Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы. Декоративно-прикладное искусство у башкир Башкирская роспись


Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох. Оно донесло до нас свои лучшие традиции, в которое народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь.

В народном искусстве башкир отсутствует изобразительность ввиду сильного влияния на духовную жизнь религии ислама, запрещавшего изображения всяких материальных предметов, но всё же само искусство сохранилось как «богатейшая кладовая орнаментов, материалов, приемов обработки и техники изготовления изделий, порождая многообразие комбинаторских методов и дальнейшей стилизации и схематизации сюжетной стороны искусства»

В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа.

В цветном отношении башкирский орнамент полихромный, яркий, многоцветный, колористический образ строится на контрастах сильных и чистых цветов преобладает:

красный - цвет тепла и огня

желтый - цвет изобилия и богатства

черный - цвет земли и плодородия

зеленый - цвет вечной зелени,

белый - цвет чистоты помыслов, миролюбие

синий - цвет свободолюбия,

коричневый - цвет старости увядания. В узорах налобных повязок-хараусов- имела место желто-оранжевая и красно-коричневая гамма. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый, который башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе.

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир - это узор, который образуется сочетанием геометрических, зооморфных и растительных фигур и элементов. В зависимости от назначения орнамент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой. Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками.

В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:

Кускар- символ завитых бараньих рогов и символ трав- тематика кочевого скотоводческого народа и более поздние его модификации: спиралевидные и S -образные завитки

а также ромбы с его многоплановыми вариациями.

Кускар - символ производительной деятельности человека, плодородия.

Ромбический мотив составляет земледельческую основу башкирского орнамента, а ромб постепенно становится идеограммой Жизни и Блага.

Происхождение орнамента и его семантическое значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от сглаза или придать себе силу.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак - O круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки _, которыми украшаются в основном еляны.

Элемент свастика,встречающийся в башкирском орнаменте, является символом плодородия, солнца, скрещенного молота, молний, используется как орнаментальный мотив в народном искусстве многих древних культур, в античном мире, в Центральной и Южной Америке, Средневековой Европе. Ему придавали определенный смысл оберегателя, охранителя от злых сил, символа солнца, жизни и добра. Элемент в виде сердечка, обозначающий гостеприимство также свойственна другим народам.

Название элементам давали и мастерицы, причем в разных районах иногда по-своему на основе ассоциаций с предметами и явлениями. Например, кое-где крупный ромбический элемент называют «поднос» ¦,

Отростки ромба - «птичьи головки», мелкие элементы в виде столбиков и квадратов - «клоп» это и буква рунического письма, ромб типа русского репья «цветок», узор из попарно соединенных ромбов - «талия муравья», косой крест с маленьким ромбом в центре «рак», полоса из соединенных углами ромбов - «ветка бадьяна» и другие.

Башкиры

Чуваши

Марийцы

Мордва

2.2. Значение символов башкирского орнамента

Кускар – символ завитых бараньих рогов и символ трав. Импровизация этого символа за счет дополнительных спиралевидных завитков привела к образованию различных узоров орнамента и многие другие варианты.

Одним из элементов башкирского орнамента является солярный знак – круг, упрощенное изображение солнца в виде окружности с лучами или вихревой розетки.

Элемент в виде сердечка обозначает гостеприимство.

Происхождение орнамента и его древнее значение связаны с религиозным мировоззрением людей, стремившихся украшением одежды, предметов быта умилостивить злых духов, сберечься от них или придать себе силу. Многие эти элементы встречаются у других народов.

Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, о своем роде, об окружающей жизни, природе, поэтому можно дать еще одно определение орнаменту - это символико-графический язык народа, выражающий его чувства, понятия.

Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, сердцевидных фигур.

Можно уловить определенные закономерности в узоротворчестве и выделить серии орнаментов. В основе орнаментального ряда обычно лежит композиция из двух, трех, четырех завитков. Коренная фигура помещается на «линии горизонта», реже на центральной вертикали; она выделяется цветом. От нее осуществляется наращивание орнамента вверх и в стороны, реже вниз. Пара завитков давала несколько традиционных соединений.

Прежде всего, это варианты роговидных мотивов. Выведенные из одной точки, слегка разведенные в стороны, обращенные завитками книзу рога могли быть пологие и крутые. Нарядно выглядели рога с волнистым верхним контуром. Роговидное изображение обрастало крючками, дополнялось листочками, пальчатыми выступами, лепестками.

«
Близка к описанной серияузоров, в которой рога соприкасались выпуклыми спинками; разведенные в стороны «ножки» кускаров придавали фигуре сбалансированность.

Очертания пики определенно проступали в «кускарных» композициях, основанием которых служили лироподобные мотивы – завитки, повернутые друг к другу и опущенные вниз из точки на исходной линии. Развитие узора шло вверх – от острого выступа и покатых боковых стенок.

Фигура интеграла, которую С.И. Руденко выделял особо в узоротворчестве средневековых скотоводов-кочевников, делилась на две части и, по существу, состояла из двух завитков. Отдельные интегралы и розетки размещались часто на рамочной обшивке чепрака.

Распространенными были узоры, в центре которых помещалась фигура, похожая на прописную букву «х». В некоторых вышивках в ее очертаниях просматривались пересекающиеся интегралы, при этом фоновая поверхность давала изображение противоборствующих пик.

В отдельную группу можно выделить вытянутые по вертикали фигуры в виде стержня с двусторонними завитками (вытянутая х). Обрастая крючками, скобочками, листиками или, раздваиваясь, стержень расширялся, образуя в середине ромб. «Кускарные» орнаменты, обогащенные листочками, веерными лепестками, приближались к растительным. В рисунке проступали стройные деревца или пышные кусты, гирлянды, изогнутые побеги». 3

Распространенными орнаментальными сюжетами были солнце, звезды, солярные знаки. Изображения птиц и животных в традиционном орнаменте встречались редко. Однако названия многих мотивов были связаны с «зоологической» темой: дойэ (шея верблюда), буре табаны (след волка), карлугас канаты (ласточкины крылья), кубелек (бабочка), тэкэ могозо (рога барана), кикрек (петушиный гребень) и другие. Принадлежность башкир к мусульманскому миру также нашла свое отражение в орнаменте. Вышитый узор мог дополняться текстами изречений и молитв на арабской графике. На молитвенных ковриках (намазлык) иногда вышивались звезда и полумесяц, на скатерти (кумган), использовавшейся при проведении чтений Корана на обрядах, поминки и др. Изображения мечети встречались на концовках тканых полотенец.

Башкирский орнамент - узор, основанный на повторе и чередовании геометрических, растительных или зооморфных элементов, предназначенный для украшения предметов, оружия, текстильных изделий, интерьера башкир.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ ОРНАМЕНТ (БСТ, 28/01/2015) Студии "Волшебные иголочки" и "Кудесница"

Субтитры

История

В башкирском орнаменте отразились древние представления башкир о тройственном ритме бытия, характерные для большинства народов.

Орнамент, как древнейшая форма изобразительной деятельности человека, формировался у башкир постепенно. Первые изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине, или вдавленные в неё семена растений. Со временем рисунки усложнялись и стали продуманными, композиционно выверенными, наполненными символическим содержанием.

Для башкирского орнамента свойственны геометрические, криволинейно-растительные узоры. Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно.

Орнамент

Башкирский орнамент симметричен и отражает восприятии мира людьми. Он содержит в себе протипоставляемые явления: день - ночь, жизнь - смерть, свет-тьма, мужское - женское, левое - правое и т. д. Противопоставление показывается симметрией противостоящих фигур. Для сохранения целостности композиции вводится центральный элемент орнамента.

Центральной элементом орнамента является женская фигура, изображение дерева или символический ромб. Женская фигура символизирует образ богини всего сущего, дерево - древо жизни, ромб ♦ - символ земли-пашни.

Элементы орнамента имеют смысловое значение: кускар ¥ - символ завитых бараньих рогов и символ трав, солярный знак ֔֕ - круг, изображение солнца в виде окружности с лучами, сердечко - обозначает гостеприимство.

В башкирских орнаментах нашли отражение представления Доисламского периода истории башкир.

Орнаментом украшались воротники, вырезы, застежки, края рукавов и подола одежды. Края с орнаментом считались недоступными для порчи. Украшенные орнаментом элементы дома делали дом недоступным для злых духов. Украшались ворота, ставни, наличники окон, края крыш. Формы орнамента, треугольник и ромб, круг, являются символическим изображением глаза: треугольник- в профиль, ромб - в фас. Считалось, что изображение треугольника способно оградить от вредных внешних воздействий.

Орнаментальные комплексы

В башкирском декоративно-прикладном искусстве выделяются 6 основных орнаментальных комплексов, связанных с приемами исполнения.

Орнамент в вышивке

Для вышивки характерен растительный узор. Цветовая гамма - красный, желтый и зеленый цвета. Используется контрастное чередование цветов. Спиралевидные узоры в орнаменте используются для аппликации тканью и вышивания «косой сеткой», ромбовидный и х-образный орнамент - для ткачества и бесконтурных гладевых вышивок.

В вышивке используются следующие приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, розетками или сплошной сеткой.

Примечания

Литература

  • Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В. , Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  • Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  • Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов т. 1. А-Б. 2005. - 624 с.; ISBN 5-88185-053-X . т. 2. В-Ж. 2006. −624 с. ISBN 5-88185-062-9 .; т. 3. З-К. 2007. −672 с. ISBN 978-5-88185-064-7 .; т. 4. Л-О. 2008. −672 с. ISBN 978-5-88185-068-5 .; т. 5. П-С. 2009. −576 с. ISBN 978-5-88185-072-2 .; т. 6. Советы нар. хозяйства. -У. 2010. −544 с. ISBN 978-5-88185-071-5 ; т. 7. Ф-Я. 2011. −624 с.. науч.. изд. Башкирская энциклопедия, г. Уфа.
  • Башкирский орнамент // Очерки по культуре народов Башкортостана. Учебное пособие по курсу «История, литература и культура Башкортостана» / Сост. Бенин В. Л. - Уфа: Китап, 1998. - С. 51 - 57.
  • К вопросу о финно-угорском компоненте в башкирском орнаменте // Тез. докл. региональной конф. «Проблемы взаимодействия национальных культур». - Астрахань: Изд-во Астраханского пед. института, 1995. - Ч. 1: Межэтнические общения в полиэтническом регионе. - С. 44- 46.
  • О параллелях в вышивке северных удмуртов и башкир: Материалы межд. конф. «Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры». В 2-х тт. - Сыктывкар, 1996. - С. 199-204.
  • Казбулатова Г. Х. Историческая память и символика костюма //

Изобразительное искусство.

Тема: «Башкирский орнамент в круге».

Задачи: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для игры молчанка, иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Башкирский орнамент в круге».

Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.

Задачи занятия: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенствовать навыки рисования башкирского орнамента; 3) воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: Наглядность башкирских костюмов, образцы растительных, животных, геометрических элементов, герб Республики Башкортостан, понятие: «орнамент», предметы для «игры молчанка», иллюстрация разных народов, изделие из растительных элементов, наглядность башкирской девушки и юноши, иллюстрация видов орнаментов, наглядность по структуре орнамента, иллюстрация символов, наглядность «Башкирского орнамента в круге», схема по последовательности изображения орнамента, шаблон, наглядность с названием темы.

Тип урока: декоративное рисование.

Структура урока: Организационная часть Основная часть Практическая часть Заключительная часть

Организационная часть Проведение «игры молчанка»

Основная часть Понятие «Орнамент» - это один из элементов декоративно-прикладного искусства, который является украшением предметов быта, одежды, ювелирных изделий, украшение дома.

Народное декоративно-прикладное искусство башкир вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до нас свои лучшие традиции, в которые народ вкладывал свое понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа многообразно. Башкиры украшали узорами предметы быта и хозяйства, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе, своем роде, об окружающей жизни, природе.

Виды башкирских орнаментов: 1) растительно-животный орнамент; 2) геометрические фигуры; 3) заоморфный.

Структура орнамента: 1) орнамент в паласе; 2) орнамент в круге; 3) орнамент в прямоугольнике и в квадрате.

Расположение орнамента в круге: 1) по краю; 2) от центра с постепенным наращиванием; 3) по центру по краю.

Цвета используемые для орнамента: КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

Символы: КУСКАР ЗМЕЙКА КОГТЕОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КАПЕЛЬКА Х-ОБРАЗНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СЕРДЕЧКА

Последовательность изображения орнамента в круге.

Практическая часть направлена на совершенствование навыка рисования башкирского орнамента, воспитание усидчивости, аккуратности.

Заключительная часть Выставка работ детей с анализом рисунков. - Чем сегодня занимались? - Что нового узнали? - Чем понравилась вам это работа? - Где можно использовать эти рисунки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с детьми средней группы. Тема "Ознакомление с бытом башкирского народа". Аппликация "Башкирский палас".

Программное содержание:-расширять представление детей о быте башкирского народа;-учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;-закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницам...

Знакомство с башкирским национальным орнаментом

Познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на...

Инна Никитина

В своем детском саду уделяем большое внимание патриотическому воспитанию. Ребятишек знакомим с трудом и бытом людей разных национальностей и народностей. Учим детей понимать, что все люди должны жить в мире и согласии. Воспитываем любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству. Воспитываем эстетическое отношение и прививаем интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным материалам, из которых мастера делали различные изделия. Объяснили, как зародилась роспись башкирских мастеров . Рассматривали образцы изделий, элементы росписи . Дети узнали,какие цвета башкирские умельцы используют в росписи .




Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

"Роспись полотенца

башкирским орнаментом »

подготовительная группа

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Музыка» , «Художественно-эстетическое творчество» , «Речевое развитие» .

Интегрированные задачи :

Образовательные : Продолжать учить детей знакомить с башкирским народным промыслом . Учить детей узнавать предметы с башкирской росписью .

Развивающие : Развивать у детей умение создавать композиции, гармонично размещать рисунок на листе. Приобщать детей к искусству прекрасного. Совершенствовать навыки рисования башкирской росписи , используя характерные элементы и цветовую гамму.

Воспитательные : Воспитывать интерес к башкирскому декоративно-прикладному искусству.

Материал : Листы для рисования,гуашь или краски, кисточки, башкирские изделия (ложки, пиалы, поднос и т. д.) Полотенце , расшитое башкирской росписью , образцы элементов башкирской росписи .

Организационный момент :

Ребята, в какой республике мы с вами живем?

(В Республике Башкортостан )

А какой национальный инструмент делают в Башкортостане из тростника ?

(Курай)

Послушайте башкирскую мелодию , которую играют на курае, а я вам прочту стихотворение :

Башкирия моя ! Земля и небо!

Моя любовь, мой соловьиный край,

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай!

Сегодня мы с вами отправимся в музей «Декоративного искусства башкирского народа » , где увидим много интересного. Закройте глаза, посчитаем 1,2,3- откройте глаза, вот мы и в музее.

(В отдельном месте оформлен стол с изделиями башкирских мастеров-это музей , воспитатель рассказывает и показывает, дети рассматривают)

Посмотрите сколько здесь разных изделий. Как вы думаете, кто их сделал?

(Башкирские мастера )

Посмотрите, эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

Чтоб ввести нас в мир Башкирии ,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в Башкирии

Чудо люди-мастера!

-Башкирский народ издавна украшал ярким орнаментом свои жилища , деревянную посуду, одежду, обувь. Украшая свои изделия, народ рассказывал о себе. А зачем он так делал?

(Чтобы было красиво)

-Башкирское искусство разнообразно : это и ткачество, и вышивка, и обработка дерева, роспись посуды . Основным занятием в старину было скотоводство : женщины ткали и вышивали кошмы, ковры, паласы. Сейчас в современное время народно-художественных промыслов у нас очень много в Башкирии , где изготавливают изделия. Это и Бирская фабрика художественных изделий, сувенирные цеха Гафурийского, Бурзянского леспромхозов, камнерезные цеха в городах Сибай и Учалы. Самой крупной является Башкирское художественное объединение «Агидель» в г. Уфа. Основной продукцией этого объединения являются расписные изделия из дерева. Посмотрите, какие красивые ложки, чашки. Какую они напоминают роспись , ребята?

(Русскую хохломскую роспись )

Правильно. Несколько лет назад мастера хохломской росписи приехали в Башкирию . Здесь было открыто новое объединение «Агидель» , но была взята только технология, а композицию, колорит башкирские художники разработали сами. Русские и башкиры жили в дружбе . Как вы уже знаете, еще свои изделия башкирские мастера украшают орнаментом . Башкиры тесно связаны с природой, в орнаменте встречаются природные формы, это : волны, горы, солнце, цветок курая. А еще мастера изображают животных при помощи символов : рога барана, гусиные лапки, глаз и т. д.

Вам понравилась экскурсия в музей?

Вы хотите сами стать на некоторое время мастерами?

Давайте закроем глаза и снова окажемся в своей группе . Садитесь за столы.

Давайте еще раз вспомним элементы башкирского орнамента .

(Воспитатель показывает образцы орнаментов , дети называют)

(Отары овец, горы, солнце, голова барана, пастбище, гребенка, рога барана)

А теперь скажите, как располагается башкирский узор на листе ?

(Симметрично)

Назовите основные цвета в орнаменте .

(Красный, желтый, зеленый, реже голубой)

На каком фоне изображают узор?

(На черном, красном, желтом, реже белом)

Давайте вспомним, что башкирские мастера каждый цвет краски связывали с природой.

(Цвет жизни)

(Цвет земли)

(Цвет травы)

(Цвет солнца)

(Цвет чистоты)

МОЛОДЦЫ! Ребята, посмотрите, я вышила полотенце башкирским узором .

А вы мне нарисуете башкирский узор на бумажных полотенцах . Рассмотрите еще раз элементы узоров, подумайте над эскизом и приступайте к работе.

(Дети рассматривают образцы и начинают рисовать)

(Во время рисования тихо звучит мелодия курая.)

(В процессе рисования воспитатель следит за техникой рисования, напоминает,как нужно рисовать,дает советы)

Заканчиваем. Сейчас мы рассмотрим все наши полотенца . Какие они получились красивые. Мы сегодня узнали много о башкирских промыслах , вы показали свои знания-молодцы! Наша Родина богата талантами. Я хочу, чтобы и из вас выросли хорошие мастера своего дела. Главное, чтобы вы вкладывали в свою работу свою душу, все старания и умения! Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Бабочки» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое.

Конспект непосредственно – образовательной деятельности подготовительная группа (Количество детей присутствующих на занятии – 8 человек).

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Листопад» Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе – смене времён года: 2. Сформировать обобщённое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы - космонавты» Цель: Закрепить полученные знания о космосе, планетах, Солнце. Познакомить детей с историей развития космонавтики. Задачи непосредственно.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Космос» Задачи: Образовательные: 1. Расширять представление детей о Космосе, планетах Солнечной системы. 2. Дать представление, как образуются кратеры.