Сочинение «Романтические герои Горького. Романтический герой в произведениях М.Горького


Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В своем раннем творчестве М.Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то стремились. Герои ранних горьковских рассказов – бродяги, цыгане, чабаны или «босяки». Автор пишет про них, потому что сам стремится понять и выразить то, что думают и чувствуют эти герои. Он задается вопросом: почему им нет места в жизни, почему они не могут найти свой путь?

Эти реальные проблемы Горький решает в своих ранних произведениях в романтическом ключе. С помощью такого соединения реального и романтического писателем был создан целый цикл произведений.

Нужно сказать, что романтические начала в раннем творчестве Горького проявлялись не только в слоге, в форме художественного выражения, но и в самом мировосприятии молодого писателя.

Цыгане в «Макаре Чудре», кавказские горцы в рассказе «Месть», молдаване в «Старухе Изергиль»… Все они красивы красотой вольных, гордых, цельных детей природы, живущих естественной жизнью вдали от шумных городов, от цивилизации. Горький рисует народ, перенесенный в романтическую даль истории или в атмосферу легенды, народного фольклора.

Вольную, бродяжью жизнь славит Макар Чудра как высший идеал человеческого развития. Его жизненный принцип таков: «Так нужно жить: иди, иди - и все тут. Долго не стой на одном месте – чего в нем?» Герой не принимает оседлого уклада жизни вдали от природы: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Презирает Чудра и труд крестьян-землепашцев: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Он раб…»

Цыгане свободны от труда на земле, который порабощает человека, прикрепляет к одному месту. Свободны цыгане и от власти денег, и от собственнических желаний.

Романтические герои Горького не принадлежат ни к одной социальной группе современного автору общества. Их важность и ценность для писателя – в возвышенном духовном облике. Это сильные и цельные натуры, действенные и смелые, способные к благородным и самоотверженным поступкам.

Это горячие и странные люди, готовые пожертвовать жизнью среди дорогих людей. Это исключительные герои. Они оказываются в необычайных, исключительных ситуациях, их захватывают сильные страсти, которые часто приводят к драматическим конфликтам.

Жажда личной свободы так сильна у героев Горького, что даже любовь для них является сковывающей цепью. Именно это приводит к гибели Радды и Зобара – героев рассказа «Макар Чудра».

У романтических героев раннего Горького нет обособлений от своего народа, противопоставления его одной личности. Наоборот, индивидуалисты осуждаются писателем. Резко противопоставлен Ларре истинный герой рассказа «Старуха Изергиль» - Данко. Это сильная личность, цельная натура. Вся сила Данко направлена на благо людей, своего народа.

Данко не противостоит народу, он стоит впереди него, ведет его, готов пожертвовать жизнью. Сердце героя – «факел великой любви к людям». Именно эта любовь подвигает его на жертву, именно она дает ему силы жить и действовать. Данко выводит людей из тьмы и гибнет ради их блага.

В своих романтических произведениях Горький создает образ прекрасного мира и человека, прекрасной природы. Его герои испытывают упоение жизнью, восхищаются всем окружающим.

Горьковские герои – сильные и страстные люди. Все они способны на многое. Эти герои хотят простора, свободы, желают «большого» дела, презирают преклонение перед деньгами: «Горит у меня душа… Хочется ей простора… чтобы я мог развернуться во всю мою силу!»

Всех героев раннего творчества Горького объединяет принадлежность к простому народу. Они добры и искренни, чистосердечно желают всем добра.

Итак, мы видим, что герои раннего творчества Горького – романтические натуры, мятущиеся люди, не находящие себе места в жизни, но страстно желающие блага всему человечеству.


