Музыкальные значки. Современная музыкальная нотация


Александрова мария

Исследовательская работа ученицы направлена на более глубокое понимание музыки через символы, в частности, музыки И.С.Баха и С.В.Рахманинова. В процессе исследования выясняется, что эти два композитора похожи по эмоциональной направленности в своем творчестве,т.е.и там, и там основой музыкальных символов является Библия.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–Лицей№62 Октябрьского района, города Саратова

Проектно-исследовательская работа:

« Символы в музыке – миф или реальность?»

Работу выполнила учащаяся 8 «в» класса:

Александрова Мария,

Научный руководитель:

Ласточкина М.М

Саратов, 2012

Введение

Я очень много слышала о символике в музыке, но не задумывалась и проходила мимо этого явления. Но так, как я занимаюсь в музыкальной школе, я часто сталкиваюсь с таким понятием, как «символика» в музыке Баха. Так вот, я подумала, что будет интересно узнать об этом явлении

в музыке Баха, и может, быть тогда я по-другому буду воспринимать его музыку, знание символики поможет мне глубже понять гениальную музыку Баха.

Вообще, есть такое направление в искусстве, называемое символизм. Возникло оно во Франции 1870-80гг. Но ведь Бах жил намного раньше, то есть спустя примерно 100 лет после смерти Баха возникает это направление.

В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:

1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.

2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.

В наше время, когда НЛО, «космические пришельцы» и нецензурная брань поп звезды занимают умы людей больше, чем музыка высокой профессиональной традиции, трудно обратить внимание людей на проблемы последней. А тем более – найти что-то новое в достаточно известном сочинении, что бы заинтересовало искушенных профессионалов. Все кажется давно понятным и изученным.

Научная новизна исследования:

1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.

2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.

Глава 1

Символы в музыке Баха.

Лучшие исполнители музыки И.С.Баха, такие как Святослав Рихтер, например,или Ван Клиберн, интуитивно ощущают ее глубокий смысл, однако этот смысл не конкретизируется. Я думаю, что осознание его даст возможность усилить воздействие баховской музыки на слушателя и полнее донести до него ее духовное содержание. Большая часть символов имеет сакральный смысл, восходящий к мелодиям и соответствующим текстам церковных хоралов эпохи Барокко. Мотивы - символы имеют различную структуру. Ими являются, например, мелодии хоралов или их отрезки. Во времена Баха в странах Западной Европы хоральные мелодии и связанное с ними сакральное содержание были известны каждому. Поэтому у исполнителей и слушателей той эпохи легко возникали ассоциации со смыслом хорала, с конкретным событием Священного Писания, с кругом церковных праздников или ритуальным действом, которым соответствовал данный хорал. Символами также являются устойчивые звукосочетания, имеющие постоянные значения. Таков символ « креста», состоящий из четырех разнонаправленных нот; если графически связать первую с третьей, вторую - с четвертой, образуется рисунок креста - X. Символ креста, например, служит темой фуги до-диез минор I тома ХТК; се содержание - моление Христа о чаше в Гефсиманском саду. Символ воскресения на третий день представляет собой постепенно восходящий мотив из трех звуков, трижды повторенный каждый раз на ступень выше, как в теме фуги ми минор из II тома: ее образ» - Вознесение Христа. Вообще, с точки зрения человека эпохи Барокко-всякое явление действительности обязательно имеет скрытый смысл, и задача художника состояла в его раскрытии. Язык искусства - это язык символов. Символ является той связью, которая объединяет духовное с чувственным, абстрактное с конкретным. В наше время пласт культуры эпохи барокко оказался в значительной степени забытым, подобные ассоциации у большинства уже не возникают. Его возрождение открывает новые возможности для постижения инструментальной музыки И. С. Баха. В наследство от XIX века нам достался эмоционально-интуитивный подход к музыке Баxa . Заложенное в ней глубочайшее духовное содержание всеми явственно ощущается, но не проявляется на уровне ясных смысловых и образных представлений. Оказался забытым пласт музыкальной культуры барокко, включающий лексикон эпохи и выражаемый им психически-умственный мир человека того времени.
А ведь современниками Баха его музыка читалась как понятная речь. Для слушателей времени Баха его инструментальные сочинения представали не как произведения «чистой» музыки, они были наполнены конкретным образным, психологическим и философско-религиозным содержанием.
Люди слушали в ту эпоху иначе, чем теперь. В те времена приходили слушать не эмоционально, а слушали привычные для них виды мелодии, которые они знали наизусть и моментально вспоминали словесный текст и образы текста.
Мелодические обороты - интонации, выражающие определенные понятия, эмоции, идеи, составляют основу музыкального языка И. С. Баха. Владение этим языком, как им владели современники Баха, позволяет раскрыть (тайные, скрытые) «послания», которыми наполнены его сочинения. Все это - внутренний смысловой мир его музыки». Баху было известно, какую роль играют в Библии числа - "сакральные числа".

"З" – символ Св. Троицы (это число и числительные от него упоминаются в Библии 212 раз);

"6" - шести "рабочих" дней, в которые Бог сотворил мир:

"7" - символ Св. Троицы и Творения и целом, а также Св. Духа;

"10" - десяти заповедей;

"12" - Церкви, апостолов и конгрегации. Примеры использования этих чисел у Баха хорошо известны.

"10". И пробыл там Моисей, у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и т.д.

  1. символ креста, распятия, Страстей Господних (до-диез-/си-диез-вверх ми/ре диез.)

этот символ в обращенном виде означает искупление через свершившуюся крестную муку. (ре-диез-ми-вниз си-диез-до-диез)

  1. Постижение воли Господней – восходящий тетрахорд. (до-ре-ми-фа)
  1. Символ неминуемого свершения (восходящий и нисходящий секстаккорд, нередко заканчивающийся символом предопределения (ля-до-диез-фа-диез))
  1. Символ чаши страдания (соль-фа-соль-ля-соль)

5)символ печали –падение на терцию

Как видим, музыкальные символы и хоральные мелодии имеют ясное смысловое содержание. Их прочтения позволяет расшифровывать нотный текст. Наполнить его духовной программой.

