Как сделать из ребенка звезду балета. Денис Родькин: «Со Светланой Захаровой мы стали родными людьми Как поступить в академию


Балет - один из самых тонких видов искусств, завораживающий и чарующий. Чтобы достичь высшего мастерства, нужно пройти долгий и трудный путь обучения. О том, как воспитывают будущих звезд мирового балета, корреспонденту ТАСС рассказали в одной из самых престижных школ мира, Московской государственной академии хореографии.

Работе учебного заведения сейчас уделяется особое внимание: 2018 год посвящен русскому балету и лично Мариусу Петипа.

Академия, которая в этом году отмечает 245-летие, спряталась во дворах на "Фрунзенской". Внутри много света и воздуха, большие окна, просторные коридоры. В зале солист Большого театра России, преподаватель классического танца и сценического репертуара Денис Медведев занимается со студентом третьего курса 18-летним Денисом Захаровым. "Выше, вверх!" - то и дело командует учитель.

Подъем в академии по расписанию в 7:30 утра, занятия начинаются уже с 9:00 и продолжаются до позднего вечера. Иногда в день у воспитанников, которые проживают тут же, в общежитии, может быть несколько танцевальных уроков. До обеда - всегда какой-то общеобразовательный предмет.

У Дениса Захарова обычных школьных уроков почти не осталось. "Так как я на третьем курсе и мы уже сдали практически все предметы, то некоторые из них отсеялись. Стало намного проще учиться. А вот в плане профессиональной практики и нагрузок, мне кажется, прибавляется", - говорит Денис Захаров.

Как поступить в академию

Денис приехал в Москву из Уфы в 14 лет. "Я не задумывался о трудностях, которые меня ждут. У меня была цель: я приехал учиться, воплощать мечту".

В своем родном городе Денис ходил в колледж имени Рудольфа Нуреева, там и встретил Юрия Петровича Бурлаку, который является главным балетмейстером Самарского театра оперы и балета, а в 2009–2011 годах был худруком балетной труппы Большого театра.

"Когда я встретил его, я почувствовал сразу, что это другой мир. Он учит тому, что мне нужно, тому, чего мне не хватает... Это как попробовать альпийский свежий воздух после московского", - рассказывает Денис. Именно Бурлака посоветовал юноше ехать в Москву, обучаться "мощи, силе, харизме, тому, что нужно… танцевать как мировые звезды".

Денис стремится быть лучшим. На его счету Гран-при и первые премии различных конкурсов артистов балета, а в этом году он получил возможность исполнить в Большом театре (между прочим, на Исторической сцене) партию Голубой птицы в балете "Спящая красавица".

"Чтобы добиться хороших результатов, нужно выкладываться не на 100 даже, а на 200 процентов… Поэтому дети, которые идут поступать в такую профессиональную школу, должны быть уже немного подготовленными", - говорит заслуженный артист РФ Денис Медведев. По словам педагога, необходимо с самого раннего возраста заниматься гимнастикой или посещать специальные занятия.

Подготовить к поступлению могут и в самих стенах академии. Для детей с шести лет предусмотрены подготовительные классы. Поступать в можно в возрасте до десяти лет, потом поздно. В академии существует приемная комиссия, которая проводит отбор студентов в три тура. "В первом туре смотрят на внешний вид, на гибкость, на природные данные, оценивают подъемы, шаг, выглядит ли [ребенок] грустным, веселым, жизнерадостным", - рассказывает педагог.

Второй этап - это медкомиссия. У ребенка обязательно должно быть здоровое сердце, при этом, разумеется, никаких проблем с дыханием и других болезней, которые могут помешать в профессии.

Успешно прошедшие оба тура допускаются на финальный этап, где необходимо исполнить маленький кусочек, фрагмент танца. "Просто смотрят, как ребенок в танце себя чувствует", - комментирует Медведев.

Как воспитать звезду

Такое пристальное внимание здоровью детей уделяется не просто так. Балетная профессия, по мнению Медведева, - одна из самых трудных как физически, так и психологически. В академии с самого юного возраста учеников приучают к труду. "Уже с первого класса на детей возлагаются определенные нагрузки. Сначала кажется, что все легко, но когда начинается обучение, то детям становится все трудней. Нужно выворачивать ноги, это очень непривычно. Здесь все наоборот, все как неудобно", - рассказывает Медведев.

Между учителем и учеником в балете должна существовать тончайшая связь. "В этом работа педагога - детей заводить и заставлять их, чтобы им было интересно пробовать и, когда они видят, что у них это получается, они начинают по-другому себя чувствовать", - говорит он.

