Музей истории казачества. Иловлинский музей культуры и быта


Д иорама казачьей станицы XVIII века, музей, созданный Михаилом Шолоховым, личные сабли атаманов, редкие рецепты традиционной кухни… Приглашаем познакомиться с историей казачества в музейных залах .

Новочеркасский музей истории донского казачества

В Новочеркасске находится самый первый музей казачества - его открыли в 1899 году. Атаманский дом - филиал музея - был центром военной жизни казачества, а теперь - памятник архитектуры. Когда то сюда приезжали Александр II , Александр III и Николай II . В экспозиции хранятся уникальные образцы холодного оружия XVIII–XIX веков, одежда, полковые и наградные знамена, ордена и медали казаков и личные сабли атамана Матвея Платонова и императора Александра I .

Музей истории донских казаков

Главной культурной достопримечательностью станицы Клетской в Вологодской области считается Музей истории донских казаков - здесь 40 лет назад Сергей Бондарчук снимал фильм по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» . В одном из шести залов старинного купеческого особняка восстановлен интерьер традиционной казачьей горницы конца XIX - начала XX века с подлинной утварью, костюмами и оружием. Другая экспозиция рассказывает о поэте, авторе повести «Казачья исповедь» Николае Келине, уроженце станицы Клетской. Отдельный зал посвящен Василию Шукшину - исполнителю главной роли в экранизации романа Шолохова.

Старочеркасский музей-заповедник

Станица Старочеркасская связана с именами трех известных казаков: говорят что в этой станице родился Степан Разин, сюда часто приезжал Емельян Пугачев, а Кондратий Булавин здесь погиб. Идея создать в станице музей принадлежит писателю Михаилу Шолохову: писатель лично отправил Брежневу письмо с просьбой открыть в Старочеркасской экспозицию. К ценным экспонатам музея относятся портрет атамана Матвея Платова кисти художника Тропинина , свадебный головной убор казачки XVIII века и именная сабля, которую Елизавета Петровна подарила донскому казаку Андрею Ракову в 1749 году.

Музей истории донской народной культуры, ремесел и быта

Филиал Волгодонского эколого-исторического музея - Музей истории донской народной культуры, ремесел и быта знакомит с историей донских казаков, а также промыслами и ремеслами Донской земли. Здесь можно увидеть мебель, иконы, оружие, ковры и одежду позапрошлого столетия. Один из самых старинных экспонатов музея - терракотовая печь XVIII века. Музей располагается в казачьем курене, памятнике архитектуры XIX века. «Курень» означает «круглый дом» - все залы здесь можно обойти по кругу.

Левыкинский казачий городок

На территории бывшей Левыкинской станицы воссоздали целый казачий городок XVI–XVII веков. В этот период станица была центром Хоперского казачества. Здесь располагается «казачий круг» - место для военных советов, станичная изба - здание казацкого самоуправления, часовня, землянки и полуземлянки - первые жилища казаков. Территорию городка окружает частокол с дозорными башнями, караульной площадкой и пушкой. В музее проходят мастер-классы по гончарному, кузнечному делу, а также лозоплетению и изготовлению традиционных игрушек.

Отдел истории казачества

Отдел истории казачества входят в состав Ставропольского государственного музея-заповедника . Музейные залы демонстрируют интерьер дома казака, ремесленные изделия, иконы, старинные издания Библии и Часослова. В музейной коллекции находится уникальное собрание шашек и кинжалов XIX века, огнестрельное и наградное оружие, а также экспонируется форма терского и кубанского казака для военной службы и верховой езды. В центре экспозиции - диорама станицы Ставропольской - реконструкция облика города конца XVIII века.

Черняевский музей истории амурского казачества Амурской области

История амурских казаков начинается с похода Ерофея Хабарова: в 1649 году на Амуре основали первое русское поселение - Албазинский острог, однако казачье войско в этих местах сформировалось только к 1858 году. В Черняевском музее хранятся личные вещи казаков, исторические фотографии, форма, вооружение, нагрудные знаки и нашивки. Отдельная экспозиция посвящена истории семьи Георгия Шохирева - первого атамана возрожденного Амурского войска, потомка первопоселенцев станицы Черняева и инициатора создания музея. В экспозиции находится родовая реликвия Шохиревых - икона Казанской Божией Матери.

Музей казачества хуторского казачьего общества «Северо-западный курень»

Экспозиция Краснодарского музея казачества рассказывает не только об историческом прошлом казаков, но и об их современной жизни. В фондах музея собраны фотографии, книги, оружие, старинные карты Кубанской области, снаряжение, одежда, а также живопись начала XX века и картины современных художников-казаков. В музее изучают казачью технику владения коротким оружием и историю казачьей кулинарии - здесь восстанавливают рецепты традиционной казачьей кухни начала прошлого века.

Иловлинский музей культуры и быта

Небольшой музей в Волгоградской области располагается в усадьбе казака-середняка конца XIX - начала XX века. Среди реконструированных построек - традиционный казачий дом - курень, летняя кухня, конюшни, гончарная мастерская и хозяйственные помещения. В музее можно продегустировать традиционные казачьи блюда и напитки - густой рыбный суп щербу, пирог каныш, похлебку ушник, сладкую кашу кулагу, медовуху и взвар.

Сотрудники музея демонстрируют казачьи обряды - «проводы казака на службу» и «казачью свадьбу».

Историко-краеведческий музей города Прохладного

Город Прохладный в Кабардино-Балкарии вырос из одноименной казачьей станицы Прохладной - центра терского казачества. В музее воссоздан интерьер казацкой комнаты, здесь располагаются раритетные утюжки и вилы - орудия труда казачек, а также традиционное оружие казаков - шашка и плетка. Экспозиция рассказывает о военной службе терских казаков и знакомит с традиционной одеждой: черкеской, сапогами, папахой-кубанкой и рубахой-бешметом.

В 1996 году был открыт музей истории казачества в МОУ СОШ № 11. Целью создания музея было сохранение богатейшего материала о жителях и истории станицы Галюгаевской, формирование у наших ребят высокой нравственности, трудолюбия и патриотизма.

Изначально музей создавался как музей истории казачества. Но вскоре стало ясно, что такие рамки ему тесны, и появились еще два зала - боевой и трудовой славы. Зал трудовой славы оборудован компьютером, мультимедиапроектором, телевизором, DVD-плеером и музыкальным центром.

Казачьи корни

Для начала учителя, школьники и станичники по кусочкам восстановили историю казачьего быта. А как вообще казаки появились на Тереке? Известно, что казаки - люди вольные. Слово так и переводится с тюркского - «вольные, свободные». Ну а на Тереке, считают некоторые исследователи, казаки селились чуть ли не с X-XI веков. Когда вплотную приблизилась к Кавказу, по указу императрицы в 1770 году с целью укрепления рубежей Российского государства сюда были переселены казаки с Волги и Дона. Начала создаваться Азово-Моздокская оборонительная линия.

Одним из ее форпостов и стала станица , основанная на месте, где первоначально обосновалась конвойная команда из 16 человек шестой сотни Моздокского полка. Казаки развозили служебные письма, сопровождали проезжавших и почту, патрулировали границу. Они и построили первую сторожевую вышку и гольтепы (дома).

Что же касается названия, то тут все до удивления просто. С давних времен здесь существовало озеро, которое назвали по-украински «Калюга» - лужа, озеро располагалось рядом с лесом, по-украински «гай». Вот и получился Калюгай. Впоследствии произошло озвончение буквы «к» и станицу стали называть Галюгай.

В долине Терека казаки посадили сады и виноградники, занялись животноводством, чуть позже - земледелием. Началась новая жизнь новой станицы. Казаки были трудолюбивы. Они говорили, что «труд рождает достаток, а лень дурачество». Девочек с раннего возраста приучали к рукоделию. Поэтому в музее много экспонатов, созданных руками казачек. Это вышивки картин, рушники, запоны (фартуки).

Изучение традиций и обычаев казаков доставляет школьникам, особенно девочкам, настоящее удовольствие. В экспозиции «Казачки-рукодельницы» представлены работы бабушек и прабабушек нынешних учеников. Это вышивки в различных техниках: ришелье, цветная и однотонная, односторонняя и двусторонняя гладь, вышивка крестом (простым и болгарским). Казачки вышивали не только предметы утилитарного назначения (наволочки, шторы, покрывала, столешницы), но и картины (портреты, натюрморты, пейзажи и сюжетные картины).

Эти экспонаты вызывают у многих девочек желание самим стать искусными мастерицами. На школьных уроках технологии они учатся шить, вышивать. А ученицы 10 класса выбрали для себя спецкурс «Художественная обработка ткани».

Изучение традиций и обычаев казачества занимает ведущее место в нашей работе. За прошедшие годы накоплен немалый материал о быте наших предков. В зале истории казачества создана экспозиция убранства казачьей хаты начала XX века. Ее украшением была кровать. Вот, смотрите, она стоит на почетном месте и в нашем музее.

Рядом печь с котелками, чаплями и кочергой - главным атрибутом домашнего очага. И сундук. Он был в каждом доме. Деревянные - без рисунков - водились у бедняков, кованые и расписные - в домах богатых.

В экспозиции школьного музея - прялки и гребни, уникальное рубленое корыто для теста, рубель для глажки белья. А еще - хабары для засолки огурцов, помидоров, капусты.

Гордость школьного музея - молитва «Отче наш» в рисунках 1871 года издания. Есть и экспонат-загадка. Это фотография царя в окружении родных и военачальников, он принимает парад казаков (возможно, в ). Кто на снимке - неизвестно. Но есть предположение, что фотография была подарена кому-то из казаков-галюгаевцев за особые заслуги перед царем и Отечеством.

Ах война!..

В полной мере это относится к военно-патриотическому разделу музея. И взрослые, и юные краеведы убеждены в том, что не имеют права забывать ни Великую Отечественную, ни войн в Афганистане и .

Великая Отечественная не обошла стороной их родную станицу. 600 сыновей, мужей, отцов проводили галюгаевцы на фронт, 293 семьи не дождались своих родных: кто погиб в жестоких сражениях, кто пропал без вести.

Да и в самой станице во время оккупации с фашистами боролись и стар, и млад. Юные герои Ваня Бражненко и Федя Шерстобитов помогали разведчикам и партизанам, снабжали их информацией о передвижении противника. Ваня Бражненко был расстрелян фашистами на глазах станичников. Федя дважды попадал в лапы фашистов. Первый раз ему удалось бежать. Второй раз фашисты жестоко избивали мальчишку, пытались подкупить, но он не предал партизан. Немцы увезли Федю в и расстреляли вместе с другими партизанами. Именами юных героев названы улицы станицы.

Еще одна интереснейшая экспозиция школьного музея - военные документы, найденные в результате поисковой работы и переданные в музей жителями. В зале боевой славы школьного музея часто проходят встречи с участниками и свидетелями войны. После таких встреч у школьников появилось желание рассказать и о своих бабушках и дедушках. Поэтому сейчас в музее накапливается материал о детях войны в разделе «Детство, опаленное войной».

Особое место в патриотическом воспитании занимает популяризация государственной символики. В фойе школы располагается экспозиция «Символы Отечества», где представлены не только гербы и флаги и , но и символика школы - герб и флаг. Разработкой школьной символики занимались и учащиеся, и учителя. Они создали закон о символике школы. И сегодня ни одно мероприятие не обходится без этих торжественных символов.

«Труд» - это гордое слово

Трудовые достижения односельчан также нашли отражение в материалах музея. В зале трудовой славы оформлены стенды: «Страницы истории» (об истории создания колхоза им. ), «Ветераны колхозного строя», «Ими надо гордиться» (об орденоносцах), «Династии хлеборобов» (о династиях Кизиловых, Комаровых, Калитвиновых, Колпиковых), «Труженики тыла». Также собран материал о развитии образования в станице, учительских династиях. Конечно же, интересно увидеть подлинные документы: грамоты, личные дела учителей, свидетельство об образовании 1916 года, паспорт школы 1947-1950 годов.

Особое место среди материалов школьного музея занимает история ученической производственной бригады имени . Она была создана одной из первых в районе в 1957 году. Члены бригады занимались животноводством - разводили кроликов, свиней, уток, работали в саду и на виноградниках, выращивали зерновые, овощные, бахчевые культуры и даже хлопок.

Впрочем, этот музей уже давно шагнул за пределы школьного здания. Юные краеведы проводят экскурсии по памятным местам станицы . Ребята также сотрудничают с краеведческими музеями и . Для краеведческого музея краевого центра поисковые отряды школы, например, собирали предметы быта казачества. А в 1998 году они собрали материал о жителе станицы Григории Ивановиче Ягодкине, солдате российской царской армии, который был награжден пасхальным яйцом за храбрость на полях сражений. Реликвия передана в дар краеведческому музею . В краеведческом музее есть экспозиция о быте казачества, убранстве казачьего дома, при создании которой консультационную помощь оказали старожилы станицы.

Школьный музей стал символом Отечества. И это самое правильное направление в воспитании сегодняшних галюгаевцев. Воспитание в духе сохранения и приумножения культурного и исторического наследия.


Министерством культуры Российской Федерации принято решение о создании к 2020 году Центрального музея российского казачества на Измайловском острове. Музей будет создан на основе коллекции Государственного исторического музея. Постоянную экспозицию музея российского казачества планируется разместить в южном корпусе Военной богадельни для ветеранов русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 года, построенной в середине XIX. Согласитесь, заманчиво иметь музей высокого уровня на территории Восточного округа, практически в шаговой доступности.

Южный корпус Военной богадельни был построен по проекту архитектора Константина Тона, автора проектов храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.

Создание музея российского казачества станет одним из основных мероприятий по подготовке исторического музея к 150-летию со дня основания. Экспонатов, связанных с историей казачества, утверждают в ГИМе, у них предостаточно. По самым скромным подсчётам, в запасниках хранится более 800 музейных предметов. Например, казачьи награды (грамоты, жалованные ковши и сабли, медали и ордена), оружие, униформа и знамена, картины и графика, мемориальные вещи. Все они разместятся на площади 600 кв. м. Сам же музей займёт вдвое большую площадь, поскольку честь помещений займут под административные и хозяйственные нужды, а также — для проведения просветительских мероприятий.

Презентация концепции музея состоялась на VI Санкт-Петербургском международном культурном форуме, который проходил в ноябре 2017 года. Таким образом, Центральный музей российского казачества станет вторым учреждением культуры, созданным ГИМом на базе собственных коллекций.

По имеющейся информации, 28 февраля в музее-усадьбе Измайлово пройдет совещание, на котором обсудят вопросы размещения нового войскового культурно-просветительского центра. Согласитесь, заманчиво иметь музей высокого уровня на территории Восточного округа, практически в шаговой доступности.

Для сведения, на Измайловском острове расположены два музея: филиал Государственного исторического музея и Музея-заповедника, объединяющего усадьбы Коломенское, Измайлово и Люблино.

Причём здесь казаки?

Кто-то спросит, причём здесь казаки? Ведь для жителей Измайлова и любителей истории Измайловский остров, прежде всего, ассоциируется с именем царей Романовых и более всего — с первым российским императором Петром I. А Пётр I, между прочим, не сбрасывал со счетов проблемы казачества и провёл ряд реформ, изменивших положение казаков. Он первым из государей посетил казачьи области.

В 1695 году, во время Азовского похода, Пётр отменил старинный донской закон, под страхом смерти запрещавший землепашество. И сменил организационную структуру казачества. Для укрепления южных границ упорядочил службу слободских казаков. Были созданы Харьковский, Изюмский, Сумской, Ахтырский, Острогожский слободские полки, сформирована пятисотенная чугуевская команда.

Во время Северной войны, в 1701 году, на Дону был создан первый конный полк, до того времени полковых структур у донцов не существовало. Тем не менее, отношения царя-реформатора с казачеством складывались совсем не просто. За время его правления вспыхнул ряд восстаний под предводительством казаков..

В Государственном историческом музее работают не случайные люди. Историю государства российского они знают, продолжают детально изучать, видят временные и географические привязки разных событий, а также их причинно-следственные связи. И конечно, сотрудники музея пропагандируют свои знания, в том числе, создавая новые выставочные пространства.

Елена Сурикова

Старотитаровская станица привлекает туристов своим казацким колоритом. Для желающих прикоснуться к историческому прошлому жителей казацкого хутора был основан Музей истории казачества.

В 1992 году в старейшей казацкой станице Старотитаровская был создан Музей истории казачества. Его основательницей стала Ольга Погиба - учитель и краевед. В настоящее время это государственный музей, расположенный в старинном здании, которое было построено в начале XX века.

Экскурсия по музею

Музей истории казачества состоит из четырех залов. В двух размещены экспонаты, которые представляют богатую историю запорожских казаков, основавших станицу в 1794 году. Здесь есть возможность посмотреть на подлинные предметы быта казаков, орудия труда, одежду, драгоценные украшения, музыкальные инструменты, документы. Не обошлась выставка и без оружия - на всеобщее обозрение выставлены сабли, ножи принадлежавшие станичникам.

Следующий зал посвящен временам Великой отечественной войны. С сентября 1942 до октября 1943 года Старотитаровскую станицу оккупировали немецкие захватчики. Она была одной из центральных точек сопротивления. За период оккупации погибло более половины населения. Этот зал имеет название «Война и судьбы». В нем почтена память героев-станичник ов, положивших свои жизни за освобождение родного края.

Огромная страна отплатила черной неблагодарностью своим создателям - казакам

На Дону много музеев, рассказывающих об истории казачества, но Музей казачьего зарубежья в , пожалуй самый необычный. Он рассказывает о России, которую мы потеряли, о миллионах наших соотечественников, которые могли бы приносить благо своей стране, но вынуждены были скитаться на чужбине. По залам этом музея пройдемся и мы с вами.

ПАМЯТЬ ОБ ИЗГНАННИКАХ


На берегу старого русла Дона раскинулось это казачье подворье. Небольшая церковь внешне неброской архитектуры. Во дворе казачий челн, найденный при раскопках. Колодезный сруб, колесо от телеги - нехитрая атрибутика казачьего быта. Но главное - это музей: два этажа, две галереи, три зала, наполненные уникальными экспонатами. И еще архив, библиотека, учебный класс и часовня. «Такого музея нет больше нигде в мире!» - утверждает его создатель, ростовчанин Игорь Владимирович Семенов.


Замысел зрел давно, но идея была воплощена в жизнь 12 сентября 2005 года, когда на Дону проходил II Всемирный казачий конгресс. В закладке камня участвовали казаки-эмигранты и потомки станичников, покинувших Россию в конце Гражданской войны. Они проживают в различных странах мира: Франции, США, Канады, даже Австралии. Но своей Родиной по-прежнему считают Дон.


Многие из этих казаков впоследствии передали в дар музею семейные архивы и реликвии. И, как особо отмечает И.В. Семенов, создание этого музея было бы невозможно без активной деятельности директора некоммерческого фонда «Казачье зарубежье» Константина Николаевича , который на протяжении 30 лет собирал исторические материалы, а сегодня поддерживает переписку с сотнями респондентов по всему миру, занимается исследовательской, издательской, общественной деятельностью.


Проект Покровского подворья вместе с музеем разрабатывался в патриаршем архитектурно-реставрационном центре Троице-Сергиевой лавры большой группой специалистов (в которую входил ростовский архитектор Артур Токарев). Перед проектировщиками была поставлена задача: создать архитектурный облик донского казачества. В результате были построены храм Покрова пресвятой Богородицы в память о казаках, упокоившихся на чужбине, и музейный комплекс, экспозиция которого не может оставить посетителя равнодушным.

СОЗДАТЕЛИ ИМПЕРИИ


Сразу на входе посетитель видит огромную красочную карту Российской Империи, существовавшую до 1917 года. На ней закреплены гербы одиннадцати казачьих войск, которые на протяжении нескольких столетий раздвинули границы на одну шестую часть земной суши.

Мы посчитали необходимым визуально подтвердить справедливость слов великого русского писателя Льва Николаевича Толстого о том, что «история России создана казаками». Огромные территории от воронежских степей до Кавказского хребта, Малороссия, Урал, Семиречье, Алтай стали к тому времени исконно казачьими землями. Казаки самостоятельно взяли штурмом Астрахань, открыв Московскому царству выход на Каспий, в Закавказье и Туркестан. Сибирь и Дальний Восток, территория до Аляски - тоже завоевания казаков для Российской Империи, - рассказывает Константин Хохульников, взявшийся провести экскурсию по музею.

Здесь же представлены казаки различных войск: донца, запорожцы, уральцы, терцы... Лампасы, погоны, кокарды, другие знаки воинского различия недаром стали элементами национальной одежды казаков: ведь их главной задачей считалась военная служба Российской Империи. Поэтому станичники были полностью освобождены от налогов. И даже земледелием начали заниматься только после разрешения императрицы Екатерины Великой.

ВЕЛИКАЯ МИССИЯ


История России новейшего времени полна трагизма и противоречий. Имперская сверхдержава, вступившая в 1914 году в Великую войну, оказалась побежденной, раздробленной, раздираемой братоубийственной Гражданской войной. Гораздо более территориальных потерь для страны были ощутимы потери людские. Большевики беспощадно уничтожали, или изгоняли за пределы страны классово чуждые сословия. И среди них первое место занимало казачество. Недаром политика «расказачивания» была принята в январе 1919 года специальным декретом советского правительства.

Историческую миссию казачества нам еще предстоит понять и осмыслить. Я считаю, что к 1914 году казаки выполнили задачу создания огромной империи. С этого момента начался его крестный жертвенный путь. Мы постарались отразить в экспозиции основные его вехи, - считает Игорь Семенов.

После сдачи Ростова в январе 1920 года, и кровавого сражения под станицей Егорлыкской, где с двух сторон в конном бою сошлись сорок тысяч красных и белых казаков, в Гражданской войне на Юге России победу одержали большевики. Вместе Добровольческой армией казачьи части переправились в Крым, а оттуда, в ноябре 1920-го ушли в окончательное изгнание на чужбину.

Беженские лагеря в Турции, продуваемый ветрами греческий остров Лемнос - такой тернистый исход прошли десятки, сотни тысяч казаков. Они перебирались на жительство в Европу, причем их радушно принимали многие страны. В Чехословакии была организована «Русская акция», в ходе которой более тысячи молодых казаков получили высшее образование в учебных заведениях этой страны.


Охотно принимала казаков Франция, потерявшая в годы Первой Мировой больше миллиона мужчин, и надеявшаяся заполнить демографическую нишу выходцами из России - интеллигентными, трудолюбивыми, и умеющими воевать.

Показательна в этом отношении судьба Николая Туроверова, участника партизанского отряда полковника Чернецова, одного из немногих добровольцев-казаков, уцелевших после боя с красными под станицей Глубокой. Оказавшись во Франции, Туроверов записался в Иностранный легион. Воевал в Африке с местным и племенами, а с началом Второй Мировой - с гитлеровцами. Был награжден за отвагу французскими орденами и медалями. И еще Николай Туроверов стал одним из лучших поэтов российского зарубежья.

ВОСПИТАТЬ МОЛОДЕЖЬ


Сложное впечатление остается после прогулки по этому музею. Здесь много фотографий. Люди в казачьей форме, во фраках и смокингах. Красивые женщины в вечерних платьях. Казачата, для которых родиной стала чужая для их родителей земля. Эти люди добились успеха вдали от изгнавшей их Родины. Это наши соотечественники, которых потеряла Россия.

Среди эмигрантов было очень много образованных талантливых людей, а стремления выжить в трудных обстоятельствах активизирует человеческие способности. Казаки-эмигранты проявили себя в культуре, науке, военном деле. Среди них были выдающиеся инженеры, врачи, путешественники. Большинство из них были преданы душой потерянной Родине, но понимали, что возвращение в СССР будет равнозначно смертному приговору. Те, кто возвращался, сразу оказывались в лагерях, - продолжает рассказ Константин Хохульников.

Сейчас одно из направлений деятельности фонда «Казачье зарубежье» - издание литературного и публицистического наследия наших соотечественников в зарубежье. Подлинники рукописей, журналов и книг, также хранятся в этом музее. Как и личные вещи, фотографии этих людей.

Свободного входа в Музей казачьего зарубежья пока нет, но мы начали работу со школьниками. Сюда приезжали представители областного министерства образования, они дали рекомендации создания на базе музея учебно-методического комплекса. На основе нашей экспозиции разработано 30 исторических тем, которые переплетаются с 15-ю православными. Все, что мы делаем в итоге предназначено для воспитания молодого поколения, - говорит руководитель музея Игорь Владимирович Семенов.

Этот музей просто необходимо посетить, чтобы понять, насколько особый путь достался России в XX веке. И чтобы осознать то место, на котором оказалась Россия в веке наступившем...