Мотив B-A-C-H

О «баховском числе» у нас уже шла речь. Теперь необходимо сказать о «баховском мотиве». Образуется он из звуков, соответствующих буквам фамилии BACH. Как это происходит?
Все знают, что ноты имеют названия. История их возникновения давняя, и не она нас в данном случае интересует. Скажем лишь, что в русском языке получили распространение названия нот до, ре, ми, фа и т.д., пришедшие из латинского языка (акростих одного латинского гимна). Но существует - и имеет не меньшее распространение - буквенная (по латинскому алфавиту) система. Согласно этой системе, у букв фамилии «Bach» есть музыкальное значение: В - си-бемоль, А - ля, С - до, Н - си.

Людвиг ван Бетховен

Одним из первых, кто задумал использовать баховский фамильный мотив, был Бетховен. Его замысел остался неосуществленным. Сохранился, однако, нотный лист с наскоро записанной на нем темой, причем подписанной буквами - Бетховен намеревался написать на эту тему оркестровую увертюру. Примечательно, что на этом же листке записаны его мысли о Десятой симфонии (не сочиненной).
Обычно эту тему проводят в виде четырех ровных длительностей. Так это делал сам Бах. Бетховен вносит свое глубоко личное начало: он разрывает тему на две пары звуков и группирует их в остро пунктирном ритме, наделяя тему бунтарским характером. Поразительно, как всего лишь одним приемом Бетховену удается сразу же превратить баховскую тему в свою собственную, бетховенскую!

Эскиз увертюры «BACH» Людвига ван Бетховена

Роберт Шуман

В 1845 г. Роберт Шуман написал цикл «Шесть больших фуг на имя BACH для органа». Это грандиозный музыкальный монумент Баху. «Над этим произведением, - писал Шуман нотоиздателю, - я трудился весь прошлый год, стремясь, чтобы оно хоть в чем-то было достойно великого имени, которое носит; думаю, что, быть может, этот труд намного переживет другие мои сочинения».
Шуман своими фугами создал собственный цикл «Искусство фуги», в котором полифонические приемы и высочайшие художественные достоинства музыки конгениальны баховским. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Шуман ни разу не использовал (преднамеренно?) тональность ре минор, в которой написан баховский цикл «Искусство фуги»: у Шумана большинство фуг в си-бемоль мажоре.
Шумановский цикл - первый в ряду монументальных органных (и не только органных) произведений на тему BACH Листа, Регера, Шостаковича...

Графические знаки в музыке (нотная запись)также являются своеобразным кодом запечатления музыкальной информации, при расшифровке которой большое значение имеет личность воспринимающего субъекта. Второй композитор, музыку которого я очень люблю- это С.В.Рахманинов. поэтому я решила провести небольшое исследование его творчества с точки зрения «символики».Мне кажется. что музыкальное наследие Баха и музыка Рахманинова очень близки по своему эмоциональному наполнению, несмотря на то, что жили и работали они в разные эпохи. Но это только кажется на первый взгляд, что если эпохи разные, то и в творчестве не может быть ничего общего.

Глава 2

Символы в музыке С.В. Рахманинова.

Изучая стиль С. Рахманинова, мы интуитивно ощущаем явную личностную, субъективную составляющую его музыки (даже автопортретность во многих моментах). Музыка Рахманинова личностнозависима, то есть полна самонаблюдений и самоописаний, самооотражений и погружений в себя, внутренних монологов и диалогов с самим собой.

Ключом для раскрытия значений того мелодического комплекса, который выполняет функции лейттемы автора, является малозаметная на фоне рахманиновских шедевров вокальная пьеса, сочиненная «на случай». Речь идет о «Письме К. С. Станиславскому от Рахманинова» – произведении, предназначавшемся явно «не для печати», написанном на собственный прозаический текст в шутливой манере, уместной в дружеской компании или в театральном «капустнике». Однако, именно в этой пьесе композитор единственный раз, очевидно, не намеренно дал нам «ключ», зафиксировал ту интонацию, с которой он ассоциирует свое «я», как бы назвал мелодическую формулу – аналог свого имени в музыке. О том, что это было сделано естественно, безыскусно, спонтанно, а вовсе не было специально рассчитано, продуманно и мастерски скомпоновано, свидетельствует предельная простота, аскетичность (чтобы не сказать скудность) мелодической линии, автор явно не старался искусственно сделать ее краше. На словах «Ваш Сергей Рахманинов» тоном легкой самоиронии композитор «проговорил» ту элементарную интонационную формулу, которую мы находим в разных вариантах в его серьезных сочинениях. «Письмо К. С. Станиславскому от Рахманинова» позволяет достоверно установить и осознать ассоциативную связь важнейших моментов рахманиновской музыки с его «я».

Все эти варианты темы встречаются в инструментальной музыке Рахманинова и имеют смысл лейтмотива.

Тема I части Второго концерта:

Лейтмотив, встроенный в тему II части Второго концерта:

В III части Второго концерта по существу вся тематическая ткань основана на лейтмотиве «я».

Все случаи появления лейтмотива «я» в этих и других произведениях Рахманинова еще ждут своего программного истолкования, особого для каждого конкретного эпизода.

С. Рахманинов - великий русский «православный» художник ХХ века. Православный не только по традиции и воспитанию, но и по делам. Трудно в русской музыкальной культуре отыскать другую столь положительную личность, исполненную, наряду с гениальным дарованием, еще и истинного благочестия, красоты поступка, скромности и мужества. Множество разных людей, близко знавших Сергея Васильевича, отмечают его глубокую религиозность.

Обратим наше внимание на последнее крупное симфоническое произведение Рахманинова «Симфонические танцы»,произведение, которое было закончено в 1940 году - как будто достаточно подробно рассмотрены в отечественном музыкознании, их многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

На самом деле, автор нигде не раскрывает содержание «Танцев», что само по себе любопытно. И хотя многие элементы их «сюжета» прочитаны, целостная картина содержания произведения, по-видимому, все еще не раскрыта. Что же ускользнуло от внимания пытливых исследователей?

«Симфонические танцы» - это условное название, скорее, вуалирующее, нежели раскрывающее их содержание. На самом деле, они оказываются сочинением на религиозную тему, своеобразным духовным завещанием Рахманинова, зашифрованным в музыкальных образах без привлечения слова. Зачем же Рахманинову понадобилось шифровать содержание «Танцев»?

Теперь мы можем только предполагать мотивы автора. Но с большой долей уверенности можно сказать, что Рахманинов скрыл истинный замысел сочинения, ради того, чтобы донести его до адресата. «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена. Благодаря затенению смысла в названии, композитор получил возможность исполнения «Танцев» на далекой родине уже спустя три года после их написания. Он видимо, надеялся, что «Танцы», войдя в музыкальный обиход России с музыкальной стороны, постепенно, с возвращением к вере народа, будут осмыслены и со стороны религиозного содержания.

Что же «закодировано» в «Симфонических танцах»?

Замысел Рахманинова был, по-видимому, всеобъемлющим. Он в симфонической форме воплотил в них образы «Апокалипсиса», «Dies irae», судьбу гибнущего мира и роль России в Последние времена. Кроме того, Рахманинов отразил в них свои собственные переживания и пророческие видения.

Апокалиптическое восприятие действительности для Рахманинова, по-видимому, было совершенно естественным. Ощущение приближения Страшного суда в сознание художника вносила сама жизнь. Он оказался очевидцем Первой мировой войны, крушения Российской империи, избиения Предержащего и миллионов русских патриотов во время революции. Позднее, живя в Европе, С.В. Рахманинов стал свидетелем появления фашизма в Италии и Германии, факельных шествий нацистов, круговращения фашистских свастик на стадионах, начала Второй мировой войны. Как мог реагировать на все это православный художник С. В. Рахманинов?

Свое отношение к происходящему в мире он, обычно скупой на оценки, раскрывает в письме к С.А. Сатиной от 27 января 1941 г. «Мы живем, поистине, в страшное время - пишет Рахманинов. - Даже то, что мы переживали во время мировой войны (по нашему- Первой) , кажется, в сравнении с настоящим, чем-то другим. Тогда были где-то, в каких-то странах, светлые пятна. Сейчас же кажется, что катастрофа распространяется на весь мир и поглотит всех и вся. Не дай, Господи! Советы жить только настоящим днем, по совести говоря, не выдерживают никакой критики. Кто же живет только сегодняшним днем и кто это, кто не думает хотя бы о близком будущем? И как можно о нем не думать! Ведь не звери же мы! Но, думая о будущем, ничего, кроме ужаса, себе не представляешь. Как с этим справиться и как себя вести, скажи мне?». Хотя эти строки написаны год спустя после создания «Танцев», можно с уверенностью предположить, что именно мысли о настоящем и «близком будущем» С.В. Рахманинов воплотил в содержании этого произведения. Каковы конкретно эти идеи и как они воплощены в «Симфонических танцах»? Рахманинов опирается на хоральный склад, создавая ряд тем. Русский хорал - это емкий символ для Рахманинова. Рассмотрим, как претворяются образы в каждой из трех частей «Симфонических танцев».

В первой части музыкальными средствами воспроизводятся образы начальных глав «Откровения» и раздумья автора о роли России.

Вот эти строки из «Откровения»: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. 2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. 3. И когда Он снял вторую печать, я услышал второе животное, говорящее: иди и смотри. 4. И вышел другой конь рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. 5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. 7. И когда Он снял четвертую печать, я услышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. 8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним»

Рахманинов не разрабатывает этот текст в музыке подробно. Он воплощает его как бы сквозь призму живописного восприятия. Изображение четырех всадников, включая «смерть» на бледном коне, можно понять как аллегорию вселенской катастрофы. Но ведь Рахманинов писал это сочинение как раз в начале Второй мировой войны…

Вторая часть «Симфонических танцев» - это печально-ностальгический образ русского бала. Бал в русской и, в частности, в дворянской культуре занимал важное место со времен Петра. Он выполнял особую задачу восхваления императора и царской власти в ритуальных формах поведения, жеста, танца и пения. Бал подчеркивал единство царя со своим народом, олицетворяемым избранным кругом людей - Светом. С 1917 г. балы в России прекратились, как только был отстранен от власти, а затем и убит Предержащий - русский император, адресат этой танцевальной церемонии. А вместе с ним были уничтожены и те идеалы, которые он олицетворял: хранителя веры, величия и красоты царской власти, идеалов справедливости и порядка. Автор создает визуальную картину ада музыкальными средствами. И, наконец, третья часть- наиболее значительна по содержанию. Основная тема «День гнева» - читаем: «Какой будет трепет, когда придет Судия, который правдиво все рассудит…»И на пике развития этой темы вдруг звучит гимн «Благословен Господи» . Проведение этой темы имеет важное значение-оно отражает веру композитора в великое предназначение России. В наше время, когда в России возрождается православие, подобные мысли воспринимаются как иллюстрация нынешнего состояния мира. Но ведь «Симфонические танцы» были написаны 66 лет назад - во времена гонений на православие в Советском Союзе, когда взрывали храмы и убивали священников. И в этой ситуации нужно было обладать особым даром духовного предвидения, чтобы размышлять о перспективе православного возрождения России, о ее роли в будущем так, как ее показал Рахманинов в «Танцах». Поэтому тем более важно нам, людям 21 века отнестись с благоговением и восхищением к предвидениям великого русского композитора. Его пророчество о России, воплощение в музыкальном духовном завещании - «Симфонических танцах», сбываются с поразительной точностью.

Заключение

Итак, мое исследование показывает, что символы в музыке есть, и у каждого композитора,конечно же они свои. В следующей своей работе я попытаюсь глубже понять музыку В.А.Моцарта и П И Чайковского и найти что-то общее. В заключение следует отметить, что музыка все-таки является одним из результатов культурной деятельности человека. Это особая форма жизнедеятельности, искусственная среда, созданная людьми на протяжении тысячелетий, выработавшая свои специфические символы. Предметом отражения музыки выступает мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов, сферы мышления, запечатленный развитой системой символов (субъективная реальность).

Передача эстетического отношения человека к происходящему в действительности, показ его разнообразных переживаний является целью музыкального творчества, где возможно изображение различных явлений и предметов окружающей действительности, а также фантастических, иррациональных предметов, абстрактных понятий со всей убедительностью в форме художественных образов. Как следствие этого - обильное использование музыкальным искусством знаков, как изображения, так и выражения, между которыми иногда трудно провести четкую грань.

Музыка - символический мир, где находят свое бытие звуки различного рода (в ней присутствуют как высотно определяемые звуки (тоны), так и неопределяемые (шумы), обладающие рядом специфических свойств), каждый из которых имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в его тайны. При соблюдении определенных условий (использование в музыкальном сообщении; комплексное восприятие свойств звука, с выявлением основного качества звучания; рассмотрение звука в сочетании с другими звуками музыки в единстве с ними (лад), все вышеназванные виды звуков становятся музыкальными.

Музыка - субъективный мир, особая реальность, где каждый звук имеет определенное значение, знание которого позволяет глубже проникать в тайны этого искусства.

Для записи музыкальных звуков применяются особые знаки, которые называются нотами. Нотные знаки состоят из следующих частей:

  1. головки
  2. штиля (палочки), соединяющихся с нотной головкой слева вниз или справа вверх;
  3. флажка (хвостика) , соединяющихся со штилем только справа от него или вязки (продольной линии) соединяющей штили нескольких нот.

Ноты размещаются на пяти горизонтальных линейках, которые называются нотоносцем или нотным станом. Линейки нотоносца считаются всегда снизу вверх по порядку, то есть нижняя линейка - первая, следующая за ней - вторая и т.д.

Ноты на нотном стане располагаются на линиях или между ними. Нижняя линия нотного стана - Ми. Любая нота, располагающаяся на этой линии играется как Ми, пока нет понижающих или повышающих знаков. Следующая нота (между линейками) это нота Фа и т.д. Ноты могут также распространятся за пределами нотного стана и записываются на добавочных линейках. Добавочные линейки над нотоносцем называются верхними добавочными линейками и считаются снизу вверх от нотоносца. На этих добавочных линейках записываются высокие звуки. Низкие звуки записываются под нотоносцем и называются нижними добавочными линейками, а считаются сверху вниз от нотного стана.

Ключи

В начале нотоносца всегда выставляется ключ, определяющий в звукоряде высоту одного из звуков, от которого ведется отсчет высоты остальных звуков.

Скрипичный ключ (или ключ соль) определяет на нотоносце положение звука соль первой октавы, который пишется на второй линейке.

Басовый ключ (или ключ фа) определяет положение на нотоносце звука фа малой октавы, который записывается на четвертой линейке.

Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.

Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) - такты. Такт - это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.

Первая нота каждого такта имеет ударение - акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.

После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета - четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С - это равнозначно размеру 2/2.

Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков - акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля ("раз") - сильная, вторая ("два") - слабая, третья ("три") - слабая.

Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) - сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент - на наиболее сильной доле такта, а второй - на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.

Знаки альтерации

Для того, чтобы указать на тональность ноты, перед нотой могут ставиться знаки бемоля , диеза , дубль-бемоля , дубль-диеза и бекара .

Такие знаки называются знаками альтерации. Если перед нотой стоит диез, то нота поднимается на половину тона, дубль-диез - на тон. Если бемоль, то нота понижается на полтона и если дубль-диез - на тон. Понижающие и повышающие знаки появившись один раз применяются ко всей партитуре, пока не отменятся другим знаком. Существует специальный знак, отменяющий понижение или повышение ноты и возвращающий ей натуральную высоту - это бекар. Дубль-бемоль и дубль-диез используются редко.

Знаки альтерации применяются, в основном, в двух случаях: как ключевые и как случайные. Ключевые знаки располагаются справа от ключа в определенном порядке: фа - до - соль - ре - ля - ми - си для диезов, для бемолей - си - ми - ля - ре - соль - до - фа. Если в каком-либо такте насколько раз встречается одна и та же нота с диезом или бемолем, то бемоль или диез ставится только один раз и сохраняет свое действие на протяжении всего такта. Такие диезы и бемоли называются случайными.

Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.

Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.

Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.

Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.

Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.

Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.

Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.

Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.

Фермата - знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.

Знаки повторений

При исполнении пьесы часто приходится повторять ее фрагмент или всю пьесу целиком. Для этого в нотной записи применяются знаки повторения - репризы. Музыка, изложенная между этими знаками, должна повторяться. Иногда при повторении бывают разные окончания. В этом случае в конце повторения применяются скобки - вольты. Это значит, что в первый раз играются такты окончания, заключенные в первую вольту, а при повторении - такты первой вольты пропускаются и вместо них играются такты второй вольты.

Темп

В нотной записи также указывается темп композиции. Темп - это та или иная скорость исполнения музыкального произведения.

Различаются три основных скорости исполнения: медленная, умеренная и быстрая. Основной темп указывается обычно в самом начале произведения. Существует пять основных обозначений этих темпов: Медленно - адажио (Adagio), Не спеша, спокойно - анданте (Andante), Умеренно - модерато (Moderato), Скоро - аллегро (Allegro), Быстро - престо (Presto). Средний из названных темпов - модерато - соответствует скорости спокойного шага.

