Племя майя иерархия. Народ майя – представители древней цивилизации


Майкл Ко::: Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

До этого момента мы в основном говорили о ке­рамических сосудах, изделиях из нефрита и разва­линах поселений, то есть о материальной культуре некогда великой цивилизации. Немало мы знаем и о том, как протекала повседневная жизнь людей майя. Особенно много нам известно о жизни наро­дов, населявших Юкатан накануне конкисты. К сча­стью, испанские миссионеры, работавшие в этот период на Юкатане, были достаточно образованны­ми людьми, которые стремились как можно глубже понять жизнь народов, которые хотели обратить в христианство. Они оставили нам великолепные ан­тропологические описания того, что представляла собой местная культура до прихода европейцев. Именно благодаря этим документам современные ученые могут правильно интерпретировать находки, относящиеся к постклассическому периоду.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ОХОТА

Экономической основой цивилизации майя, как уже упоминалось в главе 1, являлось земледелие. Они выращивали маис, фасоль, тыкву, перец чили, хлопок и различные сорта фруктовых деревьев. Нет сомне­ний в том, что жители равнинных областей практико­вали методы подсечно-огневого земледелия, но не вполне понятно, как именно они рубили деревья до того, как во время постклассического периода у них появились медные, а после испанского завоевания и стальные топоры. Вероятнее всего, земледельцы-майя делали на деревьях кольцеобразные зарубки и остав­ляли их засыхать. Время посадки растений регулиро­валось своеобразным сельскохозяйственным календа­рем, примеры которого можно отыскать во всех трех дошедших до нас кодексах майя. По сообщениям Диего де Ланды, поля находились в общинной соб­ственности. Их совместно обрабатывали группы из 20 человек, но, как мы скоро сможем убедиться, это не вполне соответствует действительности.

На Юкатане майя хранили собранный урожай в приподнятых над землей деревянных амбарах, а так­же в «прекрасных подземных помещениях», кото­рые, скорее всего, являлись уже упоминавшимися выше чалтанами, столь часто встречающимися в поселениях классической эпохи. Нельзя с уверенно­стью утверждать, что в те времена майя равнинной области уже умели готовить плоские лепешки-тортиллас, но в дошедших до нас источниках упомина­ется множество других способов приготовления блюд из маиса. Это и «атоле» - каша, сваренная из зерен, к которой полагалось добавлять перец чили; ее ели обычно во время первой трапезы. И посол - напиток, изготовляемый на кислой закваске, кото­рый обычно брали с собой в поле для поддержания сил, а также хорошо известные тамейлы. Больше всего известно, что ели простые земледельцы. Их меню было не слишком разнообразным, они до­вольствовались простой пищей, хотя иногда на их столе появлялось рагу, приготовленное из мяса и овощей, к которому добавлялись семена тыквы и перец. О том, как питались представители элиты, нам известно очень мало.

Очень важную роль в экономике Юкатана игра­ли технические культуры. Во многих районах выра­щивался хлопок. Юкатан славился своими тканями, которые вывозились даже в очень далекие области. На юге Кампече и Табаско, а также в Британском Гондурасе, на территориях, расположенных вдоль речных протоков, выращивались деревья какао, но на территориях, расположенных севернее, посадки этих деревьев были ограничены. Они могли расти только там, где были сеноты или естественные кот­ловины. Из бобов какао, которые собирались с этих деревьев, готовили напиток, который очень высоко ценился представителями правящего класса, и, кро­ме того, даже во времена испанского владычества бобы какао использовались на местных рынках в качестве денег. Ценились они очень высоко. Суще­ствует рассказ о том, что купцы майя, каноэ кото­рых столкнулось у побережья Гондураса с каравеллой Колумба, были настолько озабочены сохранно­стью своих «сокровищ», что кидались за любым из упавших на дно каноэ бобов с такой поспешностью, словно это были не бобы, а их собственные глаза.

Рядом с каждым из жилищ майя находился учас­ток земли с огородом и фруктовым садом. К тому же около селений росли целые рощи фруктовых деревьев. Майя выращивали авокадо, яблони, па­пайю, саподилловые и хлебные деревья. Когда на­ступал сезон созревания, в пищу шло большое ко­личество дикорастущих фруктов.

У майя были собаки нескольких пород, каждая из которых имела свое название. Собаки одной из этих пород не умели лаять. Самцы кастрировались и рас­кармливались зерном, а затем либо съедались, либо приносились в жертву. Другая порода использова­лась для охоты. Майя были близко знакомы как с дикими, так и с домашними индюшками, но для религиозных жертвоприношений они использовали только домашних.

С давних времен земледельцы майя разводят ме­стную породу пчел, лишенных жала. В интересую­щие нас времена пчел держали в небольших полых колодах, которые с двух сторон замазывались гли­ной и устанавливались на козлы, напоминающие по форме букву «А». Майя занимались и сбором дико­го меда.

На крупных млекопитающих, таких, как олени и пекари, майя охотились при помощи лука и стрел. Для выслеживания животных использовались соба­ки. Здесь, вероятно, следует напомнить, что на про­тяжении всей классической эпохи основным оружи­ем воинов-майя являлись копья и дротики.

На птиц, таких, как дикие индюки, куропатки, дикие голуби, перепелки и утки, охотились при по­мощи духовых трубок. Изображения разнообразных охотничьих силков и ловушек, которые майя ис­пользовали при охоте, можно увидеть на страницах так называемого «Мадридского кодекса». Там же можно увидеть и изображение ловушки, предназна­ченной для ловли броненосцев.

Рыбу на Юкатане ловили в основном в прибреж­ных водах. Рыболовной снастью служили неводы, бредни, а также крючки, привязанные к бечевкам. Кроме того, в мелких лагунах за рыбой охотились при помощи лука и стрел. Внутри материка, особен­но в горных областях, в воду бросались снадобья, оглушающие рыбу. Когда оглушенная таким обра­зом рыба заплывала в специальные искусственные запруды, ее просто-напросто собирали руками. Изображение на одной из найденных Тикале вещиц из резной кости, которая относится к позднеклассическому периоду, доказывает, что такой способ рыбной ловли был распространен и в Петене. На морском побережье улов засаливали, сушили на солнце или на огне, готовя его для последующей продажи.

В диких лесах майя добывали смолу копалового дерева, которая представляла собой огромную цен­ность и использовалась (вместе с каучуком и смо­лой дерева сапоте) для благовонных курений. Это вещество было окружено таким почитанием, что одна из местных индейских хроник описывает его как «благоухание центра небес». С других деревьев собирали особую кору, которая предназначалась для ароматизации «балчи», «крепкого и вонючего» ме­дового напитка, огромное количество которого по­глощалось во время праздников.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ТОРГОВЛЯ

Юкатан был главным поставщиком соли в Мезоамерике. Солевые пласты тянутся вдоль всего побере­жья Кампече и вдоль лагун, расположенных на север­ной стороне полуострова, вплоть до Исла-Муерос на востоке. Соль, которую Диего де Ланда описывал как «самую лучшую из всех, которую мне доводилось ви­деть за всю свою жизнь», собиралась в конце сухого сезона людьми, живущими на побережье. Они держа­ли монополию на весь соляной промысел, который одно время находился полностью в руках владык Майяпана. Соляные копи имелись еще в нескольких местах, расположенных в глубине материка, напри­мер в долине Чиксой в Гватемале, но самым большим спросом пользовалась именно соль из прибрежных районов. Ее экспортировали в очень многие регионы области майя. Другими статьями экспорта были мед и накидки, сделанные из хлопчатой ткани, которые также ценились очень высоко. Можно предположить, что не выращивание маиса, а поставка именно таких товаров и составляла основу экономики Юкатана. Кроме того, Юкатан поставлял и рабов.

На рынках майя можно было отыскать вещи из самых разных мест: бобы какао, которые можно было выращивать лишь там, где было изобилие влаги; пе­рья птицы кетцаль, которые завозились из Алта-Верапаза; кремни и кремнистый сланец, добывавший­ся из залежей в центральной области; обсидиан из горных районов, расположенных к северо-востоку от современного города Гватемалы, и разноцветные ра­ковины, в основном раковины шипастых устриц, ко­торые завозились с Атлантического и Тихоокеанско­го побережий. Там же продавался нефрит и огромное количество небольших камней зеленого цвета, боль­шую часть которых доставляли из месторождений, расположенных в бассейне реки Мотагуа. Некоторые из предметов, которыми торговали на рынках, были попросту украдены из древних захоронений.

Поскольку груз был тяжелым, а других дорог, кроме узких троп, в те времена в этом районе не существовало, огромное большинство товаров пере­возилось по морю. Этот вид торговли был сосредо­точен в руках представителей народности чонталь, которые были настолько хорошими мореплавателя­ми, что Томпсон назвал этих людей «финикийца­ми Центральной Америки». Маршрут их плавания шел вдоль побережья. Он тянулся от ацтекского торгового порта Шикаланго, расположенного на побережье штата Кампече, и, огибая весь полуост­ров, спускался до Найто, расположенного непода­леку от озера Исабаль, в которое они заходили на своих огромных каноэ для обмена товарами с майя, жившими в глубине материка.

Существовали и торговцы, которые путешество­вали по суше, .по опасным тропам, ориентируясь на Полярную звезду и полагаясь на покровительство своего бога Эк Чуаха, по-другому именуемого «чер­ным богом».

В Мексике рынки были столь большими, что их величина поражала испанцев. Один из источников сообщает нам, что в горных областях Гватемалы в те времена рынки тоже были «огромными, знамени­тыми и очень богатыми», такими они являются в этих областях и по сей день. Но когда речь заходит о майя, живущих в равнинных областях, о рынках упоминают крайне редко. Возможно, что в равнин­ной зоне рынки не играли существенной роли, по­скольку у людей не было необходимости занимать­ся добычей средств к существованию столь тяжелым трудом, пытаясь наладить товарообмен в этих, очень однородных по своей культуре, регионах.

Именно торговля служила связующим звеном между областями майя и Мексикой, поскольку в каждом из этих регионах было множество таких ве­щей, которые высоко ценились в другом. Чаще все­го бобы какао и перья тропических птиц обмени­вались на медные орудия и украшения. Возможно, что именно осуществление этих операций, прове­дение которых обеспечивалось все теми же индей­цами народности чонталь, уберегло майя от пора­бощения ацтеками, которые к этому времени уже захватили многие другие, менее склонные к сотруд­ничеству, народы Мезоамерики.

ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ

На Юкатане ребенка сразу после рождения об­мывали, а затем укладывали в колыбель. Головка младенца зажималась между двумя дощечками та­ким образом, что по прошествии двух дней кости черепа навсегда деформировались и становились плоскими, что считалось у майя признаком красо­ты. Родители стремились как можно скорее после рождения ребенка посоветоваться со жрецом и узнать, какая судьба ожидает их отпрыска и какое имя ему следовало носить вплоть до официального наречения.

Испанские священники были весьма удивлены тем, что у майя существовал ритуал, очень похожий на христианский ритуал крещения, который обыч­но совершался в благоприятное время, когда в по­селении набиралось достаточное количество маль­чиков и девочек в возрасте от трех до двенадцати лет. Церемония проводилась в доме старейшины поселка, в присутствии родителей, которые по та­кому случаю должны были до праздника соблюдать разнообразные посты. Пока жрец совершал различ­ные очистительные ритуалы и благословлял их аро­матическими курениями, табаком и освященной водой, дети и их отцы находились внутри круга, ограниченного тонкой веревкой, которую держали четверо пожилых почтенных мужчин, изображавших бога дождя Чака. Именно с момента проведения та­кого ритуала считалось, что старшие по возрасту девочки были готовы к тому, чтобы выйти замуж.

Как в горной, так и в равнинной областях майя мальчики и молодые мужчины жили отдельно от своих родителей, в специальных мужских домах, где их обучали военному искусству и другим необходи­мым вещам. Ланда сообщает, что эти дома нередко посещались проститутками. Другими юношескими забавами были азартные игры и игра в мяч. У майя существовали двойные стандарты морали - девоч­ки воспитывались своими матерями в строгости и подвергались жестокому наказанию за отклонения от предписанных правил целомудренного поведе­ния. Браки устраивались свахами.

Так же как у всех народов, практикующих экзо­гамные браки, то есть браки за пределами своего племени или рода, у майя существовали строгие правила по поводу того, кто на ком может или не может жениться. Под особо строгим запретом нахо­дились браки между родственниками по отцовской линии. Браки в большинстве своем были моногам­ны, но исключение составляли важные персоны, которые могли позволить себе содержать несколько жен. У майя, так же как и в Мексике, измена кара­лась смертью.

Представления майя о внешней привлекательно­сти сильно отличались от наших, хотя красота их женщин производила сильное впечатление на ис­панских монахов. У обоих полов передние зубы подпиливались таким образом, чтобы образовыва­лись различные узоры. Найдено множество древних черепов, принадлежащих людям народностей майя, с зубами, инкрустированными маленькими нефри­товыми пластинками.

До женитьбы молодые мужчины раскрашивали свое тело черной краской. Так же во все времена поступали и воины-майя. Татуировки и декоратив­ные шрамы, которыми щедро «украшалась» верхняя половина тела как мужчин, так и женщин, появля­лись после вступления в брак. Очень красивым счи­талось легкое косоглазие, и родители старались, чтобы внешность их детей соответствовала этому критерию красоты, для чего к носам детей прикреп­лялись маленькие бусинки.

Все майя очень боялись смерти, поскольку, по их представлениям, смерть отнюдь не означала автома­тического перехода в лучший мир. Обычных людей хоронили под полом их собственных домов, во рты умершим вкладывали еду и нефритовые бусины. Вместе с телами хоронили ритуальные предметы и вещи, которыми умерший пользовался при жизни. Есть сведения, что вместе с умершими жрецами в их могилы клали книги. Тела представителей высшей знати сжигали. Возможно, что этот обычай был по­заимствован из Мексики. Над урнами с прахом воз­двигались погребальные храмы. Но нет никаких сомнений в том, что на ранних этапах погребение тела в гробницах под мавзолеями было общим пра­вилом. Во времена правления династии Кокомов существовал обычай мумифицировать головы скон­чавшихся правителей. Эти головы хранились в се­мейном святилище, и их регулярно «кормили».

ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА

Государство древних майя было не теократией, не примитивной демократией, а классовым обществом с сильной политической властью, сосредоточенной в руках наследственной элиты. Чтобы понять базис го­сударства, существовавшего в XVI в. на полуострове Юкатан, следует очень внимательно изучить, какие отношения существовали тогда между людьми.

На Юкатане каждый взрослый человек-майя имел два имени. Первое он получал от матери, и оно могло передаваться только от женщины к ее ребенку, то есть по материнской линии. Второе имя человек наследовал от отца, то есть по муж­ской линии. Сейчас имеется огромное множество данных, свидетельствующих о том, что эти два име­ни представляли собой нечто вроде перекрестных ссылок на то, в какие именно из множества на­следственных групп, по линии отца и по линии матери, входил конкретный человек. Во времена Конкисты на Юкатане существовало приблизитель­но 250 групп, объединенных общностью происхож­дения по мужской линии, и из сообщений Диего де Ланды мы знаем о том, насколько важна была для майя принадлежность к такой группе. Например, внутри таких групп были запрещены браки, насле­дование имущества шло исключительно по отцов­ской линии, и люди, объединенные общим про­исхождением по мужской линии, образовывали группу, связанную жесткими обязательствами вза­имовыручки. Титулы, происхождение которых про­слеживается с самого начала колониальных вре­мен, доказывают, что такие группы имели право собственности на землю, и, возможно, именно это и имеет в виду Ланда, утверждая, что поля находи­лись в общинной собственности. Что же касается происхождения по второй, материнской линии, оно, возможно, играло важную роль в системе ре­гулирования возможностей заключения браков. У майя разрешалось заключение брака с женщиной, являющейся дочерью дяди или тети, но более близ­кородственные браки были запрещены. У многих народов земли, находящихся на менее высокой сту­пени развития, все члены таких больших родов имеют равные права, но у майя это было не так.

Для майя было очень важно иметь возможность проследить происхождение каждого человека вплоть до его очень отдаленных предков, и социальный статус человека определялся именно его принадлеж­ностью к той или другой генеалогической линии. Учитывалось происхождение как с отцовской, так и с материнской стороны.

Существовали строго определенные классы лю­дей. На вершине общественной иерархии майя на­ходились знатные люди - «альмехены», чья родо­словная была безупречна по обеим линиям. Эти люди владели землей, занимали ответственные по­сты в государстве и высшие должности в армии, они были богатыми землевладельцами, купцами и пред­ставителями высшего духовенства.

Люди незнатного происхождения были свобод­ными гражданами общества, которые, возможно, как это было принято у родственного майя народа ацтеков, получали от своих знатных родственников, связанных с ними общим происхождением по от­цовской линии, право пользования участком земли, который они могли расчистить от леса и использо­вать как сельскохозяйственные угодья. Эта прослой­ка тоже была неоднородной, среди них были как богатые, так и бедные.

Есть данные, что у майя были крепостные, ко­торые обрабатывали земли, принадлежавшие знати. В самом низу общественной иерархии находились рабы, которые в большинстве своем являлись про­столюдинами, захваченными в плен в ходе военных действий. Пленников высокого ранга обычно при­носили в жертву. Дети рабов тоже становились рабами. Эти люди могли быть выкуплены за пла­ту, собранную их родственниками по отцовской линии.

Ко времени появления в Америке испанцев по­литическая власть в области майя находилась в руках каст, ведущих свое происхождение из Мек­сики. Вся политика Юкатана находилась под кон­тролем таких групп, которые конечно же провоз­глашали, что ведут свой род прямиком из Тулы и Зуиуа - легендарной прародины, расположенной на западе. Существовал обычай, согласно которо­му любой человек, претендующий на то, чтобы за­нять высокий пост, должен был пройти некий ок­культный экзамен, известный под названием «Язык Зуиуа».

