Кто такие орки? Известные представители расы. Р


Кратко о статье: Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Зеленокожие

Орки, гоблины и всевозможные родственники

Бесчисленные орды узкоглазых полузверей, длинноруких согнувшихся бестий наводняют собой добрую половину вселенных фэнтези. Они топчут посевы, жгут деревни, насилуют крупный рогатый скот - выполняют всю грязную работу свирепых и малоинтеллектуальных антагонистов, порученную им авторами. Кто они такие, откуда взялись?

Орки, гоблины и десяток других наименований - похожие, как близнецы, далекие родственники и совершенно разные биологические виды - они прочно прописались в фэнтезийных мирах и иногда проникают и в космическую фантастику, и в альтернативную современность.

Вот и до “Мира фантастики” добрались.

Прежде всего, дабы никто не ушел обиженным, постараемся очертить круг тем, поднимаемых в нашем изложении. Говорить мы будем о вымышленных существах, называемых либо орками, либо гоблинами (поскольку два этих понятия иногда означают одно и то же или почти одно и то же), а также об их разнообразных родственниках с фамильного древа. Для статьи мы отобрали ключевые, на наш взгляд, источники. Также мы попытаемся ответить на основные вопросы орковедения: почему у них зеленая кожа (и зеленая ли) и почему их так зовут. С последнего и начнем.

Как вы расу назовете, так она и...

Существует несколько основных версий происхождения слова “орк”. Большинство сходится в одном мнении, какового будем придерживаться и мы: слово “орк” (Orc) в том значении, в котором его сейчас чаще всего употребляют, было введено в литературу профессором Дж. Р. Р. Толкином. И не во “Властелине Колец”, а раньше, на страницах “Хоббита”. При перечислении опасностей, ожидающих путешественников во Мглистых горах, упоминаются “гоблины, хобгоблины, орки”. К сожалению, наиболее распространенный у нас перевод Н. Рахмановой об орках ничего не говорит - да и нашему читателю в далеких семидесятых ничего не сказало бы вскользь упомянутое незнакомое слово.

Питер Джексон принес на киноэкраны все разнообразие средиземских орков.

Но придумал ли его сам Профессор? Очевидно, нет, ведь в одном из писем он сам замечал, что использовал староанглийское слово orc (демон) для наименования придуманного им биологического вида, поскольку оно показалось ему удачно звучащим. Исчерпан ли на этом вопрос? И снова нет. В Италии мы можем услышать об орчах - кровожадных великанах, излюбленным лакомством которых были человеческие младенцы. Третья ниточка может привести нас опять на Апеннинский полуостров, на сей раз времен Древнего Рима. В Латинской мифологии Оркус (сокращенно Орк) называли богиню смерти, а за ней - и все загробное царство. Хоть и богиня, а личность, согласитесь, неприятная.

Обозначим эти основные этимологические гипотезы (представив читателю выбирать “единственно верную”) и установим еще одно различие, на сей раз между орками (Orc) и орками (Ork). И те, и другие фигурируют в военно-тактических играх “Warhammer” компании Games Workshop : первые относятся к фэнтезийной “Warhammer Fantasy Battles” , а вторые - к фантастической “Warhammer 40000” . Поскольку в русском языке решительно невозможно различить орков и орков, мы сочли своим долгом предупредить читателя, который, возможно, найдет в себе силы обратиться к англоязычным источникам.

Земные корни

Впрочем, человеческий мозг устроен так, что одного названия ему мало. Ему еще и сам предмет подавай. Вы можете посмотреть на раскиданные по этим страницам иллюстрации. А заодно узнать, на что опирался Толкин, придумывая своих ставших классическими орков.

“Хоббит”, как уже говорилось, называет орков гоблинами. Вообще, для мира Толкина слова “орк” и “гоблин” - синонимы. Иногда оговаривается, что гоблинами называют мелких орков, а хобгоблинами - напротив, крупных, но это не суть важно.

Важно то, что понятие “гоблин”, очевидно, взято из европейских легенд (а туда, скорее всего, попало от имени царя карликов Гоба, или Гхоба). В европейской мифологии это маленькие сгорбленные существа с темной кожей и длинными руками. Они живут в людских домах или дуплах, а на голову надевают колпаки. В этом описании обратим внимание на три детали: темнокожесть, длиннорукость и сутулость. Эти качества впоследствии перейдут и к толкиновским оркам. Им мы и станем уделять внимание, а для желающих поглубже изучить “исторических” гоблинов порекомендуем поэму Кристины Россетти, которая так и называется - “Ярмарка гоблинов”.

Орки толкиновского Средиземья

Когда орки были эльфами...

Всякий человек, имеющий представление о мире Толкина, знает, что средиземские орки - изуродованные потомки первых эльфов. Даже если вы не читали “Сильмариллиона”, в котором сказано об этом факте, то наверняка на ум придет короткая лекция Сарумана только что выведенному им урук-хаю из первой части кинотрилогии Питера Джексона.

Не будем пока разбирать вопрос о том, кто на самом деле вывел урук-хаев, хотя постепенно и до него доберемся. Что касается орков, они действительно произошли от первых эльфов, пробудившихся во тьме Средиземья и захваченных в плен Темным властелином Морготом. В глубинах своей крепости Утумно он чарами и жестокостью извратил и поработил их, дав начало новой расе разумных существ. Эльфы называли их орогами, а также ирчами, люди - орками, а на Черном наречии их имя было уруки.

Тут необходимо сделать небольшое отступление, отвечающее на вопрос “почему”. Почему Моргот отлавливал эльфов, сгонял их в темницы, издевался там над ними, время свое тратил - и все ради получения такого низкокачественного продукта, как орки. Многое, конечно, можно списать на садистскую натуру Темного властелина. Но официальная причина в том, что Моргот после своего восстания не мог самостоятельно создать что бы то ни было живое. Вот и приходилось ломать и портить.

