Что лежит в основе произведений античной литературы. Особенности античной литературы


Античная литература – литература древних Греции и Рима – зародилась несколько тысячелетий назад. Она считается самой ранней литературой в Европе. Письменным памятникам греческой литературы, возникшим в 8 в. до н.э., предшествовало огромное устное творчество греческого народа, развивавшееся в течение тысячелетий. Первыми известными нам памятниками являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в н.э.

Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества».

Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия . В целом античная литература исполненнаягероики и реализма . Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут…

Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.

У греческого поэта Гесиода (8 в. до н.э.) есть поэма «Теогония», или «Происхождение богов» , где красочно изображается грандиозная битва между Титанами и Зевсом, что олицетворяет героичность и антропоморфность мифологии, красоту и величественность.

Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное, как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея» и «Илиада», входящие в Троянский мифологический цикл, которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои; «Одиссея» возвращение на родину одного из героев-ахейцев, Одиссея. Гомеровский эпос по праву считается энциклопедией древней жизни, отразившей в художественных образах падение общинно-родовой формации и зарождение классового рабовладельческого общества.

К эпохе всеобщего подъема Греции относится творчество Эсхила , уроженца Афин, участника греко-персидских войн. Из нескольких сотен трагедий, написанных греками, до нас дошли лишь 32. Пьесы были веселыми или грустными (трагедии или комедии). Очень популярны были трагедииЭсхила «Персы», «Скованный Прометей », большую популярность имела трагедияСофокла «Антигона». А знаменитым автором комедий в середине 5 в до н.э. былафинянин Аристофан (пъеса«Птицы»).

Рим, завоевав маленькую Грецию, перенял весь пантеон греческих богов, все искусство и культуру, а потому образы римской литературы практически не отличаются от оригинала. Отличительной чертой литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Римская литература выступает на мировой арене на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно, и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Еще одной особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма. Римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Кроме того, римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы – натурализм и сатирическое изображение жизни – настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфическим римским литературным жанром.

Если провести периодизацию античной литературы, можно отметить, что первый период, который можно назвать доклассическим, или архаическим, охватывает собой длинные ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э. Это творчество до нас не дошло, и мы имеем о нем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 7 в. до н.э., но, несомненно развивавшиеся в течение многих столетий, это героические поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Второй период античной литературы – это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-9 вв. до н.э. Этот период обычно называется классическим. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов, историков и ораторов.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо небольших городов государств классического периода, так называемых полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической литературы, хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени – с 3 в. до н.э. до 5 в. н.э. К этому третьему периоду античной литературы относится и римская литература, почему его часто и называют элиинистически-римским периодом. Возникшая в 3 в. до н.э. римская литература переживает свой архаический период в первые два века своего существования. 1 в. до н.э. обычно считается периодом расцвета римской литературы, а именно 1-5 вв. н.э., называются послеклассическим периодом.

В связи с гибелью рабовладельческой формации и наступлением средневекового феодализма 6 в. н.э. можно считать гранью между античной и средневековой литературой.

Античная литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Традиционализм античной литературы был следствием общей медлительности развития рабовладельческого общества. Не случайно наименее традиционной и наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время бурного социально-экономического переворота VI-V вв. до н. э.

В остальные же века перемены в общественной жизни современниками почти не ощущались, а когда ощущались, то воспринимались преимущественно как вырождение и упадок: эпоха становления полисного строя тосковала по эпохе общинно-родовой (отсюда - гомеровский эпос, созданный как развернутая идеализация «героических» времен), а эпоха больших государств - по эпохе полисной (отсюда - идеализация героев раннего Рима у Тита Ливия, отсюда же - идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в эпоху Империи). Все эти представления переносились и на литературу.

Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший законченный его образец: Гомер - для эпоса, Архилох - для ямба, Пиндар или Анакреонт - для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид - для трагедии и т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или поэта измерялась степенью его приближения к этим образцам.

Особое значение такая система идеальных образцов имела для римской литературы: по существу, всю историю римской литературы можно разделить на два периода - первый, когда идеалом для римских писателей были греческие классики, Гомер или Демосфен, и второй, когда было решено, что римская литература уже сравнялась с греческой в совершенстве, и идеалом для римских писателей стали уже римские классики, Вергилий и Цицерон.

Конечно, были и такие эпохи, когда традиция ощущалась как бремя и новаторство ценилось высоко: таков, например, был ранний эллинизм. Но и в эти эпохи литературное новаторство проявлялось не столько в попытках реформировать старые жанры, сколько в обращении к более поздним жанрам, в которых традиция еще не была достаточно авторитетна: к идиллии, эпиллию, эпиграмме, миму и т. п.

Поэтому легко понять, почему в тех редких случаях, когда поэт заявлял, что слагает «досель неслыханные песни» (Гораций, «Оды», III, 1, 3), гордость его выражалась столь гиперболически: он гордился не только за себя, но и за всех поэтов будущего, которые должны последовать за ним как за основоположником нового жанра. Впрочем, в устах латинского поэта такие слова часто означали только то, что он первый перенес на римскую почву тот или иной греческий жанр.

Последняя волна литературного новаторства прокатилась в античности около I в. н. э., и с этих пор осознанное господство традиции стало безраздельным. У древних поэтов перенимали и темы, и мотивы (изготовление щита для героя мы находим сперва в «Илиаде», потом в «Энеиде», затем в «Пунике» Силия Италика, причем логическая связь эпизода с контекстом все более слаба), и язык, и стиль (гомеровский диалект стал обязателен для всех последующих произведений греческого эпоса, диалект древнейших лириков - для хоровой поэзии и т. п.), и даже отдельные полустишия и стихи (вставить строчку из прежнего поэта в новую поэму так, чтобы она естественно прозвучала и по-новому осмыслилась в данном контексте, считалось высочайшим поэтическим достижением).

А преклонение перед древними поэтами доходило до того, что из Гомера в поздней античности извлекали уроки и военного дела, и медицины, и философии и пр. Вергилий же на исходе античности считался уже не только мудрецом, но и колдуном и чернокнижником.

Третья черта античной литературы - господство стихотворной формы - результат древнейшего, дописьменного отношения к стиху как к единственному средству сохранить в памяти подлинную словесную форму устного предания. Даже философские сочинения в раннюю пору греческой литературы писались в стихах (Парменид, Эмпедокл), и еще Аристотелю в начале «Поэтики» приходилось объяснять, что поэзияотличается от непоэзии не столько метрической формой, сколько вымышленным содержанием.

Однако эта связь вымышленного содержания и метрической формы оставалась в античном сознании очень тесной. Ни прозаического эпоса - романа, ни прозаической драмы в классическую эпоху не существовало. Античная проза с самого своего зарождения была и оставалась достоянием литературы, преследовавшей не художественные, а практические цели, - научной и публицистической. (Не случайно «поэтика» и «риторика», теория поэзии и теория прозы в античной словесности различались очень резко.)

Более того, чем больше эта проза стремилась к художественности, тем больше она усваивала специфически поэтические приемы: ритмическое членение фраз, параллелизмы и созвучия. Такова была ораторская проза в том виде, какой она получила в Греции в V-IV вв. и в Риме во II-I в. до н. э. и сохранила до конца античности, оказав мощное влияние и на историческую, и на философскую, и на научную прозу. Беллетристика в нашем смысле слова - прозаическая литература с вымышленным содержанием - появляется в античности лишь в эллинистическую и римскую эпоху: это так называемые античные романы. Но и тут интересно, что генетически они выросли из научной прозы - романизированной истории, распространение имели бесконечно более ограниченное, чем в Новое время, обслуживали преимущественно низы читающей публики и ими высокомерно пренебрегали представители «подлинной», традиционной литературы.

Мифологический арсенал, унаследованный от эпохи, когда мифология была еще мироосмыслением, позволил античной литературе символически воплощать в своих образах самые высокие мировоззренческие обобщения. Традиционализм, заставляя воспринимать каждый образ художественного произведения на фоне всего предшествующего его употребления, окружал эти образы ореолом литературных ассоциаций и тем самым бесконечно обогащал его содержание. Поэтическая форма давала в распоряжение писателя огромные средства ритмической и стилистической выразительности, которых была лишена проза.

Такова античная литература IV в. до н. э., эпохи Платона и Исократа, или II-III вв. н. э., эпохи «второй софистики». Однако эти периоды приносили с собой другое ценное качество: внимание переходило на лица и предметы повседневности, в литературе появлялись правдивые зарисовки человеческого быта и человеческих отношений, и комедия Менандра или роман Петрония при всей условности их сюжетных схем оказывались насыщены жизненными подробностями более, чем это было возможно для стихотворного эпоса или для аристофановской комедии. Однако можно ли говорить о реализме в античной литературе и что больше подходит под понятие реализма - философская глубина Эсхила и Софокла или бытописательская зоркость Петрония и Марциала, - остается до сих пор вопросом спорным.

Перечисленные основные особенности античной литературы по-разному проявлялись в системе литературы, но в конечном счете именно они определяли облик и жанров, и стилей, и языка, и стиха в литературе Греции и Рима.

Система жанров античной литературы

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Античное литературное мышление было жанровым: принимаясь писать стихотворение, сколь угодно индивидуальное по содержанию и настроению, поэт тем не менее всегда мог заранее сказать, к какому жанру оно будет принадлежать и к какому древнему образцу стремиться.

Жанры различались более древние и более поздние (эпос и трагедия, с одной стороны, идиллия и сатира - с другой); если жанр очень уж заметно менялся в своем историческом развитии, то выделялись древние, средние и новые его формы (так делилась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») к героическому эпосу («Энеида») явно осознавался и поэтом, и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшему».

Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую: Аристотель отмечал, что даже мифологические темы используются трагедией не полностью, некоторые излюбленные сюжеты перерабатываютсяпо многу раз, а другие используются редко. Силий Италик, сочиняя в I в. н. э. исторический эпос о Пунической войне, считал необходимым ценой любых натяжек включить туда подсказанные Гомером и Вергилием мотивы: пророческие сны, перечень кораблей, прощание полководца с женою, состязание, изготовление щита, спуск в Аид и пр.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров. Низким жанрам был свойствен низкий стиль, сравнительно близкий к разговорному, высоким - высокий стиль, формируемый искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимии и пр.). Так, учение об отборе слов предписывало избегать слов, употребление которых не освящено предшествующими образцами высоких жанров.

Поэтому даже историки вроде Ливия или Тацита, описывая войны, всеми силами избегают военных терминов и географических названий, так что представить конкретный ход военных действий по таким описаниям почти невозможно. Учение о сочетании слов предписывало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмического благозвучия. Поздняя античность доходит в этом до таких крайностей, что риторическая проза далеко превосходит даже поэзию вычурностью словесных построений. Точно так же менялось использование фигур.

Эстетика античной литературы

Мифологичность

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко отличающие её от современного искусства.

Древнейшие формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать в литературе античности вплоть до времен её упадка.

Публичность

Античной литературе присущи публичные формы существования . Её наивысший расцвет приходится на докнижную эпоху. Поэтому название «литература» к ней применяется с определённым элементом исторической условности. Однако именно это обстоятельство обусловило традицию включать в литературную сферу также достижения театра. Лишь в конце античности появляется такой «книжный» жанр, как роман, предназначенный для персонального чтения. Тогда же закладываются первые традиции оформления книги (сначала в виде свитка, а затем тетради), включая иллюстрации.

Музыкальность

Античная литература была тесно связана с музыкой , что в первоисточниках, безусловно, может быть объяснено через связь с магией и религиозным культом. Поэмы Гомера и другие эпические произведения пелись мелодичным речитативом в сопровождении музыкальных инструментов и простых ритмических движений. Постановки трагедий и комедий в афинских театрах оформляли как роскошные «оперные» спектакли. Лирические стихи пелись авторами, которые таким образом выступали одновременно ещё и как композиторы и певцы. К сожалению, от всей античной музыки до нас дошло несколько разобщённых фрагментов. Представление о поздней античной музыке может дать григорианский хорал (пение).

Стихотворная форма

Определённой связью с магией можно объяснить чрезвычайную распространённость стихотворной формы , которая буквально царила во всей античной литературе. Эпос произвёл традиционный неторопливый размер гекзаметр, большим ритмическим разнообразием отличались лирические стихи; трагедии и комедии также писались стихами. Даже полководцы и законодатели в Греции могли обращаться к народу с речами в стихотворной форме. Рифмы античность не знала. В конце античности возникает «роман» как образец прозаического жанра.

Традиционность

Традиционность античной литературы была следствием общей замедленности развития тогдашнего общества. Наиболее новаторской эпохой античной литературы, когда сложились все основные античные жанры, было время социально-экономического подъёма VI — V века до н. э. В другие века изменения не ощущались, или воспринимались как вырождение и упадок: эпоха становленияполисного строя скучала по общинно-родовой (отсюда гомеровский эпос, созданный как развёрнутая идеализация «героических» времён), а эпоха крупных государств — по полисным временам (отсюда — идеализация героев раннего Рима в Тита Ливия, идеализация «борцов за свободу» Демосфена и Цицерона в период Империи).

Система литературы казалась неизменной, и поэты последующих поколений пытались идти путём предыдущих. У каждого жанра был основоположник, давший его совершенный образец: Гомер — для эпоса, Архилох — для ямба, Пиндар или Анакреонт — для соответствующих лирических жанров, Эсхил, Софокл и Еврипид — для трагедии т. д. Степень совершенства каждого нового произведения или писателя определялась степенью приближения к этим образцам.

Жанровость

Из традиционности следует и строгая система жанров античной литературы, которой была проникнута и последующая европейская литература и литературоведение. Жанры были чёткими и устойчивыми. Античное литературное мышление было жанровым: когда поэт брался писать стих, то каким бы индивидуальным по содержанию он ни был, автор с самого начала знал, к какому жанру произведение будет принадлежать и к какому древнему образцу следует стремиться.

Жанры делились на более древние и более новые (эпос и трагедия — идиллия и сатира). Если жанр заметно менялся в своём историческом развитии, то выделялись его давние, средние и новые формы (так подразделялась на три этапа аттическая комедия). Жанры различались на более высокие и более низкие: высшими считались героический эпос и трагедия. Путь Вергилия от идиллии («Буколики») через дидактический эпос («Георгики») до героического эпоса («Энеида») явно осознавался поэтом и его современниками как путь от «низших» жанров к «высшим». Каждый жанр имел свою традиционную тематику и топику, обычно весьма неширокую.

Особенности стиля

Система стилей в античной литературе полностью подчинялась системе жанров. Для низких жанров был характерен низкий стиль, близкий к разговорному, высоким — высокий стиль, который формировался искусственно. Средства формирования высокого стиля были разработаны риторикой: среди них различались отбор слов, сочетание слов и стилистические фигуры (метафоры, метонимиии т. п.). Например, учение об отборе слов рекомендовало избегать слов, которые не применялись в предыдущих образцах высоких жанров. Учение о сочетании слов рекомендовало переставлять слова и членить фразы для достижения ритмичного благозвучия.

