Куртуазность в средневековой культуре. Куртуазность как основа рыцарской культуры


Куртуазность - это своеобразный свод правил поведения, изобретенный еще во времена Средневековья. Его должен был изучить каждый придворный, мечтавший добиться успеха, иметь хорошую репутацию. Изначально данная система регулировала в основном взаимоотношения представителей противоположных полов, но постепенно понятие расширилось. Итак, что же скрывает загадочное слово «куртуазность», что подразумевалось под ним тогда и сейчас?

Куртуазность - это кодекс хорошего тона

Классическое Средневековье - период, когда рабовладельческий строй окончательно сменила феодальная система. Также главенствующую роль стала играть Церковь, активно вмешивающаяся в мирские дела. Именно тогда завершилось формирование произошло это приблизительно к началу 13 столетия.

Куртуазность - это кодекс хорошего тона, следовать которому были в те времена обязаны все рыцари и прекрасные дамы. Постепенно своеобразный свод «законов» дополнялся и расширялся, обзаводился все новыми и новыми правилами, многие из которых считаются актуальными и в наши дни.

Понятие

Куртуазность - это понятие, произошедшее от французского слова «courtois», которое переводится как «рыцарский», «учтивый». Изначально эта система представляла собой своеобразную концепцию любви. Она устанавливала правила, согласно которым развивались отношения между рыцарем и его дамой сердца. Считалось, что влюбленный мужчина должен вести себя со своей избранницей примерно так, как вассал ведет себя с господином.

Конечно же, куртуазность - это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди.

Куртуазность - оплот рыцарской культуры

Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие - рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века.

Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная.

Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства. Также стали цениться и другие качества: учтивость, вежливость, воспитанность. Куртуазность - свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Помимо этого, рыцарь обязан тонко чувствовать и проявлять галантность.

Куртуазная любовь

О чем еще следует рассказать, определяя значение и толкование термина «куртуазность»? Конечно же, о куртуазной любви - уникальной форме взаимоотношений противоположных полов. Утонченная любовь - определение, которое давали ей современники.

Под куртуазной любовью в основном подразумевался роман замужней дамы и холостого юноши. Нередко женщины принадлежали к более высокому сословию, чем их избранники, приветствовались и романы с супругами собственного сеньора. От юноши требовалось изображать любовное томление, выполнять все прихоти дамы, вручить ей свою свободу.

Нередко женщина и мужчина не были даже увлечены друг другом, а всего лишь играли в опасную игру. Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания.

Куртуазная литература

Что такое «куртуазный роман»? Это произведение, главным героем которого непременно становился галантный и утонченный рыцарь. Герой совершает славные подвиги в честь своей дамы сердца, путешествует в полусказочных странах. Конечно же, подобная литература не имела ничего общего с действительностью, она позволяла ознакомиться лишь с идеальными представлениями об образе рыцаря, всегда готового победить ведьм, великанов, драконов. К примеру, можно вспомнить о романе «Тристан и Изольда», который полностью соответствует духу того времени.

Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание. Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни.

Наши дни

Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета. Все это до сих пор считается показателем культурного развития, пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и

Какие существуют синонимы

Итак, какие же слова способны без ущерба для смысла заменить собой термин «куртуазность»? Синоним, который идеально подходит в данном случае, - учтивость. Неудивительно, ведь именно от этого слова произошло название кодекса, зародившегося во времена Средневековья. Конечно же, учтивость - далеко не единственный синоним, который можно смело использовать вместо этого понятия. К примеру, похожее значение имеют следующие слова: обходительность, манерность, любезность, деликатность, вежливость.

Как-то возникла у меня необходимость эти самые правила найти - хоть тушкой, хоть чучелком. В общем, позарез. И не нашла. Почему-то было у меня ощущение, что правила куртуазного поведения сформулированы в конкретный свод или кодекс, но если он и существует, его текста у меня нет.

Не вдаваясь особо в историю, можно отметить, что куртуазность - это философия западно-европейской аристократии XII-XV веков. Именно оттуда идет ностальгия о "временах рыцарства" и мечты о "принце на белом коне" - ни более ранние, ни более поздние воззрения далеко не куртуазны и придерживаются совершенно иных взглядов как на мужской, так и на женский идеал. Не углубляясь в причины и подоплеку (о них можно почитать в Википедии по запросу "куртуазная литература"), опишу внешнюю сторону куртуазности.

Куртуазный мужчина.

Список канонических качеств куртуазного мужчины найти удалось:
- щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря;
- изящество обхождения;
- честь и храбрость;
- веселье и уменье развлекать.
Во всем этом осуждаются крайности: некуртуазны мот, манерный мужчинка, паяц и тот, кто забывает обо всем ради подвигов или мести. Некуртуазны жмот, меланхолик, грубиян и трус. Также неправ тот, кто забывает обо всем ради любви - пренебрегая прочими доблестями, кроме поклонения своей даме, он становится некуртуазен, распространяя эту некуртуазность на даму.

На данный момент осталось достаточно правил мужской куртуазности, а также появились правила, выдержанные в этом духе. Подать и помочь надеть пальто, придержать дверь, пропустить вперед, подвинуть стул, нести более-менее тяжелые сумки, подавать руку при выходе из транспорта, целовать ее (руку же) при знакомстве и встрече, ловить такси и заказывать столик... Все это по пунктам прописано в соответствующих книгах и называется в зависимости от степени освоения мужчиной либо вежливостью, либо знанием этикета. А по сути является куртуазностью как она есть.

Куртуазная женщина.

Здесь сложнее. Проще определить, какая женщина НЕкуртуазна. В первую очередь, конечно, некуртуазна женщина, которая похожа на мужчину. Резкие движения, мужские жесты, мужской лексикон, мужские интонации и занятия, неженственная одежда... Все это куртуазностью порицается, кроме одного исключения. Женщина может переодеться мальчиком, если имеет для этого веские основания. Защищающая страну по божественному повелению, сбежавшая к возлюбленному под видом трубадура, замаскированная отцом под оруженосца... Варианты есть.

Также куртуазная женщина не подвержена порокам - пьянству, лени, сквернословию, гневу, гордыне. Единственные пороки, которые не только не запрещаются, а прямо одобряются правилами куртуазности - обман во имя добра и прелюбодеяние.

Куртуазные взаимоотношения.

Куртуазные взаимоотношения - это своего рода вассалитет. Дама, не являющаяся женой рыцаря, - муза и повелительница. Дамы управляют ходом беседы или игры, дамы могут назначать задания (вплоть до трудновыполнимых) как залог своей благосклонности, оскорбление дамы - худшее преступление, которое можно придумать.

Однако это вряд ли можно назвать матриархатом, поскольку часто дама рыцаря являлась его действительной госпожой - женой или дочерью сюзерена. Возможно - женой или дочерью аристократа, имеющего более высокий титул. С этой позиции она вполне была вправе, одарив претендента шарфом или цветком (который тот как знак благосклонности носил на рукаве, на копье или шлеме), требовать выполнения тех или иных поручений, имеющих самую разную подоплеку - от религиозных мотивов до личной мести госпожи.

Без недоумения современники воспринимали ситуации, когда дамой рыцаря была объявлена одна женщина, а женат он был на другой. Очень характерный пример - история Тристана и Изольды, каждый из которых под конец эпопеи состоял в браке: Изольда - с сеньором Тристана Марком, а Тристан - с другой Изольдой. Если же вдруг рыцарь и его Прекрасная Дама сочетались браком, таким способом рыцарь поднимался до высот своей дамы (или же опускал ее в свои низины - как посмотреть), и оставалась куртуазность чисто внешняя - при соблюдении общего вежества женщина теряла право определять поступки и решения супруга.

Разумеется, все описанное выше было верно только для аристократии, плебеи не придерживались подобных правил и не могли на них рассчитывать даже в случае нежных чувств от кого-то из господ. Теряли ли они от этого что-то - решать вам...

amour courtois от courtois - учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века - раннее Новое время . В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса . Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности.

Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения.

См. также

Напишите отзыв о статье "Куртуазность"

Ссылки

  • Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. / Пер. с фр. Е. Ю. Симакова // Одиссей. Человек в истории. 1990. - М., 1990. - С. 90-96
  • Смолицкая О. В. // Словарь средневековой культуры. - М., 2003. - С. 253-255
  • в Энциклопедии Кирилла и Мефодия .

Отрывок, характеризующий Куртуазность

– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.
– 3ак"ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова:
– Глупо… глупо! Смерть… ложь… – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой.
Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова.
Долохов, молча, с закрытыми глазами, лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова. Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова.
– Ну, что? как ты чувствуешь себя? – спросил Ростов.
– Скверно! но не в том дело. Друг мой, – сказал Долохов прерывающимся голосом, – где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого. Она не перенесет…
– Кто? – спросил Ростов.
– Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, – и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат.

Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.

КУРТУАЗНОСТЬ КУРТУАЗНОСТЬ

КУРТУА́ЗНОСТЬ (куртуазия) (англ. courtly love; франц. amour courtois от courtois - учтивый, рыцарский), средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином; оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени. Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в кон. 11 в. в поэзии трубадуров (см. ТРУБАДУРЫ) при дворе владетельных сеньоров Аквитании и Прованса.
Истоки
Важнейшее воздействие на сложение идеала куртуазной любви оказал римский поэт Овидий (см. ОВИДИЙ) (1 в.), поэтический «трактат» которого - «Искусство любви» - стал своеобразной энциклопедией поведения рыцаря, влюбленного в Прекрасную Даму: он дрожит от любви, не спит, он бледен, может умереть от неразделенности своего чувства. Представления о подобной модели поведения усложнились засчет христианских представлений о культе Девы Марии - в этом случая Прекрасная Дама, которой служил рыцарь, становилась образом его духовной любви. Значительным было также воздействие арабской мистической философии, разрабатывавшей концепцию платонического чувства.
При дворе Прекрасной Дамы
Куртуазная любовь не была явлением исключительно литературным, а представляла собой комплекс многих факторов - социальных, религиозных, эротических, философских. Нередко высказывается мысль о революционном влиянии куртуазии, повлекшем за собой смягчение нравов и сложение кодекса рыцарской чести, на Европу. Свой расцвет куртуазная культура пережила при дворе Алиеноры Аквитанской, супруги французского короля Людовика VII (см. ЛЮДОВИК VIII) , а затем короля Англии Генриха II (см. ГЕНРИХ II Плантагенет (английский король)) , покровительницы Бернарта де Вентадорна и других поэтов, прославлявших куртуазную любовь. Дочь Алиеноры графиня Мария Шампанская вдохновила Кретьена де Труа (см. КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА) (ок. 1130 – ок.91) на написание куртуазного романа «Ланцелот, или Рыцарь телеги», герой которого безусловно подчинен своей госпоже. Вскоре доктрина куртуазности вскоре была «кодифицирована» в трех книгах Андре ле Шапелена.
«Роман о Розе»
В 13 в. крупнейшим произведением куртуазной культуры стала поэма «Роман о Розе (см. РОМАН О РОЗЕ) », написанная ок. 1230 рыцарем Гильомом де Лорисом (ок. 1210–1240) и представляющая собой куртуазно-любовную аллегорию, своего рода «словарь символов» любви. Продолжив тему, начатую Овидием, Гильом де Лорис обыгрывает малейшие оттенки любовного чувства. Цель автора - воплощение возвышенного идеала куртуазной любви, переживания его героя - возвышенны и утонченны, описания природы и чувств - в высшей степени поэтичны.
Юный герой романа находит чудесный сад, за стенами которого ведут хоровод прекрасные девы, водимые Весельем. Праздность впускает рыцаря в этот сад Наслаждений, где в Источнике Любви, у которого погребен Нарцисс, он видит отражение Розы. Его тотчас поражает стрелой Амур - отныне влюбленный обречен Розе - и, обратив его в вассала, поучает как добиться желанной цели. Приветливость, Дружба, Жалость, Искренность помогают герою, Злоязычие, Страх, Стыд и другие охраняют от него Розу. Юному рыцарю удается добиться от Розы поцелуя, но Злоязычие пускает об этом слух, и Ревность воздвигает вокруг Розы башню, в которой запирает и Приветливость. Жалобой Влюбленного заканчивается часть, написанная Гильомом де Лорисом.
Сюжетную линию, оборванную Гильомом, через 40 лет после его смерти закончил ученый горожанин Жан де Мен (Жаном Клопинель, или Шопинель, из Мена; ок. 1240 – 1305 гг.). Теперь в романе появляются новые действующие лица: Лицемерие, Природа, Радость, которые поучают влюбленного на его пути к Розе. Лицемерие душит Злоязычие, Щедрость и Вежество стараются освободить Приветливость, которую Стыд и Страх вновь заключили в башне. Перед башней разыгрывается бой, и одержать победу влюбленному помогает Природа. Он срывает Розу и просыпается.
Куртуазные мотивы в культуре народов Западной Европы
Концепция куртуазной любви и куртуазная культура широко распространилась в Европе. Произведение немецкого миннезингера (см. МИННЕЗИНГЕРЫ) Готфрида Страсбургского «Тристан и Изольда» - свидетельство этого влияния. В Англии самым значительным памятником куртуазии стала «Аллегория Любви» Льюиса. В Италии куртуазия распространилась в 12 в., и в 13–14 вв. получила свое наивысшее воплощение в поэзии «нового сладостного стиля (см. ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО) », в поэтических вставках в «Новой жизни» Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) , в сонетах Франческо Петрарки (см. ПЕТРАРКА Франческо) к Лауре. В «Божественной комедии» Прекрасная Дама Данте - Беатриче - становится не только его платонической возлюбленной, но и духовным провожатым поэта к таинствам Рая.
Влияние куртуазного идеала изысканного поведения и манер, рыцарственного служения Даме, особого рода хрупкой и тонкой мужской и женской красоты отразилось в готической живописи и миниатюре 12–13 вв., искусстве поздней готики 14–15 вв.; хранителем «куртуазности» в 15 в. был двор герцогов Бургундии (см. БУРГУНДИЯ (историческая область)) . Отголоски куртуазии - в моде на галантность 18 века, поэзии и искусстве европейского романтизма (см. РОМАНТИЗМ) кон. 18–1-й четв. 19 вв.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КУРТУАЗНОСТЬ" в других словарях:

    Вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Р … Словарь синонимов

    куртуазность - и, ж. courtois, se adj.То же, что куртуазия. И куртуазность учтивость, к которой прибавлено немного жеманства и немножко сладострастия.. Труднодостижимо, потому что жеманство и сладострастие почти бесконтрольны, а при отсутствии почти недоступны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Э. Лейтон. Тристан и Изольда Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворны … Википедия

    Куртуазность - система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной… … Термины гендерных исследований

    Куртуазность - вариант вежливости, любезности, при которой действия и слова избыточны по отношению к функциональным и поэтому могут восприниматься как подчеркивание, акцентуация: ஐ Я слушал безо всякого интереса, тем более что его настойчивая куртуазность … Мир Лема - словарь и путеводитель

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. куртуазный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Куртуазность - (от фр. cour двор) правила хорошего тона, хорошие манеры. К. стала основой рыцарского поведения в XII XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Куртуазность в эпоху средневековья | Понятие куртуазности | Куртуазность как основа рыцарской культуры

Рассказ о самом понятии "куртуазности", про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек.

Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях, приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории.

Однако, именно в это время (XII—XIII вв.) окончательно сформировалась рыцарская культура. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона.

В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.

Рассмотрим понятие "куртуазность" более подробно.

1. Понятие куртуазности

Куртуазность (от courtois — учтивый, рыцарский) - это средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином. Впоследствии куртуазностью стали руководствоваться не только во взаимоотношениях с женщинами из благородного общества, но и в отношениях с мужчинами.

В более общем смысле, куртуазность - это правила хорошего тона, хорошие манеры. Можно сказать, что куртуазность - это некое подобие, а точнее зачатки современной этики и морали.

2. Куртуазность как основа рыцарской культуры

Благодаря крестовым походам, в VIII веке начинает возникать новое сословие - рыцарство. К XII веку рыцарская культура переживает свой расцвет. В этот период выработанные веками собственные традиции и этические нормы, особое мировоззрение формулируются в особом кодексе рыцаря.

Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию им на смену приходят рыцарские идеалы, не связанные с честью господина или страны, а связанные с образом Прекрасной Дамы (возлюбленной рыцаря).

В основе кодекса рыцарского благородства лежит куртуазность. Это значит, что настоящий рыцарь должен быть не только храбрым, но и вежливым, учтивым, воспитанным, грамотным. Должен уметь слагать стихи в честь дамы и проявлять галантность. Тонко чувствовать и трепетать при виде своей возлюбленной.

2.1 Куртуазная любовь

С тех самых пор я ваш навеки стал,

И ваша воля — для меня закон.

Чтоб вам почет повсюду воздавали,

Лишь вы одна — похвал моих предмет.
Гильом де Кабестань

Такой кодекс рыцарского благородства ознаменовал зарождение новой формы отношений между женщиной и мужчиной. Ее называют "куртуазная любовь". Современники ее называли "fine amour", т. е. "утонченная любовь".

Как правило, это любовь неженатого мужчины (юноши) к замужней женщине (или женщине высшего сословия, возможно, жене сеньора). Пылкий юноша томится в любви и делает вид, что во всем подчиняется избраннице, отдавая свою свободу ей ради достижения своей цели. Однако, дама принадлежит уже своему мужу и, если она будет замечена в нарушении правил поведения, то ее вместе с сообщником могут подвергнуть суровому наказанию.

Причем зачастую настоящих чувств ни у рыцаря, ни у дамы и в помине не было, и отношения напоминали опасную игру, в которой главное не результат (достижение благосклонности Дамы), а переживание и ожидание. То есть игра ради игры.

Рыцарь совершает свои подвиги во имя дамы сердца, чтобы прославить ее имя через свое и добиться ее расположения. Обязательным условием такой любви является непреодолимая преграда. Именно поэтому в качестве своей избранницы рыцари выбирали замужних дам или дам, стоящих выше на сословной лестнице.

Стремление к Даме бесконечно: целью куртуазной любви является не обладание объектом поклонения, а трудное, но радостное духовное совершенствование мужчины.

2.2 Рыцарские турниры

В средние века излюбленными развлечениями были поединки. Это были роскошные зрелища, на которые собирались толпы народа, в том числе и знатные дамы. Как правило, это были поединки конных рыцарей в доспехах, суть которых заключалась в том, чтобы выбить противника из седла затупленным копьем.

Победа в таком турнире сулила рыцарю расположение его дамы. Подаренная улыбка, ленточка по окончании турнира было безмерным счастьем для влюбленного.

2.3 Куртуазная литература

Рыцарские нравы и куртуазная любовь нашли отражение в средневековой литературе и музыке. И, наряду с церковно-христианскими строгими произведениями и патриотическим эпосом о древних героях, стали появляться романы о рыцарской любви с обязательным культом дамы (например, "Тристан и Изольда" Готфрида Страсбургского).

Героические патриотические произведения, где герой отстаивал честь рода, господина или страны уступили место романтическим. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — мудрый, утонченный и галантный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги во славу своей дамы. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Рыцарь сражался с драконами, колдунами, великанами и феями и другими мифическими существами.

Создателями же куртуазной поэзии считаются трубадуры (поэты и певцы), в Германии - миннезингеры. Первым трубадуром считается Гильем Аквитанский.

Стихи трубадуров посвящались рыцарским доблестям, но главная тема - куртуазная любовь, от которой герой страдает, но не откладывает попыток добиться своей избранницы.

Многие стихи трубадуры перекладывали на музыку (баллады) и зачастую исполняли сами.

Наиболее известными произведения куртуазной литературы были "Артурианский цикл", "Роман о Розе" Гильома де Лориса и другие.

В Италии в 13-14 вв. идеи куртуазной любви получили свое наивысшее воплощение в сонетах Франческо Петрарки к Лауре.

Таким образом, центральное место в творчестве трубадуров занимала та "утонченная любовь" с куртуазными ценностями: героическая личность, куртуазное поведение и радость от куртуазного служения.

В 14 в. куртуазная поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом насмешек и пародий.

Заключение

Таким образом, понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни.

Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность.

Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.

И, несмотря на то, что со временем куртуазность стала объектом насмешек и пародий, она продолжает занимать молодые умы и в наше время. Ибо соблюдение этикета, галантное и учтивое отношение к женщинам, пожилым людям - это признак если и не рыцарской личности в современном мире, то, по крайней мере, показатель культурного развития и воспитания.