Сведения о внешности, культуре и общественном строе орков небольшими кусочками рассыпаны по страницам многочисленных книг Толкина. Ростом среднестатистический орк был ниже человека, вдобавок к этому еще и сутулился так, что длинные руки доставали чуть не до земли. Кожа толкиновского орка темных оттенков (хотя в фильме Питера Джексона окраска этих существ варьируется от светло-серой до желтой и откровенно красной; впрочем, никакого зеленого). Традиционно орки изображаются с раскосыми глазами, острыми и редкими зубами, часто - без волосяного покрова. Вообще, надо признать, что профессор Толкин оставил художникам довольно много свободы для изображения орков-гоблинов: начиная от уродливых и бородатых квазилюдей из первых советских изданий “Хоббита” и заканчивая отвратительными “насекомыми” в трилогии Джексона.

Заселяя Средиземье

Известно, что орки изначально не испытывали особой любви к своему властелину, зато боялись его, как черт крестного знамения, значит, уважали. Сам же Моргот использовал их как пушечное мясо, для чего предусмотрительно заложил в генетическую программу расы способность размножаться не хуже кроликов (вспомним, что у бессмертных эльфов с этим с самого начала были проблемы).

Кстати, не берусь утверждать, что орки бессмертны (хотя в книгах Толкина обнаружить орка, умирающего от старости и сентиментально гладящего по головам правнуков, не удалось), но отдельные особи прожили долго даже по дунаданским меркам. Например, вождь морийских орков Больг в расцвете своих лет убил предводителя гномов Наина, и только через полтораста лет погиб в Битве Пяти Армий. Его отец Азог, по некоторым данным, прожил более трехсот лет. Но это все скорее исключения из правил, потому что на протяжении трех эпох Арды орков жестоко били, потом они снова размножались, потом их опять били, и так далее. А начало это славной традиции положили нежнейшие синдары (одно из племен эльфов) еще до первого восхода Луны и Солнца.

Понятное дело, что ни Моргота, ни эльфов оркам любить не хотелось, поэтому когда Белерианд был затоплен, а Темный властелин извергнут за пределы мира, оставшиеся в живых гоблины не преминули воспользоваться неожиданной свободой и хлынули осваивать просторы Средиземья. Почему-то им более всего приглянулась вытянутая с севера на юг полоса по обеим сторонам Андуина. По крайней мере, к концу Третьей эпохи выделялось несколько орочьих племен, разделенных по широтному признаку: орки севера, основные поселения которых были под горами Грам и Гундабад; орки Мории, при участии Балрога захватившие бывшие гномьи владения; служившие Саруману орки Изенгарда; а также мордорские орки, среди которых различали подчиненных непосредственно Саурону и девятке назгулов. Не представляет сомнения, что, помимо перечисленных, были и другие орочьи племена, не столь многочисленные.

Социология и физиология

Толкин, отведший оркам роль пушечного мяса, не углублялся в их общественную модель. Позволю себе приблизительно определить ее как военную диктатуру. Во главе племени стоял вождь (в “Хоббите” упоминается титул “Верховный гоблин”), от которого расходилась пирамида армейской иерархии. Естественно, у орков были и самки, и молодняк (мясом которого так любил лакомиться Голлум), однако об орочьих женщинах нам известно еще меньше, чем о гномьих.

У гоблинов имелись рабы, по преимуществу пленные. Своего языка у орков не было; разные племена говорили на разных диалектах (часто это были примитивные варианты всеобщего языка Вестрона), изредка и по принуждению пользуясь разработанным Сауроном Темным Наречием. Орки вступали в союзы с варгами (разумными волками), некоторыми гномами и людьми, служившими Злу. Между собой орочьи племена нередко враждовали.

Гоблины овладевали ремеслами, в основном теми, которые прямо или косвенно были направлены на уничтожение противника и причинение страданий. Они изготавливали молоты, топоры, мечи, кинжалы, мотыги, клещи и орудия пытки. “Не исключено, что именно гоблины изобрели некоторые машины, которые доставляют неприятности человечеству, особенно те, которые предназначаются для уничтожения большого числа людей за один раз. Механизмы, моторы и взрывы всегда занимали и восхищали гоблинов”, - говорится в “Хоббите”. Орки умеют рыть туннели и разрабатывать рудники, уступая в этом только самым искусным из гномов. Для бесшумного передвижения они используют мягкие башмаки.

Орки всеядны, но предпочитают свежепойманное мясо, причем не имеет значения, кому оно принадлежит: лошади ли, человеку ли... Кровь у гоблинов черная. Орки не любят солнечного света, поэтому предпочитают жить в подземельях или в вековечной тьме Мордора. Наземные операции они проводят по ночам или при благоприятных погодных условиях. Исключением являются урук-хай, выведенный Сауроном вид крупных солнцестойких орков, а также полуорки, скорее всего, полученные Саруманом в результате скрещивания гоблинов и людей.

Орки и гоблины классических “Dungeons&Dragons”

За тридцать лет существования “Dungeons&Dragons” разработчики игры произвели громадную работу по упорядочиванию фэнтези. Это относится и к гоблинам-оркам, быстро ставшим привычным препятствием на пути приключенцев. В XXI век D&D вошли с тремя основными расами гоблиноидов: орками, собственно гоблинами и хобгоблинами. Поскольку эти расы, хоть и являются различными биологическими видами, нередко действуют сообща и исторически восходят к оркам Толкина, рассмотрим их все. В алфавитном порядке - чем он хуже других?