Мировоззренческие особенности

Античная литература сохраняла тесную связь с мировоззренческими особенностями родового, полисного, государственного строя и отражала их. Греческая и частично римская литература демонстрируют тесную связь с религией, философией, политикой, моралью, ораторским искусством, судопроизводством, без которых их существование в классическую эпоху теряло весь свой смысл. В пору своего классического расцвета они были далеки от развлекательности, лишь в конце античности стали частью досуга. Современная служба в христианской церкви унаследовала некоторые особенности древнегреческого театрального представления и религиозных мистерий — вполне серьёзный характер, присутствие всех членов общины и их символическое участие в действе, высокая тематика, музыкальное сопровождение и зрелищные эффекты, высоконравственная цель духовного очищения (катарсиса по Аристотелю) человека.

Античная литература - это литература средиземноморского культурного круга эпохи рабовладельческой формации: это литература Древней Греции и Рима с X-IX вв. до н. э. по IV-V вв. н. э.Для античной литературы в целом характерны те же общие особенности, что и для всех древних литератур: мифологическая тематика, традиционализм разработки и поэтическая форма.

    Роль мифологии и мифологического мышления, значение мифа и обряда в становлении словесного искусства.

Мифология - это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю: все явления природы одухотворяются, и взаимные отношения их осмысляются как родственные, подобные человеческим. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм.

Мифология в смысле наивной веры кончилась вместе с первобытнообщинной формацией, для которой она была необходимой идеологией. Классовое рабовладельческое общество в Греции и связанное с ним возникновение литературы активно используют мифологию в своих целях, политических и художественных. Особенно широко использована мифология в греческой трагедии.

    Античное наследие в европейской литературе.

Историческая связь античной культуры с культурами Новой Европы дает ей особое положение. Историческая преемственность античной и новоевропейских культур всегда оставалась ощутимой, и античная литература всегда представлялась истоком и часто образцом новых литератур. Античность выступала духовной опорой европейской культуры в решающие и поворотные моменты ее развития.

Традиция изучения древних языков и древних литератур неизменно лежала и лежит в основе гуманитарного образования в Европе. Основные концепции литературы и литературного творчества, господствовавшие в Европе почти до XIX века, непосредственно исходили из концепций Аристотеля и Платона.

    Зарождение и становление основных видов древнегреческой литературы.

В эпоху, переходную от общинно-родового строя, письменной литературы вообще не существовало; носителем словесного искусства был певец (аэд или рапсод), сочинявший свои песни для пиров и народных праздников.

В эпоху полисного строя появляется письменная литература; и поэмы эпиков, и песни лириков, и трагедии драматургов, и трактаты философов хранятся уже в записанном виде, но распространяются еще устно. В эпоху эллинизма и римского владычества письменная литература становится основной формой словесности. Литературные произведения пишутся и распространяются как книги.

Система жанров в античной литературе была отчетливой и устойчивой. Жанры различались более высокие и более низкие: высшим считался героический эпос, хотя Аристотель в «Поэтике» и ставил выше него трагедию.

Система стилей в античной литературе была полностью подчинена системе жанров.

Вопросы для самоконтроля.

    Что такое античная литература?

    Что такое мифология?

    Где особенно активно использовалась мифология в древнегреческой литературе?

    В чем проявляется историческая преемственность античной и новоевропейских культур?

    Когда появилась письменная литература?

    Какова была система жанров в античной литературе?

Лекция 2. Древнегреческий героический эпос, его происхождение и бытование, сюжеты, герои, стиль.

    Гомер и «гомеровский вопрос».

Ученые до сих пор спорят о том, существовал ли в действительности гениальный творец «Илиады» и «Одиссеи», или у каждой поэмы был свой собственный автор, или же это были разрозненные песни, сведенные воедино каким-либо редактором.Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком.

    Поэмы «Илиада» и «Одиссея» - образцы древнего героического эпоса.

Произведения Гомера, поэмы «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе.Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.

    Мифологическая и историческая основы поэм.

Причиной троянской войны было похищение Елены, супруги царя Менелая Парисом, сыном троянского царя Приама. Оскорбленный Менелай призвал на помощь других царей. Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.

    Идейно-художественные особенности гомеровского эпоса.

В «Илиаде» в ярких чертах воспроизводятся явления реальной жизни и быта древнегреческих племен. Преобладает, конечно, описание быта военного времени. Но подвиги героев, столь красочно описываемые Гомером, не заслоняют от взора поэта все ужасы войны.

Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада». Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем не сравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем сущность «гомеровского вопроса»?

    Какие поэмы традиционно считаются принадлежащими Гомеру?

    Какова мифологическая основа «Илиады»?

    Какие исторические факты лежат в ее основе?

    Какие сказания являются содержанием «Одиссеи»?

    В чем состоят идейно-художественные особенности гомеровского эпоса?

