 1999)

О национальном характере русских

Бессмысленно спорить о том, принадлежит ли Россия Европе или Азии. К сожалению, этот вопрос изредка поднимается в Германии, Польше или других ближайших к нам странах, в которых наблюдалась определенная склонность изобразить себя пограничными стражами Европы. Русская культура распространяется на огромную территорию. Эта культура едина.

Русская культура - культура универсальная и терпимая к культурам других народов. Она всегда в своей глубочайшей основе предана идее свободы личности.

Большинство людей на Западе до сих пор убеждены, что русским свойственна не только терпимость, но и терпение, а вместе с тем - покорность, безличность, низкий уровень духовных запросов. Нет, нет и нет! Русским свойственно стремление к воле.

Одна черта, замеченная давно, действительно, составляет несчастье русских: это во всем доходить до крайностей, до пределов возможного.

Петр Великий перенес столицу государства на самый опасный рубеж - к морю. Столица - на самой границе огромной страны - думаю, это единственный случай в мировой истории. А что говорить о многочисленных монастырях, которые все время двигались дальше и дальше в леса и на острова к студеному морю?

Хорошо это или плохо? Не берусь судить. Но что Россия из-за этой своей черты всегда находилась на грани чрезвычайной опасности - это вне всякого сомнения, как и то ; что в России не было счастливого настоящего, а только заменяющая его мечта о счастливом будущем.

Черт русского национального характера очень много. Существование их непросто доказать, особенно если каждой черте противостоят как некие противовесы и другие черты: щедрости- скупость (часто неоправданная), доброте - злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе-стремление к деспотизму...

Надо понять черты русского характера. Правильно направленные, эти черты - бесценное свойство русского человека.

Слайды 9, 10, 11, 12

Вариант заполнения таблицы

Проблема национального характера: философское осмысление

Черты русского характера

Черты европейского типа характера

Склонность к грандиозным планам, но неспособность их осуществлять, в делах нет системы, «мы вечно фантазируем, отдаемся случайной прихоти», «мы жалуемся на обстановку, на злую судьбу, а особенно на всеобщее равнодушие и безучастие», «мы слишком мало думаем». Способность «спокойно воспринимать страдания, с достоинством переживать и терпеливо с помощью смирения, молитвы, любви, созерцания, юмора превращать их в победу», «русский народ- прежде всего народ чувства, и главный его творческий акт- акт сердца», «свободное созерцание сердцем и созерцание совестью». «русским свойственно стремление к воле», «стремление во всем доходить до крайностей, до пределов возможного», «черт русского национального" характера очень много... Каждой черте противостоят...и другие черты: щедрости- скупость (часто неоправданная), доброте- злость (опять-таки неоправданная), любви к свободе- стремление к деспотизму...»

Стертая индивидуальность, недоверчивость, подозрительность ко всем проявлениям внутреннего мира, тонкость критической стороны ума, отрицательный склад ума; чрезмерное развитие личной энергии, «щепетильное и ревнивое охранение своих прав», «пытливость и смелость мысли, чрезмерное напряжение и развитие умственной деятельности».

Учитель: Если бы перед нами была поставлена цель создать коллаж из фотографий и картин, отражающий состояние души Штольца, с какой трудностью мы неизбежно столкнулись бы?

Ученики:

- Состояние души Обломова мы характеризуем через картины русской природы, через портреты русских людей, но, чтобы изобразить внутренний мир Штольца, нам понадобились бы как виды немецких городов, селений, портреты немцев разных сословий, так и те же полотна, посредством которых мы характеризовали Обломова. Ведь Штольцу дорого и то, что он унаследовал от Европы (там его корни, там его дело), и то, чем одарила его Россия (здесь его родина, здесь прошли его детские, юношеские годы, к тому же, он «всю Россию изъездил...»).

- Создавая характеры Обломова и Штольца, автор исследует не весь комплекс типичных черт национального характера, а останавливается на самых существенных, с его точки зрения, чертах: в Обломове это леность, пассивность, погруженность в сон, в Штольце - деятельность, решительность.

Учитель. Автор тесно переплетает судьбы героев: он рассказывает читателю о дружбе Обломова и Штольца в детстве и юности; мы становимся свидетелями того, с каким волнением, с какой надеждой Обломов ждет друга, как оба они радуются при встрече, как пытаются вместе найти выход из сложившейся ситуации. Кроме того, по воле автора, Обломову и Штольцу было суждено полюбить одну и ту же девушку,

Не сокрыта ли в этом принципе изображения характеров еще одна авторская подсказка читателю?

