Животные в русских народных сказках – образы и прототипы. Народные сказки о животных: список и названия



Оглавление

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки 3
2. Ш. Перо. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни…». Сказка «Красная Шапочка» 6
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка» 8
4. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр» 10
Список литературы 13

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки

Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса«), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц«). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей«). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь«) или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога«). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста. Троекратная проверка героем силы с помощью палицы - кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого дворцов - кумуляция, троекратная битва со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм ис¬полнения чрезвычайно проста. Она слагается из......

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература: Учебник для студентов вузов. / Под. ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.- М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М., 2001.

Сказки открывали передо мною просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучшей жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.

М. Горький

В народном творчестве - вероятно, самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: «жили-были», «братец», «сестрица», «дед», «баба», «избушка», «пеки пироги», «поеду за рыбой»,- а реальный мир преображен. Мы узнаём и не узнаём его.

Лежит на дороге лиса - притворилась мертвой; увидел ее дед, смекнул - сгодится на воротник: «Вот будет подарок жене!» Взял. лису, положил на воз, а она улучила время И ну бросать из воза рыбу - рыбку за рыбкой. Повыбросила всю и сама ушла. Обманула лиса деда.

Дед мог ошибиться, лиса - схитрить, но не все правдоподобно в этом рассказе, а чем дальше, тем больше выдумки. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роль животных в русских сказках. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Собрала лиса рыбу, села и ест. Бежит волк, увидал лисицу и говорит:

Здравствуй, сестрица! И «сестрица» отвечает:

Здравствуй, братец!

Увидев у лисы рыбу, волк стал просить:

Дай мне рыбки!

Но лиса не для того рисковала собой, хитрила, чтобы делиться с кем-нибудь своей добычей.

Она говорит:

Налови сам. Волк жаловаться:

Я не умею.

Лиса словно ждала этих слов:

Эка, ведь я же наловила! Волку сказать нечего. Лиса учит:

Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыба к тебе сама на хвост нацепится... Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Видно, лиса очень зла на волка, если вздумала так жестоко обмануть его. Волк поверил лисе - и едва не поплатился головой.

Мы и не заметили, как оказались во власти вымысла и каким интересным становится все, о чем ведет речь сказочник. Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, враждуют, дружат. Сам собой является вопрос: что это - досужая выдумка?

Давно, более двухсот лет назад, Михаил Васильевич Ломоносов признал у сказочного вымысла серьезное значение. По словам ученого, издревле в сказках всех народов мира ведется правило придавать «бессловесным животным слово». Ломоносов обратил внимание на то, что фантастика может быть самой невероятной: чудовищные кентавры в мифах древних греков наделены «половиной из человека», «половиной из коня», морские девы-сирены - в «верхней части» как девицы, а в «нижней» как рыбы, у страшилищ-химер львиная голова, хвост змеиный, а «середка» - козья. В русских сказках немало похожих созданий фантазии: Змей Горыныч, русалки, баба-яга, Кощей, морской царь. Фантастический вымысел, писал Ломоносов, есть «идея, противная натуре или обыкновениям человеческим». Действительно, фантастика неправдоподобна, противоположна тому, что есть в жизни, в природе. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, невозможном в реальной жизни, но вместе с тем фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», то есть в вымысле есть и правда.

Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводятся похожие человеческие ситуации - тем сказки и интересны. Сказочники потому и говорят о зверях, чтобы нагляднее передать прежде всего человеческий смысл фантастической истории. Действия зверей откровеннее обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный прием. Ломоносов писал, что, благодаря фантастическому вымыслу, «обыкновенная и натуральная идея», то есть жизненная правда, выражается «сильнее», чем если бы повествование велось без вымысла.

Вот и получилось, что сказка - и неправда и правда одновременно. На наших глазах свершилось чудо искусства. Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в их выдумке. История волка и лисы, кота и лисы, петушка, козы-дерезы, козла, журавля и цапли, вороны и рака, тетерева, лягушки, мышки и десятка других зверей, птиц, с которыми случаются удивительные приключения,- это все истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьезного смысла.

Выросла репка такая большая, что дед один не смог выдернуть ее. Позвал он на помощь бабку - опять никак не вытянуть. Позвали внучку, потом собачку, потом кошку, но все никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули- вытянули. Конечно, все это одна забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только мышкиной силы, чтобы вытянуть репку. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что ее-то и не хватает, чтобы добиться результата.

Катится по дороге задорный колобок и поет: всюду ему удача - от дедушки, от бабушки ушел, не съели. Ушел колобок от зайца, от волка, от самого медведя - и так уверился в своей удачливости, что дерзнул сесть лисе на язычок. Она его - гам! - и съела. Вот что случилось с неосторожным колобком: он совсем забыл, что замешен на сметане, изжарен в масле, что всем лаком.

Напугала лиса дрозда - напугала до смерти. Согласился он накормить лису. Захотела лиса пить - он напоил ее. Захотела лиса смеяться - насмешил ее дрозд. Лисе так понравились удовольствия, что велела напугать себя. Навел на нее дрозд собак. Едва ушла от них лиса и, досадуя на хвост за то, что мешал ей бежать, дала собакам разорвать себя. Поучительная для глупцов история!

Лиса рассказывает тетереву о новом указе - теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уже звери друг друга не трогают».

Вот это хорошо,- сказал теререв,- а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Бежала лиса с позором, хотя и тут нашлась - успела сказать, что, может быть, собаки указа не слыхали. Не удалось лисе сманить тетерева на землю. Хитрецу нет веры.

Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотепы, лентяи, воры, невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех.

Давно замечено, что сказки разных народов очень схожи между собой: повторяются сюжетные ситуации, действия зверей и птиц. Но при всем том у каждого народа сказки особенные. Свой облик и у русских сказок. На сказках о косолапом медведе Михаиле Ивановиче, который делит с мужиком вершки и корешки, о лисе Лизавете, коте-бурмистре из сибирских лесов, о волке, который идет к присяге и целует капкан,- на всех наших сказках лежит печать старинного быта, обычаев, порядков.

Вот лиса, подделываясь под тон гостеприимной и щедрой хозяйки-кумы, зовет в гости журавля:

Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу! Журавль пришел на «званый пир».

За столом лиса хлопочет:

Покушай, голубчик куманек,- сама стряпала.

А каша-то размазана по тарелке. Как журавлю склевать ее?!

Лиса лицемерит:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль не остался в долгу - отплатил за насмешку: позвал лису в гости и все приговаривал:

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Угощение-окрошка была налита в кувшин с узким горлом:

Лиса и так и эдак, но никак не достать ее.

В народном обычае вести дружбу, а когда добрым расположением пренебрегают, то дело оборачивается теми отношениями, про которые пословица говорит: «Как аукнется, так и откликнется». Конечно, и у других народов столь же обычны и гостеприимство, и дружество, и осуждение тех, кто попирает добрые обычаи, но сказки каждого народа говорят об этом по-своему. Именно о таком проявлении национальных особенностей в художественном творчестве писал А. С. Пушкин: «Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».

И в стиле, в языке, выразился особенный склад русской сказки. Так, в сказке «Лиса-исповедница» говорится: «Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На заре прибежала она в деревню, взошла на двор к мужику и полезла на насест к курам. Кажется, совсем просто сказано, но как характерны эти слова и обороты, они отмечены таким своеобразием, что нельзя заменить ни одного слова другим, ни одного из них нельзя переставить на другое место без риска утратить своеобразие стиля. Попробуем сказать по-другому: «Один раз осенью лиса проходила в лесу без пищи. Утром пришла она в деревню и полезла в курятник». Смысл остался, а сказки не стало - она исчезла, как пропадают узоры на крыльях бабочки, когда к ней грубо прикасаются пальцами. Фразы сказочника запечатлевают непередаваемые другими словами художественные оттенки. Здесь все важно: и то, что лиса всю-то томительную, долгую, темную, «большую осеннюю ночь» пробродила по лесу, и не проходила, а «протаскалась... не евши». Сказочник явно не жалеет лису: про того, кому сочувствуют, не скажут: про-таскалась». Поутру, при свете зари лиса «взошла на двор» к мужику и не просто оказалась в курятнике, а «полезла» туда - полезла сразу: ведь голодная.

В каждом слове и обороте нам нетрудно ощутить особую манеру рассказывания. Заметна устойчивая привычка сказочника ясно и твердо определять свое отношение ко всему, о чем заходит речь. Рассказчик и сам хорошо знал томление долгой голодной осенней ночи и то, как мало радует холодная утренняя заря. Это ощущение и выразилось в сказке, как выразилось оно и в другом народном произведении - в песне о тоскливой осенней ночи «Эх ты ноченька, ночка темная, ночь осенняя...». Почти незаметно, по крупицам, в стиле и смысле сказок оттеняется их речевое своеобразие, но оно в итоге и создает впечатление народной неповторимости сказок.

Волшебные сказки по сравнению со сказками о животных открывают перед нами мир иных чудес. О чем только не узнаешь из волшебных сказок! Чудо начинается с присказки: «Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит древо - золотые маковки: по этому древу ходит кот Баюн; вверх идет - песню поет, а вниз идет -сказки сказывает... Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди». Умелый сказочник с самого начала обещает занимательную историю. Когда сказочники обходятся без присказки, они находят другой способ сразу заинтересовать слушателей. Сказки почти неизменно начинаются с интригующего зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха...» или: «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею...»

Так начинается и сказка о семи Симеонах. Взял к себе на службу царь семерых братьев, семерых близнецов. У всех одно имя - все Симеоны и такие удальцы, что равных не найти. Один из братьев сковал железный столб в двадцать сажен (а каждая сажень - расстояние от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой), второй брат поднял столб и врыл его в землю, третий залез на столб - уселся на самом верху и увидел, «как и что творится по белу свету», увидел синие моря и как на них пятнами мреют корабли, увидел села, города, даже усмотрел в далеком тереме прекрасную царевну. Четвертый брат построил корабль, да не простой - ходит по морю, «как по суху». Пятый сумел удачно торговать разными товарами в чужих землях, шестой смог вместе с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плыть под водой и вынырнуть где надо, а последний, седьмой брат умудрился заманить на корабль чудную царевну. Уменье и удаль всех семерых пригодились - братья увезли царевну и от погони ушли. Веселая, полная невероятных приключений сказка- откровенная небылица. Поэтому в конце сказки сказочник и дал волю насмешке: «Была у меня клячонка, восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали». Тут уж никак нельзя усомниться в том, что и сказка - шутка. Тем не менее сказочная история увлекает мечтой о неограниченных возможностях человека.

В сказках часто трудно понять, когда сказочник шутит, а когда он серьезен. Случается, что сказочник остается серьезным даже тогда, когда рассказывает про самое невероятное. За проложенный по болоту мост-настил, который сделал путь коротким, некие старцы отблагодарили доброго молодца - научили его обращаться в быстрого оленя, зайца и в птицу. Уменье пригодилось Семену (так звали молодца), но у него оказался недруг - лукавый и жестокий генерал. Быстрее ветра бежал Семен, чтобы в срок принести царю забытый во дворце меч, а генерал себе присвоил подвиг, а Семена столкнул в море. Сказочник рассказывает о злоключениях юноши - тут нет и тени шутки или насмешки.

Живет Семен в глубине морской, скучно ему, горько, морской царь спрашивает:

Что, Семен - малый юныш, скучно тебе здесь?

Скучно, ваше величество!

Хочешь на русский свет?

Хочу...

Дважды выносит царь Семена в самую полночь на берег и перед восходом солнца уносит обратно в море. После возвращения назад еще горше становится молодцу. На третий раз, когда вынес его морской царь на берег, проговорил молодец в отчаянии:

Солнышко, покажись, красное, покажись!

И случилось чудо. Раньше времени солнышко осияло юношу- не смог морской царь унести его на дно. Семен вернулся домой.

Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением. Родина-тот милый предел, к которому всеми помыслами стремится герой. Вообще какую бы удачу и счастье ни сулила жизнь в далеких от отчизны краях, герои сказок не мыслят своего существования без родины.

Если домашнее задание на тему: » Роль животных в русских сказках – художественный анализ. Детские народные сказки оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Роль животных в русском народном творчестве крайне велика и разнообразна. Почти во всех сказках фигурируют те или иные звери. Среди них можно выделить лису, медведя, волка, зайца, ежа, сороку и прочих. С помощью этих хорошо известных ярких персонажей взрослые рассказывают своим детям о том, что такое хорошо, а что-плохо. Первые сказки в истории появились задолго до изобретения книг и письменности и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потому они и называются народными. Рассмотрим самых популярных животных, фигурирующих в сказках, и сравним, насколько совпадают их «сказочные» характеристики с их описанием в реальной жизни.

«Лисичка-сестричка», «Лиса-при беседе краса», «Лиса Патрикеевна», Лисафья, Лисица–кумушка – так ласково называют Лису в русских народных сказках. Эта рыжая плутовка, безусловно, является излюбленным персонажем во все времена. И неизменно она хитра, умна, сообразительна, расчетлива, злопамятна и коварна. Так, лишь она смогла обхитрить и съесть бедного Колобка, провести глупого волка, у которого хвост примерз к проруби, и даже обмануть мужика, притворившись мертвой. Главная идея этих сказок – рассказать детям о том, что в жизни важна не сила, а хитрость. Несмотря на это, лиса - все-же отрицательный персонаж. В некоторых сказках, мирным зверушкам, пострадавшим от этой рыжей плутовки, приходится очень потрудиться, чтобы перехитрить и проучить саму Лису.

Но так ли хитра и умна лиса на самом деле? Немецкий зоолог Альфред Брем в своей книге «Жизнь животных» утверждает, что хитрость лисы в русских сказках сильно преувеличена, а вот ум волка – напротив, недооценен. В остальном же, реальная обыкновенная лисица во многом схожа со «сказочной»: рыжая шерсть, красивый пушистый хвост, лиса нередко охотится на зайца или наведывается в близлежащие курятники.

«Медведь косолапый», «Михаил Потапыч» или просто Мишка по своей популярности, не отстает от Лисы. Этот персонаж часто представлен в сказке, как ленивый, толстый и неуклюжий. Большой и косолапый, он медлительный, глупый и опасный. Часто он угрожает слабому своей силой, но в конечном счете всегда проигрывает, потому что важна не сила, а быстрота, ловкость и ум – таков смысл сказок с участием Мишки. Самые популярные сказки – «Три медведя», «Маша и Медведь», «Вершки и Корешки». Однако, в реальной жизни, бурый медведь не настолько и медлителен, как это можно предположить. Он может очень быстро бегать и, кроме того, особой глупостью не отличается. В остальном же, его «сказочный» образ имеет с ним много общих черт: он действительно, большой, опасный и немного косолапый: при ходьбе его носки смотрят немного внутрь, а пятки – наружу.

фото 1

«Зайчик-Побегайчик», «Зайчишка-Трусишка» или «Косой» - тоже очень распространенный герой русских сказок. Его главная черта – трусость. В некоторых сказках Заяц представлен как трусливый, но в то же время хвастливый, задиристый и глупый герой, а в каких-то – наоборот, как в меру осторожный и умный лесной зверь.

Например, в сказке «Зайчишка-Хвастунишка» или «У страха глаза велики», трусость Зайца высмеивается, главная идея этих сказок – нужно быть всегда смелым. В то же время, в сказке «Заюшкина избушка», Зайчик предстает перед нами положительным персонажем, который нуждается в поддержке и защите.

В реальной жизни, заяц, как и его «сказочный» персонаж, длинноух, быстр, проворен, осторожен и внимателен. Благодаря особому положению глаз, заяц может смотреть не только вперед, но и назад. Во время погони, заяц может «скосить» глаз, чтобы рассчитать расстояние до своего преследователя. За такую способность, заяц и был прозван Косым. Главный враг зайца, как и в сказках, – лиса.

«Серый волк – зубами щекл», «Волк-волчище – из-под куста хватыш», «Волк-дурень» представляется в большинстве случаев как отрицательный персонаж, глупый, злой, голодный и опасный. Но, в большинстве случаев, он настолько глуп, что, в конце концов, остается ни с чем. Например, «сказка о Лисе и Волке» или «Волк и семеро козлят». В этих сказках, волк является воплощением зла, и главный посыл для детей – что добро всегда побеждает зло. Тем не менее, в некоторых сказках волк предстает перед нами как мудрый и верный друг человека, готовый всегда прийти на помощь, примером тому служит сказка «Иван-Царевич, жар-птица и Серый Волк».

В реальной жизни, волк, действительно, может быть крайне опасным. Нередко он голоден и блуждает по лесу в поисках пищи. Но его ум крайне недооценен. Волк – умное и организованное животное, в волчьей стае прослеживается четкая структура и дисциплина. Волки создают невероятно крепкие пары, их союзы прочны, а сами волки – настоящее олицетворение верности и любви друг к другу. Прирученный волк и в самом деле может стать верным и преданным другом для человека.

Колючий Ежик – издавна предстает перед нами в образе доброго сообразительного старичка, умудренного жизнью. Несмотря на свой небольшой рост и маленькие ножки, он всегда выходит победителем благодаря своему неординарному уму и хитрости. Так, например, в сказке «Заяц и Еж», - ежик обхитрил и уморил бедного Зайца, с которым они якобы бежали наперегонки, а в сказке «Палочка-выручалочка», Ежик учил Зайца разным жизненным премудростям, объясняя, что для выживания нужно прежде всего думать головой.

В реальной жизни, Еж не отличается выдающимся умом, но и не глуп. При опасности, еж сворачивается в колючий клубок, что делает его недоступным для хищников, как и заявлено в сказках.

Введение

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов животных в русских народных сказках, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких работах В.Я. Проппа как «Исторические корни волшебной сказки», «Русская сказка» и «Морфология волшебной сказки», Э.В. Померанцевой «Судьбы русской сказки», В.П. Аникина «Русская народная сказка» дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки. Книги О.М. Ивановой-Казас «Мифологическая зоология (словарь) и Е. А. Костюхина «Типы и формы животного эпоса» помогают подробно рассмотреть наиболее известных героев сказок о животных и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Героями сказок очень часто становятся животные, олицетворяющие собой людей с различными характерами. Рассмотрению таких персонажей уделяется достаточно внимания, но литературы, объясняющей роль их существования в сказках о животных недостаточно, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Цель: Описать героев русских народных сказок о животных.

Исследование русской народной бытовой сказки и её героев-животных.

Создание сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки через необходимость существования героев-животных.

Предмет исследования.

Объект исследования.

Герои-животные русских народных сказок.

Теоретический метод

Метод анализа

Метод опроса/анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования.

Русские народные сказки о животных.

Выбор указанной литературы обусловлен тем, что в русских народных сказках о животных особенно ярко проявляются характеры животных героев и их черты. А такие книги, как А.Н. Афанасьевой «Народные русские сказки: полное издание в одном томе», «Сказки о животных», «Сказки о зайцах», «Сказки про лису» дают полное представление о героях сказок о животных, описывают их черты характера, внешний вид и поступки.

Сказки о животных, их особенности и разновидности

В сказках о животных прослеживаются определенные характеры в разных временных рамках. Поэтому одним из важнейших вопросов является проблема дифференциации сказок о животных и сказок других жанров, в которых животные принимают участие.

Ключ к решению данной проблемы дает определение сказок о животных, предложенное В.Я. Проппом: “Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования”.

К сказкам о животных, безусловно, относятся сказки, где действуют одни только звери (“Лиса и журавль”, “Лиса, заяц и петух”, “Лиса-повитуха”, “Лиса и дрозд”, “Волк-дурень” и т.д.). Из сказок о взаимоотношениях человека и животных к этому жанру нужно отнести те, в которых звери являются главными героями, а люди - объектами их действия и повествование в которых ведется с точки зрения зверей, а не человека (“Волк у проруби”, “Собака и волк”, “Мужик, медведь и лиса” и т.п.).

Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, - лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь - и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных - человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически.

Большинство исследователей отмечают проблему классификации сказок о животных в связи с их разнообразием. О сложности типологизации сказок о животных писал В.Я. Пропп, отмечая следующие разновидности: сказки о животных, существующие в кумулятивной форме (“Теремок”, “Колобок”, “Петушок и бобовое зернышко” и т.п.); сказки о животных, близкие по своей структуре к волшебным (“Волк и семеро козлят”, “Кот, петух и лиса” и др.); сказки о животных, близкие по своему строю к басне (“Волк и лиса”); сказки о животных, приближающиеся к литературным произведениям и имеющие форму политического памфлета (“Повесть о Ерше Ершовиче”).

Разрабатывая классификацию русских сказок о животных на материале текстов, собранных А.Н. Афанасьевым, В.Я. Пропп выделяет следующие группы: Сказки о диких животных (“Звери в яме”, “Лиса и волк”, “Лиса-повитуха”, “Лиса и журавль”, “Лиса-исповедница” и др.); Сказки о диких и домашних животных (“Собака и волк”, “Волк и семеро козлят”, “Кот, лиса и петух” и др.); Сказки о человеке и диких животных (“Лиса и ее хвост”, “Мужик и медведь”, “Старая хлеб-соль забывается”, “Медведь - липовая нога”, “Лисичка со скалочкой” и др.); Сказки о домашних животных (“Коза лупленная”, “Лошадь и собака” и др.); Сказки о птицах и рыбах (“Журавль и цапля”, “Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба” и др.); Сказки о прочих животных, растениях, грибах и стихиях (“Лиса и рак”, “Теремок”, “Колобок”, “Солнце, мороз и ветер”, “Война грибов” и др.).

Персонажи русской народной сказки о животных представлены, как правило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем они появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, а лишь в соединении с лесными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, из домашних птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет. Каждый из персонажей - это образ вполне определенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер, поэтому и характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Различность характеров особенно четко и определенно выражена в образах диких животных: так, лиса рисуется прежде всего как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый “серый дурак”, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый властитель, “лесной гнет”, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в коте отмечено парадоксальное сочетание смелости с леностью; петух криклив, самоуверен и любопытен.

Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…». Анималистические сказки отличаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лаконизмом художественных средств выражения.

Композиция русских сказок о животных также отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три сюжетных мотива - «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции, поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в разных сюжетных ситуациях.

В данной работе будет проводиться исследование двух отрицательных героев русских народных сказок о животных - лисы и волка. Такой выбор обусловлен не только их популярностью, но и тем, что на примере данных героев можно отчетливо проследить, какие пороки высмеиваются и осуждаются в сказках, тем самым, влияя на становление национального характера читателей. Оба персонажа встречаются как в разных сказках по отдельности, так и в одной вместе. И не смотря на то, что и волк, и лиса отрицательные герои, и, кажется, что у них много общего: обитают в одних лесах, нападают на одних и тех же животных, боятся так же одних и тех же противников, в сказках они наделены разными человеческими качествами, что достаточно интересно. Интересен так же и тот факт, что один отрицательный герой мужского пола и, получается, наделен он мужскими отрицательными чертами характера, а другой герой - женского, наделенный женскими чертами соответственно, от чего и способы достижения их целей разные, несмотря на то, что эти цели одинаковы. Таким образом, на основе анализов разных русских народных сказок о животных, можно рассмотреть данных героев с одинаковых позиций: их внешность, черты, поступки, определить, кто из них умнее, сообразительней или хитрее, а кто глуп и наивен. Сравнительный анализ волка и лисы поможет так же выявить основные человеческие пороки, высмеивающиеся в обществе и выяснить, как присутствие этих героев в русских народных сказках влияет на становление национального характера, что и является целью данной работы.

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок - животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Сказка и ее значение для народа

Сказка - это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии - о лепреконах, гномах, котах и т.д.

Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.

Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.

Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин . Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка . На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация . Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка . На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Русские народные сказки

Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.

Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:

1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе ("Терем-теремок", "Курочка-ряба" и т. п.)

2) Волшебные ("Скатерть-самобранка", "Летучий корабль").

3) "Ехал Ваня на коне...")

4) ("Про белого бычка", "У попа была собака").

5) Бытовые ("Барин и собака", "Добрый поп", "Хорошо да худо", "Горшок").

Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц - это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

Медведь - это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица - это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц - это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Примеры

Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку "Лиса и Журавль". Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.

Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: "Мяу, мяу...". А волку и медведю кажется: "Мало! Мало!". Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.

Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.

Животные в английских сказках

Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.

Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение "Кошачий король". Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: "Старый Питер умер! Я - кошачий король!". После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку "Вилли и поросенок". Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Животные в других жанрах литературы (басни)

Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки" известны всем.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.