Гоблины

Гоблины - небольшие плосколицые гуманоиды с заостренными ушами, мелкими острыми зубами и длинными, до колен, верхними конечностями. У них низкие лбы, а цвет глаз и кожи варьируется от желтого до насыщенно-красного. Общественная организация гоблинов племенная, вождем племени становится сильнейший из его членов, иногда это место занимает хобгоблин. Понятие о частной собственности у гоблинов не развито, если только это не частная собственность вожака. Отлично понимая, что в мире больших и сильных маленьким и слабым в одиночку не выжить, гоблины во всех делах полагаются на собственное количество. Будь это засада на дороге, ночной рейд в город или вылазка за рабами.

Война с кем бы то ни было и по какой бы то ни было причине - идея-фикс каждого орка из вселенной D&D . Они уверены, что весь подлунный мир принадлежит им и только им, а все остальные, в том числе такие же орки из вражеских племен - наглые завоеватели. Неудивительно, что в своей погоне за жизненным пространством они расселились практически по всем климатическим зонам. Если орк не сражается, то он либо думает о войне, либо спит, либо помер. Неудивительно, что владение оружием - обязанность всякого уважающего себя орка, хотя это владение (как и само оружие) может быть далеко от совершенства.

Внешне орки были бы похожи на людей, если бы не сероватая кожа, уши торчком и длинные, торчащие нижние клыки. Роста орки и люди приблизительно одинакового и, очевидно, являются дальними биологическими родственниками. Подтверждение тому - немалое число полуорков, которые могут жить с орками, скитаться изгоями по землям людей, или же объединяться в отдельные племена. Кстати сказать, полуорк в последней редакции D&D - одна из доступных персонажам рас.

Относясь ко всем чужакам с изначальной неприязнью, орки особенно ненавидят эльфов и гномов, и вступают с ними в схватку при любой возможности. Нельзя сказать, чтобы в D&D орки, подобно их толкиновским предшественникам, последовательно избегали солнечного света, однако незначительная светобоязнь им досталась: на дневном свету они сражаются чуть хуже, чем в прочих условиях.

В племенах орков царит патриархат. Орочьи женщины считаются собственностью своих мужчин, а их количество - один из показателей, по которому оценивается положение орка на социальной лестнице. Не брезгуют орки и рабством. В племени часто имеется шаман, власть которого сравнима с властью вождя. Если между этими двумя возникнет вражда, племя может расколоться. Наиболее крупные племена орков живут в больших городах, построенных как на поверхности земли, так и под ней.

Дальние родственники гоблинов, достигающие роста в два метра и сочетающие взгляды орков на войну с хорошей внутренней организацией. Кожа хобгоблинов темных и красно-оранжевых оттенков, а у крупных самцов носы красного или синего цвета (по-видимому, не от употребления крепких напитков). К оружию они относятся куда внимательнее, чем орки, и хранят его в хорошем состоянии. Многие хобгоблины становятся хорошо оплачиваемыми наемниками.

Вождем в хобгоблинском племени обычно становится самый сильный и воинственный. Сами хобгоблины нередко возглавляют отряды гоблинов и орков (хотя последние нередко отказываются подчиняться не-орочьим вожакам). Каждое племя представляет собой неплохо организованный боевой отряд с собственным знаменем и строгой иерархией. Поскольку такие отряды пекутся в первую очередь о собственной славе и добыче, надо обладать недюжинными организаторскими талантами, чтобы заставить несколько хобгоблинских племен сражаться на одной стороне. Довольно часто подобные попытки заканчиваются банальными межплеменными побоищами.

Хобгоблинские племена поселяются в защищенных местах: пещерах, развалинах и лесных чащобах.

Явление зеленокожих: “Warhammer FB”

“Warhammer” , самая популярная на сегодняшний день военно-тактическая игра с миниатюрами, зарождалась в недрах проекта “Dungeons&Dragons” . Неудивительно, что орки и гоблины с самых первых шагов “Молота войны” стали одной из основных действующих сил.

Орки, гоблины и их родственники снотлинги образуют в совокупности расу зеленокожих. Почему был выбран именно зеленый цвет - рассуждать можно долго. На мой взгляд, решающим стало то, что каждой из сторон “Молота войны” необходимо было придать характерный и запоминающийся визуальный образ. Это в D&D можно было обойтись словами “на вас нападает банда орков”. Миниатюра же всегда на виду, она должна выглядеть красиво и выразительно.

Регулярным частям человеческой Империи и Бретоннии были противопоставлены орды зеленокожих варваров - ни с людьми, ни с эльфами, ни с гномами таких не перепутаешь. Другой аспект - значительно большая, чем у людей, связь орков с дикой природой. Зеленокожих нельзя безоговорочно назвать биологической цивилизацией, однако роль природных компонентов, начиная от наркотических грибов и заканчивая громадными рептилиями вивернами, явно превосходит для них технологические изобретения.

Расовый состав

Зеленокожие распространены по всей поверхности фэнтезийного “Молота войны” - вы найдете их в каждом лесу и под каждой горой. Наиболее четкие классификации выделяют три расовые группы - собственно орков, гоблинов и снотлингов - среди которых различаются отдельные племена.

Разница - в размерах: орки - самые крупные и сильные, снотлинги - самые мелкие и хилые. Считается, что зеленокожие растут постоянно (возможно, последовательно переходя из одной группы в другую), пока не встретят на своем жизненном пути того, кто поставит их на место. Поэтому положение каждого индивидуума внутри орочьего племени определяется на глазок в прямом смысле этого слова. Вожди и их свита - самые крупные, за ними идут так называемые Большие орки - воинская элита племени; плодовитые и злобные гоблины исполняют роль слуг и пушечного мяса, а нелепые снотлинги - самые настоящие отбросы зеленокожего общества.

Среди орков можно выделить “просто орков”, черных орков и диких орков. Черные орки - самые большие, крупные и дисциплинированные. Их не очень много, поэтому они редко образуют свои племена. Чаще всего черные орки становятся правящей верхушкой большого племени обычных орков. Племена диких орков населяют экваториальные области, где под действием жары и палящего солнца их мозги разлагаются. Они известны своими свирепостью и безрассудством, а также тем, что всем доспехам предпочитают боевую раскраску.

Внутри гоблинов можно выделить ночных гоблинов - особый подвид, в обычных условиях обитающий исключительно в подземельях. Если ночной гоблин выходит на поверхность, он обычно надевает плотные черные одежды, дабы защититься от солнечного света. Остальные зеленокожие совершенно нормально реагируют на солнце.

Тактика и стратегия

Космические орки сооружают громадные машины разрушения - Джаггернауты.

Смысл жизни зеленокожих (да, в принципе, и других армий “Молота войны”) - в войне. Чаще всего племена зеленокожих воюют друг с другом - и только появление по-настоящему сильного лидера (варбосса) может сплотить их против другой расы. Походы объединенных сил зеленокожих против людей, эльфов или кого бы то ни было называются Ваа-орком, или Ваагхом, и чаще всего заканчиваются после нескольких успешных сражений междоусобным побоищем. Ваагх катится по обреченным землям противника неостановимой зеленой волной, поедая трупы убитых врагов и сородичей, и воздвигая за собой громадные монументы из экскрементов. В сражении орки кидаются на врага всей своей массой, давя количеством. Если военачальник будет сдерживать зеленокожих, они рано или поздно передерутся между собой. Не будь у них внутренних распрей, мир давно бы принадлежал оркам.

В кавалерии зеленокожих можно выделить четыре основные составляющие: орки на диких кабанах, орки на летающих рептилиях вивернах, гоблины на волках и ночные гоблины на сквиггах.

О последних надо сказать особо. Сквигги - пещерные полу-животные, полу-грибы, состоящие в основном из зубов и когтей. Только ночным гоблинам, одурманенным грибными спорами, может прийти в голову мысль выехать на них на поле боя. Зато бешено прыгающий сквигг способен нанести серьезный урон отрядам противника - а если не повезет, то и своим.

Чем-то похожи фанатики ночных гоблинов - накачанные наркотическим грибным пивом мини-берсеркеры, вооруженные громадными цепными шарами. Выпущенный на поле битвы фанатик носится, не разбирая дороги и раскручивая свой смертоносный шар - пока сам не разобьется о непреодолимое препятствие. Из техники зеленокожих самая интересная - катапульта “Дум дайвер”, из которой запускают живых гоблинов (для воздушной разведки).

Орки-убийцы из глубокого космоса

Второй половинкой вселенной “Молота Войны” стал “Warhammer 40000” - яркий фантастический мир с элементами космического фэнтези и киберпанка. Общего между двумя “Вархаммерами” достаточно, но различий куда больше, чем может показаться на первый раз. Взять, например, тех же орков. Казалось бы, орки - они и в Африке орки: зеленая кожа, клыки, воинственность - ан нет, в “сорокатысячнике” все совсем по-другому. Как?

О разнице терминологической (Orc и Ork ) мы уже говорили. Это раз. Как и в WFB , в “сорокатысячнике” существует несколько разновидностей зеленокожих, однако никаких гоблинов вы там не обнаружите. Это два. Затем, в “Warhammer 40000” предпринята попытка обосновать зеленокожесть орков с научных позиций. Орки далекого будущего - это симбиотические организмы, сочетающие в себе гены животного (почти идентичные человеческим) и растения (наподобие примитивных зеленых водорослей и грибов). От последних оркам и досталась зеленая кожа, с упрочняющимся в течение жизни защитным слоем. Это три. Пять, восемь и девятнадцать - технологии, космические корабли, псионика, культура, разрушительные машины и прочие особенности, налагаемые фантастическим жанром.

Растительные гены обуславливают характерные черты биологии оркоидов, которые безнадежно отделяют их от фэнтезийных зеленокожих. Кровеносная система симбионтов объединена с пищеварительной, а сердец у них два, причем одно занимается перевариванием пищи. Поэтому орки могут питаться тем, что совершенно несъедобно для других разумных рас, а цвет и консистенция их крови зависит от съеденного. В течение своей жизни (заканчивающейся, как правило, насильственной смертью) оркоид рассыпает споры, подобно тому, как у человека отшелушивается кожа. Это споры служат, во-первых, для идентификации, а во-вторых, для размножения. Попав в темное и влажное место (например, пещеру или лес), спора прорастает подобно грибам, только вместо грибницы под землей находится орочий эмбрион. Понятно, что при подобном способе размножения никакие самки не требуются.

Какие бывают оркоиды

Орки являются самым известным и основным подвидом оркоидов. Они самые крупные среди своей расы - выше человека в полностью распрямленном состоянии, хотя постоянно ходят сгорбившись. У орка крепкое сильное тело с длинными руками, на пальцах растут когти. Волос у орков нет, хотя некоторые из них создают имитацию растительности на лице с помощью специальных существ - волосяных сквиггов. Речь орка нетороплива и лаконична. Прочих оркоидов орки рассматривают как движимое имущество, однако жизнь одних без других была бы невозможна.

Гретчины внешне похожи на орков, но не так крупны и сильны, зато умнее и хитрее своих хозяев. В то время, как последние занимаются войной, на гретчинах лежит тяжесть организации хозяйственной жизни племени. Они работают днями и ночами, но полностью удовлетворены собственным существованием, хотя и попадаются нередко под горячую руку владельцев. Самые предприимчивые из гретчинов могут занять высокий пост при своих хозяевах или достичь успехов в торговле.

Снотлинги - самые загадочные среди оркоидов. Многие ученые считают, что некогда эти мелкие и недалекие существа, разводящие грибы и приглядывающие за скотом, были высокоинтеллектуальной расой, с помощью генетических манипуляций создавшей остальных оркоидов. Орки были выведены древними снотлингами для исполнения воинских, а гретчины - служебных обязанностей. Однако вследствие неизвестной катастрофы и регресса снотлингов орки, как самые сильные, стали доминирующим подвидом.

Кто бы ни был древним создателем орочьей расы, он оказался весьма предусмотрительным. В генетический код орков заведомо введена информация о культуре, технологиях, обращении с оружием и т. п. В этом - одна их причин неслыханной приспособляемости оркоидов. Кроме того, наборы генетической информации служат основанием для разделения на касты - воинов, техников, медиков, псиоников и пр.

Культура

Оркоиды обладают развитой, хотя и довольно специфической культурой, причем ее основными деятелями являются гретчины. Изобразительное искусство представлено стенными росписями и скульптурами. В живописи оркоиды предпочитают яркие цвета, используя сюжеты из мифологии или истории, а в качестве декоративных элементов - пиктограммы или рунические надписи. Скульптуры из камня или каменного дерева посвящены богам войны или знаменитым военачальникам. Монументами часто отмечают занятую орками территорию, также их устанавливают на покоренных землях для устрашения подчиненного населения.

Традиционная музыка орков - хоровое пение, во время которого тысячи оркоидов разбиваются на группы, каждая из которых по команде дирижера кричит какое-либо слово в определенной тональности. Получившийся эффект используется и на поле боя - для деморализации противника. Существует легенда о том, что от орочьего пения рухнули стены вражеской крепости. Прогрессивная музыка неразрывно связана с технологическими новинками и чаще всего представляет собой микшированные записи традиционных хоров, криков сражения и прочих звуков.

Орда

10 лет назад случилось событие, оказавшее громадное влияние на индустрию компьютерных игр и походя затронувшее тему нашего скромного исследования. Компания Blizzard выпустила первый Warcraft . Поклонники Warhammer’а ходили вокруг да около, поглядывали на 256-цветные мониторы и загадочно намекали на то, что им прекрасно известно, откуда взялись бело-синие люди-имперцы и дикие зеленые орки. Остальные - просто рубились. После нескольких продолжений Blizzard замахнулась на многопользовательскую онлайновую ролевую игруWorld of Warcraft” . Угадайте, кто станет одной из самых популярных рас?

В первом Warcraft’е все было просто: вот благородные люди, вот захватчики-орки; вот наборы отрядов с идентичными функциями, убивайте друг друга на здоровье. К Warcraft ’у третьему (не говоря уже о MMORPG) у вселенной игры появилась многотысячелетняя и насыщенная история, а заново открытые факты заставили нас по-иному посмотреть на, казалось бы, примитивный сюжет первой из игр серии. Десять лет спустя выясняется, что Warcraft - вовсе не Warhammer, механически перенесенный на экраны компьютеров, а вполне себе полноценный и самобытный мир.

По общепринятой реконструкция истории орков в Warcraft’е, зеленокожие тысячелетиями жили под красными небесами планеты Драэнор, создавая там ни капли не агрессивное патриархальное общество, достигшее высот в шаманской магии и культуре. Орки были разделены на кланы - разобщенные группы гордых охотников, которые воевали исключительно ради того, чтобы выжить в неласковом мире Драэнора. Во главе кланов стояли вожди, которым помогали шаманы. Спокойное существование орков закончилось с появлением на Драэноре демонов Пылающего Легиона. Последние заключили сделку с одним из орочьих шаманов, который объединил орков и через пространственные врата повел несколько кланов проливать кровь в населенный людьми мир Азерота. Не обошлось при этом и без демонической магии - Пылающий Легион превратил орков в кровожадных и бездумных существ, несущих только смерть и разрушение.

После множества побед и поражений, наверняка разыгравшихся на мониторах доброй половины читающих эту статью, орки почти овладели землями людей и эльфов. Однако предательство в их рядах качнуло чашу весов в другую сторону. Альянс людей и эльфов уничтожает межпространственный портал и заключает оставшихся орков в резервации. Тем временем на Драэноре шаман Нер-Зул, стремясь увести свой народ от демонов Пылающего Легиона, решает открыть порталы в иные миры и посылает несколько кланов снова в мир Азерота. Люди наносят ответный визит в Драэнор, во время которого Нер-Зул открывает порталы, бежит, но высвободившаяся при этом энергия разрывает на куски несчастный Драэнор. Наступает несколько лет затишья, на протяжении которых орки сидят в своих резервациях.

Со временем ученые с удивлением обнаруживают, что орки становятся все спокойнее и спокойнее. Они больше не устраивают пьяных драк, подчиняются приказам надсмотрщиков и вообще мало походят на орду, вторгшуюся из Драэнора. Верховный маг Даларана Антонидос высказывает предположение, что орки начали освобождаться от довлеющего над ними заклятия Пылающего Легиона. Тут появляется Тралл (молодой орк, воспитанный людьми как раб), приветствует новообретение орками своих исторических ценностей и поднимает восстание с целью освободиться еще и от людских оков. Затем, предчувствуя приближение третьего Warcraft’а, уводит свой народ на континент Калимдор, дабы обрести там вторую родину взамен уничтоженного Драэнора.

Орки третьего Warcraft’а несколько отличаются от своих предшественников из первой и второй серий - прежде всего это обусловлено их возвращением в русло родной культуры. Тралл установил запрет на некромантию и магию демонов, и взамен им пришли древние шаманские ритуалы. Был восстановлен древний институт наездников на волках - орки обрели собственную кавалерию. Наконец, Тралл заключил союз с расой минотавров, и быкоголовые теперь сражаются совместно с орками.

Новейшие литературные интерпретации

Если говорить о классических орках, то прочитанных страниц достаточно, чтобы составить о них не самое поверхностное впечатление. Под конец предлагаю пару-тройку неклассических орков-гоблинов. Не будем рассматривать совсем уж клинические случаи, в которых орки снабжены бабочкиными крыльями и полосатыми семейными трусами. Просто покажем, что еще можно сделать с обсуждаемым нами термином.

В книге Дж. Роулинг о Гарри Поттере гоблины - служащие самого надежного в мире волшебного банка “Гринготтс”. У гоблинов-клерков смуглая кожа, длинные носы, пальцы, ногти и ступни. Нередко их лица обременены печатью интеллекта. Роста они мелкого - около метра. Как и положено гоблинам, они работают глубоко под землей, где и находятся хранилища “Гринготтса”. Впрочем, ничего против солнечного света они не имеют. Не исключено, что, поставив гоблинов за стойку банка, Роулинг подумала о швейцарских финансовых воротилах из реального мира, которых на Западе иногда называют гномами.

Совершенно иных гоблинов мы встречаем в сериале Йона Колфера об Артемисе Фауле. Тамошние гоблины - одна из рас волшебного народца, обитающего под землей. В подземном обществе эти рептилеобразные существа занимают социальную нишу маргиналов - от контрабандистов до хулиганов. Одна из тюрем подземья так и называется - “Гоблинская тишина”. Развитым интеллектом колферовские гоблины не отличаются, поэтому в сложных предприятиях действуют, как правило, под руководством негодяев из других рас - например, эльфов или пикси. Зато гоблины умеют пускать молнии и вообще обожают все, связанное с огнем - в этом одна из причин их тысячелетней вражды с норокопателями-гномами.

Ну, и в самом конце хотелось бы упомянуть книгу, которая не имеет к фантастике никакого отношения - скорее ее можно отнести к не менее интересному жанру футурологии. Это труд Максима Калашникова и Юрия Крупнова “Гнев орка”. Орки в данном случае - это мы сами, жители бывшего Советского Союза, - но в представлении цивилизованного Запада. По мнению авторов, это представление нашло свое метафорическое отражение в толкиновских орках - здесь и “клиническая” неспособность к демократии западного типа, и азиатская узкоглазость, и внешняя одинаковость. Позволю предположить, что изучение придуманных европейцами орков может до некоторой степени прояснить и их отношение к нам.

* * *

Орки, гоблины, гретчины, хобгоблины, урук-хай, снотлинги; светостойкие и светобоязненные; пушечное мясо Врага, беззаветные служители войны и цивилизованные варвары, не говоря уже о множестве неклассических интерпретаций - глаза разбегаются, а ведь мы не рассказали и четверти того, что придумало человечество про гоблинов-орков. Несомненно, зеленокожие (или серокожие) бестии - одна из любимейших фэнтезийных рас, и нас еще ждут десятки и сотни свиданий с ней на страницах книг, мониторах, киноэкранах и в настольных играх. Надеюсь, краткий экскурс в историю вопроса сделает ваши встречи в орками еще более интересными.

Эти персонажи на сегодняшний день наводнили целую серию компьютерных игр. Без них не представляет свою жизнь ни один фанат Средневековых, фантастических романов. Более того, существует также целая культура, которая поклоняется данному виду существ. Их жизнь полна тайн и загадок, их происхождение также неизвестно. Долгие годы темных и мрачных, эти существа наводняли ужас в сердца людей, порождали самые нелепые, кошмарные и поистине жуткие образы. Но сейчас об этих существах, которые столько лет пугали и завораживали, полностью изменилось представление. Если раньше эти существа были лишь предметом для страшилок, то теперь они стали огромным культом, который вызывает у многих людей интерес и по сей день. Конечно же, это орк, а молва о его кровожадности прошла довольно темный и тернистый путь.

Кто такие орки?

На сегодняшний день, на данный вопрос очень сложно ответить, поскольку сами эти фантастические существа настолько эволюционировали в культуре, изменились и стали частью социума, что теперь сложно вообще представить историю появления этого монстра. Да и является ли он монстром вообще? Загадка для людей.

И все же в Средние века, в эту темную и поистине мрачную эпоху, когда вера охватывала сердца людей, науки на тот момент не было, а объяснять простые вещи было незачем, орки представлялись людям поистине ужасными монстрами. Далекие скандинавские народы, а также народы, населявшие Англию, Ирландию и Шотландию, всячески пугали детей россказнями, о страшных чудовищах, с огромными клыками и когтями, которые уносили непослушных и провинившихся к себе в пещеру, где впоследствии и съедали. Было ли это выдумкой или нет - на сегодняшний день сказать сложно, как и сложно сказать о том, что стало причиной появления таких вот жутких историй. Однако, все эти сказки и жуткие истории оставались лишь в сердцах и в умах людей. К сожалению, на бумаге они так и не осуществились.

Шли годы, эпоха Средневековья, таившая в себе много странностей и подозрений, сменилась эпохой Возрождения, затем появилось и Новое время. Старые границы стерлись, страшные сказки были позабыты. Но орки так прочно вжились в местный народ, что они, как и все то темное и страшное, что принесло в себе период Средневековья, стали частью детских сказок, небылиц и легенд. Появилось множество версий о происхождении данного термина. Они являются в виде самых бредовых, и самых правдивых, опирающихся на факты. Так в Англии орками называли норманнов, за их жестокость, ненависть, коварство и насилие, которое они причиняли местному населению.