Слайд 13

С какой целью автор так последовательно сближает судьбы Обломова и Штольца?

Ученик : Обломов и Штольц были необходимы друг другу, они дополняли друг друга. Вероятно, сближая судьбы этих героев, автор стремился показать читателю, какой совершенный тип личности мог получиться, если бы было возможно соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность Штольца.

Учитель : Есть ли в романе подтверждение справедливости такого

предположения? Вспомните сцену расставания Обломова и Штольца.

«"А этот ребенок - мой сын! Его зовут Андреем в память о тебе!"- досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.

Теперь Штольц изменился в лице...

Обломов... хотел что-то сказать и не мог. Он протянул к Андрею обе руки, и они обнялись молча, крепко, Как обнимаются перед боем, перед смертью. Это объятие задушило их слова, слезы, чувства...

- Не забудь моего Андрея! - были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом...

"Нет, не забуду я твоего Андрея, - с грустью... думал Штольц. - ...Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти... и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты"» (4, IX).

Ученик : Обломов назвал своего сына Андреем, поручил заботиться о нем Штольцу, потому что надеялся, что тот воспитает его правильно .

Вывод по второй учебной ситуации

В этом сюжетном повороте подчеркивается уже сформулированная нами мысль: Андрей, сын Обломова, получит воспитание в доме Штольца, то есть соединит в себе и черты, унаследованные от Обломова, и черты, развитые воспитанием Штольца. Это будет человек совсем другого типа, человек, которому, по замыслу автора, принадлежит будущее.

Третья учебная ситуация

Учитель: В образе Обломова легко угадываются черты, сближающие его с образами героев русских сказок. Обломов бесхитростен и простодушен, как Иванушка-дурачок, ленив и доверчив, как Емеля.

Как вы думаете, насколько глубоко в историю формирования русского национального характера уходят корни обломовского типа личности?

Как сопоставление с героями народных сказок обогащает читательское понимание образа Обломова?

Слайд 14

Ученики:

- Герой романа с детства начал воспринимать окружающее через призму сказки и в течение всей своей жизни старался создать и наяву особый мир, сказочный («Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире» - 1, VI).

Он жил в мире, существующем по законам сказочного добра, отождествлял себя с героями сказок и легенд («Слушая от няни сказки о нашем золотом руне - Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, - и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца» - 1, IX ), страшился сил зла, которые в сказках противостояли силам добра («Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть» - 1, IX ).

Учитель: Какой сокровенный смысл таит в себе русская народная сказка? Обратите внимание на карточку-информатор. Какая глубинная черта внутреннего мира роднит Обломова с героями народных сказок? Прочитайте и прокомментируйте фрагменты русских сказок, приведенные на карточках.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР №1

Русская душа в сказках и легендах

«Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка - это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души...

Источник ее и глубина сугубо национальны - это душевный и духовный опыт народа, осмысленный в поэтизированных образах...

Душа народа высказывает в сказке свои заветные думы, чаяния, упования, мечты; здесь и невыплаканные слезы, и неисполненные желания, и прозорливость и интуиция совести…

Русская сказка проникает в сердце человеческое, привнося в него слово свободы, проявляя его внутренний взор, наполняя надеждой, освобождая от страха; своими видениями она дарит ему отдохновение, успокаивает... умудряет...

Чего ждет от своей сказки русская душа во всем ее своеобразии? Какие вопросы ставит она перед поэтической фантазией...

Прежде всего - что такое счастье земное? В чем оно? Само ль оно плывет к праведному человеку или ускользает от него? Надо ли его добывать и как, с помощью чего?..

Второй вопрос из того же ряда: что такое судьба? Откуда эта русская поговорка: умным - горе, дуракам - счастье?.. А может, они и не дураки вовсе, а вполне нормальные, умные люди? А судьба - это то, что «на роду написано»...

И, наконец, чисто философских... вопросов касается сказка: правда ли, что лишь возможное возможно, а невозможное исключено?».

Сказка воплощает народные представления о том, каким должен быть человек, чтобы добиться осуществления своей мечты.

КАРТОЧКА №2

Царевна-лягушка

Возвратился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.

    Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? - спрашивает его лягушка. - Аль услышал от своего отца слово неприятное?

    Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб.

    Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!

Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обратилась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо и закричала:

- Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, какой я ела, кушала у родного моего батюшки.

Наутро проснулся Иван-царевич, у квакушки хлеб давно готов - и такой славный, что ни вздумать, ни сказать, ни в сказке описать...

КАРТОЧКА №2

Сивка-бурка

В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, верст за двести - отсюда не видать, жили-были старик со старухою, и у них было три сына. Два сына- хорошие, умные, а третий- дурак, Ванькой звали. И место у него было на печи. Мать у них умерла, а потом и старик стал похварывать. Сыновья хлебопашеством занимаются, пашут, сеют, хлеб продают. Занемог совсем старик и говорит сыновьям...

Федор и Василий стали собираться в назначенное число ехать в город. А Иван слез с печи и говорит: «Братцы, возьмите и меня».- «Куда же нам взять такого замарашку, ты еще в грязь нас ударишь! Сиди на печи да перегребай золу», - отвечали братья...

А когда братья уехали... пошел он... в заповедные луга... крикнул, свистнул:

«Сивка-Бурка, Вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»...

Подбежал конь к Ивану, и стал конь как вкопанный. Иван в право ухо влез, а в лево вылез и вдруг сделался таким красавцем богатырем, каких свет не видел...

Тут Ваню все и узнали. Залюбовалась им жена-Царевна. Прогнал царь

зятевей-обманщиков, а его поставил на царство.

Ваня был не дурак, а у него родина так!

КАРТОЧКА №2

Про Емелю - дурака

В одной небольшой деревушке жили три брата: Семен и Василий и третий

Емеля-дурак.

Старшие братья женаты и занимались торговлей, а Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу и спал несколько суток непробудным сном...

Емеля, сколько ни был глуп, однако ж пожелал ту щуку поймать... подошел к ней близко, ухватил вдруг ее рукою, вытащил из воды и, положив в пазуху, хотел идти домой. Но щука говорила ему: «Что ты, дурак! На что меня поймал?.. Пусти ты меня в воду; я тебе сделаю что: чего ты ни пожелаешь, то все по твоему желанию исполнится». Дурак, слыша сие, весьма обрадовался, ибо был он чрезвычайно ленив, и думал сам себе: "Когда щука сделает так, что я чего ни пожелаю - все будет готово, то я уже работать ничего не буду!"

Емеля все им простил и всех, как братьев, так и невесток, нарядил в драгоценные одежды. А царь пир тогда приготовил и дал им родительское благословение идти под венец.

Ученики:

- Автор романа наделил Обломова чертой, характерной для особенно любимых народом сказочных героев. Эта черта - вера в возможность чуда, внутренняя готовность к встрече с чудом. Одаренностью именно этим качеством объясняются чудеса, происходящие с этими сказочными героями - другие, здравомыслящие, рассудительные, даже, если бы и встретились с чудом, никогда бы не поверили своим глазам.

Именно эта черта придает образу Обломова особое обаяние, и герой, в котором автор хотел подчеркнуть лень и неспособность к созиданию, черты, которые могут привести к кризису весь народ, становится симпатичным и самому автору, и читателям.

Учитель: Если мы обратимся к былине о русском богатыре Илье-Муромце, то встретим иную- героическую- интерпретацию мотива бездействия.

Сколько же можно ждать чуда? Сказка предвосхищает этот вопрос: каким бы долгим ни показалось человеку ожидание, он не должен утрачивать веру в чудо, он должен продолжать ждать. Вспомните: «Ты три года ждал, а не мог трех дней дождаться».

Именно в мечты о чуде погружен Обломов.

О чем он мечтает? Как эти мечты характеризуют Обломова?

Слайд 15

Реализация домашнего задания

Подборка цитат, выписанных обучающимися из текста романа на тему «Мечты Обломова»

«Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц...» (1.VI)

«Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем, перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит...

Или изберет он арену мыслителя, великого художника: все поклоняются ему; он пожинает лавры; толпа гоняется за ним, восклицая: "Посмотрите, посмотрите, вот идет Обломов, наш знаменитый Илья Ильич!"» (1, VI)

«Ему представилось, как он сидит в летний вечер на террасе за чайным столом...

Праздная дворня сидит у ворот; там слышатся веселые голоса, хохот, балалайка, девки играют в горелки; кругом его самого резвятся его малютки, лезут к нему на колени, вешаются ему на шею; за самоваром сидит... царица всего окружающего, его божество... женщина! жена! А между тем в столовой, убранной с изящной простотой, ярко заблистали приветные огоньки, накрывался большой круглый стол

Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья: мечта была так ярка, жива, поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке. Он вдруг почувствовал смутное желание любви, тихого счастья, вдруг зажаждал полей и холмов своей родины, своего дома, жены и детей...

Он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать; ему видятся все ясные дни, ясные лица; без забот и морщин, смеющиеся, круглые, с ярким румянцем, с
двойным подбородком и неувядающим аппетитом; будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень...

- Боже, Боже! - произнес он от полноты счастья и очнулся» (1, VIII ).

Ученики:

То, о чем мечтает Обломов (тишина, покой, счастливая семья, добрые друзья), так буднично, что, с точки зрения Штольца,например, недостойно быть мечтой. Но ведь и сказочные герои (Иванушка-дурачок, Емеля) тоже не мечтают в начале сказок ни о царевне, ни о царстве. Над ними потому и смеются, что они ничего не хотят. Они
просто живут... А жизнь дарит им чудо - осуществляет для них мечты множества других людей.

Так получается, что к финалу романа, даже несмотря на смерть героя, в душе читателя все же остается необъяснимое ощущение ожидания чуда .

Слайд 16

Учитель. Автор завершает роман сценой случайной встречи Штольца с Захаром. Как содержание финальной сцены романа помогает понять авторскую позицию по отношению к герою?

Ученик: Захар - верный спутник Обломова, хранитель уклада и духа Обломовки. Его судьба - творение Обломовки, память о ней и приговор ей. Захар зависел от Обломова абсолютно во всем, и финал его жизни оказался трагичным: перед читателем больной, нищий старик, без дома, без близких людей, плачущий о своем барине и продолжающий боготворить его. Это один из главных итогов жизни Обломова ...

Вывод по третьей учебной ситуации

Чем обернулись мечтания Обломова? Он не смог принести счастье Ольге. Он не решился взять на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он оказался не в состоянии спасти от разорения и гибели родительский дом, и эту заботу он тоже передоверил Штольцу. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны...

И это все - итог судьбы человека, который мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Иллюзия возможности чуда, которая завладела было сознанием читателя, в финале романа развеивается.

Вспомните образ еще одного мечтателя, героя Гоголя. Обломов, конечно, не копия Манилова: Обломов богаче и духовно, и интеллектуально; и отношение автора к своему герою в романе «Обломов» не ограничивается неприятием, как в поэме «Мертвые души»... Но Гончаров бросает Обломову столь же горький упрек, как Гоголь Манилову: никакие, даже самые светлые и возвышенные, мечты не осуществятся, если полагаться только на чудо и не предпринимать никаких усилий, чтобы их достигнуть.

Четвертая учебная ситуация

Жизненная философия Обломова

Слайд 17

Учитель: Однако надо быть справедливым к Обломову. Его история - история несостоявшейся судьбы, но все же его жизнь не прошла совсем впустую.

Обломов обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину, глубокую, мудрую, умеющую страдать. Именно такой полюбил Ольгу Штольц. Получается, что именно Обломов подарил счастье Штольцу.

Обломов обогатил Штольца. Сколько пришлось Штольцу передумать, перестрадать, переосмыслить в самом себе, когда он понял, что не смог спасти друга. Весь роман - это не что иное, как плод этих размышлений (ведь историю Обломова автору рассказал именно Штольц).

Обломов подарил мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.

Наконец, своей несложившейся судьбой Обломов донес до читателя истину, без осознания которой не сможет состояться судьба любого человека. Какова эта истина?

Какую жизненную мудрость автор стремится донести до читателя, рассказав историю жизни Обломова?

Послушаем, что думал о жизни сам Обломов.

Слайд 18

Вариант выполнения индивидуального домашнего задания

Жизненная философия Обломова

«В десять мест в один день - несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?..» (1, II )

«Увяз, любезный друг, по уши увяз... Нелеп, и глух, и нем для всего остального в мире.. У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое- а между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!» (1, II ).

«Ночью писать... когда же спать-то?.. Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!» (1, II ).

«Что за жизнь! Какое безобразие этот столичный шум! Когда же настанет райское, желанное житье? Когда в поля, в родные рощи?- думал, он. - Лежать бы теперь на траве, под деревом, да глядеть сквозь ветки на солнышко и считать, сколько птичек перебывает на ветках... Когда же настанет эта пора?..» (1, VIII)

«Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! ...Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванъя другу друга дороги, сплетни, пересуды... Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?..

Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома...

А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней!..» (2, IV ).

«Ах, жизнь! Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...» (4, II ).

Учитель: Сопоставьте эти реплики Обломова с размышлениями русского философа XX века Ивана Ильина.

КАРТОЧКА – ИНФОРМАТОР

Иван Александрович Ильин

Где же... человек?

Если мы отвлечемся на миг от повседневности и поразмыслим, мы увидим себя в центре мирового кризиса, где жизнь все чаще полнится лишениями и страхом... Все больше и все глубже охватывает человечество тревога, ужас, печаль; все горше нищета, ожесточение, злоба и отчаяние.

Когда все это видишь, ежедневно переживаешь, годами пребываешь в тоске и сострадании, в сердце возникает страстное желание тихого покоя и чаемой радости. Но как только появляется такое желание, тут же задаешь себе истый скепсисом вопрос: полно, есть ли что-нибудь подобное на этом свете? Ужель отыщешь истинный покой и переживешь истинную радость? В этом мире?.. И с этими людьми?..

Сегодняшний духовный кризис... состоит в том, что современная человеческая мысль утратила свою первозданную глубинную почву; она заблокировала себе накрепко доступ к духовному опыту...

Таинство жизни исчезает, и его не обрести уже никогда - ни в мире как таковом, ни в самом человеке. Все становится будничным, трезвым, сухим и плоским. Плоской становится жизнь, плоскими, краткосрочными и поверхностными становятся жизненные цели человека. В техническом отношении он становится почти всемогущим, но бедным и статичным в чувствах, близоруким в созерцании, высокомерным в самооценке, алчущим власти в своем волеизъявлении. Такого человека можно перевести только на язык экономики, политики и войны. Сейчас мы имеем, что имеем...

Человек разделен, раздроблен, раздавлен, он навсегда лишился своей здоровой природной целостности...

Целостный внутренне человек есть человек свободный, человек христианской культуры. Вот почему православная теология ищет духовного примирения и целостности человека изнутри, вот почему она обращается к глубинным слоям его души.

Вывод по четвёртой учебной ситуации

Размышляя об особенностях национального характера, автор подводит читателя к осознанию истины, значимой для представителей любой культуры: искусство жить предполагает в равной степени и умение ставить перед собой высокие цели, преодолевать слабости, препятствующие достижению этих целей, и способность сохранить индивидуальность, «самость», не растратить понапрасну душевных сил.

III . Подведение итогов урока

Учитель: Фамилия «Обломов» ассоциируется прежде всего со словом «обломок» - отпавшая часть чего-то, некогда бывшего цельным. Фамилия связана с мотивами потерянного рая, пропасти, обрыва, появляющимися в романе. Всех героев романа связывает одна общая симпатия,одна память о чистой, как хрусталь, душе. Все они - каждый по-своему – одухотворяются. Все любят друг друга, и для выражения этой любви не нужно никаких слов, идей, принципов, не нужно менять и «воспитывать» другого человека. Эти изменения происходят благодаря влиянию Обломова, даже не его самого, а его образа, памяти о нём. И собирает вместе Ольгу, Штольца и Агафью имя Обломова.

Автор создал образ очень земного, трогательного в своих слабостях человека, имеющего одно важное качество, которого недоставало более его одарённым другими талантами людям. Он знал одну, но главную заповедь: «Да любите друг друга!»

(На экране – финальная сцена художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова».)

Слайд 19

IV . Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем, сформулированных как основные вопросы урока:

1. Какое представление об идеале человека, идеале жизни формирует автор

в своем романе?

2. От каких заблуждений и ошибок стремится предостеречь читателей автор?

Общественный смысл романа Смысл названия произведения Смысл Обломовки в романе Смысл жизни Обломова в романе Заключение

Роман Гончарова ” Обломов ” является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа “Обломов” основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе “Обломов” Гончаров впервые ввел понятие “обломовщины” как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы.
Данное явление автор рассматривал на примере главного героя

романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, “законсервированным раем”, где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как “лишнего человека”, Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, “городского” типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает “обломовщину” с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится “растением”, круглосуточно лежащим на диване.
Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за “обломовщины”, как явления резко негативного и давно отжившего себя, “пропал” Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова “Обломов” состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа “Обломов” тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением “обломовщина”. Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово “обломов” происходит от слов “обломок”, “обламывать”, “ломать”, обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Смысл названия. По первоначальному замыслу этот роман дол­жен был называться “Обломовщина”; и содержать беспощадную ха­рактеристику русского патриархального барина. В соответствии с этим замыслом был написан...
  2. План Определение смысла жизни героев Штольц и Обломовка Заключение Роман Гончарова ” Обломов ” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества,...

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».

Тест по произведению