Сообщение об исторической основе тарас бульба. " Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему


Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния за первоначальные пределы, напр. торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший
словарь иностранных слов и выражений. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2002. — С. 933.)

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.
Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в
XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.
В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.
Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень — шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде.
Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья.
Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыносим для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, жгли посевы и города, прогоняли польских землевладельцев и «ставили на их место» своих помещиков.
Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно присоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были
украинцами — родственным русскому народом.

Вступительный урок по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Эпоха и герои: историческая основа повести «Тарас Бульба»

Класс: 7

Цели:

Углубить знания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя;

Познакомить с исторической основой повести «Тарас Бульба»;

Определить идейную составляющую произведения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение предыдущей темы

Прием «Островки»

Заполни «островки», вставив подходящие слова и словосочетания.

«Песня про (…) купца Калашникова» - это историческая __________, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов выбирает для произведения форму _____________, чтобы добавить сюжету достоверности.

Писатель показывает суровую эпоху царя ______________________________. Во времена его правления страна была разделена на две части - ________________________ и _____________________________. На территории ________________________находились старинные государственные учреждения, которые, по мнению ______________________________, мешали ему править. На территории________________________________ эти учреждения не имели силы. Представителей царской свиты, преданных царю и располагавшихся на этой территории, называли ____________________. Они имели полную власть на обоих уделах и особые отличия: одежду _____________________цвета и прикреплённые к седлам ___________________ головы, которые являлись символом________________________, и мётлы, которые обозначали, что всех изменников __________________из Московского государства. _________________________ были любимцами царя и могли безнаказанно совершать грабежи и убийства.

  1. Беседа

Ребята, как вы думаете, почему во время изучения «Песни про (…)купца Калашникова» мы сначала поговорили об исторической основе произведения?

Верно, поэтому и изучение повести «Тарас Бульба» мы тоже начнем со знакомства с эпохой, о которой писал Гоголь.

4. Краткое сообщение учеников о биографии и творчестве Н.В.Гоголя (два докладчика, реализация индивидуального домашнего задания)

1. Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали его Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть).

2. Однако мысль о писательстве еще "не всходила на ум" Гоголю, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

В Петербурге Гоголь пишет свои первые повести. «Вечера на хуторе близ Диканьки» вызывают всеобщее восхищение. Гоголь становится известным писателем.

Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" «Нос». Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда казаки, защищая свою суверенность, действовали цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.

  1. Работа по теме урока. Лекция учителя, исторический комментарий к повести

Сегодня нам предстоит узнать, какая историческая основа у повести «Тарас Бульба» и кто такие запорожские казаки. Лекцию вы должны будете представить в тетради в виде схемы.

Начнем издалека. В 13 веке Монгольское нашествие привело к окончательному распаду Киевской Руси.

Распад Киевской Руси

Учитель показывает на карте (слайд)

Восточные земли оказались под игом ордынских ханов, а западные – под властью литовских князей.

Середина XIII в. – монгольское нашествие

Распад Киевской Руси

Население Польши и Литвы были католиками, а большая часть Украины и Белоруссии – православными.

1596 год - в Брест-Литовске заключена уния

(т.е. объединение) православной и

Католической церкви

Украинское население отказывается

Принимать католичество

Поляки начали преследования тех, кто

Отказывался принимать унию

Из-за этих событий польских шляхтичей украинское население стало воспринимать как главных врагов. Чтобы защитить национальную независимость и вероисповедания, устраивались восстания, главной силой которых были – казаки.

Некоторые казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик, а некоторые селились на южных границах Польши, на реке Днепр. Центром последних была Запорожская Сечь. В Сечи располагалась церковь, хозяйственные постройки, жилые помещения – курени, также на ее территории действовали свои правила и законы. Таким образом Запорожская Сечь представляла собой некое «казацкое государство».

Жизнь «казацкой республики»

  • казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов;
  • не признавали распоряжений польского короля;
  • самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции;
  • женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. Однако события, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения в другом - показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, настоящих патриотов, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель также подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.

  1. Закрепление материала

Прием «Телеграмма»

На бланках телеграммы написать послание, коротко рассказав о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.

Середина XIII в. – монгольское нашествие распад Киевской Руси 1569 год - Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую 1596 год - в Брест- Литовске заключена уния (т.е. объединение) православной и католической церкви украинское население отказывается принимать католичество поляки начали преследования тех, кто отказывался принимать унию

К концу XVI века масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту * в качестве своего главного врага. * Шляхта, шляхтичи – польские дворяне.