В практике солиста Большого театра случались моменты, когда ученики обращались к нему за помощью, если разочаровались в себе. Медведев считает, что задача педагога - поддержать студента, увидеть в нем положительные качества, ценить в ребенке все то, что у него есть. "Я очень ценю, когда есть взаимопонимание. Такая взаимосвязь, гармония творческая между учеником и педагогом должна присутствовать".

Красивые люди

Век артиста балета краток, но, по мнению Медведева, оно того стоит. "Это безумно интересная профессия. Нужно быть влюбленным в нее. Искусство открывает такие просторы: замечательные гастроли, можно увидеть весь мир; огромный круг знакомств, людей, поклонников", - добавил он.

Одна из самых важных задач академии - сохранение и популяризация классического балетного наследия, поддержка молодых дарований и развитие творческих связей со школами России и зарубежных стран. Ее выпускники сегодня возглавляют ведущие труппы России, например, Марийский и Красноярский театры оперы и балета, петербургскую Академию Русского балета. Работают они и за границей: в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Берлине, Флоренции и Париже.

Кадрия Садыкова, Ольга Свистунова

Камилла Мацци и Марк Чино. Фото Михаила Логвинова с официального сайта МГАХ

Составить программу итогового концерта для своих выпускников – нелёгкая ежегодная задача для ректора Московской академии хореографии Марины Леоновой. Ей важно показать и талант будущих звёзд балета, и результаты трудов педагогов, а также порадовать зрителей новыми сценическими работами. А представив один выпуск, уже приходится готовиться к следующему.
Как показал нынешний выпускной, своим статусом высокопрофессионального учебного заведения Академия не поступилась и смогла предложить театральной публике интересный и зрелищный балетный концерт! Его открыла одноактная « » , возобновлённая самой Мариной Леоновой. Знаменитый романтический балет (солистки – Екатерина Фатеева, Камилла Мацци, Маргарита Гречаная; солист – Марк Чино), несомненно, пришёлся «по ногам» молодым выпускникам, которым важно активно осваивать классический репертуар. Правда, до конца вникнуть в его тонкости и стилистические нюансы им предстоит уже в театре.

Денис Захаров. Фото Михаила Логвинова с Официального сайта МГАХ

Приятным открытием, принесшим свежие впечатления от классического танца, стали «Вариации на тему рококо» на музыку в хореографии Алексея Мирошниченко. Талант этого хореографа, руководящего балетной труппой Пермского театра оперы и балета, раскрывается всё больше и больше! Использовав возможности начинающих артистов, ещё только вступающих в театральную жизнь, он сумел показать новый современный балет в русле традиций и . Графически чёткая композиция балета и его изобретательные комбинации были не просто старательно воспроизведены юными артистами, а исполнены на достаточно высоком уровне! Здесь себя показали Александра Трикоз и Валерий Аргунов (первое па-де-де), Екатерина Фатеева и Денис Захаров (второе па-де-де), Марчелло Пелицони, Полина Афанасьева и Марк Чино (па-де-труа).
На третье отделение концерта, состоявшее из классических и характерных номеров балетного репертуара, пришёлся пик успеха концерта. Выступление буквально каждого артиста вызывало бурные аплодисменты зрительного зала! А иначе быть и не могло, поскольку многие исполнители уже выходили на сцену в предыдущих отделениях и достаточно раскрепостились, а прибавившиеся к ним новички влились в атмосферу творческого накала.
В Адажио из второго акта « » (хореография Л. Иванова) запомнился статный Зигфрид Дениса Пестрякова, сосредоточенно поддерживавший трепетную и пластичную Одетту Татьяны Осиповой. Совершенно блистательно станцевали па-де-де из « » (хореография А. Горского) Елизавета Кокорева и Денис Захаров. Артисты составили слаженный дуэт, где оказались видны достоинства обоих. Кокорева привлекла технической лёгкостью, а Захаров – яркой индивидуальностью и превосходными данными: мягким плие, высоким прыжком, свободным шагом и артистизмом.
Красиво и вдохновенно исполнили Адажио из «Призрачного бала» на музыку (хореография Д. Брянцева) Станислава Постнова и Анатолий Соя. Темпераментно и зажигательно показались в Danse des Forbans из « » (хореография М. Петипа) Анна Лебедева, Олег Пшеничников, Алина Липчук, Виталий Гетманов, Лав Матисс, Григорий Иконников. В пиратском танце артистов были видны эмоциональная подача и грамотное техническое исполнение.