Лекция 3. Дидактический эпос.

    Гесиод: «Теогония» и «Труды и дни».

От греческой литературы архаического периода сохранились два самостоятельных произведения, принадлежащих к жанру дидактического эпоса. Их автор - Гесиод (конец VIII - начало VII в. до н. э.), о котором мы получаем вполне определенные сведения из его собственной поэмы «Труды и дни».

К созданию «Трудов и дней» Гесиод приступил, уже имея опыт работы над своим ранним произведением - поэмой «Теогония» («Происхождение богов»). «Теогония» повествует о происхождении различных богов и обожествленных стихий из первоначального Хаоса и Земли.

«Труды и дни» делятся по содержанию на несколько частей, связанных между собой мыслью о необходимости для людей честно трудиться, соблюдать справедливость и сохранять верность исконным моральным нормам добрососедства. По мнению Гесиода, поведение людей находится под неослабным контролем Зевса, который в этой поэме выступает как страж справедливости и судья над ее нарушителями. К этим доводам присоединяется целый ряд советов, касающихся индивидуального и общественного поведения, а затем следуют собственно наставления по хозяйству: когда лучше всего жать, косить, сеять, как готовить утварь, какого нанимать батрака и т. п. Заключительную часть поэмы составляет еще один набор предписаний и запретов, а также перечень дней, удобных или неудобных для всякого рода начинаний.

    Зарождение жанра философской литературы.

В целом жанр дидактического эпоса, впервые представленный в европейской литературе поэмами Гесиода, но возникший в Греции не без влияния аналогичных стихотворных поучений в древнеегипетской и ближневосточной литературе, нашел, в свою очередь, продолжение и в «ученой» греческой поэзии александрийского периода, и в «Георгиках» Вергилия.

Вопросы для самоконтроля.

    Древнегреческий дидактический эпос и его творец.

    Каковы структура и основная мысль «Трудов и дней»?

    Функции Зевса в представлении Гесиода.

    «Труды и дни» как истоки позднейшего жанра философской литературы.

Лекция 4. Древнегреческая драма, формирование трагедии и комедии.

    Социально-эстетические функции и организация античного театра.

Трагедия в Аттике была впервые поставлена в 534 г. до н. э. при тиране Писистрате. Установлением государственного культа Диониса афинский правитель стремился укрепить свои позиции среди демоса. С тех пор в праздник Великих Дионисий, приходившийся на конец марта - начало апреля, было включено обязательное исполнение трагедий. Каждый год на Великих Дионисиях выступали три драматурга в поряд­ке художественного состязания, которое завер­шалось присуждением победителям почетных наград. Вместе с поэтом и - впоследствии - первым актером награды удостаивался также хорег - богатый гражданин, но поручению го­сударства бравший на себя материальные из­держки, связанные с постановкой трагедий.

    Трагедия; ее структура и эволюция: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Решающий шаг в направлении к драме-действию сделал Эсхил: он ввел вто­рого актера и на первое место поставил диалог, соответственно сократив партию хора, хотя по­следняя все еще оставалась у него очень значи­тельной как по объему, так и по содержанию. Еще дальше пошел Софокл, который ввел тре­тьего актера и перенес на диалогические пар­тии основную сюжетную и идейную нагрузку трагедии. Тем не менее на протяжении всего V в, до н. э. хор являлся непременным участни­ком древнегреческой трагедии: у Эсхила он состоял из двенадцати человек, Софокл увеличил это число до пятнадцати.

Участие хора определило основные особенности в построении древнегреческой трагедии. Выход хора (так называемый парод) на сце­ническую площадку (орхестру) еще в ранних трагедиях Эсхила знаменовал собой их начало; в большинстве же трагедий Эсхила и всегда у Софокла и Еврипида пароду предшествует вступительный монолог или целая сцена, содер­жащая изложение исходной ситуации сюжета или дающая его завязку. Эта часть трагедии получает название пролога (т. е. предисловия). Все дальнейшее течение трагедии происходит в чередо­вании хоровых и диалогических сцен (эписодиев).

Вопросы для самоконтроля.

    Как возникли и как были организованы постановки трагедий в Древней Греции?

    Какова структура древнегреческой трагедии?

Лекция 5. Комедия; ее происхождение и художественная специфика.

    Этапы развития древнегреческой комедии.

Наряду с трагедией и сатировской драмой равноправной участницей театральных представлений в честь Диониса была начиная с 487/486 г. до н.э. комедия.

Происхождение комедии столь же сложно, как и происхождение трагедии. В ее развитии уже позднеантичная критика выделила три периода, обозначив их соответственно как древний, средний и новый.

    Новоаттическая комедия: Менандр.

Круг действительности, изображаемый в новой комедии, - это жизнь средней, наиболее аполитичной прослойки полисного общества. Лучшим из мастеров новой комедии считался афинянин Менандр. Самая сильная сторона творчества Менандра - его изображение характеров.

    Психологизм и гуманизм его творчества.