конец XVI века - на Украине вспыхивают восстания. Главная сила в них - украинские казаки*. * Казаки – вольные люди, жившие в степи и не подчинявшиеся государству и его закону.

Казаки жили по южным границам Московского государства, на реках Дон и Яик селились на южных границах Польши, на реке Днепр

Центр днепровского казачества – Запорожская Сечь* * Называлась она так, потому что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). с воеобразная «казацкая республика»

Жизнь «казацкой республики» казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов; н е признавали распоряжений польского короля; с амостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции; женщин в Сечь не пускали.

Время действия повести - XV век. С обытия, описанные в повести, должны были происходить или в конце 16 или в первой половине 17 века. Гоголь намеренно выбирает другой временной отрезок, так как у него не было цели изобразить подлинные исторические факты или реальные исторические лица.

Идея произведения Показать истинных защитников христианской веры и православной церкви, отважных борцов за национальную независимость. Во второй редакции повести писатель подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народа.


Серая и невыразительная действительность жизни на Украине в первой половине XIX века совсем не вдохновляла воображение великого таланта, бурлившего в душе Николая Васильевича Гоголя. Писателя, украинца в душе, больше интересовало прошлое. Его полностью охватили времена, когда Украина жила бурной, наполненной историческими событиями, жизнью. Это были часы зарождения вольного украинского казачества, когда жизнь каждого казака без остатка была переполнена борьбой за свободу, отечество и веру христову.

Так возникла идея написания небольшого, но емкого эпического произведения из жизни украинского казачества конца XV века. Гоголь пишет яркую историческое повествование «Тарас Бульба». Вся суть художественных образов и действующих лиц, выведенных на страницах произведения - это настоящие, почти былинные казаки-герои, возвышающие душу читателя.

Гоголь - исследователь украинской древности

Будучи художником и поэтом, Гоголь, как никто, сумел воодушевиться песнопениями и сказаниями народа Украины. Именно такая среда повлияла на формирование духа украинского казачества. С другой стороны, Гоголя сполна можно назвать историком-исследователем украинской «давныны». И это занятие для него было очень органичным. Еще юношеские исторические опыты писателя Гоголя показывают, насколько глубоко и проникновенно его интересовали почти мистические образы того же пана Данилы в повести «Страшная месть» или пана Чуба в сказочной повести «Ночь перед Рождеством».

Будучи образованным человеком своего времени, Гоголь добросовестно изучил все первоисточники, повествовавшие о великом прошлом. А это были и труды ученых, и народные произведения, и записи современников. Но, в первую очередь, его интересовала Запорожская Сечь. Вот так источник для исторического, героического и художественного осмысления прошлого своей родины. Гоголь, романтик по душе, не мог пройти мимо такой глубокой исторической темы.

Идея написания повести

По словам самого Гоголя, замысел написания «Тараса Бульбы» возник в одночасье. Незадолго до этого Николай Васильевич закончил писать «Вечера на хуторе близ Диканьки» - программное этническое произведение о жизни простых людей милой ему Украины. После этого он берется за написание исторического цикла под названием «Миргород». Часть первая этой эпопеи как раз и состояла из двух повествований - «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики». Их напечатали в 1835 году. Такая вот историческая основа повести «Тарас Бульба».

Главным героем задуманной повести становится пожилой уже казак, отец двух прекрасных сыновей, полковник войска запорожского - Тарас Бульба. Именно в нем автор олицетворяет лучшие качества запорожского казака конца XV века. Сама же повесть по жанру, без сомнения, историческое произведение. В ней присутствует широкая многоплановость как бытовых, так и батальных сцен с описанием огромного количества действующих лиц.

Сюжет повести

Историческая основа повести «Тарас Бульба» подтверждается и самим сюжетом этого литературного шедевра. Повествование начинается весело и красиво. В дом к родителям приезжают два бывших бурсака. Отец бурсаков, бывалый казак Тарас Бульба, с ходу устраивает уже взрослым сыновьям испытание, проверяя их поведение в бою. Будучи настоящим казаком, отец стремится, чтобы и сыновья переняли от него храбрость и воинственность. Поэтому сразу по приезду сыновей они все вместе отправляются в Запорожскую Сечь, несмотря на запреты матери.

