Линейный рисунок бытового жанра. Школьная энциклопедия


Бытовой жанр в живописи – один из самых распространённых и древних.

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Древность

Сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте ещё до эпохи европейской античности.


Вот изображения бытовых сцен, найденных в погребальной кладовой Накта (Древний Египет)
В Древней Греции бытовой жанр присутствовал в вазописи.

Акробатка. Британский музей (Лондон)
В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. То же можно сказать и о средневековой Европе.

«Женщина с попугаем». Индия (XVI в.)

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах, а затем и в других европейских странах выделились художники, которые работали, наряду с другими, и в этом жанре: Ян ван Эйк, Боутс (Нидерланды), братья Лимбург (Франция), Шонгауэр (Германия).

Развитие бытового жанра в Голландии

А вот в Голландии XVII в. бытовой жанр получил особое развитие. Художников Голландии привлекали все стороны обычной жизни, которые они видели вокруг: моряки, рыбацкие лодки, крестьяне, домашний скот, непарадные окрестности, тихие улицы и переулки, заброшенные дворы... К бытовому жанру обратились многие художники: Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом, Питер де Хох, Ян Стен и многие другие, более известные и не столь известные.

Маттиас Стом «Юноша читает при свече»

Маттиас Стом «Музыканты»

Питер де Хох «Мать с дочерью возле амбара» (1658). Амстердам

Ян Стен «Клетка с попугаем» (XVII в.). Рейксмузей, Амстердам
Но в других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был искусством «низшего сорта» (в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании). Даже обращение к бытовому жанру таких великих художников, как Рубенс или Веласкес, мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

Рубенс и др. художники «Скотный двор зимой»

Бытовой жанр в XVIII веке

Но постепенно отношение к бытовому жанру меняется. Появляются художники, работающие в основном только в этом жанре. Во Франции это Антуан Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, Себастьян Бурдон, Жан Батист Симеон Шарден, Клод Верне, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Батист Грёз и др.

А. Ватто «Общество в парке» (1718-1719). Дрезденская галерея
Бытовые картины этого художника обычно поэтичны, в простом и обыденном он умеет видеть нечто романтическое, хотя пора романтизма ещё не наступила.
Элементы правдивого изображения реальной жизни видны уже и в картинах художников других стран: Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо (Великобритания), гравера Д. Ходовецкого (Германия), Ж.П. Норблена (Польша), Ф. Гойи (Испания), М. Шибанова, И. Ерменёва (Россия).

М. Шибанов «Празднество свадебного договора» (1777)

Новый взгляд на быт

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, героями сюжетов картин становятся те, кто считался отверженным: больные, нищие, рабы, заключённые – люди социального дна. Раньше их не замечало искусство. Хотя пленники и рабы появились на полотнах ещё в искусстве барокко , но они были лишь декоративной деталью быта монархов. Самостоятельное же значение эти персонажи приобрели только сейчас.

Джованни Сегантини «Возвращение из леса» (Италия)

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых» (Нидерланды)

Гюстав Курбе «Бедная крестьянка зимой» (Франция)

Василий Верещагин «Посещение узника его семьей в Италии» (Россия)
Художники - сторонники бытового жанра: Теодор Руссо, Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов (Россия), К. Хокусай, Андо Хиросиге (Япония), Кете Кольвиц, Адольф Менцель (Германия) и др.

П. А. Федотов «Завтрак аристократа» (1849-1850). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тщеславие, жизнь напоказ, враньё, внешний блеск – все эти человеческие слабости хорошо были известны художнику и внушали ему отвращение. Поэтому картин с подобной тематикой у него несколько. Реалистично, с большой иронией и долей жалости показывает он хозяина, застигнутого врасплох непрошеным гостем. Отчего видится нам здесь жалость? Когда бедность тщательно скрывается таким вот методом – это всегда жалость. Жалость к человеку, для которого более всего важен интерьер его квартиры (чтобы не хуже, чем у других), мнение о нём других и проч. Художник не показывает нам карикатуру на этого аристократа, он просто рассказывает о суетной мелочности людей, склонных видеть главное во второстепенном. И это второстепенное так овладевает человеком, что становится его сущностью. Как старается он в последнее мгновение как-то замаскировать улику (свою бедность), прикрывая книжкой ломоть чёрного хлеба, который составляет завтрак этого «аристократа»!