Изящная и очаровательная Камилла Мацци вместе с Марком Чино достойно, в традициях академического балета исполнили па-де-де из балета « » П. И. Чайковского в хореографии М. Петипа. В «Болеро» Л. Минкуса из балета « » эффектно показались Дарья Каньшина и Пётр Гусев. Феноменальную прыжковую технику продемонстрировал Игорь Пугачёв в па-де-де из «Пламени Парижа» (хореография В. Вайнонена), где его партнёршей выступила старательная Валерия Шикина. А завершила концерт немного забытая, но не потерявшая очарования Танцевальная сюита из балета « » в хореографии Н. Анисимовой. Она убедительно продемонстрировала, что оригинальные народно-характерные произведения в русском балете создавались не только во времена М. Петипа, А. Горского и М. Фокина, но и в советскую эпоху.

Выпускной концерт Московской государственной академии хореографии состоялся! И главная причина его успеха – удачно составленная программа одноактных балетов и номеров. А качество их исполнения можно оценить только положительной оценкой, которую заслужили как артисты, так и их замечательные педагоги!

Все права защищены. Копирование запрещено.

Писать некогда, но все время прокручиваю в голове впечатления от увиденного, наверное все-таки надо выплеснуть. За прошедшую ударную неделю «Жизель» в БТ была моим третьим спектаклем с участием Захаровой и Полунина, включая Баядерку в Стасике и Спящую красавицу в Скале. Но этот третий спектакль стал настоящим апофеозом. Спектакль не был идеальным. Но был необыкновенно вдохновенным и чувственным. Великолепным. Конечно, высочайшее мастерство Светланы, Сергея и всей труппы Большого театра – гордость и невероятное наслаждение. Все принималась, виделось органичным.

Захарова и Полунин виртуозы с уникальным дарованием, индивидуальной манерой танца, роскошными линиями. Невозможной красоты руки, неповторимая кантилена и, уж простите, лучшие виденные стопы, в тандеме, на одной сцене – просто мой личный балетоманский рай.

Ранее 1ый акт в исполнении Захаровой не входил в число моих предпочтений, смущал эффект «аристократка старательно изображает наивную простушку». А в этом спектакле 11го октября мне удалось увидеть трогательную влюбленную девушку. Дуэт с Полуниным был изумителен. Пришлась по душе трактовка - искреннее чувство Графа.

Для Альберта Полунина встреча с Жизель в этот раз – не хладнокровный флирт. Он глубоко увлечен, и поддается порыву, испытывает невероятную нежность. И вправду влюбляется. Жизель светится от счастья, смущается, волнуется, ликует. Но уже в первом акте есть фрагмент, предопределяющий неизбежность трагедии. В момент разговора с матерью, когда та говорит о опасности танца, Жизель останавливается, и вдруг на какие-то мгновения обретает взгляд – облик виллисы. Обреченность на смерть. Уже позже, в момент трагедии, Альберт потрясенный, обвинивший Ганса, мечется, кидается к подружкам Жизели, с отчаянием вопрошая, почему никто не сказал, что она смертельно больна, что она может умереть. Альберт приходит к могиле потрясенный, потерянный и обреченный, встает на колено, склоняет голову и складывает руки в мольбе то ли о прощении, то ли о воссоединении. Он мечется ощущая присутствие любимой, пытаясь, но не имея возможности осязать ее. Она и до этого в мыслях не покидала его видением, а сейчас он истово взволнован, не понимая границ реальности, следуя за Призраком, а потом останавливаясь, понимая, что это невозможно, но не прекращая искать образ любимой глазами. Я увидела в этот раз, что Альберт не танцует ради своего спасения, а танцует потому, что рядом Она. И пока он чувствует ЕЕ, он будет биться, пытаться остаться с НЕЙ. И вся эта борьба с Миртой – пронзительное стремление хоть на миг оттянуть момент разлуки. В этой истории Альберт не уходит в свет спасенный и просветленный. Он остается там, рядом, с последним даром Жизели - лилией в руке, плащом оставленным на могиле.

Образы героев созданы филигранно и объемно. Диапазон найденных выразительных средств бесконечен. Множество нюансов, расставленных акцентов, мельчайших деталей – прикосновений, взглядов, точно найденных жестов, воздушных поцелуев, изменений темпов, замираний.
Так, в 1м акте у обоих героев улыбка не сходит с лица, и в танце, движении в мимике трепет и восторг настигшего чувства.
Вдохновленность, влюбленность Альберта поддерживалась и особенной пластикой. И запредельной амплитудой и остротой антраша с последующим приземлением в арабеск. Причем, несмотря на движение от Жизели, тело его направлено -тянется к ней. И фирменным приемом Сергея, контрастом на темпах, когда перед движением он на долю секунды приостанавливается, а потом вырывается в прыжок в ускоренном темпе, либо наоборот, начав порывисто, замедлятся. Это отличная краска для вербализации силы эмоции, создает эффект восторженности и эйфории.
Альберт Полунина в этот раз был особенно нежен и пылок. В сцене, где он ловит руку Жизели, она игриво ускользает, но он все-таки обнимает – ловит ее, и она замирает, счастливая и смущенная. А стремительные, воздушные вращения Светланы в диагонали навстречу зовущему, влекущему Альберту.