В каждом из небольших районов Юкатана имел­ся местный правитель, которого называли «халач уиник» - «настоящий человек», получивший свой пост по наследству, по мужской линии, хотя в бо­лее ранние эпохи у майя, живущих в горной облас­ти, были настоящие короли - «ахау», которые име­ли власть над довольно обширными территориями. Резиденции халач уиников находились в крупных городах. Каждый из таких правителей существовал как на те средства, которые приносила ему его собственная земля, обрабатываемая рабами, так и на собираемую дань.

Правителями небольших провинциальных горо­дов были «батабы», которых халач уиники назнача­ли из знатных людей, связанных с ними общим происхождением по отцовской линии. Батабы пра­вили городами через местный совет, состоящий из пожилых богатых людей. Главой такого совета обычно был человек незнатного происхождения, который выбирался каждые четыре года среди жи­телей четырех кварталов, которые в совокупности образовывали поселение.

Кроме того, что батабы выполняли администра­тивные и судебные обязанности, каждый из них был еще и военным вождем, но командование войсками он делил с Накомом, человеком, на которого было наложено огромное множество различных табу и который обычно занимал эту должность на протя­жении трех лет.

Майя были просто помешаны на войне. Хрони­ки индейцев народности какчикель и эпос «Пополь Вух» рассказывают о небольшом конфликте, вспых­нувшем между жителями горной области, который затем привел к тому, что все 16 государств Юката­на оказались втянутыми в бесконечную войну друг с другом, причиной которой послужили как терри­ториальные притязания, так и желание отстоять честь своего рода. Если к этим хроникам кровопро­литий добавить данные, полученные при изучении архитектурных памятников и надписей классичес­кого периода, материалы и дошедшие до нас свиде­тельства очевидцев - испанских конкистадоров, можно представить себе, как именно майя вели свои войны. «Блоканы», что означает «храбрые», были пехотинцами. Эти воины носили доспехи, сделанные из простеганной хлопковой ткани или из кожи тапира. Вооружены они были копьями с кремневы­ми наконечниками и дротиками с приспособлени­ями для их метания - атлатлами, а в посткласси­ческую эпоху к их вооружению добавились еще и луки и стрелы. Военные действия обычно начина­лись с необъявленного партизанского рейда во вра­жеский лагерь с целью захвата пленных, а началу крупных сражений предшествовала ужасающая ка­кофония, в которой смешивались грохот барабанов, визг свистулек, звуки сделанных из раковин труб и боевые крики. Вождей и идолов каждой из сража­ющихся сторон сопровождало несколько жрецов, которые располагались на флангах пехоты, воины которой выпускали во врага целый дождь дротиков, стрел и камней, для метания которых использова­лись пращи. Если врагам удавалось осуществить вторжение на территорию противника, то на первый план выходили партизанские методы ведения бое­вых действий, которые включали в себя засады и разнообразные ловушки. Незнатные люди, которых захватывали в плен, становились рабами, а у знат­ных пленников и военных вождей вырезали сердце на жертвенном камне.

В наши дни майя – это племя индейцев, проживающее на территории Южной Америки. Сегодня они живут в таких странах как Мексика , Гондурас, Гватемала и Белиза. А начиная с 2000 года до нашей эры, это была древняя цивилизация в Центральной Америке. Им покорялись все древние народы и племена, жившие на этой территории. Майя и цивилизация в то время были синонимами. Древняя цивилизация майя господствовала на протяжении 12 столетий. Пик ее расцвета припадает на 900-й год нашей эры. После этого начинается продолжительный период упадка культуры, причин которого история не раскрывает.

Майя называли людьми, которые соизмеряют свою жизнь с небесами. При этом быт племени оставался достаточно примитивен. Основным занятием было земледелие. Орудия труда были самые простые. Ученые утверждают, что майя не знали даже колеса. Тем более поражает тот факт, что в период своего расцвета, племя майя создало неповторимые произведения искусства, храмы, гробницы, чудо-города и другие памятники архитектуры. Еще больше поражают их знания в астрономии, созданная ими система измерения времени и письменность.

В то время, когда колонизаторы из старого света ступили на восточное побережье Южной Америки, майя цивилизация пришла почти в полный упадок. В период же своего расцвета она занимала всю Центральную Америку. Колонизаторы по варварски отнеслись к доставшимся им от цивилизации майя произведениям искусства и архитектурным памятникам. Они считали их «языческими идолами», наследием языческой культуры и безжалостно уничтожали. Но даже то, что осталось сегодня от культуры и знаний древних майя, поражает воображение современных ученых.

