Особняк рябушинского адрес и время работы. Асимметрия и оригинальность


Особняк С. П. Рябушинского – это дом-музей, возведённый в самом начале ХХ века великим автором архитектуры Ф.О. Шехтелем для Степана Павловича. Сам Рябушинский был предпринимателем и банкиром, создавшим вместе с братом первый в России автомобильный завод. Этот человек действительно являлся великим меценатом страны. Ему принадлежала внушительная коллекция икон, которая насчитывала около 200 экземпляров. Некоторые из них впоследствии были переданы в Третьяковскую галерею и Исторический музей.

Дом был построен на углу Садово-Кудринской, ныне Малой Никитской. Особняк выполнен в стиле английской готики с присутствием оттенков мавританского стиля. Его формы создавались на основе кубических граней, подчёркивающих статность дома. Посмотрев на дом снаружи, не сразу можно понять, сколько в нем этажей. Благодаря интересной проектировке окон с одной стороны особняк выглядит многоэтажным, а с другой - всего двухэтажным.

На самом деле этажей в доме три, и на верхнем ярусе расположена молельная комната. Волнообразные решётки на окнах сделаны в стиле ар-нуво. Фасад здания выполнен из гладкого светлого кирпича с элементами мозаики, изображённой в виде ириса. Если взять общую композицию участка с домом, то можно увидеть, что везде прослеживается связь с природой и миром - декорации, узоры на паркете пола, орнаменты на окнах и бронзовых ручках дверей.

Идейным центром особняка является мраморная лестница, выполненная в форме волны (символизирует воду и жизнь), а ее спиралевидная форма говорит о бесконечности.

Вообще, морская тематика присутствует во всем интерьере - высоко подвешенная лампа в виде медузы, морские коньки, улитки. Необычная колонна на втором этаже, где начинается путь в ту самую молельню, у основания обвита змеями и украшена саламандрами (олицетворение зла) и лилиями (добра). Тематика проявляется и в витражном светло-голубом стекле, и в обоях, напоминающих наскальные рисунки, и даже в паркете, который выложен узором рыбьей чешуи - все в этом доме гармонично. Такие интересные решения говорят о том, что Шехтель действительно был одним из величайших художников и архитекторов.

Внизу находится столовая. Раньше центральную стену украшал огромный камин из каррарского мрамора, но после революции его разобрали и заменили великолепными деревянными шкафами и кожаной мебелью. Посреди столовой стоит стол, высеченный из дерева и покрытый лаком. Здесь также находится комната-библиотека, которая украшена интересным орнаментом и обставлена деревянными произведениями искусства.

На третьем этаже особняка расположена молельня, для уединения и общения с Господом. Это своего рода тайная домашняя церковь. К ней ведёт скромная деревянная лестница, укрытая за колоннами. Молельня украшена куполом, в центре которого находится окно, через которое ночью можно увидеть звёздное небо.

Во время революции семья Рябушинских подверглась гонениям, а дом отошёл государству. В 1932 году особняк достался Алексею Максимовичу Горькому. Именно сюда он вернулся из ссылки, покинув итальянский город Сорренто. Здесь он провёл всю свою оставшуюся жизнь. Алексей Максимович немного изменил интерьер, ориентируясь на свои предпочтения комфорта - например, кабинет он обустроил новой деревянной лакированной мебелью, частично обтянутой кожей. Но основные достопримечательности великолепного дома все же остались нетронутыми.

В 1965 году особняк получил звание национального дома-музея Москвы имени А. М. Горького. Это здание занесено в список национального наследия страны, к которому ежедневно организовывается множество экскурсий. Отчасти это является заслугой Надежды Алексеевны - вдовы А. М. Горького.

Не у каждого исторического здания судьба складывается столь необычно. Построенный в начале ХХ века отцом русского модерна Фёдором Шехтелем по заказу миллионера Степана Павловича Рябушинского, он стал пристанищем, где Горький провёл последние годы своей жизни.

«Мы многое не замечаем, как не замечаем кислорода , которым дышим», — записал как-то Шехтель в своём дневнике. В суете большого города мы не видим удивительных вещей, которые находятся совсем рядом. Однажды во время прогулки по Малой Никитской я обратила внимание на необычный особняк. При ближайшем рассмотрении он оказался абсолютно ассиметричным: фасады, выполненные в оригинальный отделке, великолепные фризы из орхидей , витражи и окна разных форм и размеров, да ещё и на разных уровнях!

Как выяснилось, у этого дома непростая судьба, связанная с жизнью великого архитектора, миллионера-старообрядца и пролетарского писателя. Сейчас в этом здании находится мемориальный дом-музей Горького.

Миллионщик из народа

Степан Павлович Рябушинский (1874–1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787–1858) , прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе . Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий . Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день.

По последней моде

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903–1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки , замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Тайны дома на Никитской

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной.

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы . Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Дворцов для Горького не строить!

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой.

Но в 1931 году у особняка появился новый хозяин — Максим Горький (1868–1936). Ещё до возвращения из Италии до писателя стали доходить слухи, что «для Горького готовят то ли дворец, то ли Храм Христа на берегу Москвы-реки», и он писал в Россию гневные письма с требованием: «Вопрос о вселении моём во дворцы не решать до моего приезда!».

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Что интересно, Степана Павловича, первого хозяина особняка, Горький не знал. А вот с его братом Николаем Павловичем, издателем и редактором журнала «Золотое Руно», познакомился в 1911 году на Капри. А в 1918 году Горький хлопотал об освобождении из ЧК младшего брата Рябушинских — Дмитрия Павловича , учёного с мировым именем, основавшего на собственные средства в подмосковном Кучине первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт (преобразованный затем в ЦАГИ).

Пристанище пролетарского писателя

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.

При Горьком особняк стал центром культурной и литературной жизни Москвы, здесь за столом у самовара собирались известные люди, завязывались исторические знакомства и велись горячие споры о судьбе литературы в это непростое время. И именно в этот дом к Горькому приезжал Ромен Ролан. Именно в этом доме Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ» .

Конечно, со времён Рябушинских убранство дома сильно изменилось. Мебель была достаточно простой, без изысков. В помещении бывшей молельни невестка Горького устроила мастерскую живописи.

Вкусы самого Горького отражает, разве что, кабинет писателя. Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.

Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.

Одним словом, кабинет на Малой Никитской был точно таким же, как кабинеты писателя в Сорренто , в Крыму и на подмосковной даче. Самуил Маршак даже шутил по этому поводу, что Горький всюду возит свою рабочую комнату с собой.


В доме-музее все предметы находятся на своих местах. Фото автора

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны здесь был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Горьком.

Сегодня здесь часто бывают гости. Заинтригованные роскошным внешним видом особняка, случайные посетители ещё больше изумляются уникальному интерьеру, тому, что осталось от былой роскоши. Неспешно перемещаются из комнаты в комнату, разглядывая витражи, занятные ручки дверей, причудливые рисунки паркета или изучая книги из последней библиотеки Горького и портреты членов его семьи.

В этот дом хочется вернуться снова и снова, чтобы в очередной раз попытаться разгадать таинственное очарование особняка, столь причудливо соединившего судьбы величайших людей эпохи.

Новости партнёров

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902-03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931-36 гг.

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Режим работы

Посетить музей Горького и ознакомиться с интерьерами особняка можно ежедневно с 11:00 до 17:30, кроме понедельника, вторника и дней, на которые приходятся официальные государственные праздники. Последний четверг каждого месяца в учреждении проводится санитарный день.

Цены на билеты в 2019 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 300 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 100 руб.;
  • для студентов и учащихся — 150 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 400 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000-5000 руб. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб.

Как добраться до музея-квартиры А. М. Горького

Ближайшие станции метро расположены в 1-1,5 км от особняка:

  • «Баррикадная» и «Пушкинская»- линия 7;
  • «Тверская» — линия 2;
  • «Арбатская» — линия 3 и 4.

До музея можно доехать на автобусах № 15, 39, А, 243, м6. Остановка «Никитские ворота».

Мобильные службы такси в Москве — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси

Особняк Рябушинского: видео

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903)

Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.

Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно по-разному. Окна имеют разный уровень и форму, и ни одна деталь в отделке здания не повторяется.

Мы уже знаем, что внутреннее пространство зданий архитектор всегда продумывал так же тщательно, как и внешнее. Главная деталь интерьера – витая спиральная лестница в форме волны. На гребне мраморных волн у основания лестницы – люстра-медуза. Все вокруг: зеленоватые стены, светильники, дверные ручки в форме водорослей, ракушек, морских коньков, черепахи – создают картину подводного мира. Рядом с ними соседствует растительный мир: витражи с пейзажами и цветами, тонкая деревянная резьба в форме необычных растений, лепнина потолка библиотеки – все это переносило сознание в иллюзорный мир фантазии.