Читая-перечитывая сцены перемещения Тараса Бульбы и его сыновей до Сечи, понимаешь, что Гоголь просто отдыхал душой, когда писал это произведение. Какое колоритное описание степи, природы, жизни, быта и настроения казацкого товарищества! Размах творческой жилки Гоголя в этой небольшой по объему повести грандиозный. В образах действующих лиц повести автор сумел воплотить весь эпохальный момент войны и истории всего народа Украины.

Осада крепости

Историческая основа повести «Тарас Бульба» достаточно точно раскрывается в эпизодах, где описана осада крепости Дубно. Именно в этих сюжетах проверяется историческая особенность «Тараса Бульбы» и главных действующих лиц повести. Поначалу Тарас Бульба вместе со своими сыновьями сражаются отважно. Отпрыски ведут себя очень смело, но уже на подходе главное испытание их характеров. Славный казак Тарас гордится своими сыновьями. Да и сам он верен своему главному предназначению защитника родной земли и веры православной.

Образ Тараса Бульбы

Тарас Бульба в истории запорожского казачества очень органичен. Он наделен конкретными историческими чертами и полностью соответствует сути героя эпохи Гетманщины в Украине. Исторические события в повести «Тарас Бульба» раскрывают все особенности характера этого необыкновенного казака. В постоянной и напряженной борьбе и в поступках Бульбы, как в зеркале, отражаются времена славного былого Украины.

Казацкий полковник Тарас Бульба. Исторические личности, подобные ему, вышли на авансцену в то время, когда на всей территории Приднепровья шли ожесточенные освободительные войны. Это было грандиозное время, когда борьбу с ненасытными ляхами и неудержимыми монголо-татарами вело одно украинское казачество - главная военная и духовная сила Гетманщины.

Образ запорожского казачества

Художественной доминантой повести является романтизированный Гоголем образ жизни запорожского казачества. С этой точки зрения как бы ставится под сомнение сама историческая основа повести «Тарас Бульба». Но это далеко не так. Историческое проникновение в сюжет повести приводит к осознанию того, что Гоголь в данном случае выступает как слагатель новой оригинальной былины о неповторимых характерах и славных подвигах наших далеких предков-казаков.

Духовная основа образа Тараса Бульбы величественна, прежде всего, своей глубокой и осознанной жертвенностью. Тарасу по судьбе выпадает пронести четвертную жертву за честь своего казацкого рода, которая в своей масштабности перетекает в жертву за нацию и веру. Сюжетная суть этой жертвенности очень жестокая: отец собственной рукой убивает сына Андрея, совершившего предательство. Тот же отец принимает геройскую смерть другого сына-богатыря Остапа, а затем и смерть дорогой жены и матери его сыновей. На наших глазах отец, муж и воин Тарас превращается в тот дух, который всей своей силой противостоит врагам родной земли и веры.

Исторические личности

Гоголь не ставил перед собой цель описать конкретные исторические личности в повести. Он был увлечен не ними, а общим образом героев освободительного движения Украины в конце XV века. Историческую основу повести Тарас Бульба» автор подчеркивает в главе двенадцать: «молодой, но сильный духом гетьман Остраница предводил всею несметною козацкою силою».

Именно в строках повествования «Тараса Бульбы» отражено мощное и безудержное стремление народа Украины отстоять свою независимость и волю. Через исторические века Николай Васильевич Гоголь обращается ко всем братьям-славянам со страниц своей бессмертной повести.

Тарас Бульба - истинный патриот своей земли

Настоящий дух патриотизма пронизывает всю повесть, подчеркивая драматические события. Тарас Бульба - герой, которому не свойственны колебания. Он - воин-патриот и считает своим высшим долгом служение отчизне. Он мужественный и бесстрашный защитник своей земли и веры. Даже последние мгновения жизни Тараса переполнены истинной любовью к своим собратьям по борьбе и вере.

Главная особенность художественного произведения на историческую тему - в том, что автор органично сочетает в нем рассказ о событиях, имевших место на самом деле, с и авторским вымыслом. Несколько необычна в этой связи повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: исторические события в ней не конкретизированы, более того, при чтении порой довольно трудно бывает определить, в какое время разворачиваются действия - в 15, 16 или 17 веке. К тому же ни один из героев не является историческим лицом, включая самого Тараса. Несмотря на это, с момента появления произведения его причисляют к эпическим повестям, иногда называют романом. В чем же сила и масштабность «Тараса Бульбы»?

История создания повести

Обращение писателя к теме казачества не было случайным. Уроженец Полтавской губернии, он с детства был наслышан о героическом подвиге народа во время борьбы с многочисленными внешними захватчиками. Позже, когда Гоголь уже стал писать, особый интерес у него вызывали такие отважные и преданные родине люди, как Тарас Бульба. В Сечи их было немало. Нередко казаками становились бывшие крепостные крестьяне - они обрели здесь дом и товарищей.

Н.В. Гоголь изучил немало источников, посвященных этому вопросу, в том числе рукописи украинских летописей, исторические исследования Боплана и Мышецкого. Не удовлетворившись прочитанным (по его мнению, в них содержались скупые сведения, которых было недостаточно, чтобы понять душу народа), Гоголь обратился к фольклору. и думы, посвященные рассказывали об особенностях характеров, нравов и быта казаков. Они дали писателю великолепный «живой» материал, который стал прекрасным дополнением к научным источникам, а какие-то сюжетные линии в переработанном виде вошли в повесть.

Историческая основа повести

«Тарас Бульба» - книга о вольных людях, населявших в 16-17 веках территорию Приднепровья. Центром их была Запорожская Сечь - ее название связано с тем, что она укреплялась со всех сторон оградой из поваленных деревьев - засеками. В ней существовал свой уклад жизни и управления. Подвергавшиеся частым нападениям со стороны поляков, турок, литовцев казаки имели очень сильное, хорошо обученное войско. Большую часть времени проводили они в сражениях и военных походах, а добытые трофеи становились главным средством к существованию. Не случайно и светлицы в доме, где жила в одиночестве его жена, включает многочисленные приметы походной жизни хозяина.

1596 год стал роковым для украинского народа, бывшего в то время под властью литовцев и поляков. приняла унию об объединении под властью Папы Римского двух христианских религий: православной и католической. Принятое решение еще больше осложнило непростые отношения между поляками и казачеством, вылившиеся в открытые военные противостояния. Этому периоду и посвятил Гоголь свою повесть.

Изображение Запорожской Сечи

Главной школой для воспитания стойких, мужественных воинов стал особый уклад жизни и управления, а учителями - опытные казаки, не раз показывавшие свою доблесть в бою. Одним из них был полковник Тарас Бульба. Биография его - это рассказ о становлении настоящего патриота, для которого превыше всего оказываются интересы и свобода отечества.

Напоминала большую республику, основанную на принципах гуманизма и равноправия. Кошевой выбирался всеобщим решением, обычно из числа самых достойных. В ходе боя казаки должны были безоговорочно ему подчиняться, но в мирное время именно в его обязанности входила забота о запорожцах.

В Сечи все было устроено для обеспечения быта и военных походов ее жителей: работали всевозможные мастерские и кузницы, разводили скот. Все это увидят Остап и Андрий, когда их привезет сюда Тарас Бульба.

История недолгого существования Запорожской республики показала новый способ организации жизни людей, основанный на братстве, единстве и вольности, а не на притеснении слабых сильными.

Главная школа для казака - боевое братство

О том, как происходило становление молодых воинов, можно судить на примере сыновей Тараса, Остапа и Андрия. Они окончили обучение в бурсе, после чего их путь лежал в Запорожье. Отец встречает сыновей после долгой разлуки не объятиями и поцелуями, а испытанием на кулаках их силы и сноровки.

Жизнь Тараса Бульбы была неприхотливой, о чем свидетельствует застолье в честь приезда сыновей («тащи … всего барана, козу… да горелки побольше» - с такими словами обращается старый казак к жене) и сон на просторе, под открытым небом.

Даже дня не пробыли Остап и Андрий дома, как отправились уже в Сечь, где их ждало лучшее в мире товарищество и славные подвиги за родину и религию. Их отец был убежден, что настоящей школой для них может стать только участие в боевых сражениях.

Запорожцы

Подъезжая к Сечи, Тарас и его сыновья увидели живописно спящего посреди дороги казака. Он раскинулся, подобно льву, и вызывал всеобщее восхищение. Широкие, как море, шаровары, гордо закинутый чуб (его непременно оставляли на бритой голове), хороший конь - так выглядел настоящий запорожец. Не случайно главный герой повести обращается к сыновьям с призывом сразу же сменить их «бесовскую» одежду (в ней они приехали из бурсы) на другую, достойную казака. И они действительно сразу преобразились в сафьянных сапогах, широких шароварах, алых казакинах и бараньих шапках. Образ дополнили турецкий пистолет и острейшая сабля. Восхищение и гордость вызывали восседавшие на славных жеребцах молодцы у отца.

