Обучение игре на музыкальных инструментах в детском саду. "наш оркестр" обучение игре на детских музыкальных инструментах


Марина Балахонова

Мазепа Жанна Евгеньевна

Музыкальный руководитель второй квалификационной категории,

образование высшее,

стаж работы 14 лет.

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду более 10 лет и особое внимание уделяю игре на детских музыкальных инструментах.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы:

Фронтальные и подгрупповые занятия;

Тематические занятия;

Развлечения, праздники;

Театрализованные игры с музыкальным сопровождением;

Музыкально-дидактические игры;

Индивидуальная работа с детьми.

При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал.

Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировала материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрала музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах.

В музыкальном зале создала небольшой музей, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты, которые стараюсь содержать в рабочем состоянии.

Особое место отведено самодельным шумовым инструментам.

Для их изготовления подойдёт всё, что угодно: бумага, деревянные кубики, карандаши, коробочки, природные материалы, металлические баночки разных размеров, пуговицы, расчёски… И многое другое, из чего можно извлечь звуки!



В каждой группе имеется музыкальный уголок с необходимым набором детских музыкальных игрушек и инструментов. При его создании продумываю:

Целесообразность размещения уголка, доступность для ребят;

Разнообразие музыкальных инструментов;

Учёт возрастных особенностей детей;

Эстетическое оформление музыкального уголка и пособий.

Средняя группа


Старшая группа

В своей работе опираюсь на принцип педагогики – «от простого к сложному» . Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.

На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др.

Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию.

Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.



Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобны для этого металлофон и ксилофон. Сначала ребята учатся правильно держать молоточек, с помощью которого извлекаются звуки.



После того, как дети почувствовали, что звуки могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).

После того, как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, мы переходим к разучиванию попевок, построенных на двух, а затем трёх и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком. Разучивание начинаю с работы на бумажной клавиатуре, а потом предлагаю детям сыграть то же самое на металлофоне (или другом мелодическом инструменте).

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, учим играть с динамическими оттенками.

На третьем этапе мы выбираем произведение для оркестровки. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.

Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно оркестровать данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов в оркестр.

Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.

Итог наших занятий - выступления оркестра на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.


Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Музицирование повышает ответственность каждого ребёнка за правильность исполнения своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Некоторые ребята из подготовительной к школе группы, особо заинтересованные музицированием, стали посещать музыкальную школу и уже достигли определенных успехов в игре на музыкальном инструменте.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребёнка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение их игре на детских музыкальных инструментах.

Почему, проводя музыкальные занятия, мною уделяется большое внимание игре на детских музыкальных инструментах? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения.

Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами в 1 младшей группе.

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю в 1 младшей группе. Учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано), узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, дудочки.

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, собачка принесла в корзине интересные вещи, ими оказались погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук. Затем собачка проводит с детьми игру “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают её вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

На следующем занятии дети встречаются с мишкой. Он приносит бубен, он хочет танцевать. Но танцует он медленно, вперевалочку, а воспитатель ударяет в бубен. Один из активных детей приглашается потанцевать с мишкой, (мишка пляшет на столе, чтобы все хорошо видели). На следующем занятии все дети превращаются в мишек, медленно, переваливаясь с ноги на ногу, они танцуют вместе с мишкой (воспитатель играет на бубне). Затем мишка предлагает детям поиграть на бубне, сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно. Конечно, не у всех получаются ритмичные удары, не все умеют ударять. Часто к детям приходит кукла Катя и включается в игры детей. Дети очень любят играть с Катей. Вот Катя идёт по залу — редкие удары в бубен, а вот Катя побежала и дети слышат частое звучание. При этом обращается внимание на разное звучание бубна. Таким образом, дети учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.

Для развития тембрового слуха уже в 1 младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх. Детей не просят давать названия этим инструментам, они показывают на те, которые лежат перед ширмой (те на которых воспитатель играет, лежат за ширмой). Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Вторая младшая группа.

Во 2-й младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный молоточек и металлофон. Было замечено, что детям этого возраста доставляет удовольствие выполнять различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём по 2 кубика и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в кубики. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и кубики.

Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.

В игре “Кто по лесу ходит?” задание усложняется. Дети учатся сравнивать и передавать на одном инструменте медленные удары – ходит мишка, слон, и быстрые – прыгает зайчик, бежит ёжик.

Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание), в играх “Капельки большие и маленькие”, “Какая птичка поёт?”, дети различают от 1 и до 2 октавы.

Продолжая развивать динамическое восприятие, использую такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети сначала звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке, а потом, усложняя задания: дети делятся на 2 подгруппы. Девочки – тихие звоночки, а мальчики – громкие, и звенеть они должны только свою музыку, развивается выдержка и внимание.

Далее начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном. Стараюсь, чтобы знакомство с инструментом проходило в атмосфере большой заинтересованности, с использованием разнообразного материала, в игровой форме.

“Сказка про лягушонка КВАК” (на фланелеграфе)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз).Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз).В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой идёт дождь. Если в 1 младшей группе дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то во 2-ой младшей группе я прошу дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нём.

Музыкальные игрушки в этой возрастной группе используются и на праздниках. Так на Новый год мы даём детям колокольчики или погремушки – так они будят Снегурочку, которая спит в своём домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать с ними.

Средняя группа.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка, удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Старшая группа.

В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому я обязательно применяю в своей работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

Игра для развития тембрового слуха “Лесная школа”

“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную.

Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами.

(Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов.

Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”.

Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, — кистями рук покачивать”.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

В этой группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Разучивание таких партий начинаю с работы на бумажной клавиатуре. На ней дошкольники знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположена нота “до” первой октавы (“на первом этаже”) и “до” второй октавы (“на втором этаже”). В результате дети учатся легко находить ноты глазами. Мелодическая линия “проигрывается” детьми на клавиатуре сначала в первой октаве, затем во второй. Когда дети научатся хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, им предлагается сыграть то же самое на металлофоне.

В старшей группе знакомлю детей с новым инструментом – цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нём идёт в основном на индивидуальных занятиях.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками. Разученные произведения исполняем на детских праздника, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Подготовительная к школе группа.

В подготовительной группе знакомлю детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идёт через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребёнка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки – ноты. При знакомстве с нотами использую короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей. На каждом последующем занятии закрепляю материал предыдущего и даю новый. Игровая форма обучения помогает ребёнку легко, без напряжения освоить графическое изображение нот, основные элементы музыкальной грамоты. Понимание нотной записи способствует более точному исполнению мелодий на музыкальных инструментах.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:
Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, тон-блоки, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
Струнные (арфы, цитры);
Духовые (блок-флейты, триолы);
Электромузыкальные инструменты (синтезаторы);
Наборы народных инструментов.

Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, цитры и др.) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушать мелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне или цитре.

Способы размещения участников детского оркестра

При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Результаты работы

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Хочется надеется на то, что усилия не пропадут даром и дети из маленького по возрасту и по составу оркестрика, уже став взрослыми, навсегда останутся друзьями классической музыки.

Это сообщение было написано Воскресенье, Февраль 19th, 2012 в 08:14 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

марина лукьянская
Методика игры на детских музыкальных инструментах

МКДОУ детский сад № 35 комбинированного вида «Непоседы» музыкальный руководитель Лукьянская М. Н

Обучение детей дошкольного возраста игре на .

Цель : Обучение и использование шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми .

Задачи :

Познакомить детей с шумовыми инструментами ;

Познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;

Сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности , добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку , пели, играли на детских музыкальных инструментах , инсценировали песни, водили хороводы.

На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент вношу , создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты , появляется желание самостоятельно играть на них

С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментах (бубнов, ложек, музыкальных молоточков ) .