Необычно для афинской комедии внимание, уделяемое драматургом внутреннему миру девушки или молодой женщины, которой предоставляется право самой решать свою судьбу. Еще одной характерной чертой Менандра является его отношение к покинутым незаконным детям - он убежденно вступается за их права. Именно в этом ясно выраженном сочувствии, питаемом Менандром ко всем ошибающимся (как старый Кнемон), ко всем обиженным судьбой, ко всем слабым, и состоит тот подлинный гуманизм Менандра, который бросается в глаза всем, особенно современным читателям.

Вопросы для самоконтроля.

    Какие периоды выделяются в развитии древнегреческой комедии?

    Каковы особенности древней аттической комедии?

    Новоаттическая комедия и ее виднейший представитель.

    Какие черты характерны для комедий Менандра?

    В чем проявляется психологизм и гуманизм его творчества?

Лекция 7. Зарождение и развитие греческой прозы.

    Греческий роман: истоки великого жанра.

Первые фрагменты греческих романов восходят еще к III-II вв. до н. э. Только от II-III вв. мы располагаем не разрозненными папирусными фрагментами, а первыми полностью сохранившимися греческими романами. Все они построены по одной и той же сюжетной схеме. Юноша и девушка необычайной красоты и благородства воспламеняются взаимной любовью с первого взгляда, но судьба разлучает их; в разлуке они претерпевают множество несчастий, наконец они встречаются, узнают друг друга и обретают долгожданное счастье.Мотивировка всей этой цепи приключений вполне условна - игра судьбы или воля богов. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Композиция обычно основана на параллелизме - несчастия героя развертываются параллельно несчастиям героини. Все греческие романы объединены одним общим признаком: они изображают мир экзотических мест, драматических событий и идеально возвышенных чувств, мир, сознательно противопоставляемый действительной жизни, уводящий мысль от житейской прозы.

Вопросы для самоконтроля.

    Какова общая сюжетная схема греческих романов?

    В чем заключается их общий признак?

Слово «античный» (по-латински - antiquus) означает «древний». Но не всякую древнюю литературу принято называть античной. Этим словом обозначается литература Древней Греции и Древнего Рима (приблизительно с IX в. до н. э. до V в. н. э.). Причина для такого выделения одна, но важная: Греция и Рим - прямые предки нашей собственной культуры. Наши представления о месте человека в мире, о месте литературы в обществе, о делении литературы на эпос, лирику и драму, о стиле с его метафорами и метонимиями, о стихе с его ямбами и хореями, даже о языке с его склонениями и спряжениями - все они в конечном счете восходят к тем представлениям, которые сложились в Древней Греции, ею были переданы Древнему Риму, а потом из латинского Рима разошлись по Западной Европе, а из греческого Константинополя - по Юго-Восточной Европе и по Руси.

Легко понять, что при такой культурной традиции все сочинения греческих и римских классиков не только внимательно читались и изучались в Европе на протяжении двух тысяч лет, но и казались идеалом художественного совершенства и служили образцом для подражаний, особенно в эпохи Возрождения и классицизма. Это относится почти ко всем литературным жанрам: к одним - в большей степени, к другим - в меньшей.

Во главе всех жанров стояла героическая поэма. Здесь образцом были самые ранние произведения греческой литературы: «Илиада» - о событиях легендарной Троянской войны и «Одиссея» - о трудном возвращении на родину одного из её героев. Автором их считался древнегреческий поэт Гомер, сложивший эти эпопеи, опираясь на вековой опыт безымянных народных певцов, певших на пирах небольшие песни-сказания вроде наших былин, английских баллад или испанских романсов. В подражание Гомеру лучший римский поэт Вергилий написал «Энеиду» - поэму о том, как троянец Эней с товарищами приплыл в Италию, где потомкам его суждено было выстроить Рим. Его младший современник Овидий создал целую мифологическую энциклопедию в стихах под названием «Метаморфозы» («Превращения»); а другой римлянин, Лукан, взялся даже написать поэму не о мифическом, а о недавнем историческом прошлом - «Фарсалию» - о войне Юлия Цезаря с последними римскими республиканцами. Кроме героической была поэма дидактическая, поучительная. Образцом здесь был современник Гомера Гесиод (VIII–VII вв. до н. э.), автор поэмы «Труды и дни» - о том, как должен трудиться и жить честный крестьянин. В Риме поэму такого же содержания написал Вергилий под заглавием «Георгики» («Земледельческие стихи»); а другой поэт, Лукреций, последователь философа-материалиста Эпикура, даже изобразил в поэме «О природе вещей» все устройство мироздания, человека и общества.

После поэмы самым уважаемым жанром была трагедия (конечно, тоже в стихах). Она тоже изображала эпизоды из греческих мифов. «Прометей», «Геракл», «Царь Эдип», «Семеро против Фив», «Федра», «Ифигения в Авлиде», «Агамемнон», «Электра» - вот типичные заглавия трагедий. Античная драма была непохожа на нынешнюю: театр был под открытым небом, ряды сидений шли полукругом один над другим, в середине на круглой площадке перед сценой стоял хор и своими песнями комментировал действие. Трагедия представляла собой чередование монологов и диалогов действующих лиц с песнями хора. Классиками греческой трагедии были три великих афинянина Эсхил, Софокл и Еврипид, их подражателем в Риме был Сенека (известный также и как философ).

