Трагедия Чацкого. Сочинение


Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышет воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум»

Одной из известнейших комедий в русской литературе является произведение Грибоедова «Горе от ума», которая широко раскрывает нам тему отношения общества к воспитанию, образованию, крепостному праву.

Одним из героев этого произведения, центральной фигурой и главным персонажем, является Александр Андреевич Чацкий. Это молодой человек, дворянин, который получил хорошее образование, открытый и честный, обладающий блестящим умом и горячо любящий Родину, свой дом. Он умеет ладить с людьми и хорошо их понимает. Возвращаясь в Москву, к своей возлюбленной Софье, он надеется на понимание и любовь в родном доме, но видит там большие и глубокие перемены.

Он замечает, что Софья с ним холодна, часто раздражительна, она больше его не любит. И как он не пытается вернуть прежние отношения, у него ничего не получается. Часто на все его воспоминания и поступки он слышит от Софьи, что всё это: «Ребячество!». Его мучает множество вопросов: почему она полюбила такого ужасного и корыстного человека как Молчалин, почему она не видит, кем он является на самом деле, не видит его истинное лицо, что его образ - это всего лишь её фантазии, а не настоящий искренний человек.

Затем Чацкому пришлось столкнуться с «фамусовским обществом», его нравами и закостенелыми устоями. Он пытается один противостоять этому обществу, его представителям, бороться против лжи и лицемерия, ужасного отношения к простым людям, крепостным. Он спорит с Фамусовым по поводу образа жизни и на все советы брать пример с отцов отвечает:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Он всегда старается говорить правду в глаза, остро высмеивает пороки «фамусовского общества».

Ему хочется высказать всё, что у него накопилось на душе, показать всем, что он страдает от такого преклонения перед всем иностранным, а его страдания общество не понимает и не разделяет. Поэтому общество, почувствовав невозможность принятия такого Чацкого, отвергло его, назвав сумасшедшим. И самое ужасное, что эти слухи распространяет о Чацком Софья. Понятно, что у них не могло быть дальнейших отношений, потому что Софья приняла сторону своего окружения, пропиталась его нравами. У неё нет такой тонкой душевной организации, чтобы понять всю доброту и искренность, честность и романтизм Чацкого.

А также одним из отличительных качеств Чацкого является полнота чувств. Это проявляется в том, как он любит и ненавидит, он пылок, горяч и остроумен, красноречив, полон жизни и нетерпелив. Поэтому эти качества делают его открытым для ошибок и уязвимым.

Он являет собой воплощение борьбы за свободу, борьбы умственной, а не кровавой. И он одинок в ней, а мир чиновников огромен и жесток. Поэтому, не имея ни малейшей поддержки и понимания, ему ничего не остается, кроме как уехать. Два противоположных мира рядом существовать не могут. Ведь здесь ему больше нечего искать. Но остается надежда на то, что даже находясь очень далеко от дома Фамусова, он не перестанет бороться за справедливость и новую жизнь. И в этом заключается сила Чацкого.

Чацкий в этом произведении является представителем нового поколения, которое несёт в общество глоток свежих взглядов и идей, тем самым отвергая на своём пути всё отжившее и старое. И мне хотелось бы, чтобы в современном мире было как можно больше таких людей, которые не боятся идти против правил устоявшихся систем, предлагать новые и перспективные идеи, которые будут продвигать наше общество и культуру на более высокие уровни, тем самым помогая нашей стране занимать ведущие позиции в мире.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Тест – зачёт по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1 . Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»?

А. классицизм

Б. романтизм

В. реализм

1) главный герой одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героя; принцип отражения жизни правдиво, «без прикрас»;

3) единство места, времени и действия произведения; определённые роли – амплуа героев; принцип говорящих фамилий.

2 . Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

А. философскую В. семейно-бытовую Д. совокупность разновидностей

Б. социальную Г. политическую Е. сатирическую

3 . Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

А. соответствие системе «амплуа» ; В. отсутствие деления персонажей на + и – ;

Б. количество действующих лиц – более 20; Г. введение внесценических персонажей;

4 . Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

1. экспозиция 3. кульминация

2. завязка 4. развязка

А. Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью; Софья и Чацкий всё слышат;

Б. диалоги героев в доме Фамусова до появления Чацкого;

В. монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»

Г. приезд Чацкого.

5 . Соотнесите героя комедии «Горе от ума» и амплуа, которому он соответствует:

А. отец, не догадывающийся о любви дочери 1) Чацкий

Б. удачливый герой-любовник 2) Софья

В. субретка (бойкая, весёлая служанка) 3) Фамусов

Г. герой – резонёр 4) Молчалин

Д. героиня любовного треугольника 5) Лиза

6 . Соотнесите героев и роли, которые отводятся им в комедии А.С.Грибоедова:

1. главные герои 3. эпизодические

2. второстепенные 4. внесценические

А. Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

Б. Кузьма Петрович, Максим Петрович, Марья Алексевна

В. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Софья

Г. Сказозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов.

7 . Соотнесите персонажа комедии с его характеристикой:

1. Чацкий 4. Скалозуб

2. Молчалин 5. Загорецкий

3. Фамусов 6. Софья

А. «И золотой мешок, и метит в генералы…»

Б. «Он славно пересмеять умеет всех…Остёр, умён, красноречив…»

В. «При нём остерегись: переносить горазд, и в карты не садись – продаст»

Г. «Услужлив, скромненький…вот он на цыпочках и не богат словами»

Д. «Людей с душой гонительница, бич!»

Е. «Английского клоба старинный, верный член до гроба»

8 . Соотнесите героев комедии «Горе от ума» с их высказываниями о Чацком:

А. Софья Б. Фамусов В. Лиза

1. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий»

2. «Этот франт-приятель объявлен мотом, сорванцом»

3. «Не человек – змея!»; «Он не в своём уме»

4. «Опасный человек» , «Он вольность хочет проповедать»

5. «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»

6. «Он малый с головой; и славно пишет, переводит».

9 . Соотнесите данное высказывание с его автором:

А. Грибоедов А.С. В. Гончаров И.А.

Б. Пушкин А.С. Г. Белинский В.Г.

1. «Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний воздух, исторический момент и нравы»

2. «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. В комедии «Горе от ума» кто главное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А…Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, и сатирическими замечаниями»

3. «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»

4. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин… – всегда жертва»

10 . Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными :

А. Чацкий Б. Фамусов В. Софья Г. Молчалин Д. Лиза

1. «Счастливые часов не наблюдают»»

2. «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»

3. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

4. «Герой не моего романа»

5. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»

6. «Свежо предание, а верится с трудом»

7. «Молчалины блаженствуют на свете»

8. «Ах, злые языки страшнее пистолета»

9. «Ну как не порадеть родному человечку»

10. «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

11. «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

12. «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»

13. «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»

14. «Кто беден, тот тебе не пара»

15. «И дым отечества нам сладок и приятен»

Дополнительное задание.

Письменно ответьте на один вопрос (на выбор):

1. Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?

2. Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?

3. Как вы считаете, действительно ли «Молчалины блаженствуют на свете»?

4. Сожаление или осуждение вызывает у вас Софья?

5. Чем интересна и поучительна комедия А.С.Грибоедова сегодня?

Ключ к тесту :

1. А-3,Б-1,В-2;

2. Д

3. Б, Г

4. 1-Б,2-Г,3-А,4-В

5. А-3,Б-4,В-5,Г-1,Д-2

6. 1-В,2-Г,3-А,4-Б

7. 1-Б,2-Г,3-Е,4-А,5-В,6-Д

8. А-3,5; Б-2,4,6; В-1

9. А-3, Б-2, В-4, Г-1

10. А – 3,6,7,10,12,13,15; Б – 2,9,14 В – 1,4; Г – 5,8; Д – 11.

Сочинение по литературе.

«Кроме крупных и видных личностей, при резких переходах из одного века в другой - Чацкие живут и не переводятся в обществе,повторяясь на каждом шагу».

И.А. Гончаров, «Мильон терзаний».

В 1823 г. известный писатель Александр Сергеевич Грибоедов завершил свою комедию «Горе от ума». Главное место в этой бессмертной комедии занимает, несомненно, Александр Андреевич Чацкий.

Чацкий - молодой дворянин, имеющий передовые взгляды. Его высказывания содержат в себе основное послание пьесы. Среди всех других персонажей он действует наиболее активно. Горячими монологами Чацкий безостановочно разит своих идеологических противников, энергично высказывает взгляды на окружение.

Чацкий смотрит на мир с позиций «нынешнего», нового века. Он обличает все, что мешает развитию новой жизни. Резко отрицает шутовство и низкопоклонство, требует серьезного отношения к делам, обличает проявления крепостного права.

Человек умный и трезвомыслящий, Чацкий не увлекается утопиями. Он свободолюбив, желает освобождения общества от сковывающих его предрассудков.
По характеру Чацкий честен, искренен и прямодушен. Пусть его поступки горячи, порой даже желчны, но совершает он их всегда от чистого сердца и без дурных намерений.

Идеология и мировоззрение Чацкого чужды всем присутствующим на балу, в их рядах он не находит союзников. «Возглавляет» эту группу Фамусов. Разговаривая с Чацким, навязывая ему свою точку зрения, Павел Афанасьевич получает столь мощный отпор, что не находит никакой защиты. Это пугает его, заставляет настраивать всех против «врага исканий».

Полковник Скалозуб - ярый служака и карьерист. Ограниченный и малообразованный, Скалозуб тем не менее инстинктивно понимает опасность Чацкого и относится к нему свысока. Чацкий чувствует всю ничтожность Скалозуба. Об этом говорит данная ему Александром характеристика:

Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!

Поэтому Чацкий непосредственно Скалозубом не интересуется.

Столь же ничтожен и секретарь Павла Афанасьевича, Молчалин. Постоянно носящий маску лицемерия, он не может понять открытого и искреннего Чацкого. Александр, видя пустоту и низость Молчалина, испытывает отвращение к нему, не переносит снисходительного тона его поучений, резко отвергает его взгляды.

Софья - единственный человек из «толпы», заслуживающий сочувствия читателя. «В ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности», - отзывается о ней Гончаров. Она стала нынешней Софьей Павловной под влиянием обстановки фамусовского дома. Чацкий любил Софью, и именно эта любовь привела его в дом Фамусова. Возможно, прежде и он нравился Софье, но теперь высказывания и остроты Александра лишь раздражают ее. Она постоянно уклоняется от разговоров с Чацким, и его надежда на взаимность ослабевает все больше и больше. После сцены в сенях Чацкий, пораженный и разочарованный, видит, что возвращение к прошлому для них невозможно.

Трагедия Чацкого в том, что по ходу пьесы его ум и принципы приносят ему только несчастья. Взгляды и мнения, которые Чацкий не скрывает, воспринимаются фамусовским обществом как опасность, угроза. За Александром - жизненная правда, и «больное» общество может противопоставить ему только ложь и отжившие свое идеалы. Чацкий с его умом не может быть принят и понят в этой среде - все, даже Софья, отвергают и сторонятся его.

«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей... смертельный удар качеством силы свежей, - пишет в критическом этюде «Мильон терзаний» Гончаров. - Он вечный обличитель лжи... передовой воин, застрельщик и - всегда жертва». Чацкий действительно победил. Он не сможет вкусить плоды своей победы, но ими воспользуются его соратники и последователи.

Чацкий - жизненно верная и необходимая личность, поэтому Чацкие никогда не исчезнут из нашей жизни, появляясь из века в век, из эпохи в эпоху.

По мнению многих литературных критиков, произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» является комплексным творением, где подняты все актуальные проблемы человечества и рассмотрены весьма подробно. Потому пьесу заслуженно считают бессмертным творением автора.

Действие пьесы происходит в дома барина Фамусова, московского барина, куда приезжает главный герои произведения, Чацкий. После длительного пребывания за границей он приезжает в Москву и сразу же отправляется к своей любимой, Софье Фамусовой. Он хочет узнать, сильные ли ее чувства к нему так, как прежде. И после его приезда как раз и начинается основное действие.

Герой узнает, что девушка к нему остыла и полюбила секретаря отца, Молчалина. Попадая в мир лицемерия и лжи, Александр Андреевич Чацкий сразу же начинает отстаивать свою позицию, пытаясь найти правду и искоренить несправедливость. Однако между ним и существующим общественным стандартом лежит неизмеримая пропасть. Являясь по своей сути человеком принципиальным и непримиримым, герой постоянно вступает в жаркие споры с Фамусовым, главой семейства, на фоне которых читатель и начинает понимать всю гнилостность существующих традиций и предпочтений «сильных мира сего» и общественных ценностей в целом.

Чацкий терзаем всеми существующими проблемами государства, в частности, существованием крепостного права, в рамках существования которого всякие «неугодные» взгляды обречены на жалкое существование лишь в молчаливой форме и не могут быть реализованы даже словесно. Он видит, что власть не готова к реформированию государства, потому что любые изменения в ситуации могут повлечь за собой зарождение свободолюбия и свободомыслия. Равнение на заграницу - яркая проблема, которая героем поднимается неоднократно. «А судьи кто?», - говорит герой в своем знаменитом монологе, утверждая тем самым, что никто из существующих правительственных «мужей» не может правильно и честно решит глобальный вопрос.

Деньги и власть, укорененные идеалы и существующая закостенелая политика желающих наживы правителей - вот проблемы, которые так ранят и терзают героя, а, в его лице, и весь народ. Он старается найти людей, близких ему по духу и мышлению, которые бы поддерживали его идеи, но все его намерения терпят фиаско. Никто в доме Фамусова, а, соответственно, и во всем так называемом цивилизованном и привилегированном обществе его не только не поддерживают, но попросту не понимают.

Гонимый всеми и не принимаемый никем, Чацкий понимает, что не властен здесь, в обществе каменных идеалов и нерушимых правил, потому что прогрессивному человеку, с новыми взглядами и требованиям попросту нет места в клоаке, где корни уходят глубоко в древность, в мышления предков.

Единственная его надежда - Софья - оказывается таким же звеном существующей крепкой цепи лжи и преклонения, которую нельзя разорвать. Потерпев крах и впав в отчаяние, герой уезжает, не в состоянии изменить систему.

Чацкий - герой нового времени, которые всегда есть и всегда будут. В его уста автор вложил всю свою жизненную позицию и пытался рассказать обществу о том, что замалчивалось веками: жизнь требует перемен, которые начинаются с умов каждого из нас. «Миллион терзаний» - это несогласие здравого смысла с общественным болотом, законы которого нерушимы. Выступив против системы, ее можно поломать. Но один в пол - не воин. Поражение все же, по мнению автора, является временным. И в будущем все встанет на свои места, и мир желаний обретен свою реализацию в действительности.