"Бедная Лиза": анализ произведения Карамзина. Анализ повести бедная лиза, карамзин


Анализ повести

1. История создания . Произведение а "Бедная Лиза" было написано в 1792 г. и в июне того же года опубликовано в "Московском журнале". Повесть стала одним из лучших художественных достижений русского сентиментализма.
В России уже давно хорошо знали и любили зарубежные сентиментальные романы. Карамзин сам активно занимался переводами европейских авторов и решил сделать попытку описать русскую жизнь, чувства и переживания русских людей.
Успех "Бедной Лизы" был невероятным. В конце XVIII - начале XIX вв. повесть Карамзина считалась самой популярной и читаемой в России.

2. Смысл названия . В названии указано не только имя главной героини, но и ее характеристика. Бедность Лизы обусловлена как материальным, так и социальным положением девушки.

3. Жанр . Повесть.

4. Главная тема произведения - несчастная любовь. Тема раскрывается в истории простой крестьянки Лизы, которая живет вдвоем с матерью. Из-за смерти отца девушка вынуждена заниматься любой доступной ей работой: рукоделием, сбором и продажей цветов и ягод.
Роковым событием в судьбе Лизы является встреча с дворянином Эрастом. Это молодой беспечный юноша, которому уже успел наскучить высший свет. В мечтах Лиза представляется ему романтическим идеалом чистой и светлой любви.
Тайные встречи и прогулки приводят к закономерному итогу: молодые люди влюбляются друг в друга. В конце концов Лиза теряет невинность. Наивная девушка считает, что это навсегда связывает ее с юношей. Однако Эраст после случившегося заметно охладевает к возлюбленной. Он начинает относиться к Лизе, как к простому источнику наслаждения.
Встречи между влюбленными происходят все реже. Однажды Эраст сообщает Лизе, что должен ехать на войну. Девушка безгранично верит ему и начинает терпеливо ждать возвращения.
Эраст действительно уехал, но вскоре вернулся. Ветреность стала причиной его разорения. Чтобы поправить финансовое положение, он принимает решение жениться на богатой дворянке. Бедная Лиза случайно узнает об этом. Во время тяжелого объяснения Эраст в виде извинения дает девушке деньги и отправляет ее домой. Опозоренная Лиза не может пережить своего отчаяния и бросается в пруд.
Эраст тоже не добился счастья. До самой смерти он считал себя главным виновником гибели доверившейся ему девушки.

5. Проблематика . Кармазин оставался убежденным сторонником необходимости социального неравенства. Однако невольно он поставил в повести проблему любовных взаимоотношений между разными сословиями.
Любовь Лизы и Эраста с самого начала была обречена. Девушка предчувствовала это: " ...тебе нельзя быть моим мужем! ...Я крестьянка", но полностью доверилась любимому. Эраст по беспечности даже не задумывался о последствиях своего романа с простолюдинкой.
Даже если бы Эраст не обманул Лизу, они все равно не смогли бы жить вместе. В лучшем случае девушку ждала судьба господской содержанки.

6. Герои . Лиза, Эраст, мама Лизы.

7. Композиция . Повесть начинается с лирического отступления, постепенно переходящего в историю бедной девушки. В финале рассказчик признается, что узнал обо всем от самого Эраста, которого уже тоже нет в живых.

8. Чему учит автор . Карамзин обвиняет Эраста ("готов проклинать его") в обмане бесхитростной девушке. Дворянин должен был понимать, что этот роман не принесет никому счастья.
Однако писатель прощает своего героя, который был неутешен до самой смерти. В финале он выражает надежду на примирение влюбленных в другом мире.

Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.
Герои повести Карамзина, в полном соответствии с заповедями сентиментализма, почти все время страдают, постоянно выражая свои чувства обильно проливаемыми слезами. Как признавался сам автор: «Я люблю те предметы, которые заставляют меня проливать слезы нежной скорби». Карамзин не стыдится слез и призывает к тому же читателей. Как подробно описывает он переживания Лизы, оставленной ушедшим в армию Эрастом: «С сего часа дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее!"
Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин.
Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке», символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.
Большую роль в произведении играет также и описание природы, традиционно встречающееся в произведениях сентименталистов. Природа становится как бы еще одним героем повести, она смотрит на все происходящее и становится отражением душевных переживаний героини. «Мрак вечера питал желания», и «ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Лиза полностью окунается в любовь, и только после этого разражается гроза, «грозно шумит буря, дождь льет из черных облаков – казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».
В повести «Бедная Лиза» представлены все особенности русского сентиментализма: сильная дидактическая установка, выраженный просветительский характер и активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Всё это даёт возможность считать повесть Карамзина вершиной сентиментализма в русской литературе.

Николай Михайлович Карамзин красивым языком описал историю, в которой главными героями стали бедная девушка и молодой дворянин. Современники Карамзина встретили эту историю любви восторженными откликами. Благодаря этому произведению 25-летний писатель получил широкую известность. Эту повесть до сих пор читают миллионы людей, ее изучают в различных учебных учреждениях. Давайте выполним краткий анализ повести "Бедная Лиза" Карамзина.

Общая характеристика произведения

Сразу после прочтения повести становится очевиден сентиментальный эстетический уклон, который ярко выражен в том, какой интерес проявляется к человеку независимо от того, что у него за положение в обществе.

Когда Николай Карамзин писал повесть "Бедная Лиза", анализ которой мы сейчас проводим, он находился в загородном доме, отдыхая с друзьями, а рядом с этой дачей был расположен Симонов монастырь, о котором исследователи говорят, что именно он стал основанием для идеи автора. Важно понимать, что историю любовных отношений читатели восприняли как происходящую на самом деле во многом благодаря этому факту.

Мы уже упомянули в начале, что повесть "Бедная Лиза" известна как сентименталистская повесть, хотя по своему жанру - это новелла, и такие стилистические особенности на тот момент времени были использованы в литературе только у Карамзина. В чем проявляется сентиментализм "Бедной Лизы"? В первую очередь сентиментализм произведения сориентирован на чувства человека, а разум и социум занимают второстепенное место, отдавая приоритет эмоциям и взаимоотношениям людей. Эта мысль крайне важна при анализе повести "Бедная Лиза".

Главная тема и идейная подоплека

Обозначим главную тему произведения - крестьянская девушка и молодой дворянин. Понятно, какую социальную проблему затронул Карамзин в повести. Между дворянами и крестьянами была огромная пропасть, и чтобы показать, какие противоречия вставали на пути взаимоотношений городских жителей и деревенских, Карамзин противопоставляет образ Эраста образу Лизы.

Чтобы более точно сделать анализ повести "Бедная Лиза", обратим внимание на описания начала произведения, когда читателю рисуется в воображении гармония с природой, тихая и уютная обстановка. Читаем мы и о городе, в котором "громада домов" и "золото на куполах" просто пугает, вызывая некоторое отторжение. Ясно, что Лиза отражает природу, в ней видна естественность, наивность, честность и открытость. Карамзин выступает как гуманист, когда показывает любовь во всей своей силе и красоте, признавая, что разумом и прагматизмом легко можно задавить эти прекрасные начала души человека.

Главные герои повести

Совершенно очевидно, что анализ повести "Бедная Лиза" был бы недостаточным без рассмотрения главных героев произведения. Видно, что в Лизе воплощен образ одних идеалов и принципов, а в Эрасте совсем других. Действительно, Лиза была обычной девушкой-крестьянкой, и главная черта ее характера - умение глубоко чувствовать. Действуя так, как подсказывает сердце, она не потеряла своей нравственности, хоть и погибла. Интересно, что по тому, как она говорила и мыслила, трудно ее отнести к крестьянскому сословию. Ей был свойственен книжный язык.