На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное произведение в моём исполнении или аудиозаписи.

Затем детям предлагаются инструменты , на которых можно исполнять данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов .

Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.

В каждой группе имеется музыкальный уголок с доступными для детей шумовыми инструментами , дети всегда могу поиграть, отработать ритм

Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы :

Фронтальные и подгрупповые занятия;

Тематические занятия;

Развлечения, праздники;

музыкально-дидактические игры ;

Индивидуальная работа с детьми.

Особенности звучания детских шумовых инструментов

Барабан. Напоминает раскаты грома.

Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент .

Трещетка-этот инструмент напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент . Деревянный звук, какой? Он стучащий и сухой, Теплый и трескучий, Тихий и гремучий

Ложки. Сначала рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части : у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой» . Это своеобразный русский инструмент . Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари» .

При царе да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан,

Бубен потеряли.

В ложки ударяли.

Ой, жги – говори,

Заиграли ложкари!

Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени» , «Светит месяц» ).

игра «солнышко»

Вокруг солнышка, дружок,

Становись скорей в кружок.

(дети встают в круг, солнышко лежить в середине круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)

Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет чтобы мы для него сыграли.

Детки ложки в руки взяли,

Дружно в ложки застучали.

Ударяют ложкой о ложку перед собой

Мы сейчас растопим печь –

Надо блинчиков испечь.

Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»

Бубен. Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай! Н. Френкель.

Проводится музыкальная игра «Передай бубен» (я простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши).

У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное – создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.

Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

Детей привлекают не только звучание и вид инструментов , но и то, что они могут сами извлекать из них звуки.

Музицирование способствует развитию музыкальной памяти , внимания, фантазии, творческих способностей.

Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов , развивается его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук.

Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально -ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку , петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке , поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя : наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности.

Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.

Я провожу занятия в средних и старших группах. В своей работе опираюсь на принцип – «от простого к сложному» . Существует прямая связь между простотой и возрастом детей : чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент . Одновременно существует связь иного рода : чем беднее музыкальный опыт ребёнка , чем ниже уровень его музыкальности , тем с более простых инструментов следует начать обучение.

Итог наших занятий – выступления на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне.

Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры , у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.

Публикации по теме:

Проведение детских музыкальных праздников. Советы для родителей Организация детских праздников - ответственный и интересный процесс, потому что важную роль играет учет возрастных особенностей детей и.

Игры на музыкальных инструментах в ДОУ Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие» Направление: «Музыка».

Консультация для хореографов и музыкальных руководителей в детских садах Дорогие коллеги! Постановка танцев безусловно интересная, творческая и очень серьезная работа, ни один праздник в детском саду не обходится.

Консультация для воспитателей. «Игры на утренниках и развлечениях. Методика проведения» «ВСЯ НАША ЖИЗНЬ – ИГРА» В жизни человека всегда присутствует игра. Мы, порой, даже не замечаем этого. А жизнь ребёнка проходит в игре. Во.

1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей.

2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра на детских музыкальных инструментах

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию - стремление к раскрытию творческого потенциала ребёнка. Задача эта не нова. В 20-е гг. XX в. её выдвинул музыкант, композитор и педагог академик Б.Асафьев. В своих статьях о музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен стать методологически определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

1. Роль игры на детских музыкальных инструментах в музыкальном и общем развитии детей.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношениях длительностей звуков мелодии). При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготение к устойчивым звукам (ладовое чувство), различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.

2. Методы обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы XX века стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А.Метлов провёл большую работу по созданию и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях он даёт подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах, описание приёмов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Совместно с Н.А.Метловым в 20-40-е годы ХХв. работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и др. Впоследствии разработкой вопросов методики занималась Н.А.Ветлугина и её ученики (К.Линкявичус, В.В.Ивдук и др.).

Организация занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Среди основных педагогических целей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах следует выделить такие, как:

  1. формирование у детей потребности в инструментальном
    музицировании;
  2. создание условий для формирования у детей чувства эмоционального удовлетворения от инструментального музицирования;
  3. развитие у детей навыков самостоятельного инструментального
    музицирования;
  4. создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребёнка в процессе инструментального музицирования;

5) помощь детям в осознании своих усилий в инструментальном музицировании как первом шаге к постижению огромного разнообразия более сложной музыки.

Основу методики элементарного музицирования с детьми младшего дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Основное внимание педагога при этом (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки. Работа над темпоритмом в процессе инструментального музицирования осуществляется в определённой последовательности:

1) сначала педагог помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик, отмечая сильную долю такта в соответствии с темпом музыки);

  1. следующий этап связан с освоением навыков выделения с помощью ударных инструментов сильных и слабых долей (навыки тактирования);
  2. более сложный этап - освоение ритмических рисунков и наложение их на ритмическую сетку без счёта, на долю, такта.

В работе над развитием метроритмического чувства можно использовать ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, различные считалочки и несложные песенки, ритмизацию собственных имён. На какой-то период времени за сильными и слабыми долями такта может закрепляться определённый музыкальный инструмент (сильная доля, например, исполняется на барабане, а слабые - на колокольчиках и погремушках). Первые музыкальные впечатления педагог стремится дать ребятам в занимательной игровой форме.

Полезно приобщать детей к восприятию и выразительному исполнению ритмических и речитативных интонаций голоса, к ощущению его интонационных повышений и понижений. Можно упражняться в передаче с помощью музыкальных инструментов метроритмического пульса речи, а затем - звучащей музыки. Ритмизация поэтических текстов облегчает запоминание ритмического рисунка и дальнейшее его воспроизведение с помощью ударных инструментов.

Усложнение заданий в процессе работы над освоением ритмического рисунка простейших попевок может, осуществляется в следующей последовательности:

  1. восприятие детьми попевки в исполнении педагога;
  2. выразительное произнесение текста попевки ребёнком;
  3. ритмизация текста с акцентами на сильные доли;
  4. пропевание попевки с одновременным прохлопыванием её ритма;
  5. выбор музыкального инструмента ребёнком и воспроизведение попевки на инструменте;
  6. ансамблевое музицирование с педагогом (педагог исполняет всю фактуру музыкального произведения, ребёнок с помощью ударных инструментов выделяет сильные и слабые доли или весь ритмический рисунок попевки и т.д.).

В качестве репертуара для первоначальных упражнений на освоение ритмических рисунков могут использоваться русские народные попевки («Солнышко», «Дождик», «Ладушки» и др.). Первоначальный этап развития чувства метроритма в игре на музыкальных инструментах основывается на репертуаре с простым ритмическим рисунком, включающим четверти и восьмые.

По мере обогащения музыкального опыта ребёнка (в среднем и старшем дошкольном возрасте) можно включать в упражнения и более сложные ритмические рисунки (группы шестнадцатых, простейший пунктирный ритм). В данном случае примером репертуара могут быть русские народные песни «Катенька весёлая», «Как по лугу» и др. Следует подбирать произведения с чётко выраженными музыкальными фразами.

В процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах важно привлекать внимание детей к особенностям тембра каждого инструмента, использовать дидактические игры на различение детьми особенностей звучания ударных музыкальных инструментов (по высоте, длительности и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. С этой целью из них используется наиболее простой и удобный для освоения исполнительских навыков - металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки. Приёмы игры (стаккато, глиссандо).

Обучение детей игре на музыкальных инструментах может осуществляться различными способами. Наиболее распространённые из них - обучение по цифровой и цветовой системам, игра по слуху и игра по нотам.

В цветовой системе за каждым звуком и соответствующей ему клавишей (или пластиной металлофона) закрепляется определённое цветовое обозначение. Имея запись мелодии в цветовом обозначении, ребёнок нажимает ту клавишу или ударяет молоточком по той пластине, которая соответствует цвету, обозначающему ту или иную ноту (например, нота ля обозначается красным цветом, соль- зелёным). Ребёнок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением или без него (в этом случае ритмический рисунок запоминается на слух). Играть по такой системе легко, но в этом случае слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребёнок играет механически.

Подобный подход к игре сохраняется и в цифровой системе , в которой каждый звук и соответствующая ему клавиша (или пластина) музыкального инструмента обозначается цифрами. Например, нота «до» - цифрой 1, нота «ре» - цифрой - 2 и т.д. Цифровая система, обоснованная и введённая в практику начального музыкального образования французским педагогом Э.И.Шеве (1804 - 1864), широко применялась в дошкольном музыкальном образовании во второй половине XIX - начале XX века и у нас в России (её использовали В.Ф.Одоевский, С.И.Миропольский, Л.Н.Толстой, Б.Л.Яворский, а позже Н.А.Метлов и др.)

Обе системы (и цветовая, и цифровая) удобны в первоначальном муз. образовании детей, т.к. позволяют легко и в короткие сроки получить нужный результат при обучении детей игре на муз. инструментах. Не достаток "этих систем связан с преобладанием механического воспроизведения мелодий на инструменте без опоры на музыкально-слуховые представления ребёнка.

Данный недостаток преодолевается при обучении детей игре на музыкальных инструментах по слуху. В этом случае уже с самого начала занятий у ребёнка формируется навык элементарной слуховой ориентации в мелодии в процессе, выявления её высотной направленности, временной связи звуков, синтаксической расчленённости построений. Уже с первых занятий педагог должен учить ребёнка вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить её на инструменте выразительно и интонационно осмысленно. Ритм разучиваемых мелодий при этом ребёнок усваивает непосредственно слухом, без применения счёта. Ребёнок напевает мелодию (со словами, либо на слоги «ли», «ля», или же с закрытым ртом - на согласный «м») и старается её запомнить, отыскивает на инструменте отдельные звуки и короткие мелодические обороты - вначале только поступенные, а со временем - и с включением движения мелодии скачками (через ступень и т.д.). Следует отметить, что подпевание мелодии при подборе её по слуху содействует слуховой координации ребёнка. Но этот приём рекомендуется использовать в случае чистого интонирования мелодии. Если же ребёнок интонирует нечисто, подпевание во время игры может мешать ему слушать подбираемую мелодию.

При замедленной или слабой слуховой ориентации ребёнка возможен временный приём - подбирание мелодии «с рук», когда педагог проигрывает на инструменте небольшую мелодическую попевку, а ребенок, глядя на руки педагога, старается сыграть услышанное. Однако и в этом случае зрительные восприятия не обособляются от слуховых и постепенно всё активнее способствуют формированию последних.

Чтобы исполнить мелодию по слуху, ребёнок должен запомнить направление её движения, сравнить и различить звуки мелодии по высоте, уметь воспроизвести ритмический рисунок мелодии и т.д. Для подбора по слуху рекомендуется использовать лишь хорошо знакомые мелодии, которые предварительно целостно воспринимаются, анализируются, запоминаются, пропеваются ребёнком, а затем уже воспроизводятся на музыкальном инструменте.

Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах по слуху основана на постепенном расширении диапазона и объёма исполняемых мелодий. При этом важно акцентировать внимание ребёнка на выразительной передаче характера воспроизводимой мелодии. Поэтому, работая с детьми над освоением ритмических и мелодических особенностей мелодии, педагог не должен упускать из вида качество извлекаемого звука, его соответствие эмоционально-образному строю музыки. Важно, чтобы ребёнок осознал, что с помощью игры на музыкальных инструментах можно передать определённое настроение или чувство, воплощённое в музыкальном образе.

