Смысл названия комедии грибоедова горе от ума. Смысл названия комедии недоросль фонвизина сочинение


Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной, блистательной комедии «Горе от ума».

Человек с прекрасным образованием и гениальным складом ума, Грибоедов посвятил свою жизнь служению родине, полагая: «Чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству». Близкое знакомство с декабристами и разделение их идей и ненависти по отношению к самодержавно-крепостническому строю многое дали поэту. Однако в революционный способ изменения российской действительности и в счастливый исход декабристского заговора он не верил. Раннее малоизвестное творчество Грибоедова тесно было связано с драматургией. Писатель соавторствовал с П. А. Катениным («Студент»), А. А. Шаховским и Б. М. Хмельницким («Своя семья, или замужняя невеста»), Жандром («Притворная неверность», блистательный перевод комедии Г. Барта). Первое самостоятельное произведением» писателя - комедия «Молодые супруги» - вольное переложение известного сюжета французского драматурга К. де Лессера.

Основная тема произведения - изображение действительности в таком виде, как она есть: развратность нравов и жизненных устоев загнивающего дворянства и печальное во многом несправедливое положение передового человека, оказавшегося в подобном окружении. Проблемы, которые ставит в произведении автор, действительно серьезны. Они касаются положения русского народа, принципов воспитания и образования, изживших себя и устаревших, самодержавия и самобытности России. Многие их них были подняты и ранее в произведениях других авторов этого времени, но большинство из них так и не получили своего логического разрешения.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом

был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В «Горе от ума» этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что «умное действующее лицо» в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только «пылкий, благородный и добрый малый, "проведший несколько времени с очень умным человеком {именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями» Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком? Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в «Мизантропе» Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдин в «Недоросле» Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а «речь его кипит умом, остроумием», как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему «Мильон терзаний». Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. «Горе от ума» - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.

Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов:

«Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме»; Софья: «Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко» и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. «Комедия дает Чацкому только « Мильон терзаний» и оставляет, по- видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы». Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее («чувствителен, и весел, и остер», как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него «ум с сердцем не в ладу»; описывая Молчалина, он снова разграничивает эти понятия: «Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?..» Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!», т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. «Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». «Горе от ума» Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством («У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен»), как говорит И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний», он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Название пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» содержит в себе необычайно важный вопрос: а что такое ум для самого Грибоедова. Ответа прямого на этот вопрос писатель не дает, и уже в этом обнаруживается переосмысление традиций классицизма. Назвав «умным» Чацкого, А. Грибоедов перевернул все с ног на голову, осмеяв старое понимание такого качества в человеке, как ум. А. Грибоедов показал человека, полного просветительского пафоса, постоянно наталкивающегося на нежелание понимать его, что проистекало именно из-за традиционного понятия «благоразумия», которое в «Горе от

ума» связывается с определенной социальной и политической программой. Комедия А. Грибоедова, начиная с названия, обращена отнюдь не к Фамусовым, а к Чацким - смешным и одиноким («один умный человек на 25 глупцов»), резонерством стремящихся изменить неподвластный быстрым изменениям мир. А. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и привнес в текст новые, непривычные для комедии классицизма проблемы. Однако хотя его метод близок к реалистическому, но писатель все же не достигает реализма во всей его полноте при показе характеров, быта, социальной среды и всех глубинных проблем, сокрытых в обществе того времени.

Яркий, образный, афористичный язык комедии по-прежнему делает произведение интересным для современного читателя. Нет такого произведения ни в русской, ни в зарубежной литературе, которое бы искрилось таким обилием крылатых слов и выражений. А. С. Пушкин говорил о мастерстве Грибоедова так: «О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу». Крылатые фразы не только украсили текст произведения, органично вплетаясь в него и из него же вытекая, но и стали богатством языка русского, пошли «в народ».

Злободневность комедии по-прежнему неоспорима. Молчалины блаженствуют на свете. Типичные люди встречаются и сейчас только в масках приличия, с поведением, делающим их менее заметными в толпе, и с новым «лоском», на который падки современные же Софьи.

