Тема трагического столкновения старого и нового миров в поэме А. А


Поэма «Двенадцать» – поэма-отклик на свершившуюся революцию – по своему стилю отличается от других произведений поэта: в ней отчетливо прослеживается фольклорная основа, частушечный ритм, использование пословиц и элементов городского романса.

Основным принципом построения «Двенадцати» становится контраст. Черный ветер, белый снег, красный флаг – цветовая гамма варьируется в пределах трех цветов. Поэма отличается полифоничностью: она вмещает в себя множество интонация и точек зрения. Особую символичность приобретают образы поэмы: 12 красногвардейцев противопоставляются старому миру в образе «пса безродного »:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир представлен в поэме сатирически , хотя сатира в целом не свойственна поэту. Образы «прошлого» приобретают обобщающее значение; они обрисованы лишь одним-двумя штрихами – вития, барынька в каракуле, поп, у которого раньше «крестом сияло пузо на народ».

Противостоит миру старому мир новый, мир революции. Революция, по Блоку, – стихия, ветер «на всем белом свете », это, главным образом, разрушительная сила, представители которой идут «без имени святого ».

Многоплановым является образ, вынесенный в заглавие поэмы, – 12. Это и реальная деталь: в 1918 г. патруль состоял из 12 человек; и символ – 12 учеников Иисуса Христа, апостолов, в которых по ходу революционного действа превращаются красногвардейцы. Преображение это детально: например, походка героев из порывистого движения вразвалку превращается в державную поступь.

Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежно поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.

Еще один не менее интересный образ «Двенадцати» – это образ Христа. Сам А. Блок не давал точного ответа, почему в поэме возникает этот далекий от революции образ, что и породило множественные интерпретации. Так, Христа рассматривают как воплощение справедливости; как символ величия и святости эпохального события ; как символ новой эпохи и др.

Многогранен образ метели в поэме. Во-первых, метель – это разбушевавшаяся, неконтролируемая, «первобытная» стихия, коей и представлял себе поэт революцию: «Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек ». Во-вторых, образ метели возникает и в некоторых стихотворениях автора, где метель становится символом смерти, уходом в «никуда» и «никогда». Вспомним стихотворение «Покойник спать ложится»: «Покойник спать ложится // На белую постель. // В окне легко кружится // Спокойная метель ». В-третьих, метель как символ промысла божьего, рока традиционен для русской классической литературы (пушкинские «Метель» и «Капитанская дочка») .

Интересна поэма и в плане системы своих эстетических принципов. «Двенадцать» – это не чистый символизм; рамки эстетики в поэме расширены: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к «былому» – к старому миру соединен с мечтой о России новой, очищенной и возрожденной.

Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 г., по-прежнему остается загадочной и таинственной из-за множественности интерпретаций и многоплановости образов, что дает большие возможности для исследования произведения.

Успешного изучения литературы!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Старый и новый мир. «Окаянные дни» - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мне­ния. В революции он видел переломный момент в жизни России, кото­рый влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарожде­ние нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений - поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в ка­кой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каж­дый образ, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происхо­дящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в на­смешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятав­шего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» - говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Ав­тор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «сторо­ной - за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» лишен и креста, и былого высокомерия.

Барыня в каракуле - символ светского дворянского общества:

Вот барыня в каракуле К другой подвернулась:

Уж мы плакали, плакали…

Поскользнулась И - бац - растянулась!

Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактер­ности и неприспособленности изнеженной аристократии к новой жизни.

Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повер­жен, остались лишь жалкие тени от былого величия.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Совсем иное художественное воплощение в поэме получил новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноар­мейцев. Образ этого отряда, по моему мнению, - это отражение реаль­ного лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте эта­жи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» - по­добные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому».

Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, чер­ное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является об­раз Христа. Существование данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», веду­щего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Иисуса Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.

В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жиз­ни, дающую представление о событиях тех лет в революционной Рос­сии и их идеологической направленности. Мастерски построенная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творче­стве Александра Блока.

Одним из самых знаменательных произведений литературы ХХ века является работа А. Блока « ». По жанру, можно отнести эту поэму к лирико-драматической. Творческая работа состоит из двенадцати глав.

В первой главе мы знакомимся с отрядом красноармейцев. Он насчитывал двенадцать человек, которые собрались вместе и отправились вершить свою судьбу. Одним из зимних вечеров, когда за окном торжествует буря и пронзает насквозь холодный ветер, и происходят действия первой главы.

