Астафьев виктор петрович краткая. С кем из писателей Виктор Петрович был особенно дружен? В каких местах жил писатель


В.П. Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, в Енисейской губернии(сейчас это Красноярский край).
Биография Виктора Петровича была наполнена множеством трагичных моментов. Еще в самом малом возрасте, его родной отец попал под арест, а родная мама ушла из жизни, совершая очередную поездку к мужу.
Ранние годы, Виктор Астафьев был вынужден коротать с дедушкой и бабушкой. Этот период остался в памяти Виктора положительной полосой жизни, ностальгию о которой он позже напишет в своей биографии.
Отца арестовали не пожизненно, после его возвращения, отец женится во второй раз, и уже вместе со всей семьей они переезжают в город Игарк, что в Красноярском крае. Спустя небольшой период времени, отец Виктора попадает в больницу, и тогда маленький мальчик понимает, что кроме папы в новой семье он никому не нужен. Так, постепенно от Виктора Астафьева отворачивается вся семья, и он, остается среди улицы один. Проскитавшись в одиночестве двое месяцев, Виктор Астафьев направляется в детский дом.
Достигнув совершеннолетия, Виктор Петрович решительно становится добровольцем на военном фронте. Пройдя обучение по специальности военного дела в пехотной школе Новосибирска, уже в 43 году Виктор попадает в разгар военных действий. Поменяв несколько профессий и видов деятельности, Виктор Петрович, дойдя до окончания военных действий, так и остался обычным солдатом. Однако, не смотря на невысокий чин, Виктор был награжден орденом "Красной Звезды", а также медалью "За отвагу".
По окончании военных действий, Виктор Астафьев берет в жены Марию Корякину, которая была известной писательницей. Именно с ней Виктор позже начнет жить в Пермской области, городе Чусовой.
Проводя годы жизни в Чусовом, Виктору придется поменять огромное количество специальностей: тут он успел побывать и слесарем, и кладовщиком, и преподавателем, и даже успел найти работу на мясокомбинате. Но, работа была не единым видом деятельности Виктора. Самое большое увлечение для него представляла литература. Виктор Петрович был участником литературного клуба и кружка.
Дебютом для Виктора Астафьева стала публикация 1951 года, когда было издано его произведение "Гражданский человек". В этот же период, Виктор Астафьев начинает строить карьеру в издании "Чусовский рабочий", данное место работы настолько полюбилось ему, что он не покидал его на протяжении четырех лет. Для издания Виктор Петрович написал большое количество рассказов, повестей, очерков, а также статей. С каждым новым произведением литературный талант Виктора Астафьева открывал все новые и новые границы. Первая самостоятельная книга Виктора Астафьева публиковалась 1953 годом, и имела название «До будущей весны».
Главным событием и мечтой всей жизни Виктора Петровича было принятие его в "Союз писателей". Для того чтобы поднять свой литературный уровень на новый передел, Виктор получил образование на Высших курсах литературного искусства в период с 59 до 61 года.
Литературные шедевры Виктора Астафьева наполнены всего тремя тематиками: деревенской, которая прослеживается в детских рассказах, военной, а также антисоветской тематикой.
За время своей литературной деятельности, Виктор написал и издал множество произведений, так, из них, произведение "Прокляты и убиты" было награждено премией Российской Федерации в разделе искусства и литературы.
Умер Виктор Петрович Астафьев 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен недалеко от родного села.

Краткая биография Виктора Астафьева

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край). Отца посадили в тюрьму, когда ему было всего несколько лет от роду, а мать вскоре трагически погибла. Мальчик был отдан на воспитание родителям матери. О своих детских воспоминаниях он написал позже в автобиографическом романе «Последний поклон».

Освободившись, отец писателя женился повторно и новым составом семьи Астафьевы переехали на Крайний Север в Игарку. Здесь будущий писатель вместе с отцом занимался промысловой рыбалкой. Но вскоре Петр Астафьев серьезно заболел и угодил в больницу, а Виктора мачеха выгнала на улицу. Он долго скитался и жил в заброшенных помещениях, пока, наконец, не попал в детский дом. В 1942 году он ушел на фронт, а через год – в армию. За отвагу Виктора не раз награждали орденами.

После демобилизации, Астафьев уехал на Урал. В 1945 году женился на Марии Корякиной. С 1951 года он устроился на работу в редакцию газеты «Чусовский рабочий». Там появилось его первое произведение «Гражданский человек». Попутно он писал различные статьи и рецензии. Основной темой творчества писателя была военная и деревенская проза. Одно из первых произведений было написано еще в школе в качестве сочинения. Затем он превратил его в рассказ «Васюткино озеро». Астафьев часто публиковался в журнале «Смена».

В 1953 году вышла в свет первая книга писателя «До будущей весны». С 1958 года Астафьев числился в Союзе писателей СССР. С 1959 года он учился в Москве, затем переехал в Пермь, а после в Вологду. С 1980 года обосновался в Красноярске. Около двух лет числился народным депутатом СССР. В. П. Астафьев умер осенью 2001 года и был похоронен в родном селе.

Вариант 2

Виктор Петрович Астафьев – советский писатель, прозаик и эссеист. Родился 1 мая 1924 года недалеко от Красноярска, в селе Овсянка. Родители Астафьева была раскулачены, а отец, Петр Астафьев, вскоре попал в тюрьму. Мать, Лидия Ильинична, утонула в очередной переправе на пути к мужу. В результате мальчика воспитали бабушка с дедушкой по материнской линии. О детских годах он вспоминал с теплотой и позже рассказал о них в своей автобиографии «Последний поклон».

Когда отец Виктора вышел на свободу, то женился повторно и уже с двумя сыновьями решил поехать на заработки в сторону севера. Заключив договор с рыбзаводом в Игарке, Петр Астафьев взял с собой на работу и сына. Однако вскоре отец заболел и попал в больницу. Виктор оказался выброшенным на улицу мачехой и вынужден был выживать. Несколько месяцев он прожил в заброшенном здании, а затем его определили в детский дом. В возрасте 18 лет он поступил добровольцем в армию и проходил военную подготовку в Новосибирске. В конце войны получил тяжелое ранение, после чего был переведен в Западную Украину.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится и его школьное сочинение, позже переделанное в рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

Одной из наиболее знаменитых работ Астафьева был рассказ «Гражданский человек», опубликованный в 1951 году. Через короткий перерыв вышла в свет и другая значимая книга «До будущей весны». В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. Неоднократно меняя города, в 1980 году он вернулся в родной Красноярск, где и скончался 29 ноября 2001 года.

Статья рассказывает о краткой биографии Астафьева - русского писателя, одного из крупнейших представителей т. н. "деревенской прозы".

Биография Астафьева: ранние годы

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. в небольшом сибирском селе. Нелегкая крестьянская жизнь наложила отпечаток на дальнейшую судьбу писателя. В то же время она познакомила мальчика с красотой родной природы и народным образом жизни. В результате несчастного случая рано потерял мать и воспитывался своей бабушкой. Отец быстро нашел новую жену, с которой у мальчика сразу же не сложились отношения. После того как совместное проживание становится невыносимым, Виктор уходит из дома. Некоторое время он занимался бродяжничеством, пока его не определили в детский дом.
Астафьеву невероятно повезло с одним из своих детдомовских преподавателей, который был поэтом. Он смог разгадать в мальчике большой писательский талант и стремился развить его. По заданию учителя Виктор написал сочинение об озере, которое оказалось настолько удачным, что его опубликовали в журнале. Впоследствии письменная работа мальчика легла в основу известного рассказа "Васюткино озеро".
Выйдя из стен детдома, будущий писатель сразу же начинает работать, так как рассчитывать ему приходится только на себя. Сократив свои расходы до минимума, Виктор копит деньги для переезда в Красноярск. Вскоре он осуществляет это, продолжает образование и работает на железной дороге.
В годы войны Астафьев уходит на фронт добровольцем, мужественно воюет до Великой победы. Боевой опыт писателя включает в себя ряд ранений, он был награжден орденом и несколькими медалями.
После войны Астафьев женится и переезжает в уральский г. Чусовой, на родину своей жены. Семейная жизнь принесет супругам троих детей, старший из которых умрет в младенчестве. Будущий писатель вынужден много работать и часто менять профессии, чтобы прокормить семью. Вместе с этим Виктор Петрович находит время для творческой деятельности и делает небольшие заметки для газет, работая корреспондентом. После публикации в 1951 г. первого рассказа Астафьев вплотную занялся писательской деятельностью. В 1953 г. был издан первый сборник произведений "До будущей весны". Вскоре вышел в свет очередной сборник.
Астафьев был направлен в Москву для обучения на курсах при Литературном институте (1959-1961), после чего произведения писателя постоянно появляются в советских журналах.

