Константин Ушинский: краткая биография.


2. Предтекстовый этап С. Аккустические импульсы голоса и звуки природы.

Вы прослушали аудиозапись, проверили свой предположения. Г. А теперь ответьте на эти вопросы: - Как вы думаете эти звуки какому году времени касается? - Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? 2. Составьте «Кластер» на тему «Лето» Дескрипторы: 1.Слушает внимательно звуки природы 2. Определяет тему текста 3. Составляет кластер на тему «Лето» и презентует кластер. ФО. Большой палец 3. С. Ч . Текстовый этап Сегодняшняя наша тема рассказ К. Д. Ушинского «Лето» . Посмо трите презентацию «Автобиография Константина Дмитриевича Ушинского» Прочитайте фрагмент из рассказа К. Д. Ушинского Все, что начала весна, доканчивает лето. Листья вырастают во всю свою величину, и, недавно еще прозрачная, роща делается непроглядным жилищем тысячи птиц. На заливных лугах густая, высокая трава волнуется, как море. В ней шевелится и жужжит целый мир насекомых. Деревья в садах отцвели. Ярко-красная вишня и темно-малиновая слива уже мелькают между зеленью; яблоки и груши еще зелены и таятся между листьями, но в тиши зреют и наливаются. Одна липа еще в цвету и благоухает. В ее густой листве, между ее чуть белеющими, но душистыми цветочками, слышен стройный, невидимый хор. Это работают с песнями тысячи веселых пчелок на медовых, благоухающих цветочках липы. Подойдите ближе к поющему дереву: даже пахнет от него медом! Задание на проверку понимания Г. Стратегия «Ромашка Блума » . Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков записывают вопросы на знание текста. Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержа щейся в тексте информации. Дескрипторы:

  • Изготовить « ромашку»
  • Запишет по 6 вопросов по тексту
  • Отвечает на вопросы
  • ФО . «Аплодисменты»

    Г. Стратегия «Чего не хватает в этой цепочке? » 1. Покажите цепочку слов с одним недостающим словом и определять какого слова не хватает Дифференциация Б Согласуй данное прилагательное с словосочетание м 1) Роща прозрачная , ... 2) Травая густая, ... 3) Ярко-красное вишня,

    4) Белеющие цветочки, ... 2. По этим данным прилагательным определите стиль текста и тип речи (описание художественного стиля ) Дескрипторы: 1. Чтение с отметками 2. определяет недостающее слово по цепочке 3 .Определяе т стиль, описание ФО. «Две звезды – о дно пожелание» 4 . Физминутка «Самый дружный класс»

    5 . Г. Послетекстовый этап Придумать рассказ по аналогии. Дать название рассказу. Де скриптор: 1. Со ставляе т рассказ по аналогии (скрытая цель) ФО. Светофор

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад № 160 комбинированного вида

    Педагогический проект

    Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

    Выполнил:

    воспитатель Третьякова Н.А.

    Нижний Тагил 2014

    Введение

    Формирование связной речи - одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа - это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

    Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

    Задачи проекта:

    Познакомить детей с творчеством К.Д. Ушинского;

    Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

    Воспитывать гуманное отношение к природе.

    Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, руководитель изобразительной деятельности, родители.

    Продолжительность проекта: 1 месяц.

    Основные формы реализации проекта:

    Чтение художественной литературы;

    Пересказ произведения;

    Пальчиковые игры;

    Подвижные игры;

    Продуктивная деятельность.

    Принципы реализации проекта:

    Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

    Интеграция;

    Координация деятельности воспитанников;

    Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

    Предполагаемый результат:

    Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

    Повышение педагогической культуры родителей;

    Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

    Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

    Продукт проектной деятельности:

    Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

    Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

    Иллюстрации к рассказам писателя;

    Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

    Фото отчето проведении проекта.

    Этапы работы над проектом:

    1. Целеполагание.

    2. Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

    3. Разработка проекта:

    Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

    Составление перспективного плана мероприятий;

    Материально-техническое оснащение проекта;

    Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

    Организация методической работы;

    4. Выполнение проекта.

    Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

    5. Презентация проекта (фото отчет).

    Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского

    творчество Ушинский сказка рассказ

    Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"

    Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

    Константин Дмитриевич Ушинский родился более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году.

    Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

    Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, юыли изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".

    Но директор гимназии И.Ф.Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

    После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

    Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

    Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

    То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки юыли уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

    Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

    И так во всех школах.

    Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

    И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

    И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".

    "Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

    В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

    Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

    Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

    Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

    Среди этих песенок было и вот эта:

    Дети, в школу собирайтесь!

    Петушок пропел давно!

    Попроворней одевайтесь!

    Смотрит солнышко в окно.

    Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

    А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

    В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

    И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

    И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.

    Сказки и рассказы К.Д. Ушинского

    Пчелы и мухи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Медведь и бревно. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Пчелки на разведках. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Лес и ручей. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    В лесу летом. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Орел и кошка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Бодливая корова. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Дятел. Ушинский Константин Дмитриевич

    Ворон и сорока. Ушинский Константин Дмитриевич

    Гусь и журавль. Ушинский Константин Дмитриевич

    Два козлика. Ушинский Константин Дмитриевич

    Козел. Ушинский Константин Дмитриевич

    Васька. Ушинский Константин Дмитриевич

    Петушок с семьей. Ушинский Константин Дмитриевич

    Лошадка. Ушинский Константин Дмитриевич

    Бишка. Ушинский Константин Дмитриевич

    Уточки. Ушинский Константин Дмитриевич

    Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

    Жалобы зайки. Ушинский Константин Дмитриевич

    Слепая лошадь. Ушинский Константин Дмитриевич

    Два плуга. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

    Ветер и солнце. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

    Дети в роще. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Чужое яичко. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Четыре желания. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Утренние лучи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    История одной яблоньки. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Гадюка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Как рубашка в поле выросла. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

    Перспективный план реализации педагогического проекта

    1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

    2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

    3.Этюд импровизация.

    4.Пересказ текста детьми.

    5. Дидактическая игра «Подбери признак».

    6.Дидактическая игра «Составь предложение».

    7.Физкультминутка «Русская песенка».

    8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

    9. Пересказ рассказа детьми.

    10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

    11. Поисковая работа (совместно с родителями) - найти пословицы и поговорки о временах года.

    1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

    2.Работа над содержанием рассказа.

    3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

    4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

    5. Этюд «Петушок и курочка».

    6. Пальчиковая игра «Птицы».

    7. Работа с иллюстрацией.

    8.Упражнение «Переделываем сказку».

    9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

    8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

    1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

    2. Работа над содержанием рассказа.

    3. Работа с иллюстрацией.

    4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

    5. Этюд - импровизация.

    7. Повторное чтение рассказа.

    8. Выстраивание графического плана рассказа.

    9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

    10. Наблюдение за домашними животными.

    11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

    1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

    2.Пояснение детям незнакомых слов.

    3.Работа над содержанием сказки.

    4. Этюд «Лиса и журавль».

    5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

    6. Пересказ текста с опорой на схемы.

    7. Работа с пословицами и поговорками.

    8. Упражнение «Мы -сказочники».

    9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

    10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

      презентация , добавлен 21.10.2016

      Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

      контрольная работа , добавлен 06.05.2015

      Становление лексико-грамматической системы у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, разработка методов коррекции.

      курсовая работа , добавлен 22.09.2010

      Антропологическое обоснование педагогического знания. Закон детской природы. Народность в воспитании. Общественный характер образования. Оригинальность и новаторство подхода К.Д. Ушинского. Физиологическая, психологическая и социальная природа человека.

      презентация , добавлен 10.12.2010

      Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. Сказка как жанр художественной литературы. Основные функции и виды речи. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет.

      дипломная работа , добавлен 22.10.2009

      Лингвистические и психологические аспекты изучения связной речи у детей. Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи. Разработка рекомендаций по формированию связного речевого высказывания у детей школьного возраста с недоразвитием речи.

      дипломная работа , добавлен 29.10.2017

      Научно-методическое обоснование лингводидактической проблемы развития связной речи у младших школьников. Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи. Работа над словом, словосочетанием и предложением. Методы развития связной речи.

      курсовая работа , добавлен 13.05.2013

      Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Выявление уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014

      Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

      курсовая работа , добавлен 29.08.2015

      Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

    Урок

    Тема: К.Д.Ушинский. Лето (отрывок).

    Цели: Познакомить уч-ся с произведением К.Д.Ушинского. Продолжить работу над жанром –рассказ. Привлечь внимание детей к красоте природы, обратить внимание на сезонные изменения в природе и в жизни птиц. Учить детей вдумчиво относиться к образному языку автора, испытывать эстетическое наслаждение от прочитанного. Развивать яркие образные представления на основе читаемого, расширять и обогащать словарный запас уч-ся. Формировать навык осознанного беглого выразительного чтения.

    Оборудование: илл., муз.запись, портрет автора, выставка книг, иллюстрации на тему «Лето», задания для групп (ребусы, пословицы, игра «4-ый лишний», ряд слов, «лето»), скороговорка.

    Ход урока.

    I .Орг.момент. Псих.настрой.

    II .Речевая разминка.

    Скороговорка: Проросли ростки, повыросли,

    Ростом ростки расхвастались.
    III .Проверка дом.задания.
    IV .Актуализация опорных знаний. Нацеливание.

    Работа в группах:

    1 группа: отгадайте ребусы (лето),

    Лето, зима, весна, год.

    Март, апрель, май, июнь.

    Лето, июнь, июль, август.

    собирает, а зима поедает.

    V . Работа по теме.

    1.Знакомство с произведением.

    Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871) Родился 2 марта в г. Туле. После окончания юридического факультета Московского университе­та служил преподавателем русской словесности, инспек-тором Смольного института, редактором журналов.

    К. Д. Ушинским были выпущены две учебные книги «Детский мир» (1861) для детей 10-12 лет и «Родное слово» (1864) для детей 8-10 лет, включающее азбуку. Учебники предназначались для первоначального чтения в классе и содер­жали статьи познавательного характера из раз­ных областей человеческих знаний и художес­твенные произведения. В содержании учебников можно увидеть не только статьи, рассказы, сказки, басни К. Д. Ушинского, но и тексты его знаменитых современников: И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. А. Некрасова и др.

    В современные учебники и книги для чтения часто включаются тексты К. Д. Ушинского: «Че­тыре желания», «Васька», «Петушок с семьёй», «Коровка», «Лошади»; сказки «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна» и многие другие.

    Время показало, что произведения К. Д. Ушин­ского по-прежнему любимы юными читателями.

    2). Чтение рассказа учителем.

    3). Вопросы по восприятию:

    Чем понравилось произведение?

    О чем это произведение?

    Почему так названо это произведение?

    Какое впечатление произвело на вас название произведения?

    К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

    2. Работа над произведением.

    1) Чтение уч-ся (на время).

    2) Чтение (про себя)до конца рассказа.

    Музыкальная минутка. Релаксация.

    - Что вы услышали в музыке?

    Какие картины себе представили?

    Какая иллюстрация подходит к данному рассказу? Почему? Обоснуйте.

    3)Чтение вслух.

    4)Вопросы. Выборочное чтение.

    Как солнце светит летом?

    О какой примете - вестнике дождя говорит автор?

    Вопросы по учебнику стр.126.

    Что происходит в жару с природой – с полями, деревьями, птицами – и с человеком?

    Что все – и природа, и люди – ждут?

    Отчего все так радуются набежавшим грозовым тучам?

    О каких полях крестьяне говорят, что те отдыхают под паром?

    Что испытывает в полдень человек, птицы?

    Почему люди радуются дождю?

    Как лето заканчивает то, что начала весна? Найдите в тексте отрывки об этом.

    Что летом делают птицы, звери, насекомые?

    Что в это время происходит в лесу?

    5)Вопросы. Работа по рядам: вопросы на доске

    2 ряд - Что и как изменяется весной в природе?

    3 ряд - Какие запахи и звуки слышны и какие цвета видны летом? Как об этом говорит автор?

    6)Работа по развитию речи.

    а)-Поберите слова из текста к следующим:

    Прямые лучи – отвесные

    Не шевелится – не шелохнётся

    Очень просят – усердно молят

    Прячутся между листьями – таятся

    Приятно пахнущие цветы липы – благоухающие

    Быстро летают в воздухе – снуют

    Подземные коридоры – галереи

    б)- Найдите сравнения в тексте.

    VI .Обобщение по теме урока.

    Работа в группах.

    1.Даю название темы «Лето» - ключевое слово.

    2.Выполнение заданий в группах.

    1 группа – описание темы. Подберите два прилагательных (веселое, звонкое, …)

    2 группа – описание действия. Подберите три глагола (радует, веселит…)

    3 группа – отношение к теме. Подобрать фразу, отражающую главную мысль этого слова. (Лето -…).

    Фронтальная работа.

    Выяснение сути темы. Подобрать одно слово, выражающее эмоциональное отношение автора.

    VII . Подведение итога. Рефлексия.

    Чем понравился урок? Что особенно запомнилось?

    Поблагодарите друг друга за урок.
    VIII .Дом.задание: стр.123-126 читать, 1 группа – выучить наизусть 2 абзац, 2 группа – подробный пересказ стр.123-124, 3 группа – подробный пересказ «Лето в садах, полях, на лугу» (стр.125 – 1-2-3 абзацы), 4 группа – подробный пересказ «Птицы летом».

    1 группа: отгадайте ребусы:

    2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

    Лето, зима, весна, год.

    Март, апрель, май, июнь.

    Лето, июнь, июль, август.

    3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

    Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

    собирает, а зима поедает.

    1 группа: отгадайте ребусы:

    2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

    Лето, зима, весна, год.

    Март, апрель, май, июнь.

    Лето, июнь, июль, август.

    3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

    Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

    собирает, а зима поедает.

    1 группа: отгадайте ребусы:

    2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

    Лето, зима, весна, год.

    Март, апрель, май, июнь.

    Лето, июнь, июль, август.

    3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

    Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

    собирает, а зима поедает.

    1 группа: отгадайте ребусы:

    2 группа: исключите лишнее слово, обоснуйте свой выбор –

    Лето, зима, весна, год.

    Март, апрель, май, июнь.

    Лето, июнь, июль, август.

    3 группа: вставь пропущенные слова в пословицы –

    Кто … в холодке сидит, зимой наплачется.

    собирает, а зима поедает.

    И многих других.

    Cказки Ушинского

    Рассказы Ушинского

    Биография Ушинского Константина Дмитриевича

    Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

    Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

    После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

    Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

    Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

    После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

    В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

    В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

    Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

    Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

    В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

    В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

    Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

    Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

    Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

    За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

    В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

    В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

    Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

    Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского очень душевны. Он писал о том, что видел вокруг, будучи еще босоногим мальчишкой - о животных, о природе, о деревенской жизни. Рассказы о животных полны тепла и доброты, они призывают относиться к братьям нашим меньшим с заботой и уважением. Один "Бишка" чего стоит: в трех предложениях Ушинский выразил всю важную собачью сущность. Животные в его рассказах раскрываются, как люди, становясь в один ряд с нами, у каждого свой характер, да еще какой! Давайте познакомимся поближе с этими животными, и почитаем рассказы. Для чтения оффлайн вы можете скачать pdf файл с рассказами Ушинского о животных внизу страницы. Все рассказы с картинками!

    К.Д.Ушинский

    Рассказы о животных

    Бишка (рассказ)

    А ну-ка, Бишка, прочти, что в книжке написано!

    Понюхала собачка книжку, да и прочь пошла.

    Бодливая корова (рассказ)

    Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

    Помучились с ней и мать, и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень придёт, или в житах очутится, - иди выручай!

    Особенно, когда бывал у нее телёнок - удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то всё откладывал, будто что предчувствовал.

    А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову, да махнет, - так и на лошади не догонишь.

    Вот раз летом прибежала она от пастуха, еще задолго до вечера: было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре - девочке эдак лет двенадцати:

    Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку пасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко, что им без толку стоять.

    Взяла Феня хворостину, погнала и теля, и корову; пригнала на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести из васильков, что по дороге во ржи нарвала; плетёт и песенку поёт.

    Слышит Феня, что-то в лозняке зашуршало, а речка-то с обоих берегов густым лозняком обросла.

    Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака Серко. Известно, волк на собаку совсем похож, только шея неповоротливая, хвост палкой, морда понурая, и глаза блестят; но Феня волка никогда вблизи не видала.

    Стала уже Феня собаку манить:

    Серко, Серко! - как смотрит - телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать; телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, передними копытами землю роет, рога-то прямо волку наставила.

    Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет - голосу нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил - с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмешь, и стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться, или теля отхватить, - только куда не кинется, везде рога ему навстречу.

    Феня все ещё не догадывается, в чём дело, хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

    Стала тут девочка кричать, на помощь звать… Наш казак пахал тут на взгорке, услышал, что и корова-то ревёт, и девочка кричит, кинул соху и прибежал на крик.

    Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться - такой он был большой да остервенелый; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

    Как завидел волк, что люди бегут, - унялся, огрызнулся ещё раз, два, завыл да и в лозняк.

    Феню казаки едва домой довели - так перепугалась девочка.

    Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

    В лесу летом (рассказ)

    Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нём в жаркий полдень. И чего только не насмотришься в лесу! Высокие, красноватые сосны развесили свои иглистые вершины, а зелёные ёлочки выгибают свои колючие ветви. Красуется белая, кудреватая берёзка с душистыми листочками; дрожит серая осина; а коренастый дуб раскинул шатром свои вырезные листья. Из травы глядит беленький глазок земляники, а рядом уже краснеет душистая ягодка.

    Белые серёжки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Где-то рубит крепконосый дятел; кричит жалобно жёлтая иволга; отсчитывает года бездомная кукушка. Серый зайчик шмыгнул в кусты; высоко между ветвями мелькнула пушистым хвостом цепкая белка.

    Далеко в чаще что-то трещит и ломится: уж не гнёт ли дуги косолапый мишка?

    Васька (рассказ)

    Котичек-коток - серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки - ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.

    Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

    Ворон и сорока (рассказ)

    Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел молча.

    Что же ты молчишь, куманёк, или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю? - спросила, наконец, сорока.

    Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон, - кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!

    Гадюка (рассказ)

    Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

    Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что и змеёй-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и, укушение ужа совершенно безвредно.

    Ужей у нас было множество; особенно в кучах соломы, что лежала около гумна: как пригреет солнышко, так они и выползут оттуда; шипят, когда подойдёшь, язык или жало показывают, но ведь не жалом змеи кусают. Даже в кухне под полом водились ужи, и как станут, бывало, дети, сидя на полу, молоко хлебать, так уж и выползает и к чашке голову тянет, а дети его ложкой по лбу.

    Но водились у нас и не одни ужи: водилась и ядовитая змея, чёрная, большая, без тех жёлтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкой. Гадюка нередко кусала скот, и если не успеют, бывало, позвать с села старого деда Охрима, который знал какое-то лекарство против укушения ядовитых змей, то скотина непременно падёт – раздует её, бедную, как гору.

    Один мальчик у нас так и умер от гадюки. Укусила она его около самого плеча, и, прежде чем пришёл Охрим, опухоль перешла с руки на шею и грудь:дитя стало бредить, метаться и через два дня померло. Я в детстве много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придётся встретиться с опасной гадиной.

    Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растёт высокая густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу и со всего размаху кидаться в копны и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копён.

    Вот так-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша чёрная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

    Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей - и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

    Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Ещё бы минута - и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

    Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

    Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где.

    Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которой они лечатся от укуса гадюки.

    Гуси (рассказ)

    Вася увидел вереницу диких гусей, которые неслись высоко в воздухе.

    Вася. Могут ли так же летать наши домашние утки?

    Отец. Нет.

    Вася. Кто же кормит диких гусей?

    Отец. Они сами отыскивают себе пищу.

    Вася. А зимою?

    Отец. Как только наступает зима, дикие гуси улетают от нас в теплые страны, а весною возвращаются снова.

    Вася. Но почему же домашние гуси не могут летать так же хорошо и почему не улетают они от нас на зиму в теплые страны?

    Отец. Потому, что домашние животные потеряли уже отчасти прежнюю ловкость и силу и чувства у них не так тонки, как у диких.

    Вася. Но почему это случилось с ними?

    Отец. Потому, что люди об них заботятся и отучили их пользоваться их собственными силами. Из этого ты видишь, что и люди должны стараться делать сами для себя все, что только могут. Те дети, которые полагаются на услуги других и не приучаются сами делать для себя все, что только могут, никогда не будут сильными, умными и ловкими людьми.

    Вася. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать.

    Гусь и журавль (рассказ)

    Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою:

    Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!

    Подслушал гуся журавль и говорит ему:

    Глупая ты птица, гусь! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл? Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем все, да плохо.

    Два козлика (рассказ)

    Два упрямые козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей. Обоим разом перейти ручей было невозможно; приходилось которому-нибудь воротиться назад, дать другому дорогу и обождать.

    – Уступи мне дорогу, – сказал один.

    – Вот ещё! Поди-ка ты, какой важный барин, – отвечал другой, – пяться назад, я первый взошёл на мост.

    – Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и мне уступить молокососу! Ни за что!

    Тут оба, долго не думавши, столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

    Дятел (рассказ)

    Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, - мурашей да козявок из-за коры выпугивает.

    Кругом ствола обежит, никого не проглядит.

    Испугалися мураши:

    Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся - не хотят вон идти.

    Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.

    Играющие собаки (рассказ)

    Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.

    К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

    Погоди-ка, вот она тебе задаст! - сказал Володя. - Проучит она тебя.

    Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

    Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

    Козел (рассказ)

    Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает; идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко деткам копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

    Погодите, ужо придёт бородатый хозяин - всем вам порядок даст!

    Коровка (сказка)

    Некрасива корова, да молочко дает. Лоб у нее широк, уши в сторону; во рту зубов недочет, зато рожища большие; хребет - острием, хвост - помелом, бока оттопырились, копыта двойные.

    Она травушку рвет, жвачку жует, пойло пьет, мычит и ревет, хозяйку зовет: «Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек».

    Кукушечка (рассказ)

    Серая кукушка – бездомная ленивица: гнездо не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: «Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла».

    А хвостатый муженёк, на берёзе сидючи, хвост развернул, крылья опустил, шею вытянул, из стороны в сторону покачивается, года высчитывает, глупых людей обсчитывает.

    Ласточка (рассказ)

    Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила.

    Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает.

    Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят.

    Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек.

    Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы.

    Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет – малых деток ищет.

    Лошадка (рассказ)

    Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь, гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей - чёлка, на ногах - щётка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные.

    Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство!

    Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит.

    Медведь и бревно (рассказ)

    Идёт медведь по лесу и разнюхивает: нельзя ли чем съестным поживиться? Чует - мёд! Поднял Мишка морду кверху и видит на сосне улей, под ульем гладкое бревно на верёвке висит, но Мише до бревна дела нет. Полез медведь на сосну, долез до бревна, нельзя лезть выше - бревно мешает.

    Миша оттолкнул бревно лапой; бревно легонько откачнулось назад - и стук медведя по башке. Миша оттолкнул бревно покрепче - бревно ударило Мишу посильнее. Рассердился Миша и хватил бревно изо всей силы; бревно откачнулось сажени на две назад - и так хватило Мишу, что чуть он с дерева не свалился. Рассвирепел медведь, забыл и про мёд, хочется ему бревно доканать: ну его валять, что есть силы, и без сдачи ни разу не остался. Дрался Миша с бревном до тех пор, пока весь избитый не свалился с дерева; под деревом-то были колышки натыканы - и поплатился медведь за безумный гнев своей тёплой шкурой.

    Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж) (сказка)

    Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

    Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

    Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

    Зайчик вместо ответа только вздохнул.

    Орёл (рассказ)

    Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далёко, на солнце немигаючи смотрит.

    Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь навыкат – молодецкая.

    Орел и кошка (рассказ)

    За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котёнка. Но не успел ещё орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котёнка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

    Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

    Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орёл все еще был очень силён, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котёнка.

    Петушок с семьей (рассказ)

    Ходит по двору петушок: на голове - красный гребешок, под носом - красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

    Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!

    Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зёрнышком не поделились - передралися.

    Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал:

    - «Ку-ка-ре-ку!»

    Уточки (рассказ)

    Сидит Вася на бережку, смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать?

    Вот и стал Вася уточек кликать:

    Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать - пора вам домой идти!

    Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переливаются.

    Ученый медведь (рассказ)

    – Дети! Дети! – кричала няня. – Идите медведя смотреть.

    Выбежали дети на крыльцо, а там уже много народу собралось. Нижегородский мужик, с большим колом в руках, держит на цепи медведя, а мальчик приготовился в барабан бить.

    – А ну-ка, Миша, – говорит нижегородец, дергая медведя цепью, – встань, подымись, с боку на бок перевались, честным господам поклонись и молодкам покажись.

    Заревел медведь, нехотя поднялся на задние лапы, с ноги на ногу переваливается, направо, налево раскланивается.

    – А ну-ка, Мишенька, – продолжает нижегородец, – покажи, как малые ребятишки горох воруют: где сухо – на брюхе; а мокренько – на коленочках.

    И пополз Мишка: на брюхо припадает, лапой загребает, будто горох дергает.

    – А ну-ка, Мишенька, покажи, как бабы на работу идут.

    Идет медведь, нейдет; назад оглядывается, лапой за ухом скребет.

    Несколько раз медведь показывал досаду, ревел, не хотел вставать; но железное кольцо цепи, продетое в губу, и кол в руках хозяина заставляли бедного зверя повиноваться. Когда медведь переделал все свои штуки, нижегородец сказал:

    – А ну-ка, Миша, теперича с ноги на ногу перевались, честным господам поклонись, да не ленись, да пониже поклонись! Потешь господ и за шапку берись: хлеб положат, так съешь, а деньги, так ко мне вернись.

    И пошел медведь, с шапкой в передних лапах, обходить зрителей. Дети положили гривенник; но им было жаль бедного Миши: из губы, продетой кольцом, сочилась кровь.

    Хавронья (рассказ)

    Грязна наша хавроньюшка, грязна и обжорлива; все жрет, все мнет, об углы чешется, лужу найдет – как в перину прет, хрюкает, нежится.

    Рыло у хавроньюшки не нарядное: в землю носом упирается, рот до ушей; а уши, словно тряпки, болтаются; на каждой ноге по четыре копыта, а ходит – спотыкается.

    Хвост у хавроньюшки винтом, хребет – горбом; на хребте щетина торчит. Жрет она за троих, толстеет за пятерых; зато ее хозяюшки холят, кормят, помоями поят; а вломится в огород – поленом прогонят.

    Храбрая собака (рассказ)

    Собака, что лаешь?

    Волков пугаю.

    Собака, что хвост поджала?

    Волков боюсь.

    Вы можете бесплатно скачать эту книгу детских рассказов о животных К.Ушинского в формате pdf: СКАЧАТЬ >>