После описания ненастной погоды, автор переходит к созданию фигур старого, отживающего мира. Перед нами причитает старуха. Мы слышим отрицательное отношение и к революции и к большевикам. Затем читатель знакомится с персоной буржуя и писателя «вития». Они общаются в пол голоса, ведь прошли те времена, когда можно было свободно высказывать свои мысли.

В словах писателя чувствуется горечь и отчаяние, полное неприятие к новой власти.

Интересна персона и «товарища попа». Конечно, для церковного человека – такое прозвище – настоящее унижение. Автор сочетает здесь два общества – и новое (в слове «товарищ») и старое.

Следующая персона «барынька в каракульке» завершает описание старого мира.

Созданные образы были представителями того старого, уходящего мира. И все они были жителями прежнего общества, а совершенно не имели ничего общего между собой. У них разные роли, различные должности. Общим стала лишь боязнь прихода нового мира и новой власти.

А. Блок пытается показать читателям, насколько смена власти сбивает с опоры и с твердого хода жителей старого мира. Автор принимал революцию, как необходимую процедуру, которая, рано или поздно должна была произойти в России. Он неоднократно замечает, что она принесет болезненные изменения, ведь по сути своей, не может быть идиллией. Большая часть общества обязательно воспользуется разлаженным состоянием в России и попытается отхватить себе лакомый кусок.

В поэме «Двенадцать» мы встречаем образ пса. Он холоден и голоден. Исходя из того, что Блок был необычайным символистом, я думаю, образ животного олицетворяет старый мир. Он постоянно плетется за отрядом двенадцати героев, он преследует их. Образ пса появляется и в последних главах. Красноармейцы готовы отогнать его штыком, прогнать прочь. В сроках поэмы голодный пес еще не один раз в открытой форме сравнивается со старым миром, который уже давно отжил себя. Но, пес еще может оскалить зубы. А это значит, старый мир еще чувствует свои силы, может возразить. Только вот отряд героев отважно идет вперед, не обращая внимание на преграды. Впереди новый мир, впереди их ждет Иисус. Он является символом веры и святости идеи. В финале поэмы старый пес вызывает у читателя лишь жалость. Больше он ни на что не способен.

«Окаянные дни» – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений – поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» – говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «стороной – за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» не имеет ни креста, ни былого высокомерия.

Барыня в каракуле – символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни.

Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повержен, остались лишь жалкие тени от былого величия.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Совсем иное художественное воплощение в поэме имеет новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряд, по моему мнению, – это отражение реального лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» – подобные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому».

Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является образ Христа. Наличие данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», ведущего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.

В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жизни, дающую представление о событиях тех лет в революционной России и их идеологической направленности. Мастерски поставленная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творчестве Александра Блока.

Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Интеллигентами того круга, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о «толстоморденькой» Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь»? Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма «Двенадцать» вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этой поэмы.

Нынешние толкователи порой пытаются прочесть поэму «Двенадцать» «от противного», доказать, что Блок в ней дал сатиру на революцию, а его Христос - на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А. Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме. Она имеет более широкий смысл. В центре произведения - стихия. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А. Блок, этот разгул символизирует собой противостояние самому страшному - обывательскому покою и уюту. Это передано в «Двенадцати» множеством образов: ветер, снег, вьюга. Сквозь вой ветра и пурги А. Блок услышал музыку революции (в своей статье «Интеллигенция и Революция» он призывал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию»). И главное, что услышал поэт в этой музыке, - ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка. И за всем этим многоголосием автору слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в произведении и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

А. Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон (никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отвечать). Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено: «Запирайте етажи, / Нынче будут грабежи! /Отмыкайте погреба -/Гуляет нынче голытьба!»

... Так идут державным шагом,
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

«Сегодня я - гений», - произнес выдающийся русский поэт А. А. Блок, закончив работу над своей великой поэмой «Двенадцать».

Блок написал это эпохальное произведение в течение считанных дней. Видимо, в его чутком сердце скопилось столько чувства, что оно не могло уже не выплеснуться наружу со всей силой поэтического дарования автора. Сам Блок признавал, что его творение появилось на свет словно по наитию, единым вдохновенным порывом. Многое в ней первоначально не поддавалось даже авторскому осмыслению. Разные образы поэмы, в частности, образ Исуса Христа были неясны поэту: «...Ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий». Образ Исуса Христа переосмысливался им на протяжении всей его дальнейшей жизни, вплоть до самой смерти. Умирая, Блок просил уничтожить свое произведение, поскольку в тот момент пришел к выводу, что поэма эта является антихристианской. Так если даже самому автору, гениальному поэту, мыслителю, не удавалось в полной мере постигнуть все смыслы и образы поэмы «Двенадцать», то под силу ли это его читателям, критикам, нам, его потомкам?

Едва выйдя в свет, поэма вызвала массу самых противоречивых откликов. Некоторые современники Блока, как например писатель И. А. Бунин, давали негативную оценку произведению. Многие обвиняли Блока в отступничестве от христианских идей, считая, что он «перешел на сторону двенадцати». Русский поэт и художественный критик М. А. Волошин выражал мнение, что двенадцать идущих не видят Христа, но подспудно чувствуют его присутствие и стремятся уничтожить воплощенную в нем веру. Русский религиозный философ Н. А. Бердяев называл поэму «Двенадцать» «итогом блоковского демонизма», считая ее ошибкой автора.

Как бы то ни было, поэма Блока не оставляла равнодушным никого, как и сегодня, по прошествии девяноста лет.

Подобно Б. Л. Пастернаку в «Докторе Живаго», М. Горькому в «Климе Самгине», М. А. Шолохову в «Тихом Доне», А. А. Блок в своем произведении стремился запечатлеть переломный этап в истории России, проследить судьбы отдельно взятых личностей, волею судьбы попавших в историческую мясорубку.

Признанный мастер символизма, Блок сумел на примере конкретных деталей и образов показать масштабную картину изменяющегося мира. Одним из центральных символов поэмы «Двенадцать», безусловно, является снежная буря как воплощение революционной стихии:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!

Патруль, состоящий из двенадцати человек, символизирует восставший народ, старый, разрушенный мир олицетворяют образы буржуев, голодного пса, который тащится вслед за патрулем. Блок рисует страшную, пронзительную картину столкновения старого и нового, безжалостное неприятие друг друга представителей разных миров. Поэт показывает неустойчивость всего сущего перед силой стихии:

Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!

Поэт не дает оценки ни одной из противоборствующих сторон. Жалки, омерзительны и убоги поверженные буржуи, но и жестокие, полуграмотные красноармейцы также не вызывают читательской симпатии.

Любые кардинальные перемены, к каким бы светлым далям они не вели, достаются ценой громадных потерь, ценой рек человеческой крови, страданий. Именно эту мысль проводит Блок через все свое произведение. Двенадцать идущих людей сеют вокруг себя смерть и хаос, но у них есть некая цель, они верят, что идут верной дорогой, и ничто не способно заставить их свернуть с избранного пути, каким бы тяжким и кровавым он не оказался. Продажной девке Катьке также нет места в новой жизни, поэтому она гибнет. Однако какая бы «черная злоба» не кипела бы в груди красноармейцев, в них находится место и угрызениям совести, сожалением о погибшей Катьке. Таким образом, Блок, демонстрируя, казалось бы, окостеневших в злобе и ненависти людей, все же допускает, что и им не чужды человечные порывы. Перечитывая поэму вновь и вновь, мы так и не можем определиться, кто же они, эти двенадцать шествующих по улицам вооруженных людей. Какую силу, какое начало они воплощают, что несут они миру, благо или зло? Многие современные исследователи обращают внимание на последовательность: позади паршивый пес, как символ прошлого, в центре двенадцать красноармейцев, которые

...идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль...
Их винтовочки стальные
На незримого врага...

Они «идут державным шагом», не ведая о том, что следуют за невидимым Исусом:

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Если вьюга является, по мысли Блока, воплощением революции, то невидимым двенадцати Исус находится на другом уровне, «надвьюжном». Это та высшая цель, к которой должны стремиться люди, но трагизм в том, что они еще не способны ее разглядеть. Слишком много в человеческих сердцах злобы, низости, грязи, гуманистические идеи не способны проникнуть в их окостеневшие умы. И это, наверное, самое страшное наблюдение автора поэмы.

Но все же Исус не оставил красноармейцев, и это позволяет надеяться, что люди не покинуты Богом и есть надежда, что они увидят его.