Репетиционный процесс в работе хорового коллектива. Репетиционный процесс в младшем хоре


В практике работы с хором распространено деление репетиций на два этапа:

1. техническое освоение произведения и его художественное осмысление;

2. раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности.

В свою очередь, в зависимости от формы и содержания работы хоровые репетиции можно разделить на две группы:

1. репетиции сводные (общие), ансамблевые, групповые по партиям;

2. репетиции ознакомительные (вводные), рабочие, заключительные и корректирующие.

Этапы рептиционной работы :

- ознакомительный (получение первой информации о новом сочинении, творческом, исполнительском замысле дирижера и освоение нотного текста)

- впевание (рабочий этап). Главная задача – достижение исполнительской свободы, осмысленности и выразительности пения каждого участника коллектива. Приемы, используемые на данном этапе: пение с закрытым ртом, пение на слог, «читка».

- исполнительский (способность певцов хора придать процессу звуковой материализации нотного текста цельность, завершенность и убедительность). Основной формой работы на этом этапе становится сводная репетиция.

Методы работы над сочинением:

1.Пропевание в замедленном темпе. Целесообразность этого приема состоит в том, что медленный темп дает певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для его контроля и анализа).

2. Остановки на звуках или аккордах. Предпосылка действия этого приема та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако благодаря тому, что он дает возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, аккорде, его эффективность выше.

3. Ритмическое дробление. Этоспособ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведет к возникновению у артистов хора ощущения постоянной ритмической пульсации. Эффективным приемом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке.

4. Использование вспомогательного материала. В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, построенным как на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

5. Взаимоотношение элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве. Наиболее правильным и эффективным будет метод работы, при котором дирижер, разучивая конкретную хоровую партию, постепенно приближает ее к характеру, близкому к замыслу композитора.

Антиметод:

- «натаскивание» (многократное повторение музыкального материала без конкретно поставленной цели) не развивает эстетическое мышление певцов.

Дирижерские приемы при работе над сочинением:

1. рабочий жест (тактирование, показ вступлений и снятий, показ звуковысотности, жесты, наглядно передающие ритмическое и интонационное строение мелодии);

2. образные жесты (жесты, передающие те или иные особенности хорового звучания: характер звуковедения, кульминация, жесты, передающие музыкально-выразительные особенности мелодии и т.д.)

Задание № 6.

Произведите рефлексию собственной деятельности (после каждой из 6 репетиций в устной форме руководителю практики).

Соотнесите поставленные цели с результатами деятельности; оцените выбранные и использованные Вами методы работы и их эффективность; назовите причины возможных неудач в проделанной работе.

Задание № 7.

Продирижируйте данное сочинение в концертных условиях, используя соответствующие дирижерские приемы.

В условиях концертного выступления особое значение приобретает дирижерское мастерство - единственное средство творческого общения дирижера с исполнителями на сцене. Следовательно, от дирижера требуется соответствующий уровень владения техникой выразительных жестов, способствующих передаче образной сферы сочинения.

Библиография

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Козырева Г.Г., Якобсон К.А. Словарь по хороведению. Редактор Еловская Н.А. - Красноярск, 2009-105с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы формирования репертуара детского хореографического коллектива. Хореография в воспитании и развитии личности ребёнка. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей младших школьников. Методы и приемы работы над созданием репертуара.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2015

    Психолого-педагогические основы формирования детского коллектива, особенности и главные этапы его развития. Содержание, методы работы по формированию коллектива среди детей дошкольного возраста. Принципы проведения эксперимента, анализ полученных данных.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие вокально-хоровых навыков. Традиция преподавания хорового пения в России. Развитие вокально-хоровых навыков при работе с младшей группой хора. Создание системы музыкально-певческого материала в школе. Особенности вокального воспитания в хоре.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2009

    Проблема формирования общеучебных умений младших школьников в психолого-педагогической и научно-методической литературе. Организация процесса формирования, его этапы. Результаты экспериментального исследования по изучению влияния самостоятельной работы.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Руководитель как лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, особенности функционирования педагога в данном качестве. Требования, предъявляемые к нему в процессе управления детским коллективом.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Философско-эстетические, психолого-педагогические основы вокально-хорового искусства России. Особенности становления вокально-хоровой музыки до XVII в. Развитие хорового пения на Руси. Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Общая характеристика подросткового детства. Психолого-педагогические доминанты развития (формирование стереотипа, собственной уникальности, необходимая потребность в любви). Сложные педагогические ситуации в работе с подростками и способы их разрешения.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014


Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего и профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Музыкально - педагогический факультет
Кафедра РЭДО

Курсовая работа
По теме:
Формы и методы проведения занятий в инструментально - творческом коллективе

Выполнил: студент группы 421
Подшивалов А.А.
Принял: доцент кафедры РЭДО
Панов Д.П.

Челябинск 2012г
Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра………..7

1.1 Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра)……..7
1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива………………..12

Глава 2. Формы и методы проведения занятий………………………….16

2.1 Методика проведения репетиций……………………………………………16
2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе............17
2.3 Начало репетиции нового произведения……………………………………18
2.4 Детальное изучение индивидуальных партий…....................... ......................19
2.5 Освоение произведения по группам…………………………………………21

Заключение…………………………………………………… ……………………24

Список литературы…………………………………………………… ………….26

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью более полного изучения содержания и специфики профессиональной деятельности дирижера в инструментальном творческом коллективе. Какие формы, методы, лучше использовать, где, когда и как применить на практике.
В настоящее время дирижирование все больше становится профессией, которой музыканты другого профиля заниматься не могут без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - музыканты оркестра - стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать произведения. Так же руководителю профессионального коллектива необходимо обладать обширным комплексом профессиональных важных качеств, в состав которых, помимо музыкальных, но и педагогических, психологических, организаторских. Не менее важным для дирижера является хорошее, качественное владение мануальной техникой.
Дирижёрская профессия с самого начала представлялась загадочной областью музыкального исполнительства, и для людей профессионально занимающихся дирижерской деятельностью, и для широкого круга любителей музыки. Несмотря на существующие теоретические разработки проблем дирижерского искусства, дирижирование до сих пор для многих остается по выражению Л.Стоковского «одной из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства»
Еще А.Н.Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом», и он был недалек от истины. В то время наука еще не могла решить возникающие теоретические и практические проблемы дирижерской профессии, кроме того, практика значительно опережала теорию, не получая достаточного научного обоснования. Дирижер Ю.Симонов отмечает: «Общеизвестно, что дирижирование является сложной психофизической деятельностью человека. Вместе с тем, оно, представляет собой теоретически наименее изученный и обоснованный вид музыкального исполнительства». Необходимо отметить, что профессиональная деятельность многих выдающихся дирижеров прошлого, до сих пор не имеет психологического обобщения.
Каждый дирижер находил свой собственный способ управления коллективом, опираясь на свое видение целей и задач дирижерской деятельности, на собственные представления, интуицию. Исследование деятельности дирижеров, в основном заключалось в определении необходимых знаний; умений: и навыков, то есть шло по пути изучения - предметной и методической подготовки будущих дирижеров.
В настоящее время, благодаря исследованиям в области социальной психологии, психологии труда, психологии общения, а так же психологии творчества, музыкальной психологии Л.Гинзбург «О технике дирижирования» деятельности, психологии творчества, музыкальной психологии, появилась возможность (опираясь на результаты научных исследований) объяснить структуру функционирования психологических механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности дирижера.
Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы А.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.Л.Ержемского, В.И.Петрушина, В.Г.Ражникова. Вопрос же о профессионально важных качествах дирижера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым.
Таким образом, не полное владение теоретическими и практическими знаниями, некачественное владение мануальной техникой, не умение разбираться в фактуре произведения, приводит современных руководителей (дирижёров) музыкально-творческих коллективов к психологическому зажатию. То есть, выходя к музыкантам на репетиции, руководитель (дирижёр) чаще всего не знает с чего начать, отсюда становится психологически зажатым, неуравновешенным (может: кричать, ругаться, требовать от музыкантов того, чего сам не может объяснить).

Цель: выявить комплекс профессионально важных качеств дирижёра (руководителя) музыкально – творческого коллектива, определить их структуру и значение в процессе подбора форм и методов проведения занятий в музыкально – творческом коллективе.

Объект исследования: формирование профессиональных качеств дирижера оркестра, выражающиеся в подборе форм и методов проведения занятий.

Предмет исследования: музыкальные качества дирижёра.

Задачи:
1.Рассмотреть и проанализировать труды по дирижированию, исследования по музыкальной психологии, касающиеся содержания и структуры деятельности дирижера.
2.Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально важных качеств дирижера оркестра.
3. Определить ключевые понятия в формировании профессиональных качеств дирижера.
4.Определить специфические особенности дирижерской профессии.
5. Рассмотреть формы и методы проведения занятий в музыкально – творческих коллективах.
На мой взгляд, по данной теме, можно порекомендовать музыкантам для изучения следующие работы:
Учебное – методическое пособие «Вопросы методики работы с эстрадным инструментальным ансамблем» авторы Хабибулин Р.Г.,Панов Д.П. Челябинск 2011г.
В данной работе в полной мере рассматриваются психолого – педагогические характеристики участников ансамбля, эстрадный ансамбль показан как объект музыкально – педагогической деятельности, так же хорошо раскрыт материал из истории и развитии инструментальных ансамблей.
Статья Буяновой Н.В.»Роль дирижёра в художественно творческом процессе»
В данной статье автор выявляет особые приёмы коммуникации музыканта руководителя с исполнителями, закономерности формирования позитивного микроклимата в творческом коллективе. Так же в статье подчёркивается связь между способностью дирижёра к организации творческого процесса и его личностными качествами. Сущность творческого коллектива, коммуникация, профессиональная компетентность.

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра.

1.1Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра).

