Дом рябушинского на малой никитской улице. Уютное пристанище для верующего


В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание.

После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями.

В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.


На пересечении тишайших Малой Никитской и Спиридоновки, в роскошном доме в стиле модерн постройки Ф.О. Шехтеля, находится . А до революции хозяином дома был Степан Рябушинский. Поэтому кто-то называет особняк домом Рябушинского, а кто-то музеем Горького. Сотрудники музея рассказывают о жизни писателя, его семьи, его творчестве. А если вы не любите долгие экскурсии, можно просто отдохнуть на лавочке в уютном тенистом дворике, а потом самостоятельно посмотреть неземной красоты интерьеры Дома.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичом, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов (на фото выше ), а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Так выглядит бывшая главная — парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через «черный ход».

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского - одного из представителей третьего поколения династии. Степа́н Па́влович Рябуши́нский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, ныне Завод имени Лихачёва. Улица Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами - прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу. Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его резиденции сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры; внутренняя отделка, участие в создании которой принимал М.А. Врубель, поражает великолепием. После октябрьской революции, Степан Рябушинский спешно с женой и двумя детьми (Еленой и Борисом) эмигрировал в Италию; потомки по линии дочери Елены (1902-2000) проживают в Милане, носят фамилию Rijoff (Рыжовы). С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо некой советской труженицы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей тамошней виллы, на что ответил в газете «Рабочая Москва»: «Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей «недвижимой собственности» . Писатель М. Слонимский вспоминал, как однажды некий льстивый гость поднял тост «За хозяина дома!». Лицо Горького побагровело, и он перебил оратора вопросом: «За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин — Моссовет! «, — после чего встал и вышел из комнаты.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны («тающая лестница»). Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, - в этом доме кипит особенная жизнь. Трагически сложилась судьба Ф.О. Шехтеля. Архитектор с семьей остался в России, пытался найти своё место в новой стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным квартирам и домам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.




Есть в особняке и свои секреты - тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись - небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и - вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже - подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья - сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной (дома ее звали Тимоша) и внучки Марфа и Дарья.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель Рябушинских и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой, по слухам он сейчас где-то в «Архангельском», на бывшей даче минобороновского начальства.

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина - дом на Малой Никитской не очень-то соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что» . А это уютная библиотека с огромным окном, вместительными шкафами, диваном и кожаными креслами. Обратите внимание на великолепный потолок библиотеки (на фото ниже ).

Самая большая комната (на фото ниже ) служила столовой, гостиной. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства; велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название «социалистического реализма». Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького — его дом заменял им писательский клуб. Были литературные обеды, ужины, да и просто по любому вопросу приходили туда. В мемуарах К.И. Чуковского (первый том), например, можно про это прочесть.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями: творческая деятельность Горького в эти годы была огромна. Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя там, где он жил — в Сорренто в Италии, Теселли в Крыму, на подмосковной даче в Горках. «Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой», — вспоминал С.Я. Маршак. Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина. Вдоль стен - шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII–XX веков (нецки).

Спальня (на фото ниже ). Здесь только необходимое. Антикварный спальный гарнитур — случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде — личные вещи и одежда Алексея Максимовича. По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: «Народные русские сказки», собранные А. Афанасьевым, «Песни» Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К.С. Станиславского и В.Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя «профессиональным читателем».

На тумбочке возле кровати — снимок старшей внучки Алексея Максимовича — Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына — Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

Особняк Рябушинского С.П., о котором сегодня пойдет речь, заслуживает внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, это одно из красивейших зданий нашей столицы, великолепный образец московского модерна. Во-вторых, это один из немногих объектов, дошедших до нас в достойном состоянии и в изначально задуманном композиционном единстве внешнего облика и внутренних интерьеров. И в-третьих, что немаловажно для нас, он легко доступен для посещения. Располагается этот красивый двухэтажный особняк в самом начале Малой Никитской улицы, около площади Никитских ворот.

Построен особняк Рябушинского в начале прошлого века, в 1900-1903 гг., архитектором Федором Шехтелем для Степана Павловича Рябушинского — известного предпринимателя, банкира, коллекционера и мецената, один из сыновей многочисленной семьи Рябушинских. Поднялась династия Рябушинских на ткацком производстве, постепенно расширяясь и осваивая смежные отрасли, к 1917 году она владела паями и акциями банков, лесопромышленными и металлообрабатывающими предприятиями. Хозяин особняка Степан Рябушинский вместе с братом Сергеем основал первый в России автомобильный завод АМО, впоследствии Завод имени Лихачёва.