А что можно сказать об образе Эраста? Будучи офицером, он помышлял лишь о развлечениях, а светская жизнь утомляла его и заставляла скучать. Эраст достаточно умен, готов поступать по-доброму, хотя характер его очень изменчив и не постоянен. Когда Эраст развивает к Лизе чувства, он искренен, но не дальновиден. Молодой человек не задумывается над тем, что женой его Лиза стать не сможет, ведь они из разных кругов общества.

Похож ли Эраст на коварного соблазнителя? Анализ повести "Бедная Лиза" показывает, что нет. Скорее, это по-настоящему влюбившийся человек, которому слабый характер помешал выстоять и пронести свою любовь до конца. Надо сказать, что русская литература ранее не знала такого типа персонажа, как Эраст у Карамзина, однако этому типу было присвоено даже название - "лишний человек", и он позже стал все чаще появляться на страницах книг.

Выводы в анализе повести "Бедная Лиза"

Говоря коротко, о чем произведение, можно сформулировать мысль так: это трагическая любовь, которая привела к гибели главной героини, при этом читатель полностью пропускает через себя ее чувства, в чем очень помогают яркие описания окружения и природы.

Хотя мы рассмотрели только двух главных героев - Лизу и Эраста, на самом деле есть еще рассказчик, который сам услышал эту печальную историю, и теперь с оттенками грусти передает ее другим. Благодаря невероятному психологизму, острой теме, идеям и образам, которые воплотил Карамзин в своем произведении, русская литература пополнилась еще одним шедевром.

Мы рады, если краткий анализ повести "Бедная Лиза" оказался для вас полезным. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с характеристиками персонажей и анализами известных произведений русской и зарубежной литературы.

Николай Михайлович Карамзин. "Бедная Лиза". Сентиментализм как литературное направление.

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока

Воспитательные:

    Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Развивающие:

    Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Образовательные:

    Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point .

Ход урока

I . Слово учителя.

- Ребята, недавно вы познакомились с творчеством Михаила Васильевича Ломоносова, изучили его стихотворение «Властителям и судиям», оду « "На день восшествия на престол ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года", также познакомились с творчеством Г авриила Романовича Державина, с его стихотворением «Памятник» .

Как вы думаете, что объединяет этих поэтов? На какую тему писали они? (Это поэты-классицисты)

Назовите характерные черты этого направления

Ученики отвечают и заполняют первую колонку таблицы у себя в распечатках.

Запись на слайде 2 :

Роль лит-ры: класс.: поучать, воспитывать, сент.: сострадать, пробуждать лучшие чувства.

И во 2-ой половине 18 - начале 19 века появляется новое литературное направление, название которого сентиментализм. Оно возникает как реакция на жесткие рамки классицизма .

(Слайд) Сентиментализм - это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Давайте запишем тему нашего урока: « Сентиментализм как литературное направление»

(Слайд) Родоначальником сентиментализма считается английский писатель Джеймс Томпсон (сборник стихотворений "Времена года", 1730); крупнейшими представителями в европейской литературе – Лоренс Стерн ("Сентиментальное путешествие по Франции и Италии"), Жан-Жак Руссо ("Юлия, или Новая Элоиза"), Сэмюэль Ричардсон ("Ппамела, или Вознагражденная добродетель","Кларисса, или История молодой леди"), И.В.Гете ("Страдания юного Вертера") и др. Самым ярким представителем сентим-зма в России был Николай Михайлович Карамзин.

III . Краткая справка о Н.М. Карамзине. Составление кластера.

(Слайд) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

Такую оценку трудам Карамзина дает известный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский.

И сегодня нам предстоит познакомиться с этим удивительным писателем, с творчества которого, по словам тоже В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”.

(Слайд) Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Николаем Ивановичем Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза.

Огромна заслуга Карамзина и как историка . В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков.

Ребята, сейчас мы кратко познакомились с биографией Ник.Мих.Карамзина. Что вы можете сказать о нем как о личности? Какая это личность? Кто он по роду деятельности?

