Когда умер аксаков. Сергей аксаков краткая биография


Русский писатель.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в в семье Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832), представителя старинной, но небогатой дворянской семьи.

Детство будущего писателя прошло в и в родовом имении отца . В 1799-1804 годах он учился в Казанской гимназии, с 1804 года - в новообразованном Казанском университете.

В 1807 году, не закончив университетского курса, С. Т. Аксаков переехал в , затем в . Работал переводчиком при Комиссии по составлению законов. В это время произошло его первое сближение с литературными кругами.

В последующие годы С. Т. Аксаков жил то в , то в , то в деревне. В период пребывания в в 1821 году ему удалось войти в писательскую и литературную среду.

В 1827-1832 годах С. Т. Аксаков служил в цензором, в 1833-1838 годах был инспектором землемерного училища, с преобразованием которого в Константиновский межевой институт стал его директором. В 1839 году, унаследовав отцовское состояние, оставил службу.

С 1843 года С. Т. Аксаков проживал преимущественно в своем подмосковном имении . Здесь его навещали , М. С. Щепкин. Видное место в русской мемуарной литературе занимают воспоминания Аксакова «История моего знакомства с », впервые опубликованные в 1890 году.

Во 2-й половине 1820-х - начале 1830-х годов С. Т. Аксаков занимался театральной критикой, выступал против эпигонов классицизма и рутины в сценическом искусстве, призывая актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения.

В 1834 году С. Т. Аксаков опубликовал в альманахе «Денница» свой очерк «Буран», знаменовавший начало его писательской деятельности. В первых своих книгах - «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), - первоначально рассчитанных на узкий круг любителей рыбной ловли и охоты, С. Т. Аксаков проявил себя как писатель, владеющий богатствами народного слова и тонкой наблюдательностью, как проникновенный поэт русской природы.

Главное место в наследии С. Т. Аксакова занимает автобиографическая художественная проза, целиком основанная на «воспоминаниях прежней жизни» и семейных преданиях. Его выдающийся писательский талант с наибольшей полнотой раскрылся в книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858), созданных на основе воспоминаний и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, автор воссоздал в них помещичий быт конца XVIII века в его повседневности. Значительное влияние на творчество писателя оказал .

В последние годы жизни С. Т. Аксаковым были созданы и такие мемуарные произведения, как «Литературные и театральные воспоминания», «Встречи с мартинистами».

С. Т. Аксаков скончался в 30 апреля (12 мая) 1859 года. Первоначально он был похоронен в Симоновом монастыре. После его разрушения в 1930 году останки писателя были перенесены на Новодевичье кладбище.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С. Т. АКСАКОВА

Все даты приводятся по старому стилю.

1791, 20 сентября - В Уфе у чиновника уфимского земского суда и помещика Тимофея Степановича Аксакова и его супруги Марии Николаевны, урожденной Зубовой, родился сын Сергей.

1792–1799 - Детские годы, проведенные в Уфе и дедовском имении Ново-Аксаково (или село Знаменское) Бугурусланского уезда Уфимского наместничества (с 1791 года - Оренбургской губернии). Сказки ключницы Пелагеи. Дядька Евсеич, его рассказы. Страсть к рыбной ловле.

1800–1801 - Приезд в Казань. Сергей Аксаков поступает в Казанскую гимназию. Болезнь. Отъезд из Казани в деревню.

1802 - В Ново-Аксакове. Возвращение в Казань, продолжение учения в гимназии.

1802–1804 - В гимназии. Преподаватель русской словесности И. М. Ибрагимов, преподаватель математики Г. И. Карташевский, воспитатель гимназиста Сергея Аксакова. Знакомство с литературой русской и французской. Любовь к поэзии и театру. Первая охота с ружьем и увлечение ею.

1805 - Открытие Казанского университета, зачисление гимназиста старшего отделения Сергея Аксакова в студенты.

1806 - Приезд в Казань актера и драматурга П. А. Плавильщикова, открывшего Аксакову, по его словам, «новый мир в театральном искусстве». Университетские спектакли с участием Сергея Аксакова. Литературные занятия.

1807 - Просьба об увольнении из университета «для определения к статским делам».

1808–1813 - Петербург. Служба переводчиком в «Комиссии составления законов». Знакомство с А. С. Шишковым. Актеры Я. Е. Шушерин, А. С. Яковлев, И. А. Дмитревский.

1811 - Выход в отставку.

1812–1826 - Жизнь в Ново-Аксакове, а затем, после семейного раздела, в селе Надеждине, близ Белебея, с наездами в Петербург и Москву.

1815 - конец года - Знакомство в Петербурге с Г. Р. Державиным.

1816 - Женитьба на дочери суворовского генерала Ольге Семеновне Заплатиной.

1819 - Представление на петербургской сцене перевода С. Т. Аксакова «Школы мужей», комедии Мольера. До этого, в 1812 году, был сделан перевод трагедии Софокла «Филоктет» (с французского языка).

1821 - Приезд в Москву. Возобновление старых литературных и театральных знакомств. С. Н. Глинка, M. H. Загоскин, А. А. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, А. И. Писарев. Увлечение театром и участие в «благородных спектаклях».

1822 - Семейный раздел. Село Надеждино Белебеевского уезда Оренбургской губернии отошло С. Аксакову.

1826 - Переселение в Москву.

1827–1832 - (с перерывом) - Цензор Московского цензурного комитета, затем председатель этого комитета.

1827 - Участие в «Московском вестнике» М. П. Погодина, театральные статьи и рецензии.

1832 - Увольнение со службы за пропуск баллады «Двенадцать будочников».

1832, весна - Знакомство с Н. В. Гоголем.

1833 - Смерть матери.

1833–1838 - Инспектор Константиновского землемерного училища, преобразованного вскоре в Межевой институт, первым директором которого стал С. Т. Аксаков.

1837 - Смерть отца.

1839 - Начало «тесной дружбы» с Гоголем, по словам самого Сергея Тимофеевича. Поездка вместе с Гоголем в Петербург. Преклонение перед «величайшей славой России».

1843 - Приобретение подмосковного имения Абрамцево.

1845 - Частичная потеря зрения. Диктовки «Записок об уженье рыбы».

1846 - Приступы мучительной болезни. Первый отрывок «Семейной хроники» опубликован в «Московском литературном и ученом сборнике».

1847 - Выход отдельного издания «Записок об уженье рыбы». Письмо Гоголя с просьбой написать «Записки своей жизни».

1849 - Гоголь - гость Абрамцева. Чтение Гоголем глав первой части «Мертвых душ».

1850 - Знакомство с И. С. Тургеневым и начало переписки с ним.

1852 - Смерть Гоголя. «Письмо к друзьям Гоголя». Отдельное издание «Записок ружейного охотника».

1854 - Начало работы над «Историей моего знакомства с Гоголем».

1855 - Болезнь. Работа над «Семейной хроникой» и «Воспоминаниями».

1856 - Отдельное издание «Семейной хроники» (первых трех отрывков) и «Воспоминаний». Появление в журналах двух последних отрывков «Семейной хроники». Второе издание «Семейной хроники» в полном составе.

1858, начало года - Выход в свет книги «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники».

1858 - Стихотворение «При вести о грядущем освобождении крестьян».

1858 - «Встреча с мартинистами», «Наташа», «Собирание бабочек», «Очерк зимнего дня», последнее произведение писателя, диктованное, по словам Ивана Аксакова, «на одре мучительной болезни, за четыре месяца до кончины».

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Алексей Константинович Толстой автора Жуков Дмитрий Анатольевич

Основные даты жизни и творчества А. К. Толстого Даты приводятся по старому стилю 1817, 24 августа - В Петербурге у советника Государственного ассигнационного банка графа Константина Петровича Толстого и его супруги Анны Алексеевны, урожденной Перовской, родился сын

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Караваджо автора Махов Александр Борисович

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Чайковский автора Познанский Александр Николаевич

Основные даты жизни и творчества П. И. Чайковского 1840, 25 апреля - родился в поселке Воткинского завода (ныне город Воткинск в Удмуртии).1842 - рождение сестры Александры.1843 - рождение младшего брата Ипполита.1845 - начало занятий музыкой с М. М. Пальчиковой.1848 - отъезд семьи

Из книги Шаляпин автора Дмитриевский Виталий Николаевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. И. ШАЛЯПИНА 1873, 1 февраля - в Казани, в семье помощника волостного писаря Ивана Яковлевича Шаляпина (1838–1901) и его жены Евдокии Михайловны, урожденной Прозоровой (1844–1891), родился сын Федор.1875, 1 августа - родилась сестра Федора Евдокия.1876,

Из книги Скотт Фицджеральд автора Тернбулл Эндрю

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ФИЦДЖЕРАЛЬДА 1896, 24 сентября - Родился в Сент-Поле, в семье Эдварда и Мэри Фицджеральд. 1898, апрель - Переезжает с семьей в Буффало. 1901, январь - Семья перебирается в Сиракузы. Июль - Рождение сестры Анабеллы. 1903, сентябрь -

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Сергей Тимофеевич Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Автор "Записок об уженье" и "Записок ружейного охотника"; мемуаров: "Воспоминания", "Литературные и театральные воспоминания"; автобиографической дилогии "Семейная хроника". Один из самых известных и уважаемых москвичей. С 1827 г. цензор при Московском цензурном комитете, затем директор Межевого института. В 1830-е гг. театральный обозреватель, журналист.

АКСАКОВ Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04.1859), писатель, происходил из старинной дворянской семьи. Детство провел в родовом имении Оренбургской губ. Учился в Казанской гимназии и в Казанском университете. В н. 1820-х опубликовал цикл романтических и пародийных стихотворений. В 1821 избран членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. В 1826 окончательно поселился в Москве. Его дом стал одним из центров литературной жизни Москвы. Аксаковские “субботы” посещали А. Н. Верстовский, Н. И. Надеждин, С. П. Шевырев, М. С. Щепкин, Н. В. Гоголь (ставший близким другом Аксакова), а в н. 1840-х дом Аксакова - один из центров собраний членов славянофильского кружка. В 1827 - 32 Аксаков - цензор, затем председатель Московского цензурного комитета (уволен с должности за пропуск пародии на полицию), с 1833 инспектор, затем директор Константиновского межевого института (до 1838).

Во 2-й пол. 1840-х, несмотря на ухудшение здоровья, начинается интенсивная литературная деятельность Аксакова. Опубликованные в 1847 “Записки об уженье рыбы” принесли ему широкую литературную известность. Главное место в литературном наследии Аксакова занимают автобиографические повести “Семейная хроника” (1856) и “Детские годы Багрова-внука ” (1858); к ним примыкают “Воспоминания” (1856); “Литературные и театральные воспоминания” (1856), “Биография М. Н. Загоскина” (1853), “История моего знакомства с Гоголем” (1880).

В. А. Федоров

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.

Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк "Буран", опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.

В 1847 опубликовал "Записки об уженье рыбы", имевшие большой успех. В 1849 вышли "Записки ружейного охотника", в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - "Семейная хроника" (1856) и "Детские годы Багрова-внука" (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как "Литературные и театральные воспоминания", "Встречи с мартинистами".

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Аксаков Сергей Тимофеевич (20.09.1791-30.04 .1859), писатель. Родился в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении в Ново-Аксакове. Не закончив Казанского университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. В 1827–32 служил в Москве цензором, в 1833-38 - инспектором Константиновского межевого училища, затем - директором Константиновского межевого института. С 1843 жил преимущественно в подмосковном имении Абрамцево. Здесь его навещали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. Видное место в русской мемуарной литературе занимают воспоминания Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» (опубл. 1890). Во 2-й пол. 20 - н. 30-х занимался театральной критикой, выступал против эпигонов классицизма и рутины в сценическом искусстве, призывая актеров к «простоте» и «натуральности» исполнения. Аксаков оценил новаторский характер игры П. С. Мочалова и М. С. Щепкина. В 1834 Аксаков опубликовал очерк «Буран», знаменовавший начало его писательской деятельности. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855), первоначально рассчитанных на узкий круг любителей рыбной ловли и охоты, Аксаков проявил себя как писатель, владеющий богатствами народного слова и тонкой наблюдательностью, как проникновенный поэт русской природы. И. С. Тургенев писал, что охотничьи книги Аксакова обогатили «общую нашу словесность». Выдающийся талант Аксакова раскрылся в книгах «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858).

Главное место в наследии Аксакова занимает автобиографическая художественная проза, целиком основанная на «воспоминаниях прежней жизни» и семейных преданиях. Она создавалась при глубоком воздействии на Аксакова творчества и личности Гоголя и в атмосфере «семейного» славянофильства, позволившей ему ясно осознать достоинства и коренные традиции народной жизни, живому «природному сочувствию» которой он прежде не ведал цены. Аксаков-художник отвергал всякое насилие, произвол и пробуждал любовь к жизни, к людям, к природе в ее традиционном, извечном аспекте, поэтизировал усадебный быт, крепость семейных устоев. У самого Аксакова было 14 детей (6 сыновей и 8 дочерей), и семья была на редкость дружной; существование ее покоилось на традиционно патриархальных началах, на согласовании наклонностей всех ее членов, на гармонии настроений и взглядов; дети боготворили «отесеньку» и глубоко любили мать (вдохновительницу их православного воспитания, сочетавшую в себе преданность семье и общественный темперамент, знание духовной и современной художественной литературы и обладавшую литературным даром, проявившимся в ее письмах). Л. Н. Толстой, активно общавшийся с Аксаковыми в 1856-59, во всем их домашнем укладе находил «лад» и единство с общенародной моралью. В такой нравственной атмосфере слагался и крепнул основной пафос «воспоминаний», о котором И. Аксаков писал: «…теплая объективность… которая чуждается всякой экзатерации, резкости, полна любви и благоволения к людям и отводит место каждому явлению, признавая его причинность, доброту и дурное в жизни».

Живописуя «домашнюю» жизнь русского дворянства, поэтизируя повседневные события поместного быта, пристально вглядываясь в их нравственные истоки и последствия, Аксаков остается верен характеру своего дарования и своей творческой установке - воспроизводить абсолютно достоверный жизненный материал. Аксаков считал себя лишь «передатчиком» и «рассказчиком» действительных событий: «Я могу писать, только стоя на почве действительности, идя за нитью истинного события… даром чистого вымысла я вовсе не владею». Проза Аксакова сугубо автобиографична, но при предельной ограниченности художественного вымысла его герои и ситуации исполнены несомненной типичности. Явившись одним из родоначальников русской автобиографической прозы, Аксаков стал и ее первым классиком.

Первый отрывок «воспоминаний прежней жизни» написан в 1840, опубликован в 1846 в «Московском литературном и ученом сборнике»; другие появлялись в периодических изданиях 50-х. Затем Аксаков объединил их под общим заглавием «Семейная хроника» (М., 1856, без 4-го и 5-го отрывков, опубликована вместе с «Воспоминаниями»; 2-е полн. изд. М., 1856). Частная хроника трех поколений Багровых воссоздана на основе широкой панорамы помещичьего быта к. XVIII в. Образы помещиков - яркие типы «усадебной» жизни: Степан Михайлович Багров, крепкий, справедливый, предприимчивый «хозяин», «по душе возвышенный старик» с «коренными» началами, но и с чертами самовластного барства, порождавшего вокруг себя «тину каверз, рабства, лжи»; его сын Алексей, обыкновенный «деревенский дворянчик», хотя и с удивительным чувством любви к природе; невестка Софья, красавица, гордая, умная, образованная, преданная мать, - одна из лучших героинь русской литературы; Куролесов, властный и деятельный помещик, но развратник и садист, отравленный крепостными. Сосредоточенный в своем замысле и пафосе на нравственном перевоспитании человека, Аксаков, однако, не избегает социального обличения крепостнической действительности.

Полн. собр. соч. Т. 1-6. СПб., 1886;

Собр. соч. Т. 1-6. СПб., -1910; Т. 1-4. М., 1955-56;

Избр. соч. М.; Л., 1949;

История моего знакомства с Гоголем. М., 1960.

) - русский писатель , государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик , мемуарист , автор книг о рыбалке и охоте , лепидоптеролог . Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов : Константина , Ивана и Веры Аксаковых . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи . Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково , среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

Ново-Аксаково

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию . С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета , Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург .

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой » () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности » при Московском Университете .

Аксаков - цензор

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в 1830 году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 1820-х годов театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В 1825 году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника ». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора. Кроме того, целый ряд статей был им опубликован в г. в «Галатее» и в в «Молве».

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833-1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, несмотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого . В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю „Московского вестника“ <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской „В стороне от большого света“» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков - директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. - 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. С. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение - очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в 1853 году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к „Уряднику сокольничья пути“» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» - в «Москвитянине » (), четвёртый - в «Русской беседе » () и пятый - в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века .

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек . (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова.

Сложившийся описательно-мемуарный стиль отразился даже на переписке Аксакова. Напр. его письмо к В. И. Безобразову по сути является воспоминаниями о другом известном мемуаристе Д. Б. Мертваго .

Аксаков и Гоголь

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году . Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя , но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях » «Письмо к друзьям Гоголя» (

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.