Особняк Рябушинского

По просьбе заказчика – старообрядца, не выставлявшего свою веру напоказ, – Шехтель так расположил внутри молельную комнату, стилизованную под древнюю церковь, что о ее существовании никто из гостей особняка не догадывался.

Во внутреннем дворе располагались флигели со службами: прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней.

Особняк на Малой Никитской вызвал восторг не только у заказчика, но и у горожан. О нем писали, его снимали, три издательские фирмы – «М. Кампель», «П. фон Гиргенсон и Шерар», «Набгольц и К°» – выпустили открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

После 1917 года особняк Рябушинских был реквизирован и переходил из рук в руки различным организациям. Вначале здесь разместился Наркомат по иностранным делам. Потом – Госиздат, куда нередко заходили поэты Есенин, Маяковский и Брюсов. Побывали здесь и психоаналитический институт, и детский сад… За эти годы интерьер здания сильно изменился: были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система…

В 1931 году в особняке появляются новые жильцы: Максим Горький с семьей. Пролетарский писатель не любил стиль модерн в общем, о чем писал и говорил неоднократно, и в частности – этот особняк, который называл «нелепым домом». «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Он часто говорил, что дом его «душит», – не отсюда ли ходившая в народе версия, что Горького по приказу Сталина какое-то время «травили» (чуть ли не обои пропитали медленно действующим ядом?).

Поскольку дом для него выбрал лично товарищ Сталин, то «певцу революции» пришлось смириться и прожить здесь последние пять лет жизни. Он занимал первый этаж, наверху расположились его сын Максим с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья. В молельне невестка Горького, увлекавшаяся живописью, устроила мастерскую.

Да и весь интерьер особняка изменился до неузнаваемости: остатки роскоши были удалены, уникальный камин из каррарского мрамора в столовой был разобран. Парадный вход, чтобы не было сквозняков, закрыли. Обстановка стала скромной, даже аскетичной, к которой Горький привык, живя на Капри.

При Горьком особняк стал центром культурной и литературной жизни Москвы. Здесь запросто бывали и вели жаркие споры о жизни, литературе и политике Николай Бухарин и Иосиф Сталин, советские писатели и иностранные – в частности, Ромен Роллан…

Лестница на второй этаж

Самого бывшего владельца особняка, Степана Павловича Рябушинского, Горький не знал. А вот с его братом Николаем Павловичем – «беспутным Николашкой», как называли того в семье, а на самом деле меценатом, издателем и редактором журнала «Золотое руно» – познакомился в 1911 году на Капри. А в 1918 году Горький, по сути, вытащил из лап ЧК младшего из братьев Рябушинских, Дмитрия Павловича, ученого с мировым именем, основавшего на собственные средства в подмосковном Кучине первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт (преобразованный затем в ЦАГИ), чем спас того от неминуемой смерти.

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны в особняке был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна продолжала жить на втором этаже, стараясь все сохранить в доме так, как было при Горьком.

Кстати, на памятной табличке у входа – имя Горького, а вот о бывшем владельце особняка, С.П. Рябушинском, – ни слова…

Чтобы устранить эту несправедливость, расскажем немного о нем, Степане Павловиче Рябушинском (1874–1942) – бизнесмене, ученом, коллекционере, меценате.

Степан Павлович – второй по старшинству из восьми братьев Рябушинских – активно участвовал в семейном бизнесе.

Помимо участия в промышленно-банковской жизни семьи, на окраине тогдашней Москвы Степан вместе с братом Сергеем за шесть месяцев (!) на основе Акционерного московского общества (АМО) создают небольшой автомобильный завод – первый в России. Причем производство было устроено таким образом, что при минимальной реорганизации автомобильный завод мог производить авиатехнику. Ныне это – завод имени И.А. Лихачева.

Но в нашу историю Степан Павлович вошел не благодаря своему вкладу в развитие российской экономики, не только потому, что был щедрым благотворителем и меценатом, не только как владелец замечательного особняка, построенного Шехтелем, – об этом все знают, – но и потому, что первым в России стал не только собирать иконы «старого письма», но и изучать их и реставрировать, для чего открыл специальную мастерскую, – а вот об этом знают единицы. Он первым заговорил о художественно-исторической значимости икон. Но не декоративной! Поэтому нигде кроме молельной комнаты иконы у него не располагались!

Степан Рябушинский был признанным знатоком древнерусской живописи, написал ряд исследовательских работ. Современники оценили его заслуги в этой области, присвоив ему звание ученого-археолога и избрав почетным членом Московского археологического института.

В марте 1905 года его старший брат, Павел Павлович, будучи председателем старообрядческой общины Рогожского кладбища, покупает участок в 3-м Ушаковском переулке и передает эти земли на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Степан, в свою очередь, жертвует не только большую сумму на постройку храма, но и самому храму – уникальные древние иконы.

С.П. Рябушинский мечтал открыть в своем особняке первый в стране музей иконы. Что ж, специальный музей русской иконы в Москве есть на Гончарной, № 3. Вопрос, есть ли в нем экспонаты из некогда богатейшей коллекции Степана Павловича? А вот в Третьяковской галерее точно есть – 57 икон XIII–XVII веков из его собрания.

После 1917 года, как практически все члены клана Рябушинских, Степан Павлович оказался за границей. Вначале в Париже, потом в Милане, где и скончался в 1942 году. Похоронен на кладбище в Петли близ Генуи.

Он был женат на Анне Александровне, урожденной Прибыловой. Из детей известно про его дочь Елену (1902–2000), потомки которой проживают в Милане и носят фамилию Rijoff (Рыжовы).

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького) Этот архитектурный шедевр на Малой Никитской подтверждает тот факт, что лучшие особняки русского модерна в России находятся в Москве.Особняк Степана Павловича Рябушинского, возведённый Фёдором

автора

Особняк Коробковой на Пятницкой улице, № 33 (1894–1899) Свое название эта улица в Замоскворечье получила от церкви Параскевы Пятницы – святой, почитаемой на Руси. По генплану 1935 года церковь снесли. На ее месте с 1943 года находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». В XIX

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903) Вначале несколько слов о самой улице.Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Миндовского на Поварской улице, № 44/2 (1904) Вначале несколько слов о Поварской улице (в 1923–1993 годах – улица Воровского). Она располагалась на торговой Волоцкой дороге, которая шла от Кремля к Великому Новгороду. О происхождении названия нетрудно догадаться: здесь,

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.В. Щапова на Бауманской улице, № 58 (1878) Этот дом – первая постройка Ф.О. Шехтеля в Москве (правда, иногда встречается и другая дата – 1884 -?). Хотя по документам его авторство приписано А.С. Каминскому. Все просто: архитектор тогда не имел права самостоятельной

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Театр «Парадиз» на Большой Никитской улице, № 19 (1884 – фасад здания) Мой любимый Театр имени Маяковского! Сколько интересных спектаклей я здесь посмотрела! С какими замечательными артистами познакомилась!Но давайте ближе к теме – к истории самого здания.Это место было

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Торговый дом «Товарищества М.С. Кузнецова» на Мясницкой улице, № 8/2 (1898–1903) В 1893 году участок со зданиями на пересечении Мясницкой улицы и Большого Златоустинского переулка у владелицы Веры Ивановны Фирсановой-Ганецкой (знакомая фамилия!) покупает Матвей Сидорович

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Банк «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского» на Биржевой площади (1903) Первоначально площадь называлась Карунинской – по фамилии купца И.В. Карунина, имевшего тут в XVIII веке латунную фабрику. С конца XIX века – Биржевой, по находившейся здесь Московской бирже, здание

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903) Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Шехтеля на Большой Садовой улице, № 4, стр. 1, 2 (1909) На примере этого особняка, построенного Шехтелем для своей семьи, четко прослеживается трансформация стилевых пристрастий архитектора, который уже уходит от модерна в сторону неоклассицизма.Здание, фасад

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Гостиница «Националь» на улице Моховая, № 15/1 (1900–1903) На этом месте, на углу нынешних Тверской и Моховой, раньше были доходные дома купца Москвина и весьма популярный у москвичей трактир «Балаклава». В конце XIX века «Варваринское акционерное общество домовладельцев»

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Дом Пигита на Большой Садовой улице, № 10 (1902–1903) За этим домом, что в самом центре Москвы, много лет тянется шлейф скандальных и мистических слухов. Начнем по порядку, с названия. Дом Пигита Уверена, что большинство считает ПИГИТ аббревиатурой, такой модной в 20 – 30-х годах

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк (контора) И.-Л. Динга на 3-й Рыбинской улице, № 22–24 (1904) Мимо этого красивого особнячка просто невозможно пройти! Постоишь, посмотришь, поахаешь – до чего хорош! – да невольно задашься вопросами: кто? когда? кому?Вначале о самом доме. Он отличается от зданий в стиле

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Особняк на улице Алексея Толстого Для читателя, возможно, представит интерес как бы небольшое отступление от темы, которое мне хотелось бы позволить себе в связи с упомянутыми переговорами. В особняке МИД СССР на улице Алексея Толстого вот уже более полувека проходят

От Тверского бульвара мы свернули на Малую Никитскую улицу. Рассказ об истории этой улицы, и о ее достопримечательностях у нас еще впереди. Сегодня же, мы пойдем в Дом, в котором пересеклись судьбы трех великих людей России, - архитектора Ф. Шехтеля, предпринимателя, коллекционера и мецената С. Рябушинского и писателя М. Горького.

В начале ХХ века на углу двух московских улиц, среди невысоких деревянных и каменных домов старой Москвы, где по утрам струился аромат самоварного дымка, где на булыжной мостовой разгуливали куры с цыплятами и петухами, а в садах зрели плоды,
молодым московским архитектором Фёдором Шехтелем по заказу известного коллекционера икон Степана Павловича Рябушинского была выстроена в совершенно не знакомом тогдашней России стиле модерн роскошная, невиданная до сих пор городская усадьба с необыкновенным, изысканным домом-особняком, внутренним двором и службами, - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней.

За лиственницей - особняк. Вход - небольшая калитка справа (прикрыта стоящим автомобилем). Рядом - ворота и трехэтажный дом с барельефом А. Толстого. Это - вход в бывший усадебный двор Рябушинских. О нем расскажу ниже.
1

Так случилось, что только пятнадцать лет усадьба служила хозяину: в 1917- м С. Рябушинский вынужден был покинуть Россию. Дальнейшая его судьба складывалась в Милане.

После революции усадьбу национализировали, особняк перешел во владение города. В нем поочередно размещались разные службы и организации. В одном из помещений, переоборудованных под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается музей-квартира писателя.

В особняк Рябушинского в 1931 году по возвращению из Италии поселили М. Горького, где он провёл последние годы своей жизни.

Архитектор Ф. Шехтель, которого теперь по праву называют отцом русского модерна, после возведения особняка Рябушинского продолжал украшать Москву необыкновенно красивыми зданиями. Революцию он принял, но новая власть уже не нуждалась в услугах архитектора, работающего в стиле модерн, хотя и предоставила ему в городе высокие должности. Из собственного особняка он был выселен, и до конца своих дней, больной и нищий, скитался с семьей по съемным коммунальным квартирам...

Вот такая история. А теперь мы посмотрим архитектурную достопримечательность Шехтеля, бывшую усадьбу коллекционера Рябушинского, особняк, в котором последние дни жизни провел М. Горький.

Кстати, необычный особняк с уникальным интерьером вызывал противоречивые чувства у людей, проживавших в нем в разное время: им восхищался молодой Рябушинский и раздражался Горький, считая дом совершенно нелепым... Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры и лепнина не соответствовали вкусам писателя из народа. О доме Горький не раз говорил «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Сейчас, летом, полноценно осмотреть дом-особняк снаружи, практически, невозможно, т. к. он теряется в зелени разросшихся деревьев.

Фото получилось вот таким. Это - парадный вход со стороны Малой Никитской улицы. Но сейчас этот вход закрыт.
2

Обходим красивые решетки ограждений и сворачиваем на Спиридоновку, оставляя позади церковь, в которой венчались А. Пушкин и Н. Гончарова (позднее расскажу и покажу фото).

Кованая решетка ограды стиля модерн в виде ритмично бегущих спиралей выполнена по чертежам Шехтеля...
3

Фрагмент верхней части особняка со стороны Спиридоновки.
4

В основание дома-особняка архитектором Ф. Шехтелем положен кубический объем с асимметричными выступами стен. Казалось бы - полная ассиметрия и дисгармония. Но, к основному объему примыкают разные по размеру и конфигурации крылечки и балкончики, арки и карнизы, и, все вместе, они уравновешивают асимметрию и создают полную гармонию. Каждая плоскость дома своеобразна, индивидуальна и неповторима, и является одним из четырех равноценных фасадов.

Дом богато украшен декоративными элементами, в которых преобладает мотив спирали.
Одним из главных украшений наружной поверхности сооружения является проходящий по периметру его верхней части широкий мозаичный фриз с изображением орхидей и ирисов.
Дом облицован светлым глазурованным кирпичом. На плоскостях фасадов выделяются переплёты криволинейных окон. Каждое окно в доме - индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое сочетается с рисунком решеток ограды, и балконов.

В особняке Рябушинского на Малой Никитской был установлен первый в городе кондиционер и лифт, а на третьем этаже, в тайне от посторонних, располагалась старообрядческая молельня. Молельня сохранилась, я ее покажу в конце рассказа.

Особняк был рассчитан на проживание одной семьи.

Так выглядит особняк в целом (фото из интернета.
5

Теперь посмотрим фрагменты.

Верхняя часть дома со двора. Окна в доме совершенно разные по форме и по расположению. С улицы сложно определить, сколько в доме этажей.
6

Обратите внимание на цветовую гамму. Ее создает широкий мозаичный орнамент с изображением нежных розовых, лиловых, сиреневых и голубых тонов орхидей и ирисов на голубом фоне, и пастельные тона глазурованной облицовки стен и окраски карнизов.
7

Разноцветные кусочки смальты переливаются на солнце, оживают...
8

Оригинальны переплеты рам. Прутья переплетов воспроизводят деревья и их переплетающиеся ветки.
9

Облицовка Дома выполнена светлым глазурованным кирпичом. Украшением является балкончик с аркой, решеткой и небольшим карнизом-полочкой. Карниз-полочка не только оттеняет орнамент, но и демонстрирует свойства новых материалов, примененных при его строительстве - металл и бетон.
10

Во дворе особняка, теперь уже отгороженного забором, расположена бывшая усадебная постройка - двухэтажный кирпичный дом. В свое время в этом доме проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений, переоборудованном под квартиру, с 1941 по 1945 год жил Алексей Николаевич Толстой, а в настоящее время здесь располагается его музей-квартира. Барельеф с изображением писателя установлен на фасаде впереди стоящего дома.
11

Фрагмент кабинета А. Толстого.
12

Коридор. Вид со второго этажа.
13

Конюшни и другие подсобные помещения.
14

В мае 1965 года стараниями невестки писателя Надежды Алексеевны в усадебном доме Рябушинских был открыт мемориальный музей Горького. Сына его, Максима Алексеевича, уже не было в живых, внучки Марфа и Дарья уехали, а Надежда Алексеевна, как и раньше, продолжала жить на втором этаже, стараясь всё сохранить в доме так, как было при Алексее Максимовиче.

Входим в открытую калитку... По обе стороны от дорожки - лилии... Много лилий...
15

16

Переступаем порог "черного хода". Дежурный администратор объясняет, что к чему: музейные тапочки... вход бесплатный... фотосъемка - 100 рублей. И вот ОН, особняк, квартира-музей!

Дверь парадного входа с Большой Никитской. Сам вход с улицы, как я уже говорила, закрыт.

17

Слева от входа - вешалка, выполненная по чертежам Ф. Шехтеля, с личными вещами М. Горького.
18

Мозаичный пол.
19

Большое зеркало и наддверный витраж.

20

По рисункам Шехтеля художником Виноградовым для Дома было создано девять витражей, которые выполняют не только декоративную роль, но и создают иллюзию окон, увеличивая ограниченное внутреннее пространство.
21

Жемчужинкой внутренней части дома является парадная Лестница-волна, расположенная в центре здания, в холле, высотой 12 метров.

«Текучие» перила лестницы напоминают движение морских стихий и изображают взметнувшуюся морскую волну, на гребень которой вынесло «медузу» - светильник в виде медузы..

Лестница выполнена из эстонского вазелемского мрамора с разными оттенками зеленого и серого.
22

23

24

На вершине лестницы установлена колонна, капитель которой представляет собой неразрывное сплетение лилий и ящериц. Это Добро и Зло, неотделимые друг от друга, без которых невозможно существование этого мира

25

26

27

Лестница выполнена в виде спирали. Ее линии, как бы, бегут, скользят, изгибаются...
28

Образы волны, стихии, моря отражали неспокойное состояние общественной жизни России начала XX века.
29

30

31

32

Дневной свет, проходя через голубовато-синие витражи, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем.
33

Окно.
34

Светильник.
35

Продолжение следует.

Начало см.
Тверской бульвар.