Нередко при исполнении музыкального произведения приходится ускорять или замедлять его основной темп. Эти изменения темпа чаще всего обозначаются словами: Accelerando, сокращенно accel. (аччелерандо) - ускоряя, Ritenuto, (ритэнуто) сокращенно rit. - замедляя, а tempo (а темпо) - в прежнем темпе (восстановить прежний темп после предшествовавшего ускорения или замедления).

Громкость

При исполнении музыкального произведения следует помимо темпа учитывать и необходимую громкость (силу) звучания. Все, что связано с громкостью звучания, называется динамическими оттенками. Эти оттенки выставляются в нотах обычно между нотоносцами. Наиболее употребительными обозначениями силы звука являются следующие: pp (пианиссимо) - очень тихо, p(пиано) - тихо, mf (меццо-фортэ) - со средней силой, f(форте) - громко, ff (фортиссимо) - очень громко. А также знаки < (крещендо) - постепенно усиливая звук и > (диминуэндо) - постепенно ослабляя звук.

Наряду с приведенными выше обозначениями темпов, в нотах часто встречаются слова, указывающие на характер исполнения музыки произведения, например: певуче, нежно, подвижно, шутливо, с блеском, решительно и т.д.

Знаки мелизмов

Знаки мелизмов не меняют темп или ритмический рисунок мелодии, а лишь украшают ее. Существуют следующие виды мелизмов:

Вот, вроде и все, что необходимо знать, для начала, каждому гитаристу. Если Вы хотите больше узнать о нотной записи, Вам следует обратиться к специальной учебной литературе.


Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

Нота, длительности и их обозначения
(начертания), нотный стан

Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками – нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).

Думаю, ноты все Вы видели и знаете, что они обозначаются кружочками, к некоторым добавляются палочки и другие детали. Давайте вкратце рассмотрим традиции.

Нотный знак представляет собой кружок - пустой или затушеванный.

Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются "штилями ", "хвосты " и "ребра " - прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.

Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце). состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.

Ноты пишутся на нотном стане - на линиях и между линиями, то есть в промежутках:

над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) - на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.

Счет добавочных линеек ведется: верхних - вверх от первой добавочной линии, а нижних - вниз.

Названия длительности звуков и их обозначения нотами

Целая нота - незаштрихованный кружочек (овал), половинная - то же самое, но добавлен штиль, четвертная - как и половинная, но овал уже заштрихован, восьмая - как предыдущая, с добавлением хвостика или ребра (если ноты сгруппированы), шестнадцатая - та же восьмая, но ее хвостик (или ребро) изображается сдвоенным. Далее, по тому же принципу, пишутся более мелкие длительности: тридцатьвторые, шестьдесятчетвертые... см. рисунок.

Если штиль у ноты направлен вверх, то должен рисоваться, начиная от правой стороны ее головки, а если вниз - то начиная от левой стороны. Хвостики всегда начинаются от конца штиля и направлены в сторону головки ноты, при этом их должно "относить ветром" вправо от линии штиля.

Ребра имеют тот же смысл, что и хвостики, и применяются для смыслового и логического объединения коротких нот в группы, чтобы не загромождать запись многочисленными закорючками и облегчить беглое чтение нот.

Если на нотоносце записана одноголосная мелодия (то есть нет таких моментов, когда одновременно звучат несколько нот), то штили направлены вверх для всех нот, находящихся ниже средней линейки, и, наоборот, вниз - для всех, которые выше середины. Это принято ради того, чтобы нотоносец с мелодией выглядел в партитуре компактнее. У ноты на самой средней линейке нотоносца штиль может быть направлен как вверх, так и вниз, но, по неписаной традиции, чаще все-таки вниз.

Ноты могут объединяться в группы

Если на нотном стане размещается сразу две мелодических линии, тогда штили направляются уже независимо от положения нот: у верхней мелодии всегда вверх, а у нижней - вниз. Это делается для того, чтобы Вы могли читать каждую из мелодий отдельно, не путаясь глазами в сплетениях нот.

При соединении в группы нот разной высоты выбирается такое положение штилей и ребер, при котором окажутся "удовлетворены" большинство нот группы.

КЛЮЧИ

За каждой линией нотного стана условно закрепляется определенная высота звука. Но поскольку в мире много разных инструментов, которые играют слишком разных высотных областях, то в музыке употребляются несколько различных "точек отсчета" высоты. Это делается с помощью условного знака, который называется ключом .

Ключ ставится в начале нотного стана так, чтобы линия, от которой ведется отсчет в этом ключе, пересекала ключ в его узловой точке.

Ключ закрепляет за нотой, стоящей на этой линии, совершенно точную высоту (частоту звука и его название), от которой можно получить высоты и названия всех остальных звуков на нотном стане.

Исторически имело распространение около десятка разных ключей, из-за чего освоение нотной грамоты было довольно трудоемким делом. В настоящее время употребляются только два различных ключа; и еще два - только в специфических ситуациях.

Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.

Басовый (ключ Фа). Обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.

Это и есть два наиболее употребительных ключа. Для написания нот для некоторых инструментов в применении остаются еще два ключа, вернее, один, но в двух вариантах.

Ключ До двух видов: альтовый и теноровый :

Альтовый ключ обозначает высоту звука до первой октавы на третьей линии, а теноровый - устанавливает тот же самый звук на четвертую линию.

Альтовый ключ применяется для альта и тромбона. Теноровый ключ - для виолончели, фагота и тромбона. Его узловая точка прекрасно видна - это центр его симметрии.

Ранее ключ "До" употреблялся и других видов. В тex случаях, когда он ставился на первой линии, его называли - сопрановым, на второй - меццо-сопрановым, на пятой - баритоновым. Такие ключи применялись главным образом в вокальной музыке, поэтому их названия соответствуют диапазонам (диапазон - это объем. Диапазон голоса означает объем доступных для данного голоса звуков, от самого низкого до предельно высокого) человеческого голоса. Например, женскому голосу "сопрано" действительно наиболее удобен для пения тот самый диапазон, который размещается на нотоносце без изобилия добавочных линеек - в сопрановом ключе.