В сцене танца Альберта и Жизели, перед тем как у нее защемит сердце, граф Полунина так непривычно истово, юношески восторженно стремится в вихрь хоровода – чувства, но вдруг останавливается смущенный, и искренне взволнованный недомоганием девушки. Усаживает на колено, и успокаивая гладит по щеке.

Чудесный момент, когда Альберт «пререкается» с Бертой, пытаясь увести Жизель. Исполнение Сергея вызвало улыбку. Так искренне и нежно он тянет девушку за спиной матери, а как только взгляд Берты попадает на него - почтительно, но озорно делает приветственный поклон.

Поняла, что последние Жизели у меня были не в БТ, выездные в основном, поэтому позабыла, что Батильда не уходит во время столкновения с Жизелью в сцене сумасшествия, как это происходит в других редакциях. И хотя партия Батильды далее прописана несколько странно, она ожидает развязку, статично замерев, держа за руку кого-то из свиты. Но в целом это работает в пользу трактовки линии Альберта. Он, невзирая на присутствие невесты, рвется к «раненной» любимой, и его сдерживает «кордон» не только из оруженосца, но и нескольких кавалеров свиты. В других редакциях граф часто стоит неприкаянный, и дальнейший его визит на кладбище смотрится несколько нелогичным.

И просто сразила в этот раз сцена сумасшествия. Испуг, потерянность, и слезы в глазах Светланы. Пронзительно, до кома в горле. И Альберт, осыпающий поцелуями бездыханную девушку, мечущийся в отчаянии, пытающийся не отпустить ее, хотя бы держа в руках подол платья.

Выбор исполнителей крестьянского ПДД на мой взгляд не идеален, но Игорь и Дарья очень старались, и справились. У Даши нравятся руки, и мягкость и кантилена. Вторая часть ее вариации вообще чудесно получилась. Близко к моему внутреннему эталону – «эльф». Вдруг особенно отметила россыпь ярко исполненных деликатесных пантомимных сцен. Герцог в исполнении Алексея Лопаревича – еще одна драгоценность этого спектакля.

Второй акт заворожил безупречным танцем корды. И какие сказочные виллисы Ангелины Карповой и Анны Туразашвили. Девушки с изумительными линиями, пластикой, прыжком. Искренне надеюсь увидеть их в ведущих партиях, но мечта это не нова…

От Мирты Екатерины Шипулиной веяло холодом. Ее выход в мельчайшем па де буре, статной и потусторонней был многообещающим. Но в исполнении мне не хватило легкости и прыжка с продвижением. И приземления из зала смотрелись тяжелыми, мягко говоря.

Денис Савин в роли Ганса создал образ яркий, именно простовато крестьянский, проработанный и выразительный. И технически партия исполнена более чем достойно. Но во втором акте жестикуляция мне показалось чересчур активной, нарочито гротескной, а поэтому неорганичной. Я бы сказала, что немного переигрывал.

Жизель Захаровой во втором акте – надмирный бестелесный, истинно дух. Их дуэты с Полуниным создают полную иллюзию призрачности виллисы Жизели. Эта легкость, полетность, абсолютная безусильность поддержек, больше чем кантилена, тягучесть, текучесть движений. Фантастической красоты позировки и запредельная плавность и мягкость адажио. Станцованность дуэта изумительна. И партнер Сергей конечно фантастический. Он невероятно трепетен в отношении партнерши и преподносит ее как действительно парящий призрак, хрупкий и бесценный. Но были еще и истово соразмерно образу исполненная вариация Альберта, экстраординарные антраша, высоченные кабриоли, воздушные туры с безупречными приземлениями, и Полунинский прыжок с зависанием «как в замедленной съемке».

Я безмерно признательная Большому театру, записывающей компании, всем артистам за возможность увидеть такой балет на сцене лучшей сцены. А после закрытия занавеса, моя соседка изрекла «Кто-то смеет еще что-то говорить об уровне БТ…»

Это были мои ощущения из зала. Запись удалось посмотреть лишь вчера ночью. Расстроилась жутко. Это надо же было ТАК заснять ТАКОЙ спектакль. Безобразный ракурс. С этого «угла» не видна амплитуда и высота прыжка. Абсолютно. Я повторюсь, смотрела в зале из 3го ряда партера, в непосредственной близи. В записи прыжок у Светы отсутствует вовсе, хотя в реальности она просто парила, после выхода из домика феей пропорхала по сцене. Высоченный мягчайший прыжок Сергея тоже просто немыслимо «уплощен» и приземлен близкими ракурсами. После досадного падения Светланы, на мгновение замедлившись, но поняв что все в порядке, Полунин, взвил запредельно высоко, мы смеялись, говорили, что на адреналине взлетел под крышу БТ, но в записи и близко этого не видно. И понятно почему. Это редкая профессиональная находка снимать прыжок анфас. Выход Альберта во втором акте транслировать с дальнего ракурса, когда маленькая одинокая фигурка движется в гигантском пространстве громадной сцены, хотя это потенциально один из ключевых моментов для крупных планов – тоже решение «гениальное».

Разумеется, во время вариации Жизели, и в сцене сумасшествия логично снимать балерину, но сделать пару крупных планов любующимся танцем девушки Альбертом, и, что важнее, Графом, который в отчаянии рвется к умирающей Любимой (смотрящим в зале было очевидно, Альберт выбор сделал) все-таки, на мой взгляд, логично. Хотя бы для того, чтобы была понятна смысловая канва спектакля.

Отсутствие крупного плана в финале 1го действия, во время самой пронзительной доминантной сцены, когда Альберт осыпает поцелуями тело умершей девушки – вообще преступление против человечности.

Зачем показывать лицо Мирты Шипулиной пытающейся совладать с потом, отчаянно мимируя - даже предположить не могу. Как будто работала не ведущая мировая команда, специализирующаяся на записи классических спектаклей, а бригада программы «скандалы, интриги, расследования», злонамеренно наполняющая эфир антиэстетичными кадрами.

Но возможно это временное разочарование и обида, пока свежи воспоминания, и ощутима пропасть между увиденным в зале и попавшим на экран. Все равно я признательна всем причастным за возможность стать обладателем профессионального видео. А еще более за то, что мои балетные друзья в Ростове, Краснодаре, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Милане, Риме, Лондоне и Нью-Йорке смогли разделить радость видеть уникальный дуэт Захаровой и Полунина на сцене Большого.

Денис, через полгода ты станешь выпускником Московской академии хореографии. Какие у тебя чувства в преддверии такого события? Какие планы на этот период?

Время очень скоротечно, конечно. Кажется, что совсем недавно я поступал в академию, а вот я уже на выпускном курсе, и совсем скоро я выпущусь и начну работать в театре. У меня большое чувство ответственности за то, что должен делать. Конечно, чувство гордости, что я выпускаюсь в такой великой и знаменитой академии, из которой вышло множество мировых звезд.

Сейчас мне предстоит много работы.

В начале февраля ты танцуешь в спектакле «Спящая красавица» на сцене Большого театра. Случай крайне редкий, когда студент академии выходит на сцену театра. Но ты честно заработал этот шанс на конкурсе «Русский балет», став обладателем Гран-при, и у тебя появилась возможность, будучи студентом стажироваться и выступить в Большом театре. Ты был готов к такому развитию событий, что ты будешь танцевать в спектакле?

Я даже не задумывался об этом, мне важна работа и ее результат. Конечно, это честь для меня. Я был удивлен, когда мне сказали, что я буду участвовать в спектакле Большого театра, а тем более выходить в такой серьезной роли (прим. ред. Денис будет танцевать па-де-де Голубой птицы в балете « Спящая красавица» ). Я не знал, что такое вообще возможно, поэтому это грандиозное событие.

Тем более, ты не раз говорил, что мечтаешь работать в Большом театре…

Да, это мечта с самого детства. Такая цель в жизни. Я в детстве еще понимал, что буду идти к этой цели, проходя через любые трудности. Быть в этом театре-легенде – это уже счастье.

Во время новогодних каникул ты отдыхал два дня, а потом каждый день ходил заниматься. Что это – фанатизм или необходимость?

Я просто не могу отдыхать, мне становится плохо без занятий, мне некуда деть свою энергию. А еще я понимаю, что теряю время, плюс, лучше поддерживать себя в форме, чем потом входить в нее заново.

Ты сказал, что уже с детства поставил себе цель о Большом. Учась в Уфе, ты стремился оказаться в Москве? Понимал, что тебе нужно попасть в Московскую академию хореографии для достижения этой цели?

Когда я только узнал о балете, я не думал, что поеду в Москву. Я просто занимался и любил то, что делаю. Уже намного позже я узнал об академии, и мне захотелось стать одним из ее студентов.

Как ты попал в МГАХ?