После 1917 года особняк сменил множество хозяев: здесь были разные госучреждения, издательство, детский сад. С 1931 года в доме, после возвращения на родину, жил с семьей писатель А.М. Горький. С 1965 года в особняке размещается дом-музей А.Горького. С одной стороны, пребывание здесь знаменитого пролетарского писателя и открытие его мемориального музея во многом послужили сохранению особняка, а с другой стороны, явились причиной значительных изменений в интерьере, о которых я ещё упомяну.

Вид на боковой фасад особняка

Перед началом осмотра важно запомнить, что архитектор Федор Осипович Шехтель разрабатывал проект здания после подробного и длительного обсуждения с заказчиком и во многом идеи, мотивы, заложенные в оформление особняка, отражают желания заказчика, продиктованы его мироощущением и настроением. Планировочная структура особняка Рябушинского, его внешнее и внутреннее оформление – всё наполнено глубоким смыслом и символизирует мироустройство. Одна из основных идей, воплощенных в архитектуре здания, – жизнь вышла из воды на землю, чтобы потом возвести человека на небеса к Богу. И вот в развитие водной, морской тематики на улице нас встречают завитки ограды

которые складываются в завораживающую ритмику бегущих волн

Ограда особняка

Обратите внимание на индивидуальные форму, размер и рисунок переплетов каждого окна на главном фасаде

Окно балкона над входной дверью

На боковом фасаде окна также разнообразны по форме, размерам и рисунку оконных рам

Кстати, готовя этот материал, я с удивлением узнала, что Ф.О.Шехтель был хорошо знаком с испанским архитектором Антонио Гауди, они не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше, можно предположить, что он был в чем-то авторитетом и вдохновителем для Шехтеля. По крайней мере, в фантазийных образах и пластических решениях обоих есть что-то общее. Продолжим рассматривать наш московский дом. Крыльцо бокового фасада выходит в окружающий особняк садик. Необычные проемы крыльца придают ему мощный, основательный вид, что перекликается с брутальными формами бокового балкона. Обратите внимание на решетку крыльца, напоминающую рыбью чешую (мотив водной стихии!), и вычурные кронштейны под сильно выступающим карнизом

Во внешнем облике особняка Рябушинского привлекает внимание широкая полоса мозаики в верхней части здания с изображением орхидей

Как вспоминал сын архитектора, Ф.О.Шехтель сам делал эскизы с живых цветов с разных углов зрения в натуральную величину. Кроме того, в солнечную погоду мозаика играет особым образом за счет золотистой смальты, вкрапленной в рисунок.

Вот эти калитка и дверь парадного входа закрыты для посетителей, но представим, что мы входим в особняк через них, то есть так, как задумывал архитектор

Парадный вход в особняк

Мы попадаем в прихожую

Обратите внимание на ручки входной двери: такое изящное решение предохраняет стекло от ударов (в те времена не было ударопрочных технологий) и соответствует общей пластической стилистике здания.

Следует упомянуть, что архитектор разрабатывал каждую деталь интерьера, вплоть до обоев, паркета, светильников и дверных ручек. К сожалению, до нас не дошла мебель и почти не сохранились авторские светильники, а вот в честь дверных ручек хочется складывать оды, настолько они гармонируют с соответствующим помещением, неизменно удобно ложатся в руку и при этом неиссякаемо разнообразны. Далее мы ещё неоднократно убедимся в этом.

От входной двери мы видим витраж с изображением пейзажа. Это панно таинственным образом меняет свой облик при взгляде на него с разных точек и в течение дня может выглядеть утренним, дневным, вечерним и ночным. Запомните теплые осенние оттенки с этой фотографии, потом мы увидим витраж по-другому

Витражное панно в вестибюле особняка

Парные светильники на фото – это видимая часть великолепной фантазии Шехтеля. Дело в том, когда в особняк въехал М.Горький, возникла проблема с размещением книг его огромной библиотеки. Для книг по всему дому расставлялись шкафы, вот и в вестибюле прихожей были сооружены эти два парных шкафа, которые разделили пространство и скрыли от глаз вот такие ажурные перегородки, напоминающие одновременно и крылья бабочки, и силуэт богомола (фото начала ХХ века)

Фотография парадного вестибюля особняка

Из прихожей двери ведут в кабинет хозяина, в мужскую гостиную и в холл с лестницей – в последний мы и направимся.

