Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении. Что такое аккомпанемент? Его разновидности и история


Искусству аккомпанемента до настоящего времени посвящено не так много литературы, как хотелось бы. Еще меньше написано о методике преподавания этого учебного предмета.

Между тем, именно детские музыкальные школы являются первым и наиболее массовым звеном в системе музыкального

образования, необходимой ступенькой к домашнему музицированию, к самодеятельному художественному творчеству. И задача музыкальной школы - привить необходимые навыки коллективного музицирования, умения аккомпанировать певцу или себе самому, солисту, воспитать вкус и интерес к совместному творчеству.

Представленная методическая разработка является обобщением опыта работы концертмейстером и преподавания аккомпанемента в музыкальной школе и продиктована желанием помочь коллегам систематизировать учебный материал, определить последовательность его усложнения, исходя из потребностей будущего любителя музыки, получившего в музыкальной школе общие музыкальные представления и не продолжившего своего музыкального образования. Студенты же музыкальных учебных заведений средней и высшей ступени будут углублять свои знания в процессе дальнейшего обучения.

Искусство аккомпанемента - это такой ансамбль (слово «ансамбль» по-французски означает «единство»), в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.Оба музыканта, и солист, и пианист, в художественном смысле становятся равноправными членами единого, целостного музыкального организма.

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Помимо владения своим инструментом оно требует от пианиста знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах. Концертмейстер - не только пианист, он как бы и певец, скрипач, трубач, гитарист и т.д. Пианист обязан не просто ЗНАТЬ кроме своей и сольную партию. Хорошо аккомпанировать он может лишь тогда, когда все его внимание устремлено на солиста, когда он повторяет вместе с ним каждый звук, каждое слово, предчувствует, заранее «предслышит» то, что будет делать партнер. Чувствовать себя исполнителем сольной партии - необходимое условие в процессе работы над произведением с певцом или инструменталистом.

Автор рассматривает основные принципы работы с учащимися старших классов фортепианного отделения, останавливаясь на вопросах выбора программы, особенностях аккомпанемента вокалистам и инструменталистам, развитии навыков чтения с листа, подбора по слуху и транспонирования, приёмах фактурного облегчения аккомпанемента и т.д. Здесь же даются примерные программы - предложены произведения, которые могут быть исполнены на академических концертах и дан примерный репертуарный список.

Непросто привить такой объем навыков за то время, которое отводятся на аккомпанемент по учебному плану в 5,6, 7 классах музыкальной школы. Однако одним из основных направлений работы детской музыкальной школы является задача дать учащимся общее музыкальное развитие, сформировать их эстетические вкусы на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки

Многие давно знакомые предметы не имеют в нашем сознании чёткого определения своего значения. К таким понятиям относится и слово «аккомпанемент».

В переводе с французского оно означает "сопровождать, вторить, подыгрывать". Даже простое отбивание ритма ногой или хлопанье в ладоши долгое время считалось своего рода «сопровождением». Однако в ХХ веке возникла чёткая формулировка данного термина.

В чём специфика аккомпанемента?

Сегодня аккомпанемент - это дополнение мелодии музыкальным сопровождением в виде гармонической и ритмической опоры для солиста. В роли солиста может выступать певец либо музыкант-инструменталист, исполняющий ведущую партию.

Почти вся музыка имеет в своей основе мелодию как главное средство выразительности. Она - королева, красной нитью проходящая через всю нотную фактуру и диктующая остальным голосам способы их проявления.

Такой тип музыкальной фактуры носит название «гомофонно-гармонический». Поскольку в нём есть один главный голос и его сопровождение в виде гармонии.

Большинство инструментов не способно воспроизвести гармонию, на них можно сыграть, пусть даже очень выразительно, всего лишь один голос. При этом солировать под аккомпанемент оркестра достаточно накладно.

Вот почему чаще всего в этой роли выступает такой инструмент, как фортепиано. Оно успешно имитирует звучание оркестра с его богатыми гармоническими возможностями и красочными тембрами.

Аккомпанемент как звучащая фактура

Аккомпанемент - это не только то, что мы слышим в реальном звучании. Данным словом называют также ноты, написанные для инструментов, исполняющих партию сопровождения. Третье значение слова заключается в самом действии. Так называют процесс исполнения сопровождения.

Основная задача аккомпаниатора, или, другими словами, концертмейстера - дополнить солиста, помогая ему в создании художественного образа. Помощь эта предоставляется, в основном, в следующих направлениях:

  • добавление различных регистров и тембров, которых солист не имеет в своём арсенале, то есть красочное обогащение звучания;
  • дополнение одноголосной мелодии аккордовой гармонической фактурой, создающей эффект объёмности и передающей определённый эмоциональный подтекст;
  • метро-ритмическая поддержка, сохранение стабильности темпа и музыкальной формы.

Причем аккомпанемент - это всегда второстепенная часть фактуры, поэтому звучать он должен тише, чем сольная партия.

Работа концертмейстера

Если вы видите на сцене солиста-инструменталиста, играющего с фортепиано, это ещё не означает, что пианист ему аккомпанирует.

Есть целый ряд произведений, написанных для подобного дуэта с развёрнутой равноправной партией рояля, где оба инструмента являются солистами и выступают в качестве дуэта. Такая форма музицирования называется камерным ансамблем.

Только в том случае, когда партия фортепиано имеет явно сопровождающий характер, поддерживающий основной инструмент, мы можем утверждать, что это - аккомпанемент.

Ноты для концертмейстера, впрочем, могут содержать при этом немало сложных и виртуозных эпизодов во вступлении, заключении и проигрышах, как бы «договаривая» то, что недосказал солист, логически развивая его линию.

Выдающиеся мастера аккомпанемента

По-настоящему мастерский аккомпанемент - это великое искусство, в котором есть свои заметные фигуры. Среди вошедших в историю выдающихся концертмейстеров можно назвать таких, как:

  • Важа Чачава - профессор, заведующий концертмейстерской кафедрой ведущей российской консерватории, выступал с Е. Образцовой, З. Соткилавой, И. Архиповой (Д. Мацуев - один из его учеников);
  • выдающийся концертмейстер, Д. работавший с С. Лемешевым, Е. Шумской, выходивший на сцену до последних дней жизни и дававший в возрасте 102 лет по 50-60 полуторачасовых бесплатных концертов в год;
  • профессор М. Н. Бер, 50 лет проработавшая концертмейстером в вокальном классе Российской академии музыки, подготовила более 20 лауреатов и 30 солистов оперных театров;
  • блестящим концертмейстером проявил себя С. Т. Рихтер в работе над песнями Ф. Шуберта с Д. Ф. Дискау и многие другие.

Присутствуя на концерте выдающегося солиста, не следует недооценивать труд концертмейстера. Его вклад в успешное совместное выступление трудно переоценить.

Бале́т (фр. ballet от ит. ballo - танец, пляска) - крупный музыкально- , в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью .

Интерме́дия (лат. intermedia - находящаяся посередине) - 1. Небольшая музыкальная , помещаемая между более важными частями крупного произведения. 2. Вставной или в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий между двумя проведениями в , проходящий эпизод в инструментальной пьесе вообще.

Интерме́ццо (ит. intermezzo - пауза, антракт) - , связующая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интроду́кция (лат. introductio - введение) - 1. Небольших размеров оперная, непосредственно вводящая в действие. 2. Начальный раздел какой-либо , обладающий своим и характером музыки.

Кант (от лат. cantus - пение) - в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII веков лирические песни для трехголосного хора без сопровождения; в эпоху Петра I распространились приветственные канты бодрого маршеобразного (см. ) характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Ко́да (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Колорату́ра (ит. coloratura - раскрашивание, украшение) - расцвечивание, варьирование мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, украшениями.

Колори́т (от лат. color - цвет) в музыке - преобладающая эмоциональная окраска того или иного эпизода, достигаемая использованием различных , , и иных выразительных средств.

Коля́дка - общее название славянских народных обрядовых языческого происхождения, связанных с празднованием рождества (канун нового года).

Купю́ра (фр. coupure - вырезка, сокращение) - сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо , в - , или .

Лезги́нка - танец, распространенный у народов Кавказа, темпераментный, стремительный; размер 2/4 или 6/8.

Моти́в (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть , имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктю́рн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - ) лирически-созерцательного характера с выразительной певучей .

Ноне́т (от лат. nonus - девятый) - сравнительно редкий вид оперного или камерного для девяти участников.

О́да (греч. ode) - заимствованное из литературы наименование музыкального произведения (чаще - ) торжественного хвалебного характера.

Окте́т (от лат. octo - восемь) - восьми участников.

Паро́дия (греч. parodià, от para - против и ode - песнь, пение, букв, пение наоборот) - подражание с целью искажения, осмеяния.

Прелю́дия, прелю́д (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному , , и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премье́ра - первое представление, на театральной ; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Скоморо́хи - носители русского народного искусства в XI-XVII веках, бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Сона́тное алле́гро - форма, в которой пишутся первые части сонаты и , - выдержанные в быстром (allegro) . Форма сонатного аллегро складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция - изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной ; разработка-

Слушая музыку различных жанров, стилей и эпох, можно заметить, что основную музыкальную тему (мелодию) зачастую сопровождают и украшают подголоски, имеющие второстепенную значимость. Именно это дополнение и своеобразное подзвучивание мелодии называется аккомпанементом.

Музыкальное сопровождение

В переводе с французского аккомпанемент означает сопровождение. То есть аккомпанирование в музыке - это сопровождение солирующей партии несколькими другими. Оно может варьироваться и меняться, в то время как мелодическая линия должна оставаться неизменной.

Интересным является то, что аккомпанемент - это не всегда музыкальные партии. Он может выражаться и в ритмичных хлопках, имитации звуков природы и т. д.

Что такое аккомпанемент? В своем классическом проявлении возможен только в гомофонно-гармоническом музыкальном изложении, когда мелодию, исполняемую солистом-вокалистом или инструменталистом, необходимо подзвучить при помощи одного или нескольких инструментов, например, фортепиано, гитарой, баяном, аккордеоном, инструментальным или вокальным ансамблем, хором, оркестром.

Гомофония - один из типов полифонии, где партии разделяются на главную и второстепенные.

В зависимости от временной эпохи и страны, аккомпанемент в разные времена имел разную форму. Например, в странах Африки с незапамятных времен и до сегодняшнего дня мелодия сопровождается ритмами этнических барабанов.

В Средневековье основная партия усиливалась с помощью вокального или инструментального октавного удвоения.

В период Классицизма в Западной Европе вокалистам, скрипачам, гобоистам и прочим инструменталистам аккомпанировал клавесин.

В России эту функцию взяли на себя такие инструменты, как баян, балалайка и гусли.

На Украине это кобза, бандура, цимбалы, домра и т. д.

Начиная с эпохи Романтизма и по сей день чаще всего можно услышать сольные партии в сопровождении фортепиано или гитары. Самыми же роскошными аккомпаниаторами являются вокальные и инструментальные ансамбли, оркестры и хоры.

Роль аккомпанемента

В словаре В. Даля также находится ответ на вопрос "Что такое аккомпанемент?". Здесь его характеризуют как музыкальное подыгрывание, подголосок для основной партии/мелодии. Он обогащает художественное восприятие произведения в целом.

Начиная с XVI столетия с развитием основ гармонии музыкальное сопровождение приобретает характер слаженной гармонической опоры и окантовки мелодии.

В вышеуказанный период аккомпаниаторам выписывалась только басовая партия с обозначением аккордов при помощи цифровок (генерал-бас).

Начиная с композиторов эпохи Классицизма Гайдна, Моцарта и Бетховена в аккомпанементе начали полностью выписывать все голоса и ритмические рисунки, что делает возможным неизменное воспроизведение музыки разными исполнителями.

Самые распространенные виды аккомпанемента:

  • Аккордовый аккомпанемент. Часто встречается в драматической, камерной, симфонической и оперной музыке. С помощью такого сопровождения ярко подчеркиваются ладовые и тональные тяготения, что выражает эмоциональное настроение музыки.
  • Аккомпанемент пульсирующих аккордов. Возможен в произведениях различного характера и содержания. Пульсация может быть как насыщенной и быстрой, так и мягкой, спокойной. При таком изложении часто используют арпеджированные обороты, соединяющиеся в аккорды.
  • Чередование басовой партии со средними голосами. Предполагает как бы шаговое движение баса и аккорда.
  • Также часто применяют аккомпанемент, в котором дублируется мелодическая партия.

Сегодня все дети, обучающиеся музыке, с ранних лет знают, что такое аккомпанемент. Вокалисты, струнники, духовики и народники с первых классов учатся играть под фортепианное сопровождение, а пианисты и гитаристы обучаются искусству аккомпаниаторов, что в значительной мере развивает чувство ансамбля и гармонический слух.

Электронные программы аккомпанемента

На сегодняшний день существует много программ автоматического электронного аккомпанемента, например, Bestfree, ChordPulse, Soundsmith, Band-in-box и др.

Исполнение аккомпаниатора и солиста должно быть одинаковым в динамическом, метрическом, темповом и эмоциональном планах. Только в таком случае произведение будет звучать органично, слажено и красиво.


















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация к уроку музыки предназначена для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” во втором классе общеобразовательной школы. На уроке предусматривается использование коммуникативно-диалоговых технологий развивающего обучения. К материалам урока разработан фрагмент “Рабочей тетради” учащегося, соответствующий данной теме (Приложение 1).

Планируемые личностные результаты:

  • в ценностно-ориентационной сфере – формирование художественного вкуса в общении с музыкальными произведениями (П.И. Чайковский “Вальс”, Х. Вольф “Садовник”, Ф. Шуберт “Форель”);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”);
  • в познавательной сфере - умение познавать мир через музыкальные образы (танец, скачка коня, журчание воды).

Планируемые метапредметные результаты:

  • активное использование интеллектуальных операций (сравнение роли аккомпанемента в “Вальсе” П.И. Чайковского и песне “Садовник” Х. Вольфа, анализ изобразительных и выразительных возможностей аккомпанемента);
  • формирование ключевых компетенций: коммуникативные умения (развитие умения учащихся выражать свои мысли и впечатления о музыке в процессе поиска ответов на вопросы).

Планируемые предметные результаты:

  • в познавательной сфере – осознание особенностей музыкального языка, художественных средств выразительности (аккомпанемента), специфики музыкального образа (танца – в “Вальсе” П.И. Чайковского, скачки коня – в песне “Садовник” Х. Вольфа, журчания воды - в песне “Форель” Ф. Шуберта);
  • в ценностно-ориентационной сфере – осознание ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;
  • в коммуникативной сфере – освоение диалоговых форм общения с произведениями музыкального искусства (высказывание гипотез, предположений о музыкальном аккомпанементе в произведениях П.И. Чайковского и Х. Вольфа);
  • в эстетической сфере - нахождение ассоциативных связей и осознание их роли в творческой и исполнительской деятельности (роль аккомпанемента в музыке и фона в живописи);
  • в трудовой сфере – применение выразительных средств в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале (выразительное исполнение песен “Мир похож на цветной луг” и “Песенка-спор”).
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи:

  • освоение понятия “аккомпанемент” и знакомство с его видами и функциями;
  • эмоционально-образное восприятие и характеристика произведений П.И. Чайковского “Вальс” и Х. Вольфа “Садовник”;
  • выразительное исполнение песен Г. Гладкова “Песенка-спор” и В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • повторение понятий “ритм” и “пауза”, темы “длительности нот”;
  • знакомство с длительностями пауз;
  • исполнение ритмического аккомпанемента к песне В. Шаинского “Мир похож на цветной луг”;
  • наблюдение за тем, как влияет аккомпанемент на образное содержание музыкального произведения на примере песни Ф. Шуберта “Форель”.

Оборудование урока:

  • Компьютер
  • CD-проигрыватель
  • Проекционная система
  • Детские шумовые инструменты: бубенцы, маракасы, барабан, колокольчик.

ХОД УРОКА

Открывается урок приглашением учащихся к совместной успешной деятельности. Учитель демонстрирует презентацию “Музыкальная интонация”. Слайды презентации сменяются по щелчку. Все надписи и иллюстрации появляются по щелчку. Через гиперссылки осуществляется переход к разным видам деятельности на уроке. В презентации представлены основные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, пластическое интонирование. Благодаря гиперссылкам, учитель может использовать предложенный порядок видов деятельности, изменить его или сократить их количество.

Учитель предлагает учащимся исполнить песню Г. Гладкова “Песенка-спор”. Дети исполняют песню: мальчики - свою партию, девочки – свою. (Во время звучания песни слайды сменяются автоматически. ) Учитель обращает внимание детей на то, что диалог мальчиков и девочек исполнялся на фоне звучащей музыки, которая помогала пению. Она называется “музыкальным аккомпанементом”. Учитель сообщает учащимся, что слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождение”. (По щелчку появляется изображение семьи: родители сопровождают мальчика.) Учитель спрашивает ребят: “Что сопровождает аккомпанемент?”. Дети отвечают: “Песню”. Ведь они только что исполнили “Песенку-спор” с аккомпанементом. Учитель поправляет, что учащиеся исполняли мелодию песни. Но вместо мальчиков и девочек мелодию этой песни можно было бы сыграть на каких-нибудь музыкальных инструментах. Например, за мальчиков мог бы сыграть кларнет, а за девочек – флейта. Таким образом, учитель подводит детей к выводу о том, что аккомпанемент сопровождает мелодию голоса или инструментального произведения. (По щелчку появляется репродукция картины, на которой девушка играет на фортепиано.) Попутно учитель спрашивает, что важнее – мелодия, которую ребята исполняли сами, или аккомпанемент? Учащиеся отвечают, что мелодия важнее. Учитель приглашает детей к рассуждению: если мелодия важнее, то может быть попробовать обойтись без аккомпанемента? Зачем нужен аккомпанемент? Можно спеть и без него. Ребята отвечают, что без музыки петь не интересно, трудно; с музыкой получается лучше. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в живописи тоже есть нечто схожее с мелодией и аккомпанементом. Он предлагает в качестве примера внимательно рассмотреть картину И. Айвазовского “Приближение бури” и подумать: что на картине можно сравнить с мелодией, а что с аккомпанементом? (По щелчку появляется репродукция картины.)

Учащиеся отвечают, что корабль напоминает мелодию, а море и небо – аккомпанемент. Учитель предлагает оставить на картине только “мелодию” - корабль, а “аккомпанемент” – море и небо – убрать. (По щелчку появляется белый лист, в центре которого изображён корабль.)

Детям картина не понравилась. Учитель соглашается с ребятами и предлагает вернуть “аккомпанемент” – фон, но при этом убирает корабль. (По щелчку появляется картина моря и неба, но без корабля.)

Он спрашивает детей: “Может так лучше: море и небо без корабля? Ведь картина называется “Приближение бури”. Зачем на ней нужен корабль?” Учащиеся не согласны: на картине нужны и корабль, и море. (По щелчку картина без корабля исчезает). Учитель возвращает ребят к музыке: в ней тоже важны и мелодия, и аккомпанемент.

Учитель спрашивает, какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи? Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (По щелчку появляются картины с изображением гитары, фортепиано, гармони.) Учитель добавляет, что аккомпанемент может исполняться оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем. (По щелчку появляются картины с изображением пианистки, которой аккомпанирует симфонический оркестр, струнного и джазового ансамбля.)

“А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?”, - спрашивает учитель. И сообщает, что давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. (По щелчку появляются соответствующие рисунки.) Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды. Поэтому музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Ещё через 100 лет в инструментальной и вокальной музыке аккомпанемент начал “договаривать” то, что “недосказано” солистом, или создавать музыкальные иллюстрации к содержанию произведения. То есть аккомпанемент иногда становился равноправным партнёром мелодии. Так учитель подводит учащихся к ответу на вопрос о роли аккомпанемента. Он может быть помощником и партнёром. (По щелчку появляются соответствующие рисунки: мальчик с собакой (помощником) и двое детей (партнёры).)

Учитель предлагает учащимся послушать музыкальные произведения и определить роль аккомпанемента в них. (По щелчку звучит “Вальс” П.И. Чайковского из фортепианного цикла “Детский альбом”.) Дети слушают музыку. На вопрос учителя, какую роль играет аккомпанемент в пьесе П.И. Чайковского “Вальс”, учащиеся отвечают, что в этом произведении аккомпанемент является помощником мелодии. (По щелчку слово “помощник” перемещается к картине А. Лямина “Вальс”.) На следующем слайде ребят ожидает нотный пример “Вальса” П.И. Чайковского и вопрос: “На какой строке записан аккомпанемент?”. Дети отвечают, что он записан на нижней строчке. (По щелчку на нотном примере появляются надписи “аккомпанемент” на нижней строке и “мелодия” - на верхней.)

Учитель хвалит учащихся за ответы. Он обращает их внимание на то, что мелодия прерывается короткими паузами; ударения – акценты – поставлены Чайковским на вторую долю. Такой вальс непросто танцевать. Тем более что звучит он в очень быстром темпе. Учитель сообщает детям, что бас и два аккорда в аккомпанементе – типичны для вальса. В союзе с мелодией они создают ощущение плавного кругового движения. Благодаря глубокому басу мелодия может свободно парить, и танцоры не собьются с ритма.

Учитель предлагает детям послушать песню Х. Вольфа “Садовник” и продолжить разговор о роли аккомпанемента. (По щелчку звучит песня.) Дети слушают музыку. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель предлагает учащимся выбрать нотный пример с ритмическим рисунком аккомпанемента песни “Садовник” и объяснить свой ответ.

Учитель хлопками иллюстрирует оба нотных примера. Дети выбирают пример “Б”, потому что ритм в нём более отрывистый. (По щелчку нотный пример “Б” увеличивается.) Учитель спрашивает, что изображает аккомпанемент. Ребята отвечают, что он похож на скачку коня. (По щелчку появляется картинка с изображением скачущего коня.) Учитель снова прохлопывает ритмический рисунок аккомпанемента песни и предлагает учащимся повторить его. Дети выполняют задание. Прежде чем ответить на вопрос о роли аккомпанемента, учитель спрашивает, кто исполняет песню, о ком он поёт, что при этом мы можем себе представить? Ребята отвечают, что песню поёт садовник. Он поёт о красавице, которая ему понравилась. Эта красавица скачет на белом коне. Учитель возвращает учащихся к вопросу о роли аккомпанемента. Дети сообщают, что аккомпанемент в это песне играет роль партнёра, потому что изображает скачку коня. (По щелчку слово “партнёр” перемещается к картине К. Брюллова “Всадники”.) Учитель хвалит ребят. Он предлагает им исполнить их любимую песню “Мир похож на цветной луг” и обратить внимание на роль аккомпанемента в ней.

Дети исполняют песню, в припеве хлопают в ладоши после каждой строчки. (Слайды сменяются автоматически и сопровождаются соответствующими содержанию весёлыми картинками.) После исполнения учащиеся отвечают, что аккомпанемент играет роль помощника. Учитель благодарит детей и сообщает, что они сейчас хлопками создавали ритмический аккомпанемент к песне. Он предлагает продолжить украшение песни ритмическим аккомпанементом.

Учащиеся видят на слайде партии для бубна, маракасов, барабана, колокольчика.

Длительности нот они изучили в предыдущей учебной четверти. А знаки пауз им ещё не знакомы. Возникает затруднение. Для преодоления этого затруднения учитель предлагает вспомнить, что такое ритм. Дети отвечают, что это разные ноты: долгие и короткие. Учитель добавляет: “… и паузы”. (По щелчку появляется определение ритма.) На вопрос учителя о паузах ребята сообщают, что пауза – это остановка, молчание. (По щелчку появляется определение паузы.) Учитель предлагает учащимся вспомнить все известные им длительности нот, напоминает, что самая долгая нота – целая. В предыдущей четверти целую ноту дети сравнивали с апельсином, который затем они делили на части: на половинки, четвертинки, восьмушки и шестнадцатые. Учащиеся называют поочерёдно все длительности нот. (По щелчку апельсин делится на части. В левой половине слайда появляются соответствующие им названия нот и нотные знаки.) А учитель сообщает, что им соответствуют паузы, точно такой же длительности. Ведь пауза может заменить ноту.

Целая пауза – самая длинная, поэтому она “свесилась” с нотной линейки. (По щелчку поочерёдно появляются паузы.) А вот половинная пауза “удержалась” на линейке, ведь она наполовину короче целой. Так по внешнему виду их можно отличить друг от друга. Четвертную паузу невозможно спутать ни с какой другой. У восьмой паузы один “крючок”, как один хвостик у восьмой ноты. А у шестнадцатой – два. Учитель спрашивает: “Как называется пауза с тремя “крючочками”?”. Дети отвечают: “Тридцать вторая”, ведь на аналогичный вопрос они отвечали, когда изучали длительности нот. Таким образом, новое знание о длительностях паузах вводится в опоре на уже имеющееся знание о длительностях нот.

После этого учащимся предлагается вернуться к украшению песни “Мир похож на цветной луг” - исполнить простейший ритмический аккомпанемент на детских шумовых инструментах. Детям предстоит удержать ритм на протяжении запева или куплета целиком. Ребята осваивают ритмический рисунок каждого инструмента по очереди. (На слайде по щелчку поочерёдно появляются ритмические группы для бубенцов, маракасов, барабана, колокольчика. Учителем могут быть выбраны другие инструменты, которые имеются в кабинете музыки. Звучание песни включается при помощи стрелки триггера.) Учитель эмоционально поддерживает усилия детей. Звучит песня “Мир похож на цветной луг”. Учащиеся исполняют ритмический аккомпанемент на шумовых инструментах, повторяя свою ритмическую группу несколько раз. Учитель благодарит детей. Он объясняет им, что теперь ребята могут самостоятельно придумывать ритмический аккомпанемент к любимым песням, используя известные им длительности нот и пауз.

Подытоживая разговор о музыкальном аккомпанементе, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы викторины. Ребятам предстоит записать ответы в Рабочую тетрадь. (Приложение 1). (Правильные ответы появляются на слайдах презентации по щелчку только после ответов детей. Таким образом, все учащиеся работают индивидуально, а проверка осуществляется коллективно.)

Что такое “аккомпанемент”? Ребята записывают в Рабочую тетрадь слово “сопровождение”. (По щелчку появляется слово “сопровождение”.)

Какие музыкальные инструменты могут сопровождать песню? Учащиеся выполняют Задание 1 : выбрать из предложенных инструментов и подчеркнуть: баян, труба, фортепиано, барабан, гитара, валторна. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяются фортепиано, гитара, баян.)

Какому инструменту аккомпанирует оркестр? (По щелчку звучит “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. На слайде изображены скрипка, труба, фортепиано, барабан, гитара, саксофон.) Ребятам предстоит выбрать картинку с изображением солирующего инструмента. Учитель слушает ответ учащегося, который первым поднял руку. (По щелчку из картинок с музыкальными инструментами выделяется труба.)

Каким нотам соответствуют эти паузы? Учащиеся выполняют Задание 2: соединить стрелочками паузы и соответствующие им длительности нот. (После выполнения задания по щелчку паузы поочерёдно стрелками соединяются с соответствующими им нотами.)

Какую роль может играть аккомпанемент? Ребята отвечают, что он может быть помощником или партнёром. (По щелчку появляются надписи над картинками.)

Какую роль играет аккомпанемент в песне “Садовник” Х. Вольфа и “Вальсе” из “Детского альбома” П.И. Чайковского? Учащиеся выполняют Задание 3. : написать слова “помощник” и “партнёр” напротив указанных произведений. Дети отвечают: в “Вальсе” – помощник, а в песне “Садовник” - партнёр. (После ответа учащихся по щелчку появляются надписи под картинами с изображением всадников и танца.)

Какова роль аккомпанемента в песне “Форель”? Учитель объясняет детям, что форель – это красивая рыбка, которая плавает в прозрачной воде. Её очень трудно поймать. Но если замутить воду, то форель не увидит лески удочки. В этот момент её легко поймать. Учитель предлагает послушать песню Ф. Шуберта. (По щелчку звучит песня “Форель”.) Ребята дописывают в Задание 3. слово “партнёр”. (По щелчку слово “партнёр” появляется с увеличением.) Учитель соглашается и обращает внимание на то, что аккомпанемент рисует в песне целую картинку ловли рыбки. Аккомпанемент меняется в зависимости от содержания песни. Дети говорят, что он изображает движение рыбки, журчание воды, блеск солнышка.

Учитель одобряет ответы учащихся – они успешно справились с вопросами викторины и показали, что понимают роль аккомпанемента в музыкальном произведении. Учитель подводит итоги, оценивает работу детей на уроке и благодарит их за сотрудничество. В качестве домашнего задания он предлагает учащимся раскрасить букет цветов и аккомпанемент” (фон) к нему, используя для “аккомпанемента” только цвета радуги.

Литература

  1. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
  2. http://dizlion.at.ua/news/2010-02-07-87