В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий; это облегчает чтение нот.

ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

Диез - повышает высоту ноты на полтона
Бемоль - понижает на столько же
Дубль-диез - повышает на целый тон
Дубль-бемоль - понижает на столько же
Бекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

По "радиусу действия" знаки альтерации различаются на "ключевые" и "встречные" или "случайные". Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез "фа" будет повышать все поголовно ноты "фа", во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ К НОТАМ, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУКОВ

Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.

К ним относятся:

а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:

в) Лига , дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:

(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)

г) Фермата , знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "...а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:


Фермата, как и лига, может ставиться над или под нотой, смотря по графической ситуации, и соответственно, быть обращена к головке ноты "раскрытыми объятиями", то есть, может переворачиваться вверх ногами.

ПАУЗЫ

Перерыв в звучании называется паузой. Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и ноты:

Для увеличения длительностей пауз применяются точки и ферматы, так же как для нот. Значение их в этом случае такое же. Только вот лиги для пауз не применяются. Если есть необходимость, Вы можете ставить подряд несколько пауз, и больше ни о чем не заботиться.

ЗАПИСЬ ДВУХГОЛОСИЯ. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО. АККОЛАДА. ЗАПИСЬ МУЗЫКИ ДЛЯ
АНСАМБЛЕЙ И ХОРА.

Не пугайтесь такого большого заголовка. Так как эта тема довольно-таки специфична, я не буду останавливаться на ней подробно. Так, в общих чертах.

На нотном стане можно записать два (и более) самостоятельных голоса. В этом случае палочки (штили) нот для каждого голоса пишутся отдельные и в разных направлениях. Верхний голос - штили вверх, а нижний...(словом, смотрите предыдущий параграф). В случаях многоголосия (три и более) принцип тот же, но несколько нот могут иметь один общий штиль. Об этом более поробно поговорим в конце урока. Музыка для фортепиано пишется на двух (редко на трех) нотных строках (нотных станах), которые объединяются слева фигурной скобкой. Эта скобка называется акколадой . Встречающиейся в фортепианном изложении двоезвучия и аккорды (несколько звуков, берущихся одновременно) пишутся обычно с общим штилем. Фигурная скоба применяется в нотном письме также для арфы, органа и других инструментов, на которых можно извлекать звуки обеими руками независимо. Музыка для голоса или сольного инструмента с фортепиано пишется на трех строках. Для ансамблей различного состава без фортепиано и для оркестра применяется прямая скоба, соединяющая собой все нотные станы. Форма записи музыки для хора, струнного квартета, различных ансамблей и оркестра - словом, для коллективного музицирования - называется партитурой . Партитура может содержать столько нотных станов, сколько понадобится для данного состава исполнителей

Пример акколад:

ЗНАКИ СОКРАЩЕНИЯ НОТНОГО ПИСЬМА

Для упрощения и сокращения нотного письма применяется ряд знаков:
а) Знак переноса на октаву выше или на октаву ниже написанной музыки, для избежания большого количества добавочных линий, усложняющих чтение нот. Перенос на октаву вверх (или вниз) прекращается там, где кончается пунктир.

б) знак повтрения - реприза - употребляется при повторении какой-либо части произведения или всего, обычно небольшого, произведения, например народной песни. Если по замыслу композитора это повторение должно исполняться без изменений, точно, как в первый раз, то автор не пишет весь нотный текст заново, а заменяет его знаком репризы.

Если при повторении конец данной части или всего произведения меняется, то над изменяющимися тактами ставится квадратная горизонтальная скобка, называется "вольта". Следом за ними пишутся такты, исполняющиеся при повторении, над которыми также ставится квадратная скобка. Под скобками ставят обозначения: 1. и 2., что значит - первая вольта и вторая вольта, то есть для первого раза и второго раза. Вольт может быть и больше - смотря, сколько вариантов окончания задумал автор.


в) Если в произведениях, написанных в трехчастной форме, третья часть, являющаяся буквальным повторением первой части, не выписывается, то взамен этого в конце второй части пишут: Da capo al fine, что по-итальянски значит - с начала до слова конец, а конце первой части пишут слово - Fine (конец). Если первая часть повторяется не с самого начала, то над тактом, с которого должно начаться повторение, ставят знак: (segno), а в конце второй части пишут: Dal segno al fine, что значит: от знака (сенио) до конца.

При переходе к заключению раньше окончания всей повторяемой части пишут: Da capo al segno poi coda, что значит: с начала до знака, потом кода (Слово кода означает заключение).

1. При повторении какого-либо такта один или несколько подряд пишут знак:

2. При повторении какой-либо мелодической фигуры в одном такте один или несколько раз, ее не выписывают, а заменяют чертами, соответствующими ребрам длительностей

3.Повторяющийся звук или аккорд обозначается следующим образом:

4. Тремоло (tremolo) - быстрое, равномерное, многократное чередование двух звуков или созвучий - пишется следующим образом:

При повторяющемся звуке в тремоло общая длительность предполагаемой фигуры обозначается соответствующей нотой, а черточки обозначают, какими длительностями должна быть исполнена фигура.

5. Для удвоения данного звука в октаву пишут над или под нотой цифру 8 - это значит, что данный звук следует удвоить в октаву. Например:

При сплошных удвоениях в октаву пишется: all"8va - удвоения вверх и all"8va bassa - удвоения вниз.

