Смысл названия и проблематика романа тургенева "отцы и дети". Смысл названия романа «Отцы и дети»


Смысл названия романа «Отцы и дети».

Вся моя повесть направлена против
дворянства как передового класса.
Я нарочно взял его лучших представителей,
чтобы тем вернее доказать мою мысль.
И. С. Тургенев
Настоящий конфликт начинается тогда,
когда обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

В 1860 году в России вышло в свет произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сейчас существует два основных истолкования романа и его названия. С одной стороны «Отцы и дети» - это романа о политическом конфликте, с другой – о вечном конфликте поколения: отцов и детей. Я считаю, чтобы точки зрения правы, но больше склонен ко второй. Рассмотрим вначале первую.
Действием романа происходит во время кризиса крепостнической системы, когда обострились противоречия между разными лагерями, в частности между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Главным представителем первого является Павел Петрович Кирсанов, антагонистом ему – Евгений Базаров. На их столкновение держится идейный конфликт романа. В образе Кирсанова Тургенев подвергает критике принципы и убеждения консервативного дворянского либерала.
Во-первых, к «принципам» Павла Петровича относится его аристократизм на английский манер и слепое поклонение всему английскому. Базаров жёстко противостоит этому. Во-вторых, Павел Петрович с презрением отзывается о современных ему естественниках - экспериментаторах: «А теперь пошли какие-то химики да материалисты…», на что нигилист Базаров отвечает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…». В-третьих, Павел Петрович отстаивает средневековые привилегии и дворянские понятия чести. Все эти взгляды также подвергаются резкой критике Базарова. Во взглядах на народ, казалось бы, противники сходятся. Базаров согласен с Кирсановым, что народ патриархальный и свято чтит предания. Но в отличие от последнего, убеждённого в незыблемости этих качеств, герой готов всю жизнь посвятить борьбе с народом. Нигилисты, к которым относит себя главный персонаж романа, - это люди, отрицающие всё: искусство, поэзию, любовь. Это новое поколение – поколение детей, разрушающее старые порядки и незадумывающееся о том, кто будет строить и восстанавливать разрушенное.
Второе истолкование романа заключается в том, что он построен не на политическом конфликте, а на конфликте поколений, преследующем весь мир на протяжении всего существования жизни. Это означает, что каждый ребёнок, рождаясь и вырастая, несёт в себе новую идею, новый взгляд, новое понимание мира, значительно отличающееся от понимания своих родителей. Этот ребёнок в начале своей жизни считает, что он прав, что его мировоззрение останется и к его детей, и у внуков, и у правнуков. Но, взрослея и сталкиваясь со своими детьми, он осознаёт, что становится в позицию своих родителей. В этом и заключается вечная проблема «отцов» и «детей».
Прочтение романа Тургенева «Отцы и дети» можно разделить на два вида: сиюминутное и вечное. При сиюминутном прочтении читатель скорее посчитает, что роман политическиё и основан на столкновении разных взглядов. Возможно это верно, так как сам автор говорит, что его роман направлен против дворянства как лагеря. Но с другой стороны, роман открывает вечные проблемы, значит и назначение его не политическое, а вечное.

Задачи и тесты по теме "Смысл названия романа «Отцы и дети»."

  • Паронимы и их употребление - Лексика. Фразеология. Лексикография 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • О предложении. Знаки препинания в конце предложения (без деления на виды) - Предложение 2 класс

    Уроков: 2 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание прилагательных с большой буквы - Имя прилагательное 3 класс

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был закончен в 1861 году. Он является одним из лучших произведений писателя. И, конечно же, очень важно понять, почему Иван Сергеевич назвал данный роман именно так.

В романе рассматривается множество проблем, которые являлись острыми не только при жизни Тургенева, но и популярны в наше время. Наиболее часто встречается проблема отцов и детей, то есть это конфликт разных поколений: старого и нового. Эта проблема преследует все человечество на протяжении всей жизни. Каждый ребенок несет в себе новые идеи, взгляды, по-новому понимает мир, все это в значительной степени может отличаться от понимания родителями новой информации.

Главный герой произведения Евгений Базаров – молодой студент – медик, называет себя нигилистом.

В начале романа Базаров выступает перед нами как уверенный в себе человек. Но со временем его внутренняя жизнь становится все сложнее и противоречивее. Из критической статьи Д.И.Писарева «Базаров»: «… человек сильный по уму и по характеру. Он – представитель нашего молодого поколения, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. Базаров везде и во всем поступает только так, как ему захочется…»

Несмотря на многое, конфликт поколений не связан с отношениями Аркадия Кирсанова с его отцом или Евгения с его родителями. Он проявляется в отношениях Базарова и Павла Петровича Кирсанова, являющимся истинным аристократом, человеком, который пережил в своей жизни сильное любовное потрясение.

Более того, он выступает противником нигилизма, которого придерживался Базаров. Писарев также писал: «Он не поддается чужому влиянию; он сам подчиняет себе окружающих и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор».

Следует отметить, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему происхождению. Все, чего достиг базаров, являлось результатом тяжелого умственного труда, в то время как Павел Петрович все время жил в достатке.

Разногласия между этими героями значительны. Взгляды Базарова, построенные на всеотрицании, не понятны Кирсанову. Это, в свою очередь, привело к дуэли, главной причиной которой стало недоброжелательное отношение друг к другу. То есть автор подводит нас к тому, что конфликт отцов и детей можно решить мирным путем в том случае, если старшее поколение будет более терпимо к новому поколению, а дети будут уважительнее относиться к старшим.

Таким образом, разобрав важную проблему поколений, можно заключить, что Тургенев назвал свое произведение так неслучайно, ведь этим он хотел показать все различия, противоречия между поколениями «отцов» и «детей». И, по словам критика Н.Н. Страхова, он сделал это превосходно.

Обновлено: 2018-03-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинения по литературе: Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей. Д. И. Писарев Иван Сергеевич Тургенев - один из замечательнейших писателей XIX века. Больше, чем в творчестве других писателей, в произведениях Тургенева нашли отражение наиболее важные вопросы политической и общественной жизни его времени.

Сам Тургенев не примыкал ни к революционерам-разночинцам, ни к консерваторам. Ближе всего Тургенев стоял к либералам и тем, кто ненавидел крепостное право. И эту свою ненависть Тургенев очень ярко показывает во всех своих произведениях. Одна из важнейших черт его творчества - желание разобраться во всем, что происходит в его стране.

Очень ярким романом, отразившим определенный этап в исторической жизни России, является роман "Отцы и дети", написанный в 1861 году. Роман "Отцы и дети" был напечатан в 1862 году. Название романа наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречий между поколениями, но на самом же деле писателя волнует совершенно другое. Отцы и дети - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и те новые люди, пришедшие сломать консервативное устройство жизни. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цели и мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам, определить, в чем заключается смысл его исканий. Но многие вопросы неясны для Тургенева и поэтому не находят четких ответов в романе.

"Отцы и дети" - роман о борьбе мировоззрений двух политических и общественных групп: старой либеральной дворянской интеллигенции и интеллигенции новой, революционно-демократической, разночинной. К лагерю "детей" относится только образ демократа-разночинца Базарова, все же остальные, включая более молодого Аркадия и еще более молодую Катю, - к лагерю "отцов". Роман построен так, что главный герой находится во враждебной ему обстановке. Мы не видим Базарова рядом со своими единомышленниками, не видим его в большой общественной работе, в борьбе. Мы видим его в окружении барского, враждебного ему общества, в резком противостоянии к нему. Совершенно противоположным Базарову является образ Павла Петровича Кирсанова. На этом противопоставлении построен сюжет романа.

Роман полон маленьких и больших столкновений между Базаровым и Павлом Петровичем, столкновений не на жизнь, а на смерть, столкновений двух враждебных классов. Читая роман, мы ощущаем симпатии автора к главному герою. От маленьких до больших споров, начиная от споров за чайным столом и кончая дуэлью, Базаров всегда выходит победителем. Мы видим его моральное превосходство, его силу воли, связь с народом, его принципиальную убежденность. В конце романа Базаров погибает.