Я учился в колледже имени Рудольфа Нуреева, и после четвертого класса мы с мамой решили, что мне нужно двигаться дальше. Как раз тогда в Уфу приехал Юрий Бурлака, и он со мной репетировал. На одной из репетиций я спросил его: «Где меня научат мужскому танцу?» И он сказал, что я должен ехать в московскую академию, потому что именно там меня научат мужскому танцу и истинным традициям классического балета.

Я решил поехать в Москву и попробовать поступить. Меня взяли, и я попал в класс к Денису Медведеву.

С педагогом Денисом Медведевым

Судя по вашей работе, встреча получилась судьбоносная? Редко случается такой тандем педагога и ученика.

Да. Это большая удача. С первого дня началась та работа, о которой я мечтал. Денис Владимирович, он мне больше, чем просто педагог, он мне как отец. Он всегда выслушает, даст правильный совет и, надеюсь, что в дальнейшем мы продолжим с ним работать.

Это возможно?

Я буду очень рад, если мне разрешат в театре с ним работать. Потому что он вычислил правильный подход в работе со мной. Кнут и пряник, как он говорит (смеется). С ним невозможно зазнаться, и я ему очень благодарен за то, что по большей части он со мной строг. Его ежовые рукавицы не позволяют разболтаться и помогают четко видеть цель. При этом он абсолютно человечный и эмоциональный.

Ты упомянул свою маму. За каждым артистом часто тылом выступают родители. Какую роль в твоей жизни сыграла мама?

Она никогда не настаивала на том, чтобы я занимался балетом. Она просто отвела меня в театр. Конечно, я вышел после спектакля и сказал, что хочу попасть в этот мир. Сейчас она меня очень поддерживает и знает очень много о балете. Мне кажется, что она знает намного больше о балете, чем я.

Что именно тебя привлекло в театре?

Этот особенный дух, непередаваемый… В театре атмосфера другого мира.

Сейчас ты уже взрослый, многое узнал и увидел. Отношение к театру не изменилось?

Конечно, окружающий мир меняется и меняет восприятие человека на различные вещи. Но когда я прихожу в театр, для меня важна работа, а не происходящее внутри него. На мой взгляд, доказывать, на что ты способен, нужно не за кулисами, а на сцене.

На твой взгляд, какие качества необходимы для того, чтобы стать настоящим артистом?

Процитирую Майю Плисецкую: «Характер – это судьба». Я абсолютно согласен с этим высказыванием. Если нет твердого и упорного характера, ничего не получится. Ведь жизнь артиста очень непостоянна, бывают разные периоды в жизни, когда требуется взять свою волю в кулак и несмотря ни на что двигаться дальше.

И, конечно, любовь к своему делу. Без нее никак!

Если отнестись к успеху , как к формуле, в которой три составляющие : талант, трудолюбие и удача. В каком соотношении ты бы их расставил?

Трудолюбие, прежде всего. Конечно, должна быть и удача…(задумывается). Думаю, что я бы сравнил эту формулу успеха с пирамидой, которая постоянно вертится.

Блиц

Первый выход на сцену

Танцевал арапчонка в опере «Аида»

Мне не нравится

Погода на улице

В моем плейлисте

Разная музыка

Я никогда не пробовал

Прыгать с парашютом

У меня всегда с собой эти три вещи

Паспорт, телефон и всё

Любимый город

Я горжусь

Своей девушкой

Яркий момент из детства

Парк аттракционов, первая поездка на велосипеде

Я читаю

Фантастику, классику

Мечта

Стать премьером Большого театра

Секрет успеха

Отношение к критике

Адекватное

Казус на сцене

Бывало (смеется)

Способность, которой хотелось бы обладать

Останавливать время

Идеальный день

Когда сделал все, что планировал и на максимум

Характер

Целеустремленный

Секрет счастья

О предстоящих гастролях в Японию, о своих учителях, хореографах, о партнерстве с выдающейся балериной Светланой Захаровой, о своей профессии и ее трудностях рассказал в интервью РИА Новости премьер балета Большого театра Денис Родькин. Беседовала Наталия Курова.

— Денис, буквально через несколько дней вы отправляетесь в Японию, где Большой театр будет открывать "Русские Сезоны". Что вы покажете японской публике?

— Большой театр везет в Японию три балета, два из них — "Жизель" и "Лебединое озеро" — творения нашего выдающегося балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича, а также "Пламя Парижа" в хореографии Алексея Ратманского. Все начинается 4 июня со спектакля "Жизель", где я танцую со Светланой Захаровой, и затем, 8 июня, мы вместе выступаем в "Лебедином озере".