Историческая основа повести «Тарас Бульба» обязывала автора отнестись к казакам беспристрастно. При всем уважении к ним и их доблести, Гоголь правдиво говорит и том, что порой их поведение вызывало осуждение и непонимание. Это относилось к разгульной и пьяной жизни, которую они вели в перерывах между битвами, излишней жестокости (за убийство преступника закапывали в могилу вместе с жертвой живьем) и низкому культурному уровню.

Сила товарищества

Главным достоинством казаков было то, что в момент опасности они могли быстро мобилизоваться и выступить единым войском против врага. Их самоотверженность, партиотизм, мужество и преданность общему делу не имели границ. В повести это не раз доказали сам Тарас Бульба. Биография других видных воинов, среди которых опытные Товкач, Кукубенко, Павел Губенко, Мосий Шило и молодой Остап, также это подчеркивает.

Хорошо о единстве и главном назначении казаков сказал в своей речи накануне решающего сражения Бульба: «Нет уз святее товарищества!» Его речь является выражением большой мудрости и святой веры в то, что он и его собратья защищают правое дело. В трудный момент слова Тараса подбадривают казаков, напоминают об их святом долге защищать своих товарищей, всегда помнить о вере православной и преданности родине. Самым страшным для казака было предательство: это не прощалось никому. Тарас убивает собственного сына, узнав, что из-за любви к прекрасной полячке он предпочел личные интересы общественным. Так узы братства оказались важнее, чем кровные. О том, что этот факт соответствовал действительности, свидетельствует историческая основа повести.

Тарас Бульба - лучший представитель казачества

Полковник с суровым характером, прошедший славный боевой путь. Славный атаман и товарищ, который мог поддержать ободряющим словом и дать хороший совет в трудную минуту. Обладал жгучей ненавистью к врагу, посягнувшему на веру православную, и не жалел собственной жизни ради спасения родины и своих собратьев по оружию. Привыкший к вольной жизни, довольствовался чистым полем и был абсолютно неприхотлив в быту. Таким изображает Гоголь главного героя. Всю жизнь он провел в битвах и всегда оказывался в самом опасном месте. Оружие, курительная трубка и славный конь Тараса Бульбы составляли его главное богатство. При этом он мог пошутить и побалагурить, был доволен жизнью.

Разочаровавшийся в младшем сыне герой испытал великую гордость за Остапа. Рискуя жизнью, Бульба пришел к месту казни, чтобы в последний раз повидать его. А когда Остап, стойко переносивший смертельные муки, в последнюю минуту позвал его, он одним словом, заставившим вздрогнуть всю площадь, выразил свою гордость, одобрение и поддержку не только сыну, но товарищу по духу, соратнику. До конца жизни будет горевать Тарас по своему сыну и мстить за его смерть. Пережитое добавит ему жестокости и ненависти к врагу, но не сломит его воли и силы духа.

В повести отсутствует привычное для героя описание Тараса Бульбы, так как это не столь важно. Главное, что он обладает такими качествами, благодаря которым можно было выстоять в то жестокое время.

Гиперболизация Тараса в сцене казни

Характеристику героя дополняет описание его смерти, в большой мере нелепой. Герой попадает в плен, так как наклоняется, чтобы подобрать упавшую трубку - даже ее он не хочет отдать проклятому врагу. Здесь Тарас напоминает народного богатыря: десятка три человек с трудом смогли его одолеть.

В последней сцене автор описывает не боль от огня, которую испытывал герой, а его тревогу за судьбу уплывающих по реке собратьев. В момент смерти он ведет себя достойно, оставаясь верным главным принципам товарищества. Главное, он был уверен в том, что прожил жизнь не напрасно. Именно таким и был настоящий казак.

Значимость произведения сегодня

Историческая основа повести «Тарас Бульба» - это освободительная борьба народа с захватчиками, посягнувшими на его страну и веру. Благодаря таким сильным духом людям, как Тарас Бульба, его сын и товарищи, удавалось не раз отстоять независимость и свободу.

Произведение Н.В.Гоголя и его герои для многих стали образцом мужественности и патриотизма, поэтому оно никогда не утратит своей актуальности и значимости.

Доклад 7 класс.

