Системный взгляд на современный кинематограф. Кинематография


Нам пишут

КУДЕЛИНА Елена Альбертовна - кандидат исторических наук, Институт Латинской Америки РАН(115035, Россия, г. Москва, ул. Б. Ордынка, 21; [email protected])

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

Аннотация. В статье рассматривается тема социальной значимости и ответственности кинематографа как мощного канала коммуникации и воздействия на зрителей. На примере работы 39-го Московского международного кинофестиваля 2017 г. и показа в рамках этого фестиваля программы кино виртуальной реальности анализируются новые тенденции в современном кинематографе. Ключевые слова: кинематограф, средства массовой коммуникации, киноискусство, социальная ответственность, Московский международный кинофестиваль, кино виртуальной реальности

Конец XIX в. ознаменовался появлением таких великих научно-технических открытий в мире, как телефон, радио и кино. Это вызвало создание новых национальных и международных средств массовой коммуникации, которые кардинальным образом изменили всю систему социального общения и взаимодействия в обществе [Милов и др. 2006: 226].

Кино оказалось более эффективным и привлекательным средством распространения информации по сравнению с радио, т.к. добавило к сообщениям, воспринимаемым на слух, визуальные образы, помогающие воспринимать передаваемую информацию наглядно и эмоционально.

Исключительный характер кинематографа заключается в том, что по сути он является абсолютно самодостаточным. Это и продукт творчества, и средство его презентации и передачи. Искусство кино представляет собой синтез литературы, изобразительного искусства, театра, музыки и техники. Оно включает языковые, режиссерские, актерские, музыкальные, художественные, пластические элементы и технические средства аудиовизуального общения.

Появление телевидения в 50-е гг. XX в. не ослабило, а наоборот, укрепило позиции кино как мощнейшего инструмента культурного воздействия на аудиторию и стало еще одним техническим каналом и средством его популяризации.

Сегодня социальная значимость кинематографа как мощного канала коммуникации неоспорима. Киноискусство стало важнейшим средством социального и политического влияния. Обладая сложной структурой, кинематограф позволяет реализовать все функции средств массовой коммуникации - информирование, воспитание, организацию поведения, развлечение, коммуникацию и при этом является синтетическим видом современного искусства.

Талантливо сделанные кинофильмы всесторонне воздействуют на глубинные пласты сознания зрителя, формируют эстетические пристрастия, а также демонстрируют самые злободневные проблемы современности. Подобные преимущества кино по сравнению с другими средствами массовой информации требуют более пристального внимания к содержанию информации, которую миллионы зрителей получают через киноэкраны. Чем больше аудитория, тем значительнее для общества социальный эффект восприятия ими идейного и нравственного содержания кинофильмов. Этот эффект может быть позитивным только в том случае, если эти кинофильмы несут в себе гуманистические ценности и бесспорные общественные идеалы.

Однако далеко не всегда производители кинофильмов заинтересованы в их пропаганде. В государственном секторе кинопроизводства его продукция нередко используется для определенных политических целей. А в коммерческом

секторе, где основной задачей является получение максимальной прибыли, преобладает стремление уйти от показа сложных социальных проблем и сосредоточиться исключительно на развлекательном содержании. Поэтому очень важно обеспечить разумное сочетание и баланс развлекательной функции с задачами просвещения и нравственного воспитания зрителей.

В тесном взаимодействии со сложными и противоречивыми социальными процессами экранное искусство сыграло решающую роль в демократизации культуры, в формировании ее новых форм, оказывающих значительное влияние на самые широкие слои населения. В течение долгих лет этим благородным целям служит Московский международный кинофестиваль (ММКФ) - один из старейших в мире кино. И сегодня он остается важнейшим социально-культурным явлением кинематографической жизни России, которое предоставляет возможность всем желающим за короткое время познакомиться с новинками отечественного и международного художественного и документального киноискусства, а также последними тенденциями в этой сфере искусства.

Впервые ММКФ состоялся в 1935 г.; его жюри тогда возглавлял сам Сергей Эйзенштейн. Потом был долгий перерыв. В 1959 г. ММКФ возобновился и с тех пор регулярно проводится в Москве. В этом году он отметил свою 39-ю годовщину. Главный принцип ММКФ - это приверженность гуманистическим идеалам и социально значимым нравственным ценностям. Поэтому не случайно в этом году главный приз фестиваля «Золотой Святой Георгий» за лучший фильм получила картина китайского режиссера Лян Цяо «Хохлатый ибис», посвященная проблемам экологии и социальной ответственности за сохранение окружающей среды и национальных традиций.

Помимо официальной конкурсной программы, в рамках ММКФ-39, как обычно, была показана обширная внеконкурсная программа, которая всегда вызывает наибольший интерес у зрителей. Были представлены такие циклы, как «Спектр», «Восемь с 1/2 фильмов», «Эйфория окраины», «Фильмы, которых здесь не было», «Русский след» и др. Неизменным успехом пользуется документальная программа «Свободная мысль», где демонстрируются наиболее актуальные и значимые работы мирового документального кино. Обычно это лауреаты, номинанты или победители крупнейших международных фестивалей. Интерес у зрителей именно к этой программе вызван тем, что в ее фильмах отражены общечеловеческие социальные, политические и экономические вопросы, которые волнуют каждого из нас.

XXI в. - это век новых технологий и компьютерной графики, ознаменовавший начало новой страницы в истории кинематографа. Традиционное кино уступает место компьютерному. Возможности кинематографа сегодня огромны как никогда. Новые технологии открыли ему новые перспективы. Речь идет о таких принципиально новых тенденциях, как 5D и интерактивном кино, 3D-MTO, которое можно посмотреть прямо дома, очки виртуальной реальности и другие современные изобретения технического прогресса, которыми теперь пользуются создатели нового кино. Еще более фантастическим является интерактивное кино. Это даже не кино в привычном понимании, а скорее игра. Зритель теперь самостоятельно может менять сюжет фильма. Создатели фильмов стараются снять барьеры между происходящим на экране и самим зрителем. Это означает не только погружение в виртуальную реальность, но и привнесение игровой интерактивности. Зритель уходит внутрь кино, участвует в его создании, чувствуя себя и актером, и режиссером, и сценаристом.

Впервые в рамках ММКФ-39 2017 г. была показана программа кино виртуальной реальности (ВР) Russian VR Seasons. Было представлено более 40 коротко-

метражных сферических документальных, игровых и анимационных фильмов в формате 360° для просмотра в шлемах виртуальной реальности.

Во всем мире растет число сторонников кинематографа виртуальной реальности. Новые технологии совершили настоящую революцию в мире кино. В то же время ряд исследователей как в России, так и за рубежом выражают беспокойство по поводу того, что технологии виртуальной реальности не получают должного этического и правового регулирования и несут в себе опасность ухода от реальности представителей молодого поколения, не сумевших самореализоваться в реальной жизни.

Невероятный реализм сцен в виртуальной реальности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, побуждая его повторять те или иные поступки, усваивать ценности и модели поведения. Проблема не в том, как не допустить на «виртуальный экран» произведения, содержащие сцены жестокости и насилия (на такие кинопроизведения просто не выдают прокатные удостоверения в соответствии с действующими в РФ нормами), а как предсказать эффект от краткого проживания зрителя в виртуальном окружении.

Говоря о виртуальной реальности на современном уровне развития этой кинематографической технологии, мы де-факто подразумеваем реальную виртуальность. Происходящее в виртуальном мире кинофильма с участием зрителя

Реально, т.к. имеет последствия в физической повседневной реальности. Представление виртуального пространства кино как изменение физической реальности во времени и в пространстве заставляет применять те же этические нормы и правила, как в реальной жизни.

Этические требования к степени ответственности режиссера за то, что происходит со зрителем во время и после кинопоказа, должны быть даже строже, чем при создании обычных игровых художественных лент. Это связано с тем, что погружение зрителя в пространство кинопроизведения оказывает очень сильное эмоциональное воздействие. По сути, зритель продолжает «жить» в пространстве кинофильма даже после его окончания, что может привести к потере самоконтроля и глубокой деформации личности пользователей. Это представляет реальную опасность для пользователей нового вида кино и окружающих.

Тем не менее хочется надеяться, что это не приведет к массовому аутизму и виртуальной зависимости. И традиционное художественное, документальное и анимационное кино продолжат свое существование.

Таковы новые тенденции и реалии современного кинематографа.

Список литературы

Милов Л.В., Воронкова С.В., Вдовин, Барсенков А.С. 2006. История России XX

Начала XXIвека. М.: Эксмо. 960 с.

KUDELINA Elena Al"bertovna, Cand.Sci. (Hist.), Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences (21 Bolshaya Ordynka St, Moscow, Russia, 115035; [email protected])

NEW TENDENCIES IN MODERN CINEMA

Abstract. The article considers the social importance and responsibility of cinematograph as a powerful means of mass communication and influence on the audience. The author analyzes new tendencies in modern cinema in the frames of the 39th Moscow International Film Festival work and its program of virtual reality film.

Keywords: cinematograph, mass media, cinema art, social responsibility, Moscow International Film Festival, VR cinema

Начиная с 1980-х мировой рынок, захватил американский кинобизнес, хотя во многих европейских странах приняты законы об обязательной квоте фильмов национальных киностудий. Массовый зритель вырастает именно на американском кино, поэтому европейским режиссерам приходится учитывать это в своей работе. Не следует забывать и о том, что известные европейские режиссеры часто получают приглашение на работу в Голливуде, что также вносит коррективы в их творчество. Можно сказать, что кинематограф интернационализируется.

В американском кино последних десятилетий на первый план вышли постановочные боевики, в которых действует герой, борющийся со злом. Одним из первых таких героев стал Джеймс Бонд - агент 007, первый фильм о приключениях которого был снят еще в 1962 г., после чего продолжения его приключений появлялись с удивительной регулярностью. На сегодняшний день снято около двух десятков фильмов из этой серии, последний (пока) «Квант милосердия» вышел осенью 2008 г. Их снимали разные режиссеры, в них играли разные актеры, но они неизменно привлекают повышенный зрительский интерес. Над созданием таких боевиков работают крупнейшие режиссеры и актеры, на них выделятся все больше средств.

Имидж героя боевиков 1980-х во многом был связан с актерами Сильвестром Сталлоне , сыгравшем в серии фильмов «Рэмбо» (первый вышел в 1982 г.) и Арнольдом Шварценеггером. Но подлинной удачей Шварценеггера стала работа в фильмах Джеймса Камерона «Терминатор» и «Терминатор-2».

Продолжал свою работу Стивен Спилберг, снявший серию фильмов об археологе Индиане Джонсе, главную роль в которой сыграл Харрисон Форд. Эти фильмы стилизованы под вестерны 1930-1940-х, в них много цитат, аллюзий, известных стереотипов, что создает тонкую ироничную пародию как подтекст в ярком зрелищном фильме. В 1990-е Спилберг отошел от жанров фантастики и приключений, поставив такие картины, как «Список Шиндлера» и «Спасая рядового Райана» о Второй мировой войне и Холокосте, но в 2007 г. он вновь вернулся к своему любимому герою, сняв новый фильм об Индиане Джонсе («Королевство хрустального черепа»).

Фрэнсис Коппола снял третью часть «Крестного отца» и «Дракулу Брэма Стокера», в котором вампир предстает не кровожадным монстром, а страдающим существом. Очень неоднозначные отклики вызвал фильм Мартин Скорсезе «Последнее искушение Христа», в котором искушением для Христа стала мирная жизнь рядового обывателя.

Этапный не только для американского, но и мирового кино - фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», стерший грань между искусством и ширпотребом. Этот фильм получил приз Каннского фестиваля и премию «Оскар» за оригинальный сценарий.

Одна из вершин мирового кинематографа - фильм «Титаник» Джеймса Камерона , ставший не просто фильмом-катастрофой, но и историей любви двух юных героев. В этом фильме Камерон, до этого снимавший в основном Шварценеггера, вывел новую звезду - Леонардо Ди Каприо, создавшего образ нового, более мягкого героя, нежели прежние накачанные герои боевиков, создававшиеся актерами Ж. -К Ван Даммом, Б. Уиллисом, С. Сталлоне и А. Шварценеггером.

В последнее время при создании фильмов все больше используются новейшие компьютерные технологии, позволяющие получить необычные спецэффекты. Так, с 2001 г. выходит серия фильмов о Гарри Поттере - экранизация книг Джоан Роулинг. В них с успехом играет молодой актер Дэниел Рэдклифф, подрастающий вместе со своим героем. Завершена масштабная трилогия «Властелин колец» (2001-2003) режиссера Питера Джексона по произведениям Джона Толкиена.

Большое развитие получило мультипликационное кино. Огромной популярностью пользуются полнометражные фильмы, как рисованные («Король-лев», «Ледниковый период», «Мадагаскар), так и в технике объемной мультипликации (серия фильмов о Шреке).

Итальянское кино с конца 1970-х переживало глубокий кризис - почти все великие режиссеры к этому времени уже ушли из жизни. Последним из великих был Федерико Феллини, снявший фильмы «И корабль плывет» (1983), предрекающий гибель всему отжившему прошлому, и «Интервью» (1988), в котором он вспоминал свое прошлое. Крупнейший итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, в своих фильмах 1980-1990-х показал неприглядные реалии современной ему жизни страны - «Трагедия смешного человека», а также обратился к тайнам Востока - «Последний император», «Маленький Будда» и др.

Французское кино в эти годы переживало подъем. Продолжил свою творческую деятельность Жан-Люк Годар, снявший фильмы «Спасайся кто может», «Страсть», «Имя: Кармен», «Наша музыка». Мировую известность приобрели французские комедии Франсуа Вебера «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», в которых сыграли замечательные актеры Пьер Ришар и Жерар Депардье.

Появились и новые имена. Один из самых талантливых современных режиссеров - Люк Бессон создатель приключенческих фильмов «Голубая бездна» и «Леон». Огромный успех имел его боевик «Ее звали Никита» (1989) о бывшей преступнице, завербованной спецслужбами и ставшей суперкиллером. Любим зрителями и его блокбастер «Пятый элемент», снятый по рецептам американских космических сказок. Крупным явлением в современном кино стал фильм Франсуа Озона «8 женщин», снятый в стиле ретро-детектива с элементами мюзикла и фарса, в котором сыграли выдающиеся французские актрисы Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и др.

В английском кинематографе крупнейшим явлением стало творчество Питера Гринуэя , ставшего знаменитым после своего первого полнометражного фильма «Контракт рисовальщика» (1982). В нем определились основные темы, волнующие режиссера, - секс и смерть, а также его характерный почерк - необычайная цветовая насыщенность и театрализация действия, использование большого количества цитат из книг и фильмов. Все его фильмы очень известны и имеют большой коммерческий успех, несмотря на свою эпатажность - «Зед и два нуля», «Отсчет утопленников», «Повар, Вор, его Жена и ее Любовник», «Дитя Макона», «Интимный дневник» и др. В последнее время английские кинематографисты все чаще работают совместно с другими странами. Так, большой успех имели фильмы Вольфганга Петерсона на исторические темы «Гладиатор» и «Троя», снятые совместно с США.

Яков Протазанов
ргей Эйзенштейн
«Пиковая дама»
«Отец Сергий»
«Броненосец “Потемкин”»

Кино – искусство XX столетия. Но XX век ушел в
прошлое.
Традиционные
кинематографические профессии
меняют свое содержание, требуют все новых и
новых навыков.
Режиссеры все чаще заглядывают не в будущее, а в
прошлое. Оказывается, кино даже в самом
традиционном виде не исчерпало своих
возможностей. Так, что как ни важна техническая
сторона дела, ведущей является все же
художественная. Кино по –прежнему сначала
искусство, а потом уже технология и индустрия

Становление кинематографа России после военных лет

История развития русского кинематографа в военные годы отличалась
особой идеологической пропагандой. Несмотря на тяжелый период для
всего мира, отечественная кинематография получила серьезный скачок в
развитии и стала частью сталинской идеологии. Основной целью почти
каждой ленты стал подъем народного духа и усиление культа личности.
Именно кинематограф стал главной движущей силой режима. Тем не
менее, огромное количество новых лент создавали немалые сложности в
отслеживании, потому цензура перестала справляться со своей основной
задачей. Именно поэтому было принято решение сделать основной
акцент на качество, а не на количество. Это оказывало необходимый
эффект и укрепляло веру населения, но при этом также способствовало
развитию кинематографии, порождая талантливых режиссеров и
настоящие шедевры. После смерти Сталина произошел настоящий бум в
индустрии. Не только новые таланты, но и «старые» режиссеры получили
второй шанс. Например, именно в 60-е годы Михаил Ромм выпустил свои
лучшие киноленты, среди которых небезызвестные «Обыкновенный
фашизм» и «Девять дней одного года». Период оттепели позволил
развиться таким талантам, как: Андрей Тарковский. Глеб Панфилов.
Леонид Гайдай. Эльдар Рязанов.

10.

11. Современный русский кинематограф

Переломным моментом в сфере российского кинематографа
можно считать 1992 год. Из-за резкого обогащения, многие люди
начали активно искать потенциальные сферы для вложений,
потому именно киноиндустрия стала настоящим лакомым куском.
Такая ситуация поспособствовала появлению частных
инвестиций, на которые снималась большая часть всех фильмов. В
это период отмечаются настоящие взлеты и падения для многих
режиссеров. Смена предпочтений и аудитории сыграла довольно
злую шутку и для многих режиссеров, которые не смогли
приспособиться к «культуре девяностых». В итоге их фильмы
проваливались в прокате и не имели даже минимального
зрительского успеха. На дальнейшее развитие индустрии стали
оказывать влияние именно экономические факторы. Если
рассмотреть историю русского кинематографа кратко, то в этот
период творчество многих режиссеров не всегда находило своего
зрителя. Периоды дефолта, чеченской войны, а после мирового
кризиса значительно сокращали количество вышедших на экраны
фильмов. Тем не менее уже после 2008 года количество кинолент
неуклонно продолжало расти.

12.

13.

С 2004 по 2012 год количество экранов в России увеличилось
в 3,6 раза и превысило 3 тысячи. По коммерческим сборам,
составляющим более одного миллиарда долларов в год,
российский рынок находится на 4 позиции в Европе с 2009
года.Доля российского кино снизилась с 22-29 % (2000-
2009) и занимает 13,8 % (2012) кинорынка страны. Несмотря
на рост производства фильмов и лидирующим темпам
строительства кинотеатров в мире[ в последнее время,
посещаемость кинотеатров снижается (2011), либо растёт
незначительно (2012). С одной стороны, это связано с
отсечением поколения 30 и 40-летних зрителей из-за
преобладания блокбастеров, а с другой стороны -
конкуренцией с другими медиа При этом средняя стоимость
билетов приблизилась к 8 долларам, что сопоставимо с
ценами на Западе.

Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe , устар.) и кинематогра́фия . Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

История кинематографа

1. Возникновение кино

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.

В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») — именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

кадр из фильма «Прибытие поезда»

2. Начальный период развития кино

После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино . Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения — запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в т. ч. русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.

Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.)

В течение первого деятилетия 20 в. продолжительность и разнообразие сценариев кинофильмов постепенно и неуклонно увеличивались. Отношение в обществе к кино меняется — от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие «фильм д’ар» — «художественный фильм».

К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.

В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры . Формируется станадартная голливудская система — продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. «звёзд», сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Тем не менее, значительную часть в развитии мирового кинематографа, введение в него новых приёмов и находок, составило в это же время европейское кино. В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм , а в французском — авангард. Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

3. Развитие звкового кино

До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма «Уорнер Бразерс», в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает — «Певец джаза».

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную. нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что не удивительно, т. к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу.

В СССР (и особенно в Германии) режиссёры испытывали давление со стороны режима, что также ограничивало возможность к экспериментированию. В СССР была сделана ставка на «социалистический реализм» и создание меньшего числа, но с более высоким качеством, фильмов, эта тенденция продолжалась до знаменитого двадцатого съезда и начала «оттепели» (1956г.).

В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т. н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава).

4. Развитие цветного кино

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность — «Унесённые ветром», но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки — повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

В послевоенное время развитие кинематографа оказалось в определённой мере связано с социальными и политическими тенденциями. В СССР и странах Восточной Европы после наступления «оттепели» наступает всплеск развития кинематографа, в это время здесь снимаются новые интересные фильмы, появляются новые известные имена. В Западной Европе в это время продолжаются эксперименты с новыми способами передачи психологического настроя персонажей, психологической выразительности, в США же — напротив, кино идёт по пути усиления чистой зрелищности. Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения в США ещё более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов — «блокбастеров».

5. Последние тенденции

Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики, причём отнюдь не только в тех случаях и сценах, где изобразить что-то обычными средствами затруднительно, но и практически везде. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм «Матрица», и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране «смешивание» снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения, задаёт новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.

Жанры кино

Жанр (франц. genre, лат. genus — род, вид) — группа кинопроизведений, выделенная на основе сходных черт их построения. Жанровая система кино не завершена, не имеет строгих границ. Ниже описаны основные, наиболее крупные жанры современного кино. Определение произведения к конкретному жанру условно и неоднозначно. Это подтверждают приведенные мною примеры фильмов разных жанров, некоторые из которых употреблены не один раз.
Жанры: боевик , вестерн , детектив , драма , исторический , комедия , мелодрама , приключения , триллер , ужасы , фантастика .

Боевик (Action)

В боевике основное внимание уделяют насилию: поединкам, преследованию, и т.д. Эти фильмы часто обладают высоким бюджетом, наполнены каскадёрскими трюками и специальными эффектами. Фильмы этого жанра часто не обладают запутанным сюжетом, главный герой обычно оказывается перед злом в его самом очевидном проявлении: коррупция, терроризм, похищение, убийство. Не найдя другой выход, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. Большинство боевиков не рекомендуют к рассмотрению лицам младше 16 лет. Счастливый конец — обязательный признак боевика, «вред должен быть наказан».
Рекомендую:
российские — «Первый После Бога», «Бой С Тенью», «Антикиллер», «Брат», «Сестры»
зарубежные — «Бойцовский Клуб», «Матрица», «Крепкий Орешек», Трилогия Борна, «Терминатор», «Робокоп», «Без Лица», «Город Грехов», «Миссия Невыполнима», «Обитель зла»

Вестерн (Western)

В классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке. Конфликт обычно разворачивается между бандой преступников, представителями властей и охотниками за наградой. Как и в обычном боевике, конфликт разрешается насилием со стрельбой. Вестерны пропитаны атмосферой свободы и независимости, характерной для запада Соединённых Штатов.
Рекомендую:
российские — «Человек С Бульвара Капуцинов»
зарубежные — «Золото Маккенны», «Однажды На Диком Западе», «Красное солнце», «Быстрый И Мертвый», «Танцующий С Волками»

Детектив (Mystery)

Детектив — жанр, произведения которого содержат иллюстрации преступных действий, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления.
Рекомендую:
«Молчание Ягнят», «Из Ада», «9 Врата», «Пила», «Бойцовский Клуб», «Телохранитель», «Ванильное Небо», «Игры Разума», «23»

Драма (Drama)

Фильмы этого жанра отличаются сюжетностью, конфликтностью действия, множеством диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом, обращая внимание на общечеловеческие противоречия в поведении и поступках конкретных героев фильма.
Трагедия — поджанр драмы. Основой ее также является столкновение личности с миром, обществом, судьбой, борьба сильных характеров и страстей. Но, в отличие от драмы, трагедия обычно завершается гибелью главного героя.
Рекомендую:
российские — «Чучело», «Интердевочка», «Сибирский Цирюльник», «Водитель Для Веры», «72 Метра», «Морфий»
зарубежные — «Дневник Памяти», «Зеленая Миля», «Игры Разума», «Город Ангелов», «Призрак», «Сид И Нэнси», «Вавилон», «P.S. Я Люблю Тебя», «Вечное Сияние Чистого Разума», «Осень В Нью-Йорке», «Пролетая Над Гнездом Кукушки», «Раскол», «Мемуары Гейши», «Унесенные Ветром»

Исторический фильм (History)

Фильмы этого жанра демонстрируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно высокобюджетны, отличаются красивыми пейзажами, впечатляющими массовками.
Рекомендую:
российские — «9 Рота», «Звезда», «Турецкий Гамбит», «Адмирал», «Тарас Бульба»
зарубежные — «Троя», «Гладиатор», «Еще Одна Из Рода Болейн», «Жанна Де Арк», «Спасти Рядового Райана», «13-й Воин», «300 Спартанцев», «Турецкий Гамбит»

Комедия (Comedy)

Главной особенностью комедии является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей, повышающих настроение.
Рекомендую:
российские — «Девчата», «Операция «Ы» И Другие Приключения Шурика», «Кавказская Пленница», «Служебный Роман», «Ирония Судьбы», «Самая Обаятельная И Привлекательная», «День Радио», «День Выборов»
зарубежные — «Всегда Говори ДА», «Васаби», «Красотка», «Блондинка В Законе», «Брюс Всемогущий», «Дюплекс», «Маска», «Час-Пик», «Тутси», «Папаши»

Мелодрама (Romance)

Произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев с особенно ярким изображением эмоций на основе контраста: добро и зло, любовь и ненависть и т.п.
Рекомендую:
российские — «Москва Слезам Не Верит», «Мужики», «Карнавал», «Принцесса На Бобах», «Американская Дочь»
зарубежные — «Спеши Любить», «Если Только», «Дом У Озера», «Легенды Осени», «Париж», «Запах Женщины», «День Сурка», «Телохранитель», «Грязные Танцы»

Приключения (Adventure)

Приключенческие фильмы отличаются насыщенным сюжетом, постоянной сменой событий, активной деятельностью героев. в отличие от боевика, в приключенческих фильмах внимание обращено на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. Герои попадают в сложные ситуции и оригинально выпутываются из них. Счастливый конец часто завершает фильмы этого жанра.
Рекомендую:
«Звездные войны», «Властелин Колец», «Пираты Карибского Моря», «Пятый Элемент», «Пляж», «Ангелы Чарли», «Люди В Черном», «Человек-Паук»

Триллер (Thriller)

Триллер (англ. thrill — трепет) — фильм, вызывающий у зрителя ощущение напряжения, переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, фильмы ужасов.
Рекомендую:
«Что Скрывает Ложь», «Парфюмер», «Пляж», «Пила», «Из Ада», «Без Лица», Трилогия Борна, «Убить Билла», «Отчаянный», «Волк», «Обитель зла»

Ужасы (Horror)

Фильмы ужасов призваны напугать зрителя, вселить страх, тревогу, создать атмосферу ужаса или напряженного ожидания чего-либо ужасного.
Рекомендую:
«Кошмар На Улице Вязов», «Звонок», «Крик», «Приют», «Призрак Дома На Холме», «Красная Роза», «Ужас Амитивилля», «Дом Восковых Фигур», «Сайлент Хилл», «6 Демонов Эмили Роуз», «Клоун»

Фантастика (Fantasy)

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — жанр, в котором воображение преобладает над реальностью, порождается картина, несоотносимая с обычными представлениями о правдоподобии и обыденности.
Фэнтези является поджанром фантастических фильмов. Основное отличие таких фильмов в том, что действия происходят в мирах, которыми правят «меч и магия». Здесь часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.
Мистика является еще одним поджанром фантастических фильмов. Действия в таких картинах связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил, не поддающихся однозначному научному описанию.
Рекомендую:
фантастика — «Фонтан», «Куб», «Пятый Элемент», «Планета Обезьян», «Волк», «Франкенштейн»
мистика — «9 Врата», «Эффект Бабочки», «Пункт Назначения», «Что Скрывает Ложь», «Интервью С Вампиром», «Ворон», «Омен»
фэнтези — «Хроники Нарнии», «Бесконечная История», «Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Блэйд», «Другой Мир», «Ван Хельсинг», «Сумерки»

Кроме этих, наиболее популярных жанров, можно выделить следующие:

  • Биография - жанр, отличающийся большей сосредоточенностью на личности и ее внутреннем мире.
  • Готический роман (готика) (англ. the Gothic novel) - романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Название - от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках).
  • Документальное кино (или неигровое кино) - жанр кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.
  • Мистика - жанр кино, в котором присутствуют изображения сверхъестественных явлений и духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами.
  • Мыльная опера - один из жанров телевизионных сериалов. Отличается огромным количеством серий и транслируется нередко годами.
  • Трагикомедия - вид драмы, совмещающий признаки трагедии и комедии.
  • Фантасмагория - фантастическое представление, наваждение. Фантасмагория в кино - поджанр фантастики. Фантасмагория в кино - это фильм о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии. Этот жанр несколько перекликается с абстракционизмом в живописи.

Создание фильма

В процессе создания фильма неразрывно связаны искусство и кинотехника, без которой кинематограф невозможен. Один из важнейших аспектов кинопроизводства, являющегося разновидностью коммерции - возможность получения прибыли и размеры вложенных средств. Эти виды деятельности объединяются в центрах кинопроизводства - киностудиях, где расположены административные здания и съёмочные павильоны.

Киностудия - комплекс творческих и производственных звеньев, включающий съёмочные группы, сценарно-редакторские коллегии, музыкальные редакции, осветительные цеха, цеха операторской техники, актёрские отделы, склады для хранения костюмов и реквизита и многое другое. На крупных киностудиях иногда образуют кинообъединения, в которые входят несколько съёмочных групп.

Как правило, у истоков фильма стоит продюсер, или продюсерская компания. Их основной задачей является поиск источников финансирования кинопроекта. Необходимо найти такие частные фирмы или государственные структуры, которые были бы заинтересованы в данных инвестициях. Продюсер часто сам выбирает или заказывает сценарий, приглашает режиссёра, участвует в подборе актёров (кастинге), художника и т. д. В его профессиональную компетенцию входит изучение зрительского интереса, на основе чего он и выстраивает стратегию своей деятельности. Продюсер не только организует процесс производства, но и активно участвует в составлении договоров, сметы фильма, календарного плана съёмок.

В кинопроцессе участвует множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимает продюсер, однако инициатором привлечения может выступать режиссёр.

Продюсер контролирует работу до самого конца и по окончании работы над фильмом продолжает заниматься рекламой фильма и организует его прокат.

Технологические этапы современного кинопроизводства

Процесс кинопроизводства принято делить на три стадии: подготовительный период (англ. Pre production «Препродакшн»), съёмочный период и монтажно-тонировочный период (англ. Post production «Постпродакшн»).

Кинопроизводство советского периода предусматривало следующие этапы создания художественного фильма, дошедшие с небольшими изменениями до наших дней:

Подготовка киносценария

  • Тематический план;
  • Заявка или либретто;
  • Написание литературного сценария;
  • Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства;

Режиссёрский сценарий

  • Написание режиссёрского сценария;
  • Утверждение литературного сценария;
  • Составление сметы и календарного плана на подготовительный период;

Подготовительный период

  • Разработка постановочного проекта фильма;
  • Режиссёрский сценарий с экспликациями;
  • Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним;
  • Съёмочные карты и операторские экспликации;
  • Зарисовки кадров;
  • Монтажно-технические разработки;
  • Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины;
  • Звуковая экспликация фильма;
  • Календарно-постановочный план;
  • Генеральная смета;
  • Выбор мест натурных съёмок;
  • Подбор актёров и проведение предварительных репетиций;
  • Заготовка постановочных средств;
  • Утверждение постановочного проекта фильма;

Производственный период Съёмочный период

  • Приёмка объекта;
  • Освоение объекта;
  • Съёмка в павильоне;
  • Съёмка на натуре;
  • Комбинированные съёмки;
  • Запись звука в процессе съёмочных работ;

Монтажно-тонировочный период

  • Монтаж фильма;
  • Речевое озвучение;
  • Запись музыки;
  • Шумовое озвучение;
  • Изготовление надписей;
  • Перезапись фонограммы фильма;
  • Сдача фильма на двух плёнках;
  • Монтаж негатива;
  • Печать копий на одной плёнке;
  • Изготовление комплекта исходных материалов;
  • Сдача исходных материалов;
  • Производственно-финансовый отчёт;
  • Роспуск съёмочной группы;

В современном кинематографе создание фильма проходит те же этапы, за исключением разницы в технологиях, которые на сегодняшний день по большей части - цифровые. Например, появился этап создания компьютерной анимации , который выполняется одновременно с этапом создания титров и надписей и частично заменяет его. Многие этапы монтажно-тонировочного периода ушли в прошлое вместе с приходом новейших технологий работы с «цифровым негативом » (англ. Digital Intermediate ). Могут также существовать дополнительные этапы кинопроизводства: съёмка уходящей натуры, пересъёмка и досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и иные этапы на усмотрение производственной компании или в зависимости от обстоятельств конкретной кинокартины.

Подготовительный период

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария - его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра - кинодраматургии.

Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве - подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение - информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями, библиотеками, галереями, коллекционерами. Иногда на студии накапливаются большие архивы, которые помогают съёмочным группам в работе над фильмами.

Во время подготовительного периода режиссёр, изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).

Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения.

К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка - рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки.

Во время подготовительного периода делаются фото- и видеопробы мест натурных съёмок.

Оператор-постановщик изучает условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаёт операторскую экспликацию, в которой указывает особенности светотонального и колористического решения кадров объектов. Подбираются актёры, проводятся первые репетиции, разрабатываются эскизы декораций и костюмов. В подборе актёров на главные и второстепенные роли, а также на участие в массовках режиссёру и продюсеру помогает актёрский отдел, который есть на каждой киностудии. Здесь имеется обширная картотека, в которой можно найти информацию об артистах кино и театра: это данные о внешности, сыгранных ролях, фотографии. Особое внимание уделяется изобразительному решению фильма.

Художник-постановщик разрабатывает эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима, комбинированных съёмок, продумывает и подбирает реквизит. Всё это передаёт характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны дать представление о стилистике фильма, цветовом и пластическом строе. В этот же период режиссёр вместе с художником и оператором выбирают места для натурных съёмок. В итоге создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.

Немаловажный этап подготовительного периода - создание и монтаж декораций. Особенно важен этот этап в исторических или научно-фантастических фильмах, требующих искусственного создания интерьеров или ландшафтов. Созданием декораций занимается Цех декоративно-технических сооружений киностудии. Декорации могут возводиться в павильоне или на натуре. Работы по возведению декорационных объектов проводятся под наблюдением и при консультации художника-постановщика.

Съёмочный период

Операторская группа за работой

Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности.

Хлопушка-нумератор с индикатором временного кода

После окончания подготовки к съёмке каждого кадра и по мере готовности всех участников, начинается процесс съёмки.

В процессе киносъёмки прикреплённый к съёмочной группе художник-фотограф из фотоцеха снимает кадры фоторекламы, причём съёмка ведётся им в условиях общего съёмочного освещения. Впоследствии из этих фотокадров создаётся комплект рекламных фотографий, передаваемый в прокатные организации и служащий для изготовления рекламы фильма.

Запись синхронной фонограммы во время съемки

Съёмочный период полнометражного фильма может длиться несколько месяцев, однако правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана во время подготовительного периода позволяют сократить съёмочный период до минимума, поскольку это наиболее дорогостоящий этап кинопроизводства. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Монтажно-тонировочный период

Монтажно-тонировочный период производства фильма является завершающим. В этот период в съемочной группе остаются лишь основные творческие работники и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов. Поэтому, стоимость монтажно-тонировочных работ из-за отсутствия расходов на постановочные работы, приглашение массовки и по другим статьям значительно ниже стоимости съемочных работ. К монтажным работам группа приступает после завершения всех съемок, однако часто монтаж фильма ведется параллельно со съемками, что сокращает время монтажно-тонировочного периода. Этот период за редкими исключениями состоит из стандартных последовательных операций.

Монтаж фильма . В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажеру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съемок эпизода или сцены проводится черновой монтаж. В случае использования видеоконтроля черновой монтаж производят на видеозаписи, полученной с телевизи́ра. При цифровой технологии производства применяется нелинейный монтаж цифрового негатива.

Монтажный стол на киностудии

К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой монтаж, выполненный во время съемок, уточняет монтажный ритм фильма, последовательность сцен и монтажные переходы между ними, проверяет метраж фильма и дает указания о проведении окончательного монтажа. Некоторые режиссёры-постановщики параллельно со съемками ведут окончательный монтаж фильма, что дает возможность закончить производство фильма почти одновременно с окончанием съемок.

В монтажно-тонировочный период режиссёр-постановщик вместе с прикрепленной бригадой монтажного цеха заканчивает монтаж фильма, начатый ещё во время съемок. На этой стадии в их распоряжении имеется все отснятое изображение, фонограммы синхронных записей, речевого и шумового озвучения, записанная музыка и надписи. Монтажный цех предоставляет в распоряжение группы звукомонтажные столы и синхронизаторы. В результате проведения монтажных работ кинофильм должен быть подготовлен к озвучению и перезаписи. Изображение фильма и соответствующие ему фонограммы речи, музыки и шумов должны быть смонтированы в виде роликов длиной от 250 до 300 метров. Каждая часть смонтированного и подготовленного к перезаписи фильма имеет несколько пленок: кинопленка со смонтированным рабочим позитивом изображения и раздельные фонограммы речи, музыки и шумов. После окончания монтажа размечают шторки, наплывы и затемнения, которые заказывают в цехе комбинированных съемок.

Иногда работа по монтажу фильма начинается ещё до съёмок.
За рабочим столом режиссёр на бумаге составляет своеобразный макет, на котором разным цветом размечает кадры различной длины, составляя их в монтажной последовательности. На этом этапе он уже представляет весь фильм в целом, выстраивая его ритмический рисунок. В репетиционном, съёмочном и собственно монтажном периодах создания фильма это монтажное видение будущего кинопроизведения конкретизируется, уточняется, но никогда не должно меняться коренным образом.

Озвучение фильма

Важнейшим этапом создания современного звукового фильма и одним из наиболее трудоёмких, после съёмочного периода, является озвучение кинокартины.

Результатом этого процесса, как правило, является получение аналоговой и цифровой окончательно фонограммы фильма на магнитном или другом физическом носителем. Такая фонограмма получается в результате сведения и тщательной регулировки соотношений отдельных фонограмм, полученных при съёмке и записей в студии. Полученная фонограмма является основным исходным материалом и хранится наравне с негативом изображения. При изготовлении фильма с оптической фонограммой, копия полученной в результате перезаписи фонограммы переводится в негатив аналоговой или цифровой оптической фонограммы фильма, необходимый для получения совмещённых фильмокопий. Современная технология предусматривает изготовление цифровой и аналоговой оптических фонограмм, наносимых на фильмокопию. Чаще всего, одновременно печатаются четыре разновидности фонограммы: две цифровых SDDS и Dolby Digital , непосредственно печатаемые на киноплёнке, аналоговая Dolby SR и временной код для цифровой фонограммы DTS , записываемой на отдельном компакт-диске.

Когда оба носителя (рабочая копия изображения и общая фонограмма) готовы, фильм сдаётся на двух пленках приёмной комиссии. Если комиссия одобряет полученный фильм, в цехе обработки плёнки выполняется чистовой монтаж негатива по контрольному позитиву с учетом поправок, внесенных комиссией. Если поправки требуют досъёмки или переделки сцен, производится их пересъёмка и весь процесс повторяется.

Изготовление титров и надписей . До недавнего времени изготовление надписей и титров было сложным процессом, выполняемым в цехе комбинированных съемок художниками-графиками. В настоящее время большинство надписей в фильме изготавливаются при помощи компьютера с последующей печатью на кинопленку фильм-рекордером или непосредственным монтажом в цифровой контент в случае производства по цифровой технологии. В любом фильме обязательны начальные титры и конечные. Все остальные надписи изготовляются в зависимости от задач, поставленных авторами.

Тиражирование

После окончательного монтажа и изготовления титров и надписей со смонтированного негатива печатается монтажная фильмокопия. Специалистом цеха обработки плёнок производится окончательная согласованная цветоустановка и полученный паспорт монтажной фильмокопии впоследствии используется при печати выровненного по плотности и цветопередаче дубльпозитива (интерпозитива, «лаванды») . С дубльпозитива печатается несколько дубльнегативов с совмещенной фонограммой, которые передаются на кинокопировальную фабрику. В случае прокатного формата, использующего нанесенную на фильмокопию магнитную фонограмму, совмещение дубльпозитива с ней не производится. На фабрике с дубльнегативов печатается тираж фильмокопий, предназначенный для проката в кинотеатрах. На фильмокопии с магнитной фонограммой после проявки и сушки наносится магнитная дорожка и в электрокопировальном цехе производится копирование магнитной фонограммы, которая прилагается в этом случае к дубльнегативу.

В современном кинематографе, неотъемлемой частью которого является распространение на оптических дисках и по телевидению, тираж фильмокопий может быть небольшим, а дубльнегатив оцифровывается и производится мастеринг дисков. В большинстве случаев мастеринг дисков, использующих стандарты телевидения высокой четкости, производится с выровненного промежуточного дубльпозитива («лаванды»), что обеспечивает наилучшее качество видео. При цифровом способе кинопроизводства копии фильма, полученного после монтажа и цветокоррекции, копируются на жёсткие диски, распространяемые по киносети, а часть тиража печатается на киноплёнке для проката в провинциальных и малобюджетных кинотеатрах, не оснащенных цифровой проекцией. Мастеринг оптических дисков в этом случае производится непосредственно с перекодированного цифрового фильма.

Телефильмы

Отдельное место в технологии кинопроизводства занимают фильмы, специально снимаемые для проката на телевидении. Часто такие фильмы снимаются на узкую 16-мм кинопленку, что значительно удешевляет производство при достаточном для показа по ТВ качестве. Большая часть современных телефильмов снимается по электронной технологии, без применения киноплёнки. Ранней версией такого способа была съёмка телевизионными камерами с последующей кинорегистрацией видеосигнала. Часто телефильмы, снятые таким путём, называли телеспектаклями.

При производстве телефильма некоторые технологические фазы отсутствуют: например, телефильмы не предусматривают печать тиража фильмокопий, и могут демонстрироваться даже без печати дубльнегатива прямо с оригинального негатива телекинопроектором. Изготовление фонограммы телефильма также имеет упрощенную технологию. Распространение телефильмов происходит с помощью оптических видеодисков, без проката в кинотеатрах.

Продвижение фильма на рынке

Продвижение (промоушн) начинается почти одновременно с написанием сценария, занимается этим продюсер. Для продвижения фильма кроме самого фильма съемочной группой готовится стандартный комплект рекламных материалов, в который входят расширенная аннотация, список основного состава творческой группы, фотографии наиболее выразительных кадров фильма, которые снимает прикрепленный к группе фотограф фотоцеха во время съемок на натуре и в павильоне. Комплект фотографий для рекламы фильма утверждает режиссёр-постановщик. Часть фотографий из комплекта передается в печатные и сетевые СМИ. Кроме того, для продвижения киностудия готовит рекламные ролики, которые монтируются из дублей, не вошедших в фильм, или отснятых специально. Важное значение для промоушна имеют киноплакаты.

  • сеть кинотеатров;
  • интернет;
  • радио;
  • телевидение;
  • видео;
  • печатные издания;
  • сопутствующие товары.

Ещё до выхода фильма начинается рекламная кампания: проводятся пресс-конференции, репортажи со съёмок, рекламные ролики транслируются по телевидению и показываются в кинотеатрах, фотографии и интервью публикуются в прессе. Один из важных моментов продвижения — организация громкой премьеры фильма с приглашением звёзд и знаменитостей, обеспечивающих резонанс в СМИ.

Продюсер просчитывает заранее, сколько кинотеатров купят фильм, сколько зрителей его посмотрят, а также насколько он окупится и какую принесёт прибыль. Продвижению фильма также способствует участие картины в различных кинофестивалях, номинациях на кинопремии. После того как прокат фильма в сети кинотеатров налажен, начинается широкое производство видеокассет и оптических дисков. Иногда DVD появляются почти параллельно с началом проката на большом экране. Самая широкая аудитория получает возможность познакомиться с картиной, когда она выходит на телеэкран.

Современные технологии

В настоящее время, с распространением цифровых технологий, процесс кинопроизводства стал отличаться от классического и представляет собой различные сочетания пленочных и цифровых приемов работы. Некоторые технологические этапы вообще перестали существовать и появились новые возможности. Можно определенно сказать, что сегодня не создается кинокартин с использованием исключительно пленочного или цифрового методов создания. Одна из распространенных техник современного кино - работа с цифровым негативом (англ. Digital Intermediate ). Практически, монтажно-тонировочный период проводится при помощи компьютеров, обрабатывающих цифровое изображение, сосканированное с негатива и цифровой звук. Тиражирование также происходит в двух техниках параллельно, потому что современные фильмы, предназначенные для широкого зрителя, выпускаются одновременно для цифрового кинопоказа, распространения на оптических дисках и для кинотеатров, оснащенных традиционными киноустановками.

Каждый из нас любит смотреть те или иные фильмы. Кому-то нравятся мелодрамы, кто-то предпочитает комедии, кому-то по вкусу боевики, ну а кто-то является ярым фанатом различных фильмов ужасов. Так или иначе, всех этих людей объединяет одно - любовь к фильму.

Кинематограф развивается уже на протяжении второго столетия. Заметен большой прогресс в данной области. Если первые фильмы были чёрно-белыми, а звук просто-напросто отсутствовал, то современное кино не сравнится с тем, что было раньше. Сегодняшние фильмы снимаются с использованием большого числа спецэффектов, а также других компьютерных приёмов, которые захватывают дух, создают подходящую атмосферу и помогают зрителю погрузиться в другой, виртуальный мир кино.

На сегодняшний день выпущено огромное количество картин, которые завоевали почёт и внимание многомиллионной аудитории по всему миру. Большинство фильмов захватывало своим сюжетом, а некоторые брали триумф благодаря своим невероятно красивым и грамотно вставленным спецэффектам. К таким фильмам относится и сериал ангел или демон на стс, завоевавший огромную аудиторию.

Однако сегодня на экранах наших телевизоров можно увидеть и такие фильмы, которые не несут большой смысловой нагрузкой, не отличаются своим интересным сюжетом, а также не имеют красивых и ярких спецэффектов. Без всего этого фильм кажется серым и неинтересным.

Таки картины, как правило, не показываются в кинотеатрах, а просто транслируются по телевидению с той целью, чтобы занять случайного зрителя. Такие фильмы снимаются, как правило, начинающими режиссёрами и являются больше работой для себя. Нежели для большой зрительской аудитории. Также как и сериалы, которые на сегодняшний день являются весьма популярными и пользуются большим спросом в основном у современных девушек, съёмки фильма становятся просто хобби, а не какой-то профессиональной работой.

Известны такие знаменитые фильмы, как «Титаник», «Один дома» (первая и вторая части являются наиболее яркими и запоминающимися), «Пианист», «Аватар» и многие-многие другие. Все эти фильмы уже вошли в историю всемирного кинематографа и останутся в памяти людей навсегда.

20-05-2013, 09:26



  • Современный кинематограф насчитывает огромное количество фильмов. Они снимаются по разным сюжетам, в разных жанрах, с разными спецэффектами. Также немаловажную роль играет бюджет фильма.


  • Если вы относите себя к простым людям, не глубоко интересующимся кинематографом, при этом вам не важны такие аспекты, как известность режиссёров лент или культовость ролика, онлайн просмотр фильмов – вот то, что вам нужно.


  • «Брат 2» уже давно стал культовым российским кино, которое любят даже те, кто в принципе не признает российские фильмы как явление кинематографа. Бесспорно, во многом это произошло благодаря Сергею Бодрову, погибшему в горах.