Максим Горький известен нам как клас-
сик пролетарской литературы. В его творче-
стве нашли отражение реальные события на-
чала XX столетия, потрясшие Россию и весь
мир. Певец революции, М. Горький вошел в
историю литературы не только как реалист.
На раннем этапе творчества писатель обра-
тился к романтизму, благодаря которому со-
здал ряд ярких литературных образов.
Горького привлекло в романтизме «уме-
ние возбудить… мятеж против всякого гне-
та». Это литературное направление позволя-
ло писателю не только создать идеальный
образ мятежника, борца за свободу людей, но
и передать романтический дух времени пе-
ремен. Гордый Сокол, гибнущий в глубоком
ущелье, смельчак Данко, осветивший факе-
лом своего сердца дорогу людям, Буревест-
ник, реющий «над седой равниной моря» -
всех этих героев Горького объединяет стрем-
ление к свободе, перед которой отступает
даже страх смерти.
Старый цыган Макар Чудра из одно-
именного рассказа Горького говорит, что че-
ловек, обрекший себя на рабскую участь,
не видит главного: ему неведома воля, непо-
нятна степная ширь. Только свобода являет-
ся для человека настоящей ценностью, ут-
верждает герой Горького. Для примера он
рассказывает легенду о любви двух молодых
цыган, сильнее которой стала любовь к сво-
боде. Трагический финал легенды (Лойко уби-
вает Радду на глазах всего табора и гибнет
сам) вызван не внешними обстоятельствами,
а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хо-
тели из-за своего сильного чувства терять
свободу.
К свободе стремятся и герои легенд, рас-
сказанные молдаванкой Изергиль. Герои
рассказа «Старуха Изергиль» - Ларра и
Данко - противопоставляются Друг другу.
Но есть у них и общие черты. Сила харак-
тера, гордость и вольнолюбие подчеркивают-
ся в Ларре его необычным происхождением
(Ларра - сын орла и девушки из могучего
племени). Но хорошие качества этого героя
превращаются в свою противоположность,
потому что он презирает людей, жестоко об-
ращается с ними. Он не останавливается
даже перед убийством, за что люди наказы-
вают его, обрекая на вечное одиночество.
Ларра превращается в тень, он обречен на
вечные страдания, потому что люди теперь
отворачиваются от него. Ощущая свое без-
граничное одиночество, Ларра становится не-
счастным. Тем самым Горький говорит о том,
что жизнь ради свободы в одиночестве теря-
ет смысл.
Настоящий герой не должен жить только
для себя, не принося добра людям. Это до-
казывает образ Данко - другого романтиче-
ского героя рассказа «Старуха Изергиль».
Данко тоже стремится к свободе, но свободе
не для себя лично, а для людей своего пле-
мени, изгнанных врагами в глубь непроходи-
мого леса. Данко берет на себя тяжелую
миссию вывести людей к свету. Но путь этот
трудный и далекий. «Усталые и злые», лю-
ди начинают винить героя этой легенды в их
несчастье, приговаривая его к смерти. Но
Данко не обижается на уставших людей, он
выше этого. Разорвав себе грудь, он выры-
вает свое сердце и освещает им дорогу к
свету. Герой легенды, в отличие от Ларры,
счастлив, что отдал свою жизнь людям:
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гор-
дый смельчак Данко - кинул он радостный
взор на свободную землю и, засмеялся гор-
до». И люди после его смерти обрели надеж-
ду. На примере Данко Горький показыва-
ет глубину нравственных сил человека, его
способность пожертвовать собой для блага
других. Но мы видим, что поступок Данко
не был оценен по достоинству: «Люди не за-
метили смерти героя и не видели, что еще-
пылает рядом с трупом его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил
это и, боясь чего-то, наступил на гордое серд-
це ногой… И вот оно, рассыпавшись в ис-
кры, угасло». Время таких героев, как Дан-
ко, еще не настало, - говорит этими строка-
ми Горький.
Но в «Песне о Соколе» мы видим, что сво-
бодолюбивые мысли романтического героя
Горького уже находят отзыв у окружающих.
Так, Сокол, рвущийся к небу, заразит своей
страстью «много смелых сердец», верит пи-
сатель. Даже Уж делает попытку взлететь
ввысь, но… «рожденный ползать летать не
может». Уж олицетворяет в «Песне о Соко-
ле» серое, однообразное существование, це-
лью которого является лишь забота о собст-
венном спокойствии. А небо доступно только
поистине храбрым и смелым, таким, кто, как
Сокол, одержим мечтой о свободе и новой
жизни. Храбрость Сокола, гибнущего в уще-
лье, Горький называет «безумством». «Капли
крови его горячей, как искры, вспыхнут во
мраке жизни», - утверждает Горький.
«Сила гнева, пламя страсти и уверенность
в победе» - всеми этими качествами облада-
ет романтический герой Горького Буревест-
ник. Предвестник бури, он жаждет ее и не
боится никаких потрясений. Наоборот, Буре-
вестник взмывает ввысь, чтобы «пронзить»
мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у
Горького - это предзнаменование новой, луч-
шей жизни, протест против жалкого, убогого
существования. А Буревестник - герой, ко-
торый не боится перемен и жаждет свободы.
В «Песне о Буревестнике» Горький создает
образ героя-бунтаря, такого, каким является
идеал романтического героя писателя - не
только свободолюбивого, но и обладающего
волей к победе.
Созданные Максимом Горьким образы
романтического героя соответствовали духу
своего времени, требовавшего социальных
перемен. Но какими должны быть эти пере-
мены? По мнению Горького, перемены долж-
ны были быть революционными, что требова-
ло именно таких героев. Может быть, их даже
еще не было к моменту создания писателем
его романтических произведений. ‘Ведь неда-
ром идеал романтического героя Горького во-
площен в Буревестнике - в птице, а не в че-
ловеке. В русской литературе XX века мы
встречаем разное отношение к революции -
от восторженного приветствия до полного
отрицания. Но как бы то ни было, у романти-
ческого героя Горького есть много общеприз-
нанных положительных человеческих ка-
честв. Это прежде всего свободолюбие, про-
тест против рутинности жизни, умение
служить людям.

Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме «умение пробудить… мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, погибает в глубоком ущелье, смельчак Данко, который осветил миром сердца дорогу людям, Буревестник, развевающийся «над седой равниной моря» – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую долю, не видит главного: ему неизвестна свобода, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радда на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу. К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» – Ларри и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и свободолюбие подчеркиваются в Ларри его необычным происхождением (Ларри – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людьми, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларри превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Чувствуя свое безграничную одиночество, Ларри становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Нынешний герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и дальний. «Утомленные и злые», люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастлив, что отдал свою жизнь людям: «Посмотрел вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо».

И люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не пришло, – говорит этими строками Горький. Но в «Песне о Соколе» мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся в небо, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж пытается взлететь вверх, но… «рожденный ползать летать не может». Уж олицетворяет в «Песне о Соколе» серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимым мечтой о свободе и новой жизни. «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», – утверждает Горький. «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник. Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает вверх, чтобы «проткнуть» мрак, увидеть за тучами солнце.Буря у Горького – это признак новой, лучшей жизни, протест против жалкого, нищенского существования. А Буревестник – герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В «Песне о Буревестнике» Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя – не только свободолюбивого, но и того, что обладает волей к победе. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовали социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения? По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике – в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции – от восторженного приветствия до полного отрицания. Но, как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это, прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.

    Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: "Наше...

    Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в мещанской семье деда...

    Произведения Горького обычно делят по тематическому принципу - о России и Италии. Материал, действительно, разный. Но принципиальный подход к нему - общий. Видимо, не случайно рассказы обоих циклов созданы частично параллельно. Для издания «Сказок»...

    Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках: «Емельян Пиляй», «Дед Архип и Ленька», «Нищенка», «Челкаш», «Однажды осенью», «Зазубрина», «Супруги Орловы»,...

Сочинение

Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX века, которые потрясли Россию и весь мир. Певец революции, М. Горький вошел в историю литературы не только как реалист. На раннем этапе творчества писатель обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекало в романтизме «умение пробудить… мятеж против всякого гнета». Это литературное направление позволяло писателю не только создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей, но и передать романтический дух времени перемен. Гордый Сокол, погибает в глубоком ущелье, смельчак Данко, который осветил миром сердца дорогу людям, Буревестник, развевающийся «над седой равниной моря» – всех этих героев Горького объединяет стремление к свободе, перед которой отступает даже страх смерти. Старый цыган Макар Чудра из одноименного рассказа Горького говорит, что человек, обрекший себя на рабскую долю, не видит главного: ему неизвестна свобода, непонятна степная ширь. Только свобода является для человека настоящей ценностью, утверждает герой Горького. Для примера он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган, сильнее которой стала любовь к свободе. Трагический финал легенды (Лойко убивает Радда на глазах всего лагеря и гибнет сам) вызван не внешними обстоятельствами, а именно тем, что ни Лойко, ни Радда не хотели из-за своего сильного чувства терять свободу. К свободе стремятся и герои легенд, рассказанные молдаванкой Изергиль. Герои рассказа «Старуха Изергиль» – Ларри и Данко – противопоставляются друг другу. Но есть у них и общие черты. Сила характера, гордость и свободолюбие подчеркиваются в Ларри его необычным происхождением (Ларри – сын орла и девушки из могучего племени). Но хорошие качества этого героя превращаются в свою противоположность, потому что он пренебрегает людьми, жестоко обращается с ними. Он не останавливается даже перед убийством, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Ларри превращается в тень, он обречен на вечные страдания, потому что люди теперь отворачиваются от него. Чувствуя свое безграничную одиночество, Ларри становится несчастным. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Нынешний герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко. Данко тоже стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Данко берет на себя тяжелую миссию вывести людей к свету. Но путь этот трудный и дальний. «Утомленные и злые», люди начинают винить героя этой легенды в своих несчастьях, приговаривая его к смерти. Но Данко не обижается на уставших людей, он выше этого. Разорвав себе грудь, он вырывает свое сердце и освещает им дорогу к свету. Герой легенды, в отличие от Ларри, счастлив, что отдал свою жизнь людям: «Посмотрел вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко – бросил он радостный взгляд на свободную землю и засмеялся гордо».

И люди после его смерти нашли надежду. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других. Но мы видим, что поступок Данко не был оценен людьми: «Люди не заметили смерти героя и не видели, что еще пылает рядом с трупом его смелое сердце. Только один осторожный человек заметила это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло». Время таких героев, как Данко, еще не пришло, – говорит этими строками Горький. Но в «Песне о Соколе» мы видим, что свободолюбивые мысли романтического героя Горького уже находят отзыв у окружающих. Так, Сокол, рвущийся в небо, заразит своей страстью «много смелых сердец», верит писатель. Даже Уж пытается взлететь вверх, но… «рожденный ползать летать не может». Уж олицетворяет в «Песне о Соколе» серое, однообразное существование, целью которого является лишь забота о собственном спокойствии. А небо доступно только поистине храбрым и смелым, таким, кто, как Сокол, одержимым мечтой о свободе и новой жизни. «Капли крови его горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни», – утверждает Горький. «Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе» – всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник. Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает вверх, чтобы «проткнуть» мрак, увидеть за тучами солнце.Буря у Горького – это признак новой, лучшей жизни, протест против жалкого, нищенского существования. А Буревестник – герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В «Песне о Буревестнике» Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя – не только свободолюбивого, но и того, что обладает волей к победе. Созданные Максимом Горьким образы романтического героя соответствовали духу своего времени, требовали социальных изменений. Но какими должны быть эти изменения? По мнению Горького, изменения должны были быть революционными, что требовало именно таких героев. Может быть, их даже еще не было к моменту создания писателем его романтических произведений. Ведь недаром идеал романтического героя Горького воплощен в Буревестнике – в птице, а не в человеке. В русской литературе XX века мы встречаем разное отношение к революции – от восторженного приветствия до полного отрицания. Но, как бы то ни было, у романтического героя Горького есть много общепризнанных положительных человеческих качеств. Это, прежде всего свободолюбие, протест против рутинности жизни, умение служить людям.