По праву, одним из главных достижений майя считается их уникальный календарь, в основу которого положены точные астрономические расчеты. Наши ученые не перестают восхищаться его поразительной точностью. Древние жрецы майя использовали свои астрономические наблюдения как для решения насущных вопросов (например, в земледелии), так и объясняя более глобальные проблемы. Так жрецы майя очень точно рассчитали жизненные циклы нашей планеты, которые подтверждают и современные ученые. С наступлением 2012 года всех особенно волнует предсказание майя про, якобы надвигающийся, конец света . Каждый сам решает, стоит ли верить древним пророчествам майя про приближающийся апокалипсис.

Несомненно одно, причины, по которым эта древняя цивилизация исчезла, и сегодня остаются загадочными и непонятными. Люди просто массово покидали свои города. Существует несколько версий, но в чем именно настоящая причина не знает никто. Кто они, откуда пришли – остается загадкой и сегодня…

Кто хочет узнать больше, предлагаем просмотреть видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история.» в 6 частях. Фильм создан на базе материалов, собранных в ходе экспедиции в Мексику в марте 2007 года и основан на фактах, которые долгое время скрывались и замалчивались. Приятного просмотра.

Видео фильм: «Мексика. Майя. Неизвестная история»

В доколумбовой Америке существовала цивилизация майя, по праву признанная одной из самых ярких. Группа разнообразных индейских народов численностью около 2.7 миллиона обитала в Мексике. Существует гипотеза, что люди заселили Америку еще тридцать тысяч лет назад, придя туда из Азии.

Невзирая на то, что майя вплоть до X века н. э. не знали, как обрабатывать землю плугом и не использовали в своей деятельности парнокопытных животных, не имели колесных повозок и представления о металлах, они постоянно совершенствовались.

В частности, освоили иероглифическую письменность. С помощью иероглифов майя писали кодексы – книги на своеобразной бумаге. Именно они в настоящее время помогают ученым в исследовании этой цивилизации. Впервые кодексы перевел немецкий ученый Э.Ферстеманн в конце XIX века.

Разбирались майя в движении луны и солнца – предсказывали затмения. Их вычисления относительно перемещений Венеры также были близки к правильным, разница составляла всего 14 секунд в год. Также они раньше, чем представители арабских стран и индусы, начали пользоваться понятием нуля.

Умелое объединение астрономических знаний и письменности помогали племенам фиксировать время. Их системы счета, называемые «цолкин» и «тоналаматль», имели в своем основании числа 20 и 13. Корни первой из них уходят гораздо в более раннее время, чем то, в котором жили майя, однако, именно они усовершенствовали систему.

В этой цивилизации процветало искусство: они создавали прекрасные скульптуры, изделия из керамики, возводили величественные здания и занимались живописью.

Наивысшей степени развития в древности искусство мексиканских индейцев достигло во временной промежуток с 250 по 900 г. н. э., так называемый классический период. Прекраснейшие фрески были найдены исследователями городов Паленке, Копане и Бонампаке. Сейчас их приравнивают к культурным памятникам античности, ведь древние изображения майя действительно не уступают последним по красоте. К сожалению, многие из ценностей не сохранились до наших лет, уничтоженные или временем, или инквизицией.


Архитектура

Основные мотивы в архитектуре майя – это божества, змеи и маски. Религиозная и мифологическая тематика нашла отражение как в мелкой керамике, так в скульптурах и барельефах. Создавали свои произведения искусства майя из камня, в основном используя известняк.


Архитектура этого народа величественная, для нее характерны массивные, устремляющиеся вверх фасады у дворцов и храмов, гребни на крышах.

Исследования народа майя

Индейцы создавали города, используя для этого только мускульную силу, под руководством царей и жрецов возводили храмы и дворцы, совершали военные походы. К сожалению, сейчас большинство городов майя превратились в развалины. Были у них и свои боги, которым они поклонялись, имели место ритуальные жертвоприношения и обряды.

Долгое время ученые полагали, что постоянно в церемониальных центрах никто не жил, а здания использовались только для совершения обрядов. Но позднее было доказано, что в большинстве своем дворцы знати и жрецов возводились достаточно близко к ним.

Благодаря исследованиям церемониальных центров было добыто достаточно много сведений относительно жизнедеятельности высших слоев общества майя. В противовес этому, о низших классах было известно мало. Например, недостаточно изучен вопрос жизни земледельцев, а ведь именно они с помощью своего труда содержали господствующие слои. Именно эта сторона жизни майя и изучается в настоящий момент археологами.

Новые исследования позволили ученым создать совершенно иную хронологию этой цивилизации. Они выяснили, что майя как минимум на 1000 лет старше, чем предполагалось ранее. Сделано это было благодаря радиоуглеродному исследованию найденных археологами деревянных изделий. Доказано, что они были изготовлены в период 2750 – 2450 г.г. до н. э. Соответственно, культура майя оказалась старше ольмекской, считавшейся до этого момента прародительницей майя и еще ряда других цивилизаций. Так исключили фактор влияния ольмекской культуры и выдвинули гипотезу о возможном обратном влиянии. Таким образом, потребуются дальнейшие исследования истории континента. Ведь всего один сезон раскопок смог прибавить тысячу лет к существованию майя и более полутора к предыстории всей Месоамерики.

Открытия археологов позволили создать более точную периодизацию благодаря ряду причин, основными из которых являются две:

  1. На территории в большом количестве найдены керамические изделия, позволяющие при использовании самых современных методов точнее датировать древнюю культуру.
  2. Благодаря иероглифической письменности древних индейцев удалось перевести большую часть их записей, сопоставляя с их с летоисчислением, а потом и с современным календарем. Это помогло определить вплоть до месяца даты особых для цивилизации майя событий, царствования правителей и просто важных для истории личностей, их имена, годы жизни.

Территория и климат

На внушительной территории (площадью 325 тысяч квадратных километров), которую занимают сейчас различные штаты Мексики и где ранее жили майя, фактически выделяют некоторые природные зоны. На каждой из них свой климат, свои природные условия, растительность, рельеф и т. д. То есть каждая природная зона представляет собой некую экологическую систему. Первая из систем – выдвинувшиеся своеобразным полукругом на юг, захватывая юго-запад и юго-восток, плоскогорья и горные цепи Центральноамериканской Кордильеры. Ко второй экологической системе условно относят долины и холмы вокруг Петенского бассейна в Гватемале, а также сам внутренний бассейн и южная часть полуострова Юкатан. Последняя зона дислокации майя – равнина на севере Юкатана. Просторная, покрытая травой и кустарниками, она тоже была заселена индейцами древности.

Лингвистические особенности майя

До настоящих времен сохранилось 24 языка майя, наиболее важные из которых объединяют в языковые семьи, а их в свою очередь – в общую лингвистическую ветвь.

Уастекский язык по сей день можно услышать в одном из северных районов штата Веракрус, и пока остается загадкой, почему там оказались носители языка. Эмигрировали в это место они около 1200 г. до н. э. - еще до того, как возникла цивилизация майя. Помимо уастеков, расположившихся далеко за пределами ареала майя, существовали и другие эмигранты, но они в основном оставались на той же территории, о чем говорят исследования современных специалистов по лингвистике. По их мнению, за 2500 лет до н. э. в тех местах существовала община, члены которой разговаривали на языке протомайя. Он постепенно разделялся на диалекты, и их носители были вынуждены эмигрировать. Так и была определена область жизни народов майя. А непосредственно их историю стало возможным разделить на конкретные периоды благодаря данным археологических раскопок.

Майя в наши дни

Сегодня численность потомков древнейшей цивилизации на полуострове Юкатан составляет приблизительно 6.1 млн, при этом в Гватемале проживает примерно 40% майя, а в Белизе – в районе 10%. Религиозные предпочтения майя видоизменились со временем и теперь представляют собой совокупность древних традиций и христианских. У каждой современной общины майя есть свой покровитель. Форма пожертвований тоже изменилась, теперь это свечи, специи или домашняя птица. У ряда групп майя, желающих выделяться среди других, имеются особые мотивы в традиционной одежде.


В качестве наиболее сохранившей традиции группы известны лекандонские майя. Христианство практически не оказало влияния на эту общину, их одежда отличается хлопковым составом и украшена традиционными мотивами. Но тем не менее все больше представителей майя подвергается действию прогресса: они смотрят телевизоры, ездят на автомобилях, переодеваются в современные вещи. Более того, майя зарабатывают деньги на туризме, рассказывая о традициях своей цивилизации.

Особо стоит отметить мексиканский штат Чиапас. Там ряд деревень, контролируемых сапатистами, добились в недалеком прошлом автономии на управление.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

История цивилизации майя полна загадок. Одна из них - причина внезапного исчезновения этого древнего народа, достигшего удивительно высокого уровня развития культуры.

Происхождение и территория обитания

Майя, одна из цивилизаций Мезоамерики, начала формироваться примерно в 2000 г. до н. э. Она сложилась на территории мексиканских штатов Юкатан и Табаско, стран Гватемалы и Белиз, Гондураса и Сальвадора. Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной.

По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы схожи с христианскими (идея прихода Мессии, символ креста). Кроме того, народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом.

Индейцы майя: история великой цивилизации

Исследователям повезло - сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов.

В доклассическую эпоху индейцы представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. до н. э. появляется множество мелких поселений земледельцев. Эль-Мирадор - один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода.

Следующая эпоха (400 г. до н. э. - 250 г. н. э.) характеризуется большими изменениями в жизни индейцев. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы.

250-600 гг. н. э. - время классической эпохи развития народа Мезоамерики. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями. Обычно здания располагались вокруг прямоугольной центральной площади и украшались масками богов и мифологических персонажей, вырезанными в камне. История племени майя говорит, что особенностью их поселений было наличие в центре городов пирамид высотой до 15 метров.

К концу классического периода население низменных областей Гватемалы достигло внушительной численности в 3 миллиона человек.

Поздний классический период - время наивысшего расцвета культуры древнего народа Мезоамерики. Тогда были основаны великие города - Ушмаль, Чичен-Ица и Коба. Численность населения каждого из них составляла от 10 до 25 тысяч человек. История племени майя не может не удивлять - в это же время в средневековой Европе не было таких крупных поселений.

Занятия и ремесла майя

Основными занятиями индейцев были земледелие (подсечно-огневое и ирригационное), пчеловодство и ремесло. Выращивали маис (основная культура), фасоль, томаты, тыкву, различные виды перца, табак, хлопок, батат и разнообразные приправы. Важной культурой было какао.

Занимались майя и выращиванием фруктов. Сейчас сложно сказать, какие из плодовых деревьев были культурными. Жители использовали в пищу папайю, авокадо, рамон, чикосапоте, нансе, мараньон.

Несмотря на высокий уровень развития, майя никогда не прекращали заниматься собирательством. Листья пальм использовались как материал для кровли крыш и сырье для плетения корзин, собранную смолу применяли как благовоние, а из коросо готовили муку.

Охота и рыболовство тоже входили в число основных занятий индейцев.

Из археологических исследований ясно, что на Юкатане и в Гватемале жили искусные ремесленники: оружейники, ткачи, ювелиры, скульпторы и зодчие.

Архитектура

Майя известны своими величественными постройками: пирамидальными комплексами и дворцами правителей. Кроме того, они создавали прекрасные скульптуры и барельефы, основными мотивами которых были антропоморфные божества.

Жертвоприношения

Среди сохранившихся до наших дней построек основную часть занимают здания религиозного характера. Этот факт и другие источники позволяют сделать вывод, что религия занимала в жизни майя центральное место. Они известны своими обрядами кровопускания и человеческими жертвами, приносимыми богам. Самыми жестокими из обрядов было закапывание жертвы заживо, а также вспарывание живота и вырывание сердца из тела еще живого человека. В жертву приносились не только пленники, но и соплеменники.

Тайна исчезновения народа

Вопрос о том, куда пропали майя, продолжает интересовать многих исследователей. Известно, что к IX веку южные территории проживания индейцев стали пустеть. По какой-то причине жители стали покидать города. Вскоре этот процесс распространился и на центральный Юкатан. Куда пропали майя и по какой причине они оставили насиженные места? На этот вопрос пока нет ответа. Есть гипотезы, которые пытаются объяснить внезапное исчезновение одного из народов Мезоамерики. Исследователи называют следующие причины: вражеские нашествия, кровопролитные восстания, эпидемии и экологическая катастрофа. Возможно, майя нарушили баланс между природой и человеком. Быстрорастущее население окончательно истощило природные ресурсы и стало испытывать серьезные проблемы с нехваткой плодородных почв и питьевой водой.

Последняя гипотеза об упадке цивилизации майя предполагает, что это произошло из-за сильной засухи, которая и привела к опустошению городов.

Ни одна из этих теорий не получила серьезного подтверждения, и вопрос о том, куда пропали майя, до сих пор остается открытым.

Современные майя

Древний народ Мезоамерики не исчез бесследно. Он сохранился в своих потомках - современных индейцах майя. Они продолжают жить на родине своих знаменитых предков - в Гватемале и Мексике, сохранив язык, обычаи и образ жизни.