Детская колония имени максима горького. Newzz - актуальные украинские новости из сети


Колония имени Горького

Колония имени Горького - трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка , близ Полтавы.

В 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920-1928) А. С. Макаренко.

Была создана по поручению Полтавского Губнаробраза А. С. Макаренко.

М. Горький в колонии им. Горького, июнь 1928 г.

Летняя униформа колонистов

Молодой воспитатель детской колонии Куряж Максим Сурин в трусах с ремнём и гетрах.

С апреля по сентябрь включительно обязательная, независимо от погоды за окном униформа колонистов всех возрастов включала синюю футболку-блузу и просторные трусы с ремнём и с двумя передними карманами . Девочки вместо трусов носили широкие юбки по щиколотку, из той же ткани.

Другим общим пунктом вратарской экипировки и летней униформы макаренковских колонистов было наличие серой плоской кепки в качестве повседневного головного убора . Девочки носили косынки светлых тонов. В торжественных случаях вместо кепки надевали тёмного цвета бархатную тюбетейку.

Максим Горький наблюдает за сельхозработами в детской колонии Куряж.

Иногда к этой униформе добавляли серые или чёрные шерстяные гетры. Но чаще обходились простыми носками тех же цветов. Или вообще надевали обувь на босу ногу.

Вместо обычных для тогдашних пионерлагерей сандалий, колонисты носили кожаные ботинки средней высоты на довольно толстой подошве. Ведь, в отличие от пионерлагеря, основной задачей колонии было воспитание физическим трудом, а вовсе не расслабленный отдых подопечных.

Таков был довольно жёсткий, но очень эффективный метод закаливания, позаимствованный А. С. Макаренко у англичан и доведённый им до совершенства: «мёрзнешь, значит двигайся быстрее, работай усерднее!», а работать приходилось отнюдь не мало. Поэтому носить всё лето вратарские трусы вместо привычных брюк не стеснялись даже воспитатели помоложе, хотя и не были обязаны этого делать.

Свидетельства:

«…с ранней весны колонисты не носили штанов, - трусики были гигиеничнее, красивее и дешевле».

А. С. Макаренко .

«Когда я приехала в колонию имени Горького, Антон Семёнович сказал, что мне надо осмотреть колонию. А там были такие подземные ходы - интересно. Вот позвал он Семёна, вошёл парень в малиновых трусах и синей рубашке - у них все в трусах ходили…»

Калабалина Г.К. .

Примечания

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Колония имени Горького" в других словарях:

    Колония имени М. Горького - воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920 36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для … Педагогический терминологический словарь

    КОЛОНИЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО - воспитат. учреждение для несовершеннолетних правонарушителей на терр. УССР (1920 36). Организована как колония для дефективных детей Полтавским губ наробразом (в местечке Трепке, 1920 24, и быв. имении братьев Трепке в с. Ко валёвка, 1924 26).… … Российская педагогическая энциклопедия

    Воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков (Куряж). В 1920 28 колонией заведовал А. С. Макаренко. В 1921 ей было… …

    Колония: Колония в политике и обществоведении зависимая, несуверенная территория, владение иностранного государства; Колония в географии и истории новая, неосвоенная территория, подлежащая разведке и заселению; Колония в… … Википедия -

    Советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский… … Большая советская энциклопедия

    Антон Семенович , советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917… … Большая советская энциклопедия

Выбирая Вас своим шефом, мы руководствовались не простым желанием носить имя известного всему миру лица, а какой-то глубокой родственностью между Вами и нами.
Эту родственность мы видим и чувствуем не только в том, что и Ваше детство подобно детству наших ребят, и не только в том, что многие типы в Ваших произведениях - это наши типы, но больше всего в том, что Ваша исключительная вера в человека, нечто единственное во всей мировой литературе, помогает и нам верит в него.
Из письма А.Макаренко - М.Горькому.

Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалёвке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называли себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семёнович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф.Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семёновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие Совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приёма новых членов и другие.
Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Всё больше внимания уделялось учёбе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

Предлагаю вниманию всех кого интересует колониальная культура, трудовое воспитание в общине, самообеспечение продуктами сельского хозяйства, ресоциализация преступников, командирская педагогика, применение навыков, идей и методов Антона Макаренко в современных условиях, свой конспект. Все цитаты приводятся по изданию: Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Москва, Художественная литература, 1987 . Мои примечания и мысли выделены знаками! …!

Главная социальная задача постсоветских стран – смена элит. К сожалению, мощное давление США уже третье десятилетие выводит к власти не элиту, а компрадорскую буржуазию, расхищающую национальные природные богатства и выводящую всех свои доходы в западные банки. Что-то изменить на глобальном уровне мы не можем. Казалось бы.

В действительности, изменения начинаются не сверху, не на высших уровнях власти. Управление основано на потоках информации, а тоталитарные формы власти, да еще под иностранным контролем, не могут получать действенную информацию. Руководители второго сорта окружают себя подчиненными третьего сорта, так образуется неэффективная пирамида власти. Управление в этом случае просто невозможно.

В настоящее время процветают страны с колониальным прошлым – США, Канада, Индия. В той или иной мере китайская цивилизация является колониальной и даже расширение Киевской Руси и затем Московского царства было основано на пионерном освоении природных ресурсов и самоорганизации небольших сплоченных коллективов. Огромное значение в освоении природных богатств Урала, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока имел труд каторжников, их самоорганизация. В истории второй на сегодня по благосостоянию широких масс населения страной мира является Австралия – страна изгоев и каторжников, страна с чрезвычайно высоким уровнем местного самоуправления.

Элита образуется на первичном уровне общественного труда, труд связывает людей воедино и в прямом контакте с природными ресурсами и техникой лучшие коллективы дают другим образцы поведения и выдвигают вперед определенный тип элиты. Командирская педагогика Макаренко наивысшим достижением имеет то, что каждый в его колонии умел подчиняться и умел командовать при решении разнообразных, подходящих для его характера и знаний задач.


Макаренко А. Педагогическая поэма (написано в 1925-1935).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  1. Разговор с завгубнаробразом ! Кременчуг, Полтавская губерния, Украина!

В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал:
- Вот что, брат, я слышал, ты там ругаешься сильно… вот что твоей трудовой школе дали это самое… губсовнархоз…
- Да как же не ругаться? Тут не только заругаешься - взвоешь: какая там трудовая школа? Накурено, грязно! Разве это похоже на школу?
- Да… Для тебя бы это самое: построить новое здание, новые парты поставить, ты бы тогда занимался. Не в зданиях, брат, дело, важно нового человека воспитать, а вы, педагоги, саботируете все: здание не такое, и столы не такие. Нету у вас этого самого вот… огня, знаешь, такого - революционного. Штаны у вас навыпуск!
- У меня как раз не навыпуск.
- Ну, у тебя не навыпуск… Интеллигенты паршивые!.. Вот ищу, ищу, тут такое дело большое: босяков этих самых развелось, мальчишек - по улице пройти нельзя, и по квартирам лазят. Мне говорят: это ваше дело, наробразовское… Ну?
- А что - «ну»?
- Да вот это самое: никто не хочет, кому ни говорю - руками и ногами, зарежут, говорят. Вам бы это кабинетик, книжечки… Очки вон надел…
Я рассмеялся:
- Смотрите, уже и очки помешали!
- Я ж и говорю, вам бы все читать, а если вам живого человека дают, так вы, это самое, зарежет меня живой человек. Интеллигенты!
Завгубнаробразом сердито покалывал меня маленькими черными глазами и из-под ницшевских усов изрыгал хулу на всю нашу педагогическую братию. Но ведь он был неправ, этот завгубнаробразом.
- Вот послушайте меня…
- Ну, что «послушайте»? Ну, что ты можешь такого сказать? Скажешь: вот если бы это самое… как в Америке! Я недавно по этому случаю книжонку прочитал, - подсунули. Реформаторы… или как там, стой! Ага! Реформаториумы. Ну, так этого у нас еще нет. (Реформаториумы - учреждения для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей в некоторых кап странах; детские тюрьмы).
- Нет, вы послушайте меня.
- Ну, слушаю.
- Ведь и до революции с этими босяками справлялись. Были колонии малолетних преступников…
- Это не то, знаешь… До революции это не то.
- Правильно. Значит, нужно нового человека по-новому делать.
- По-новому, это ты верно.
- А никто не знает - как.
- И ты не знаешь?
- И я не знаю.
- А вот у меня это самое… есть такие в губнаробразе, которые знают…
- А за дело браться не хотят.
- Не хотят, сволочи, это ты верно.
- А если я возьмусь, так они меня со света сживут. Что бы я ни сделал, они скажут: не так.

