Детский сценарий «Волшебный мир театра. Дистанционные творческие конкурсы "город мастеров"


Паспорт проекта «Волшебный мир театра»

Тип проекта: познавательный, творческий

Сроки проведения: сентябрь – май, 2018-2019 учебный год (долгосрочный)

Участники проекта: Воспитатели, дети и родители подготовительной группы МБДОУ ЦРР детский сад № 16.

Актуальность: К сожалению в последнее время участились случаи дефектов речи у дошкольников. Одним из способов коррекции речевых дефектов у детей является театрализованная деятельность. Она помогает развивать и стимулировать развитие всех компонентов связной речи.

Цель: Развивать речевую активность дошкольников посредством театральной деятельности.

Задачи:

Приобщать детей к театральной культуре;

Познакомить с различными видами театра (кукольный, оперный, балетный и др.), театральными профессиями;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

Развивать речевое дыхание, дикцию, правильную артикуляцию, тренировать четкое произношение звуков, пополнять словарный запас, учить строить диалог, пользоваться интонациями.

Начальный этап

Определение проблемы

Выбор группы участников

Определение сроков

Разработка достижения цели

Обсуждение плана с родителями

Составление плана схемы

Планирование

Составление плана работы с детьми и родителями

Выполнение: совместная работа над проектом (дети, воспитатели, родители)

Сентябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Музыкальный театр. Часть 1

Опера «История Кая и Герды» (отрывок)

Балет «Танец маленьких лебедей» (отрывок)

Театрализованная игра «Спор овощей» Т.В. Лисина стр. 45

Оказание помощи в приобретении костюмов для театрализованной деятельности

Октябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Какие бывают театры. Путешествие в театр. Часть 2»

Кукольный театр «Кот, петух да лиса» (отрывок)

Отрывок из спектакля «Золушка»

Театр кошек Куклачева

Повторение игры «Спор овощей»

Театрализованная игра «Сережа и спички» Т.В. Лисина стр. 15

Взаимодействие с семьями воспитанников

Памятка «Как определить артистический талант ребенка»

Ноябрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Комедия, трагедия и мелодрама. Часть 3»

Игра «Театр настроения»

Игра-диалог «Прокомментируй действие» И. Агапова стр. 79

- «Шагающий» театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье»

Декабрь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Чевостик узнает о строении театра изнутри. Часть 4»

Игровая ситуация «Я поведу тебя в театр» (правила поведения в театре)

Инсценировка «Новый год пора встречать» Е.А. Антипина стр. 100

Настольный театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Родительское собрание «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей»

Анкетирование по теме

Январь

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Что происходит за кулисами. Часть 5»

Игра «Виды театра» (найди пару)

Театрализованная игра «Зимой» Т.В Лисина стр. 96

Театр на дисках

Взаимодействие с семьями воспитанников

Папка раздвижка «Театрализованная деятельность дошкольников»

Февраль

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Профессия актер. Часть 6»

Игра «Попробуй повтори!»

Пальчиковый игротренинг «Солдаты» Е.А. Антипина стр. 18

Кукольный театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Папка – передвижка «Зачем ребенку кукольный театр»

Март

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Закулисье. Часть 7»

Д/игра «Театральное лото»

Инсценировка «Пришла весна» Е.А. Антипина стр. 101

Театр на фланелеграфе понравившейся сказки

Взаимодействие с семьями воспитанников

Фотоотчет «Юные актеры»

Апрель

Взаимодействие с детьми

Просмотр и обсуждение видео «Путешествие в театр. Бутафория. Часть 8»

Игра «Театральные профессии»

Мини-сценка «Киска» Т.В. Лисина стр. 57

Пальчиковый театр

Взаимодействие с семьями воспитанников

Консультация «Театр и дети»

Май

Взаимодействие с детьми

Разыгрывание знакомых сказок

Повторение пройденного материала

Взаимодействие с семьями воспитанников

Презентация проекта

Литература:

Агапова И.А, Довыдова., М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008. – 224 с;

Антипина Е.А., Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с;

Интернет источники.

Подвижные тематические игры для дошкольников / Сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с;

Ожидаемые результаты:

1. Дошкольники и их родители интересуются театральным искусством;

2. Знают виды театров, театральные профессии;

3. С интересом участвуют в театральных постановках, смотрят спектакли;

4. Умеют строить диалог, передавать эмоции с помощью интонации.

Ребята занимают места в зрительном зале. С этого момента начинается их путешествие в мир Театра, знакомство с актерским мастерством. Проводятся игры и конкурсы для развития этого мастерства. Победители конкурсов в конце мероприятия показывают спектакль.

Цель:

Развитие познавательного интереса к миру театра.

Оформление:

Сцена украшена воздушными шарами, бумажными цветами. Можно оформить выставку «Театр глазами детей». На сцене – занавес. Ведущий до спектакля находится перед занавесом.

Атрибутика:

  • Билеты с указанием ряда и места;
  • Театральная маска;
  • Ромашка с лепестками – описаниями настроения;
  • Карточки – скороговорки;
  • Карточки с названиями предметов для пантомимы;
  • Костюмы и декорации для спектакля «Репка».

Роли:

  • Ведущая

Ход мероприятия

Перед входом в зал дети получают билеты, в которых указаны ряд и место. Дети занимают места (необязательно те, что указаны на билете).

Ведущая: Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Хорошо или плохо? Если у вас все замечательно – похлопайте в ладоши! Как здорово! А настроение какое? Если хорошее – потопайте! У меня тоже отличное! И все потому, что сегодня нас ожидает самое настоящее путешествие. А вот где мы сегодня окажемся – это сюрприз!

Танцевальный номер «Сюрприз».

Ведущая: Ребята, для вас сегодня мы приготовили настоящий сюрприз! Это путешествие в волшебный мир театра! Хотите попасть за кулисы? Тогда вперед! Но… где же ваши билеты? Покажите мне их!

Дети поднимают билеты, показывают ведущей.

Ведущая: А теперь проверьте, свое ли место вы занимаете.

Ребята сверяют ряд и место, указанные на билете, с тем местом, на котором сидят. Приходят к выводу, что занимают не свое место.

Ведущая: Ай-яй-яй! Нужно срочно исправлять ситуацию! Подойдите к сцене. А теперь найдите свое место и займите его.

Под музыку дети ищут места, указанные в их билете.

Ведущая: Актер и актриса, премьера, антракт, театральная афиша и, конечно же, аншлаг – все это можно назвать одним словом – театральное искусство. А вы знаете, как зовут греческую музу, покровительствующую этому искусству? Имя ей – Мельпомена!

Выходит Мельпомена, читает монолог. Затем кланяется и уходит.

Ведущая: Ребята, с чего начинается театр? Правильно, с вешалки. Но ее мы уже благополучно миновали и оказались в зрительном зале. Заняли свои места, вот и в сказку нам пора! Итак, сегодня мы совершим путешествие в волшебную страну, чье громкое имя «Театр». Еще Шекспир сказал, что мир наш – это театр, а мы – актеры, которые играют различные роли. Вот и сегодня я предлагаю каждому определиться со своей ролью, а поможет нам в этом необычная маска.

Достает театральную маску, половина которой изображает грустное настроение, другая – радость.

Ведущая: Посмотрите, какая необычная маска. Ребята, как вы думаете, почему она является символом театрального искусства?

Дети отвечают, что актер должен уметь играть роль независимо от настроения, он должен уметь перевоплощаться.

Ведущая: Скажите, чем отличаются настроения у этой маски?

Одна половина грустная, другая – радостная.

Ведущая: Вот и первая наша актерская игра. Вам нужно определить настроение музыки и передать его мимикой.

Проводится игра «Актерское мастерство».

Ребята слушают отрывки классических произведений, передающих разное настроение, мимикой изображают характер музыки. Грустная – уголки рта опущены, веселая – подняты. Задействовать можно глаза и брови.

Ведущая: Замечательные вы актеры! Все у вас прекрасно получилось. Ну а теперь проведем кастинг на лучшего актера. Приглашаю на сцену желающих!

Проводится игра «Театральная ромашка».

Детям нужно произнести одну и ту же фразу: «Я люблю ходить в школу», но с разным настроением. Они вытягивают лепесток и определяют характер произносимой фразы: весело, грустно, нейтрально, задумчиво, агрессивно. Победителя выбирают по реакции зала – кому громче хлопали. Он получает роль деда в спектакле и уходит за кулисы готовиться, остальные возвращаются на свои места.

Ведущая: Актер должен уметь не только перевоплощаться, но также говорить громко и четко, чтобы его расслышали зрители даже с последних рядов! Ребята, а вы умеете громко говорить? Приглашаю на сцену громкоголосых!

Ведущая: Теперь познакомимся с понятием «Антракт». Ребята, вы знаете, что это такое? Так называется переменка для актеров и зрителей. В это время они могут отдохнуть. Я предлагаю провести физминутку!

Ведущая: Отдохнули, можно продолжать подготовку к спектаклю. Актер должен уметь превращаться в своего героя. Проверим, умеете ли превращаться вы! Кто желает попробовать свои силы в волшебном искусстве?

Проводится конкурс «Звериный хор».

Желающие делятся на три группы: собаки, кошки, мышки. В хаотичном порядке выстраиваются в шеренгу. Ведущий поет строчку из известной песни, участники продолжают петь по очереди на «своем» языке. Например, ведущий поет «В траве сидел кузнечик», собака должна пролаять вторую строчку, кошка третью – промяукать, мышка – пропищать. Тот, кто сбивается с ритма, поет не на «своем» языке – выбывает из игры. Три победителя распределяют между собой роли Жучки, кошки и мышки.

Ведущая: Главная актриса в театре – прима. У нее самая значительная роль в спектакле, у нее больше поклонников, ее любят и уважают. Вот и мы сейчас выберем актера на главную роль в спектакле. Прошу желающих подняться на сцену!

Конкурс «Пантомима».

Участники получают карточку с названием предмета посуды. Их задача – без слов показать предмет так, чтобы зрители догадались, что показывается. Если зрители не могут отгадать предмет, участник выбывает из игры. Оставшиеся участники переходят на второй этап кастинга – показывают пантомимой какой-либо овощ, на третьем этапе показывают животное. Конкурс продолжается до выявления победителя, который будет играть роль Репки. Он уходит за кулисы.

Ведущая: Ну а пока наши актеры готовятся, предлагаю пошевелить извилинами!

Ведущая: Актеры подготовились. Зрители готовы? Тогда прошу сидеть тихо, слушать внимательно, реагировать в конце спектакля бурно! Внимание, сказка начинается!

Демонстрация сказки «Репка». После окончания спектакля актеры выходят на поклон, зрители хлопают.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества имени Клавдии Ивановны Назаровой» Муниципального образования «Островский район»

«Волшебный

мир театра»

КОНСПЕКТ ВВОДНОГО ЗАНЯТИЯ

Составитель:

педагог дополнительного образования

Сторожко Валентина Вячеславовна

г. Остров, 2016 г.

Раздел образовательной программы: «Вводное занятие».

Тема занятия: «Волшебный мир театра»

Цель: формирование интереса к театральному творчеству

Образовательная задача:

Познакомить детей с основами актёрского мастерства, определить основные качества, необходимые актёру (речь, пластика, творческое мышление);

Развивающие задачи:

Развивать творческие способности детей;

Формировать первоначальные навыки актёрского мастерства;

Воспитательная задача:

Воспитывать позитивное творческое отношение участников занятия к театральной деятельности.

Возраст участников: 7-10 лет.

Форма проведения: занятие-игра.

Тип занятия: комбинированный.

Приёмы: беседа, игра, задания-упражнения, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

Структура занятия

    Организационный этап.

- Знакомство. Введение в тему занятия.

- Игра на знакомство «Снежный ком».

    Основная часть

    Сценическая речь.

Дыхательные упражнения;

Артикуляционные упражнения;

3. Сценическое движение.

Упражнение на снятие мышечных зажимов;

- Упражнение на ориентацию в пространстве;

4. Актёрское мастерство.

Упражнение на развитие внимания;

Упражнение на развитие воображения и фантазии;

Театральная импровизация. Спектакль-экспромт.

    Заключительный этап.

- Рефлексия. Подведение итогов.

Конспект занятия

    Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Вячеславовна, я педагог дополнительного образования Дома детского творчества. Сегодня я предлагаю вам отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие в один из волшебных миров. А как называется этот волшебный мир, вы узнаете, когда отгадаете загадки и составите слово из первых букв отгадок:

Писатель пьесу написал,

В театр он ее отдал.

Получит роль свою актер,

Поставит пьесу … (режиссер)

Чтоб за живое зрителя задеть,

Приходится актеру даже петь,

Он в творчестве своем атлант,

В актере главное… (талант)

Звенит звонок, окончен акт

И начинается … (антракт)

Сыграть в нем все мечтают дети,

И знают все его на свете

Киножурнал любимый наш.

И он зовется … («Ералаш»)

Вот на спектакле целый класс,

Начнется действие сейчас.

Чтоб не мешал нам перезвон

Все отключили… (телефон)

Из начальных букв слов – отгадок складывается слово «ТЕАТР»

Итак волшебный мир в который мы с вами сегодня отправимся называется – ТЕАТР. Но прежде чем мы с вами отправимся в наше путешествие давайте встанем в круг и познакомимся. А сделаем мы это с помощью игры «Снежный ком».

Вспомните, как мы катаем зимой снежный ком. Берём маленький комочек снега, и катая снежок по снегу увеличиваем его в размере. У каждого из вас есть имя. (обращаясь к ребёнку стоящему по левую руку) Вот как твоё имя? (ребенок называет своё имя). Представь, что ты маленький «снежок». (обращается к остальным детям) А вы ребята тот снег который будет прилипать к нашему «снежку». Сейчас «снежок» выберет к кому первому он покатиться. Подойдя к выбранному человеку «снежок» назовёт своё имя и возьмёт выбранного за руку, а тот в ответ назовёт своё имя. Затем «снежок» выбирает следующего, кто прилипнет к нему и уже вдвоём они подойдут к третьему участнику и назовут свои имена, сначала снежок, потом второй участник. Третий участник называет своё имя и берёт второго участника за руку. Далее все действия повторяются, пока вы все не очутитесь в одном большом «снежном коме».

Игра на знакомство «Снежный ком»

II . Основная часть

1. Беседа по вопросам о театральном искусстве.

Ну, вот мы и познакомились. Переходим к теме нашего занятия: «Волшебный мир театра». Сегодня мы попробуем приобщиться к театральному искусству и попробовать себя в качестве актеров. Для начала ответьте мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

Что мы называем театром?

Зачем люди ходят в театр?

Нравится ли вам смотреть театральные представления?

Без кого не может существовать театр?