Комедия в античности различалась «старая» и «новая». «Старая» напоминала современное эстрадное представление на злобу дня: шутовские сценки, нанизанные на какой‑нибудь фантастический сюжет, а между ними - песни хора, откликающиеся на самые живые политические темы. Мастером такой комедии был Аристофан, младший современник великих трагиков. «Новая» комедия была уже без хора и разыгрывала сюжеты не политические, а бытовые, например: влюбленный юноша хочет жениться на девушке с улицы, а денег у него для этого нет, хитрый раб добывает для него денег у строгого, но глупого старика-отца, тот в ярости, но тут оказывается, что девушка на самом деле - дочь благородных родителей - и все кончается хорошо. Мастером такой комедии в Греции был Менандр, а в Риме - его подражатели Плавт и Теренций.

Античная лирика запомнилась потомкам тремя понятиями: «ода анакреонтическая» - о вине и любви, «ода горацианская» - о мудрой жизни и здравой умеренности и «ода пиндарическая» - во славу богов и героев. Анакреонт писал просто и весело, Пиндар - величаво и высокопарно, а римлянин Гораций - сдержанно, красиво и точно. Все это были стихи для пения, слово «ода» значило просто «песня». Стихи для декламации назывались «элегия»: это были стихи-описания и стихи-размышления, чаще всего о любви и смерти; классиками любовной элегии были римские поэты Тибулл, Проперций и уже упоминавшийся Овидий. Очень короткая элегия - всего несколько афористических строк - называлась «эпиграмма» (что значит «надпись»); лишь сравнительно поздно под пером язвительного Марциала этот жанр стал преимущественно юмористическим и сатирическим.

Было еще два поэтических жанра, в наши дни уже не употребительных. Во‑первых, это сатира - нравоописательное стихотворение с патетическим обличением современных пороков; она расцвела в римскую эпоху, классиком её был поэт Ювенал. Во‑вторых, это идиллия, или эклога, - описание или сценка из жизни влюбленных пастухов и пастушек; их начал писать грек Феокрит, а прославил уже знакомый нам римлянин Вергилий в третьем своем знаменитом произведении - «Буколики» («Пастушеские стихи»). При таком обилии поэзии античная литература была неожиданно бедна той прозой, к которой так привыкли мы, - романами и рассказами на вымышленные сюжеты. Они существовали, но не пользовались уважением, это было «чтиво» для простых читателей, и до нас их дошло очень мало. Лучшие из них - греческий роман «Дафнис и Хлоя» Лонга, напоминающий идиллию в прозе, и римские романы «Сатирикон» Петрония и «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея, близкие к сатире в прозе.

Когда греки и римляне обращались к прозе, они искали в ней не вымысла. Если их интересовали занимательные события, они читали сочинения историков. Художественно написанные, они напоминали то пространный эпос, то напряженную драму (в Греции таким «эпиком» был Геродот, а «трагиком» - Фукидид в Риме - певец старины Тит Ливий и «бич тиранов» Тацит). Если читателей интересовала поучительность, к их услугам были сочинения философов. Правда, величайшие из древних философов и в подражание им позднейшие философы стали излагать свои поучения в виде диалогов (таков Платон, знаменитый «силою слов») или даже в виде диатрибы - разговора с самим собой или отсутствующим собеседником (так писал уже упоминавшийся Сенека). Иногда интересы историков и философов скрещивались: так, грек Плутарх написал увлекательную серию биографий великих людей прошлого, которые могли служить читателям нравственным уроком. Наконец, если читателей привлекала в прозе красота слога, они брались за сочинения ораторов: греческие речи Демосфена и латинские Цицерона ценились несколько веков спустя за силу и яркость, продолжали читаться много веков после политических событий, их вызвавших; а в эпоху поздней античности по греческим городам во множестве ходили ораторы, развлекавшие публику серьезными и забавными речами на любые темы.

За тысячу лет древней истории сменилось несколько культурных эпох. У самого её начала, на рубеже фольклора и литературы (IX–VIII вв. до н. э.), стоят эпики Гомер и Гесиод. В архаической Греции, в век Солона (VII–VI вв. до н. э.), расцветает лирика: Анакреонт и немного позднее Пин- дар. В классической Греции, в век Перикла (V в. до н. э.), творят афинские драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, а также историки Геродот и Фукидид. В IV в. до н. э. поэзию начинает вытеснять проза - красноречие Демосфена и философия Платона. После Александра Македонского (IV–III вв. до н. э.) расцветает жанр эпиграммы, а Феокрит пишет свои идиллии. В III–I вв. до н. э. Рим завоевывает Средиземноморье и осваивает сперва греческую комедию для широкой публики (Плавт и Теренций), потом эпос для образованных ценителей (Лукреций) и красноречие для политической борьбы (Цицерон). Рубеж I в. до н. э. и I в. н. э., век Августа, - это «золотой век римской поэзии», время эпика Вергилия, лирика Горация, элегиков Тибулла и Проперция, многогранного Овидия и историка Ливия. Наконец, время римской империи (I - II вв. н. э.) дает новаторский эпос Лукана, трагедии и диатрибы Сенеки, сатиру Ювенала, сатирические эпиграммы Марциала, сатирические романы Петрония и Апулея, негодующую историю Тацита, биографии Плутарха и насмешливые диалоги Лукиана.