Бытовой жанр в эпоху символизма

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля модерн бытовой жанр несколько видоизменяется: бытовые сцены изображаются и трактуются как вневременные символы. В связи с этим мы вспоминаем творчество Ф. Ходлера в Швейцарии, В. Э. Борисова-Мусатова в России.

Дальнейшее развитие бытового жанра

В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А.А. Пластов, А.А. Мурашко, З.Е. Серебрякова, Д.Д. Жилинский, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.

А. Пластов «Выборы комитета бедноты»

Д. Беллоуз «Нью-Йорк» (1911)
Произведения бытового жанра часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973)
Неизвестная бабка Анисья – символ непреложности жизни любого человека. В картине звучит мотив индивидуальной песни (уже законченной, но ещё звучащей в сердцах близких людей) и эпическое хоровое пение. Всё это происходит в храме, а храм этот – природа.

Ян Вермеер Делфтский СЛУЖАНКА С КУВШИНОМ МОЛОКА Ок. 1658 г. Амстердам (Нидерланды), Рейксмузеум

Предшественниками произведений бытового жанра можно считать наскальные рисунки, выполненные первобытными людьми, на которых представлены сцены охоты, обрядовые танцы и шествия. Жанровый характер имели и некоторые росписи египетских и этрусских гробниц: обработка земли, сбор фруктов и овощей, охота, рыбная ловля и пиршества. Считалось, что эти изображения обеспечивали умершему богатую и сытую жизнь в загробном мире. Бытовые сюжеты украшали и древнегреческие вазы.

В эпоху Возрождения многие исторические произведения приобретали ярко выраженный жанровый характер: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей. А на Руси жанр впервые появился в книжной миниатюре и получил название «бытейские письма».

ПЕРВЫЕ ЖАНРИСТЫ В ЕВРОПЕ

Ян Вермеер Делфтский ДЕВУШКА С ПИСЬМОМ У ОТКРЫТОГО ОКНА 1650-е гг. Дрезден, Галерея старых мастеров

Родоначальниками бытового жанра в европейском искусстве считаются Иероним Босх - великий нидерландский живописец, живший на рубеже XV-XVI вв., и итальянский художник XVI в. Караваджо (полное имя - Микеланджело Меризи да Караваджо). Но в самостоятельный жанр бытовая живопись сформировалась только в XVII в. в Голландии, недавно завоевавшей независимость и основавшей первую буржуазную республику. После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни и стали воспевать самые простые занятия - заботу о детях, уборку помещения, чтение писем.

Один из самых известных мастеров - Ян Вермеер. Любимый персонаж мастера - женщина, погружённая в домашние дела, как, например, героиня на знаменитом полотне «Служанка с кувшином молока».

БЫТОВОЙ ЖАНР В РОССИИ

П.А. Федотов СВАТОВСТВО МАЙОРА 1848 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В России одними из первых к бытовому жанру обратились К. П. Брюллов (его «итальянская серия») и А. Г. Венецианов, посвятивший всё свое творчество жизни русских крестьян.

Сатирическую ноту в жанровую живопись внес П. А. Федотов. Его картина «Сватовство майора» - это смешная история про разорившегося офицера, который, желая поправить своё благосостояние, собирается жениться на дочери купца.

Бытовой жанр в живописи, пожалуй, в наибольшей степени связан с предрассудками и превратностями в толковании. В нём, как и в литературе, можно легко увидеть сюжетное начало, а порой на этом фоне и построить целый рассказ. Картины этого жанра изображают сценки из частной и общественной жизни человека. В отличие от портретной и исторической живописи они обращаются не к известным личностям или важным историческим событиям. В них находит своё отображение типичный поток времени. Люди, изображенные на картинах бытового жанра, не известны истории, а события не несут глобального характера. В большей степени бытовая живопись даёт подробное описание сложившихся традиций.

Естественно, что бытовой жанр в живописи неразрывно связан с другими распространенными жанрами. Тяжело его представить без подробной описательности: домашняя сервировка стола, отображение привычных блюд или обстановки в комнате тесно граничат по жанру с натюрмортом. Присутствие в бытовой живописи изображений людей имеет много общего с . А сценки из жизни на лоне природы по передаче красок и малейших деталей связывают данный жанр с . Однако наличие чёткой сюжетной линии в подобных картинах, возможность понять и проникнуться в происходящие события, изображённые на полотне, а также особая реалистичность выделяют такой жанр в отдельное направление живописи.

Бытовой жанр живописи по праву можно причислить к старейшим направлениям изобразительного искусства. Первобытные рисунки, изображавшие обряды, шествия и охоту являются истоками современного бытового жанра. В средневековые времена в искусстве стали популярны жанровые сцены, отображающие конкретные взгляды художника на повседневную жизнь. С эпоху Возрождения религиозные картины начинают насыщаться яркими бытовыми деталями. Это можно увидеть в искусстве Гертгена тон Синт Янса, Лоренцетти, Джотто. Первые знаменитые изображения бытности трудового народа принадлежат Шопенгауэру и братьям Лимбург. В 17 веке произведения в бытовом стиле создавались кистью Рембранта, Стена, Брауэра.

В основе данного направления лежит уход от мифологии и проявление первого интереса к реальной жизни. Центром произведения бытового жанра по-прежнему является человек. Однако он уже окружён не роскошью дворцов, а простой обстановкой, обыденными уличными строениями и незамысловатыми бытовыми предметами. В большинстве своём люди изображаются за своими повседневными занятиями. Здесь может быть воспета тихая домашняя обстановка, пронизанная необыкновенной сердечностью и теплом, или непосильный труд крестьян, возложенный на их плечи данной исторической эпохой. Здесь можно увидеть как рабочие будни, так и случайные жизненные события. Главными чертами жанра являются обыденность, простота и реалистичность. Нередко подобные картины небольшие по размеру.

Особенно полюбился бытовой жанр российской живописи. Знаменитая картина «Не ждали» Репина соединяет в себе определённые черты бытового и исторического жанров. Простая семья интеллигентов показана в своей будничной обстановке, в которую врывается смутное замешательство нежданным возвращением революционера. Логичность конструкции картины, отображение подробностей обстановки и естественность положений являются признаками бытового жанра художника. Другая небезызвестная картина в бытовом жанре – «Свежий кавалер» П.А. Федотова. Обычная житейская ситуация из быта чиновника проникнута лёгким юмором – здесь находит своё отражение настрой прогрессивной интеллигенции того времени. В картине проступает ярая борьба с идеализацией старых времён о нравах и человеке. Искусство тесно связывается с реальной действительностью. Благодаря данным особенностям она получила высокую оценку среди критиков и современников художника. По своей содержательной нагрузке «Свежий кавалер» можно смело прировнять к выдающимся произведениям литературных классиков той эпохи.

Картины жанра "Бытовой"


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

Бытовая (жанровая) живопись.

Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.

Первые бытовые сюжеты

Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях .
Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров

Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э


Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э. (*кликабельно)

Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.

Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи .


«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.

Зарождение бытовой живописи

Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.


Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70 (*кликабельно)

Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.


Игроки в карты. Караваджо. 1594-95 гг. (*кликабельно)


Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)


Фокусник. Х. Босх, 1475-80 (*кликабельно)


Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)


Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)


Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568

Бытовая живопись как самостоятельный жанр

Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев».

После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.


Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший


Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.


Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский


Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)

Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.


Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.


Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)

Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества.
Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.

В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия.
Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.


На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)


Трапеза крестьян. Л. Ленен


Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев


Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)


Объяснение. В. Е. Маковский


Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)


Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)

Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.


Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)

В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение.
Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.


1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин

Сатирическое направление в бытовом жанре

В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.


Модный брак. У. Хогарт, 1743-45 (*кликабельно)

Реалисты

Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.


Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)


Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)

Импрессионисты

Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.


Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)

Бытовой жанр в русской живописи

В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.

В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».

18 в. даёт единичные примеры.


И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)


М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)

Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.


Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.


Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.


Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823

Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.


К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827


К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827


В. А. Тропинина. Кружевница, 1823

В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.


П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)


П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)


П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Передвижники

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».


И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)


Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)


В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)

Хоровые картины

В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.


Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891

Общество станковистов

Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.


A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша


Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)

Бытовая живопись во второй пол. 20 – нач. 21 в.


Ф. Решетников. Опять двойка. Начало 1950-х


Яблонская Татьяна Ниловна. Утро. 1954 г.


Дочь Советской Киргизии, Чуйков С.А. (*кликабельно)


А. Пластов. Лето. 1959-1960 (*кликабельно)


Попков В.Е. Строители Братской ГЭС. 1960-1961 (*кликабельно)

По материалам: