Почему же она названа недоросль. Чему комедия может научить ребенка


Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!».

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Тест по произведению

Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

Под словесным значением данного выражения в XVIII веке понимаются молодые люди, не имеющие надлежащего образования либо только получающие его, то есть не достигшие уставленного образовательного уровня.

Ключевым персонажем в произведении, на примере которого писатель раскрывает насущную проблему, является недоросль Митрофанушка Простаков, отличающийся, несмотря на попытки родителей дать ребенку минимальное образование, стойким нежеланием постигать знания.

Герой характеризуется автором в качестве молодого человека, с детства привыкшего получать все желаемое от любящей матушки, ограждающей его от любых невзгод, считающего науку бесполезным, скучным и нудным занятием, предпочитающего получать знания о правилах поведения в светском обществе от необразованного кучера Вральмана.

Митрофан изображается в комедии как собирательный образ молодого дворянского поколения, которое не стремится получить образование, являясь невеждами и лентяями, ценящими лишь лоснящееся светское существование.

В образе Митрофанушки перед читателями предстает морально и умственно отсталый юноша, кажущийся за счет своей глупости и тупости гораздо младше по возрасту, чем есть на самом деле, демонстрирующийся избалованным, недалеким ребенком, который не ценит ни родительскую заботу и не желает самостоятельно принимать решения либо совершать поступки.

Писатель акцентирует внимание на наличие у юноши ума и способностей, однако подчеркивает его откровенное нежелание направлять их на собственное развитие и выполнение необходимых обязанностей.

Главной проблемой в создавшейся ситуации автор считает окружающую обстановку, которая оказывает непосредственное влияние на появление в обществе данных представителей молодого поколения, при этом произведение демонстрирует порочность воспитания и образования той эпохи в виде комедийного жанра, высмеивая все их недостатки и отрицательные черты.

Писатель, используя комичность изображения, иллюстрирует необходимость в проведении реформ и преобразований в образовательной системе страны с целью развития для будущего государства достойных членов общества.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита

    Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.

  • Сочинение Образ Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака

    Одним из ведущих персонажей романа О. де Бальзака "Евгения Гранде" выступает молодой парижанин Шарль Гранде. Впервые читатель знакомится с молодым денди, когда он приезжает по просьбе отца

  • Каждое время года по-своему уникально, неповторимо и прекрасно. Зима - это особенная, волшебная, сказочно красивая пора, наслаждаться которой нужно еще уметь.

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время – спустя более трех веков с момента ее написания. Созданное Фонвизиным произведение трудно сравнивать с традиционными классицистическими комедиями, ведь ироничный фарс, осмеяние пороков общества, злободневные темы в пьесе выглядят так же смешно, как и трагично. Используя приемы контраста, осмеяния, иронии драматург подводит читателя к глубоким смыслу и сути «Недоросля».

Идейный смысл комедии «Недоросль»

На первый взгляд произведение является обычной бытовой пьесой – центральный сюжет «Недоросля» линеен и завязывается вокруг замужества Софьи. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и теперь живет на попечении помещицкой семьи Простаковых. Простакова, желая избавиться от «лишнего рта» решает выдать Софью без ее согласия замуж за своего брата – Скотинина. Однако новость, что девушка стала наследницей огромного состояния, а со дня на день приезжает ее дядя, меняет планы Простаковой. Женщина отказывает Скотинину, предлагая в роли нового жениха своего сына-недоросля Митрофана. К счастью, Стародум, дядя Софьи, оказывается разумным человеком, который разоблачает интересы Скотинина и Простаковой, поддерживая желание девушки выйти замуж за своего возлюбленного Милона.

Даже по краткому описанию «Недоросля» становится понятно, что сюжет пьесы вполне вписывается в каноны классицистических комедий. Однако произведение дополняет второстепенная сюжетная линия, связанная с Митрофаном – глупым, избалованным, ленивым, жадным и жестоким юношей, сыном Простаковых. Несмотря на столь негативную характеристику, он является самым комичным персонажем пьесы – наиболее смешные сцены произведения связаны именно с его обучением. Вообще, в «Недоросли» есть только два, смешных персонажа, – Митрофан и Скотинин. Они веселят своей глупостью, непониманием, когда лучше помолчать, вместо того, чтобы говорить несуразные вещи.

«Недоросль» по праву можно назвать пьесой воспитания – так как родственные связи в произведении определяют характер и склонности человека. Однако, если Скотинин и Митрофан похожи даже в любви к свиньям, чем также вызывают смех, то над Простаковой смеяться не хочется. Деспотичная, жестокая и грубая к своим крестьянам и родственникам, женщина не находит отрады ни в своем «беспросветном дураке»-муже, ни в сыне, которого слепо любит. Даже ее высказывания о том, как нужно правильно считать (сцена урока Цыфиркина) забавны, но скорей осмеивают нравы старого дворянства, нежели ее саму. По активности и влиятельности в пьесе ее можно сравнить с Правдиным, однако если мужчина отстаивает гуманистические, высокоморальные идеалы, то Простакова является носителем «своей», помещицкой морали, предписывающей наибольшую ценность денег и чинов перед жизнью ее крепостных, честным именем, образованием и добродетелью.

Основной смысл «Недоросля» состоит именно в этом противопоставлении двух радиально противоположных взглядов – новых, гуманных, просветительских и устаревших, помещицких. Фонвизин акцентирует внимание не только на отрицательном начале последних, но и на необходимости изменения взглядов старого дворянства, иначе «плоды злонравия» будут неизбежны. Автор подчеркивает, что истоки этого злонравия в самом воспитании – Простакова и Скотинин переняли свои взгляды от родителей и передали их Митрофану так же, как в Софье были заложены основы гуманизма еще ее родителями.

Суть комедии «Недоросль»

Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.

Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».

Тест по произведению

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недоросле» Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с распущенностью общественных нравов—все это были больные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия "Недоросль" значение не утеряла, однако, и в последующие эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин », был действительно «другом свободы» (Пушкин).

Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили эту комедию как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличом, Фонвизин пробовали еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». Но она далеко уступает во всех отношениях не только «Недорослю», но и «Бригадиру».

В истории русской реалистической драмы интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия XVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только она прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии XIX века.