Значение женских образов в романе обломов. Сочинение на тему Женские образы в романе «Обломов» Гончаров читать бесплатно


Несмотря на значительный объем произведения, в романе присутствует сравнительно немного персонажей. Это позволяет Гончарову давать детальные характеристики каждого из них, составлять подробные психологические портреты. Не стали исключением и женские образы в романе. Помимо психологизма, автор широко использует прием противопоставлений и системы антиподов. Такими парами можно назвать «Обломов и Штольц» и «Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына». Два последних образа – полные противоположности друг другу, их смело можно назвать линиям, которые никогда не пересекутся – они просто находятся в разных плоскостях. Единственное, что их объединяет – это Илья Ильич Обломов.

Ольга Ильинская – это молодая решительная девушка. Ее требования к жизни высоки, но и сама она готова приложить достаточно усилий, чтобы получить желаемое. Жизнь Ольги похожа на бурную реку – постоянно в движении. Ольга не отступится от поставленной задачи, но и не будет тратить времени на осуществление задуманного, если видит, что затея обречена на провал. Она слишком разумна, чтобы тратить свое драгоценное время на бессмыслицу. Свое яркостью и неординарностью она и привлекла внимание Обломова. Обломов полюбил ее той чистой, бесхитростной и искренней любовью, на которую из всего окружения Ольги, пожалуй, только он один и способен. Она его восхищала, завораживала и в то же время утомляла. Она слишком любила себя, чтобы заметить его в своем ослепительном блеске. Образ Ольги Ильинской неоднозначно трактуется критиками. Кто‑то видит именно в ней достойный синтез рассудочности, образованности и духовности. Кто‑то, напротив, винит ее в поверхностности и неспособности к высокому чувству. Мне кажется, что Ольга – это обычный человек, стремящийся к комфорту и уюту, только понятие благосостояния у нее несколько иное, чем у Обломова. В действительности они оказались слишком разными людьми, у которых во время хватило духу это признать. Зачем было мучить друг друга, если ясно, что ничего не выйдет? Ольге и в самом деле больше подходит Штольц, такой же здравомыслящий человек, как и она сама.

Агафья Матвеевна Пшеницына – совсем иной образ. Это тип настоящей русской женщины, зрелой, сознательной, обладающей простой житейской мудростью, которая бывает намного более полезной, чем все трактаты по психологии, вместе взятые. Ей никогда не придет в голову пренебречь интересами человека, живущего рядом с ней, она не бросится отстаивать свои права. Возможно, ради нее мужчина не совершит подвиг, но именно рядом с такой женщиной он ощутит себя нужным и сильным. Агафье Пшеницыной никогда не придет в голову попытаться переделать человека. Психологически она намного ближе Обломову, в ней есть та естественность, которая помогает угадывать тайные мысли другого человека. Все то, чего была лишена Ольга, Обломов находит в Агафье.

Ольга и Агафья являются полными антиподами и по складу характера, и по образу жизни. Но не случайно на смену Ольге в жизни Обломова появляется Агафья Пшеницына. Гончаров искренне верил, что надо описывать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Именно поэтому его произведения начисто лишены всякой дидактики, он доверяет читателю в том, что тот вынесет верное суждение о романе. Мне кажется, что герои Гончарова, будучи взятые из реальной жизни, описанные без прикрас, не являются ни «плохими», ни «хорошими», так же как и обычный человек не может быть только плохим или только хорошим. Ольга молода, привлекательна, умна. Агафья в свою очередь умудренная жизнью женщина, ее желания сходны с идеалами Обломова. Она хочет простого женского счастья и иметь возможность заботиться о ком‑то. Обломов же хочет испытать тот уют, по которому он истосковался. А у Ольги другие представления о счастье, и в данном случае нельзя никого судить.

    • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
    • В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича – все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров […]
    • Роман И.А Гончарова весь пронизан разными противоположностями. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше понять характер героев, авторский замысел. Обломов и Штольц – две совершенно не похожие друг на друга личности, но, как говорится, противоположности сходятся. Их связывает детство и школа, узнать о которых можно в главе “Сон Обломова”. Из него становится ясно, что маленького Илью все любили, ласкали, не давали ничего делать самому, хотя вначале он рвался сделать все сам, но тут прибегали его […]
    • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа. Илья Ильич Обломов - типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, […]
    • Обломов Штольц происхождение из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать-обедневшая русская дворянка воспитание родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а […]
    • Вступление. Некоторые люди находят роман Гончарова “Обломов” скучным. Да, действительно всю первую часть Обломов лежит на диване, принимая гостей, но здесь мы знакомимся с героем. И вообще в романе мало интригующих действий и событий, которые так интересны читателю. Но Обломов – “народный наш тип”, и именно он яркий представитель русского народа. Поэтому роман заинтересовал меня. В главном герое, я увидела частицу себя. Не стоит думать, что Обломов представитель только Гончаровского времени. И сейчас живут […]
    • Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” - именно такая книга. Читая первую часть романа, я невыразимо скучала и даже не предполагала, что эта леность Обломова приведет его к какому-нибудь возвышенному чувству. Постепенно скука стала уходить, и роман захватывал меня, я читала уже с интересом. Мне всегда нравились книги про любовь, но у Гончарова она получила неизвестную мне интерпретацию. Мне казалось, что скука, однообразие, лень, […]
    • Замечательный русский прозаик второй половины XIX века Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» отразил сложное время перехода от одной эпохи русской жизни к другой. Феодальные отношения, усадебный тип хозяйства сменялись на буржуазный уклад. Рушились веками устоявшиеся взгляды людей на жизнь. Судьбу Ильи Ильича Обломова можно назвать «обыкновенной историей», типичной для помещиков, безмятежно живших за счет труда крепостных крестьян. Среда и воспитание сделали из них безвольных, апатичных людей, не […]
    • Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую привязанность. Изначально образ Штольца задумывался как полный антипод Обломова. Автор хотел соединить немецкую расчетливость и широту русской души, но этому замыслу не суждено было воплотиться в жизнь. По мере развития романа Гончаров все отчетливей осознавал, что в данных условиях такое просто […]
    • Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
    • Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд «лишних» людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом […]
    • К середине XIX в. под влиянием реалистической школы Пушкина и Гоголя выросло и сформировалось новое замечательное поколение русских писателей. Гениальный критик Белинский уже в 40-х годах отметил появление целой группы талантливых молодых авторов: Тургенева, Островского, Некрасова, Герцена, Достоевского, Григоровича, Огарёва и др. В ряду этих многообещающих писателей стоял и Гончаров, будущий автор «Обломова», первый роман которого «Обыкновенная история» вызвал высокую оценку Белинского. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО И. […]
    • Сонеты Уильяма Шекспира принадлежат к замечательным образцам лирической поэзии эпохи Возрождения. Всего Шекспиром создано 154 сонета. Большинство произведений раскрывают тему любви, но многие из них посвящены дружбе, философским размышлениям, а иногда в них отражаются вопросы художественного творчества. В богатом наследии Шекспира сонеты занимают особое место. Они не создавались автором для публикации, а были предназначены лишь для определенных лиц из ближайшего окружения поэта. Сонеты Шекспир начал писать в […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Н. В. Гоголь не только хорошо знал действительность, но и изучил многие документы. И все же комедия «Ревизор» ― это художественное […]
    • Идея создания собора заключалась в духовном единстве. Соборные движения способствуют объединению целей, стремлению к добру и счастью. Поэтому и снаружи Собор представляет собой большое здание, объединяющее в себе несколько церквей или храмов. Во все времена церкви и соборы строились с особой роскошью, поэтому его непревзойденную красоту необходимо видеть своими глазами. Величественный вид храма вызывает восторг и оставляет после себя незабываемые впечатления. Купола с золотыми крестами располагаются на разной […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • Каждый из нас имеет право на счастливое будущие, на право выбирать и судить, иметь свое место в обществе. На эту тему было написано уйму художественной и научной литературы, многие из них ставшие бестселлерами. Будущее может нести разрушительные последствия, но так же может добавлять в нашу жизнь множество более хороших и светлых вещей. Мы - ключ к светлому будущему, но как же этим воспользоваться? Мы должны все изменить! Изменить прямо сейчас. Для этого нам просто нужно быть добрее, научится с достоинством […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
  • / / Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

    Многие произведения, написанные известными творческими людьми, всегда включали в себя несколько роковых, важных женских образов, без которых суть произведений теряла свой смысл. Одним из таких произведений является социально–психологический роман « », автором которого является И.А. Гончаров.

    Главный герой Обломов всегда пытался избежать общения с женщинами и не поддаваться на их чары. Он считал это глупой тратой времени. Но, как и все мы, в какой то период своей жизни он был увлечен молодыми красавицами.

    Читая роман, мы видим, как знакомится с . И она играет немаловажную роль в его судьбе.

    Гончаров описывает эту женщину достаточно умной, лаконичной, сдержанной. Женщина не играет роль кокетки, она не использует ложь, как средство достижения цели. Ольга достаточно простая женщина. И это вызывает возмущение и недоумение у окружающих. Лишь один персонаж романа – Штольц, действительно видит в ней хорошего человека. Остальные персонажи просто избегают общения с ней.

    Ольга, принадлежав к дамам из высшего общества, не вписывается в их круги. Она не общается с теми особами, которые ей не интересны. Возможно, ее внутренний мир намного шире и развитей, в отличие от других героев романа. Именно этим она и привлекает внимание Обломова.

    Уже после первого знакомства, Илья Ильич начинает думать об Ольге. Гончаров особым образом описывает Ольгу. Он не делает ее красавицей, не создает из нее куклу, с коралловыми губами, с жемчугами, с миниатюрными ручками. Но, он делает ее образ гармоничным и грациозным.

    Она имела, аккуратное, пропорциональное телосложение. Поэтому, Обломов обращает на нее внимание и со временем понимает, что не может без Ольги. Ему очень нравится ее пение, героиня начинает приходить к Обломову в странных снах. После разговора со Штольцем, который просит «расшевелить» Илью Ильича, Ольга уделяет ему все больше внимания. Она заставляет Обломова читать книги, она хочет сделать из него нормального, активного человека, как и все вокруг. И это увлечение настолько завладевает Ольгой, что она считает его посланием свыше. Она настолько гордилась своей деятельностью, она восхищалась своими поступками.

    Именно в этот момент мы и можем увидеть настоящую сущность такой робкой, милой девушки. Ольга все больше вмешивается в жизнь Обломова, она навязывает ему свои идеи, мысли, она заставляет его найти смысл в жизни. Все ее действия переходят в сарказм, насмешки над бездумно прожитыми годами главного героя. И, в конечном итоге, они доходят до деспотического отношения, навязывания воли.

    Обломов же признается Ольге в своих чувствах и в своей любви. Девушка посчитала это верным знаком и правильным ходом событий. Некоторое время Илья Ильич действительно стал меняться, но, понимая, что просто выполняет все требования женщины и не может им упираться, задумывается над всеми своими поступками.

    Обломов начинает думать над тем, что Ольга только лишь увлечена воспитанием главного героя и не преследует за этим никаких дальнейших целей. Такая мысль возникает и у нас, читателей. Даже если подумать о том, что женщина искренне выполняет просьбу Штольца и с хорошими намерениями помогает Обломову, мы видим, что ее поведение переходит все допустимые границы. Она просто ломает человека и делает его правильным и удобным только лишь для нее. На этой почве Обломов пишет Ольге письмо и высказывает все свои мысли, хотя вскоре раскаивается в содеяном и они снова мирятся.

    В дальнейшем сюжете, Обломов даже подумывает о женитьбе, но его мысли развеиваются на фоне непонятного поведения возлюбленной. Их отношения продолжаются, но находят все большие разногласия. Обломов хочет укрыться от всего, спрятаться от чужих глаз. А Ольга желает светской жизни, хочет посещать театр, хочет показать всем свое положение невесты Обломова.

    Еще один женский образ, который раскрыт в романе, принадлежит Пшеницыной Агафье Матвееве. Она влюбляется в Обломова, всегда пытается угодить ему и обеспечить его нужды. Она постоянно сравнивает его со своим бывшим мужем и восхищается непохожестью двух мужчин. Ее простора позволяет Обломову комфортно себя чувствовать. Ведь за него все делают. О нем все заботятся. У Обломова и Агафьи Матвеевны рождается сын, и они продолжают свою размеренную жизнь.

    Главный герой построил свое существование наиболее благоприятным для него образом. И в последние годы он был с той женщиной, которая заботилась о нем и делала все ради комфорта и уюта любимого.

    Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов.

    Ольга Ильинская - главная героиня романа «Обломов» - один из самых замечательных персонажей в русской классической литературе. Гончаров очень доброжелателен к своей героине.

    Ольга наделена проницательностью, уравновешенностью, гордостью. Автора восхищает чувство долга, которым прежде всего руководствуется героиня, возвышенность ее души, отражающаяся в прекрасном голосе. Все это чувствуется и во внешнем облике Ольги: «Нос образовывал чуть заметную грациозную линию; губы тонкие и большей частью сжатые - признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие мысли и в зорком, всегда бодром... взгляде серо-голубых глаз...» Походку героини автор описывает как «легкую, почти неуловимую». В личности Ольги - особая одухотворенность, призванная быть ангелом-хранителем Обломова и разбудить его уснувшую душу.

    В личности Ильинской критик Писарев справедливо находил «естественность и присутствие сознания - что отличает Ольгу от обыкновенных женщин. Из этих двух качеств вытекает правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок... Ольга растет вместе со своим чувством...» Ольга не способна покорно подчиняться своей судьбе. Она мечтает спасти Обломова, заставить его «жить, действовать, благословлять жизнь», спасти его погибающие ум и душу.

    Но когда Ольга убеждается в тщетности своих усилий, видит, что любимый человек не соответствует ее высокому представлению об идеале, она порывает с ним.

    Ольга, как она сама говорила, полюбила образ Обломова, который она себе создала. Она хотела сделать из Обломова человека с большой буквы, и у него были все качества для этого. Душу Ольги грела мысль о том, что она сможет вернуть человека к жизни, заставить его делать то, чем он никогда не занимался, заинтересовать тем, что его никогда не интересовало. Ольга делала это ради себя и ради Обломова.

    Ильинская живет богатой духовной жизнью, она полна стремления к деятельности. Она мечтает о герое, который соединил бы в себе высокий ум и страстное чувство с энергией, волей и большой целью в жизни. Ей кажется, что Штольц соответствует ее идеалу, но жизнь с ним не полностью удовлетворяет Ольгу: «Мне грустно бывает иногда. Все тянет меня куда-то еще...» Тихое счастье со Штольцем не могло удовлетворить Ольгу. Если бы Гончаров продолжил рассказ об Ольге и Штольце, ее сильный характер и постоянная потребность в деятельности обязательно привели бы Ольгу к разрыву со Штольцем. Добролюбов видел в героине романа передовую русскую женщину и подчеркивал в Ольге стремление к борьбе во имя благородных, а.не эгоистических целей: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать давать ей советы - принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный...»

    По мнению героини, только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека. Ольга стремится к чему-то невероятному и никому не известному. Она мчится в другой мир, ввысь, в неведомые просторы, и за ней не успеть ни Штольцу, ни тем более Обломову. Ольга не могла любить Штольца. Она полюбила бы человека выше ее по разуму, у которого она ежедневно могла бы находить что-то Новое, неизведанное. А Штольц предпочитал спокойную, размеренную и уравновешенную жизнь.

    Агафья Матвеевна в романе противопоставлена Ольге. Агафья подарила Обломову рай. Ее любовь ничего не требует от Обломова и идет на жертвы сама. Это любовь от природы: «она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и без музыки нерв... Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку».

    Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, «он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес... и содрогался, когда вспоминал о ней».

    В любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считал, что любовь должна быть яркая, пылкая, а сердце его стремилось к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов. А Агафья Матвеевна нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.

    Агафья Матвеевна самоотверженна и преданна, в своей любви к Обломову она готова утонуть, отдать ему все свои силы, все плоды своих трудов. Кажется, что вся ее жизнь прошла в ожидании человека, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. Обломов именно таков: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок, «по-голубиному нежен» - это трогает женскую душу Агафьи, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Как заботливо Агафья ведет хозяйство за Обломова, с какой любовью каждое воскресенье готовит для него пирог, с каким самопожертвованием втайне от него она закладывает свои вещи!

    Очень трогательны любовь и сочувствие грубой женщины к беспомощному и опустившемуся до полного упадка души барину. Простая женщина полна материнской нежности. Не случайно имя Агафья означает «добрая». Агафья напоминала Обломову мать, Обломовку. Ее дом - это и есть маленькая Обломовка. Поселившись у Пшеницыной, Обломов попал в ту среду, воспоминания о которой сохранились у него с детства. Отношения Обломова и Пшеницыной напоминают отношения матери и сына. Она нежно любит Илью Ильича, трогательно заботится о нем, предоставила ему домашний очаг, обеспечила спокойствие и гордится его привязанностью. Смысл жизни этой доброй и мягкой женщины - в ее преданном чувстве к Обломову.

    Анисья - жена Захара - тоже очень интересный образ. Это «живая, проворная баба, лет сорока семи, с заботливой улыбкой, с бегавшими живо во все стороны глазами, крепкой шеей и грудью и красными, цепкими, никогда не устающими руками». Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: живостью, проворностью, легкостью, гибкостью, умом. При жизни Обломова Анисья сглаживала все конфликты между барином и слугой, а после его смерти полностью взяла мужа под свою опеку. Без нее он был таким же беспомощным и беззащитным перед жизнью, как и Обломов без опеки Пшеницыной.

    В семье Захара - непростые отношения. Я думаю, это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не очень горячо любящими друг друга мужем и женой. Гончаров говорит: «Страсть надо утопить в женитьбе». Анисья и Захар - одни из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Захар делает вид, что не прислушивается к советам жены, а потом следует им. Анисья - мудрая женщина, она видит и знает странное свойство Захара, как и других мужчин, ни в коем случае не признаваться в том, что женщина может быть умнее их. На какой-либо совет Анисьи Захар всегда указывал жене на кухню и говорил, что это не бабье дело, а потом делал именно так, как ему советовала жена. Захар не переносил, когда Анисья умудрялась подхватить на лету упущенную им тарелку, а жена, поставив тарелку на стол, под залпы упреков с усмешкой выходила из комнаты. Такие отношения с Захаром Анисья воспринимала как должное и чувствовала себя вполне счастливой.

    Без этих интересных женских образов роман «Обломов» был бы неполным, неярким. Женские образы дополняют как образ главного героя, так и образы остальных персонажей романа и помогают понять позицию автора.

    «Обломов» представляют женские образы. Именно в отношении к ним наиболее ярко проявляются положительные качества главного героя – Ильи Ильича Обломова . Из содержания романа становится ясно, что герой намеренно избегает общения с противоположным полом, чтобы не обременять себя лишними заботами. Однако автор упоминает, что в ранней молодости, когда люди полны искренности и влюбленности, Обломов также любил пообщаться с красавицами. В своих увлечениях он не позволял отношениям зайти далеко и не отдавался страсти со всей душой.

    Как не избегал он этого, и его настигла настоящая любовь, изменившая и преобразившая его. Его музой стала Ольга Ильинская – неординарная молодая особа, с которой его познакомил Штольц . Её трудно назвать красавицей, но природная грация и уверенность в себе давали о себе знать. Андрей Иванович не зря выбрал именно её для знакомства с другом. Он разглядел в ней сообразительную и незаурядную личность. Она говорила и смотрела прямо, без всякого кокетства и жеманства. Её поступки не расходились со словами. За это она нравилась Штольцу и он любил подолгу с ней беседовать. Уезжая из Петербурга, он вверил ей друга и попросил приложить максимум усилий чтобы «расшевелить» его, поднять с дивана, приобщить к активной жизни. Ей нравится эта затея, и она с удовольствием берётся за дело.

    Постепенно Обломов влюбляется в неё и начинает изменяться. У него появляется интерес к книгам, газетам, окружающим событиям. Он встает с кровати и меняет свой халат на нормальные вещи. Часто выходит в свет с Ольгой, посещает театры и проводит с ней много времени. Ольга гордится результатам своей работы и даже начинает восхищаться собой. Она начинает походить на доктора, который работает над спасением безнадежно больного. Ильинская часто и настойчиво повторяет Обломову, что в жизни необходима цель, и что каждый день необходимо выполнять определенные обязанности, забыв о лени. В её устах жизнь становится обязанностью, а любовь – долгом. Когда Обломов признается ей в любви, она приходит в восторг, но не от самой любви, а от результатов своего эксперимента. Уже и Обломов начинает задумываться, а любовь ли это. Со временем становится ясно, что изменения Ильи Ильича только внешние. В душе от так и остался верен своей «обломовщине».

    Другой женский образ, появившийся позже в романе и заслуживающий внимания – это Агафья Матвеевна Пшеницына . Она вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми. Это простая женщина, для которой ежедневный труд является смыслом жизни. Она отличается неуемной активностью и постоянным движением. На жизнь И. И. Обломова она оказала большое положительное влияние. С тех пор, как он стал постояльцем в её квартире, её жизнь изменилась. Она не просто влюбилась в Илью Ильича, а старалась как можно лучше обеспечить его уют и покой. Он ощутил на себе всю заботу и ласку этой женщины и постепенно стал также влюбляться в неё. Она готова была заставить всех ходить на цыпочках, лишь бы не тревожили покой Ильи Ильича. Для неё он был особенным человеком, настоящим дворянином от мозга и костей.

    Пшеницына стала отражением простоты и сострадания в романе «Обломов». Даже когда её гость остается совсем без денег, она, не задумываясь, отдает свои последние украшения на оплату его долга. Агафья Матвеевна готова продать и последние вещи, лишь бы прокормить Обломова. В отличие от Ольги Ильинской она не пыталась подвести его к действиям, а просто бескорыстно заботилась о его сиюминутных желаниях. Тишина и спокойствие были очень милы сердцу главного героя. Он их везде искал, но нашел только рядом с Пшеницыной.

    Роман «Обломов» является составной частью гончаровской трилогии, куда также вошли «Обрыв» и «Обыкновенная история». Напечатан был впервые в 1859 году в журнале «Отечественные записки», однако фрагмент романа «Сон Обломова» автор опубликовал 10 годами раньше, еще в 1849 году. По утверждению автора, черновик целого романа в это время уже был готов. Поездка в родной Симбирск с его старинным патриархальным укладом во многом вдохновил его на публикацию романа. Однако, пришлось сделать перерыв в творческой деятельности в связи с кругосветным путешествием.

    Анализ произведения

    Введение. История создания романа. Основная идея.

    Намного ранее, в 1838 году Гончаров публикует юмористический рассказ «Лихая болесть», где осуждающе описывает такое пагубное явление, процветающее на западе, как склонность к чрезмерной мечтательности и хандре. Именно тогда автор впервые поднимает вопрос «Обломовщины», который впоследствии полностью и многогранно раскрыл в романе.

    Позже автор признавался, что выступление Белинского на тему его «Обыкновенной истории» заставило его задуматься над созданием «Обломова». В своем разборе Белинский помог ему наметить четкий образ главного героя, его характер и индивидуальные черты. Кроме того, герой-Обломов, в каком-то роде признание Гончаровым своих ошибок. Ведь он когда-то тоже был приверженцем безмятежного и бессмысленного времяпровождения. Гончаров не раз рассказывал о том, как тяжело порой ему давались какие-то повседневные дела, не говоря уже о том, с каким трудом он принял решение отправиться-таки в кругосветное плавание. Друзья даже прозвали его «Принц Де Лень».

    Идейное наполнение романа чрезвычайно глубоко: автор поднимает глубокие социальные проблемы, которые были актуальны для многих его современников. Например, засилье европейских идеалов и канонов в среде дворянства и прозябание исконно-русских ценностей. Вечные вопросы любви, долга, порядочности, человеческих взаимоотношений и жизненных ценностей.

    Общая характеристика произведения. Жанр, сюжет и композиция.

    Согласно жанровым особенностям, роман «Обломов» можно без труда идентифицировать как типичное произведение направления реализм. Здесь есть все признаки, характерные для произведений данного жанра: центровой конфликт интересов и позиций главного героя и противостоящего ему общества, множество деталей в описании ситуаций и интерьеров, достоверность с точки зрения исторического и бытового аспектов. Так, например, Гончаров очень четко рисует социальное разделение слоев общества, присущее тому времени: мещане, крепостные, чиновники, дворяне. В течение повествования одни герои получают свое развитие, например, Ольга. Обломов же, напротив, деградирует, сломавшись под напором окружающей действительности.

    Типичное для того времени явление, описанное на страницах, получившее позже название «Обломовщина», позволяет трактовать роман как социально-бытовой. Крайняя степень лени и моральной распущенности, прозябание и разложение личности - все это крайне пагубно отразилась на мещанах 19 века. А «Обломовщина» стала именем нарицательным, в общем смысле отражавшим образ жизни тогдашней России.

    С точки зрения композиции роман можно разделить на 4 отдельных блока или части. В начале автор дает нам понять, что из себя представляет главный герой, проследить за плавным не динамичным и ленивым течением его скучной жизни. Далее следует кульминация романа - Обломов влюбляется в Ольгу, выходит из «спячки», стремиться жить, наслаждаться каждым днем и получать личностное развитие. Однако их отношениям не суждено получить продолжение и пара переживает трагический разрыв. Кратковременное прозрение Обломова превращается в дальнейшую деградацию и распад личности. Обломов снова впадает в уныние и депрессию, погружаясь в свои чувства и безрадостное существование. Развязкой служит эпилог, где описывается дальнейшая жизнь героя: Илья Ильич женится на домовитой и не блещущей интеллектом и эмоциями женщине. Проводит последние дни в спокойствии, предаваясь лености и обжорству. Финалом становится смерть Обломова.

    Образы главных героев

    В противопоставление Обломову идет описание Андрея Ивановича Штольца. Это два антипода: Взгляд Штольца устремлен четко вперед, он уверен, что без развития нет будущего для него как для личности и для общества в целом. Такие люди движут планету вперед, единственная доступная для него радость - постоянный труд. Он получает удовольствие от достижения целей, ему некогда строить эфемерные воздушные замки и прозябать подобно Обломову в мире бесплотных фантазий. При этом, Гончаров не пытается сделать одного из своих героев плохим, а другого хорошим. Наоборот, он не раз подчеркивает, что ни тот ни другой мужской образ не является идеалом. Каждому из них присущи как положительные черты, так и недостатки. Это еще одна черта, позволяющая причислить роман к реалистическому жанру.

    Так же как и мужчины, женщины в этом романе тоже противопоставлены друг другу. Пшеницына Агафья Матвеевна - жена Обломова представлена как недалекая, но чрезвычайно добрая и покладистая натура. Она буквально боготворит мужа, стараясь сделать его жизнь как можно более комфортной. Бедняжка не понимает, что тем самым сама роет ему могилу. Она - типичный представитель старого строя, когда женщина - буквально рабыня своего мужа, не имеющая права на собственное мнение, и заложница бытовых проблем.

    Ольга Ильинская

    Ольга же, прогрессивная молодая девушка. Ей кажется, что она сможет изменить Обломова, наставить его на истинный путь и у нее почти это получается. Она невероятно сильна духом, эмоциональна и талантлива. В мужчине она хочет видеть прежде всего духовного наставника, сильную цельную личность, как минимум равную ей по складу мыслей и убеждениям. Вот тут то и происходит конфликт интересов с Обломовым. К сожалению, он не может и не хочет соответствовать ее высоким требования и уходит в тень. Не в силах простить подобного малодушия, Ольга рвет с ним и, тем самым спасает себя от «Обломовщины».

    Заключение

    В романе поднята довольно серьезная проблема с точки зрения исторического развития российского общества, а именно «Обломовщина» или постепенная деградация отдельных слоев российской общественности. Старые устои, которые люди не готовы менять и совершенствовать свое общество и быт, философские вопросы развития, тема любви и слабости человеческого духа - все это по праву позволяет признать роман Гончарова гениальным произведением 19 века.

    «Обломовщина» из общественного явления постепенно перетекает в характер самого человека, затягивает его на дно лени и морального разложения. Мечты и иллюзии постепенно вытесняют реальный мир, где подобному человеку просто нет места. Отсюда проистекает еще одна проблематичная тема, затронутая автором, а именно вопрос «Лишнего человека», коим является Обломов. Он застрял в прошлом и порой его мечты даже превалируют на действительно важными вещами, например, любовью к Ольге.

    Успех романа во многом был обусловлен совпавшим по времени глубоким кризисом крепостнического строя. Образ заевшегося помещика, неспособного к самостоятельной жизни, очень остро был воспринят общественностью. Многие узнали в Обломове себя, а современники Гончарова, например, писатель Добролюбов быстро подхватил тему «Обломовщины» и продолжил ее развивать на страницах своих научных трудов. Таким образом, роман стал событием не только в области литературы, но важнейшим общественно-политическим и историческим событием.

    Автор пытается достучаться до читателя, заставить взглянуть на собственную жизнь, и возможно, что-то переосмыслить. Только правильно истолковав пламенный посыл Гончарова, можно изменить свою жизнь и тогда, можно избежать печального финала Обломова.