Профессионально необходимые качества - индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы.
Дирижерское исполнительство представляет собой сложный комплекс различных видов музыкальной деятельности, включающий в себя действия, протекающие последовательно или одновременно и направленные на разные цели. Каждое из них выполняется с большим или меньшим усилием, вызывается и мотивируется различными побуждениями, сопровождается соответствующими эмоциями. Многочисленные функции, выполняемые дирижером в момент руководства исполнением, взаимосвязаны, а порой выступают в противоречивых, и даже конфликтных отношениях. Подобного своеобразия не знает ни один из видов исполнительского искусства.
Дирижёр (от фр. diriger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной, балетной) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Дирижёр обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится передать руководимым им музыкантам свои художественные намерения, раскрыть в процессе исполнения своё истолкование творческого замысла композитора, своё понимание содержания и стилистических особенностей данного произведения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и максимально точное, бережное воспроизведение текста авторской партитуры.
Дирижер – это не только руководитель, организатор, интерпретатор, но и педагог.
А у педагога и дирижера много общего: доброжелательность, тактичность, умение «зажечь» людей и повести за собой. «Нет необходимости доказывать то бесспорное положение, что руководитель музыкального коллектива является по существу его наставником и учителем. Его обязанность состоит в том, чтобы воспитывать коллектив, повышать его исполнительскую культуру, способность понимать и ощущать образно – эмоциональное содержание музыки», - писал известный педагог, дирижер, профессор Ленинградской консерватории Илья Александрович Мусин.
Музыкант, занимающийся дирижированием должен понимать, что дирижирование - это не самоцель, а средство общения дирижера с музыкантами оркестра, способ передачи информации, то есть музыкальный язык, при помощи которого дирижёр разговаривает с музыкальным коллективом (оркестрантами).
Что же такое «дирижирование»?
Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить; англ. conducting) - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства.
Дирижирование - управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т. д.) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения. Осуществляется дирижёром.
Дирижер должен обладать целым комплексом различных способностей. Способностями психологи называют такие особенности личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой - либо деятельности, подразделяя их на способности общие и специальные. Способности являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня при условии активного включения человека в строго определённую деятельность.
Музыкальному руководителю (дирижёру), необходимо обладать такими музыкальными способностями как: музыкальность, музыкальный слух, ритм, музыкальная память. Важны также исполнительские способности - игра на инструменте, мануальная техника. Необходимо наличие трёх основных музыкальных способностей в структуре музыкальности: ладового чувства, способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение и музыкально - ритмического чувст.
Названные способности составляют ядро музыкальности. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности велико не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.
Музыкальным следует назвать человека, чувствующего красоту музыки, её т выразительность, способного воспринимать в звуках произведения определённое художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание. Музыкальность предполагает тонкое дифференцированное восприятие музыки, но и способность хорошо различать звуки ещё не говорит о том, что это музыкальное восприятие, и что обладающий ею, музыкален.
Известно, что дирижер должен обладать незаурядным музыкальным слухом. Музыкальный слух - понятие сложное и включает в себя ряд компонентов, важнейшими из которых являются звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический слух. Существует также абсолютный и относительный музыкальный слух. Наличие абсолютного слуха (пассивного или активного) нередко указывает на общую музыкальную одаренность. Чем лучше слух дирижера, тем полнее его владение оркестром. Обладать абсолютным слухом для дирижера полезно, но не обязательно. Но ему необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте, взятых одновременно и последовательно. Даже сформировавшийся музыкант должен постоянно продолжать тренировать свой слух.
Важнейшим рабочим инструментом для дирижера является высокоразвитый внутренний слух.
Под внутренним слухом понимается способность дирижёра представлять себе звучание как отдельных тонов и аккордов, так и всей их совокупности в процессе чтения партитуры. Чтение партитуры без инструмента, как и чтение книги без произнесения слов вслух - это вопрос тренировки, и каждый дирижер должен овладеть им в совершенстве.
Основой общения, объединяющей в единую систему деятельность дирижера и оркестра, является взаимопроникающее внимание руководителя и коллектива. Дирижер должен уметь устанавливать и постоянно поддерживать контакт с каждым из участников оркестра и со всем коллективом в целом.
Развитие музыкальных способностей идет параллельно с развитием слухового внимания.
Внимание – это психологическое состояние человека, характеризующее интенсивность его познавательной деятельности. Окружающий нас мир непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. В то же время мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся, обращаем внимание.
Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.
Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.
Внутренний контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучанием оркестра, то есть своим представлением как должен звучать оркестр.
По мнению многих выдающихся дирижеров, таких как Вальтер, Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается во взаимном психическом заряжении друг друга, возникновением особого «духовного тока» между людьми.
Из всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту - исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.
В деятельности дирижера оба вида слухового внимания - исполнительское и педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая оркестр, дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого педагога - инструменталиста, занимающегося со своим учеником, он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.
Не менее важным для успешной деятельности дирижёра, является развитая музыкальная память. У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую - связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную - связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную - в изучении и запоминании партитуры.
И наконец дирижер должен обладать чувством воображения. Воображение – это волшебный дар, оно рождает образы, открытия. Творческое воображение – это способность, помогающая нам переходить от замысла к воплощению. У дирижера уже в процессе изучения партитуры возникают исполнительские проблемы, проблемы художественной интерпретации, а значит уже никак не обойтись без художественного воображения, без фантазии. В творческом процессе фантазия, художественное воображение – это всё. Необходимо развивать и тренировать творческое воображение, интуицию.
Все начинается с таланта. Талант - это умение работать (нет гениальности без труда), это поразительное проникновение в суть произведения. Талант нуждается в бережном отношении.
Талант дирижера (подлинный) - совершенная редкость. Этот талант предполагает умение охватить музыкальное явление в его всеобъемлющем значении - историческом, социальном, народно - национальном. А это дано не многим.

1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива

Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижёрского жеста. Большое значение многие дирижёры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны,- утверждал Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, – то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижёра».
Попытки обучать дирижированию слепых музыкантов не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказалось на результате.
Очень важной проблемой является умение делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше сыграть ту или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:
· начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
· указывать на ошибки не прямо, а косвенно;
· сначала поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать своего собеседника;
· задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
· выражать людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;
· Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться сохранять.
Способность дирижёра к общению является одной из составных граней его таланта.
С точки зрения транзактной теории для сохранения хороших отношений с музыкантами дирижёр должен уметь быть попеременно в трёх позициях – Родителя, Взрослого и Ребёнка. Находясь в позиции Родителя и обладая всеми полномочиями власти, дирижёр может приказать выполнять или не выполнять какие-то действия, например, наложить штраф за опоздание на репетиции или дать выговор за нарушения условий контракта. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни оркестра. Находясь в позиции Ребёнка, он может пошутить со своими музыкантами, например: рассказать им смешную историю или анекдот.
Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддерживанию группового единства коллектива.
Основным и наиболее развёрнутым полем деятельности и совместного общения дирижёра и хора является репетиция. Вот почему она всегда нужна оркестру и дирижёру. Оркестру нужно познакомиться и усвоить жесты дирижёра, знать его интерпретацию музыкального произведения, темпы. Дирижёру нужно знать исполнительские возможности солистов, отдельных групп и оркестра в целом, его гибкость и быстроту реакции на дирижёрский
жест. Они должны в течение двух-трёх репетиций «сработаться». Хор для дирижёра - «живой инструмент», которым он не может располагать в самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра опыта, тем дефицитнее для него репетиционное время. Вместе с тем установление числа репетиций, организация самой репетиции и её продуктивности - серьёзная проверка зрелости дирижёра, его психологических качеств.
Хорошее знание партитуры и отличное владение дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром и хором. Здесь значительную, а иногда и определяющую роль играют психологические условия общения.
Таким образом, из всех исполнительских профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная.
Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а иногда и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Из того факта, что одно и то же произведение у разных дирижёров, в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое, необъяснимое, своего рода эпифеномен. Такое впечатление ещё больше усиливается после встречи с выдающимся дирижёром, который добивается исключительных творческих результатов. Но более «трезвые» музыканты не видят в этом ничего мистического. Они справедливо отмечают в таких случаях выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которые помогают ему увлечь оркестрантов своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений.

Глава 2. Формы и методы проведения репетиций.

2.1 Методика проведения репетиций

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе музыкально - творческих коллективах (ансамблях), являются репетиции.
Репетиция - подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.
В практике работы музыкально – творческих коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из которых, имеет свои задачи и специфические особенности.

Типы репетиций

Корректурная репетиция, проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции проводятся с полным составом оркестра (ансамбля), по группам и индивидуально. Целью данной репетиции является детальная отработка партий.
Прогонные репетиции, проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция, проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе

Процесс репетиционной работы с музыкально - творческим коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главной же задачей является музыкально-эстетическое и творческое развитие музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь можно выделить и подчеркнуть воспитательный акцент в организации репетиций в инструментально – творческих коллективах (ансамблях), поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным музыкальным коллективом на малые составы, не учитывая их специфики. Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и происходит в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных музыкантов.
Особенность организации репетиционного процесса в инструментально – творческих коллективах (ансамблях) заключается в том, что:
Во-первых, работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение.
Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего, как средство эстетического развития и формирования личности самого участника.
Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в музыкально – творческих коллективах (ансамблях).
Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в музыкально - творческих коллективах (ансамблях) обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива.
Самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом.
В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

2.3 Начало репетиции нового произведения

Работа над новым произведением начинается с ознакомления участников музыкально – творческого коллектива (ансамбля) с музыкальным материалом. Если коллектив начинающий, то руководитель знакомит участников с произведением в собственном исполнении или включает аудио или видео, запись. Рассказывает об авторе, характере и содержании пьесы. Обращает внимание музыкантов на особенности музыкального языка, стиля произведения. А так же на динамические оттенки, ритм, штрихи, структуру произведения и т.п.
Если коллектив достаточно подготовленный, то руководитель кратко излагает необходимые сведения об авторе, содержании произведения, характеризует его особенности и ставит перед участниками задачи, указывая музыкантам на исполнительские трудности, которые им предстоит преодолеть. Затем, проигрывая с ансамблем или оркестром произведение полностью, без остановок, чтобы участники коллектива получили общее представление о нем, начинает совместно с ними решать исполнительские проблемы, подключая каждого к поиску выразительных средств.
Следует отметить интересный опыт некоторых руководителей по организации ознакомления с музыкальным произведением, направленный на активизацию музыкально-познавательной деятельности участников самодеятельности. Этот метод можно применять в коллективах, обладающих известной исполнительской подготовкой. Руководитель отводит некоторое время для индивидуального просмотра и предварительного освоения музыкантами своих партий, после чего произведение проигрывается полностью и по возможности без остановок. Затем он начинает обсуждение, в ходе которого участники самостоятельно определяют содержание произведения, характер тем, разработки, особенности фактуры и т. д. и намечают план действий по его освоению. Руководитель направляет эту работу, при необходимости её корректирует.

2.4 Детальное изучение индивидуальных партий

Детальное изучение произведения, начинается с индивидуального изучения каждым музыкантом своей партии. На репетиции индивидуальное разучивание партии проводится под руководством дирижера. К этой работе можно подключить и более подготовленных участников. Руководитель выделяет сложные места, уточняет штрихи и поручает им отработать партии с остальными участниками музыкально – творческого коллектива (ансамбля).
На этой стадии основное внимание следует уделять правильному прочтению нотного текста, чистоте интонирования, соблюдению штрихов и динамических оттенков. Как правило, разучивание партии проводится в медленном темпе, чтобы исполнитель смог отметить сложные в исполнительском отношении места (сложный ритмический рисунок, пассаж, неудобная аппликатура и т. п.). Далее детально проработать их, постепенно устраняя недостатки своего исполнения.
Руководитель не должен допускать механического проигрывания па
и т.д.................

ВВЕДЕНИЕ


Хоровое пение как вид музыкального искусства. Роль и значение хорового пения в жизни народа

Значение предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учителя музыки
Определяющим направлением в повышении общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Оно выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Из вышеизложенного следует, что большое значение в профессиональной подготовке учителя музыки имеют предметы дирижерско-хорового цикла.

Предметы дирижерско-хорового цикла, изучаемые студентами на музыкально-педагогическим факультете, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методику работы с детским хором, хоровую аранжировку, хормейстерскую практику с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный выбор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя детского хорового коллектива, каждый из предметов занимает в этой системе строго определенное место и решает вполне конкретные задачи.
Так, в процессе работы на хоровом классе студенты обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах -певца и дирижера, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как средства воспитания духовной культуры.
В классе дирижирования студенты приобретают знания об истории становления и развития дирижерского искусства. На практических занятиях учатся овладевать приемами собственной дирижерской техники. Под руководством преподавателя проводится работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приемов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений.

В курсе хоровой аранжировки студенты учатся приемам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке студентами осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора.
Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа студентов с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами факультета. В процессе практики студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя кора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности.

Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности.
Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижерско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трех его составляющих: во-первых, изучение истории хорового исполнительства с точки зрения анализа развития хорового искусства различных эпох, жанров, форм и стилей; во-вторых, постижение теоретических основ хорового искусства, психофизиологического механизма певческого процесса, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в-третьих, овладение методикой и практикой работы с хором.
Данный курс открывает цикл дирижерско-хоровых дисциплин и изучается на музыкально-педагогическом факультете в I семестре I курса. Теоретические знания, полученные студентами в курсе «Хороведение», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике. Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний студентов по данной учебной дисциплине.
Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных, семинарских и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и объемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. Задача семинарских занятий - закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя уровень их закрепления при проведении анализа хоровой партитуры, методы самостоятельной работы дирижера при подготовке фрагментов хоровой репетиции. На практических занятиях, при посещении репетиций хоровых коллективов, студенты знакомятся с опытом ведущих хормейстеров Республики, а также преподавателей - руководителей студенческих хоров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приемы.

Завершается изучение данной дисциплины устным экзаменом. В экзаменационные билеты включаются теоретические вопросы, задания по анализу фрагментов хоровой партитуры и по демонстрации системы вокально-хоровых упражнений и фрагментов разучивания произведений с хором. Как правило, первый вопрос билета посвящается истории хорового искусства, эволюции его жанров. Освещая второй вопрос, необходимо показать знания по теории хороведения, практике работы с хором, а также дать характеристику особенностей хорового строя и ансамбля. Ответ на третий вопрос должен продемонстрировать объем и качество выполненной студентом самостоятельной работы по подбору вокально-хоровых распеваний и упражнений, составлению программы хорового концерта, предъявлению и обоснованию проспекта хоровой репетиции.

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Тема 1. Жанры хорового исполнительства
Тема 2. Определение понятия «хоровой коллектив». Типы и виды хора. Хоровая партитура
Тема 3. Диапазоны хора и хоровых партий Регистры певческих голосов. Хоровая тесситура
Тема 4. Формирование и комплектование хоровых партий смешанного хора
Тема 5. Характеристика художественно-исполнительских возможностей разных типов хоровых коллективов
Тема 6. Состав хора и его расстановка во время репетиций и концертных выступлений

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Тема 1. Певческое дыхание, его типы и виды. Правильная певческая установка
Тема 2. Атака звука и основные типы звуковедения в хоре
Тема 3. Дикция в хоре и ее роль в раскрытии идейно-смыслового содержания хорового произведения

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
Тема 1. Хоровой строй. Методика работы над строем в хоре
Тема 2. Хоровой ансамбль. Методика работы над ансамблем в хоре.

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ ХОРА
Тема 1. Самодеятельный хоровой коллектив как вид музыкального творчества
Тема 2. Основные направления работы самодеятельного хора
Тема 3. Работа дирижера по самостоятельному изучению хоровой партитуры
Тема 4. Хоровая репетиция, методика её организации и проведения.
Тема 5. Концертная деятельность хора, ее роль и значение

Глава 6. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Общие требования к оформлению письменного анализа хорового произведения
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры использования стихотворения М. Лермонтова «На севере диком» в хоровом творчестве русских композиторов
ЛИТЕРАТУРА

Репетиция – это процесс постепенного, все более совершенного выражения художественной идеи произведения, сопровождающийся обогащением творческого опыта и повышением исполнительского уровня певцов.

В репетиционной работе деятельность хормейстера многофункциональна. Он:

Музыкант-исполнитель, реализующий в живом звучании свои исполнительские намерения (исполнительская функция);

Педагог, прививающий певцам вокально-хоровые навыки, необходимые для успешного решения исполнительских задач (педагогическая функция);

Организатор и руководитель репетиционного процесса (управленческая функция);

Указанные функции взаимосвязаны и тесно переплетены. Ведущая из них – исполнительская. С двумя остальными она соотносится по типу «цель – средства» (исполнение – цель репетиционной работы, обучение певцов и четкая организация репетиционного процесса - необходимые средства для достижения цели).

Различным компонентам профессии хормейстера обучают на занятиях по отдельным дисциплинам (дирижирование, постановка голоса, фортепиано, хороведение, музыкально-теоретические предметы и др.). Однако, умение работать с хором – это нечто иное, нежели простая сумма перечисленных знаний и навыков. Можно уметь хорошо дирижировать, спеть, сыграть, знать методику, но при этом плохо (малорезультативно) работать с хором.

Умение в той или иной степени результативно репетировать основывается на синтезе исполнительского дара с педагогическими и организаторскими способностями и формируется преимущественно в процессе практического общения с коллективом исполнителей.

  1. Планирование репетиционной работы

Во избежание самотека, сумбура, разбросанности каждую репетицию рекомендуется тщательно продумывать и планировать. Роль планирования еще более возрастает, если речь идет о целом ряде репетиций для подготовки концертной программы. Наличие четко разработанной программы действий помогает в этом случае не терять перспективы в работе, уделять должное внимание главному и второстепенному, рациональнее распоряжаться имеющимся запасом репетиционного времени. Различают планирование перспективное и порепетиционное.

Перспективное планирование решает стратегические задачи. По ходу его хормейстер должен:

Определить количество репетиционного времени, необходимое для подготовки хоровой программы (общее количество часов, дата концерта);

Наметить типы репетиций в зависимости от этапа работы (ознакомительная, разводные, сводные, прогоны, генеральная репетиция, опробование зала и др.);

Решить, какое количество часов будет выделено на подготовку каждого из сочинений программы (адекватно уровню сложности партитуры);

Определить, какие сочинения будут репетироваться на каждом занятии;

Наметить стратегию технического и образно-эмоционального развития певцов, т.е. план работы над исполнительскими навыками, требующимися при подготовке данной программы;

Порепетиционное планирование проводится хормейстером перед каждой репетицией на основании перспективного плана. Главные моменты его:

Наметить эпизоды партитуры, подлежащие проработке, последовательность работы над ними и количество репетиционного времени на каждый из них;

Определить цель работы над каждым эпизодом на данной репетиции (направленность добиться чистого интонирования, выразительного произношения, ансамблирования в партии и др.)

Отобрать соответствующие приемы работы для достижения поставленной цели;

Попытаться спрогнозировать трудности технического и образно-эмоционального плана, с которыми встретятся певцы в намеченных эпизодах, и найти способы их преодоления;

Продумать вопросы организации репетиционной работы и инструментовку педагогического воздействия на коллектив (показ голосом и на фортепиано качества исполнения, образно-эмоциональной характеристики музыки, формы предъявления художественных, технических, дисциплинарных требований к певцам, оценка качества исполнения и др.).

Для эффективного осуществления планирования дирижеру необходимо:

К моменту планирования иметь четко сложившиеся исполнительские намерения, знать в деталях, какого художественного результата будет добиваться в работе над данным произведением;

Представлять, какими средствами следует добиваться поставленной цели;

Хорошо знать исполнительские возможности данного хора;

Желательно иметь опыт порепетиционного планирования.

Порепетиционный план может быть в различной степени детализированным. Опытному хормейстеру бывает достаточно продумать лишь основные вехи, детали же он сможет импровизировать. Неопытному руководителю следует знать, что удачная импровизация не беспочвенна, она рождается, как правило, на фундаменте длительной практики и предварительно проведенной кропотливой работы. Путь к ней лежит через детальное планирование репетиций.

Намеченный план в процессе работы может оказаться в той или иной мере невыполнимым. Однако, это не должно служить поводом для отказа от планирования репетиций. Ценность планирования в том, что хормейстер тщательно продумывает предстоящую работу, а это прямо или косвенно сказывается на результативности репетиционного процесса.

Полезно анализировать каждую репетицию с целью совершенствования репетиционного мастерства и опыта планирования. На основе анализа репетиции хормейстером в случае необходимости могут вноситься коррективы, как в перспективный план, так и в планирование следующей репетиции.