Обучение дошкольников игре по нотам должно опираться на постепенное овладение связями между отдельными звеньями комплекса «вижу - слышу - играю». Причём сначала отрабатывается связь «слышу - вижу», т.е. знакомые на слух мелодии показываются ребёнку в нотной записи. Затем - эта же связь осваивается в обратном порядке: «вижу - слышу», т.е. зрительное восприятие нотной записи знакомой мелодии мгновенно переходит в её слышание. Установление первых двух связей постепенно подготавливает к восприятию и воспроизведению всего необходимого комплекса «вижу - слышу - играю», для практической реализации которого могут быть использованы приёмы:

  • запись нотами (при некоторой помощи педагога) несложной знакомой мелодии. Это могут быть короткие попевки из двух-трёх звуков (укр. песня «Дударик» и др.). Цель - наладить связь между слуховым представлением и зрительным восприятием. В процессе записи мелодии педагог приучает ребёнка к зрительному представлению высотного движения мелодии («звуки постепенно идут вверх или вниз», «звуки совершают скачок» и т.д.).
  • одновременно закрепляется навык обратной связи – зрительных представлений со слуховыми, когда ребёнок учится узнавать знакомую песню по нотной записи. Ребёнок сначала называет ноты, потом исполняет мелодию, узнавая её постепенно, в процессе игры.

Сначала играют по нотам знакомые, а затем с приобретением музыкального опыта, и незнакомые мелодии.

При игре по нотам освоение мелодии ребёнком осуществляется в определённой последовательности: сначала ребёнок просматривает нотный текст, следит глазами и слухом за направлением движения определённой группы нот; затем называет эти ноты и поёт их (хотя бы приблизительно); и только потом - играет на музыкальном инструменте.

Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

В педагогическом процессе обучения детей игре на звуковысотных музыкальных инструментах можно выделить три этапа:

  • 1 этап включает ознакомление с особенностями мелодии и приёмами звукоизвлечения на музыкальных инструменте, который будет использоваться для её воспроизведения;
  • 2 этап - разучивание мелодии (по слуху, по нотам, по цифровой или цветовой системам), отработка исполнительских приёмов, работа над выразительностью исполнения;
  • 3 этап - целостное воспроизведение мелодии на инструменте.

Цель педагога при обучении ребёнка игре на музыкальных инструментах состоит не в том, чтобы ребёнок освоил как можно больше музыкального материала, а в том, чтобы с наибольшей интенсивностью заинтересовать его музыкой.


Составитель: Кулешова Елена Сергеевна -музыкальный руководитель, первая квалификационная категория.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

  • Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 г. № 06-1844;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13;

  • Устав МБДОУ; Положение «О дополнительной общеразвивающей программе»

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Инструментальное музицирование является органической частью детской музыкальной культуры. Музыкальные инструменты составляют самую привлекательную для детей область музыки. Благодаря им, ребенок с раннего детства приобщается к миру звуков, исследуя и познавая с помощью его выразительных свойств окружающую действительность. Несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание детского оркестра до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствием системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Актуальность

Совершенствование системы музыкального образования - не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры на музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, выполнения музыкально ритмических – движений; они чище поют, чётче воспроизводят ритм.

Использование музыкальных инструментов в детском инструментальном музицировании, предполагает овладение детьми навыками различной степени сложности – от простейших помахиваний, постукиваний погремушками – до исполнений знакомых мелодий по слуху на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд.

Педагогическая целесообразность заключается в следующем:

Коллективная музыкальная деятельная деятельность формирует чувство коллективизма, партнерства, которое опирается на личную ответственность за общее дело, помогает преодолеть чувство неуверенности, робость, пробуждает интерес к музыкальным занятиям, развивает музыкальный слух, внимание, воспитывает дисциплинированность, усидчивость, художественный вкус.

В процессе музыкальной деятельности дети учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках», - так писал один из крупнейших композиторов Д.Д. Шостакович.

Обучая детей с интересом работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, надо стремиться к тому, чтобы музыка стала для ребят средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Главное, чтобы дети хотели выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует. Большая радость, которую получат дети оттого, что имеют возможность с первых уроков «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом к дальнейшим занятиям музыкой.

Программа рассчитана для детей старшей и подготовительной групп. Это обусловлено тем, что в старшем дошкольном возрасте, благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют старшему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывают у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.

Программа разделяется на 1 год обучения и 2-ой год обучения, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет, по 36 занятий для каждой группы в год.

Цель и задачи основной образовательной программы

Цель: совершенствовать и развивать музыкальные способности детей через игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Обогащать опыт детей по восприятию музыки;

  • Учить детей правильным приёмам звукоизвлечения;

  • Учить детей играть на музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле;

  • Учить взаимодействовать, уступать друг другу, договариваться о совместном музицировании

  • Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.

- Развивать умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

- Воспитывать у дошкольников интерес к детским музыкальным инструментам, желание научиться играть на них;

  • Воспитывать у детей чувство ритма, различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) .

  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

  4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

  5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

  6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

  7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

  9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

5 год время «Почемучек» ребенок наблюдателен, способен определить музыку весёлую, радостную, спокойную. Различает части произведения по характеру звучания. Узнает звуки рояля, баяна, скрипки. Голос приобретает звонкость, подвижность, но еще требует поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным.

Происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). Эти особенности дают возможность дальнейшего развития исполнительской деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. Наиболее существенными особенностями музыкального развития детей 6-7 лет являются развитые слуховые ощущения, музыкальность, как комплекс способностей; мелодический слух характеризуется точным запоминанием и воспроизведением сложных в интонационном и ладовом отношении мелодий в диапазоне до 1 – ре 2 Музыкально – сенсорный опыт позволяет им различать звуки по высоте в пределах всех интервальных отношений, хорошо ориентироваться в тембрах, исследуя группу музыкальных ударных инструментов.

Эмоционально осознанное отношение к музыке как виду искусства проявляется в умении детей чувствовать смену музыкальных настроений, развитие образов, дифференцировать средства музыкальной выразительности при определении жанров, возрастает доля творчества и собственной интерпретации музыкального произведения в импровизации на различных детских музыкальных инструментах закличек, сочинении песни-марша, считалок, песни-танца, стихов, в танцевально-игровых импровизациях с предметами, исполнительская деятельность характеризуется высокими показателями. Основная форма обучения – занятия.. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.

Задачи реализации программы

1 год обучения (5-6 лет)

  1. Играть знакомые песни, попевки, индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп.

  2. Своевременно вступать и заканчивать игру.

  3. Развивать творчество.

  4. Побуждать к активным самостоятельным действиям.

2 год обучения (6 – 7 лет).

  1. Уметь самостоятельно организовывать небольшой оркестр (ансамбль).

  2. Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и заканчивая свою партию.

  3. Играть с динамическими оттенками.

  4. Знакомить с оркестровым звучанием.

Планируемые результаты освоения Программы

Прохождение программы предполагает овладение воспитанниками комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию:

У детей:

  • сформировано активное отношение к инструментальной музыке и к игре на детских музыкальных инструментах;

  • раскрыты и развиты творческие музыкальные способности;

  • сформированы – музыкальный вкус, высокий уровень музыкального развития детей, устойчивые исполнительские навыки;

  • сформированы элементарные музыкальные понятия;

  • сформировано желание участвовать в коллективном и творческом процессе;

  • развиты умения применять свой опыт в свободной музыкальной деятельности.

Личностные качества:

  • развиты культура слушания и восприятия музыки;

  • развиты умения играть одному и в ансамбле;

  • развито умение слушать и исполнять свою партию в многослойной фактуре;

  • ребенок самостоятельно использует индивидуальные навыков при игре на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

  • активно проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности;

  • слушает музыку сосредоточенно, отмечает характер и настроение;

  • чисто воспроизводит простой ритмический рисунок на музыкальных инструментах.

Метопредметные результаты

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушить друг друга, слышать, передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз.