Сын человеческий или история о пальто и котелках. Интеллектуальная провокация Рене Магритта, или Поиски смыслов картины «Сын человеческий Смысл картины мужчин с крыльями вместо ушей



Бельгийский художник-сюрреалист Рене Магритт – один из самых загадочных и неоднозначных художников, чье творчество всегда вызывало массу вопросов. Одной из самых известных его работ является «Сын человеческий» . На сегодняшний момент существует множество попыток интерпретировать символический подтекст картины, которую искусствоведы часто называют интеллектуальной провокацией.



Каждая картина Магритта – ребус, заставляющий раздумывать над множественными скрытыми смыслами. Их количество зависит исключительно от фантазии и эрудированности смотрящего: комбинации образов и названия картин настраивают зрителя на поиск разгадки, которой на самом деле может не существовать. Как говорил сам художник, главная его цель – заставить зрителя задуматься. Подобный эффект производят все его работы, поэтому Магритт называл себя «магическим реалистом».



Магритт – мастер парадоксов, он задает противоречащие логике задачи, а искать пути их решения оставляет зрителю. Образ человека в котелке – один из центральных в его творчестве, он стал символом самого художника. Парадоксальный объект на картине – яблоко, повисшее в воздухе прямо перед лицом человека. «Сын человеческий» – квинтэссенция концепции «магического реализма» и вершина творчества Магритта. У каждого, кто смотрит на эту картину, рождаются весьма противоречивые выводы.



Картину «Сын человеческий» Магритт написал в 1964 г. как автопортрет. Название работы отсылает к библейским образам и символам. Как писали критики, «названием картина обязана образу современного бизнесмена, оставшегося сыном Адама, и яблоку, символизирующему искушения, которые продолжают преследовать человека и в современном мире».



Впервые образ мужчины в пальто и в котелке появляется в «Размышлениях одинокого прохожего» в 1926 г., позже повторяется в картине «Смысл ночи». В 1950-х гг. Магритт снова возвращается к этому образу. Его знаменитая «Голконда» символизирует одноликую толпу и одиночество в ней каждого отдельного человека. «Человек в котелке» и «Сын человеческий» продолжают размышления над утратой индивидуальности современным человеком.





Лицо человека на картине закрывает яблоко – один из самых древних и многозначных символов в искусстве. В Библии яблоко – плод древа познания добра и зла, символ грехопадения человека. В фольклоре этот образ часто использовался как символ плодородия и здоровья. В геральдике яблоко символизирует мир, державу и власть. Но Магритт, судя по всему, апеллирует к первоначальным смыслам, используя этот образ как символ искушений, преследующих человека. В бешеном ритме современной жизни человек теряет индивидуальность, сливается с толпой, но не может избавиться от соблазнов, загораживающих, подобно яблоку на картине, реальный мир.


Вариации на тему *Сына человеческого* | Фото: liveinternet.ru


В наши дни «Сын человеческий» Магритта стал артефактом массовой культуры, этот образ бесконечно тиражируется, пародируется, трансформируется в рекламе и средствах массовой информации. В живописи творчество Магритта нашло множество последователей:

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

«Сын человеческий", 1964. (wikipedia.org)

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.

На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.

В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.


Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

«Репродуцирование запрещено», 1937. (wikipedia.org)

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»


«Вероломство образов», 1928−1929 гг. (wikipedia.org)

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.








То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.

Судьба художника

Рене Магритт родился в бельгийской глуши. В семье было трое детей, приходилось нелегко. На следующий год после смерти матери Рене познакомился с Жоржеттой Бергер. Спустя 9 лет они встретятся вновь и уже не расстанутся никогда.

После школы и курса в Королевской академии искусств Магритт отправился рисовать розы на обоях — устроился художником на фабрику. Затем занялся рекламными постерами. После женитьбы на Жоржетт Магритт все больше времени уделял искусству. (Хотя периодически ему приходилось возвращаться к коммерческим заказам — денег не хватало, Жоржетт приходилось время от времени работать, что крайне угнетало Рене — он, как правильный буржуа, считал, что женщина не должна работать вовсе.) Вместе они отправились в Париж, где познакомились с дадаистами и сюрреалистами, в частности, Андре Бретоном и Сальвадором Дали.

Вернувшись на родину в 1930-х, Магритт остался верен своему аскетическому по меркам художников образу жизни. В его доме не было мастерской — он писал прямо в своей комнате. Никаких разнузданных пьянок, сексуальных скандалов, богемной распущенности. Рене Магритт вел жизнь неприметного клерка. Детей у них не было — только собачка.

Постепенно он становится все известнее в Европе и США, его приглашают в Британию и Штаты с выставками и лекциями. Неприметный буржуа вынужден покинуть свой тихий уголок.

В годы войны, желая приободрить сограждан оккупированного отечества, Магритт обращается к импрессионизму. Используя за образец Ренуара, он выбирает краски ярче. По окончании войны он вернется к привычной для себя манере. Кроме того, он начнет эксперименты в кино: купив в 1950-х камеру, Магритт увлеченно снимает короткометражные фильмы с участием жены и друзей.

В 1967 году Магритт скончался от рака поджелудочной железы. Осталось несколько незавершенных проектов, над которыми художник работал до последних дней.

Источники

  1. musee-magritte-museum.be
  2. Лекция Ирины Кулик «Рене Магритт - Кристо»
  3. Александр Таиров - о художниках. Рене Магритт
  4. Фото анонса и лида: wikipedia.org

Мой любимый сюрреалист может похвастаться многими шедевральными работами, скромно висящими в музее его имени в Брюсселе. Широкой же публике он известен благодаря двум головам, затянутым куском ткани, сидящим гробам, изображением трубки, а также женских половых органов, органично вписавшихся в лицо. Ну и, естественно, благодаря нему - сыну человеческому.


Образ мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину "Размышления одинокого прохожего". Некоторые исследователи его творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).

Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. "Смысл ночи". Смысл ночи, понятное дело, во сне.

В очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году, создав картину "Ящик Пандоры". Предположительно, белая роза выступает символом надежды, оставшейся на дне ящика.

В 1953 году Магритт рисует знаменитую "Голконду" дождь из мужиков. Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей жизни - опять же - лишь во сне.

В 1954 появляются "Великое столетие" и "Школьный учитель".

"Великое столетие"

"Школьный учитель"

В 1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три фигуры, три луны, три реальности. "Шедевр или тайна горизонта"

В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт - работа "Поэт воссозданный"

В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. "Готовый букет"

Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. "Почтовая открытка"

А также представителей фауны. Важная деталь - человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. "Присутствие духа"

В 1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал "Портрет Штефи Ланг", куда не преминул поместить два комплекта "пальто-котелок".

"Высший свет".

"Дух приключений"

В 1963 Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.

"Бесконечное признание"

"Сторонник порядка"

В 1964 художник пишет предтечу "Сына человеческого". "Человек в котелке"

И, наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта. "Сын человеческий" задумывался как автопортрет художника, символизируя современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов.

В этом же году была написана вариация "Сына человеческого" - "Великая война"

Спустя два года после "Сына Человеческого" Магритт вновь вернулся к котелкам. "Декалькомания" и "Королевский музей" датируются 1966.

"Декалькомания"

"Королевский музей"

На этом Магритт закончил свои отношения с котелками, но было поздно - образ пошел в массы. Немалую роль в опошлении картины сыграли шаловливые ручонки поклонников продукции Apple.

Впрочем, не стоит винить только адептов испорченного яблока - как правило, адаптация идеи обществом зачастую проходит болезненно для автора.

Апофеоз процесса - трансформация "сына человеческого" в нового героя прогрессивной молодежи. Чувствую, Магритт только что напоролся на гвоздь в своем гробу.

Что мы имеем на выходе? Один из ключевых образов художника опошлен и коммерциализирован. С другой стороны, разве не это служит доказательством всемирной известности?

Белла Адцеева

Бельгийский художник Рене Магритт, несмотря на несомненную принадлежность сюрреализму, в движении всегда стоял особняком. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона - психоанализу Фрейда. Во-вторых, сами картины Магритта не похожи ни на безумные сюжеты Сальвадора Дали, ни на причудливые пейзажи Макса Эрнста. Магритт использовал, в основном, обычные повседневные образы - деревья, окна, двери, фрукты, фигуры людей - однако его картины не менее абсурдны и загадочны, чем работы его эксцентричных коллег по цеху. Не создавая фантастических предметов и существ из глубин подсознания, бельгийский художник делал то, что Лотреамон называл искусством - устраивал "встречу зонтика и пишущей машинки на операционном столе", небанально сочетая банальные вещи. Искусствоведы и ценители до сих пор предлагают все новые трактовки его картин и их поэтичных названий, почти никогда не связанных с изображением, что еще раз подтверждает: простота Магритта обманчива.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Терапевт". 1967

Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом, и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами - рассматривать их.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Размышления одинокого прохожего". 1926

С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке, изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда - как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как "Высокое общество" — прим. ред.) - художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. Наиболее известные картины, изображающие незнакомца - "Голконда" (1953) и, конечно, "Сын человеческий" (1964) - самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Изначально Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, который не в силах устоять перед искушениями - отсюда яблоко, закрывающее лицо.

© Фото: Volkswagen / Advertising Agency: DDB, Berlin, Germany

"Влюбленные"

Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных - "Влюбленных" (1928) - оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Первые вновь увидели в картине отсылку к детству художника и переживаниям, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова женщины была укрыта подолом ночной сорочки - прим. ред.). Самая простая и очевидная из существующих версий - "любовь слепа" — не вызывает доверия у специалистов, которые чаще трактуют картину как попытку передать изолированность между людьми, неспособными преодолеть отчуждение даже в моменты страсти. Другие видят здесь невозможность понять и узнать до конца близких людей, третьи понимают "Влюбленных" как реализованную метафору "потерять голову от любви".

В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием "Влюбленные" — на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное.

Как бы то ни было, "Влюбленные" остаются одной из самых узнаваемых картин Магритта, загадочную атмосферу которой заимствуют сегодняшние артисты — к примеру, к ней отсылает обложка дебютного альбома британской группы Funeral for a Friend Casually Dressed & Deep in Conversation (2003).

© Фото: Atlantic, Mighty Atom, Ferret Альбом группы Funeral For a Friend, "Casually Dressed & Deep in Conversation"


"Вероломство образов", или Это не …

Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением — тема для отдельного изучения. "Стеклянный ключ", "Свершение невозможного", "Человеческий удел", "Препятствие пустоты", "Прекрасный мир", "Империя света" — поэтичные и таинственные, они почти никогда не описывают то, что видит на холсте зритель, а о том, какой смысл хотел вложить в название художник, в каждом отдельном случае приходится только догадываться. "Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство", — объяснял Магритт.

В 1948 году он создал картину "Вероломство образов", которая стала одной из самых известных работ Магритта благодаря надписи на ней: от несоответствия художник пришел к отрицанию, под изображением трубки написав "Это не трубка". "Эта знаменитая трубка. Как люди попрекали меня ей! И все же, вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной "Это трубка", я бы солгал!" — говорил художник.

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Две тайны". 1966


© Фото: Allianz Insurances / Advertising Agency: Atletico International, Berlin, Germany

Небо Магритта

Небо с плывущими по нему облаками - настолько повседневный и употребляемый образ, что сделать его "визитной карточкой" какого-то конкретного художника кажется невозможным. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим - чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия "Человеческий удел"). Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке ("Декалькомания", 1966), заменяет серые стены комнаты ("Личные ценности", 1952) и преломляется в объемных зеркалах ("Элементарная космогония", 1949).

© Фото: Рене Магритт Рене Магритт. "Империя света". 1954

Знаменитая "Империя света" (1954), казалось бы, совсем не похожа на работы Магритта - в вечернем пейзаже, на первый взгляд, не нашлось места непривычным предметам и загадочным сочетаниям. И все же такое сочетание есть, и оно делает картину "магриттовской" - ясное дневное небо над погруженными во тьму озером и домом.

Алогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур - это основа основ сюрреализма. Основателем этого направления считается который в основе сюрреализма видел воплощение теории о подсознании Зигмунда Фрейда. Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что это направление модернизма является достаточно противоречивым, что и поспособствовало его быстрому распространению в живописи и литературе.

Сюрреализм как иллюзорное и литературе XX века

Сальвадор Дали, Поль Дельво, Рене Магритт, Жан Арп, Макс Эрнст, Джорджо де Кирико, Ив Танги, Майкл Паркес и Дороти Таннинг - это столпы сюрреализма, возникшего во Франции в 20-х годах прошлого века. Это направление территориально не ограничилось Францией, распространившись на другие страны и континенты. Сюрреализм значительно облегчил восприятие кубизма и абстракционизма.

Одним из основных постулатов сюрреалистов было отождествление энергии творцов с подсознанием человека, которое проявляет себя во сне, под гипнозом, в бреду во время болезни или же случайных творческих озарениях.

Отличительные характеристики сюрреализма

Сюрреализм - это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Поэтому неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. К первому ответвлению можно смело отнести Миро, Макса Эрнста, Жана Арпа и Андре Массона, в работах которых основное место занимали образы, плавно переходящие в абстракцию. Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью. В этом направлении работал Сальвадор Дали, который является идеальным представителем академической живописи. Именно его работам присуща точная передача светотени и тщательная манера письма - плотные предметы обладают осязаемой прозрачностью, твердые же растекаются, массивные и объемные фигуры приобретают легкость и невесомость, а несовместимые могут соединяться воедино.

Биография Рене Магритта

Наравне с произведениями Сальвадора Дали стоит творчество Рене Магритта - известного бельгийского художника, который родился в городе Лесине в 1898 году. В семье, кроме Рене. было еще двое детей, а в 1912 году случилось несчастье, которое повлияло на жизнь и творчество будущего художника - погибла мать. Это отразилось в картине Рене Магритта «Памяти Мака Сеннета», которая была написана в 1936 году. Сам художник утверждал, что обстоятельства никак не влияли на его жизнь и творчество.

В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. После окончания Академии Рене работал над созданием рекламных материалов, и относился к этому достаточно пренебрежительно. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. В это же время началось формирование течения в Брюсселе, представителем которого и стал Рене Магритт наравне с Марселем Лекамтом, Андре Сури, Полем Нуже и Камилем Гемансем.

Творчество Рене Магритта.

Работы этого художника всегда были неоднозначными и привлекали много внимания.


На первый взгляд, картина Рене Магритта наполнена странными образами, которые не только загадочны, но и многозначны. Рене Магритт не касался вопроса формы в сюрреализме, он вкладывал свое виденье в смысл и значение картины.

Многие художники уделяют особое внимание названиям. Особенно Рене Магритт. Картины с названиями «Это не трубка» или «Сын человеческий» пробуждают в зрителе мыслителя и философа. По его мнению, не только картина должна побуждать зрителя к проявлению эмоций, но и название должно удивить и заставить задуматься.
Что касается описаний, то многие сюрреалисты давали краткую аннотацию своим полотнам. Не исключение и Рене Магритт. Картины с описанием всегда присутствовали в рекламной деятельности художника.

Сам художник называл себя «магическим реалистом». Его целью было создание парадокса, а выводы публика должна делать сама. Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью.

Картина «Влюбленные»

Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже.

На первой картине изображены мужчина и женщина, которые слились в поцелуе. Их головы обмотаны белой тканью. На втором полотне изображены те же мужчина и женщина в белой ткани, которые смотрят с картины на публику.

Белая ткань в работе художника вызывает и вызывала бурные обсуждения. Существует две версии. Согласно первой белая ткань в работах Рене Магритта появилась в связи со смертью матери в раннем детстве. Его мать спрыгнула с моста в реку. Когда ее тело достали из воды, было обнаружена белая ткань, обмотанная вокруг головы. Что касается второй версии, то многие знали, что художник был поклонником Фантомаса - героя популярного кинофильма. Поэтому может быть, что белая ткань - это дань увлечению кинематографом.

О чем эта картина? Многие думают, что картина «Влюбленные» олицетворяет слепую любовь: влюбляясь, люди перестают замечать кого-то или что-то, кроме своей половинки. Но люди остаются загадками и для самих себя. С другой стороны, глядя на поцелуй влюбленных, можно говорить, что они потеряли голову от любви и страсти. Картина Рене Магритта наполнена взаимными чувствами и переживаниями.

«Сын человеческий»

Картина Рене Магритта «Сын человеческий» стала визитной карточкой «магического реализма» и автопортретом Рене Магритта. Именно эта работа считается одной из самых противоречивых работ мастера.


Свое лицо художник скрыл за яблоком, как бы говоря, что все не так, как кажется, и что люди постоянно хотят залезть в душу человеку и понять истинную суть вещей. Картина Рене Магритта и скрывает, и обнажает сущность самого мастера.

Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений.