История обнажённой натуры в искусстве. Кларк К


Однажды профессор-искусствовед задал студентам вопрос: «Как отличить подлинную греческую статую от римской копии?» Студенты долго и упорно демонстрировали свои знания, предлагая различные теории, но профессор, выслушав, их сказал: «Все гораздо проще: греческие статуи обнажены полностью, а у римских причинное место прикрыто листочком». Да, Рим уже стеснялся наготы в искусстве – а вот для Эллады это характерно не было.

Древнегреческая цивилизация отличалась чем угодно, только не стыдливостью, во всяком случае – в отношении человеческого тела. Она упивалась его красотой – во всяком случае, если тело действительно было красиво, как у атлета, выступающего на Олимпийских игра, потому атлеты и выступали обнаженными. И, конечно, совершенное мужское тело достойно воплощения в искусстве… женщину древнегреческое искусство «обнажало» не так охотно – ведь женщина по определению считалась существом несовершенным, а значит, воспевать красоту ее тела было бы по меньшей мере странно (впрочем, статуи обнаженных женщин все же встречаются – например Афродита Книдская).

Еще одна пикантная деталь: та часть тела, которой современные мужчины обожают «меряться», у древнегреческих статуй никогда не была большой. С огромным пенисом изображали только Приапа – бога плодородия, олицетворявшего дикую, стихийную силу в человеке, а совершенное тело цивилизованного человека – представителя культуры полиса – не терпело никаких преувеличений. Это тоже говорит о том, что в культуре Эллады изображение наготы в искусстве менее всего ассоциировалось с необузданной сексуальностью.

Для европейского средневековья подобное любование было немыслимо, но нельзя сказать, что обнаженное тело в средневековом искусстве отсутствовало вовсе. Оно допускалось там, где это соответствовало историческим обстоятельствам – например, при изображении распятого Спасителя. «Дозволялось» быть нагими Адаму и Еве до грехопадения. А еще обнаженными в Средневековье изображали грешников в Аду и людей, явившихся на Страшный Суд (вероятно, тем самым подчеркивались, что там все будут равны – ведь в средневековом обществе одежда позволяла отличить знатного сеньора от простолюдина).

Другая эпоха, которая «полюбила» обнаженное человеческое тело – это, несомненно, Ренессанс, да и не могла не полюбить, поскольку ориентировалась на идеалы античности, одним из которых было красивое человеческое тело, представшее в первозданной наготе. Объявив человека центром Вселенной, философия ренессансного гуманизма вновь любуется им. Оттенок фривольности появляется позже – в эпоху барокко, эпоху разочарования, прятавшую горечь под пышностью (в том числе и пышностью женских форм).

Классицизм и последующие художественные эпохи пытаются вернуться к античным образам прекрасной наготы – но первозданное восхищение уже недостижимо. Впрочем, нагота считается уместной при изображении античных сюжетов. Примечательно, что – в противоположность Элладе – более уместной считается женская нагота, а вот акварель английского художника Э. Бёрн-Джонса «Филлида и Демофнот» в 1870 году сняли с выставки именно из-за наготы Демофонта – нагота Филлиды никого не смущала.

Применительно к ХХ веку даже сложно говорить о наготе в живописи и скульптуре – за причудливыми образами авангарда нагое тело и не разглядишь толком. Зато пышным цветом расцвело изображение наготы в молодом искусстве – кинематографе. Но этой наготе тем более было далеко до невинного восхищения Эллады – обнаженное женское тело наряду с пистолетом стало одним из «ингредиентов» успешного фильма, не претендующего на статус высокого искусства.

О курсе

Лекции посвящены традициям изображения обнаженного человеческого тела в разные исторические эпохи от первобытного времени через античность и средневековье до наших дней. Нагота возведена на престол.

Жанр обнаженной натуры - основополагающий компонент произведений мирового искусства, выражающий высшие проявления человеческих эмоций и интеллекта, то есть в образах искусства это становится уже универсальным и вечным средством художественного выражения. Гармония, энергия, экстаз, смирение, пафос, совершенная красота - чувственный язык на котором «говорит» изображение нагого тела.

В данных лекциях тема будет раскрываться с точки зрения философии, социологии и культурологии, подробно иллюстрируясь интересным визуальным рядом.

5 октября. Лекция №1 - Зарождение формы. Первобытная эпоха. Дальнейшее развитие в понимании изображения обнаженного человеческого тела в Крито-Микенской культуре, Древнем Египте. Новое отношение к совершенной красоте, эстетическому идеалу в период Античности (Греция - архаика, эллинизм, Древний Рим). Дуализм Византийского искусства - влияние античной культуры и догматические тенденции раннего христианства. Изменение пропорций тела в эпоху Средневековья. Адам и Ева в Райском саду. Естество и аскетизм Средних веков.

12 октября. Лекция №2 - Ренессанс. Эпоха расцвета гуманистической мысли и великих произведений в мире искусства. Роскошь во всем. Женщина Возрождения преображенная богиня античности. Венера Небесная и Венера Натуралис. Доктрина Нового Академизма. Штудирование обнаженной натуры. 17 век- «перламутровая» красота Рубенсовских женщин и классицистическая строгость и театральность Пуссеновских живописных постановок античных сцен. 18 век- «небесные панорамы» Буше и Ватто.

19 октября. Лекция № 3 - 19 век. Обнаженная натура в живописи и скульптуре от эпохи Ампира до Модерна. Поиск совершенства форм. Уход от идеала к живой натуре. Импрессионистические идеи и их воплощения, холодная красота салонного искусства. Нагота в Русском искусстве- целомудрие и стыдливость.

26 октября. Лекция №4 - Новейшее время. 20-ый век и первая треть 21 века. Революция в искусстве, слом старых представлений об « академической» форме. Зарождается «официальная» доктрина современного искусства. Все началось, как и в древности с обнаженной натуры. Новые средства воплощения формы, новые задачи, новые взгляды. Нагота в изобразительном искусстве Советского периода. Соцреализм и обнаженная натура - слияние традиций академической школы с тенденциями освоения новой формы, её условной упрощенностью и своеобразным колористическим решением. Отношение к обнаженной натуре современных художников.

О лекторе

Вера Шургая-Верейская - историк искусства, член международной ассоциации искусствоведов и критиков.

Потомственная петербурженка, продолжатель династии известных учёных и художников, окончила Санкт-Петербургскую Академию Художеств, факультет Теории и Истории Искусств. Несколько десятилетий активно занимается выставочной деятельностью (организовала и провела более 200 художественных показов).

Собственные творческие приоритеты - отдельные персоналии, направления и проблемы современного искусства. Публикуется в Петербургских СМИ. Автор многочисленных статей, посвященных творчеству современных художников и выставочным проектам.

Писала художественные сценарии для кино и телевидения. Участник многих художественных и философских проектов. Отмечена почётными грамотами и дипломами. Занимается преподавательской деятельностью.

Русскому искусству уже более тысячи лет, а с шедеврами мирового значения, изображающими обнаженную девичью натуру, у нас небогато. Художники очень долго стеснялись и боялись рисовать голых женщин. Рассказываем, как это связано с географией и особенностями исторического развития России, национальным характером, ну и вообще — отношением нашего народа ко всякой «срамоте».


Виновата церковь

На развитие изобразительного искусства и процессы, происходящие в нем, решающее влияние оказывает господствующая идеология. Веками она была религиозной. Причем Руси достался наиболее визионерский и сосредоточенный на символах вариант христианства — православие. На католическом Западе художникам разрешали писать «материалистическое», например лоснящегося мерзкого дьявола, пытки мучеников раскаленными до красноты щипцами, обнаженную грудь Богоматери, пушистые крылья у ангелов.

Неизвестный художник. Религиозный лубок «О девице Марии и ее посмертном явлении отцу». 1904-1905. ГИМ

В Византии все было про знаки и каноны, а в ее искусстве — про линеарность и плоскостность. Нагота в перенятой оттуда иконописи разрешалась либо исключительно приличным людям — аскетам-пустынникам и юродивым (например, Марии Египетской и Василию Блаженному), которые вели такой образ жизни, что их тело никак не могло служить образцом физической красоты, либо покойникам — душе, покидающей бренную плоть, или грешникам в аду. Ну, еще бесам и духам всяким. Все это никак не примеры для подражания, такие тела эстетического наслаждения не вызывают.

Виновата география

Чтобы считать те или иные вещи «красивыми», требуется привычка, долгое приучение. Например, Америка поверила, что чернокожая девушка может быть реальным секс-символом благодаря тому, что Голливуд лет тридцать занимался наглядной агитацией (если вести отсчет с 1970-х, когда среди девушек Бонда появились первые афроамериканки).

Чтобы обнаженное тело в искусстве стало красивым и повсеместно дозволенным, требовались столетия тренировки глаза.

А также очень мощная идеологическая обработка, в ходе которой всем внушали, что тело есть отражение божественной гармонии, поэтому заслуживает восхищения (гуглить «калокагатия»). В Европе такой взгляд утвердился где-то в V веке до н. э. — в Древней Греции. Культуры, не имеющие отношения к античной, в вопросе наготы комплексуют — возьмите что мусульманскую, что традиционную японскую.

Генрих Семирадский. «Женщина или ваза?». 1887. Sotheby’s

Нагота в искусстве. Кеннет Кларк

Пер. с англ. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 480 с. (Серия "Художник и знаток".)

Новая серия «Художник и знаток» представляет книгу крупнейшего английского искусствоведа Кеннета Кларка «Нагота в искусстве», которая впервые переведена на русский язык. Автор знакомит с развитием жанра обнаженной натуры от его истоков до современности, выявляя в нем такие специфические направления, как «нагота энергии», «нагота пафоса», «нагота экстаза» и др. Оригинальная трактовка темы, живой, доступный язык, интересный подбор иллюстраций должны привлечь внимание не только специалистов, но и широкого круга читателей.

Формат: pdf

Размер: 10,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Серия "Художник и знаток" представляет ряд интересных искусствоведческих исследований, имеющих, прежде всего, образовательную цель, но при этом остающихся строго академичными. Их достоинство - доступность и занимательность без сознательного упрощения и искажения научной мысли. Книги английского историка искусства Кеннета Кларка не случайно одними из первых включены в эту подборку. Его блестящая эрудиция, глубокое понимание предмета, верный глаз критика и искренняя любовь к искусству дополняются уважением к своей аудитории. Идя от простого к сложному, легко, без малейшего насилия и стремления навязать свое мнение, профессор превращает читателей из дилетантов в знатоков и истинных ценителей прекрасного. Мало найдется ученых, которые умеют говорить о сложных вещах просто, увлекательно и изящно, но Кларка хочется читать не торопясь, смакуя отдельные фразы, внимательно разглядывая предложенные им иллюстрации. На страницах его книг разбросаны прелестные образчики академического юмора, похоже, переселившиеся туда из лекций профессора, с которыми он выступал не только перед студентами, но и перед телезрителями Великобритании и Америки.

Возможно, тема исследования вызовет у кого-то фривольные ассоциации, но любителей клубнички книга порадует разве что красивыми картинками. По мнению Кеннета Кларка, изображение обнаженного человеческого тела - один из самых важных и достойных сюжетов в искусстве, хотя не во все исторические эпохи ему уделялось равное внимание. Телесную природу человека отрицать невозможно, а поскольку мы тщеславны и непременно стремимся быть увековеченными, изобразительное искусство навряд ли когда-либо полностью ограничится зигзагами и цветными пятнами, символизирующими работу нашего подсознания. Конечно, идеал внешней красоты постоянно менялся, на него влияла легкомысленная мода, религиозная мораль, высокие философские рассуждения и эстетские изыски. В книге Кларка находится место и палеолитическим Венерам, и греческим богиням; изможденным святошам в готическом стиле и земным красавицам Рубенса; миловидным простушкам Ренуара и кубическим обнаженным Пикассо. О мужской красоте тоже сказано немало, благо вплоть до середины XIX века не существовало явной дискриминации мужчин как обнаженной натуры. Ближе к нашему времени право демонстрировать свои прелести, к сожалению, стало почти полной прерогативой женщин.

Весной 1953 года я прочитал шесть лекций о наготе в искусстве, это были лекции на ежегодных Чтениях по изящным искусствам памяти Э. У. Меллона в вашингтонской Национальной галерее. Я никогда в жизни не выступал перед более отзывчивой и интеллигентной аудиторией и хотел бы сразу по окончании курса подарить каждому из присутствовавших экземпляр этой книги в знак признательности. Но лекции следовало значительно удлинить, написать три новые главы, а в последний момент издатели убедили меня добавить еще раздел примечаний. Это означало почти трехлетнюю отсрочку, и я благодарен фонду Чтений памяти Меллона и фонду Боллингена за терпение, которое они проявили, ожидая завершения работы над книгой. .

Красота женского тела была и остается желанным объектом для изображения художниками всех времен и народов.

Больше всего живописной обнаженки подарила нам, конечно же, эпоха Возрождения, когда бурно воспевалось великолепие нагих тел по античным канонам. Однако и мастера более позднего времени ничуть не уступают в умелом представлении женского образа. Сменились техники, места, на фоне которых изображали дев, да и сами музы со временем начали приобретать другие черты. Но изображение женской натуры по-прежнему является особенной темой, будоражащей сознание всех поклонников природной красоты.

Сандро Ботичелли

«Рождение Венеры» 1482-1486

Питер Пауль Рубенс

Рубенс был великолепным портретистом, писал пейзажи и картины на религиозные темы, основал стиль барокко, но широкая общественность лучше всего знает Рубенса по изображениям обнаженных женщин и мужчин мягко говоря не астенического телосложения.

«Союз земли и воды», 1618

«Три грации», 1639

Франсиско Гойя

«Маха обнаженная», примерно 1800

Не все знают, что Маха - это вовсе не имя, а название для испанских простонародных горожанок 18-19 века.

Маха, образ которой сложился в Андалузии, со временем стала восприниматься как квинтэссенция испанки. Из-за романтизма, живописности, сильного национального акцента и бурной страсти.

Эжен Делакруа

«Свобода, ведущая народ», 1830

Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года, положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для неё писать».

Обнаженная грудь на картине не просто так. Она символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

Жюль Жозеф Лефевр

Лефевр был французским салонным художником, специализировавшимся на изображении прекрасных девушек. Именно благодаря изображению женской красоты он занял весьма видное место как изящный, хотя и несколько манерный рисовальщик.

«Мария Магдалина в гроте», 1836

У картины «Мария Магдалина в гроте» своя особенная история. После выставки 1876 г. ее купил Александр Дюма-сын. После его смерти она была отправлена в Петербург на выставку в 1896 г. Николай II приобрел ее для Зимнего дворца и сейчас «Марию Магдалину» можно увидеть среди сокровищ Эрмитажа.

Эдуар Мане

На Парижском салоне 1865 года картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства. Современники не смогли увидеть объёмности изображённой фигуры и считали композицию картины грубой и плоской. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать картину и плюнуть на неё. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно. Какие люди были нервные в те времена.

Пьер-Огюст Ренуар

Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. Обнаженная натура была одним из любимых жанров Ренуара.

«Обнаженная в солнечном свете», 1876

Впервые показанная на Второй выставке импрессионистов в 1876 году, где получила очень резкие отзывы критиков: «Внушите господину Ренуару, что женское тело - это не нагромождение разлагающейся плоти с зелеными и фиолетовыми пятнами, которые свидетельствуют о том, что труп уже гниет полным ходом!»

«Большие купальщицы», 1887

А эта картина ознаменовала переход Ренуара от чистого импрессионизма в сторону классицизма и энгризма. «Большие купальщицы» выполнена более четкими линиями, более холодными цветами, и при написании этой картины Ренуар впервые использовал эскизы и наброски.

Владислав Подковинский

«Женский оргазм», 1894

Из названия понятно, что в своей работе изобразил польский художник Владислав Подковинский... Выставка картины началась с грандиозного скандала и продолжалась в течение 36 дней. Не выдержав давления, на 37 день Подковинский пришел с ножом и изрезал все полотно. Художник умер от туберкулеза в 29 лет. После его смерти картину было решено восстановить.

Адольф-Вильям Бугро

Джон Кольер

Диапазон тем картин английского живописца Кольера весьма широк. Однако наибольшую популярность он приобрел из-за использования в истинно романтической традиции образов красивых женщин из легенд, мифов, литературы и истории в качестве основной темы для своих картин.

«Леди Годива» была написана по сюжету легенды. Изображенная на картине обнаженная красавица (леди Годива) умоляла своего могущественного и властного мужа (графа Леофрика) снизить в его владениях налоги для бедных. На что тот предложил почти проигрышное пари. Он пообещал уменьшить налоги в том случае, если его леди проедет через селение Ковентри обнаженной на коне, что жена и сделала.

Герберт Джеймс Дрейпер

«Одиссей и сирены», 1909

Давид Штеренберг

«Обнаженная», 1908

Густав Климт

Все детали, относящиеся к мифологическому сюжету, удалены из картины, оставлена лишь сцена оплодотворения золотым дождем, в который превратился Зевс. Выбор позы и искаженная перспектива придают телу Данаи необычайную сексуальность.

Ни в одной другой работе художник не доводил женскую сексуальность до такой гипертрофированности - это самопоглощенное вожделение.

Герберт Джеймс Дрейпер

Герберт Джеймс Дрейпер являлся художником, известным работами на историческую и мифологическую темы. Хотя Дрейпер получил признание в течение жизни, сейчас его работы несправедливо забыты и их редко можно встретить на аукционах.

«Гора Туманов», 1912

«Гора туманов» является одним из самых мощных, чувственных и чарующих из всех изображений художника. Представленные нагие девушки красивы как нимфы Уотерхауса, хотя в отличие от его роковых женщин заманивают мужчин к их гибели.

Борис Кустодиев

Живописная пластика, акцент на артистизме модели и яркая характеристика внешности - вот основные черты творчества Бориса Кустодиева.

«Русская Венера» 1925-1926

«Русская Венера» изображает пышнотелую бабу в бане, но в отличие от богини, обнаженную девушку окружает не морская пена, а клубы пара русской бани. Радужные пузыри на деревянной лавке подтверждают, что перед нами именно Венера. Богиня ведь родилась из пены Средиземного моря! А здесь, в России, - из пены банной...

Амедео Модильяни

Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Картины Модильяни, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

«Сидящая обнажённая», 1916

Эгон Шиле

Живопись и графика Эгона Шиле - нервная, изощренная, драматичная и очень сексуальная. Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям, и многие его произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

«Обнаженная на коленях», 1917

«Лежащая женщина», 1917

Андерс Цорн

Шведский живописец и график, который особое внимание уделял индивидуальности обнаженной модели, своеобразии её мимики, жестов, выражения лица, которые остро схвачены в его работах.

«В гребной лодке Вернера», 1917

«Размышления», 1889

Зинаида Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Живописными средствами художница представляла образ чистого женского тела. У ее моделей не было спортивного телосложения, в них нет жесткости, резкости, а лишь плавное созвучие с окружающей средой.

В «Бане» Серебрякова изобразила обнаженных женщин без прикрас, черты идеализации появились в ее творчестве позже.

«Лежащая обнаженная», портрет Неведомской, 1935

В позднем творчестве Серебряковой все больше возрастала тема произведений с изображением обнаженных моделей, и Серебрякова осталась верна жанру «ню». В «Лежащей обнаженной» она чувствует, что эта тема ей удается, и обращается к ней постоянно.

«Спящая натурщица», 1941

Игорь Эммануилович Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь один из самых известных художников в истории русской культуры XX века. Одной из самых известных его работ является портрет «Флоры».

Александр Михайлович Герасимов

Еще один известный русский художник, который, в отличие от предыдущего, занимался изображением грубоватой и упрощенной эротики.

«Деревенская баня», 1938

На тему «Деревенской бани» художник писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет. В картине несколько обнаженных женских тел, связанных сложной структурной композицией. Каждая фигура - это образ, индивидуальный характер.

Аркадий Александрович Пластов

Аркадий Пластов - «певец советского крестьянства». Особое внимание в своих работах он уделял патриотическому труду женщин в годы Великой Отечественной Войны. Красочный образ и простоту художник запечатлел в в картине «Трактористки»

«Трактористки», 1943