Как мы и обещали, сейчас более детально и с возможными практическими советами разберем запись трех голосов на одном нотном стане (на примере припева русской народной песни "Утес". Послушайте, как эта запись звучит . Такую запись следует считать как бы тремя независимыми мелодиями, то есть, уметь представить себе, будто Вы в упор не видите никаких нот, кроме нужной Вам линии. Это часто бывает нужно для выучивания или анализа музыки. Или, скажем, Вам требуется разложить эту песню на три разных инструмента и расписать на разные листы бумаги. Или надо ее спеть хором - а Вам в хоре досталась одна из мелодий. Давайте попробуем это копнуть. Даже не столько ради этой песни, сколько для того, чтобы Вы прочувствовали, что можно приобрести при таком анализе, и узнали, как это нужно делать. Посмотрите еще раз на ноты. Если разобраться, какие штили к каким головкам относятся, то можно увидеть, что здесь на самом деле ДВЕ мелодии, но верхняя из них время от времени удваивается в терцию, а нижняя - совершенно самостоятельна. Однако, изредка все они сходятся в унисоне, что путает Ваш взгляд. (Унисон - означает "в один голос, слившись") Как выделить из этой "каши", скажем, верхний голос? Это самое легкое - верхний голос всегда лучше всего слышен, и Вы без затруднений можете его напеть. Вот и напойте - и при этом я бы попросил Вас называть не слова подтекстовки, а имена нот: "ля-ля-фаа-а, ми-до-рее-е..." (встречные знаки называть не нужно). Это занятие, собственно, и называется "сольфеджио" (то есть, пение с названием нот) - крайне полезная вещь. Такое упражнение резко усиливает у Вас в голове связь между написанными нотами и их звучанием.

Спели первое предложение. Видите, в нотах знаки вольты? Споем сразу вторую, для ускорения дела (пример ). Как выделить второй голос? Ну, легко понять, что если голоса -три, а направления штилей - только два, то два голоса из трех вынуждены сливаться штилями - это и происходит с верхней парой голосов в нашем примере. Значит, петь нужно ноты, у которых штили - вверх, но из них - нижние головки. А пропев эту линию, давайте соединим ее во втором предложении песни с верхним голосом и послушаем, как они сочетаются (пример ). Это занятие - пение одного голоса с сопровождением второго - еще более полезно, так как развивает чуство ансамбля, диалога в музыке. Если у Вас нет возможности практиковать свое пение или игру в ансамбле с партнером, то старайтесь почаще делать хотя бы так - петь мелодию и сопровождать ее (хотя бы одним пальцем, но другую мелодию) на фортепиано или синтезаторе. Вот Вам и координация, и умение охватить вниманием несколько направлений сразу (гармонический слух) и многие другие навыки. Ну, выделить нижний голос из нотной записи здесь нетрудно - это ноты со штилями - вниз. Тоже добросовестно их пропоем, и убедимся, насколько эта мелодия сильно отличается от главного, верхнего голоса - просто ничего общего, кроме ритмического рисунка. И, как и раньше, пропев первое предложение "соло", во втором - соединим наш голос с двумя остальными (пример ). Еще полезнее для многоголосного слуха - писать музыкальные диктанты на материале подобных мелодий. Взять нотный листок, воспроизвести раз десять эту песню, не видя нот, и записать карандашом все три голоса со слуха. Это просто заставит Вас не поддаваться соблазну - слышать самый слышимый голос, заставит "вкапываться" ушами в губину музыкальной ткани. Великолепный тренинг, который разом заменит Вам десять часов пассивного чтения этого урока. Поверьте.

Вам может показаться, что такое тщательное "вылизывание" простой песни излишне, и так все видно в нотах. Хочу предостеречь Вас от поспешных выводов. Попробуйте один раз в жизни именно так, тщательно, разобраться и обязательно пропеть каждую линию своим собственным голосом. Уж я не знаю, какие реле и триггеры у Вас в мозгу при этом начинают работать, но эффект от этого "прожевывания" всегда очень сильный: у Вас как будто прорежется еще две пары ушей. Вы вдруг не просто услышите, Вы УСЛЫШИТЕ , как взаимопереплетаются разные извивы трех мелодий. Песня - вроде бы простая - вдруг приобретет (лично для Вас) трехмерность, объем, ее смысл углубится. Это - обычный результат тщательного пропевания. Если Вы станете ТАК подходить к любой услышанной Вами музыке, то поймете, что до сих пор Вы не слышали по-настоящему, а воспринимали музыку в виде единого комка или фона. Она станет для Вас многопластовым ювелирным изделием, станет захватывать дух... Сейчас Вы, наверно, понимаете, что я имею в виду, а когда попробуете - то ПОЧУВСТВУЕТЕ . А это, как Вы знаете, большая разница!..

Испокон веков через искусство люди воплощали свои чувства, мысли и переживания. Одни рисовали шедевры живописи, изображая предметы вдохновения, повседневную жизнь, а также запавшие в память эпизоды из собственной биографии. Другие строили различного рода сооружения и памятники, придавая им какое-то символическое значение. Самые экстраординарные из них стали именоваться чудесами света. Из-под рук третьих одна за другой выходили страницы будущих поэм, романов, эпопей, где к каждому моменту сюжета было подобрано крепкое, уместное, на взгляд автора, слово.

Однако были и те, кто находил вдохновение в звуке. Они создавали специальные инструменты, чтобы выразить обуревавшие их эмоции. Именно эти люди и зовутся музыкантами.

В наши дни понятию "музыка" даётся огромное количество определений. Но если рассуждать объективно, то это вид искусства, главным субъектом которого является тот или иной звук.

Примечательно, что на многих древних языках это слово обозначает «деятельность муз».

Советский ученый Арнольд Сохор, в свою очередь, считал, что музыка своеобразно отражает реальность, а также оказывает на человека воздействие через осмысленные и особым образом организованные по высоте, а также во времени звуковые последовательности, основными составляющими частями которых являются тона.

Краткая история музыки

С древности люди любили музыку. На территории древней Африки с помощью различных песен, являющихся частями ритуалов, пытались связаться с духами, богами. В Египте же музыку использовали в основном для религиозных гимнов. Существовали такие понятия, как «страсти» и «мисетрии», приравнивающиеся к жанрам. Самыми известными произведениями Египта были «Книга мертвых» и «Тексты пирамид», описывающие «страсти» египетского бога Осириса. Древние греки были первыми людьми в мире, которые в своей культуре смогли достигнуть высшего Стоит добавить сюда и тот факт, что они же впервые и заметили существование своеобразной закономерности между математическими величинами и звуками.

С течением времени музыка формировалась и развивалась. В ней стали выделяться несколько основных направлений.

Согласно классической теории, к IX веку на земле существовали следующие музыкальные жанры: (то есть различного рода церковные пения, литургии), бардовская песня и светская музыка (яркий пример подобного жанра - гимн). В процессе взаимодействия людей эти жанры постепенно смешивались друг с другом, образуя новые, непохожие на прежние. Так, в конце XIX века появился джаз, который стал прародителем для многих современных жанров.

Какие существуют музыкальные знаки и символы?

Как же можно записать звуки? Музыкальные нотные знаки - это условные графические символы, которые расположены на Основной их функцией является обозначение высоты, а также относительной длительности того или иного звука. Ни для кого не секрет, что является практическим фундаментом музыки. Однако дается она отнюдь не всем. Изучать музыкальные знаки - довольно трудоёмкий процесс, плоды которого смогут вкусить только самые терпеливые и усидчивые.

Если мы сейчас начнём углубляться в особенности современной нотации, то эта статья станет, мягко говоря, очень большой. Для этого необходимо писать отдельную, довольно объёмную работу про музыкальные знаки и символы. Одним из самых известных символов, является, конечно же, «скрипичный ключ». За время своего существования он стал неким символом музыкального искусства.

Что такое музыкальные инструменты и какие они бывают?

Предметы, дающие возможность извлекать различного рода звуки, необходимые для создания произведения, называются музыкальными инструментами. Инструменты, существующие на сегодняшний день, в соответствии со своими способностями, назначением, звуковыми качествами делятся на несколько основных групп: клавишные, ударные, духовые, струнные и язычковые.

Существует множество других классификаций (в качестве яркого примера можно привести систему Хорнбостеля-Закса).

Физической основой практически любого инструмента, который производит музыкальные звуки (исключением являются различные электрических устройства), является резонатор. В качестве него может выступать струна, так называемый колебательный контур, столб воздуха (в определенном объёме) или же любой иной объект, имеющий возможность запасать переданную ему энергию в виде колебаний.

Резонансная частота устанавливает первый обертон (иначе говоря, основной тон) звука, который производится в данный момент.

Стоит отметить, что музыкальный инструмент имеет возможность одновременно воспроизводить количество звуков, равное числу использованных резонаторов. Конструкция может предусматривать разное их количество. Извлечение звука начинается в том момент, когда в резонатор вводится энергия. Если музыканту необходимо прекратить звук в принудительном порядке, то можно прибегнуть к такому эффекту, как демпфирование. В случае использования некоторых инструментов резонансные частоты возможно изменить. В некоторых инструментах, которые производят немузыкальные звуки (например - ударные), это устройство не используется.

Что такое и какие они бывают?

В широком смысле музыкальное произведение, или же, как его называют, опус, - это любая пьеса, импровизация, народная песня. Иначе говоря, практически все, что можно передать через упорядоченные колебания звуков. Как правило, ему свойственна определённая внутренняя законченность, материальное закрепление (через музыкальные знаки, ноты и т. д.), некая своеобразная мотивированность. Также важна также уникальность, за которой, как правило, стоят чувства и переживания автора, которые он желал преподнести слушателям своего произведения.

Стоит отметить, что термин «музыкальное произведение» как устоявшееся понятие появился в сфере искусства сравнительно недавно (точная дата неизвестна, но где-то в районе XVIII-XIX века). До этого момента его всячески заменяли.

Так, например, и Иоганн Гердер вместо этого термина употребляли слово «деятельность». В эпоху авангардизма название заменялось на «событие», «акцию», «открытую форму». В настоящее время существует огромное количество различных музыкальных произведений. Предлагаем рассмотреть самые известные, интересные и необычные из них.

I. Песня (или песнь)

Песня - одно из самых простых, но распространенных музыкальных произведений, в котором поэтический текст сопровождается простой мелодией, которая легко запоминается.

Стоит отметить, что песня является одним из самых развитых направлений в том плане, что в настоящий момент существует большое количество различных её форм, жанров и т. д.

II. Симфония

Симфонией (в переводе с греческого - «стройность, изящность, созвучие») называют музыкальное произведение, которое в первую очередь предназначено для исполнения оркестром, который может быть духовым, струнным, камерным, а также смешанным. В некоторых случаях в симонию может быть включен вокал либо хор.

Зачастую это произведение сближают с иными жанрами, тем самым образуя смешанные формы (например, симфония-сюита, симфония-поэма, симфония-фантазия и т. д.)

III. Прелюдия и фуга

Прелюдия (от латинского prae - «предстоящий» и ludus - «игра») - это небольшое произведение, которое, в отличие от других, не имеет строгой формы.

Главным образом прелюдии и фуги создаются для таких инструментов, как клавесин, орган, фортепьяно

Изначально эти произведения предназначались для того, чтобы музыканты имели возможность «размяться» перед основной частью выступления. Однако позже их стали выделять уже как самобытные независимые произведения.

IV. Туш

Данный тип также довольно интересен, так как ему уделяется не так уж и много внимания. Туш - (с французского «ключ», «вступление») это музыкальное произведение, исполняемое в знак приветствия. Впервые термин был употреблен в середине XVIII века в Германии.

Основным предназначением такого произведения является привлечение внимания аудитории к происходящему, а также внесение соответствующей эмоциональной окраски в мероприятие (как правило, это различные торжественные церемонии). Зачастую музыкальное произведение в знак приветствия исполняет духовой оркестр. Наверняка каждый слышал туш, который исполняют в момент вручения наград и т. п.

В нашей сегодняшней статье мы разобрали, какие бывают музыкальные инструменты, знаки, произведения. Надеемся, что она была полезна и познавательна для читателей.