Биография Астафьева: всенародное признание

Виктор Петрович приобрел всесоюзную известность. Он стал членом Союза писателей, удостоен нескольких крупных литературных наград и премий. 60-е гг. были очень плодотворными в творчестве писателя. Главная тема рассказов Виктора Петровича - жизнь сибирской деревни. Он издает большое количество произведений, пользующихся неизменным успехом. Астафьевым были написаны две пьесы, сразу же поставленные в нескольких театрах. В это же время писатель начинает работать в жанре т. н. "затесей" - небольших философских рассказов, содержащих размышления автора.
В середине 70-х гг. Астафьев начинает работу над своим самым значительным произведением - "Царь-рыба", в котором воплощены все основные взгляды писателя на современное ему общество. Роман критикует отрыв человека от природы, от своих родных корней, он насыщен мифологическими образами и фольклорными элементами. Рассказы этого цикла постепенно печатались в периодических изданиях, но подвергались настолько значительной цензуре, что теряли изначальный авторский смысл. Астафьев был очень огорчен такой переработкой его произведений и даже серьезно заболел, надолго забросив работу над циклом.
С 1980 г. писатель вновь живет в Красноярске. Возвращение на родину ознаменовалось новым творческим подъемом. Астафьев объезжает знакомые места и пишет множество новых рассказов, среди которых большое место занимают произведения о детстве писателя. Виктор Петрович создает свое главное произведение, посвященное войне - роман "Прокляты и убиты", вызвавший большой общественный резонанс.
В 90-е гг. Астафьев был удостоен несколькими крупными российскими наградами в области литературы. Было издано полное собрание сочинений писателя, составившее пятнадцать томов.
Виктор Петрович Астафьев умер в 2001 г. Его литературное наследие является ценнейшим вкладом в русскую литературу. Особо актуальным в наше время следует считать обращение писателя к исконным народным корням, в котором он видит главное средство к успешному развитию страны.

Астафьев Виктор Петрович (р. 1.05.1924, д. Овсянка Красноярского края), прозаик, публицист. Родился в крестьянской семье, рано потерял мать, воспитывался в детском доме. В 1942 г. пошел добровольцем на фронт, был неоднократно тяжело ранен. После войны Астафьев работал рабочим и ночным сторожем. Первые рассказы опубликовал в 1951 г. в уральской газете «Чусовский рабочий», первый сборник «До будущей весны» вышел в свет в 1953 г. В 1959-1961 гг. Астафьев учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького в Москве. Творчество Астафьева выросло из его страстного желания поиска и воспитания в людях добра. Основные мотивы творчества связаны с воспоминаниями о голодном, сиротском детстве на далеком севере и годах войны. Этому посвящен цикл «Повести о ровеснике», в который входят: «Перепал. (1959), «Стародуб» (1959), «Звездопад. (1960), «Кража» (1966), «Где-то гремит война» (1967), «Пастух и пастушка» (1971), а также явно автобиографический цикл, который А писал с 1957 г., «Последний поклон». Рассказы, составляющие этот цикл, представляют собой своеобразную галерею русских характеров, наиболее выразительный из которых — образ Екатерины Ивановны (ее прототипом послужила бабушка Астафьева), крестьянки, которая с 10 лет занималась тяжелым крестьянским трудом, вырастила 13 детей, потеряла здоровье, однако в конце жизни оценивает прожитые годы как удачные и счастливые, т. к. счастье для нее — осознание выполненного долга крестьянской женщины, матери и работницы. Она живет в гармонии и согласии с миром, и это ей дает ощущение психической полноценности. Образ Екатерины Ивановны наилучшим образом выражает жизненную философию автора. Сущность ее заключается в доведении до современников неизбывности связей человека с землей, из которой он вырастает. Отрицание этой биологическо-культурной генеалогии, традиций, на которых основана связь поколений, ведет к моральной деградации, что может стать настоящей катастрофой. В своих произведениях Астафьев обвиняет современную цивилизацию в уничтожении окружающей среды, а тем самым и человека, являющегося ее не-
отъемлемой частью. Отношение Астафьева к жизни и природе превосходно показано в его повести «Царь-рыба. Повествование в рассказах» (1976). Повесть состоит из отдельных эпизодов, объединенных образом рассказчика. В его размышлениях выделяется тема ответственности людей за мир растений и животных, которому грозит уничтожение. Важное место в творчестве Астафьева занимают последние произведения, особенно роман «Печальный детектив» (1986). На страницах этого романа зло, о котором писатель предупреждал в течение 30 лет своего творчества, свершилось. Это духовная и физическая деградация людей, которые утратили всякие моральные ценности. Значительную часть литературного наследия Астафьева составляет публицистика (в частности, сборник «Посох памяти», 1980), тематически связанная с
его художественной прозой и дополняющая ее.

Сочинение

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» - это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя - повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867-1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».