Каждый персонаж комедии стал нарицательным. О существовании подобных образов в реальной жизни, к сожалению, не приходится сомневаться. Взять хотя бы Репетилова - бесполезнейший, ненужнейший для общества человек, который, однако, принят в него благодаря своим блестящим способностям - умению «прилепиться» к более умному человеку и питаться его мыслями и идеями, извращая их и присуждая себе их авторство. Недаром в его уста вложена фраза, ставшая крылатой:

«Да, умный человек не может быть не плутом».

«Горе от ума» явилось величайшим произведением подобного толка для своих современников. До сих пор его образы живы, герои и темы существуют бок о бок с реальностью. Порой страшно становится заглядывать в будущее

- проходят века, сменяются поколения, но грибоедовская комедия продолжает оставаться, ведь мысль человеческая и человеческие суждения во многом консервативны. А судьи кто? Бессменные Фамусовы и Молчалины. Чацкие? Их предостаточно, но они занимают все то же место, что и несколько столетий назад. Они могут критиковать, вполне верно и обоснованно, могут ругать закостенелые и обветшалые, но без того не менее пошлые общественные условия. Но дальше критики дело обычно не продвигается, и выход остается только один: подобно главному персонажу комедии бежать.

Вон из Москвы!

Сюда Я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь,

Пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок».

Вневременное произведение Грибоедова останется таковым не только в силу его особенной остроты и актуальности, но и благодаря блестящему образному ряду, прекрасно налагаемому на современное общество:

Ну бал! Ну Фамусов!

Умел гостей назвать!

Какие-то уроды с того света,

И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Комедией Грибоедова «Горе от ума» восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки. И с не меньшей энергией - бранили и ругали.

А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он - главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе?

В январе 1825 года, отвечая на критику Павла Александровича Катенина, Грибоедов писал ему: «Ты находишь главную погрешность в плане: мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению- девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас грешных был обыкновенен, нет! И в моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека)- и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
Так смотрел на своего героя Грибоедов. А вот Александр Сергеевич Пушкин, гениальный поэт и гениальный читатель, ситуацию оценил иначе. В январе того же 1825 года он поделился с князем Петром Андреевичем Вяземским: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен». В другом письме, к Александру Александровичу Бестужеву, уточнил: «А знаешь ли, кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским девушкам? Мол-чалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловым и тому подобным».

Более резко высказался рассердившийся на Грибоедова за его комедию «Московский старожил» Михаил Александрович Дмитриев: «Господин Грибоедов хотел представить умного и образованного человека. Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову. Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее. Чацкий, который должен быть

умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным» С Дмитриевым не согласился Орест Михайлович Сомов, ибо считал, что Грибоедов «представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но не совсем свободного от слабостей: в нем их две - заносчивость и нетерпеливость». Белинский разругал и Грибоедова, и его героя - Чацкого: «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами значит быть глубоким человеком? Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади». Глубоко оценил эту комедию кто-то (здесь должно сказать о совпадении взглядов Белинского и Михаила Дмитриева), сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья. Мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком глубокое противоречие человека с обществом, и вышло Бог знает что?» Позже взгляды Белинского стали меняться - «от порицания к восхищению».

С восхищением или, точнее, с явной симпатией писал о Чацком Аполлон Александрович Григорьев. Он впервые в русской литературе сблизил героя комедии с декабристами. Декабристом считал Чацкого и Федор Михайлович Достоевский, правда, в отличие от Герцена, выводы из этого делал другие: «Чацкий - декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же», - отметил Достоевский, размышляя об оторванности Чацкого от основ русской жизни.

Трудно сказать, в какой мере соответствуют взглядам Достоевского слова героя «Весов» Шатова, но в подготовительных материалах к роману в его уста вложена оценка в своем роде единственная: «Чацкий не понимал, как ограниченный дурак, до какой степени он сам глуп». Эти суждения долгое время хранились в бумагах Достоевского и, естественно, долгое время не были известны. Грибоедов создал нетрадиционную для своего времени комедию. Он обогатил и психологически переосмыслил характеры героев и традиционные для комедии классицизма проблемы, его метод близок к реалистическому, но все же не достигает реализма во всей его полноте.

Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно - категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как "Горе уму", восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. Конфликт между умником и глупцом был важен и актуален для предшествовавших А. С. Грибоедову комедиографов, принадлежавших к школе классицизма (например, он присутствует в комедиях Мольера, Бомарше). В "Горе от ума" этот конфликт выглядит иначе, здесь он переосмыслен. Современники не могли не почувствовать этого, поэтому возникло несколько мнений, например И. А. Гончарова и А. С. Пушкина, о Чацком и о том, кто же по замыслу Грибоедова является носителем ума в комедии. Гончаров в статье "Мильон терзаний" писал: "Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме <...> Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен". Пушкин же действительно говорил в письме Бестужеву о том, что "умное действующее лицо" в комедии - Грибоедов, а Чацкий - это только "пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями". Итак, что же такое ум в комедии Грибоедова и кто является в ней умным человеком?Ум теоретически является добродетелью. Для комедиографов раннего периода это качество никогда не являлось недостатком (Филинт, умный человек, - резонер в "Мизантропе" Мольера; положительными героями являются Стародум, Правдив в "Недоросле" Фонвизина и т. д.). Наоборот, высмеивались авторами глупцы (Митрофан у Фонвизина, например). Важно отметить, что именно соблюдение меры во всем считалось умом (поэтому для Мольера умник Альцест не является идеалом, достойным подражания). Умом, как и чувством меры, обладает как раз Молчалин, а не Чацкий. Ум Молчалина служит хозяину и основательно ему помогает, Чацкому же его ум (а "речь его кипит умом, остроумием", как говорит И. А. Гончаров) только вредит, он сродни безумию для окружающих, именно он приносит ему "мильон терзаний". Угодливый ум Молчалина противопоставляется странному и возвышенному уму Чацкого, но это уже вовсе не противостояние ума и глупости. В пьесе А. С. Грибоедова нет глупцов, ее конфликт строится на противостоянии разных типов ума. "Горе от ума" - комедия, перешагнувшая узкие рамки классицизма.Категория ума имеет отношение к философскому наполнению пьесы, присутствие такого пласта просто невозможно в комедии классицизма, ориентированной на уже заданные абсолютные истины. В своем произведении А. Грибоедов ставит вопрос о том, что же есть ум. Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый толкует об уме (Фамусов: "Скромна, а ничего кроме проказ и ветру на уме"; Софья: "Остер, умен, красноречив, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далёко" и т. д.), но это высказывания разного ряда. У каждого героя свое представление об уме, которое он обосновывает по ходу появления в пьесе, поэтому комедия вовсе не сводится к четкому разграничению представителей высшего света и Чацкого на предмет выявления ума. Эталона ума нет в пьесе А. Грибоедова, поэтому нет в ней и победителя. "Комедия дает Чацкому только "мильон терзаний" и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы". Чацкий отличается от окружающих не тем, что он умнее, а тем, что он человечнее, чувствительнее ("чувствителен, и весел, и остер", как говорит Лиза). Для Чацкого существуют две взаимоисключающие категории: ум и чувство (он говорит Софье, что у него "ум с сердцем не в ладу"; описывая Молчали-на, он снова разграничивает эти понятия: "Пускай в Молчали-не ум бойкий, гений смелый, / Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?.." Чувство на поверку оказывается выше ума светского, изощренного (Чацкий в конце пьесы говорит: "Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, / Где оскорбленному есть чувству уголок!", т. е. он убегает не для того, чтобы защитить свой одинокий ум, а чтобы забыть об оскорблениях, нанесенных его чувству). Любовная драма как бы становится выражением идейного одиночества героя. "Личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме". "Горе от ума" Чацкого состоит в том, что его ум резко отличается от ума, признанного в свете, а чувством ("У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен"), как говорит И. А. Гончаров в статье "Мильон терзаний", он все-таки привязан к тому обществу, где вращается, завися в какой-то мере от мнений света.