Здесь находится идейно-композиционный центр особняка — величественная парадная лестница в форме волны из светлого серо-зеленого эстонского мрамора высотой 12 метров. В общей структуре дома лестница выступает как символ духовного восхождения человека, спираль её пенного кружева – как символ бесконечности развития. Внизу подводный мир, темная бездна, а человек движется вперед, выше, поднимаясь ближе к Солнцу и Богу не только физически, но и духовно.

Шкафы вдоль лестницы, которые вы видите на фото, — это опять-таки дооборудование при А.М. Горьком. Изначально они не предусматривались и по факту утяжеляют интерьер, значительно искажая первоначальный замысел архитектора. Мысленно выкиньте их из вида и полУчите вздыбившуюся кипень пенного вала на фоне стен цвета зеленоватой морской воды.

В начале лестницы, на гребне волны, установлен светильник, который при взгляде снизу похож на осьминога, при движении по лестнице преображается в медузу, а сверху напоминает панцирь черепахи

Вид на светильник лестницы со 2-го этажа

Вообще, на лестницу можно смотреть с разных точек и она будет раскрываться каждый раз по-новому

На фото вверху обратите внимание на панно – помните, я просила запомнить его теплую осеннюю гамму — а здесь уже другие оттенки и другое впечатление от пейзажа. Также обратите внимание на мраморную лавочку в основании светильника – это не только милая вещица безупречных форм, но и повод для инженерных изобретений. Чтобы не замерзнуть на холодном мраморе, рядом с ней расположено окошко в виде раковины, сквозь решетку которого шел поток теплого воздуха по принципу камина.

С уважением посмотрите под ноги – паркету 100 (сто!!!) лет. И на паркете опять-таки волна, отсылающая нас к образам морской стихии

Мы не будем пока подниматься по лестнице, а пройдем по комнатам первого этажа. И первое, куда радушные хозяева приглашали гостей – это гостиная

Эта комната понесла значительные утраты: по просьбе А.Горького был разобран уникальный белоснежный камин знаменитого каррарского мрамора с изображением женщины-бабочки с распахнутыми руками-крыльями. Вот на фотографии начала прошлого века можно увидеть как это выглядело первоначально. Ещё обратите внимание на вид из гостиной через арку на лестницу в холле – таков был замысел архитектора, а сейчас он искажен – арка закрыта дверями и портьерами

Мы же можем полюбоваться окном — рисунком рамы, свободой взгляда в сад …

…стильным оформлением дверей

А такие двери ведут из гостиной в следующую комнату, так называемую мужскую гостиную или, как её называли при А.Горьком, библиотеку

Они выполнены из грушевого дерева и замечательны изящной резьбой

Ручка этой двери соответственно элегантна

Вот так оформлено обрамление дверей со стороны мужской гостиной. Обратите внимание на лепнину потолка: тут и мелкие листья, похожие на ряску, и улиточки

Вообще, потолок мужской гостиной впечатляет оригинальностью и прихотливым декором. Изгибы лепнины вокруг живописного панно с желтыми хризантемами повторяют рисунок оконного переплета. Посмотрите также на карниз для оконных портьер – какая причудливая фантазия, какая изящность линий и безупречность воплощения!

Напомню, что мы на первом этаже особняка, то есть на нижнем, водном, уровне, и болотная ряска, улитки и хризантемы напоминают нам о прудах и речках, выступая как своеобразная интерпретация этой темы

Ручка двери из вестибюля в мужскую гостиную похожа на морского конька

На следующем фото справа видна вытяжка – след спланированной изначально системы обогрева и вентиляции дома. А мы через такую вот дверь идем далее, через входной вестибюль в парадный кабинет хозяина

Парадный кабинет, в отличие от ранее виденных помещений, решен в более брутальном стиле, чем-то напоминающим скандинавский. Это было рабочее место С.П.Рябушинского, где он работал и принимал деловых посетителей. По дошедшим до нас сведениям рабочий стол в кабинете имел подковообразную форму, что перекликалось с формой окна