В Древнеримской мифологии Орк это одно из имен Аида - бога подземного царства мертвых. В это самое время этот персонаж впервые появляется на бумаге в произведении Базиле Джамбаттисты из Неаполя «Сказка сказок…». Там главный герой произведения встречает орка, по описанию который тесно совпадает с теми страшными сказками, которые рассказывали на ночь детям взрослые, только теперь он безобидный и ничтожный карлик, пусть и несколько опасный. Орков ставят наравне с гоблинами, их роль приуменьшают, а сами они теряют какой-либо смысл в культуре. Казалось мистическому ореолу орков, который очень долго существовал в страхе людей, пришел конец. Но был человек, который возродил этих мистических и фантастических существ.

В середине двадцатого столетия, выходит знаменитая книга. Она вызвала восторг у многих людей. Через почти пятьдесят лет по этому произведению был сделан одноименный художественный фильм. Эта книга, как и сам автор, вызвали огромный общественный резонанс в мире. Человек, который не задумывался о последствиях написания романа, создал целую сеть идолопоклонничества для многих людей. Много из того, что он придумал, распространилось не только в массовой культуре, но и даже в повседневной жизни. В тысяча девятьсот пятьдесят пятом году на свет появляются романы «Властелин Колец». Это история об одном хоббите, представителя маленького и удивительного народа, который отправляется в далекое путешествие, чтобы уничтожить великое Зло, которое тот несет с собой - Кольцо всевластия. Это Кольцо принадлежало одному Темному Властелину, который в свою очередь наводил ужас на весь волшебный мир. Но не только своей силой хвалился этот Повелитель Тьмы. В его услугах были орки и горные тролли. Они были также чудовищны, как рассказы в древних английских легендах. Но все эти темные персонажи получили не только продолжение, но и обновление. И именно они стали частью того, что на сегодняшний день является предметом идолопоклонничества.

До этого обновления орки выглядели низкорослыми, с клыками в зубах, острыми когтями. Грязные, немытые, вооруженные до зубов, но хилые и очень слабые на вид, они ничем не отличались от тех же гоблинов. Более того, они имели длительное время ту же слабость, что и горные тролли. Свет. Как только луч света проникал на то место, где находился орк - он тут же обращался в камень. Слабое ничтожное создание. После обновления орк выглядел уже совсем по-другому. Огромное мускулистое чудовище, с клыками и когтями, обладающее мощным вооружением, сильное, жуткое и ужасное, рычащее, воющее, не останавливающееся ни перед чем, чтобы уничтожить людей. Это новые орки. Они не боятся света, им не страшно никакое оружие. Они могут и любят убивать. Им это необходимо. И именно эти существа стали предметом идолопоклонства.

На протяжении десятков лет фэнтезийный мир Толкина находит своих отъявленных поклонников и просто почитателей по всему свету. Сама Вселенная создавалась долгие годы, результатом чего стали множественные истории о населяющих её народах, важных событиях и территориях. Споры фанатов о любимых расах и их особенностях продолжаются по сей день, а многие вопросы так и остались открытыми. Кого-то больше всего привлекают домашние и миролюбивые хоббиты, живущие в уютных норках, кто-то отдаёт предпочтение утончённым и возвышенным эльфам, которые славятся своей небывалой красотой, кому-то по душе бородатые и забавные гномы, готовые на всё ради сокровищ, ну а некоторые остаются верны собственной сущности и выбирают гордых и воинственных людей. К сожалению, орки Средиземья не пользуются большой популярностью, однако это отнюдь не снижает интерес к тайнам их происхождения и главным особенностям.

Происхождение слова

В переводе со слово orc обозначает "демон" или "великан". Однако в некоторых произведениях можно встретить иное написание - ork. Сам же Дж. Р. Р. Толкин заверял, что своим названием орки Средиземья обязаны поэме «Беовульф» времён средневековья, в которой так величали огромного монстра Гренделя. Разные народы вымышленной вселенной применяли к ним свои обозначения в зависимости от собственных языков и диалектов. Но самым распространённым и принятым в массах именованием по-прежнему остаётся просто "орк". Хотя примечательно, что, согласно самому создателю, правильным переводом считается "гоблин".

Внешний вид

Стоит лишь упомянуть орков, как взору тут же представляется некое уродливое создание с обязательно неприятным запахом. Однако вопреки творческому видению Питера Джексона и распространённому мнению, что они обладают крайне отталкивающей и страшной внешностью, всё же изначально они практически не отличались от других рас. Об этом свидетельствует множество примеров из произведений Толкина, и даже в экранизации древний энт сперва путает Мерри и Пиппина с орками, а переодетые Фродо и Сэм умудряются перехитрить полчище врагов, выдав себя за своих. Но если вернуться к классическому видению, то орки Средиземья, фото которых представлено ниже, могут быть описаны как низкорослые, подобные гуманоидам существа с тёмной кожей. Отличает их наличие плоского носа и клыков различных размеров. Их конечности не такие прямые, как у людей, а скорее, неуклюже кривые. Помимо этого, их внешность может различаться в зависимости от принадлежности к какому-либо племени или от происхождения. Например, их размеры варьируются от роста примерно с хоббита до крупного человека и даже выше. А их кровь отличается чёрным цветом, чего не встретишь у других народов.

Характерные черты

Так как сама по себе природа и происхождение этой расы овеяны множеством загадок, очень сложно сформулировать точные версии характеристик, которыми наделены орки Средиземья. Продолжительность жизни, например, по некоторым источникам практически приравнивается к бессмертности эльфов. Так, некоторые фанаты трактуют подслушанный Сэмом в картине «Две крепости» разговор Горбака и Шаграта как доказательство этой теории. Официально принято считать, что их жизненный цикл несколько превосходит человеческий. Однако всё это лишь догадки в попытках понять, сколько живут орки Средиземья, ведь прямого ответа так и не было дано. Известно, что эти коварные существа отличаются враждебностью ко всему красивому и светлому и являются приверженцами вандализма. Но это не мешает им быть великолепными инженерами и строителями. На протяжении всей истории они активно выступали против людей, эльфов и гномов, зачастую вступая в союзы с троллями и варгами. Им чужды какие-либо моральные принципы, поэтому они запросто могут отобедать человечиной или даже трупами павших товарищей. Их родным языком является придуманное Сауроном, однако в фильме можно услышать, что все орки общаются между собой на Всеобщем языке.

Происхождение

Наверное, самым обсуждаемым является вопрос о том, как впервые появились орки Средиземья. Список всевозможных теорий, фанатских и авторских, остаётся открытым, но есть несколько устоявшихся версий. Из первых работ Толкина следует вывод, что древний представитель зла Мелькор, он же Маргот, создал этот народец из пустоты во времена Первой Эпохи. Однако позже он сам себя опроверг, утверждая, что они были трансформированы в орков из эльфов при помощи чёрной магии. Каким именно образом, так и остаётся загадкой, но именно эта версия получила самое большое распространение. А факт, что они были верными прислужниками Маргота, остаётся неоспоримым.

Вторая Эпоха

После его падения начинается следующая веха в истории удивительного мира Толкина. Как народ орки Средиземья начали постепенно расселяться по обширным территориям. Некоторые из них заняли а большинство перебралось в Мордор на службу к своему новому господину - Саурону. Вторая Эпоха ознаменована войной с эльфами, а также противостоянием с Гондором. Во всех сражениях орки составляли основную численность войск Тёмного Властелина, но, как известно, он также потерпел поражение, несмотря на огромную армию. После его падения многие просто не уцелели, а остальные были впервые за долгое время предоставлены сами себе. Часть из них захватила Морию, откуда бежали гномы из-за пришествия Балрога. После Битвы Пяти Народов один из спутников Бильбо в его путешествии по имени Балин пытался отвоевать территорию, но потерпел неудачу, в результате чего погиб вместе со своим войском. Некоторые племена осели близ Гундабада, что в Мглистых горах, где их застал врасплох отряд Торина, а их предводитель был убит.

Война Кольца

Когда силы постепенно начали возвращаться к Саурону, многие орки вновь примкнули к нему. Некоторые из них поступили в распоряжение Сарумана, избравшего тёмную сторону. В трилогии Питера Джексона не единожды можно увидеть сцены, как размножаются орки Средиземья в Изенгарде, вокруг чего также возникает масса споров. Во время Третьей Эпохи они также принимали участие в основных сражениях, включая битву за Хельмову Падь и сражение на Пелленорских полях. Войска Саурона и Сарумана состояли как из обычных орков, так и из гибридов, однако большое численное превосходство и здесь не сыграло важной роли, так как бойцы из них далеко не такие хорошие, как из эльфов или людей.

Урук-хай

Именно во время битвы за Кольцо становится известно о такой разновидности, как урук-хай. Впервые они выступили из Мордора и разгромили Итилиэн, а также захватили Осгилиат. Следовательно, они были созданы именно Сауроном и отличались большей силой и крайне высоким для своей расы ростом. Однако орки Средиземья, известные как урук-хай, судя по фильму, являются творением Сарумана, который скрещивал обычных представителей расы с людьми. Из-за этого порождено много споров о расхождении в понятиях, и многие считают, что творения белого мага должны называться полуорками. Внешне они действительно напоминают людей. Помимо этого, их отличают: особая выносливость, крупные габариты, большая сила и возможность находиться под солнцем, ведь обычные орки выходят лишь в тёмное время суток. В фильмах «Властелин колец» они помечены белой дланью, благодаря чему моментально выделяются на фоне остальных.

Гоблины и орки

Многие считают, что представители рас гоблинов и орков кардинально отличаются друг от друга. Это справедливо для многих произведений и творений в жанре фэнтези, однако у Толкина эти слова являются синонимичными. По изначальной задумке, орки у него должны переводиться именно как гоблины, но в некоторых текстах они всё же являются различными созданиями. Если вы знакомы с книгой о путешествии хоббита к Одинокой горе, то вы наверняка помните, что там повсеместно употребляется именно термин «гоблин». Это вызвано тем, что произведение «Хоббит» не сразу стало частью вселенной Средиземья. Да и в самом «Властелине колец» сначала было использовано это название, впоследствии заменённое на орков. В экранизации трилогии встречается именно это обозначение, а вот в адаптации «Хоббита» решили отойти от привычек и придерживаться оригинала. Таким образом, все существа здесь гоблины, а не орки Средиземья. Азог, являющийся в картинах одним из антагонистов, даже внешне не похож на представителей расы, которых можно увидеть во «Властелине колец», хотя, по сути, является орком.

Известные представители расы

Список этих существ не столь огромен, как тот же перечень знаменитых эльфов или гномов, однако представители, оставившие след в анналах истории, безусловно, найдутся и здесь. Орки Средиземья, имена которых представлены ниже, жили в самые разные эпохи мира, но в основном относятся именно ко Второй и Третьей. Упомянутый выше Азог известен тем, что захватил Морию и отрубил голову царю гномов Трору. Его сын, Болг Жестокий, был убит Беорном во время Битвы Пяти Народов. В «Хоббите» отряд Торина встречается с Верховным Гоблином в Мглистых горах, в результате чего погибает. Что касается «Властелина колец», то читатели и зрители помнят командующего отрядом урук-хаев Сарумана Углука, которого убил Эомер. Также известно, что несколько орков отсутствовали во вселенной Толкина и были введены в сюжет специально для трилогии Джексона. Самым запоминающимся стал Лурц, от руки которого погиб Боромир. Но справедливо будет отметить, что именам, да и в целом представителям этой расы, уделяется не так много внимания, и случается это крайне редко. Наверное, именно поэтому клубок тайн и интриг вокруг них до сих пор невозможно распутать.