Кто сам хотел бы стать юным актёром?

Ребята, а знаете ли вы, что в нашем городе в Доме детского творчества есть несколько детских театральных коллективов, в которых вы тоже сможете, если захотите, научиться актёрскому ремеслу. Каждый коллектив имеет своё название, детский театральный коллектива которым руковожу я, называется «Маска». И сегодня я предлагаю вам почувствовать себя учениками нашей школы юных актёров и в конце занятия сыграть спектакль-экспромт. Согласны?

А как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий актёр? (ответы детей)

  1. Сценическая речь.
Для того чтобы стать хорошими актёрами мы на своих занятиях учимся хорошо и четко говорить – это называется сценическая речь.

Для начала мы учимся правильно дышать. И помогают нам в этом специальные упражнения.


Дыхательные упражнения

    Упражнение « Погреем ручки ».

Поставим ладошки перед губами и широко раскрытым ртом медленно выпускаем воздух на ладошку.

    Упражнение « Свечка ».

Поставьте указательный палец перед губами. Набираем носом в себя побольше воздуха, останавливаем дыхание, после чего выпускаем воздух изо рта тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

    Упражнение « Снайпер ».

То же, что и «свечка», но воздух выдыхаем одномоментно и за максимально короткое время.

    Упражнение « Упрямая свечка».

То же, что и «снайпер», но воздух выдыхаем в несколько приёмов без дополнительного добора воздуха.

    Упражнение « Насосик и мячик ».

А теперь разбиваетесь на пары. Один из вас - «насосик», другой - «мячик». Вначале « мячик » сдут, то есть вы в расслабленной позе сидите на корточках на полу. « Насосики » со звуком « пс-с » и сгибаясь в пояснице до прямого угла « накачиваете » « мячик ». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. « Мячик » постепенно « надувается ». При этом воздух набирается порциями. Когда « мячик » надут, « насосик » выдергивает « затычку », и « мячик » со звуком « ш-ш-ш » сдувается. Выдох происходит длительно.

Теперь вы поменяетесь ролями и повторите упражнение.

Ещё мы учимся правильно говорить, для этого нужны другие упражнения, например: Артикуляционные

    Упражнение « Рожицы ».

Поднимаем правую бровь. Опускаем. Поднимаем левую бровь. Опускаем. Поднимаем и опускаем обе брови. Не раскрывая губ, подвигаем нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздуваем ноздри. Пошевелим ушами. Вытягиваем лицо. Расплываемся в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить её. Проделываем то же самое с нижней губой. А теперь корчим рожи, « кто смешнее » или « кто страшнее ».

    Упражнение « Треугольник ».

С предельно точной артикуляцией произносим гласные в следующем порядке « А – О – У – Э – Ы – И ». Со второго раза добиваемся того, чтобы звук летел как можно дальше.

Усложняем . Добавляем согласную « Б ». « В ». « Г ».

Для тренировки дикции мы используем пословицы, скороговорки, стихи.

Давайте попробуем запомнить и произнести, например вот такую скороговорку:

ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

А теперь попробуем проговорить её с разной эмоциональной окраской:

Гневно, со злобой;

С чувством радости;

С досадой;

Задумчиво;

С чувством вины;

Мечтательно.

    Сценическое движение.

Молодцы, чтобы стать настоящим актёрами мы так же учимся красиво двигаться – это называется сценическим движением.

Упражнение на снятие мышечных зажимов «Разбалансировка»

Каждый из нас - это одно целое, где голова, шея, руки, ноги, торс подчиняются команде мозга и работают сбалансированно.

Но теперь мы попробуем почувствовать и поработать каждой частью своего тела отдельно, так будто наши органы не зависят друг от друга. Как будто отключили магнит, который удерживал все вокруг себя. Движется только голова, корпус на месте. Шея. Правое плечо. Левое плечо. Теперь только корпус, при этом голова и ноги не двигаются. Корпус закрыли, открыли (раскрывается диафрагма). Только палец левой руки, только кисть, только локоть. Нижняя часть туловища, все остальное не движется. Правое колено, левое колено, оба колена. Части тела двигаются сами по себе, независимо от других частей тела.

Упражнение на ориентацию в пространстве «Молекулы и атомы»

Участники изображают броуновское движение молекул. По команде педагога: " Молекула-2, молекула-3 и т. д.", участники разбиваются на группы (атомы) по 2, 3 и т. д. человек. Если кому то не хватило места в атомах на несколько секунд они присаживаются на стулья. Как только звучит команда: "Молекула свободна", дети вновь начинают двигаться. Как только в команде образуется 2 участника, игра останавливается.

    Актёрское мастерство.

На наших занятиях мы, также учимся быть интересными зрителю – это называется актёрское мастерство. А чтобы совершенствовать в себе актёрское мастерство надо развивать своё воображение, фантазию, внимание, память.

Упражнение на развитие внимания «У тебя есть бум-бум-бум?» .

Один из вас сейчас выйдет за дверь, он будет водящим. С остальными мы загадаем, например предмет одежды, который у кого-то из вас есть, у кого-то его нет. После того как водящий вернётся в помещение, он будет задавать один единственный вопрос каждому из вас: «У тебя есть бум-бум-бум?». Если на вас сегодня есть этот предмет вы отвечаете: «Есть». Если же на вас сегодня нет этого предмета вы отвечаете: «Нет». Водящий должен догадаться какой предмет одежды мы загадали.

Упражнение на развитие воображения и фантазии

Представьте что вы, какой то сказочный персонаж, и постарайтесь без слов сыграть нам этого своего героя, чтобы мы узнали, кто вы загадали.

Театральная импровизация

Сегодня мы прикоснулись к деятельности актёра, которую он проходит для того, чтобы выйти на сцену к зрителю. Это была лишь небольшая подготовка. Но и она позволит нам сейчас войти в волшебный мир театра в качестве актёров. Я предлагаю вам сыграть небольшой спектакль, где вы сможете применить полученные сегодня знания, и конечно, добавите свое творчество, воображение, чтоб сыграть выпавшую вам роль.

Сейчас методом жребия мы распределим роли в нашем спектакле-экспромте. На столе лежат карточки с рисунками. Выберите одну карточку, картинка подскажет вам кто ваш герой. Действующие лица: котенок, солнце, 2 сороки, бумажка, петух, 2-3 курицы, щенок, лошадь, телега, бабочка, ветер.

Наш спектакль построен на экспромте, то есть играется сразу без репетиции, просто слушайте текст сюжета который буду читать вам я, и выполняйте действия по тексту.

«Котёнок» спектакль-экспромт

Сегодня КОТЕНОК впервые вышел из дома. Было теплое летнее утро, ярко светило СОЛНЦЕ, раскидывая свои лучи во все стороны. КОТЕНОК уселся посреди двора и стал щуриться на СОЛНЦЕ. Вдруг его внимание привлекли две СОРОКИ, которые прилетели и сели на забор. КОТЕНОК стал медленно подкрадываться к птицам. СОРОКИ не обращая внимания на котёнка стрекотали, не умолкая. КОТЕНОК высоко подпрыгнул, но промахнулся, а СОРОКИ улетели. Ничего не вышло. КОТЕНОК стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ВЕТЕРОК и гнал по земле БУМАЖКУ. БУМАЖКА громко шуршала. КОТЕНОК схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. БУМАЖКА улетела, подгоняемая ВЕТЕРКОМ.
И тут КОТЕНОК увидел ПЕТУХА. Высоко поднимая ноги, ПЕТУХ важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к ПЕТУХУ бросились КУРЫ. Недолго думая, КОТЕНОК бросился в стаю и схватил одну КУРИЦУ за хвост. Но КУРИЦА так больно клюнула КОТЕНКА, что он заорал истошным криком и отбежал в сторону.
В это время около дома остановилась ЛОШАДЬ с ТЕЛЕГОЙ, ЛОШАДЬ спокойно стояла и жевала сено, оставленное ей хозяином. КОТЕНОК подкрался и решил посмотреть на лошадь поближе, но ЛОШАДЬ так фыркнула на него, что он со всех ног бросился прятаться за ТЕЛЕГУ. Посидев немного за ТЕЛЕГОЙ, КОТЕНОК увидел БАБОЧКУ которая залетела во двор и порхала с одного цветка на другой. КОТЁНОК старался подкрадывался к ней несколько раз, но в самый решающий момент БАБОЧКА перелетела на другой цветок.

За этим занятием и застал КОТЁНКА соседский ЩЕНОК, пробегавший мимо забора. ЩЕНОК остановился и припадая на передние лапы, громко залаял на КОТЕНКА, а потом бросился во двор и попытался его укусить. В ответ КОТЕНОК громко зашипел, выпустил когти и ударил ЩЕНКА по носу. ЩЕНОК убежал, жалобно поскуливая.

КОТЕНОК почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом КОТЕНОК почесал задней лапой за ухом, растянулся рядом с телегой во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но КОТЕНОК почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство КОТЕНКА с улицей.

    Заключительный этап.

Рефлексия

По театральной традиции в конце каждого спектакля, репетиции, занятия актёры дарят друг другу аплодисменты. Сила аплодисментов является оценкой труда каждого участника работы. Оцените, как прошло наше занятие. Оцените работу ваших товарищей. Оцените свой вклад в работу.

Подведение итогов .

Сегодня мы с вами побывали в волшебном мире театра. Наверняка каждый из вас ещё не раз отправится в этот мир в качестве зрителя. А вот стать одним из волшебников этого мира смогут только те, кто пройдёт обучение в школе юных актёров. Поднимите руки те, кто из вас хотел бы попробовать свои силы в театральном искусстве? Всем спасибо! До следующей встречи!

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА»

Программа по организации театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

Детство - это радость, игра, слияние с природой. Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.

Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Синтетический характер всех театрализованных игр и, в особенности, игр-представлений (спектаклей) позволяет успеш­но решить многие воспитательно-образовательные задачи до­школьного учреждения: развить художественный вкус, твор­ческие способности, сформировать устойчивый интерес к теат­ральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка по­требность обращаться к театру, как к источнику эмоциональ­ного сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В театрализованных играх-представлениях с помощью та­ких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произве­дения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоз­дают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать со­бытия, взаимоотношения между героями этого произведения.

Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творче­ства (художественно-речевого, музыкально-игрового, танце­вального, сценического).

Для того чтобы решать эти задачи, необходимо наличие в детском учреждении педагога, который бы не только прово­дил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение всех задач, согласно базисной программы, в том чис­ле и по театрализованной деятельности. Педагог детского театра должен помочь воспитателям изме­нить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми (вплоть до участия в них в роли «актеров»). Его цель - не ограничиваться сценарной, режис­серской и постановочной работой с детьми-«актерами», а че­рез всю жизнь детского сада, через все виды детской деятель­ности провести решение задач, направленных на формирова­ние в детях творческого начала.

Работа над спектаклем - анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способст­вующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету и, наконец, постановочная работа над целостным спектаклем - проводится на специальных занятиях, не реже одного раза в неделю по 30-40 мин. Эти занятия могут прово­диться как в первую, так и во вторую половину дня. Но такая работа не должна проходить в изоляции от той воспитательно-образовательной деятельности, которую осуществляют воспи­татели групп, музыкальный руководитель, педагог по изодея-тельности.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движения­ми, жестами, мимикой. Они слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание и т. д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дик­ция, ведется работа над артикуляцией с помощью скорогово­рок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литера­турным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной деятельности знакомят­ся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по со­держанию спектакля, учатся рисовать различными материа­лами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Дети играют в «театр». Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскур­соводов по выставочному залу. Они рисуют афиши и пригласи­тельные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.

В театральной студии под руководством специалиста про­водятся речевые упражнения, разыгрываются различные этю­ды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой-постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгры­вание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол бибабо и пр.).

Например, идет работа над музыкальной сказкой «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева): одни дети разыгрывают очередную сцену, используя куклы бибабо на ширме; другие разыгрыва­ют эту же пьесу в форме настольного театра; третьи - драмати­зируют.

В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы: кто пойдет разносить пригласи­тельные билеты для детей-зрителей (в приглашенную группу) и взрослым (сотрудникам учреждения), кто примет участие в оформлении выставки в фойе детского театра, повесит афишу, кто поможет подготовить артистическую комнату (костюмы, атрибутику) и т. д. - это в первую половину дня. После дневно­го сна игра-действие продолжается: теперь нужен контролер, экскурсовод, дежурный по залу, сцене, в кафе; артисты пере­одеваются в костюмерной... В назначенный час приходят гос­ти (дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артис­тов, включить в действие взрослых.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) не должно быть больше двух-трех. Но в течение года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театра­лизованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации). Они могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлече­ния, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Что должен знать ребенок 5-7 лет о театре

Театр - особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире все необычно. Вместо живой природы - декорации, нарисован­ные художником, различные герои (персонажи), действия при­думаны драматургом и сыграны артистами.

Театр может перенести зрителей в далекое прошлое, буду­щее и в сказку. На сцене театра могут заговорить не только

14 люди, но и животные, и птицы. Артисты - главные волшебни­ки театра. Они по-разному своими сценическими средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей.

Кроме артистов, над постановкой спектакля работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постанов­щик танцев, хормейстер и др.

Пришедшие в театр зрители ведут себя по-особому: в фойе негромко переговариваются, ходят спокойно, рассматривая выставку, портреты актеров; в зрительном зале слушают и вни­мательно смотрят работу артистов, не мешают другим следить за действием спектакля. Неприлично не только разговаривать, но и жевать, шуршать фантиком от конфетки и пр.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомиться с содержанием (с программой), в фойе найти фотографии артистов, участвующих в спектакле.

В театр можно играть самим. Для этого надо определить любимый вид театра, наметить сюжет и разыграть его.

Знания о театральном искусстве, появление устойчивого интереса к нему, сценические навыки рождаются не вдруг. Только система в работе по принципу «от простого к сложно­му», начиная с младшего дошкольного возраста, а также ис­пользование всего комплекса средств и методов театрально-игровой деятельности помогут успешно решить поставленные задачи.

Задачи по театрально - игровой деятельности

Для детей 5-6 лет

Театральная азбука

Рассказать детям о том, что театр - особый волшебный мир. Главные волшебники в театре - артисты. Они с помощью осо­бых средств могут рассказать нам о разных событиях, о пере­живаниях людей. Основные средства художественно вырази­тельности: интонация, мимика, жест. Театры бывают разные: в оперном театре артисты поют, в балетном - все мысли, чув­ства героев передают движениями, в драматическом театре они разговаривают, в кукольном - все действия, разговор осуществляются с помощью кукол. Есть особый вид театра - детский. В нем ставят спектакли для детей.

В театре работает много людей. Кроме артистов, художни­ки, композиторы, писатели (драматурги), гример и др.

Игры в кукольный театр

Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, с «живой рукой», бибабо, пальчикового театра, театра карти­нок на руке.

Работать над речевым дыханием детей, добиваться четкой дикции, умения менять темп, силу звука, работать над инто­национной выразительностью речи.

Игры-драматизации

Продолжать учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, со­вершенствовать исполнительские умения детей, стимулировать желание детей изменять действия, вводить свои реплики.

Игры-спектакли

Побуждать детей проявлять самостоятельность в выборе вы­разительных средств при создании образов персонажей, учить чувствовать своего партнера, стремиться подыгрывать ему.

Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершен­ствуя его, находя наиболее яркие выразительные средства для воплощения.

Расширять жанровый диапазон спектаклей, предлагая де­тям такие варианты, как: спектакль на художественно-рече­вой основе, спектакль-опера, фольклорный спектакль на об­рядовой основе. Воспитывать стремление доставлять своей иг­рой радость окружающим.

Для детей 6-7 лет

Театральная азбука

Углублять знания детей о театре, как о виде искусства. Сфор­мировать устойчивый интерес к театральному искусству, по­требность каждого ребенка обращаться к театру, как источни­ку особой радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

Через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление в нем самому нести в жизнь пре­красное и доброе.

Ребенок должен знать, что в прекрасном мире театра все необычно. Артисты по-разному рассказывают о событиях, о пе­реживаниях людей. Уточнить сведения об основных средствах выразительности. Уточнить представления детей об особенно­стях различных театров: опера, балет, драматический театр, народный балаганный театр, кукольный, детский.

Познакомить с театрами своего города (наиболее известны­ми). Расширить диапазон сведений о тех, кто работает в теат­рах (режиссер, постановщик танцев, хормейстер, гример и т. д.).

Закрепить навык поведения во время просмотра спектакля; в целом уточнить знания правил поведения во время посеще­ния театра.

Перед началом спектакля необходимо не только знать его название, но и познакомить с содержанием.

В фойе посмотреть фотовыставку к этому спектаклю (фото­графии артистов и сцены из спектакля).

Определить любимый вид жанра, наметить любимые сюже­ты и разыграть их (как оперу, балет, драматический спектакль или кукольный).

Стимулировать активность детей к организации самостоя­тельной театрализованной деятельности.

Игры в кукольный театр

Закреплять навыки кукловождения различных кукольных театров (бибабо, на гапите, пальчиковый, марионетки, с «жи­вой рукой», настольный, теневой и др.).

Познакомить с новыми типами театров: напольный (люди-куклы, конусный); тростевой.

Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами различных систем.

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение с музыкальным сопровождением и без него).

Игры-драматизации

Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании обра­зов различных персонажей.

Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, сценки.

Игры-спектакли

Ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразитель­ных средств для передачи образа, развивать способность к сво­бодному выбору движений, действий, жестов, мимики, инто­нации, к передаче игрового образа. В целом, развивать сцени­ческое творчество.

Способствовать расширению диапазона эмоционального вос­приятия выражения различных эмоций (радость, горе, удив­ление, испуг и пр.).

Ввести новый тип игр-спектаклей: спектакль пантомимы, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль на обря­довой основе, спектакль-балет или спектакль на хореографи­ческой основе.

Развивать умение детей выражать основные эмоции и адек­ватно реагировать на эмоции окружающих.

Представленный ниже учебно-тематический план - это ва­риант целостного подхода к решению задач через все основные виды детской художественной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Хочется обратить внимание практиков, что предлагаемый репертуар к детским спектаклям ориентировочный и поэтому заменяемый. Но вся работа строится по данной схеме, исходя из поставленных задач.

Программные задачи

Театральная игра

Театральная игра -исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности , свойственный человеку.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равно­мерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напря­гать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать сло­ва героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внима­ние, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру пове­дения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное от­ношение со сверстниками, любовь к фольклору.

Культура и техника речи

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направлен­ные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артику­ляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и сти­хи, тренировать четкое произношение согласных в конце сло­ва. Учить пользоваться интонациями, выражающими основ­ные чувства. Пополнять словарный запас ребенка.

Основы театральной культуры

Этот раздел призван обеспечить условия для обладания до­школьниками элементарными знаниями и понятиями, про­фессиональной терминологией театрального искусства. В раз­дел включены следующие основные темы: особенности театрального искусства; виды театрального искусства, осно­вы актерского мастерства. Культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; разви­вать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложе­ниях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхи­щенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т. п.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Общие программные задачи

Формировать и активизировать познавательный интерес детей.

Снимать зажатость и скованность.

Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наб­людательность, находчивость, фантазию, воображение, образ­ное мышление.

Развивать музыкальный слух.

Развивать умение согласовывать свои действия с други­ми детьми.

Развивать умение общаться с людьми в разных ситуа­циях.

Развивать интерес к сценическому искусству.

Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).

Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.

Учить сочинять этюды по сказкам.

Учить импровизировать игры-драматизации на темы зна­комых сказок.