Соответственно назначению здесь более лаконичное оформление потолка…

… мощные двери…

…с брутальными косяками и более строгой резьбой

В кабинете есть угловой камин (мебель инородная и появилась позднее, при А.Горьком)

Внимание привлекает вот такое окно с витражом. Окно декоративное, межкомнатное. Изображение на нем можно толковать по-разному: здесь вроде и горы, и человек, чьё лицо скрыто от нас, а сам он как будто сливается с природой. В шкафах расставлена коллекция восточной миниатюры из слоновой кости, которую много лет собирал А.Горький

В кабинете есть ещё такое маленькое, словно игрушечное окно, на боковой стене здания

Здесь так же мастерски выполнены оконные рамы сложной формы

И своя форма дверных ручек, на этот раз с листами лавра

Следующее помещение – малый кабинет или приёмная, где посетители ожидали перед тем как пройти в парадный кабинет. При А.Горьком эта комната была превращена в его спальню, так как писателю тяжело было подниматься на второй этаж. Здесь ничего не осталось от первоначального оформления, даже шкаф стоит, загораживая витраж и искажая тем самым первоначальный замысел архитектора

На площадке лестницы между этажами в небольшой нише у витражного окна устроены друг против друга такие диванчики для отдыха

Но нам некогда останавливаться, мы продолжаем движение и спираль лестницы остается за нами

Вид на лестницу с верхней площадки

Восхождение по лестнице – как путь из мира подводного в мир земной. А на земле нас ждет множество проблем, бесконечное противостояния добра и зла. И как предупреждение и олицетворение этого вечной борьбы на втором этаже встречают нас отвратительные саламандры – символ темных сил зла — и прекрасные лилии – символ чистоты и добра. Они переплетаются в композиции на капители одинокой колонны темно-красного мрамора при входе на второй этаж

По первоначальному плану первый этаж предназначался для приема гостей, а второй этаж отводился под жилые комнаты хозяев: там располагались спальни, детские, ванна, будуар. Сейчас бОльшая часть комнат второго этаж закрыта для посещения – их занимают служебные помещения музея. В бывшей детской представлена экспозиция, посвященная жизни А.Горького. Из интерьеров здесь ничего не сохранилось. Мы можем только рассмотреть оригинальный переплет окна с растительным узором…

…увидеть сохранившуюся ручку на межкомнатных дверях

На лестничной площадке второго этажа сохранилась оригинальная дверь

Здесь опять-таки свой, неповторимый, рисунок дверных ручек

В особняке есть ещё одно помещение, доступное для осмотра – это молельня. Дело в том, что Рябушинские были старообрядцами, а до 1905 года старообрядцы подвергались гонениям, молится в открытую им было небезопасно, поэтому и была устроена в доме, построенном до 1904 года, старообрядческая молельня. Кстати, только готовя этот материал, я узнала, что хозяин дома, Степан Павлович Рябушинский, был видным деятелем и крупным жертвователем религиозной общины Рогожского кладбища, о котором я рассказывала в одной из предыдущих статей . На Рогожском кладбище были захоронены родоначальники клана Рябушинских, но их могилы не сохранились до наших дней.

Сам же Степан Павлович собрал самую большую в России коллекцию икон, художественно-историческую ценность которой специалисты оценивали очень высоко. Коллекция находилась в этом особняке, более того, здесь же была организована реставрационная мастерская, где шло восстановление икон.

Сейчас в молельню, расположенную в мансарде, фактически на третьем этаже, посетителей водят через отдельную узкую крутую лестницу

А по замыслу архитектора путь к ней был незаметен и вел со второго этажа вот через этот узкий проход по галерее (шкафов там не было). Исходя из общей идеи особняка, путь к высшим духовным ценностям труден и тернист – поэтому узка галерея. Дорога к нравственному совершенству пролегает из тьмы, из пучины мрака наверх, к свету, к солнцу – поэтому оттенок лестничных стен сменяется на более светлый и по стене горизонтально идет яркий орнамент как солнечный блик на воде

Далее дорога в моленную комнату пролегала вот за этим витражом. Это окно не ведет сразу на улицу, за витражом есть проход, незаметный для непосвященного – ведь молельня тайная. Кстати, обратите внимание на рисунок решетки балкончика – здесь уже можно увидеть некие мотивы МХАТовской чайки – ведь именно Ф.Шехтель придумал и предложил этот образ, ставший символом театра.

Ну а мы, совершив весь путь, символизирующий духовное восхождение человека, попадаем в высшую точку малого космоса особняка – в молельню

Стены и купол покрыты сплошной храмовой росписью. Здесь все исполнено глубоким символизмом, нет ни одной бессмысленной детали. Треугольники на своде купола …

…и тройное окно символизируют принцип триединства в христианстве. Буквы в росписях по бокам окна тоже зашифровывают основные понятия христианства

Помещение в плане квадратное, потолок – с круглым купольным сводом, и на образующихся четырех парусах свода священные христианские изображения

Иконостас и алтарь были утрачены после революции, но на полу сохранился паркет, рисунок которого изображает солнечные лучи, расходящиеся от алтарной зоны

Достигнув высот, возвращаемся на землю. В заключение хочу обратить внимание, насколько с соблюдением общего стиля особняка выполнены даже двери черного хода: уличная, через которую сейчас осуществляется вход в музей, и внутренняя, тамбурная.

Как попасть в особняк С.П.Рябушинского

Официальный адрес особняка – ул.Малая Никитская, д.6. Пешком лучше идти от станций метро Тверская и Пушкинская, но можно также добраться от Баррикадной и Арбатской Филевской и Арбатско-Покровской линий

Обратите внимание: вход в музей со двора, заходить надо с ул.Спиридоновка через калитку, т.е. подойти к дому с обратной стороны.

Музей работает со среды по воскресенье с 11.00 до 17.30, понедельник и вторник – выходные дни. Последний четверг каждого месяца – санитарный день.

На протяжении многих лет вход в музей был бесплатный, но, посетив его в 2016 году, узнала, что вход стал платным — 150 рублей, для студентов – 50 рублей. Фотосъемка стоит 100 рублей. Для сохранности интерьеров в обязательном порядке просят надеть: либо бесплатные войлочные огромные тапки шлепанцы, либо бахилы за 10 или 50 рублей, не могу вспомнить точно. Войлочные тапки очень неудобны, особенно на лестнице. На бахилах можно сэкономить, принеся их с собой, по крайней мере, при мне на это не ругались.

Очень важный момент – время года для посещения. Для данного объекта характерна общая для многих московских зданий болезнь – нерегулируемые зеленые насаждения. В период листвы они не позволяют в полной мере рассмотреть внешний облик особняка, особенно боковой фасад. С другой стороны, в пасмурные дни затруднена съемка интерьеров, потому что освещение в помещениях неяркое, щадящее. Так что выбирайте сами, вы все равно не пожалеете о своей встрече с такой изысканной красотой.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице является классическим образцом особняка раннего модерна. В противовес "фасадной" архитектуре здесь торжествует кубический объем, подчеркнутый горизонталями сильно вынесенных вперед плит карниза и прихотливо асимметричными выступами стен, массивных крылец, балконов, всякий раз индивидуально неповторимых и потому утверждающих равноценность всех фасадов.

Облицовка светлым глазурованным кирпичом и широкий мозаичный фриз с изображением ирисов, охватывающий поверху здание, выявляют эстетическую выразительность глади стен, прорезанных квадратами больших окон.

Рационализм планировки внутренних помещений, группирующихся вокруг парадной лестницы, сочетается с иррациональностью изощренных и изысканных форм декора (парапет парадной лестницы, рельеф, украшающий камин, металлическая решетка в тимпане арки дверного проема столовой и его деревянное обрамление, железный каркас люстр и т. п.). Каждая комната благодаря отказу архитектора от анфиладного принципа расположения помещений обретает самостоятельность и обособленность; вместе с тем отчетливо выражено стремление к объединению внутреннего пространства, его свободной текучести. Все детали отделки интерьера, вплоть до дверных ручек, осветительной арматуры, мебели, тщательно продуманы и наделены эстетической ценностью, во всем видна забота о красоте и комфорте.

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. С.500

После 1917 года особняк Рябушинского перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду.

С 1931 года в особняке жил М. Горький. В наше время особняк Рябушинского занимает мемориальный дом-музей Горького.

Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) был представителем знаменитой в дореволюционной России династии промышленников и банкиров. Основы будущего процветания семейства Рябушинских заложил ещё его дед по отцовской линии — Михаил Яковлевич (1787-1858), прибывший в Москву из Калужской губернии торговать тканями в Гостином дворе. Истовый старообрядец, «хозяйственный мужик», близкий рабочему люду, переживший разорение и нашествие Наполеона, он всё же смог упорным трудом накопить денег и приобрести несколько мануфактур, на которых он сам часто работал мастером. Своим наследникам он оставил капитал в два миллиона рублей — неслыханные по тем временам деньги!

Старший его сын Иван, женившись против воли родителей, был отлучён от дома и от семейного дела. А вот младшие сыновья Павел и Василий оказались весьма предприимчивыми, при них семейные доходы росли и крепли. В 1882 году Рябушинские получили право изображать на своих товарах государственный герб — знак высокого качества изделий. Павел Михайлович принимал активнейшее участие в жизни своего сословия: избирался в члены московской Думы, коммерческого суда и был выборным Московского Биржевого общества. Большое внимание в семье уделялось и благотворительной деятельности: во время голода 1891 года Рябушинские построили на свои деньги ночлежный дом и бесплатную народную столовую, которая могла принять до тысячи человек в день

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Уже к 1902 году работы по строительству были завершены, и роскошный особняк сразу же стал достопримечательностью. Три издательские фирмы — М. Кампель, П. фон Гиргенсон и Шерар, Набгольц и К° — в 1903-1905 годах издавали открытки с изображением усадьбы Рябушинских.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Рябушинские были глубоко религиозными людьми, вера в Бога и стремление к нравственному совершенству передавались в этой семье из поколения в поколение как высшая ценность. И даже в тяжёлые времена, когда по указу Николая I, боровшегося с «раскольниками», старообрядцев не принимали в купеческую гильдию, а их детям грозила 25-летняя рекрутчина, Рябушинские были непреклонны, в то время как многие купеческие семьи не выдержали давления и вышли из «раскола». Полное уравнение в правах с официальной церковью старообрядцы получили только в 1905 году после манифеста Николая II о веротерпимости. Поэтому и молельня в доме Степана Павловича была тайной

Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно-историческую значимость. Рябушинский даже собирался открыть в своём особняке музей иконы. Вероятно, для этой цели предназначались комнаты на втором этаже, стены которых были обтянуты кожей.

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь...

Главный фасад. Чертеж. История градостроительного искусства том 2

Д. Андреев. Перспектива особняка Рябушинского. Тушь, акварель

Д.Б. Бархин. Ремейк дома Рябушинского. Боковой западный фасад.

План 1 этажа. Чертеж Шехтеля.

Ф. О. Шехтель. Лестница в особняке Рябушинского в Москве. 1902 - 1906.

Сухарев Н.И. Бумага. Итальянский карандаш.

Дом (на самом деле, целая городская усадьба), выстроенный Шехтелем для московского промышленника и банкира Степана Павловича Рябушинского, является едва ли не самым прославленным памятником московского и русского модерна, хрестоматийным примером для учебников истории архитектуры, объектом культурного паломничества москвичей и гостей столицы. Репутация шедевра в данном случае вполне заслуженна. Эта постройка выбивается даже из галереи произведений Шехтеля.

Строительство С. П. Рябушинским особняка на Малой Никитской улице, несомненно, стало одним из тех «широких жестов», имевших цель не только обустроить семейное гнездо, но и продемонстрировать причастность домовладельца всему прогрессивному в новейшей культуре. Рябушинский был членом одного из крупнейших кланов промышленников-старообрядцев. После окончания Московской практической академии коммерческих наук он становится управляющим торговой частью «Товарищества мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» и входит в права совладельца семейного банкирского дома. Вместе с тем Степан Павлович действительно хлопотал не только о приумножении фамильного капитала. Его занимала задача модернизации России, наращивания ее научно-технического потенциала. Вместе с братом Сергеем он в 1916 году учредил «Товарищество Московского автомобильного завода», известного как АМО (впоследствии ЗИЛ).

Фрагмент мозаичного фриза на фасаде и решетка балконного ограждения

Фасад особняка по ул. Спиридоновке

Фасад особняка по ул. Малой Никитской (современный чертеж) и план 1 -го этажа

Деталь фасада

Но индустриальный прогресс не мыслился им в отрыве от духовных ценностей. Во второй половине 1900-х годов Рябушинский начинает издавать старообрядческий журнал «Церковь» и активно занимается общественной деятельностью. Он был знатоком, исследователем и увлеченным коллекционером иконописи и церковной утвари, скупал иконы по всей России и собрал в результате одну из лучших коллекций, при которой функционировала и реставрационная мастерская. Мечтам Рябушинского открыть собственный музей русской иконы не было суждено осуществиться из-за Первой мировой войны и последовавшей за ней революции. В 1917 году Рябушинский эмигрировал. Он скончался в Милане в 1942 году. Часть его собрания в советские годы поступила в Третьяковскую галерею.

Само расположение участка у перекрестка Спиридоновки и Малой Никитской содержало значительные выгоды. Вместо одного уличного фасада, как это было, например, в расположенном неподалеку особняке 3. Г. Морозовой, здесь возникали сразу три, что обеспечивало полноценное восприятие дома как трехмерной композиции. Объем здания помещен в глубине участка. Вместе с тем Шехтель связывает его с улицей за счет крыльца, выдвинутого на красную линию Малой Никитской. Наличие крыльца - единственное, что выделяет этот фасад среди остальных: нет никакой иерархии между главным и второстепенным. Невысокая металлическая ограда на оштукатуренном цоколе не столько ограждает участок, сколько привлекает взгляд, заманивая круговращением кованых спиралей.

Лестничный холл.

Принципиальная новизна особняка заключалась в полном отказе от цитирования каких-либо стилевых прототипов.

Витрины с коллекцией нэцке, собранной М. Горьким

Первое, что бросается в глаза, - это огромные окна, почти равные ширине комнат. Затем - их переплеты, в рисунке которых прямые линии сведены к необходимому минимуму. Стоит добавить, что каждый из переплетов уникален, рисунок его больше ни разу не повторяется.

Расположение и размер оконных проемов позволяют отчасти разгадать внутреннюю структуру дома - она четко соответствует разделению жилых и вспомогательных помещений. Ни с каким иным нельзя спутать большое окно столовой, а узкие окошки, взбегающие по диагонали, выдают расположение служебной лестницы.

Здесь, пожалуй, впервые у Шехтеля модерн заявляет о себе как об архитектуре парадокса. Весь особняк Рябушинского - это сочетание несочетаемого и вместе с тем, несомненно, цельное, даже органически цельное произведение. Все крупные формы геометричны и просты. Они как бы служат нейтральным фоном для мелких деталей, которые криволинейны и прихотливы.

Витраж в интерьере особняка

Композиционным ядром особняка является лестничный холл, а сама лестница превращена Шехтелем в полную пластической экспрессии скульптуру. Ее ниспадающие волнами каменные перила вторят мотиву орнаментального фриза на стене. Да и сама лестница, закручиваясь спиралью, служит своеобразным ключом ко всему декоративному замыслу особняка. У ее основания перила взметаются ввысь, поддерживая светильник в виде медузы. Цветовое решение холла также недвусмысленно намекает на образ подводной стихии. Как и в особняке 3. Г. Морозовой, размеры лестничного зала составляют основу пропорций всего плана. Помещения особняка развиваются от лестничного холла, как ветви дерева от его ствола. При этом каждая из комнат обладает пропорциями, вытекающими из удобства ее использования. Такой способ формообразования «изнутри наружу» прямо противоположен вошедшему в употребление со времен Ренессанса, когда заботой архитектора была в первую очередь отвлеченная красота плана и визуальная законченность формы.

Особняк С. П. Рябушинского. Фотография нач. XX в.

Синтез искусств - важнейшая характеристика модерна. Он и был сформирован во многом желанием добиться художественно цельной, чуждой разностилью предметно-пространственной среды. В особняке Рябушинского, как и в позднейших постройках Шехтеля, принцип такого единства реализуется благодаря универсальной одаренности мастера. Для него не существовало малых и больших задач, планировка дома и фурнитура одинаково тщательно продумывались. Наряду с изделиями художественного металла (каждая дверная ручка претендует здесь на статус скульптуры), неповторимой лепниной потолков и деревянными панелями стен образ интерьера усложняется многоцветными витражами. На фасаде им отвечает широкий мозаичный фриз с изображением орхидей.