Смерть его случайна в ходе сюжета романа, но не случайна с точки зрения писателя. Тургенев считает, что такие люди преждевременны для России, что для Базарова еще нет настоящего дела. Но велика заслуга Тургенева в том, что он сумел сохранить в романе дух эпохи, показать сущность борьбы между революционерами-демократами и консерваторами. Осенью 1860 года Тургенев начинает работу над новым романом, героем которого должен стать "русский Инсаров". Этому роману Тургенев придавал большое значение, он хотел подвести в нем итог своим разногласиям с Добролюбовым - спорам между либералами и демократами. В названии тургеневского романа "Отцы и дети" сразу заявлена проблема социального конфликта между людьми старого и нового миров. Тема романа - разногласия, порой переходящие в открытую борьбу, между либеральным дворянством и революционной демократией в период отмены крепостного права. С течением времени меняется обстановка вокруг, а это не может не наложить отпечатка на формирование сознания подрастающего поколения, на его отношение к жизни. Часто люди старшего поколения, мировоззрение которых формировалась в совершенно других условиях, оказываются неспособными или не желающими понять новые взгляды и новый образ жизни.

Бывают ситуации, когда это непонимание перерастает во вражду. Если к тому же периоду формирования молодого поколения осложняется ложными социальными преобразованиями в жизни общества, разногласия между отцами и детьми превращаются в пропасть, их разделяющую. Это характерно для событий, происходящих в нашем обществе в настоящее время. В романе Тургенева либералы как сторонники старых взглядов названы "отцами", а демократы, отстаивающие новые идеи, - "детьми". Павел Петрович - умный, волевой человек, обладающий определенными личными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен усвоенной в молодости морали.

Но он не чувствует движения времени, не понимает современности, придерживается твердых принципов, без которых, по его понятиям, могут жить только безнравственные и пустые люди. Но его принципы вступили в противоречие с так называемыми прогрессивными взглядами подросшего поколения. Павел Петрович сам называет себя человеком "либеральным и любящим прогресс". Но это его собственное мнение о себе, а с точки зрения автора, за его либерализмом скрывается сторонник старого строя, старых правил.

Базаров почувствовал это уже при первом разговоре с Павлом Петровичем, когда тот поинтересовался его взглядами на жизнь, на существующий политический строй: "Ну, а насчет других, в людском быту принятых постановлений, вы придерживаетесь такого же отрицательного направления?" - "Что это, допрос?" - спросил Базаров. Павел Петрович слегка побледнел...". Базаров не верит в благородство аристократа, он видит, что этот человек не разделяет его убеждения, а главное, не сможет и не попытается его понять, и предпочитает не откровенничать с ним. Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович.

Он добр, мягок, сентиментален. В отличие от бездельничающего Павла Петровича Николай Петрович пытается заниматься хозяйством, но проявляет при этом совершенную беспомощность. Он пытается что-то изменить, следовательно, делает шаг к тому, чтобы хоть как-то приблизить себя к обстоятельствам новой жизни - это уже прогресс. Аркадий Кирсанов по возрасту представляет молодое поколение. Он взрослеет в среде, отличной от той, которая воспитала его отца и дядю. Аркадий тянется к Базарову и всерьез считает себя его последователем. Но на деле оказывается способным только подражать Евгению.

Аркадий сам по себе очень внушаем, и вдали от дома увлекается Базаровым как сильной личностью, непохожей на других. Но взгляды отца и дяди все равно гораздо ближе Аркадию. В родном имении он постепенно отходит от Базарова. Знакомство с Катей Локтевой окончательно отдаляет их друг от друга.

Впоследствии Аркадий становится более практичным хозяином, чем его отец, - именно в этом можно усмотреть истинный прогресс и положительное влияние нового времени. Но все равно Аркадия хочется отнести к представителям старого поколения, несмотря на его молодой возраст. По моему мнению, в романе показан один представитель "детей" - Евгений Базаров. Он именно тот новый герой, которого можно назвать "русским Инсаровым". Разночинец Базаров противопоставлен дворянам Кирсановым. В этом противопоставлении и заключается конфликт и смысл романа. Базаров подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою связь с народом: "Мой дед землю пахал.

Спросите любого из ваших мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника Вы и говорить-то с ним не умеете". Особое значение для характеристики Базарова имеет его отношение к Одинцовой. Во всех произведениях Тургенева герой проходит испытание любовью. Такое испытание выпадает и на долю Базарова. В любовном конфликте Базарова и Одинцовой есть нечто новое, отличное от тех, что мы видим в других романах Тургенева.

Базаров оказался способным на самоотверженную любовь, которая напугала Одинцову. "Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". В лице Одинцовой Тургенев показал одну из лучших представительниц дворянства. Но нравы того времени искреннего и умного человека делают холодным и расчетливым. Она не понимает Базарова, ей с ним трудно и страшно, она чувствует, что их разделяет пропасть непонимания, и отказывается от него. Для нее это наиболее простой выход из сложившейся ситуации. Показывая, что она отказывается от бури страстей, предпочитая их привычному покою, Тургенев относит ее к поколению "отцов". И в то же время своего героя Тургенев рисует как человека, не склонного отдать свою жизнь на благо народа.

Базаров не идеализирует русского мужика. Он осуждает его серость, отсталость и необразованность. Деревенские мужики хорошо относятся к Базарову, потому что видят в нем простого и умного, но одновременно и чужого, не понимающего их человека.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"

Самые значительные произведения русской литературы XIX века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для произведений русской классической литературы. Это качество наглядно проявляется в их заглавиях, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Особую группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Волки и овцы". Сюда относятся "Отцы и дети" И. С. Тургенева. Это самый известный роман писателя. О чем он? Почему сохраняет он и сейчас для нас свою ценность? Для понимания произведения важно уяснить смысл его названия. Это не так легко, как может показаться. Заглавие романа не содержит прямого объяснения. Скорее, оно представляет задачу, поставленную перед читателями. Найти ее решение - значит приобщиться к тем идеям, которые в художественной форме воплотились в романе Тургенева.

Сосредоточивая внимание на заглавии, необходимо учитывать его роль и место в художественной системе, которую представляет собой любое литературное произведение. Как известно, в последнем выделяются три стороны: предметная, словесная и композиционная. Главными элементами предметного мира произведения являются персонажи, рассматриваемые в рамках сюжета. Заглавие нередко связано с указанными элементами. Важнейшая сторона литературного произведения - его речевой строй также проявляется в заглавии, представляющем словесную конструкцию, не только указывающую на предмет, но и отражающую авторский выбор самых подходящих слов. Кроме этого, заглавие, являясь абсолютным началом текста, несет важную композиционную функцию, объединяя все элементы художественной системы. Их вышеобозначенная связь с заглавием подчеркивает особую роль последнего и намечает те направления, в русле которых целесообразно проанализировать заглавие романа "Отцы и дети".

Во вступлении было указано на группу заглавий произведений русских классиков, к которой примыкают "Отцы и дети". Более пристальный взгляд позволяет выделить в рассматриваемом заглавии некоторую особенность по сравнению с названными романами Толстого и Достоевского. "Война и мир", "Преступление и наказание" как заглавия содержат противопоставление и сопоставление отвлеченных понятий. "Отцы и дети" заключают в себе указание на действующих лиц и их расстановку, обобщенно представляют систему персонажей романа. В сознании читателя, обогащенного житейским опытом, отцы и дети мыслятся в неразрывной и нередко конфликтной паре. В этом заключается другая особенность при его сравнении, например, с "Волками и овцами" А. Н. Островского. Какой же конфликт задается самим названием романа? Смена поколений, вытеснение старого новым - проявление всеобщей жизненной закономерности. Роман Тургенева вряд ли является простой иллюстрацией этой мысли, блестяще выраженной Пушкиным во второй главе "Евгения Онегина":

Увы! на жизненных браздах
Мгновенной жатвой поколенья,
По тайной воле провиденья,
Восходят, зреют и падут;
Другие им вослед идут...

Тургенев сосредоточивается на особенностях конкретного проявления общей закономерности. В связи с этим роман оказался очень злободневным. По-другому можно сказать, что современный жизненный материал осмыслялся Тургеневым с позиций общечеловеческих понятий. Такая позиция писателя предопределила наличие второго, глубинного пласта содержания романа, в котором выдвигаются "вечные" темы. Современно-бытовое и вечное сталкиваются в романе, создавая его многомерность, делая картину изображения действительности более сложной, более жизненной. Не случайно роман начинается точной датой (20 мая 1859 года), а заканчивается проникновенными словами Тургенева о "вечном примирении и о жизни бесконечной...". Необходимо отметить, что такое понимание романа вступает в противоречие с широко распространенным взглядом на него Д. И. Писарева, сосредоточившегося на уровне идейного конфликта молодого и старшего поколений. Проблему "отцов и детей" критик пытался решить практически, исследуя, "как действуют на человека, подобно Тургеневу, идеи и стремления, шевелящиеся в нашем молодом поколении...". Для Писарева Тургенев - "один из лучших людей прошлого поколения". Поразительно, что критик не оставляет автору права быть главным выразителем идей своего романа. Его "мнения и суждения", "выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей". Писарев увидел "выведенные явления жизни" как очень близкие для себя, такие близкие, "что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа". Именно эта близость оказалась главным фактором, повлиявшим на мнение автора критического разбора романа в 1862 году. Разбор не случайно назван именем главного героя, в котором сосредоточился, по критику, весь смысл романа: "теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум... выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни". Поэтому критик мог написать такие слова: "Когда умер такой человек, как Базаров... тогда стоит ли следить за судьбою людей, подобных Аркадию, Николаю Петровичу, Ситникову?" Между тем, на наш взгляд, судьба названных героев имеет прямое отношение к общему смыслу романа, ключ к которому заложен в его названии.

Не будем осуждать Писарева за то, что он сузил, на наш взгляд, смысл романа и соответственно смысл его названия. Глубина тургеневского произведения выявилась с определенного исторического расстояния. Не исключено, что в будущем добавятся новые штрих! к пониманию "Отцов и детей".

На сюжетном уровне название "Отцы и дети" задает тему взаимоотношений двух поколений мыслящей части русского общества в 60-е годы XIX века. Это было время появления в России новой общественной силы - разночинной интеллигенции. Дворянское сословие перестало безраздельно господствовать в обществе. Тургенев запечатлел социальный конфликт своего времени, конфликт между дворянами и "третьим" сословием, активно выступавшим на историческую арену. Главные представители названных общественных сил в романе - Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Демократизм Базарова и аристократизм Кирсанова Тургенев подчеркивает даже мелкими, но очень характерными деталями. Сравним описание героев в одинаковой ситуации: при рукопожатии. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович стискивает "его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал". А вот другое описание: Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, - руку, показавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику". Принципиальным является различие в одежде героев и их отношении к ней. Базаров говорит: "Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку". "Одежонка" Базарова - "длинный балахон с кистями". Не случайно в то же "мгновение" появляется Павел Петрович, "одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки". Задумаемся о том, как можно осмыслить противопоставление героев по одежде. Ясно, что за небрежностью Базарова стоит его "нигилизм", а за изысканностью Кирсанова - его "принсипы". Однако нельзя забывать, что перед нами люди разного возраста, разных поколений. Каждое поколение имеет свою моду, в том числе на одежду. Отцы и дети должны отличаться друг от друга. Внешнее различие - только знак отличия внутреннего. Без него не будет развития. Время не стоит на месте. Сын повторяет отца на новом уровне, это можно проследить на примере Аркадия и Николая Петровича. Однако главный вопрос состоит в том, что приносит новое поколение. Хочется верить, что история идет по пути прогресса. Но разве не возможны издержки? Все это "заложено" в понятие "отцов и детей", которое, применительно к роману Тургенева, не сводится к однозначному противопоставлению "отцов" (либеральных дворян) и "детей" (демократов). Политический конфликт - может быть, главный конфликт тургеневского времени, но не тургеневского романа. Столкновение главных героев выявляет глубочайшее различие всего их мировоззрения, а оно не может быть резко обособленным у каждого поколения. В этой среде новое вызывает сигнал тревоги, привлекает напряженное внимание с целью разобраться, что отрицается, что предлагается взамен. И здесь проявляется "детская" черта Базарова, которому легче отрицать, чем создавать. "Отцы" в чем-то оказываются, как это и положено, мудрее "детей", пока последние, в свою очередь, не стали отцами. "Отцы" не отрицают ни Рафаэля, ни Пушкина, сами воплощают определенный жизненный опыт. Он получает новое освещение, когда Базаров повторяет ситуацию Павла Петровича. Вместе с тем новая жизнь, новая обстановка "отставляет" таких людей, как братья Кирсановы. Сам Николай Петрович соглашается, что "песенка наша спета". Однако "дети", вытесняя "отцов", сами оказываются бессильными перед временем. Это остро осознает Базаров в сцене, где он говорит: "...и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет..." Проблема "отцов и детей" получает в романе Тургенева философское обобщение.

Что представляет название романа в плане словесном? Выражение "отцы" и "дети" в контексте романа неоднозначно. У Базарова и Аркадия отцы - участники сюжета. Упоминаются прямые родственные связи других персонажей. Однако название романа метафорично. Под "отцами" можно понимать все старшее поколение, на смену которому идут молодые - "дети". Важно отметить образность названия. Мысль, заключенную в нем, трудно было бы выразить с помощью отвлеченных понятий, например: "Старые и новые". Сколько сюда не вошло разных смысловых нюансов!

Заглавие романа Тургенева несет важную организующую функцию. Тема "отцов" и "детей" буквально пронизывает все повествование. Уже в самом начале Николай Петрович Кирсанов представляется читателям и как отец, ждущий сына, "получившего, как некогда он сам, звание кандидата", и как сын "боевого генерала 1812 года". Он же в десятой главе вспоминает, как сказал однажды своей матушке, что "вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям". "Вот теперь настала наша очередь..." - продолжает Николай Петрович. В историях героев постоянно намечаются противопоставления поколений. Так, Базаров говорит о своих родителях: "Я думаю: хорошо моим родителям жить на свете! Отец в шестьдесят лет хлопочет, и матери моей хорошо: день ее до того напичкан всякими занятиями, ахами и охами, что ей и опомниться некогда, а я..." Особенно значительны размышления Николая Петровича в одиннадцатой главе, когда он ясно осознал свое разъединение с сыном. "Брат говорит, что мы правы, - думал он, - и, мне самому кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами... Молодость? Нет: не одна только молодость".

В романе Тургенева звучит мотив перемен. "Преобразования необходимы..." - думает Аркадий, подъезжая с отцом к усадьбе. "Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты", - восклицает Павел Петрович. Мотив перемен звучит и в эпилоге. Базаров оказался выключенным из жизни. Его попутчик Аркадий сам стал отцом и пошел по пути своего отца. Однако он добивается в хозяйстве лучших результатов, и "ферма" уже приносит довольно значительный доход. Видно, что-то "новое" у Аркадия все-таки есть. Но как-то неловко становится, вспоминая его дружбу с Базаровым.

Случайно ли Николай Петрович вспоминает в самом начале стихи Пушкина? О чем они?

Как грустно мне твое явленье,
Весна! Весна!
Или с природой оживленной
Сближаем думою смущенной
Мы увяданье наших лет,
Которым возрожденья нет?

Конечность человеческой жизни и бесконечность действительности - и об этом напоминает нам роман, являющийся документом своей эпохи.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.