Время античной литературы закончилось. Но жизнь античной литературы продолжалась. Темы и сюжеты, герои и ситуации, образы и мотивы, жанры и стихотворные формы, рожденные эпохой античности, продолжали занимать воображение писателей и читателей разных времен и народов. Особенно широко обращались к античной литературе как источнику собственного художественного творчества писатели эпохи Возрождения, классицизма, романтизма. В русской литературе идеи и образы античности активно использовали Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Вяч. И. Иванов, М. А. Волошин и другие; в советской поэзии отзвуки античной литературы мы встречаем в произведениях В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, В. А. Луговского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, Арс. А. Тарковского и многих других.

Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,
Горя не зная, не зная трудов.
Гесиод «Труды и дни»

Слово antiquus в переводе с латинского означает «древний». Однако античной называется не всякая древняя литература, а только литература Древней Греции и Древнего Рима, которая развивалась на протяжении 14 веков.
Выделение античной литературы среди других литератур древности не случайно. Культура Древней Греции, переданная затем Древнему Риму, стала фундаментом, базой культуры европейской. Создание философии, мифологии, театра и истории как науки принадлежит грекам. Наши представления о месте человека в мире, о языке и его грамматике восходят также к античности, и именно в античную эпоху сложились литературные роды (эпос, лирика и драма) и основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль).

Периодизация античной литературы

Античная литература прошла в своем развитии огромный путь, и сейчас осмысливается как литература 4-х основных культурных периодов :
1. Долитературный – характеризуется созданием основных мифов, на основе которых впоследствии были написаны выдающиеся произведения.
2. Архаический (8-6 вв. до н.э.) – именно в этот период зарождаются математика, философия и письменная греческая литература, главной задачей которого стало создание идеала человека-героя (герой обязательно полубог). Формой общественного сознания в этот период становится эпос, который оформляется в крупный литературный род, и появляются поэмы «Илиада» и «Одиссея». В конце периода (в 6 веке) оформляется род лирики.
3. Классический или аттический (5 в. до н.э.) – это время культурного первенства Афин после греко-персидской войны. Этот век связан с появлением демократии (впервые в мировой истории). Складывается род драмы.
4. Эллинистический (римско-эллинистический) – продолжается с 4-3 в. до н.э. по 4-5 вв. н.э . После завоеваний Александра Македонского происходит греко-восточный синтез. Классическим строем становится военно-бюрократическая монархия. В 3 в. до н. э. рождается литература древних латинян (римская), которая развивается под влиянием греческой литературы. Закат античной литературы в 4-5 вв. н.э. связан с разрушением Рима в 476 году после нашествия готов и вестготов.

Особенности античной литературы

1. Мифологическая тематика – была связана с первобытнообщинным строем. Мифология – это осмысление действительности, свойственное общинно-родовому строю, то есть все явления природы одухотворяются, и их взаимные отношения осмысливаются как родственные, подобные человеческим . Например, Уран (Небо) и Гея (Земля) – это муж и жена. Мифологическая тематика очень прочно держалась в античной литературе, и по сравнению с ней всякая другая отступала на второй план. Историческая тематика допускалась только в исторический эпос, да и то с многочисленными оговорками. Бытовая тематика допускалась в поэзию только в младшие жанры (комедия, эпиграмма) и всегда воспринималась на фоне традиционной «высокой» мифологической тематики. Этот контраст обычно специально подчеркивался насмешками в адрес надоевших всем мифологических сюжетов и героев. Публицистическая тематика также допускалась в поэзию, но она обязательно должна была накладываться на тематику мифологическую.

2. Традиционализм – связан с медленным развитием рабовладельческого общества. Современники почти не ощущали перемен в общественной жизни , а когда перемены были слишком явными, они воспринимались как вырождение и упадок. Все эти представления переносились и на литературу. Система литературы казалась неизменяющейся, и поэты последующих поколений старались идти по следам предыдущих. У каждого жанра был основоположник, образец для подражания: для эпоса – Гомер; для лирики – Анакреон; для трагедии – Эсхил, Софокл и Еврипид. Произведение считалось тем совершеннее, чем больше оно походило на образец.

3. Поэтическая форма была доминирующей в античной литературе. Прозы не было долгий период, так как искусство не считалось делом повседневным. Песни должны были уподобляться речи богов, то есть быть торжественными, высокими и обладать ритмом. Творя, поэт уподоблялся божеству , становился богом-творцом. По мнению греков, рукой поэта водили боги, поэтому все древние поэмы начинались с обращений к божествам, которые должны будут выполнить всю работу. Например, «Илиада» начинается словами «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына».