Замысел и история создания романа «Тихий Дон. Любимый книжный магазин с отличными ценами и доставкой по Беларуси


Самой значительной творческой работой Михаила Шолохова считается роман «Тихий Дон». В этом произведении писатель в полной мере раскрыл свой литературный талант и смог достоверно и интересно описать жизнь донского казачества. Рукопись, охватывающая события длиной в девять лет, преодолела немало препятствий, прежде чем была опубликована. Как же складывалась история создания романа «Тихий Дон»?

«Донщина»

При работе над сборником «Донские рассказы» Шолохову пришла в голову идея описать сложную долю донского казачества в революции 1917 года. Так началась история создания романа «Тихий Дон». Краткое описание похода Корнилова на Петроград с участием казаков получило название «Донщина». Начав работу и написав несколько листов произведения, Шолохов задумался о том, будет ли книга интересна читателям. Сам писатель вырос в донском хуторе, поэтому события, описываемые в рукописи, были ему близки и понятны. Михаил Александрович задумывается о создании произведения, в котором будет описана не только революция, но и предшествующие ей события. Шолохов рассматривает причины, по которым казаки решили участвовать в революционных событиях, а также создает персонажей, чьи судьбы особенно ярко показывали казаческую жизнь тех лет. В итоге Шолохов дает книге название «Тихий Дон» и приступает к написанию романа.

Сбор материалов

Писатель собирался донести до читателя реальные события тех лет, поэтому история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» началась с посещения Шолоховым архивов Москвы и Ростова. Там он изучал старые журналы и газеты, читал специальную военную литературу и книги по истории донского казачества.

С помощью друзей, имевших доступ к эмигрантской литературе, Шолохов получил возможность ознакомиться с различными записками генералов, а также дневниками офицеров, в которых описывались военные события. Подбирая материал для книги, писатель проделал огромную историческую работу. В романе активно используется информация из реальных документов военного времени: листовок, писем, телеграмм, распоряжений и постановлений. Также Шолохов добавил в книгу свои воспоминания - писатель работал в продотряде и активно участвовал в борьбе с бандитами. Так, многие сцены появились благодаря личным впечатлениям автора.

Работа с материалом

Для того чтобы полностью погрузиться в атмосферу казачьего быта, писатель в 1926 году переезжает на Дон и уже там начинает работать над произведением. Поселившись в станице Вешенской, писатель попадает в родное окружение. Михаил Шолохов, выросший среди казаков, хорошо понимает психологию окружающих его людей, знает их быт и нравственные ценности.

В 1927 году начинает развиваться история создания романа «Тихий Дон», краткое описание событий которого автор распределил на 4 тома. Много времени заняло составление структуры произведения, так как писателю приходилось держать в голове множество фактов, событий и людей. В романе появляются как новые персонажи, так и исторические лица: Чернецов, Краснов, Корнилов. В произведении «Тихий Дон» присутствует более 200 реально существовавших людей, а также 150 новых, созданных автором героев. Одни персонажи полностью раскрываются вместе с сюжетом романа, а другие появляются только в отдельных сценах.

Название романа

Для русского человека превратилась в символ непростых судеб казаков. Спокойное течение стало образом мирной жизни народа, а после - свидетелем изменений, вызванных революцией. С давних времен казаки занимались земледелием. Донские хутора не стали исключением - почва там была плодородной, поэтому домохозяйства располагались по берегам реки.

Жизнь земледельца идет размеренно и сравнима со спокойным течением реки. Но привычное существование изменилось для населения, и название книги приобрело другое значение: это уже не спокойный поток Дона, а земля Донщины, которая всегда была заселена казаками и не видела покоя на своем веку.

История создания романа «Тихий Дон» показывает, что в заглавии книги используется противоречивое сочетание слов, ведь в романе Шолохова река буйная, на ней идет война, льется кровь, гибнут люди. Но щедрый поток тихого Дона не иссякнет, так и донское казачество не пресечется. И воины вернутся на родину, и будут и дальше жить на своей земле и вспахивать ее.

Композиция произведения

Произведение «Тихий Дон» - это роман-эпопея, так как в книге отображаются основные факты Первой мировой и Гражданской войны, а также огромное количество героев, принадлежащих разным социальным и политическим группам. События романа длятся огромный срок - 9 лет, описывая события с 1912 года по 1921-й. В произведении все действия главного героя соотносятся с жизнью населения и природой. История создания романа «Тихий Дон» показывает противопоставление композиции книги: это, с одной стороны, любовь и мирная крестьянская жизнь, а с другой - жестокость и военные события.

Григорий Мелехов

Замысел и история создания романа «Тихий Дон» включают в себя героев, жизни которых писатель старался неразрывно связывать с донским казачеством. В сочетаются и индивидуальные черты, и национальные особенности его земляков. Писатель показывает главного героя преданным семейным традициям, но способным нарушить любую норму в порыве страсти. Григорий отличается в боях, но за все военные годы он не раз будет с тоской вспоминать родную землю.

Шолохов создает героя с большой внутренней силой и чувством собственного достоинства, а также наделяет его бунтарским началом. Перелом истории, который поменял обычный порядок донского казачества, совпал с изменениями в частной жизни Григория. Герой не может разобраться, с кем ему нужно остаться - с красными или белыми, а также мечется между двумя женщинами. В конце книги Григорий возвращается домой, к своему сыну и родной земле.

Женские образы в романе

Творческая история создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что для описания Григория Мелехова автор использовал образ обычного русского мужика. Сочиняя основных героинь произведения, Михаил Шолохов отталкивался от своих личных представлений о судьбах русских женщин.

Это мать Григория - Ильинична, которая воплощает собой идею единения всех людей и материнства, способную на любовь и сострадание даже к людям, причинившим ей боль.

Жена Григория - Наталья, которая хранит семейный очаг, несмотря на духовные переживания из-за нелюбящего ее мужа.

Аксинья же выделяется своей жаждой свободы и всепоглощающей любовью - она считает, что неудавшееся замужество снимает с нее всю вину за нарушение норм и запретов.

Обвинения в плагиате

Две опубликованные в 1928 году, принесли писателю большой успех. Ему присылали восторженные письма и приглашения на выступления, но уже через год отношение общественности изменилось. Люди засомневались, что молодой и неопытный автор написал произведение такой огромной художественной силы самостоятельно. На момент начала написания «Тихого Дона» автору было 22 года, а из литературных достижений на его счету - только один сборник рассказов. Колебания вызывались еще и тем фактом, что две первые книги автор написал всего за 2,5 года, а ведь Шолохов считался малообразованным человеком, так как окончил только 4 класса школы.

Также вызывала сомнения в авторстве история создания романа «Тихий Дон», краткое содержание которого якобы было найдено в сумке у белого офицера и опубликовано Шолоховым как свой труд. Для доказательства невиновности писателю пришлось собирать специальную комиссию и с ее помощью опровергнуть клевету. В результате трех экспертиз - графологической, идентификационной и текстологической - авторство было подтверждено.

Публикация романа

Первая и вторая книги имели у читателей огромный успех, но с опубликованием третьей части возникли проблемы. Первые ее главы печатались в газете, но затем эти выпуски прекратились. Причина была в том, что Шолохов первым из авторов подробно и полно описал события Гражданской войны. История создания романа «Тихий Дон» рассказывает, что в третьей книге редакторами были вырезаны целые главы. Шолохов предпочел не вносить изменений.

Литературные критики требовали присоединения Григория Мелехова к большевизму, но читатели с удовольствием приняли выбор героя, так как для него это решение стало единственно верным. Полный текст произведения без правок и дополнений редактора был опубликован только в 1980 году.

Творческая история создания романа-эпопеи «Тихий Дон» была не из легких, но, несмотря на все трудности, роман получил мировую известность и заслужил любовь читателей из разных стран.

1

Данная статья посвящена проблеме авторской ситуативности и композиционно-хронотопической структуры романа-эпопеи «Тихий Дон» М.А. Шолохова. В статье определяется композиция и композиционно-хронотопическая структура произведения. Рассматривается несомненная связь между композиционно-хронотопической структурой романа и выбором и расположением автором ситуаций в определенном порядке во времени и пространстве. Дается типология авторских ситуаций в романе, исходя из принципов полноты / неполноты ситуаций, критериев проблемно-тематического содержания, субъектно-словесной выраженности. Выделяются доминантные ситуации романа-эпопеи: ухода и возвращения домой, ситуация смерти, драки и убийства, встречи у воды, пробуждения и засыпания и другие. Определяется взаимосвязь ситуаций и важность их не только для автора, но и для всего литературно-художественного произведения как художественно-поэтической реальности.

композиционно-хронотопическая структура

полнота / неполнота ситуации

проблемно-тематическое содержание

доминантная ситуация

художественно-поэтическая реальность.

1. Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. - М.: Наука, 1964. - 203 c.

2. Гура В. В. Как создавался «Тихий Дон». - М.: Советский писатель, 1989. - 459 с.

3. Дворяшин Ю. А. М. Шолохов: грани судьбы и творчества. - М.: Издательский Дом Синергия, 2005. - 224 с.

5. Карпов И. П. Протоситуативность русской словесности (поэзия пестования) // Вестник лаборатории аналитической филологии. - 2012. - Вып.5. - С. 25.

6. Шолохов М. А. Собрание сочинений: в 8 т. - М.: Изд-во «Правда», 1975. Цитирую по этому изданию, указывая том и страницы.

Сочетание отдельных частей произведения, сложение его элементов в определённом порядке, их взаимосвязь, которая приводит к образованию единого целого - всё это является неотъемлемой частью композиции литературно-художественного произведения. Под композиционно-хронотопической структурой романа мы понимаем распределение действия (то есть происходящих и описываемых событий) во времени и пространстве, а также деление событий по главам. Авторская ситуативность для нас - совокупность ситуаций, с обязательным указанием на того, кто выбрал их из множества других ситуаций, кто соединил их с предыдущими и последующими ситуациями и как представил в субъектно-словесных и хронотопических условиях, то есть автора.

Исходя из того, что именно автор располагает ситуации в определённом порядке и взаимно соотносит их, несомненна связь между авторской ситуативностью и расположением этих ситуаций во времени и пространстве. В процессе выявления этого соотношения мы попытаемся дать типологию авторских ситуаций в романе, исходя из критериев проблемно-тематического содержания, полноты / неполноты ситуации, её субъектно-словесной выраженности.

Ситуации романа находятся в разных отношениях с композиционными частями. Например, одна глава соответствует одной ситуации (часть I, глава XXII - ситуация венчания Григория и Натальи), или несколько глав - одной ситуации (многочисленные ситуации боёв), либо одна глава соответствует нескольким ситуациям (часть I, глава I - ситуация возвращения Прокофия домой, ситуация словесного общения (выполненная в форме диалога), ситуация драки, убийства, родов, возвращения домой, женитьбы и другие).

Роман состоит из четырёх книг, которые, в свою очередь, состоят из частей. Части распределяются следующим образом: I книга - 1, 2, 3 части; II книга - 4, 5 части; III книга - 6 часть; IV книга - 7, 8 части.

Количество глав в каждой части и страниц в главах неодинаково: часть I = 23 главы = 96 страниц; часть II = 21 глава = 115 страниц; часть III = 24 главы = 159 страниц; часть IV = 21 глава = 174 страницы; часть V = 31 глава = 193 страницы; часть VI = 65 глав = 398 страниц; часть VII = 29 глав = 270 страниц; часть VIII = 18 глав = 185 страниц.

Общее количество глав - 232; общее количество страниц - 1590. Среднее количество страниц в главе - 6,8. Расчёт представляется нам важным, поскольку глава - основная единица нашего исследования, которую мы берём за основу.

При рассмотрении авторской ситуативности можно чётко выделить главные ситуации романа: проводов, ухода из дома, возвращения домой, драки, убийства, родов, смерти, пробуждения, засыпания, встречи у воды, боя, сватовства и женитьбы, обращения к Богу (молитвы), застолья, исполнения песни, словесного общения (личный разговор, диалог, общественное собрание), казни, внутренних размышлений героя и другие.

Все вышеперечисленные ситуации взаимосвязаны. Зачастую ситуация является мотивировкой последующей ситуации или выступает ретроспективой, то есть является обстоятельством главной ситуации. Например, ситуация словесного общения персонажей, выяснения отношений сопровождается, как правило, трудовыми действиями (когда Григорий идёт к Дону поить коня, Аксинья идёт с ведрами за водой - они встречаются на Дону и разговаривают, именно там завязываются их любовные отношения; или Григорий и Митька Коршунов идут к Моховым продавать пойманного сазана, и Митька знакомится и заигрывает с Елизаветой Моховой, что далее приведёт к их любовной связи; Елизавета Мохова, в свою очередь, будет описана в дневнике одного из безымянных персонажей, не имеющего непосредственного отношения к героям и не встречающегося больше нигде в романе. Автор дневника пишет своему другу об отношениях с Елизаветой. Дневник случайно оказывается в руках Григория Мелехова. Таким образом, не являясь действующим лицом ситуации, Григорий оказывается связанным с другими персонажами). Ситуация с дневником - это «та вставная новелла, которая уводя, казалось бы, в сторону, на самом деле внутренне усиливает сюжет» . То есть любая ситуация определяется образованием соотношений с другими ситуациями.

Композиции и повествовательной манере Шолохова, как отмечает шолоховед А. Ф. Бритиков, свойственна система вставок, которые «соединяют казачью тему, историю семьи Мелеховых и судьбу Григория с широким историческим фоном. Например, многочисленные семейные ситуации или главы о военных действиях превращаются в отчётливые вставные новеллы, со своей внутренне завершённой фабулой, но тематически, идейно-психологически тоже варьируют магистральные линии повествования» .

В. В. Гура одним из главных композиционных принципов выделял принцип чередования событий в их причинной и следственной связи, движении и развитии, считая принцип двухплановости композиции характерной структурной особенностью «Тихого Дона»: «Писатель чередует описание быта народа, его трудовой жизни с показом фронтов мировой войны, общественно-политических событий в стране, в которых участвуют его герои» . Цель такого чередования в ситуативно-композиционной структуре - показать главного героя в мирных и военных ситуациях, контрастно сопоставить его душевные движения.

Все ситуации романа можно характеризовать с позиции полноты или неполноты их описания. Некоторые ситуации, которые мы называем полными, строятся по принципу: вход в ситуацию - пребывание в ситуации - выход из неё. Другие не являются полными, то есть какой-либо компонент ситуации отсутствует. «Структура авторской ситуативности зависит от индивидуальности автора, особенностей его видения мира и человека, что соответствует литературно-художественному произведению как беллетристической ситуации», - отмечает И. П. Карпов . Например, ситуация сватовства Мелеховых к Наталье Коршуновой имеет вход в ситуацию (запрягают лошадей, наряжаются, приглашают сваху Василису), подробное описание пребывания в ситуации (дорога к Коршуновым, приезд, диалог, само сватовство и т.д.), но нет выхода из ситуации. Автор не описывает возвращение персонажей после сватовства домой, хотя логично было бы предположить, что на обратном пути герои обсуждали Коршуновых и Наталью, делились впечатлениями и строили предположения относительно результата их сватовства. Можно сделать вывод, что для автора обсуждения и разговоры персонажей не являются главной целью повествования, поскольку «Тихий Дон» - это роман-эпопея, где главным является действие, событие, а не размышления и разговоры героев.

Безусловно, как мы уже заметили выше, все ситуации в романе взаимодействуют между собой, переплетаясь и связываясь в единое повествование. Но некоторые ситуации являются доминантными, они определяют построение всего романа.

К важнейшим ситуациям можно отнести ситуацию ухода и возвращения домой. Весь роман как бы «окольцован» центральной ситуацией ухода и возвращения: первая глава первой части начинается с возвращения Прокофия с войны: «В предпоследнюю турецкую кампанию вернулся в хутор казак Мелехов Прокофий» . Затем указывается на его уход из дома на каторгу, и возвращение через несколько лет домой: «Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет» . Также и в ситуации с Григорием: «Герой «Тихого Дона» неизменно и упорно возвращается в родительский дом, всякий раз обретая здесь, кажется, единственно сохранившуюся в перевороченном, вздыбившемся мире опору» . Роман и заканчивается приходом Григория, отчаявшегося, уставшего от бесчисленных боёв, бесконечного бегства и кочевого образа жизни домой, к сыну Мишатке.

Также одной из основополагающих ситуаций является ситуация смерти. Из ситуации смерти нет выхода, она является внутренним состоянием персонажа и описывается автором извне, чужими глазами. Например, так описывает Шолохов утонувшую Дарью: «Пересилив страх и чувство гадливости, Дуняшка помогала матери обмывать холодное, хранившее студеность глубинной донской струи тело покойницы. Было что-то незнакомое и строгое в слегка припухшем лице Дарьи, в тусклом блеске обесцвеченных водою глаз, в волосах её серебром искрился речной песок, на щеках зеленели влажные нити прилипшей тины-шелковицы, а в раскинутых, безвольно свисавших с лавки руках была такая страшная успокоенность, что Дуняшка, взглянув, поспешно отходила от нее, дивясь и ужасаясь тому, как непохожа мертвая Дарья на ту, что еще так недавно шутила и смеялась и так любила жизнь» .

Не менее важной является ситуация пробуждения и засыпания, поскольку это неотъемлемая часть жизни человека. «Своеобразие её заключается в невозможности для человека осознавать себя в засыпании и пробуждении, хотя эти "пограничные" состояния всегда привлекали внимание людей (философов, психологов, писателей)», - отмечает И. П. Карпов . Так засыпает Григорий, наконец решивший бежать с любимой Аксиньей: «Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша», «чёрные ресницы его чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа», «тщетно боролся со сном», «сквозь непреодолимую дрёму Григорий слышал её ровный голос и не в силах был поднять отяжелевшие веки», «так и заснул, не дослушав рассказа» , и просыпается: «проснулся от конского ржания, испуганно сел, шаря вокруг себя руками, ища оружие» .

Вообще, роман можно рассматривать как сочетание, соединение любовных и военных ситуаций: любовные ситуации (от юношеского возраста до семьи герой проходит через ряд любовных переживаний) переплетаются с военными ситуациями (уход Григория и других казаков на войну и возвращение с неё, включая майские лагеря, в которые периодически уходили казаки, служба, Первая мировая война, затем гражданская война). И в пределах этих любовных и военных ситуаций разворачиваются все остальные ситуации, на которых строится не только ситуативность романа, но и вся жизнь человека.

Ситуация важна не сама по себе: и для автора, и для целого литературно-художественного произведения как художественно-поэтической реальности главное - развитие героя, эволюция его нравственных и душевных качеств. В каких бы ситуациях не изображал Шолохов человека, самое важное для него - внутреннее состояние персонажа. Например, в случайной любовной связи Григория с жалмеркой, важными являются те душевные чувства, которые испытывает Григорий, расставаясь с ней: «По проулку ехал Григорий, оглядываясь. Проулок полудугой огибал двор, где он ночевал, и он видел, как пригретая им казачка смотрела через плетни ему вслед, поворачивая голову, щитком выставив над глазами узкую загорелую ладонь. Григорий с неожиданно ворохнувшейся тоской оглядывался, пытался представить себе выражение ее лица, всю её - и не мог. Он видел только, что голова казачки в белом платке тихо поворачивается, следя глазами за ним. Так поворачивается шляпка подсолнечника, наблюдавшего за медлительным кружным походом солнца» .

Также и в ситуации, когда Григорий «рубит матросов», главное - в изменениях, происходящих в его сознании, в том, какой переворот происходит после этого события в его душе: «Кого же рубил!.. - И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся на губах: - Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради бога...в бога мать... Смерти... предайте!..» . Григорий бьётся головой о землю, стонет, просит предать его смерти, поскольку понимает, какое преступление он совершил, убив таких же, как он, солдат, невиновных в том, что идёт эта страшная, разрушительная война, в которую брошены люди, не желающие убивать своих братьев, но вынужденные делать это.

Итак, в результате анализа основных ситуаций романа мы можем предположить, что авторская ситуативность тесно связана с композиционно-хронотопической структурой романа. Автор располагает ситуации во времени и пространстве в определённой последовательности, что указывает на их тесную взаимосвязь. В каждой ситуации, как отдельном элементе, отражается отношение автора к описываемым событиям и героям, его мировоззренческая позиция. Каждая такая ситуация отобрана, выверена, авторски внутренне структурирована и поставлена в связь с другими ситуациями.

Рецензенты:

  • Карпов Игорь Петрович, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
  • Золотова Татьяна Аркадьевна, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Баринова К.В. АВТОРСКАЯ СИТУАТИВНОСТЬ И КОМПОЗИЦИОННО-ХРОНОТОПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА РОМАНА "ТИХИЙ ДОН" М. А. ШОЛОХОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6887 (дата обращения: 02.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Токугава Иэясу» японского писателя Сохачи Ямаока – около 40 томов в книжном варианте. Да, я решил не делать тайны, к которой бы читатель пробирался сквозь дебри различных сведений и замечаний, и сразу назвал победителя. Те же, кому интересны нюансы и терминологические тонкости, – добро пожаловать в нижеследующее исследование.

Говоря о самом длинном романе, мы, конечно же, в первую очередь задумываемся об объёме. И вопрос о том, как высчитывать длину произведения, кажется на первый взгляд наивным. Мы можем скопировать текст произведения в электронном виде и посмотреть, сколько слов или символов в нём встречается. Но одно уже упоминание японского автора подводит к здравому наблюдению, что в языках с иероглифической графикой один символ – это и есть одно слово. А значит, текст на японском будет содержать меньше символов, чем его перевод, например, на русский. Но в бумажном варианте оба варианта могут быть примерно одинаковы из-за размера иероглифов, которые обычно печатают крупнее букв.

Книжный вариант – это вообще отдельный вопрос. Некоторые издания умещают «Войну и мир» в одну книгу, а иные – в две. Количество страниц также может различаться по причине разных шрифтов и размера листов. Но уже дважды упомянутый Сохачи Ямаока как бы намекает, что по-настоящему длинные романы исчисляются в десятках томов.

Вопрос 2. Что такое роман?

Тоже, казалось бы, нелепый вопрос. Все мы интуитивно понимаем, что «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита» – романы. И что «Евгений Онегин» – тоже роман, в стихах. А вот «Лошадиная фамилия» – рассказ. И дело тут не только в объёме, но и в существенных чертах романа, которые отличают его от других прозаических форм: наличие нескольких сюжетных линий, определённое количество главных и второстепенных персонажей и т.д.

Кстати, что касается объёма, в истории литературы есть пример очень длинного произведения, которое технически является рассказом. «Улисс» ирландского писателя Джеймса Джойса растянулся почти на тысячу страниц, но в нём одна сюжетная линия и один главный герой – Леопольд Блум, поэтому это всё же рассказ.

Но для нас важнее другой нюанс. Можем ли мы считать романом сочинение, в котором с главными героями в каждой главе происходят новые приключения? Экранизация «Идиота» в десяти сериях – это многосерийный фильм. А «Тайны следствия» – сериал. Думаю, кинематографическая аналогия ясна. Можем ли мы истории Дон Кихота и Санчо Пансо считать романом или это сборник рассказов, сведённых в одну книгу? Надеюсь, теперь будет более понятно, что терминологически изыскания приведены не просто так.

«Токугава Иэясу»

Давайте, наконец-то, разберёмся с нашим победителем, тем более что он как раз из категории нескончаемых историй, собранных воедино. Роман японского писателя Сохачи Ямаока «Токугава Иэясу» вы вряд ли встретите в книжном магазине. Всё дело в том, что это произведение лишь условно можно назвать романом. Ямаока печатал главы своего сочинения в ежедневной газете, начиная с 1951 года. Специального издания никто не осуществлял. Впрочем, оно и понятно: шутка ли, если все части произведения соединить вместе, то получится увесистое 40-томное издание.

Вряд ли в мире найдётся хотя бы дюжина людей, которые прочли роман от начала до конца. Но имя главного героя нам известно – это первый сёгун из клана Токугава, который объединил страну восходящего солнца и установил в ней мир.

Роман Ямаока был опубликован отдельным изданием, а до этого — распространён во множестве выпусков японских газет, почему его заслуженно можно назвать изданным дважды. Роман американского писателя Генри Дарджера «История Вивиана Джирлса» не только никогда не был опубликован – он и найден был уже после смерти автора. В романе Земля является лишь спутником другой, большей планеты, а сюжет описывает военное сопротивление детей-рабов жестоким поработителям. Конечно, вы заинтригованы и хотите знать объём произведения. Отвечаю: 10 увесистых томов, которые в общей сложности содержат более 15 тысяч страниц! Количество слов до сих пор никто не подсчитал, но учёные предполагают, что их около 10 миллионов.

«Люди доброй воли»

Перейдём к изданным романам, которые можно достать, открыть и почитать. Пускай и не на русском языке. Рекордсменом здесь выступает французский писатель Ромен Жюль (настоящее имя – Луи Анри Жан Фаригуль). Он поставил задачу детально разобраться в причинах неурядиц жителей Франции за четверть века, с 1908 по 1933 годы. Результат получился масштабным – 27 томов, занявших 5 тысяч страниц. Одно только оглавление расположилось на 50 страницах!

Интересно, что «Людей доброй воли» перевели на английский. Издательство “Peter Davis” опубликовало роман в 14-ти, ещё более увесистых, томах. Количество слов в обоих случаях превышает 2 миллиона.

«Астрея»

Создававшийся в течение 21 года роман другого французского писателя, Оноре д’Юрфе также был опубликован. Кроме того, его объём даже больше: в истории любви пастушки Астреи и пастуха Селадона 5400 страниц. Однако мы упоминаем «Астрею» после Ромена Жюля потому, что издание относится к 1607 году и сегодня этот роман достать в полном варианте вряд ли получится. Зато можно почитать диссертацию кандидата филологических наук Татьяны Кожановой «Проблема комического в романе Оноре д’Юрфе “Астрея”» (Москва, 2005).

«В поисках утраченного времени»

Не роман, а целый цикл из 7 романов – «В поисках утраченного времени» ещё одного француза, утончённого Марселя Пруста, уступает «Людям доброй воли» незначительно: 3200 страниц и 1,5 миллиона слов. Если вы будете вместо работы читать по 8 часов в день со скоростью, скажем, 40 страниц в час (то есть 320 страниц ежедневно), то чтение прустовского цикла займёт у вас 10 рабочих дней, или 2 календарные недели. Если же вы будете читать по 40 страниц в день с выходными в субботу и воскресенье, то «В поисках утраченного времени» «отнимет» у вас 4 месяца.

Графоманы-аутсайдеры

Да простят мне титаны литературы спортивный термин, но писатели, которых мы считали невероятными графоманами, оказываются если не внизу, то где-то в середине импровизированной таблицы самых длинных романов. Если говорить о русских писателях, то выясняется, что первая приходящая на ум «Война и мир» отнюдь не лидер списка. В творении графа Толстого насчитывается около 1400 страниц современного издания. В то время как «Тихий Дон» Михаила Шолохова занимает 1500 страниц. Исследователи также подсчитали, что в романе нобелевского лауреата 982 героя, из которых 363 являются реальными историческими личностями.

Но и у нас находились авторы, которые решались на многотомные эпические описания. Большинство из них вряд ли на слуху у современного читателя. Так, например, писатель Георгий Гребенщиков окажется знаком своей фамилией. Находясь под значительным влиянием Рериха, который за жизнь успел написать 7 тысяч полотен, однофамилец музыканта написал роман-эпопею в 12 частях «Чураевы», изданную в Париже и Нью-Йорке в 1937 году.

Мораль

В интернете недавно появились сервисы, в которых можно бросить литературный вызов самому себе: я прочитаю в этом году столько-то книг. И цифру нужно указать самостоятельно. Чтобы через год проверить, справился ли ты с данным тобой словом.

Выяснение самого длинного романа – это, конечно, хорошо, интересно и занятно. Но не стоит забывать, что в жизни качество может оказаться важнее размера. Я, например, дома у родителей наткнулся на 12-томное собрание сочинений Ф. М. Достоевского, которое покупал ещё студентом, как выяснилось по сохранившемуся чеку – 3 июля 2004 года. Собрание включает в себя все произведения Фёдора Михайловича крупной и средней формы. Поглотив первый том, я подумал, что было бы неплохо исполнить наконец студенческую мечту – прочесть всего Достоевского. Обязательств на себя никаких не беру, поскольку не стоит давать слова, если можешь его не сдержать. Но, даст Бога, я сам для себя прочту гораздо больше, чем самый длинный роман, – великого писателя, воплощённого в его романах!

В заключение призываю вас уделять книге хотя бы 20 минут в день, и вы вспомните, какое это непередаваемое удовольствие – чтение.

При слове «эпос» у многих в воображе-нии возникают бескрайние просторы, где происходят исторические события, дейст-вует огромное количество участников, описываются сцены исторических сраже-ний, чередующиеся с картинами частной, личной жизни.

В действительности эпос конкретен и легко обозрим. Ведь в «Илиаде» показана далеко не вся Троянская война, и в «Войне и мире» тоже довольно ограничен круг дей-ствующих лиц. Эпос всегда рассказывает читателю о ярких личностях, живших в эпо-ху больших исторических событий и актив-но в них участвующих.

В романе «Тихий Дон» есть главный центр описываемых событий — хутор Татарский, где живет семья Мелеховых, далее по шири-не обхвата идет станица Вешенская, а за-тем — земля Войска Донского. Как бы дале-ко от этих мест судьба ни забрасывала геро-ев, они всегда в памяти читателя.

Роман начинается с истории непростой любви молодого казака Григория Мелехова и замужней казачки Аксиньи. Перед читате-лем — яркая картина предвоенной жизни донского казачества.

Во второй и третьей книгах «Тихого Дона» описаны события первой мировой войны, последующих революционных лет, огром-ное количество исторических образов, фак-тов, эпизодов. Автор погружает читателя в атмосферу июльских дней в Петрограде, заговор Корнилова, дает картины историче-ских совещаний, сокрушительных военных атак, показывает работу большевиков-под-польщиков. Как в огромном зеркале, отра-жен великий исторический перелом в судь-бе огромной России. В романе множество лирических отступлений, среди которых по-трясающая по силе картина плача двух ма-терей над телами своих сыновей: казака-по-встанца и красноармейца.

Но все же, когда донцы находятся вне своей земли, они не столь интересны. Зато, когда гражданская война врывается в эти края, когда сын мстит за отца, а друзья ста-новятся врагами, — все обретает эпичес-кую наглядность. Действие романа опять разворачивается в конечном, легко обозри-мом мире.

Масштаб событий, происходящих в рома-не, огромен. Читая роман, мы видим, как це-лые армии вдруг покидают фронт и расхо-дятся по куреням. Потом казаки опять бро-сают свои хозяйства, вновь собираются и, выбрав себе полководцев, становятся гроз-ным боевым войском. Сложные, неожи-данные судьбы, неожиданные невероятные жизненные повороты. Беспартийный бата-реец Подтелков предъявляет ультиматум Военно-революционного комитета войско-вому атаману Каледину и затем, избранный председателем Донского Совнаркома, ге-роически погибает при попытке мобилизо-вать полки бывших фронтовиков. С другим подлинным историческим персонажем, Яко-вом Фоминым, читатель знакомится сначала как с дезертиром, покинувшим фронт. Петр Мелехов долго помнит «мерцающий влажный взгляд Фомина и тихое: «Невтерпеж, братушка...» Вскоре Фомин — уже влиятельный красный командир, о котором Штокман гово-рит с уважением, и, наконец, в конце романа он — главарь банды, куда попадает Григо-рий, скрываясь от Дончека.

Страшное это было время. Смелая, ска-занная вовремя речь могла остановить бунт или привести к потере собственной головы (Подтелков). Ведь не один Григорий Меле-хов, а великое множество смелых и вольных людей должны сделать решающий выбор. Трудно было понять простому казаку, где ис-тина, на чьей стороне правда. Кровь обильно проливалась обоими лагерями.

Хутор Татарский. При виде родного угла у его жителей перехватывает дыхание. За-клятые враги — Митька Коршунов и Михаил Кошевой — одиноко и тоскливо бродят по пепелищам своих домов, у обоих страшный счет к противнику — убиты самые близкие им люди.

Первый вопрос, с которым обращались вернувшиеся казаки к членам семьи, ос-тавшимся в курене, был такой: «Как хозяй-ство? Скотина?» И это неудивительно: ведь в работе по хозяйству проходила вся жизнь этих людей. Они привыкли рассчитывать только на себя, своим горбом зарабаты-вать свой хлеб.

Четвертая книга эпопеи Шолохова, по сви-детельству всех критиков, — сильнейшая, она практически полностью посвящена жиз-ни хутора. Но именно здесь роман делается по-настоящему эпичным. Мастерство Шо-лохова проявляется во всей своей силе и мощи там, где он оставляет читателя с лю-бимыми персонажами.

Поразителен по простоте и человечнос-ти, но чудовищен по своей сути эпизод, когда суровая Ильинична — мать убитого Петра, ненавидящая Кошевого (жениха до-чери), неожиданно для себя, пораженная видом больного Кошевого, пододвигает ему тарелку, доверху налитую молоком, со словами: «Ешь ты, ради бога, дюжей! До того ты худой, что и смотреть-то на тебя тошно... Тоже жених!» Мать и убийца ее сы-на, сидящие за столом, — это ли не сцена из античной трагедии. Сколько в ней нака-ла и скрытой страсти.

В эпическом романе частная жизнь эпиче-ского героя и есть история. Так, метания между несколькими правдами, переходы из лагеря красных к белым и обратно — не только факты биографии казака Григория Мелехова. Его образ интересен как раз тем, что в нем отражены сомнения донского ка-зачества, являясь частью живой, современ-ной истории. Даже сугубо личное — любовь к замужней Аксинье — определяет свободу выбора, исконную черту казака, способного противопоставить устоям своей же казац-кой морали. В роду Мелеховых уже был та- кой человек — дед Григория. Именно он первый противопоставил свой выбор всему хутору и смело отстаивал его.

Казак в переводе с тюркского значит «вольный человек». Свободным человеком, умеющим, если надо, отстаивать свою неза-висимость с оружием в руках, предстает пе-ред нами дед Григория — Прокофий Меле-хов. Его внук — Григорий по силе духа не ус-тупает деду. Он пленяет читателя красотой души своевольного, простодушного челове-ка, для которого мир легко обозрим, всякое нарушение справедливости наглядно, при-чины зла очевидны. Он вырос в мире кон-кретных, понятных вещей и обстоятельств. Это тоже из эпоса, где еще нет безличных, абстрактных отношений между людьми.

Противостояние Григория Мелехова и Степана Астахова — противостояние двух эпических характеров. Пусть кругом ад вой-ны, гибнут империи, совершаются револю-ции, они — активные участники всех этих со-бытий — продолжают стоять друг против друга и помнить про непогашенный счет. Когда обстоятельства сталкивают их, они всегда готовы схватиться за оружие, чтобы разрешить этот спор. Борьба за сердце Ак-синьи — их личное дело и дело огромной жизненной важности.

Противостоянию мужчин не уступает по силе поединок женщин: Натальи и Аксиньи. Есть нечто величественное в том пренебре-жении к социальным бурям, которое демон-стрируют обе соперницы, когда речь идет об их чувстве к Григорию. Для этих женщин любовь не частное дело, о котором можно забыть в столь грозные времена. У них нет чувства приниженности своей жизни по сравнению с величием происходящих собы-тий. Они как бы вровень с ними.

Поэтому для Натальи факт новой встречи Григория с Аксиньей — событие более важное, чем исход гражданской войны. Плач и прокля-тие Натальи, призывающей смерть отцу ее де-тей, — сцена, достойная античной трагедии. Темная туча и раскат грома, распростертая на земле плачущая женщина — это поистине эпи-ческое единство человека и природы, как и черное солнце, которое увидит над собой Григорий в час смерти Аксиньи.

Природа в романе сопровождает не только кульминационные моменты судеб героев. Она сопутствует всем битвам и любым траги-ческим потрясениям. Пейзаж в «Тихом Доне» выражает оптимизм, готовность природы еще и еще, бесконечное множество раз, рож-дать будущее. Что бы ни делали люди, при-рода вечна и неизменна. Это прекрасно чув-ствуют герои Шолохова, умеющие слышать шум леса и любоваться голубым небом. В трудные минуты они припадают к земле, словно наливаются силами от нее. Нет боль-шего счастья для провоевавшего семь лет Григория, как пройти за плугом по свежей бо-розде, — мечта так и не осуществившаяся для него.

Роман и завершается эпической картиной — отец с сыном на руках около родного дома.

О русских эпопеях…

В русской художественной литературе нет так много эпопей. Традиционное литературоведение из многочисленной русской литературы XIX и ХХ столетий выделяет всего четыре романа-эпопеи: «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Жизнь Клима Самгина» А.М. Горького, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

В этот список я с оговорками добавил бы ещё ряд произведений…
Это роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В этом произведении затронуты различные социальные слои российского общества первой половины XIX века, что позволило литературному критику В.Г. Белинскому назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».
«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского – произведение, задуманное как эпопея, но оказавшееся незавершённым по причине внезапной смерти писателя.
Роман-эпопея Сергеева-Ценского – «Преображение России».
Роман-эпопея «Бородинское поле» И.М. Шевцова, структурно состоящий из двух томов. В первом томе автор подробно изображает напряженную обстановку начального периода Великой Отечественной войны, героическое отступление советских войск и жестокий отпор гитлеровским оккупантам. События первого тома, открываются описанием конца августа 1941 года и заканчиваются ноябрём 1941-го. 5 декабря 1941 года началось знаменитое контрнаступление, вошедшее в историю под названием «Битва под Москвой».
Вторая часть эпопеи показывает нам героев спустя 20 лет после окончания Великой Войны (термин В.В. Кожинова). О том, как они живут и сражаются за свои интересы в обстановке мирной жизни. «Бородинское поле» завершается описанием Генеральной ассамблеи ООН, которая вынесла решение в отношении сионизма, назвав его «формой расизма».

Основное отличие эпопеи от художественных произведений, написанных в другом жанре, заключается в следующем… В центре эпопеи всегда стоит историческое событие.
Так, в романе Льва Толстого стоит Отечественная война 1812 года.
В романе Максима Горького изображен громадный исторический период, который начинается с описания последних лет царствования Императора Александра II и кончая событиями февральского переворота 1917 года. «Жизнь Клима Самгина» считается произведением неоконченым. По замыслам Горького, произведение должно было завершиться пафосным описанием Октября 1917 года.
В «Хождении по мукам» охвачен исторический период 1914 – 1920 годов. В художественном отношении наиболее сильной считается первая часть эпопеи, названная «Хмурое утро». Эту часть А.Н. Толстой писал, находясь в эмиграции и не чувствуя над собой мощного идеологического прессинга. Позже, когда Толстой возвратился в Россию, оккупированную большевиками, «Хмурое утро» было подвергнуто серьёзной идеологической обработке.
В романе-эпопее «Тихий Дон» охвачен исторический период 1912 -1920 годов. Именно автору «Тихого Дона», как никому другому, удалось подняться над народами, запутавшимися в бурном водовороте антагонистических идей, и показать великую трагедию Русского Государства. Роман, особенного его третий том, был подвергнут серьёзной цензурной правке, что серьёзно осложняет его глубокое научное изучение. Надеюсь, что подготавливаемое шолоховедами Полное Академическое собрание сочинений М.А. Шолохова восстановит подлинный текст романа.