Литературный критик А.И. Герцен говорил: «...Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных веселости, изящест­ва, живости и любви. Повесть «Тарас Бульба» входит в гого­левский сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую возможность народного героиз­ма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литератур­ный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Буль­ба» близок к фольклорному: создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал докумен- тально-исторические материалы (летописи, мемуары, иссле­дования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует все же от­дать фольклорным источникам.

В центре внимания писателя эпоха национально- освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных.

Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Ук­раине. В те далекие времена Украина была захвачена поль­скими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жи­тели Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Тарас Бульба «был соз­дан для бранной тревоги». У него был очень тяжелый харак­тер. Об этом свидетельствовало все: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса было два взрос­лых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим друзьям. На следующий день отвез Тарас своих сыновей в Сечь.

Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ре­месла, которого бы не знал козак: накурить вина, снарядить те­легу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропало, - все это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукра­шивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суро­вости и фубости войны. Историзм мышления Гоголя, сказав­шийся в отмеченном Белинским умении художника сжато, в рамках небольшой по размеру повести выразить содержание целой эпохи, проявляется и в том, что автор «Тараса Бульбы» стремится объяснить все стороны изображаемой им эпохи ею самою, ее особенностями и условиями. Тут сказывается га вы­сокая объективность художника-историка, только при наличии которой он и имеет право на свое, субъективное отношение к людям и событиям излюбленной им эпохи. Гоголь рисует все величие и героику народной освободительной войны и цели­ком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский оха- растеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «ис­черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный об­раз: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...». Гоголь взял историю украинского на­рода в момент ее высокого подъема, в такую минуту, когда, по­добно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни чело­века, проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

Повесть проникнута высокой поэзией нерасторжимого братства русского и украинского народов. Сам главный герой представляет собою живое воплощение этого братства. Явля­ясь эпическим образом широкого обобщающего историческо­го значения, Тарас Бульба вбирает в себя многие лучшие чер­ты исторических деятелей национально-освободительных движений разных периодов украинской истории- доблест­ных воинов, умных политиков, страстных патриотов, ведших украинский народ по единственно возможному для него пути спасения своей национальности: по пути неразрывного союза с Россией и русским народом. Только в этом союзе украин­ский народ и мог надеяться на сохранение национальной са­мобытности. Речь Богдана Хмельницкого, обращенная к каза­кам, дала материал Гоголю для речи Тараса Бульбы, которую тот произносит перед боем. Перед Украиной стояла тогда ис­торическая дилемма - либо быть покоренной шляхетской Польшей и султанской Турцией, либо перейти под власть Рос­сии. Польша была в государственном отношении феодально отсталой, королевская власть не смогла преодолеть разброд, преобладали центробежные силы. Польская шляхта являлась жестоким врагом украинского народа. Московское государст­во достигло к тому времени централизации. Исторический пафос «Тараса Бульбы» заключается в утверждении союза Украины с Москвой как единственного пути, возможного для украинского народа. Патриотизм Тараса, любовь его к Украи­не неотделимы от его сознания братства с народом русским, великим заступником украинского народа.

Сам народ Украины, крестьянин, угнетаемый барами, тер­пящий двойной гнет - от польских и «своих» панов, возму­щенный низким предательством верхушки отечественной шляхты, шедшей на «полонизацию», подобострастничавшей перед польскими магнатами в угоду своекорыстным классовым интересам, - сам народ Украины всей душой стремился к сою­зу с русским народом. И Тарас Бульба выражает это народное стремление. Запорожское казачество славно сражалось и за не­зависимость и честь украинского народа, и за целостность и мо­гущество русского государства. Это усиливает мотив братства русского и украинского народов в «Тарасе Бульбе». Характер борющегося народа - главное, что влечет автора. Историче­ское действие, совершаемое народом, основательно, глубоко, и характеры людей, участвующих в этом историческом действии, глубоки и основательны. «...Стой, стой!..» прервал кошевой, дотоле стоявший, углубивши глаза в землю, как и все запорож­цы, которые в важных делах никогда не отдавались первому порыву, но молчали и между тем в тишине совокупляли гроз­ную силу негодования............... Тут уже не было волнений легко­мысленного народа: волновались все характеры тяжелые и крепкие, которые не скоро накалялись, но, накалившись, упор­но и долго хранили в себе внутренний жар...».

Вопросы по докладу:

1) Какие исторические события легли в основу повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»?

2) Являются ли главные герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» лицами историческими или это вымышленные персо­нажи? Что важно для писателя?

3) Как в повести «Тарас Бульба» изображен народ?

4) Почему повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» надо счи­тать исторической?