С.5 ! в 6 км от Полтавы!

2. Бесславное начало колонии имени Горького

В шести километрах от Полтавы на песчаных холмах - гектаров двести соснового леса, а по краю леса - большак на Харьков, скучно поблескивающий чистеньким булыжником.
В лесу поляна, гектаров в сорок. В одном из ее углов поставлено пять геометрически правильных кирпичных коробок, составляющих все вместе правильный четырехугольник. Это и есть новая колония для правонарушителей.
Песчаная площадка двора спускается в широкую лесную прогалину, к камышам небольшого озера, на другом берегу которого плетни и хаты кулацкого хутора. Далеко за хутором нарисован на небе ряд старых берез, еще две-три соломенные крыши. Вот и все.
До революции здесь была колония малолетних преступников. В 1917 году она разбежалась, оставив после себя очень мало педагогических следов. Судя по этим следам, сохранившимся в истрепанных журналах-дневниках, главными педагогами в колонии были дядьки, вероятно, отставные унтер-офицеры, на обязанности которых было следить за каждым шагом воспитанников как во время работы, так и во время отдыха, а ночью спать рядом с ними, в соседней комнате. По рассказам соседей-крестьян можно было судить, что педагогика дядек не отличалась особой сложностью. Внешним ее выражением был такой простой снаряд, как палка.

С.14 ! первые 6 воспитанников Задоров, Бурун, Волохов, Бендюк, Гуд и Таранец., четверым уже по 18 лет, вооруженные грабежи, и двое за кражи!

И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно-веселый ответ:
- Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
- Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто-нибудь слово против меня - я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что-то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
- Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.
Пройдя к сараю, в котором находились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес - не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер.

Итак, педагогическая теория не сработала, сработала воровская этика и нормальные человеческие инстинкты!

К моему удивлению, все прошло прекрасно. Я поработал с ребятами до обеда. Мы рубили в лесу кривые сосенки. Ребята в общем хмурились, но свежий морозный воздух, красивый лес, убранный огромными шапками снега, дружное участие пилы и топора сделали свое дело.
В перерыве мы смущенно закурили из моего запаса махорки, и, пуская дым к верхушке сосен, Задоров вдруг разразился смехом:
- А здорово! Ха-ха-ха-ха!..
Приятно было видеть его смеющуюся румяную рожу, и я не мог не ответить ему улыбкой:
- Что - здорово? Работа?
- Работа само собой. Нет, а вот как вы меня сьездили!
Задоров был большой и сильный юноша, и смеяться ему, конечно, было уместно. Я и то удивлляся, как я решился тронуть такого богатыря.
Он залился смехом и, продолжая хохотать, взял топор и направился к дереву:
- История, ха-ха-ха!..
Обедали мы вместе, с аппетитом и шутками, но утренные события не вспоминали. Я себя чувствовал все же неловко, но уже решил не сдавать тона и уверенно распорядился после обеда. Волохов ухмыльнулся, но Задоров подошел ко мне с самой серьезной рожей:
- Мы не такие плохие, Антон Семенович! Будет все хорошо. Мы понимаем…

3. Характеристика первичных потребностей

В области дисциплины случай с Задоровым был поворотным пунктом. Нужно правду сказать, я не мучился угрызениями совести. Да, я избил воспитанника. Я пережил всю педагогическую несуразность, всю юридическую законность этого случая, но в то же время я видел, что чистота моих педагогических рук - дело второстепенное в сравнении со стоящей передо мной задачей. Я твердо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею. Через некоторое время у меня было серьезное столкновение с Волоховым, который будучи дежурным, не убрал в спальне и отказался убрать после моего замечания. Я на него посмотрел сердито и сказал:
- Не выводи меня из себя. Убери!
- А то что? Морду набьете? Права не имеете!..
Я взял его за воротник, приблизил к себе и зашипел в лицо совершенно искренно:
- Слушай! Последний раз раз предупреждаю: не морду набью, а изувечу! А потом ты на меня жалуйся, сяду в допр, это не твое дело!
Волохов вырвался из моих рук и сказал со слезами:
- Из-за такого пустяка в допр нечего садиться. Уберу, черт с вами!
Я на него загремел:
- Как ты разговариваешь?
- Да как же с вами разговаривать? Да ну вас к..!
- Что? Выругайся…
Он вдруг засмеялся и махнул рукой.
- Вот человек, смотри ты… Уберу, уберу, не кричите!
Нужно, однако, заметить, что я ни одной минуты не считал, что нашел в насилии какое-то всесильное педагогическое средство. Случай с Задоровым достался мне дороже, чем самому Задорову. Я стал бояться, что могу броситься в сторону наименьшего сопротивления. Из воспитательниц прямо и настойчиво осудила меня Лидия Петровна. Вечером того же дня она положила голову на кулачки и пристала:
- Так вы уже нашли метод? Как в бурсе, да? (Бурса - общежитие при духовных семинариях и училищах, синоним сурового режима и грубых нравов с применением телесных наказаний (ZT. Помяловский Ник Герасимович М.1951. Очерки бурсы)).

… Екатерина Григорьевна (опытный педагог)…: Самое неприятное то, что ведь ребята о вашем подвиге рассказывают с упоением. Они в вас даже готовы влюбиться, и первый Задоров. Что это такое? Я не понимаю. Что это, привычка к рабству?
Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
- Нет, тут не в рабстве дело. Тут как-то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все-таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них, все-таки они люди.

Через неделю, в феврале 1921, я привез на мебельной линейке полтора десятка настоящих беспризорных и по-настоящему оборванных ребят. С ними пришлось много возиться, чтобы обмыть, кое-как одеть, вылечить чесотку. К марту в колонии было до тридцати ребят.

В большинстве они были очень запущены, дики и совершенно не приспособлены для выполнения соцвосовской мечты. Того особенного творчества, которое якобы делает детское мышление очень близким по своему типу к научному мышлению, у них пока что не было.
Прибавилось в колонии и воспитателей. К марту у нас был уже настоящий педагогический совет.

На ногах у очень немногих колонистов были ботинки, большинство же обвертывало ноги портянками и завязывало веревками…
Пища наша называлась кондером. Другая пища бывала случайна. В то время существовало множество всяких норм питания: были нормы обыкновенные, нормы повышенные, нормы для слабых и для сильных, нормы дефективные, санаторные, больничные. При помощи очень напряженной дипломатии нам иногда удавалось убедить, упросить, обмануть, подкупить своим жалким видом, запугать бунтом колонистов, и нас переводили, к примеру, на санаторную норму…

Иногда нам удавалось производить такой сильный нажим, что мы начинали получать даже мясо, копчености и конфеты, но тем печальнее становилось наше житье, когда обнаруживалось, что никакого права на эту роскошь дефективные морально не имеют, а имеют только дефективные интеллектуально.
Иногда нам удавалось совершать вылазки из сферы узкой педагогики в некоторые соседние сферы, например в губпродком, или в опродкомарм Первой запасной, или в отдел снабжения какого-нибудь подходящего ведомства. В наробразе категорически запрещали подобную партизанщину, и вылазки нужно было делать втайне.
Для вылазки необходимо было вооружиться бумажкой, в которой стояло только одно простое и выразительное предположение:
«Колония малолетних преступников просит отпустить для питания воспитанников сто пудов муки».
В самой колонии мы никогда не употребляли таких слов, как «преступник», и наша колония никогда так не называлась. В то время нас называли морально дефективными. Но для посторонних миров последнее название мало подходило, ибо от него слишком несло запахом воспитательного ведомства.

Первичная потребность у человека - пища . Поэтому положение с одеждой нас не так удручало, как положение с пищей. Наши воспитанники всегда были голодны, и это значительно усложняло задачу их морального перевоспитания. Только некоторую, небольшую часть своего аппетита колонистам удавалось удовлетворять при помощи частных способов.
Одним из основных видов частной пищевой промышленности была рыбная ловля . Зимой это было очень трудно. Самым легким способом было опустошение ятерей (сеть, имеющая форму четырехгранной пирамиды), которые на недалекой речке и на нашем озере устанавливались местными хуторянами.

Вторым способом частного добывания пищи были поездки на базар в город. Каждый день завхоз Калина Иванович запрягал Малыша - киргиза - и отправлялся за продуктами или в поход по учреждениям. За ним увязывались два-три колониста, у которых к тому времени начинала ощущаться нужда в городе: в больницу, на допрос в комиссию, помочь Калине Ивановичу, подержать Малыша. Все эти счастливцы обыкновенно возвращались из города сытыми и товарищам привозили кое-что. Не было случая, чтобы кто-нибудь на базаре «засыпался». Результаты этих походов имели легальный вид: «тетка дала», «встретился со знакомым». Я старался не оскорблять колониста грязным подозрением и всегда верил этим объяснениям. Да и к чему могло бы привести мое недоверие? Голодные, грязные колонисты, рыскающие в поисках пищи, представлялись мне неблагодарными объектами для проповеди какой бы то ни было морали по таким пустяковым поводам, как кража на базаре бублика или пары подметок.

В нашей умопомрачительной бедности была и одна хорошая сторона, которой потом у нас уже никогда не было. Одинаково были голодны и бедны и мы, воспитатели. Жалованья тогда мы почти не получали, довольствовались тем же кондером и ходили в такой же приблизительно рвани. У меня в течение всей зимы не было подметок на сапогах, и кусок портянки всегда вылезал наружу.

Итак, общий стол , общее снабжение, общее хозяйство, общая судьба – именно такой принцип развивают в современной экологической колонии на острове в Норвегии. Понятно, что заключенные не приносят голодным надзирателям ворованные бублики или воблу с ближайшего норвежского базара. Но столовая для заключенных и персонала общая , все едят рядом, то что приготовили повара для всех колонистов.

Если говорить об армии – не может быть отдельной офицерской столовой, если о патриотическом летнем лагере – воспитателям не готовят отдельно. Ну, а как хороший пример советской культуры, живой и сейчас, это питание в археологических и других экспедициях, где традиционно участвуют «трудновоспитуемые дети»: дежурят и взрослые, и студенты, и школьники. Кушают все рядом и все из одного котла!

Воспитательное учреждение для несовершеннолетних нарушителей на территории УССР (1920-36), которым руководил (до 1928) А.С. Макаренко. С 1921 по инициативе Макаренко и воспитанников Колония носила имя М. Горького. Организована как колония для дефективных детей Полтавским Губнаробразом в местечке Трепке, под Полтавой; с 1924 размещалась в бывшем имении братьев Трепке с. Ковалёвка; с 1926 - в с. Куряж под Харьковом. В 1923-26 была опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. В Колонии воспитывались дети с негативным социальным опытом, среди которых было много бывших беспризорников и детей-сирот. Макаренко воплотил в практику Колонии свои идеи создания детского коллектива. Истории Колонии посвящена его книга "Педагогическая поэма" (ч. 1-3, 1933- 1935).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 123)

См. также Макаренко, Антон Семёнович

  • - Здание Литературного института.Москва. Литерату́рный институ́т имени А.М. Горького, высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет...

    Москва (энциклопедия)

  • - высшее учебное заведение. Открыт в 1933 по инициативе М. Горького как Вечерний рабочий университет. С 1936 современное название. До 1992 вуз Союза писателей СССР...

    Москва (энциклопедия)

  • - Образован в 1987 после раздела МХАТа. Директор и художественный руководитель Т.В. Доронина...

    Москва (энциклопедия)

  • - По́чвенно-агрономи́ческий музе́й и́мени В.Р. Ви́льямса Моско́вской сельскохозя́йственной акаде́мии и́мени К.А. Тимиря́зева...

    Москва (энциклопедия)

  • - Психиатри́ческая кли́ника имени С.С. Корсакова Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова. Построена в 1885—...

    Москва (энциклопедия)

  • - Театра́льное учи́лище и́мени Б.В. Щу́кина при Теа́тре имени Евг. Вахта́нгова, театральный вуз, готовит актёров и режиссёров. Ведёт историю от Студенческой театральной студии, основанной и руководимой с 1913...

    Москва (энциклопедия)

  • - Центральный ПКиО имени М. Горького.Москва. Центра́льный парк культу́ры и о́тдыха и́мени М. Го́рького, в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - в центральной части Москвы, между Пушкинской набережной Москвы-реки и Ленинским проспектом...

    Москва (энциклопедия)

  • - см. в ст. Библиотеки в...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, одна из старейших научных библиотек и крупнейшая вузовская библиотека в СССР. Основана в 1755...
  • - воспитательное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей. Была организована в 1920 Полтавским губнаробразом под Полтавой, в 1926 переведена под Харьков. В 1920-28 колонией заведовал А. С. Макаренко...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Москве. Основана в 1756. В 1993 св. 8,5 млн. ед. хр. Состоит из фундаментальной библиотеки и отраслевых библиотек на факультетах. Методический центр библиотек советских вузов...
  • - драматический, основан в 1918...

    Большой энциклопедический словарь

  • - один из двух театральных коллективов, образованных при разделении Московского Художественного академического театра в 1987...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Кар. Испытать нужду, несчастье. СРГК 4, 605...
  • - Белом. Испытать много горя, лишений, несчастий. Мокиенко 1990, 85...

    Большой словарь русских поговорок

"Колония имени М. Горького" в книгах

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант

Из книги автора

О суицидомании Максима Горького Личность Максима Горького в свете совершенного им в декабре 1887 г. покушения на самоубийство. Д-ра И. Б. Галант Влечение к самоубийству или суицидомания (suicidomania) – явление, которое как много других непонятных явлений, сделалось в науке

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина"

Из книги Аркадий Северный, Советский Союз автора Петров Дмитрий

Глава четвёртая "Имени завода имени Степана Разина" "Ну что ж ты меня не узнал, что ли? Я же ж Аркадий Северный!" А. Северный, февраль 1975 г. К началу 70-х годов идея записать "блатные" песни в сопровождении оркестра носилась в воздухе. Чёрный рынок был просто завален

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

А.И. Овчаренко, заведующий сектором Института мировой литературы имени А.М. Горького Академии наук СССР, доктор филологических наук, профессор Место «Тихого Дона» в литературе современной эпохи Вместо общепринятого доклада, написанного с привлечением всего арсенала

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького

Из книги Амплуа - первый любовник автора Волина Маргарита Георгиевна

Глава 4. Ленинградский Государственный Большой драматический театр имени М. Горького Натощак не выговоришь. К счастью, это длинное название звучало и звучит кратко: БДТ.Здание театра (Фонтанка, 65) было построено в конце XIX века архитектором А. Фонтаном (легко запомнить) для

Парк культуры и отдыха имени М. Горького

Из книги Москва в кино. 100 удивительных мест и фактов из любимых фильмов автора Рассохин Олег О.

Парк культуры и отдыха имени М. Горького В центре Москвы несколько месяцев спустя героиня попрощается на время со своей мечтой. Финальная прогулка перед расставанием происходит на набережной Яузы (там она гуляет вместе с героем Александра Михайлова) и мельком – в Парке

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры)

автора

Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры) Конечная станция Первой очереди, расположенная под Крымской площадью Садового кольца, в проекте так и называлась «Крымская площадь». Слово «площадь» в названиях станций чаще опускалось, и должна была получиться станция

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры)

Из книги Сталинское метро. Исторический путеводитель автора Зиновьев Александр Николаевич

Парк культуры имени Горького (ныне Парк культуры) Станция «ПКиО имени Горького» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии. Название станция получила по соседней с ней радиальной станции, открытой в составе Первой очереди метро.Автор станции -

Познай, где свет – поймешь, где тьма НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ МХАТ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО ТАТЬЯНА ДОРОНИНА

Из книги автора

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького

Из книги 100 великих заповедников и парков автора Юдина Наталья Алексеевна

Центральный парк культуры и отдыха имени Горького Центральный парк культуры и отдыха имени Горького (ЦПКиО) представляет собой единый зеленый массив на площади 177 га, расположенный вдоль Москвы-реки.Открытый „партерный сад“ парка начинается непосредственно за

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей)

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Красненькая колония (колония Шеферов и Берчей) Более ста лет, до Великой Отечественной войны, на землях между Автово и Дачным находилось обширное поселение немецких колонистов – Красненькая колония. Название произошло от речки Красненькой, протекавшей поблизости. Как

Колония имени М. Горького

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького)

автора Ситников Виталий Павлович

Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. «Настало время нужды в героическом» (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма.II. Вера в человека и противопоставление

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В дальнейшем стиль прозы М. Горького эв

Из книги Как написать сочинение. Для подготовки к ЕГЭ автора Ситников Виталий Павлович

В раннем творчестве Горького «избыточная» красочность была тесно связана с мироощущением молодого писателя, с его пониманием подлинной жизни как свободной игры ничем не скованных сил, со стремлением привнести в литературу новую – жизнеутверждающую тональность. В

Из книги Записные книжки автора Чехов Антон Павлович

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ А. М, ГОРЬКОГО А. П. ЧЕХОВ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ И ПИСЕМ В ТРИДЦАТИ ТОМАХ СОЧИНЕНИЯ В ВОСЕМНАДЦАТИ ТОМАХ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. священномученик Артемон (Великое значение имени человека вообще и христианского имени в особенности) I. Св. священномученик Артемон, память коего совершается ныне, во время великого Диоклитианова гонения на христиан, пред страданием позван был к допросу; на вопрос,

Аптон Семенович Макаренко (1888-1939) - советский педагог и писатель. По окончании Полтавского учительского института в 1917 г. заведовал Крюковским железнодорожным и Полтавским городским училищами. Руководил «трудовой колонией для дефективных детей» Полтавского губнаробраза, ставшей с 1921 г. колонией им. М. Горького, а также с 1923 по 1926 г. - опытно-показательным учреждением Наркомпроса УССР. Работая в колонии им. Горького, Макаренко одновременно организовал детскую трудовую Коммуну им. Ф. Э. Дзержинского под Харьковом: заведующий коммуной (с 1928), начальник педагогической части (с 1932), начальник коммуны (с 1935). Он возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах (1936), а вскоре его назначили заместителем начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР (1937). Переехал в Москву в 1937 г. Занимаясь воспитанием малолетних преступников и детей сирот, Макаренко указывал, что «дефективны» не дети, брошенные на произвол судьбы, а ненормальны отношения между детской личностью и обществом. Лишенные родительской заботы, вырванные из нормальных социальных связей, депривированные дети в трудовой колонии формировались под воздействием педагогической системы Макаренко. Отвергая традиционную «пенитенциарную педагогику». Макаренко сформулировал принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему» . В педагогическом процессе трудовой колонии происходила не подготовка к деятельности, но сама производственная деятельность, что споспешествовало восстановлению связей подростков и общества. «Мы желаем воспитывать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком», - писал Макаренко . Он утверждал, что армейский коллектив представляет собой идеальную модель школы, которая будет воспитывать «культурного советского рабочего». «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - считал педагог. Система воспитания основана на следующих педагогических принципах: 1) трудовая деятельность по обеспечению благосостояния колонии, причем воспитанники сами распоряжались результатами своего труда; 2) самоуправление; 3) коллективная ответственность, при которой за проступок одного отвечает весь отряд. Так же как и И. П. Ионии и П. Н. Лепешинский, Макаренко создавал свою трудовую колонию и коммуну под влиянием «Положения о единой трудовой школе».

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата», - писал педагог . Смысл педагогической деятельности заключался не в выявлении направленности ребенка, согласно ее индивидуальным, в том числе биологическим потребностям, а в общем процессе организации детской жизни, общественных и коллективных отношений, в ходе которых сформируется личность колониста. Создание сплоченного коллектива колонистов происходило путем соединения производительного труда в мастерских, и в сельском хозяйстве и самообслуживания с воспитанием. По Макаренко, именно «коллектив является воспитателем личности», что станет целеполагающим фактором всей советской педагогики. Военизированный характер коллективного воспитания весьма привлекателен, как для педагога, так и для колонистов, впрочем, лишенных каких бы то ни было иных возможностей. «Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса», - утверждал педагог. Макаренко разработал принципы и методы управления коллективом: параллельное педагогическое действие, перспективные линии, сочетание доверия и требования, авансирования личности и др. «Коллектив учителей и коллектив детей - это не два коллектива, а один, и коллектив педагогический», если почувствуете, что вам не «хватает знаний, не стесняйтесь сесть за парту рядом с воспитанниками». Сформулированный Макаренко «Метод параллельного педагогического действия» активизировал коллектив педагогов вместе с колонистами. В коммуне были созданы разновозрастные отряды воспитанников, на общих собраниях осуществлялось самоуправление, активно действовали советы командиров. Воспитание через коллектив осуществляло формирование дисциплины колонистов, создание педагогических традиций в колонии. Правильно сформулированная и поставленная социально значимая цель позволяла всем членам коллектива участвовать в совместном труде. Созданию оптимистической атмосферы в коллективе, эмоционально повышенного настроя в педагогическом процессе Макаренко уделял особое внимание. В отношениях с воспитанниками, в процессе постоянного педагогического поиска Макаренко разработал метод «перспективных линий» в воспитании, при котором ребенок должен ощущать, что его ждет «завтрашняя радость». «Педагогика событий» предполагает, что коллектив развивается только в процессе действий, имеющих значение для каждого и для всех коммунаров. Однако концепция революционной педагогики круто менялась к концу 1920-х гг. Ставка Макаренко на военизированные формы коллектива воспитанников была отвергнута руководством Наркомпроса и, в частности, Н. К. Крупской и А. В. Луначарским в 1920-е гг. Однако и после смены власти в Накромпросе в 1930-е гг. Макаренко продолжали критиковать за «устаревшие взгляды» на организацию «трудовой школы-коммуны». В 1928 г. в колонию приезжал А. М. Горький, поддерживал и защищал педагогический эксперимент, написал о педагоге. Однако официальные руководители просвещения признали его педагогическую систему несоветской, Макаренко отстранили от заведования колонией. «Колония живет плохо, после меня переменилось уже четыре заведующих, глупости там наделаны непоправимые, коллектива нет, проходной двор...», - запись в дневнике 1933 г. История колонии им. М. Горького описана Макаренко в «Педагогической поэме» (1933-1935), история Коммуны им. Ф. Дзержинского - в повести «Флаги на башнях» (1938). Макаренко - автор «Книги для родителей» (1937).