Презентация на тему "мой род, мое имя, моя фамилия". "Моё имя, моя фамилия, моя семья" Как вы запомнили названия родственных связей


Занятие по внеурочной деятельности в рамках

творческого проекта по русскому языку в 6 «А» классе

«Моё имя, моя фамилия, моя семья»

Дидактические цели проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
- совершенствование навыков исследовательской деятельности;
- приобретение навыков самостоятельной работы с разными источниками информации;

Формирование навыков работы в команде.

Проблемы самостоятельных исследований:
- Откуда появились мои имя и фамилия?
- Как выглядит мое родовое древо?

Каким я вижу герб моей семьи?

Результаты исследований:
Презентация учащихся 6а класса «Антропонимика», творческие работы на тему: «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи», «Значение имени», рисунки на тему: «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома «История моей семьи»

Этапы работы:

Формирование тем исследования;
- проведение исследования;
- творческая работа над заданием;
- подготовка презентации;
- защита проекта;
- коллективное обсуждение, результаты оценки.

Результаты исследований:
Доклады «Происхождение русских фамилий», «Происхождение русских имён», творческие работы «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Методы и формы обучения:

Метод проектов;

коллективного взаимодействия;

ИКТ-технологии;

объяснительно-иллюстративный.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные :

    Научатся рассказывать о происхождении фамилии, имени;

    получат возможность научиться отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

    научатся интервьюировать членов семьи;

    оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

    составлять экспозицию выставки.

Метапредметные :

    овладеть способностьюпонимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

    обобщать собственное представление;

    овладеть опытом публичного выступления.

    формировать готовность слушать собеседника и вести диалог,

    оценивать свои достижения в ходе работы над заданием;

    соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.

Личностные:

    формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

    формирование нравственных ценностей семьи и сохранения образа образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия, УУД :

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, этимологического, орфографического словарей, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти), сравнивают, сопоставляют.

Регулятивные: ориентирование в учебнике, словарях, других источниках информации; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями; творческое выражение своего видения.

Коммуникативные: учатся обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить речевые высказывания устно и письменно.

Форма проведения занятия: устный журнал.

Форма организации: участники рассаживаются по группам.

Оборудование: мультимедийная презентация, выставка творческих работ учащихся «Значение моего имени», «Происхождение моей фамилии», рисунки «Герб моей семьи», выставка фотографий из семейного альбома, семейных реликвий.

Ход занятия:

    Организационный этап.

Учитель:

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Приветствуем вас на презентации нашего устного журнала клуба любителей русского языка «Мое имя, моя фамилия, моя семья». Выпуск посвящён важной теме, которая касается каждого из нас. Интерес к данной теме возник еще с изучения имён собственных, постепенно привел к изучению собственной фамилии и имени. В ходе исследований вам открыли и семейный альбом, где сохранились портреты ваших родителей, дедушек и бабушек, родоначальниках вашей фамилии. Ваши рассказы о семейных фотографиях и семейных реликвиях, творческие работы дополнят представление о мире имён и фамилий, о связи времен и поколений.

    Презентация работ.

1.Итак, открываем первую страницу журнала «Что в имени тебе моём…».

Учитель : Родился ребенок, и родители дают ему имя. Как это происходило на Руси?

(Доклад ученицы Ретуковой Д. на тему «Происхождение русских имён»)

Учитель:

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.

(Выступления учащихся о значение своих имён).

Учитель: В нашем классе есть носители редких имён – Любовь, Дана, Ева. Что они знают о своих именах? (выступления девочек).

2. Игра «Откуда пошли имена».

Учитель: Сейчас мы проведем игру по командам. Задания даны на карточках, вам необходимо ответить на вопросы и заполнить таблицу.

Представление команд. Завершение игры.

Учитель: Открываем вторую страницу журнала «Откуда мы родом». Традиция на Руси - давать имена в честь предков.

Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси.

Звучат как музыка, как стих

Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.

(Г. Граубин)

Имя вам дали родители, отчество – по имени отца. А как возникла фамилия? К вашему отцу она перешла от его отца. Но кто же был первым и как произошла фамилия?

3.Выступление учащейся Гусевой Л. с презентацией «Откуда произошли фамилии».

Учитель: Каждый человек в нашей стране носит фамилию. Она записана в свидетельстве о рождении, в паспорте, сопровождает нас всю жизнь. Ученые насчитали несколько путей образования русских фамилий:

Во-первых, от древнерусских и славянских имен (Егоров, Петров, Жданов, Любомиров и др.).

Во-вторых, фамилия возникала от древних прозвищ(Бойцов, Белов)

В- третьих, от профессии предков. Так появились Гончаровы, Кузнецовы, Рыбаковы и др.

Также фамилии образовывались от названий села, города, местности (Новгородцев, Москвичев, Муромов).

Знаете ли вы, что означает ваша фамилия? Расскажите о своих находках.

4.Выступления учащихся с представлением собственного герба. (рассказы Поповой А., Корцова С., Леонтьевой Л., Кочиной Л.)

Учитель : Третья страничка журнала «Моё родословное древо». Дань памяти своим предкам можно отдать, составляя свое родословное древо. Родители и вы – верхняя часть древа, в дальнейшем оно будет расти вверх, а ваши дети и внуки будут гордиться вами. В нашем классе есть ребята, которые поучились составлять свое родословное древо.

5.Выступления учащихся с творческими работами.

6. Музыкальная динамическая пауза .

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Учитель : В каждой семье есть вещи, которые хранят истории, связанные с нашими предками. Бережно сохраняя их, передавая из поколение в поколение, мы можем почувствовать связь времен и событий.

7.Четвёртая страница нашего журнала «Семейные предания и истории. Реликвии нашей семьи».

Выступление Торохина А. с рассказом о семейной реликвии – ёлочных игрушках из прошлого.

Учитель: А сейчас рассказ пойдет о человеке, чье увлечение стало смыслом жизни и переросло в профессию. Попова Агата расскажет о своей прабабушке Агеенковой Антонине Васильевне и ее увлечении, память о котором она сохранила в альбоме с фотографиями и газетными вырезками о клубной деятельности на селе.

Учитель : Как всем нам в наше непростое время хочется тепла и доброты. А что может быть лучше семейного очага, огонь которого согревает нас. Вглядитесь в семейные фотографии разных лет.

Семейные фото в альбоме потёртом.
Видавшие виды листы в переплёте.
Семейные фото из прошлого века
Собрали с любовью в альбом мы навеки.

8. Фотографии из семейного альбома.

Расскажите о своих находках.

Рассказ Поповой Агаты о старинной фотографии 20-30 х годов ХХ века

Фотографии времен Великой Отечественной войны – особые. Их бережно хранят в своих семьях потомки. (Рассказы о фото с фронта Либерман Евы и Домницкой Иры).

Счастливые лица, на фото и стар, и млад. Кто это? (Рассказ Кононова Вити).

    Заключение .

Учитель: Ребята, сегодня на занятии вы рассказывали про свою семью, о гербе своей семьи, на котором вы изобразили характерные особенности своей фамилии, мы услышали рассказы о памятных фотографиях. О своих оценках мы расскажем друг другу на следующем этапе, подведем итоги проекта. Спасибо за работу, за интересные находки, за уважение к своей семье! Последняя страница журнала – напутствие вам.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Приложение 1

Вопросы и задания команде:

1.Вспомните растения, в названия которых присутствует женское или мужское имя.

2.Образуйте имена от сочетаний слов:

Владеть всем

Любить мир

Свято славить

3. Распределите древние русские имена в соответствии с их «характеристиками»

Малёк, Кудряш, Добрыня, Селянин, Третьяк, Умник, Молчан, Ждан.

внешность

Место в семье

Черта характера

Род занятий

Как назвать человека, чтобы он всегда выделялся из общей массы, родители наших героев знают не понаслышке. Имена своим детям они находили в книгах, фильмах и собственных снах. О способах выживания детей с необычными именами в обычной реальности узнавала «Амурлента».

Айна Циритис, 25 лет

Когда я появилась на свет, отец взял меня на руки (он присутствовал на родах) и сразу сказал, что я Айна! Он латыш и назвал меня в честь бабушки, а моя мама - русская. В детстве я еще не понимала, что у меня имя не как у всех. А лет в 12 мне надоело, что люди постоянно переспрашивали, как меня зовут, меняли ударение, коверкали. Мне даже захотелось сменить имя, и я постоянно спрашивала у родителей, зачем же они меня так назвали. Было тяжело, но это длилось недолго. Я повзрослела, стала относиться проще к тому, что говорят другие и полюбила свое имя - почувствовала в нем какую-то загадку, тайну, нежность.

При знакомстве в 90 процентах случаев люди удивляются, задают вопросы, как-то глупо отшучиваются (чего я не люблю). С первых секунд обожаю тех, кто спокойно говорит: «Красивое имя!» - и продолжает общение, не зацикливаясь на его эксклюзивности!

Имя вроде и так короткое, но близкие придумали к нему много производных - Аичка, Айнуля, Ая, Айка-Зайка. В соцсетях я Айночка - для меня это самое близкое и нежное звучание.

Дамир Сергеев, 14 лет

Дамиром меня назвала мама. Знаю, что она очень серьезно подошла к этому вопросу, когда меня ждала. Изучала книги с именами. Еще был вариант назвать меня Ратимиром. Хорошо, что не назвали! Мое имя мне нравится гораздо больше. Мама тоже остановилась на нем, потому что оно характеризуется, как уверенный в себе, настойчивый, любящий родителей, лидер. Папа тоже его одобрил. Мне нравится, что оно громкое и никак не склоняется. Только бабушка еще может назвать меня Дамиркой, а все остальные только Дамиром, и дома и в школе.

На мое имя всегда обращают внимание и часто спрашивают, почему у русских родителей ребенка зовут вот так. Мама считает, что буква Д в имени имеет большое значение, дает сильный характер. Если у меня будет сестренка, то ее назовут Дианой.

Мне нравится то, что таких, как я, немного, ни с кем не перепутают. Это плюс. В классе у нас еще Иосиф есть, у всех остальных обычные имена.

Люцина Балбукова, 23 года

Однажды моя мама смотрела по телевизору фильм, и в титрах ей приглянулось необычное имя - Люцина. Так звали то ли режиссера, то ли оператора. Она сразу решила, что назовет им дочку. Сколько себя помню, я очень любила свое имя и не представляла, что меня могут звать иначе!

Хотя одно время даже подумывала взять себе простенький псевдоним. Когда я пришла работать в школу учителем начальных классов, боялась, дети не выговорят мое имя. Но малыши были смышлеными, кто-то звал меня просто учительница, кто-то Учита Витальевна. Для третьих я и вовсе была Людмилой Витальевной!

У окружающих реакции на мое имя разные, кто-то сразу запоминает, как меня зовут, а кто-то может месяцами переспрашивать. И все равно обзовут Лючитой или Люцитой! У одних мое имя ассоциируется с бабочкой, у других с цветком. Некоторые в шутку и с Люцифером пытались провести связь!

Андриан Аврам, 36 лет

Вообще Андриан - это Андрей, только по-молдавски. Когда мне было 3 года, родители перебрались из Молдавии в Амурскую область. Но родина, конечно, осталась в их сердце, поэтому своих детей они назвали национальными именами. Моих младших брата и сестру зовут Руслан и Юлиана.

Мое имя не такое уж необычное, в детстве меня все называли Андрюшкой. Хотя прозвище Адриано Челентано тоже было. Когда вырос, стал для всех просто Андрианом. И меня никогда ни с кем не путали, я был такой один. Сколько живу, нигде больше Андрианов не встречал.

У меня чаще имя с фамилией путают - вот это реально подбешивает! В школе учитель физкультуры до 11 класса писал меня в журнале Андрианов Аврам, пока я случайно не увидел! Ну и сейчас, когда представляешься, частенько принимают фамилию за имя. Скоро у нас в семье родится сын Платон. Жена специально выбирала имя, чтобы хорошо сочеталось с фамилией и отчеством. Но вот путаницы имя-фамилия он вряд ли избежит!

Венера Сластина, 47 лет

Меня так назвала бабушка, которая была чувашкой. Это имя было популярно в Татарстане, но не в Амурской области, куда мы с семьей переехали, когда мне было 2 года.

В юности я была очень скромной и стеснялась своего необычного имени. Когда называла его при знакомстве, парни часто отвечали «Можно я буду твоим Юпитером или Сатурном?!» Мне эти шутки не нравились, я смущалась. А потом просто стала представляться Верой! Но обман раскрывался, если на улице я не отзывалась на выдуманное имя.

Когда я поступала в пединститут, рядом с нами жили парни с физкультурного отделения, они всегда занимали нам с подругой места в столовой. И вот однажды решили надо мной подшутить. «Венер, подай соль» - сказал один из них. И мы тут же схватились за солонку с парнем напротив. Оказалось, в их компании был молодой человек с именем Венер! Такой гогот поднялся, я была готова провалиться сквозь землю.

Много лет прошло прежде, чем я смирилась с тем, как меня зовут на самом деле. И то иной раз кто-нибудь обратится ко мне Венера Петровна, аж слух режет. Зато маленькая дочка племянницы переставила буквы, как ей удобно, и называет меня Неверой! Звучит забавно.

Илай Галиос, 5 лет

(рассказывает мама Ева)

Когда я еще не была беременна и даже не планировала становиться мамой, мне приснился сон, в котором был мой сын и его звали Лайм. Через пару месяцев я узнала, что жду ребенка. Сразу сказала, сон неспроста - назовем Лаймом! Но меня никто не поддержал. Начали думать другое имя. Специально искали необычное, потому что Саш и Дим и так много. Решили, будет Леонардом. Но потом тоже передумали. А ближе к родам появилось имя Илай. И это никак не связано с фильмом («Книга Илая» - прим.ред.)! Второго ребенка тоже назвали оригинально - Леоном. Потом как-то заметили с мужем, что имена наших детей похожи на лимон и лайм. Теперь иногда их так в шутку называем. Сам Илай с двух лет отлично выговаривает свое имя и его друзья тоже. И вообще на фоне Парамонов, Савелиев и Миронов в песочнице мы не выделяемся. Я не переживаю, что моего ребенка будут дразнить во дворе, уж если Антона не дразнят, то Илая точно не будут!







Включить эффекты

1 из 7

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Конспект

Цели:

I Организация на урок:

-приветствие

I I Родословная

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

(сл.2)-решить кроссворд

4.Сестра мужа. (золовка)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

А родословный корень? (Да).

(корень на листке)

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

III. Моё имя.

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Владислав – славный.

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

III Фамилии

IV Итог урока

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Цели:

познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имён учащихся и родных, закрепить и проверить знания учащихся о государственной символике Краснодарского края;

формировать начальные навыки исследовательской работы у младших школьников;

развивать интерес к прошлому и настоящему своей семьи, семейным традициям;

воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям, гордость и любовь к родному краю.

I Организация на урок:

-приветствие

-проверка организации рабочего места: учебник, тетрадь, листы для индивидуальной работы, ручка,

-сообщение темы урока, целей (сл.1)

I I Родословная

«Никто из нас не свалился с луны.

Все мы – ветви и листья

Огромного и переплетённого

Общечеловеческого древа».

Сегодня я вам предлагаю окунуться в атмосферу семейной жизни с её укладом, традициями, праздниками. Имя урока: «Моя родословная. Моё имя. Моя фамилия». Всех нас объединяет одно слово, которое будет звучать в этой передаче – это слово «семья». Слово это понятно всем, как слова «хлеб» и «вода». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, это дедушка и бабушка..

(сл.2)-решить кроссворд

1.Как называют древнего предшественника по роду? (предок)

2.Ряд поколений происходящих от одного предка. (род)

3.Брат отца или матери. (дядя)

4.Сестра мужа. (золовка)

5.Матери жены и мужа. (сватьи)

6.Дочь брата или сестры. (племянница)

7.Мужья двух сестер. (свояки)

8.Мать мужа. (свекровь)

9.Брат жены. (шурин)

10.Мать жены. (тёща)

11.Группа родственников, живущих вместе. (семья)

На этом уроке мы познакомимся с понятием «родословная», научимся составлению родословной.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – это древний предшественник по роду.

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. (сл.3)

Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери. Каждая из этих ветвей в свою очередь так же делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

(сл.4) Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит из ребёнка вырастает мама с папой, а из них дедушки и бабушки. Странная получается картина. Как же исправить эту странность?… Очень просто. Перевернём рисунок « вверх ногами». Тогда дерево превратится в корень, в большой разветвлённый корень, из которого и вырос этот человек.

И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идёт о предках, а если мы говорим о потомках, какого – нибудь человека, тогда это действительно родословное дерево. Тут уж мы рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви: это будут внуки, а дальше – правнуки.

Для любого человека можно нарисовать родословное дерево? (Нет).

А родословный корень? (Да).

Между прочим, выясняется интересная вещь. У каждого человека два родителя – мать и отец, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше – 4, прабабушек и прадедушек ещё вдвое больше – 8. И так далее. Вот сколько у человека предков. Кстати, у многих народов мира уважаем тот человек, который знает своих предков до седьмого колена. Мы на уроке выполним три звена, а вы можете провести дальше эту работу дома.

Сейчас мы начнём исследования своего родословного корня.

(корень на листке)

Вы должны ответить на вопрос, который прозвучит перед чтением стихотворения.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын,

Ещё живёт красавица

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий – милой Машей

И хозяйкой нашей,

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек живёт в этой квартире? (5). Назовите их.

(учащиеся называют: отец мужа, дедушка жены, Миша- сын мужа, муж и жена)

III. Моё имя.

Имя - личное название, даваемое человеку при жизни. каждое имя имеет свою историю.

Слово "фамилия" - латинского происхождения. У римлян оно изначально относилось не к супругам и детям, а только к рабам. Familia -совокупность принадлежащих одному человеку рабов. Но по всей Европе это слово распространилось именно в значении "семья", "супруги". И в России слово фамилия поначалу употребляли в значении семья. В XVII-XVIII веках еще бытовало слово "прозвище": оно-то в те дни и обозначало, называло фамилию. И только в XIX веке слово фамилия приобрело собственное второе значение, ставшее превалирующим: "наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".

Наши предки давали такие имена:

-по внешности: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

-по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;

-по месту в семье: первой, меньшой, старшой, другой.

Сейчас в это трудно поверить. После крещения Руси пришло много имён из других языков:

Личные имена – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которым они известны в обществе. Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей? Большинство из них – русские, много украинцев, адыгов, армян, греков, поэтому так разнообразны фамилии и имена наших предков – земляков.

У одних имена русского происхождения: Светлана, Ярослав; у других – греческого и римского: Андрей, Марина; чьи – то пришли с украины: Остап. Есть имена турецкого происхождения: Аскер; персидского: Рустам; арабского: Юнус, Фарида; адыгейского: Паго, Шумаф.

Ребята, вам интересно узнать, что означают ваши имена, откуда они родом? Тогда слушайте:

Греческого происхождения:

Александр – защитник людей.

Алексей - заступник, отражающий, предотвращающий.

Антон – вступающий в бой.

Евгений – благородный.

Ирина – мир, покой.

Николай – победитель, покоритель народов.

Оксана – иностранка.

Пётр – скала, камень.

Екатерина – чистота, благопристойность.

Старославянского происхождения:

Владислав – славный.

Древнееврейского происхождения:

Илья – божья помощь.

Римского происхождения:

Максим – величайший.

Римма – римлянка.

Юлия – кудрявая.

Дед старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий… Муций…Овен… Орест…

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был ПЕТРОМ.

-Новый поток имён вы узнали. Как вы думаете, почему выбрали не одно из названных имён?

Есть по этому поводу такая поговорка: «Где родился, там и пригодился». Родители поступили мудро: они выбрали то имя, которое не будет слишком экстравагантным, ребёнка не будут дразнить и он точно пригодится в этом мире.

А ещё у каждого человека, названного православным именем есть день ангела – день святого, чьё имя носите и считается вашим ангелом хранителем.

III Фамилии

При Петре Первом Сенатским Указом от 18 июня 1719 года, в связи с введением подушной подати и рекрутской повинности официально были введены и самые ранние документы полицейского учёта - проезжие грамоты (паспорта). Паспорт содержал сведения: имя, фамилия (либо прозвище), откуда выехал, куда направляется, место жительства, характеристика его рода деятельности, сведения о членах семьи, которые ехали вместе с ним, иногда сведения об отце и родителях.

Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода. Многие из мирских были именами собственными (Горазд, Ждан, Любим), другие возникли как прозвища, но потом стали именами (Некрас, Дур, Чертан, Злоба, Неустрой). Здесь надо заметить, что в древнерусской системе имен также было принято называть младенцев охранными именами, оберегами - именами с отрицательным содержанием - для защиты, отпугивания злых сил или для обратного действия имени. Это как до сих пор принято ругать держащих экзамен, или желать охотнику «ни пуха, ни пера». Считалось, что Дур вырастет умным, Некрас красавцем, а Голод всегда будет сытым. Охранные имена потом становились свыкшимися прозвищами, а далее и фамилией.

Первая перепись 1897 г. показала, что фамилии не имеет до 75 % населения (впрочем, это относилось более к жителям национальных окраин, чем коренной России). Окончательно у всего населения СССР фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.

IV Итог урока

Как вы запомнили названия родственных связей:

Брат жены (шурин).

Брат мужа (деверь).

Сестра жены (свояченица).

Сестра мужа (золовка).

Мать жены (тёща).

Мать мужа (свекровь).

Дочь брата или сестры (племянница).

Сестра отца или матери (тётя).

Откуда взялись кубанские фамилии?

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Введение.

Меня зовут Брылёва Маша. Я весёлая, открытая, общительная и любознательная девочка. Последнее время меня очень интересуют вопросы, связанные с моим появлением на свет. Я очень люблю свою семью. И меня заинтересовал вопрос, почему меня назвали Маша и откуда появилась моя фамилия?

Я решила разобраться в этих вопросах, а для этого поставила перед собой цель и задачи.

Цель: узнать откуда появились имена и фамилии и для чего они нужны.

Задачи:

1) Узнать о возникновении имен вообще и конечно же о своём имени.

2) Разузнать всё о фамилиях, изучить значение моей фамилии.

Гипотеза: если я узнаю тайну происхождения имени и фамилии, то я открою эту тайну другим детям.

Тип проекта: исследовательский

Вид: среднесрочный

Основная часть

Почему мне дали имя Мария

Я предполагаю, что имя имеет очень важное значение в жизни человека. Не зря же есть пословица: без имени ребёнок – чертёнок.

Первый документ в котором записывают имя, фамилию и отчество – свидетельство о рождении! И у всех ребят есть этот документ.

Оказывается, что имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек.

В Древней Руси изначально имена были как характеристики людей.

По имени можно было определить самую главную черту человека. Существовали также имена, данные по названиям животных.

После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские имена, которые давались по церковному календарю.

Древние славяне верили, что имена определяют судьбу людей. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей.

Мама мне рассказала, что назвала меня она, а папа хотел назвать меня Аней, вот так. А назвала меня мама именно так, потому что я должна была родиться в конце сентября, примерно в это же время родилась Дева Мария – мать Иисуса Христа.

Конечно же маме в первую очередь хотелось, чтобы это имя было для меня защитой и поддержкой в трудную минуту. И еще, Марусей звали мою прапрабабушку и племянницу моей прабабушки, так что я не одна Маша в нашей семье.

И хотя я точно знаю, что мы не сами выбираем себе имена, за нас это делают взрослые, но мне нравится моё имя!

Оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.

По одной версии означает - горькая, по другой - любимая, по третьей - упрямая.

А еще, мне нравится, что многих сказочных персонажей зовут как меня.

Посмотрите, сколько сказок с Машей я знаю:

И ещё, моё имя может звучать по-разному, вот такой цветочек из моего имени получился:

У детей нашей группы разные имена..

Мужские имена которые мне нравятся это: Никита, Юра, Ваня.

А женские: Даша, Руфина, Гулина, Катя, Настя.

Вывод: оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.

Происхождение фамилии

С именем мне теперь многое ясно, теперь можно перейти к фамилии.

Фамилия происходит от латинского familia и обозначает - семья.

Фамилия присутствует всегда и везде в нашей жизни. Даже есть целая наука, изучающая фамилии - антропонимика.

Сначала на Руси были только имена а вместо фамилий использовались прозвища.Чаще всего фамилии давались от имени отца или деда (Иванов, Степанов и т.д.). Всегда фамилии передавались по мужской линии. У славянских народов было обязательным знать и чтить свою родословную.

Так же фамилии давались по месту проживания (Пеньков), по роду занятий (Рыбников, Кузнецов).

А еще фамилии давались по каким-то качествам человека (Лысый, Борода).

Вспомним, как звали трех былинных богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Муромец – не фамилия, а прозвище, напоминающее о том, что храбрый «Илья сын Иванович» он был родом из города из Мурома.

Добрыня Никитич – сын Никиты.

Попович–может показаться нам фамилией но в древние времена Попович было прозвищем по роду занятий отца.

Я знаю, что свою фамилию я получила от папы: Брылёва Алексея Глебовича.

Фамилия Брылев образована от прозвища Брыль. В ряде говоров брылями называли губы .

Следовательно, прозвище Брыль получил человека с толстыми губами

Не исключено, что фамилия восходит и к польскому слову bryl, т.е. «шапка». Тогда, предок обладателя этой фамилии был родом с польских земель и занимался изготовлением головных уборов, за что и получил подобное прозвище.

Однако и в русском языке слово «брыль» употреблялось в похожем значении - «окружность, края опушки и шляпа с широкими полями».

Поэтому в одном случае фамилия могла указывать на место жительства предка, поселившегося на краю опушки, в другом – на его привычку носить шляпу с широкими полями.

Брыль, со временем получил фамилию Брылев.

Вывод: фамилия мне досталась от папы и она может означать либо большие губы, либо человека, который носил или делал шляпы, а возможно жил на опушке леса.

Заключение

Моя гипотиза подтвердилась.

  • Имя и фамилия очень важны в жизни человека, они записываются во всех документах человека.
  • Имя и фамилия могут многое рассказать о человеке: его пол, возраст, происхождение и даже влияют на характер!
  • Я узнала, что имя мне дала мама в честь Девы Марии, моё имя имеет несколько значений, но больше всего мне понравилось значение «любимая». А фамилия мне досталась от папы и она может означать либо большие губы, либо человека, который носил или делал шляпы, а возможно жил на опушке леса.
  • Имена нам даются родителями, а фамилии передаются по наследству и характеризую нашу принадлежность к семье. Фамилия-это семейное имя!
  • Имена и Фамилии трёх былинных богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича могут многое рассказать о возникновении фамилий на Руси.

Список используемой литературы:

1. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993,. Стр 23

2. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. М.: Наука, 1981, стр321

3. http://director.edu54.ru/node/77886 - Фоны для презентаций. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-hvosty.html#c – Сайт для мам и малышей (стихи)

4.http://sv-scena.ru/athenaeum/chto-oznachaet-vasha-familiya.html