Развивать чувство ритма и координацию движений.

Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Развивать двигательные способности, ловкость, подвиж­ность.

Учить создавать образы живых существ с помощью вы­разительных пластических движений.

Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.

Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.

Пополнять словарный запас.

Учить строить диалог.

Научить пользоваться интонациями, выражающими ос­новные чувства.

Знакомить с театральной терминологией, видами теат­рального искусства.

Знакомить с создателями спектакля.

Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.

Воспитывать культуру поведения в театре.

2. Основное содержание

Структура учебного планирования

Виды детской деятельности

Задачи

Формы

Сентябрь

Организационный месяц. Подготовка предметно - развивающей среды.

Октябрь

Художественно-речевая деятельность

Знакомство с сюжетом нового для детей литературного произведения. Способствовать развитию арти­куляционного аппарата, развивать дик­цию, добиваться разнообразия интона­ции, уточнять знания детей об особен­ностях, повадках животных

Чтение нового литературного произведения

Занятие со всеми детьми

Театрально-игровая деятельность

Рас­сказать об особенностях этого вида ис­кусства, о видах театра, о главных вол­шебниках театра Знакомство с героями литературного произведения, с их ха­рактеристиками

Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра

Работа с малыми подгруппами детей

Музыкальная деятельность

Эмоционально обогащать представления детей о природе (о животных, птицах) че­рез музыкальный образ

Слушание музыки к выбранному произведению

Занятие со всей группой

Творческая деятельность (танцевальное, музыкально-игровое творче­ство)

Учить детей самостоятельно подбирать движения, способы действия для пере­дачи образа. Упражнять детей в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. Познако­мить с внешним видом героев, события­ми времени года, когда они происходят

Этюды для передачи музыкально-образных характеристик животных, птиц Этюды для пе­редачи различных чувств

(см. кни­гу М. Чистяковой «Психогимнастика»)

С малыми подгруппами и индивидуально

Учить передавать особенности птиц, жи­вотных, особенности их окраски через практическую деятельность

Использовать иллюстрации, ре­продукции с картин близких содер­жанию сюжета.

Со всей группой детей

Ноябрь

Развивать память детей. Учить переска­зывать литературное произведение вначале своими словами, а затем точно следуя тексту. Продолжить работу над артикуляцией, дикцией

Разучивание текста к литературному произведению.

Подгруппами и индивидуально

Театрально-игровая дея­тельность (занятия с педагогом-специалистом по театральному искусству)

Знакомить детей с элементами актер­ского мастерства - это помогает глав­ным волшебникам театра рассказать о событиях, передать переживания геро­ев, их чувства. Учить детей пересказы­вать сказку по ролям (отдельные эпизо­ды), в соответствии с событиями и пе­реживаниями героев менять интонацию, выражение лица

Рассказать об особенностях жес­та, мимики, интонации. Показать на своем примере различные об­разы. Разыгрывание детьми от­дельных диалогов, сцен

С подгруппами, используя все виды театрализо­ванных игр для разыгрывания одной и той же сцены

Музыкальная деятельность

Учить детей петь, чисто интонируя, вы­разительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа

Разучивание песен к литературному произведению

Со всей группой

Творческая деятельность

Упражнять детей в самостоятельном под­боре движений для передачи игрового образа, пользуясь мимикой, жестом

Импровизационные танцы различ­ных персонажей

С группами и индивидуально

Изобразительная деятельность

Подготовить детей к умению рисовать по творческому замыслу, отражая свои впе­чатления от литературного произведения

Рисование различными материа­лами по сюжету или отдельных персонажей

Фронтально

Декабрь

Художественно-речевая деятель­ность

Закреплять знание детьми текста персонажей. Учить выразительно, с эмоциями переда­вать диалогическую часть текста

Пересказывание детьми сюжета по ролям

Фронтальные в игровой форме

Театрально-игровая деятель­ность (занятия по театральному искусству)

Учить детей композиционному построению сцен. Развивать творческие способности детей при создании образов к сказке

Работа над целостной постановкой спектакля

Фронтально и подгруппами

Творческая деятельность

Добиваться самостоятельности, инициати­вы в выборе средств для передачи обра­за, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии

Творческие задания на танцеваль­ное и музыкально-игровое твор­чество импровизированного харак­тера

Подгруппами и индивидуально

Музыкальная деятельность

Развивать активное эмоциональное сопе­реживание музыкальным образам в ис­полнительской деятельности

Продолжать учить песни, танцы, му­зыкальные игры к спектаклю

Со всей группой, подгруппами, индивидуально

Изобразитель­ная деятель­ность

Закреплять умение детей, рисовать различными материалами деко­ративные узоры

Изготовление афиши, пригласи­тельных билетов. Совместно со взрослыми подготавливать декора­цию к спектаклю, отдельные атри­буты, маски

Коллективная и индивидуальная работа

Постановка музыкального спектакля по выбранному литературному произведению

для детей детского сада и родителей.

Аналогичная структура работы по театрализованной постановке следующего литературного произведения в период с января по май.