Значение сказок в жизни человека. «Значение сказок в жизни человека


Лидия Николаевна Белая

Сочинение-рассуждение по тексту И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.

Вступление

Проблема

(вопрос, требующий решения)

Вариант№1. Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей И.А. Ильин в предложенном для анализа тексте.

Вариант№2. Передо мной текст выдающегося русского философа, писателя, публициста, с торонника Белого движения, критика коммунистической власти в России, автора книг « », «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» Ивана Александровича Ильина, где поднимается важная проблема. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей автор в предложенном для анализа тексте.

Комментарий

(рассуждения, пояснения)

С первых фраз философ заставляет задуматься читателей над интересной проблемой, обращая внимание на то, чем является сказка для человека, «насколько она нужна» людям. И.А.Ильин задаётся вечными вопросами: «в чём же счастье человека? В богатстве ли? В доброте и правоте?» Далее автор особо подчёркивает, что «сказка щедро подсказывает» человеку, оказавшемуся «в глубине жизненного леса», путь преодоления бед и несчастий. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, мыслитель даёт ответы на острые вопросы, тревожащие детские сердца и души. Кроме того, И.А.Ильин акцентирует внимание читателей на том, что люди, «живущие со сказкой», « имеют дар и счастье», умеют хранить в своей душе «вечного ребёнка».

(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

По мнению автора, сказка - это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности, она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. И.А.Ильин стремиться донести до читателя мысль о том, что сказка связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна людям в любом возрасте.

Моя позиция

(строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказать) - аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог ).

Трудно не согласиться с позицией автора. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего подрасткого периода и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика . Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, ребёнок начинает лучше понимать, какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, развивают правильную речь и даже помогают преодолеть маленькие страхи и слабости.

Аргумент№1

(литературный)

Убедительные аргументы, подтверждающие этот тезис, можно найти в русской классической литературе. В.А.Жуковскому было интересно всё старинное и необычное, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Более половины литературных произведений В.А.Жуковского - это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, В.А.Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Одно из таких переложений - сказка «Спящая царевна», появившаяся летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами - А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» - восклицает Н. В. Гоголь. В.А.Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», А.С.Пушкин - «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Аргумент №2

(литературный)

(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)

Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом из русской классической литературы. Вспоминаются чрезвычайно яркие образы «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где поэт, опираясь на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице, использует народные сказки: русские - «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие - «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку». Но А.С.Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет - было бы только желание открыть. Но юного читателя ведёт за собой взрослый: мама, папа, бабушка, дедушка … Сказка детям нравится тем, что добро побеждает зло. Добротой и верностью привлекает детей образ молодой царевны. С огромным удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Особенно им нравится эпизоды странствия царевича Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё дети восхищаются мелодичными стихами.

Заключение (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме?)

Следовательно, сказки играют огромную роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Это самый популярный и самый любимый жанр детей. Все происходящее в сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть. Понимая простые истины, ребенок чувствует себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимает как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.


Первыми книгами в жизни многих людей являются сказки. Мир этих произведений красочен, понятен каждому. Он особенно радует любящих фантазировать детей, удивляя разными магическими существами, мирами и историями, в которых главный герой всегда побеждает зло. Именно на таких произведениях, в том числе и на русских народных, выросло далеко не одно поколение добрых, отзывчивых и чутких личностей.

Роль сказки в жизни человека. Это одна из проблем, поднятых автором в тексте.

В наше время часто людей перестают радовать вещи и события, обычно вызывавшие у них восторг, всё надоедает и становится привычным. Лишь сказки остаются многогранными, в них всегда есть то, что можно не заметить с первого, второго и последующих прочтений.

По мере взросления, читая их раз за разом, мы находим новые морали, которые можно вывести из историй. Поэтому их важно читать не только в детстве, но и во взрослые годы.

Сказки - проводники в волшебные, «вожделенные» и прекрасные края, дарящие нам ответы на вопросы, задаваемые людьми из поколения в поколение. Человек всё своё существование спрашивает «о том, что всем важно и необходимо» и будет продолжать это делать. А сказочные произведения тем поистине и уникальны, что они дают ответы и на вопросы о судьбе, и в чем состоит счастье, и о многом другом.

Сказка является сборником мудрости, проверенной нашими предками, кладезем древних знаний.

И лишь живущий со нею в душе человек сможет внять тем ответам, которые даны ему произведением, причем оно ответит «не о том, чего нет и не бывает, а о том, что теперь есть и всегда будет» .

Автор считает, что сказка играет важную роль в жизни человека, развивает его, воспитывает в нём доброту, отзывчивость, любовь к окружающему миру. «И люди, живущие со сказкой, имеют дар и счастье. . . вопрошать свой народ о первой и последней жизненной мудрости и с открытой душой внимать ответам его первоначальной, доисторической философии»

Я согласна с автором и считаю, что сказки - важная часть как детства человека, так и его взрослой жизни. Они воспитывают в нас любовь к ближним, благодаря им мы погружаемся в волшебные миры, воспоминания о которых сопровождают нас всё существование, поддерживая в трудные минуты.

К этой проблеме обращались как русские, так и зарубежные авторы произведений. В романе Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти» друзья, пытаясь найти слабые стороны Того-Кого-Нельзя-Называть находят символ, смысл которого им никто не может объяснить. Разгадка этой тайны находится в сказках барда Бидля, и именно благодаря информации, содержащейся в этой книге, они смогли победить Волан-де-Морта и закончить войну, приведшую к страданиям многих магов.

Вспомним и роман Льва Гроссмана «Волшебники» . Квентин, казалось бы, выросший из возраста, когда все любят сказки, не перестаёт перечитывать своё любимое произведение - «Филлори и дальше» . Он вырос на этих историях, именно они помогли сформировать его характер. Застенчивый и скромный парень никогда не был в центре внимания, но когда узнал, что является волшебником, а Филлори действительно существует, то его знания об этой стране стали незаменимыми, лишь с его помощью друзья смогли попасть туда, чтобы уничтожить врага, губящего всю магию.

Таким образом, сказки - это одни из самых важных произведений в жизни людей, играющее большую роль для них на протяжении всей жизни.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

У каждого человека от рождения свой путь. Даже у близнецов судьбы часто совсем разные. Почему происходит именно так? Конечно, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Кто-то думает, что всё зависит от планеты, под знаменем которой родился, кто-то от дня или даже часа рождения, а кто-то и вовсе об этом никогда не задумывался.

По большому счету, судьба – это своего рода сценарий, по которому мы живём. Формироваться он начинает в 6-7 лет. Это возраст, в котором мы начинаем ближе узнавать и осознавать сказки. Поведение и поступки сказочных героев могут повлиять на нашу жизнь. Звучит не совсем правдоподобно? А вы на минутку представьте себя маленьким ребенком. Вы вот-вот пришли в этот мир. Он абсолютно новый и неизвестный для вас. Вы такой маленький, а он такой огромный. Знать многое вы пока еще не можете, но вы знаете сказки, которые каждый вечер читает вам мама, папа или бабушка. Вникая в сказку, вы выбираете для себя наилучшие роли, с помощью которых вы в дальнейшем будете создавать сценарий своей жизни – именно так сказка влияет на судьбу. Сценарий может быть разным, однако существуют механизмы его формирования. В основном это внешние факторы, плюс решения ребенка на эмоциональном уровне. Внешние факторы могут быть в лице родителей или учителей, а также подкрепленные мультфильмами и сказками. Кто-то повторяет судьбу своих родителей, кто-то идёт своим путем. В основном, жизненный путь
создается неосознанными действиями родителей: интонации во время прочтения сказки, акценты на определенных событиях, высказывания, отношение к некоторым героям. Иногда родители, таким образом, помогают своим детям построить свою судьбу. Но в любом случае это выбор происходит в детстве, наполненном сказками, сказочными героями, их действиями и характерами.

Какую роль играет сказка в жизни ребенка? Тут стоит упомянуть психологические инструменты влияния сказки на развитие ребенка:

Механизм идентификации;

Обучение моральным нормам поведения;

Решение личностных проблем малыша примером их неуникальности;

Получение нового опыта от сказки;

Устранение психоэмоционального напряжения;

Решение задач возраста с помощью сказки.

Роль сказки в жизни человека имеет огромное значение. Любимая сказка может задать
течение нашей жизни, когда мы сравниваем себя с героем и повторяем его действия в жизни. Взрослея, мы закрываемся от детства и уже во взрослой жизни совершаем те же действия и поступки, что и наш любимый сказочный персонаж. Часто мы не осознаем, что сказка является моделью выстраивания нашей жизни, и именно она закладывает нашу судьбу. Мы отождествляем себя со своими любимыми героями. Если вы помните, какие сказки вам читали в детстве, то должны знать, что они бывают как с позитивными программами, так и наоборот. Важно, что вы можете сами выбирать, что читать своим детям. Делайте лучший выбор: читайте о добре, успехе и взаимопомощи. Обязательно выделяйте позитивных героев. Тогда вы запрограммируете своего малыша на счастливую и успешную жизнь.

Приглашаю вас на сказкотерапию для родителей «В гостях у сказки»! На тренинге вы узнаете, что такое сказка и как она может повлиять на ход всей вашей жизни. В любой истории зашифрован код, который помогает нам бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам и найти ответы на важные вопросы. Оставить заявку на мероприятие можно по ссылке:


В тексте, предложенном нам для анализа, известный русский психолог и педагог Илья Константинович Барабаш поднимает проблему важности сказки в жизни современного человека.

Данная проблема сегодня актуальна как никогда, ведь погружаясь в бешеный ритм жизни современного общества, мы начинаем забывать о началах, о том, что помогало нам в детстве. Мы не задумываемся о том, что-то, что служило нам опорой в жизни раньше, может служить ориентиром и сейчас. Именно сказки закладывали в нас морально-эстетические и нравственные ориентиры, которыми мы руководствуемся и по сей день.

Для того, чтобы привлечь внимание читателя к этому вопросу, писатель, во-первых, рассказывает о том, как близко мы воспринимали проблемы героев: «Мы действительно радовались за Ивана-царевича, жалели Маленького Мука». Это помогало сравнивать их поведение с нашим, делать выводы и поступать так, как поступил бы герой сказки. Во-вторых, автор рассказывает нам то, как хитрость побеждает силу, а смелость- подлость. Барабаш фактически перечисляет некоторые из тех уроков, которые мы извлекли, читая сказки: «Понятие силы относительно.

А если ты просто бескорыстно поможешь кому-то, то добро обязательно вернётся к тебе».

Автор считает, что мы должны смотреть на жизнь через призму сказки, но при этом не попадая во власть сказочных персонажей. Иными словами, мы должны уметь пользоваться советами, которые нам дала сказка, не забывая, что мы все же живем в реальном мире, а потому не всегда сказочные законы здесь работают.

Недаром данная проблема рассматривается в произведении Владимира Благова «Свободу Змею Горынычу!» Брат и сестра, проживая в современной квартире, вообще не интересуются книжками. Брат целыми днями играет в компьютер, сестра листает журналы - их не интересует выдуманный мир. Однажды, из-за стечения обстоятельств, они волшебным образом попадают в классическую русскую сказку, где они пользуются исключительно своей находчивостью и смелостью спасают сказочных персонажей, и счастливо возвращаются домой.

Научившись во время своих приключений, отваге, доблести и честности, они понимают, что мир сказок- это увлекательнейшая среда, где каждый может найти ответ на любой волнующий его вопрос. С тех пор они стали уделять гораздо больше внимания книжкам.

Другим примером является фильм «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф». Четверо детей, эвакуированных в Лондон из-за войны, случайно находят вход в параллельный мир, который населяют сказочные персонажи. Волею случая, на их плечи возлагается ответственность за весь этот мир, и они спасают его. В процессе, каждый из детей исправляет свой собственный главный недостаток характера, и обратно в Лондон они возвращаются совершенно другими людьми. Встреча со сказкой сильно помогла им изменить свою судьбу и себя самих в лучшую сторону.

Подводя итог, можно сказать, что сказка действительно играет очень сильную роль в жизни людей. Не даром гласит русская пословица: «Сказка - это сокровище народной мудрости».

Обновлено: 2017-05-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Кинева Ирина Владимировна,

Воспитатель ГБДОУ №18 Кировского района города Санкт-Петербурга

«Блестящее, лучшее в мире золото – то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей».

К.Андерсен

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что создаёт особые возможности при коммуникации.

В сказке в символической форме содержится информация о том:

Как устроен этот мир;

Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

Как приобретать и ценить дружбу;

Какими ценностями руководствоваться в жизни;

Как строить отношения с родителями;

Как бороться и прощать.

Сказки являются основой «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» -способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.

Сказки возвращают ребёнка в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.

Привлекательностью сказок для развития личности ребёнка заключается в следующем:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

отсутствие чётких персонификаций.

Главный герой в сказке - собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья. Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

образность и метафоричность языка.

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая; сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребе­нок во многом формирует для себя картину Мира и, в зависимос­ти от этого, будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

психологическая защищённость.

Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заклю­чается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

наличие тайны и волшебства.

Эти качества свойственны волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм - в ней все дышит, в любой момент любой предмет - даже камень - может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место друго­го. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, отличающееся от него самого, позволяет ему ощутить многогран­ность Мира и свое Единство с ним.

Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские. Можно выделить несколько разновидностей народных сказок:

бытовые (например, «Лиса и журавель»);

сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хит­реца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму;

сказки-страшилки, истории о нечисти;

сказки-притчи;

сказки о взаимодействии людей и животных;

сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

волшебные сказки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т. д.).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудито­рия. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о живот­ных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрас­те дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоп­лощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуществен­но с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удо­вольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В процессе целенаправленной работы со сказками, во время обсуждения литературного произведения, сравнения сказочных ситуаций с реальными, основанными на личных наблюдениях и опыте детей, происходит формирование осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей. Развивается умение справедливо оценивать поступки не только героев сказок, но и своих сверстников, а, подчас, и взрослых; формируется умение понимать: что хорошо, а что плохо; что можно, а что нельзя.

Таким образом, разнообразный сказочный мир будит воображение ребенка, рождает познавательный интерес к реальному миру, вызывает у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу; дает первые понятия о добре, зле, справедливости, Через сказку ребенок начинает понимать законы мира, в котором он родился и живет!

Сказки - незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. Они не только являются средством увлечь ребенка, но и способны развивать его, воспитывать и решать его психологические проблемы.