Приезжать в Японию — это всегда большая ответственность. Здесь очень искушенный и избалованный в хорошем смысле слова зритель. Эта публика видела лучшие балетные труппы, здесь выступают мировые звезды, разные частные компании. Осведомленность японской публики о нашем балетном искусстве достаточно велика. И поэтому если какая-то, даже небольшая, фальшь или недотанцованность, японские зрители сразу это почувствуют. Когда едешь в Японию, то надо каждый раз и на каждом спектакле доказывать, что русский балет — лучший в мире. Вообще, для меня лично существуют две такие важные балетные страны — это Англия и Япония.

А вы не первый раз будете выступать в Японии?

— Нет, это будет мой четвертый визит в эту страну. И интересно, что все четыре раза я выступаю здесь в разном статусе. Первый раз — как артист кордебалета, второй — как солист, третий — как ведущий солист и сейчас — в качестве премьера Большого театра. Так что эти гастроли для меня особенно сложны и ответственны — надо будет доказать публике, что высокое звание я получил не напрасно.

- Что особенно нравится японской публике в русском балете?

— "Лебединое озеро" принимают везде, потому что это бренд Большого театра и вообще русского балета. Этот балет обречен на успех в любой стране, потому что "Лебединое" это и есть русский классический балет. Японская публика любит наш балет и всегда особенно отмечает эмоциональность исполнения, актерское мастерство русских танцовщиков. Это то, что отличает русский балет, и надо, как мне кажется, двигаться в этом направлении.

Что касается техники, то многие уже ушли вперед, и удивить с точки зрения техники сегодня очень сложно. А что касается актерского мастерства, танца, исполненного душой, здесь мы недосягаемы. Но, конечно, нельзя забывать технику. Ведь русская школа как раз и славится сочетанием высокой техники и актерского начала.

Вы партнерствуете с выдающееся балериной Светланой Захаровой. Насколько для вас это важно и ответственно?

— Мне в жизни выпал счастливый билет — быть партнером Светланы, и я должен изо всех сил стремиться к тому, чтобы соответствовать ей. Помимо того, что надо хорошо держать балерину, я должен быть на уровне и в своих сольных кусках. Не должно случиться так, что Светлана танцует идеально, а она совершенна во всех своих партиях, а я так, подтанцовываю. Я тоже должен стремиться к идеалу.

Мы со Светланой не только вместе выезжаем на гастроли с театром, но и выступаем с отдельными номерами или выезжаем танцевать в театрах других стран. Я участвовал в ее сольном проекте "AMORE", где мы исполняли "Франческу да Римини", в июле поедем в Италию танцевать "Жизель", а на следующий год в Болгарию. И очень приятно, что наше партнерство развивается, идет по нарастающей. Мы не стоим на месте, и всегда сегодняшний спектакль интереснее предыдущего. Конечно, для меня это большая удача и спасибо Светлане.

— Денис, вы, наверное, единственный, кто пришел в Большой театр, да еще стал премьером после школы танцев при театре "Гжель", а не Московской академии балета — главной поставщицы кадров ГАБТа?

— Да, в этом смысле у меня такая особенная, интересная судьба. Я, конечно, не думал, что стану премьером в Большом, но так случилось. Моим первым учителем, человеком, который открыл мне глаза на то, что я могу танцевать ведущие партии в Большом, стал Николай Цискаридзе. Он меня заметил, и мы даже потихоньку начали репетировать. А потом Юрий Николаевич Григорович дал мне станцевать Курбского в своем балете "Иван Грозный". Эта партия стала серьезным толчком в моей профессиональной карьере

Вы прирожденный принц — и по профессиональным качествам, и по внешним данным. И, наверное, перетанцевали всех принцев на сцене Большого. Насколько сложно исполнять роль принца?

— Я считаю, что танцевать принцев — самое сложное. Они все похожи, что в "Спящей красавице", что в "Лебедином". Они все такие положительные. Отрицательные партии исполнять гораздо интереснее и легче, есть за что зацепиться. Танцуя принца, главное донести до зрителя этот образ, его положительную энергетику. Но при этом ни на секунду не забывать о безупречности классического танца, ведь принц — это всегда чистая классика.

— Но вам повезло — вы были уже Спартаком и Курбским в балетах Григоровича, Печориным в балете Посохова "Герой нашего времени".