Комедия Грибоедова под названием "Горе от ума" - это произведение, которое не нуждается в особых усилиях для того, чтобы его оживить и сделать современным. С одной стороны, его персонажей часто можно встретить в ежедневной жизни, а с другой - и их переживания порой присутствуют в реальности многих читателей.

В чем уникальность произведения "Горе от ума"? Смысл этой комедии не убит временем! И это один из уникальных в своем роде случаев в истории не только русской, но и мировой литературы. Годы не властны над этим творением. За прошедшие две сотни лет несколько поколений, сменявших друг друга, смогли открыть для себя новый смысл комедии "Горе от ума".

Уникальное творение Александра Сергеевича

Уже само название комедии затрагивает те жизненные обстоятельства, которые практически каждому читателю приходится время от времени переживать. Противопоставление ума и глупости очень важно для любого человека. Ведь на каждом этапе своего взросления люди постоянно набираются опыта, становятся мудрее, развиваются. В чем же смысл названия? "Горе от ума" опирается именно на те события, которые происходят с любым человеком в реальности.

Такое противопоставление - одна из важнейших драматических коллизий, которая существует в мировой литературе. И мысль о том, что ум есть опасное свойство человеческого организма, затрагивают многие авторы в своих произведениях. Но только Грибоедов передает смысл произведения "Горе от ума" в комедийной форме.

Театральное искусство во времена Александра Сергеевича

Комедия во времена этого выдающегося писателя представляла довольно важную часть жизни, так как развлечения большинства дворян были сосредоточены вокруг театрального искусства. В Москве на тот момент существовало более двадцати домашних храмов Мельпомены.

Туда не продавали билеты, а приходили только близкие знакомые и родственники. И наряду с балами и праздниками такие домашние спектакли составляли немаловажную часть быта и ежедневной жизни всех образованных людей России.

Сочетание смешного и серьезного - прием, помогающий раскрыть смысл произведения "Горе от ума" совершенно в особенном свете. Во-первых, Александр Сергеевич хотел создать произведение, которое должно было разнообразить досуг и свободное времяпрепровождение людей его общества, а во-вторых, хотел показать, что волновало каждого в отдельности.

Горечь, смешанная с весельем. Смех, наполненный слезами. Именно такое парадоксальное сочетание рождает не только момент прозрения, но и передает смысл комедии "Горе от ума". Происходит это, когда главный герой понимает, что его ум многие окружающие воспринимают как безумие.

Балаганный язык, используемый в книге

Как воспринимали смысл названия - "Горе от ума" - читатели и современники Александра Сергеевича? Чтобы представить это, нужно учитывать исторические факторы и сам стиль написания этого творения.

Во времена написания комедии Грибоедова были очень популярны балаганные или ярмарочные представления, где граница между подмостками театра и зрительным залом, в котором находилась публика, стала условной. И актер, находящийся на сцене, совершал зачастую импровизированные действия.

Именно таким языком уличных постановок и постарался передать смысл произведения "Горе от ума" Александр Сергеевич. За каждым персонажем, находящимся в его творении, читатель мог узнать того человека, которого встречал в жизни. С этим связано несколько догадок и легенд о прототипах героев.

Легенды о создании уникального творения

Существует легенда, что автор начал писать свое произведение после того, как столкнулся с публикой в одном из салонов светского общества. А монологи Чацкого - это, в сущности, его собственные речи, когда он вступил в конфликт с окружающими.

Еще одна версия гласит, что источником является история Чаадаева, объявленного сумасшедшим. И еще множество домыслов имеет право на существование. Все дело в том, что в комедии сюжет построен именно так, что любая проекция на существующую жизнь найдет подтверждение в реальных фактах.

На сцене каждый может узнать, что происходит с ним или его знакомыми в повседневной жизни, и даже провести параллель с некоторыми персонажами. В этом - сила комедии "Горе от ума".

Смысл рассказа о жизни Фамусова - показать типичного представителя дворянства своего времени. Он подчиняется общественному мнению, а не выражает собственную точки зрения.

Чацкий, наоборот, постоянно пытается бороться с окружающими нравами. Многие другие персонажи также зачастую напоминают окружающих людей. Вот эта постоянная возможность перехода из сценических обстоятельств в реальные - неотъемлемое свойство комедии Александра Сергеевича Грибоедова.

История создания комедии

Важен не только смысл названия - "Горе от ума" - но и главная задача произведения, которая состоит в том, чтобы путем смеха выявить причины человеческой глупости. Цель Александра Сергеевича - не изображение характеров, а непосредственное выражение тех чувств, которые несут с собой его сценические персонажи.

Комедия Грибоедова переделывалась бесчисленное количество раз. Совершалось это для того, чтобы произведение мог прочесть один человек, изображая всех персонажи, в лицах. Такая форма пьесы сохранялась вплоть до тысяча восемьсот тридцать третьего года, то есть до момента постановки комедии на театральной сцене.

Содержание "Горе от ума" (краткое). Смысл произведения

Почему так упорно цензура на протяжении нескольких десятилетий боролась с комедией, не допуская ее для постановки не только в императорском театре, но и в качестве домашнего спектакля. Слишком много крамольного и предосудительного в насмешках Чацкого видели редакторы и не допускали творение Александра Сергеевича к печати. Очень легко персонажи судили о том, что происходило на тот момент в стране.

В связи с этим создалась довольно парадоксальная ситуация. Комедия была запрещена к полной печатной публикации цензорами. Поэтому на сегодняшний день насчитывается огромное количество именно рукописных экземпляров.

Практически в каждой дворянской семье находился текст этого произведения, переписанный от руки. Он использовался для домашних постановок или простого чтения. И цензура прекрасно знала о таком положении вещей. Но комедия все равно продолжала находиться под запретом.

На первый взгляд содержание произведения достаточно незатейливо. Все действие происходит в доме Фамусова, где появляется основной персонаж Чацкий, отсутствовавший в городе длительное время. Его визит сразу вызвал массу негативных эмоций, как со стороны его давней подруги Софьи, так и ее отца.

По мере появления новых персонажей комедии, читатель не только видит их разнообразные характеры, но и постоянно слышит острые суждения молодого Чацкого в отношении каждого из гостей жилища Фамусова. Визитеры этого дома стараются превознести хозяина имения и нравы, царящие вокруг.

Юноша же полон современных взглядов и не только пытается отстоять собственную точку зрения, но и достучаться до остальных персонажей комедии. К сожалению, он остается непонятым, и все его суждения воспринимаются обществом Фамусова очень категорично, что и приводит в конце пьесы к грандиозному скандалу.

Главный герой произведения Александра Сергеевича

Для того чтобы понять не только смысл названия - "Горе от ума" - но и всю его сюжетную линию, достаточно обратить внимание на монологи главного персонажа - Чацкого - и оценить их. Именно в них присутствуют те пластические образы, которые хотел передать Александр Сергеевич. Он выражает те чувства и взгляды, какие интересуют его поколение.

Все фразы в комедии Грибоедова построены так, что создают видимость диалога между актером и зрителем. И главный смысл складывается не из того, что говорит персонаж, а как именно он это делает. Это имеет огромное значение для понимания любого драматического сюжета. В любом диалоге или монологе "Горя от ума" можно обнаружить как признаки ума персонажа, так и признаки глупости. И даже то величие ума, которое характерно для мудрецов.

И совершенно очевидно, что Чацкий - не рупор авторской идеи, а самостоятельный герой. А Александр Сергеевич Грибоедов - это человек, который напитал его мыслями и чувствами. Автор и персонаж не являются между собой единством. Поэтому смысл комедии для каждого читателя будет своим, в зависимости от его восприятия окружающей действительности.

Крушение надежд и иллюзий

В чем же заключается смысл финала? "Горе от ума" состоит из неожиданных открытий главных персонажей. Для кого-то это драма в личных отношениях, а для других - крушение собственных иллюзий и идеалов. Например, для Чацкого, попытавшегося вступить в борьбу с окружающим миром, трагичным открытием стал консерватизм общества, которое не собирается принимать новые политические и социальные взгляды персонажа.

И, несмотря на то, что Чацкий был изгнан из этого круга, который не пожелал менять ничего в своем привычном укладе, этот человек своими новаторскими идеями все-таки смог пробить значительную брешь в сознании общества. Но, к сожалению, как и все первопроходцы, был не понят, отвергнут и изгнан.

Самое замечательное произведение, которое создал Александр Грибоедов - "Горе от ума". Смысл этой комедии заключается в том, чтобы обрисовать читателю живые и реальные типы людей с их настоящими проблемами, конфликтами не только личными, но и общественными. Благодаря этому комедия не только стала популярна среди современников автора, но и продолжает оставаться актуальной для многих поколений.

«Горе от ума» - первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой развязки, но и в том, что в ней присутствует одновременно несколько конфликтов: любовный (Чацкий и Софья) и общественный (Чацкий и фамусовское общество).

Название первой редакции комедии было другое - «Горе уму». Тогда смысл комедии был бы совершенно ясен: Чацкий, по-настоящему умный человек, пытается открыть глаза людям на то, как они живут и чем они живут, пытается помочь им, но закостенелое, консервативное фамусовское общество его не понимает, объявляет сумасшедшим, и в конце концов, преданный и отвергнутый, Чацкий бежит от ненавистного ему мира. В этом случае можно было бы сказать, что в основе сюжета комедии лежит романтический конфликт, а сам Чацкий - романтический герой. Смысл названия комедии был бы так же ясен - горе умному человеку.

Но Грибоедов изменил название, и сразу же изменился смысл комедии. Чтобы его понять, нужно изучить проблему ума в произведении. Во-первых, надо понять, насколько умен Чацкий. Пушкин в своем письме к Бестужеву вообще отказывал Чацкому в уме. Он писал, что первым отличительным признаком умного человека является то, что он способен видеть, с кем он разговаривает. Только неумный человек может «метать бисер перед репетиловыми и ему подобными». «Что такое Чацкий? - пишет Пушкин в своем письме к Вяземскому. - Пылкий, благородный добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическим материалом». Если проанализировать поведение Чацкого, то можно заметить, что он совершенно не к месту произносит свои обличительные монологи, он не понимает, что это совершенно никому не интересно. Часто получается так, что он не нуждается в слушателях, например, в конце третьего действия он увлекается своей речью, не замечая, что никто его не слушает («оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием»). Чацкий смеется над всеми, но над собой - никогда, потому что он считает, что по-настоящему умный человек не может выглядеть смешным. Он очень глупо ведет себя с Софьей, никак не может понять, любит ли она его или нет, а если нет, то кого она любит. Чацкий уверен, что умная девушка никогда не сможет полюбить глупого человека, отвергнув умного. Чацкий слепо не замечает, как Софья защищает и даже превозносит Молчалина, считая, что «она его не уважает», «не ставит в грош», «не любит». Чацкий принимает пафос Софьи по отношению к Молчалину за иронию. Он уверен, что ум является ключом к сердцу Софьи. В итоге мы видим, что Чацкий совсем не умный человек. А может быть, Грибоедов понимает слово «ум» шире, не только как интеллектуальные способности, но и как представление о жизни? Все герои комедии по-своему умные люди. И они совершенно по-разному понимают жизнь.

Для Фамусова главное в жизни, к чему он стремится, - тихо и в то же время широко прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, не давая повода для осуждения своих поступков или поступков Софьи светскому обществу. У Молчалина цель жизни - медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он совсем не любит Софью, для него Софья - еще одна возможность для осуществления его замыслов.

Софья мечтает о робком тихом влюбленном. Ее идеал - «муж-мальчик», «муж слуга». У каждого из этих героев свои идеалы, у каждого из них разный ум, и поэтому они не понимают друг друга. В конце концов каждый герой пьесы оказывается несчастным.: Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий несчастны из-за своих неправильных представлений о жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь. Его волнует только один вопрос: «Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!»

Молчалин несчастлив оттого, что все его старания пропали даром. Софья - из-за того, что ее предал любимый человек, что она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.

Но самым несчастным оказывается Чацкий, пылкий вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закостенелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он все-таки не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Все, во что он верил: в свой ум, передовые идеи, - не только не помогло завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него. И именно из-за этих свободолюбивых мыслей фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим. Грибоедов показывает, что причина несчастья Чацкого и других героев в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. А возможно ли это соответствие и реально ли счастье вообще? Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на этот вопрос.

Чацкий симпатичен Грибоедову, он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста, но его взгляды далеки от реальной жизни, они не приводят его к счастью. Может быть, А. С. Грибоедов предчувствовал, предвидел трагический конец и поражение декабристов, веривших в свои передовые идеи, которые, однако, были оторваны от реальной жизни.

Смысл названия комедии «Горе от ума»

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время счастье тоже не всегда выпадает на долю людей умных, мыслящих, а зачастую “везет дуракам”. Замечательный философ Гельвеции писал: “Здравым смыслом почти все называют согласие с тем, что признается глупцами, а человек, который ищет лишь истину и поэтому обычно отклоняется от принятых истин, считается дураком”. В комедии происходит столкновение ума как нравственно-философской категории, ума прагматичного, бытового. Это утверждение можно раскрыть на примере противоборства Чацкого и фамусовского общества, и эту же мысль хорошо проиллюстрирует высказывание Софьи:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет о нем хоть что-нибудь сказал,

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

Вот в чем суть противопоставления: ум - “гений”, который “скор, блестящ”, ум критический, острый, пытливый, “который свет ругает наповал”, - ум “для себя”, ум эгоистичный, способный “семейство осчастливить”. Софья приняла мораль фамусовского общества, согласно которой ценен, почетен второй тип ума: ум Молчалива, Фамусова, Кузьмы Петровича и Максима Петровича, а не ум Чацкого и князя Федора. С точки зрения фамусовского мира критический, скорый, блестящий гений - “чума”. Ум “для семейства” приносит высокие дивиденды: его обладатель умеет “и награжденья брать, и весело пожить”. Удобный, выгодный ум. И по служебной лестнице вверх за чинами - пожалуйста, и выгодные знакомства завести. А что гений? “Ум, алчущий познаний”, стремящийся к вечному совершенствованию и горько страдающий от несовершенства мира, ищущий новые пути и не находящий их, подобно Чацкому, с его высоким умом, стремящимся к высоким нравственным идеалам. Все фамусовское общество, обладающее “умом житейским, бытовым”, стремится к своим идеалам: Максиму Петровичу и Кузьме Петровичу. Фамусов стремится к их стилю жизни, а следовательно, иметь и достаточно высокий чин, и деньги, и материальные блага. Вот что дает “ум житейский”, а что ум “гения”? Горе от такого ума, он странен и страшен обществу. Приехавший после долгой отлучки главный герой Александр Андреевич Чацкий не может понять, почему так изменилась Софья, с которой он рос, которую полюбил и к которой так стремился. Он не видит, что Софья полюбила другого. Такая “слепота” может быть неправильно истолкована, между тем Чацкий не слеп и не глуп. Он “не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен... Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум играл страдательную роль...” Судьба такого человека, как Чацкий, не может быть не трагичной в фамусовском мире. Общество отвергает такого гения, ощущая его чуждым. Софья не случайно пускает слух о “безумстве Чацкого”: человек, обладающий умом “гения”, опасен в обществе. Чацкого ославили безумцем. Но много ли в этом клеветы с точки зрения фамусовского общества? По каким законам оно живет? По законам “Табели о рангах”, “Максима Петровича и Кузьмы Петровича”, по законам “Фамусова и Марьи Алексевны”, жизнь фамусовского общества - это жизнь, в которой все происходит по законам, установленным раз и навсегда еще дедами и прадедами:

Спросили бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя.

Вот основная заповедь существования высшего света. Это общество, где морально то, что выгодно. Вот идеалы “московских всех мужей”. Идеалы их грубо материальные, прагматические - все для себя, все ради себя: “сто человек к услугам, весь в орденах, век при дворе”. Не человек важен, а степень его нужности, способности услужить. Вот почему с легкостью был принят в фамусовское общество Молчалин - “тверской парень”. Тот самый Молчалин, который уразумел все правила фамусовского круга и не стал “врагом исканий”. Он не стал затуманивать себе голову “науками и искусствами творческими, высокими и прекрасными”. По этой же причине картежник, вор, доносчик Загорецкий хоть и обруган, но везде принят: ведь “мастер услужить”. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. Свет просто не может считать Чацкого здравомыслящим человеком, ведь это значило бы, что его убеждения разумны и вполне нормальны. Чацкий для московского общества - либо преступник, либо сумасшедший. И самому свету много удобнее видеть в нем безумца: ведь тогда все обличения Чацкого - лишь плод больного воображения. “Умный человек, - замечал Гельвеции, - часто слывет сумасшедшим у того, кто его слушает, ибо тот, кто слушает, имеет перед собой альтернативу считать или себя глупцом, или умного человека сумасшедшим, гораздо проще решиться на последнее”. В комедии используется прием “кривого зеркала”: тем, кто смотрит не прямо на собеседника, а на его отражение в кривом зеркале, друг друга не понять. Чацкий-сумасшедший обществу не страшен - вот что главное, вот почему клевета Софьи попала в цель, ей так быстро, так искренне и легко поверил свет. Два мира столкнулись. Чацкий противостоит целой толпе врагов. Конечно, где-то есть подобные ему, он и говорит от имени “молодых людей”, да и противники Чацкого вспоминают то о двоюродном брате Скалозуба, который “набрался каких-то новых правил”, то о племяннике Тугоуховской, который “чинов не хочет знать”. Но в настоящий момент он одинок, ранен холодностью любимой девушки. И с того момента звуконепроницаемая стена встает между Чацким и окружающими.

Образованность Чацкого, его высокий интеллект задевают другие персонажи комедии. Эти люди считают себя далеко не глупыми, принимая хитрость и ловкость за подлинный ум.

Скалозуб, например, с его убогим умом знает “многие каналы”, чтобы добыть чины. “Об них (о чинах) как истинный философ я сужу”, - с гордостью заявляет он. Фамусов, хотя и “черпает свои суждения из забытых газет”, все же дал дочери образование, брал учителей, чтобы не прослыть недалеким ретроградом. Но делал он все это для того, чтобы удачно выдать Софью замуж, хотя на словах он уже готов признать ум за реальную ценность. Наталья Дмитриевна Горич радуется удачному замужеству, ее муж подходит ей “по нраву, по уму”, но хитрее и ловчее всех тихий и кроткий Молчалин, который выработал для себя целую систему взглядов на жизнь. У него своя философия, но мысли его мелки, ум меркантилен.

Человек, обладающий глубоким умом, как правило, бесхитростный, прямодушный. Чацкому немного хитрости не повредило бы. Но в наших глазах он бы при этом проигрывал. Нам импонирует Чацкий с его дерзким умом, его веселостью и остротами.

Таким образом, в самом названии комедии Грибоедова “Горе от ума” заложена многозначительность толкования. Драматург ставит перед современниками и будущим поколением загадку. Многие умные люди “ломали голову” над смыслом названия пьесы. В самом деле, разве возможно горе от ума? Чем больше ума, тем лучше. Тем счастливее должен быть носитель ума и общество, в котором он живет. В нашем случае герой испытывает горечь разочарования и “мильон терзаний”, а общество радуется скорому отъезду Чацкого из Москвы. Чацкому горе от его ума потому, что общество его не поняло, не признало и сочло опасным его ум, порождающий новые идеи, неприемлемые светом, как ненужные, неудобные, непрактичные и даже опасные для данного общества. Большому уму нужно большое понимание и признание. И тогда будет счастье от ума и спокойствие, а не страдания или, словами Гончарова, терзания. Чацкий несчастлив, потому что не понят.