— Да, я танцевал эти партии, что для меня самого стало большой неожиданностью. Первое, что я увидел, когда только пришел в Большой театр, был прогон "Спартака". Взрывная музыка, масштабность постановки Григоровича — я был очень впечатлен увиденным. И тогда, признаюсь, с грустью подумал, что никогда не буду танцевать Спартака. Ну, может быть, Красса…

Но так случилось, что Юрию Николаевичу нужен был Спартак и он сказал мне: "Давай, готовь". И вот я уже исполнял Спартака не только в Большом, но и в Греции, а совсем недавно в Антверпене. Григорович подбадривает: "Молодец, развиваешься, я в тебе не ошибся". Похвала Мастера дорогого стоит. А это значит, надо работать и работать, чтобы оправдать доверие такого человека.

Внутренне я больше чувствую таких героев, как Спартак и Курбский, но когда смотрю на это со стороны, то понимаю, что здесь немного недоделал, и здесь тоже. А когда танцую принцев, там все убедительнее, все в русле классики. Да и Спартак у меня получается такой лирико-героический.

— В планах ГАБТа на новый сезон балеты Ратманского, Килиана, Ноймайера. С кем из ведущих отечественных и зарубежных балетмейстеров вам довелось сотрудничать?

— Я работал с выдающимся балетмейстером Джоном Ноймайером, когда вводился в "Даму с камелиями". Я ездил тогда к нему, и это были очень интересные репетиции. Сейчас я танцую Армана, и это одна из моих любимых партий. Мечтаю, что в балете Ноймайера "Анна Каренина", который запланирован на следующий сезон, тоже буду танцевать. Я очень этого хочу.

Обожаю балет Джона Крэнко "Онегин". Может быть, это не совсем то, что у Пушкина, хотя мы все равно опираемся именно на роман "Евгений Онегин", чтобы создать этот образ, но работа хореографа очень интересная. Я всегда получаю удовольствие, танцуя в "Онегине", и у зрителей этот балет пользуется успехом.

С Иржи Килианом мне не довелось встречаться, но я работал с его ассистентом над спектаклем "Симфония псалмов", который и сейчас в репертуаре театра.

— Общеизвестно, что профессия артиста балета это не только и не столько аплодисменты и цветы, а больше каторжный, ежедневный, бесконечный труд.

— Я даже не знаю, с кем сравнить нашу профессию по сложности. Может быть, со спортсменами. Но у них другое — они несколько лет готовятся, чтобы показать свои достижения один раз, но и у них есть несколько попыток. А у нас нет второй попытки — надо сегодня и сейчас показать все идеально.

Кроме того, у артиста балета часто случаются какие-то мелкие травмы, и с этим надо научиться жить. Когда ты выходишь на сцену, нельзя показывать, что у тебя что-то болит. В зале это никого не волнует. Зрители пришли увидеть спектакль и получить удовольствие от прекрасного исполнения. И мы не имеем права обмануть их ожидания.

Артисту балета надо каждый день все начинать сначала. Самое главное — с утра настроить и разогреть правильно тело, чтобы оно было готово к репетиции. Причем, скажем, сегодня ты танцуешь "Спартак", а завтра "Лебединое", а это уже разные мышцы, и все надо перестраивать. Для меня самое трудное — настроить себя с утра. Мне несложно выйти на сцену и танцевать, когда я уже готов. А вот начать день и правильно себя настроить — это проблема. Но я стараюсь, ищу правильные пути.

— Понятно, что профессия занимает практически все ваше время. Но все же, если случается окошечко, что вы любите, чем увлекаетесь?

— В последнее время я полюбил оперу. Начал с "Хованщины" Мусоргского в театре Станиславского и Немировича-Данченко, потом "Ромео и Джульетта" и "Фауст" Гуно. Мне это интересно, и я понимаю, что это поможет в моем развитии. Я стал по-другому чувствовать музыку, мое исполнение стало более проникновенным, музыкальным.

Люблю ходить в филармонию, где выступают замечательные дирижеры, в том числе Юрий Хатуевич Темирканов, который поразил меня своим исполнением "Ромео и Джульетты". Он действительно великий дирижер.

Хожу иногда в кино. Недавно посмотрел фильм Валерия Тодоровского "Большой". С точки зрения человека, который далек от балета и никогда не был в репетиционном зале, наверное, это может быть интересно. Но я смотрел по-другому и, признаться, некоторые вещи для меня были смешны, а некоторых просто не может быть на самом деле. Но, думаю, у режиссера была задача показать людям, что никогда не надо отчаиваться, что всегда есть шанс и надо добиваться осуществления своей мечты.

Немного о ваших ближайших планах. Куда отправитесь после Японии?

— После выступления в Японии мы приедем в Москву к открытию Международного конкурса артистов балета, который будет проходить в Большом театре. И вместе со Светланой Захаровой примем участие в гала-концерте — исполним па-де-де из балета "Дон Кихот". 24 июня у нас балет "Дама с камелиями". Ну а дальше — не будем пока загадывать.