Создание кластера, самостоятельно 1-2мин (слайд)

Работа с повестью.

Сегодня мы с вами познакомимся с повестью Карамзина «Бедная Лиза», которая была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г. Она принесла автору известность и популярность, переиздавалась шесть раз.

Наша с вами задача: проанализировать эту повесть и ответить на вопрос: чем данное произведение схоже/ отлично от произведений классицизма?

I V . Беседа по содержанию повести

- (слайд) О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

( это лёгкое, “спокойное” произведение, в котором рассказывается о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

1) Заочная экскурсия по окрестностям Москвы (Читаем первые 3 абзаца)

Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря. Мы с вами отправимся вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы.

(слайд 8) «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Автор указывает, что действие происходит в Москве и её окрестностях. Читатели восприняли историю Лизы как реальную трагедию своей современницы. Пруд около Симонова монастыря получил название Лизина пруда.

(слайд 9) Симонов монастырь: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря».

(слайд 10) Москва-река: «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

(слайд 11) Данилов монастырь: «…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь».

(слайд 12) Село Коломенское: «…вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

- Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже?

- Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства)

С описания какого времени года начинается повествование? Какое настроение оно создает? Стр 52 (меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести)

Давайте прочитаем сцену утра, когда должно произойти объяснение в любви Лизы и Эраста. Стр 56, 57. Как здесь проявляет себя природа? (перед нами картина ясного, росистого майского утра, природа разделяет прекрасные чувства героини)

Какой вывод мы можем сделать? Пейзаж в произведении выступает как обычный фон действия? ( Слайд)

(пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев, помогает понять их чувства и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Образ рассказчика-повествователя в повести

- От чьего лица ведется повествование? Какова его роль?

Образ рассказчика-повествователявключён в структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего лица, поскольку автор-повествователь – единственный посредник между читателем и героями. Рассказчик повести переживает за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Рассказчик вовлечен в отношения героев. Повествователь кажется чувствительным, печальным, радостным.

Кто является главными героями повести? (Лиза и Эраст). Давайте охарактеризуем каждого из них.

Давайте прочитаем как описывает Лизу автор. Стр 52-53. Как переводится имя «Лиза»?

«Почитающая Бога». Прекрасная душой, телом, красивая, трудолюбивая, любезная, крестьянка.

Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово (слайд) указывает на социальное положение героини и на отношение к ней автора.

Как Лиза воспринимает любовь к Эрасту?

Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством, бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женой Эраста, и даже дважды говорит об этом в повести: «Матушка! матушка! как этому статься? Он барин; а между крестьянами...», «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!.. Я крестьянка...». Но любовь оказывается сильнее разума. Признание Эраста наполнило сердце Лизы «чистым и вместе с тем страстным чувством», которое она не может скрыть. Героиня забыла обо всем и отдала всю себя любимому. Душа Лизы отличается богатством, глубиной. «И крестьянки любить умеют!»

С героиней в повести связан мотив белизны, чистоты и свежести

Детали подчёркивают нравственную чистоту героини. (слайд) Образу Лизы сопутствует мотив белизны , чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из « чистой» кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе».

Каким предстает перед нами Эраст? Стр 55-56

«Возлюбленный». Богатый дворянин, с умом и добрым сердцем, вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии.

Характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков, Лиза привлекла его своей внешностью. Намерение обольстить девушку не входило в его планы: «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Первоначально он думал «о чистых радостях», намеревался «жить с Лизой, как брат с сестрою». Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем («довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, но «слабым и ветреным», он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии...»).

Он плохо знал свой характер, переоценил свои нравственные силы. Идеалы Эраста сложились под воздействием книг: «Он читывал романы, идиллии; имел довольно живое воображение». Вскоре он «не мог уже доволен быть одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог». Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.

Мы сказали, что Лиза – крестьянка, Эраст – дворянин. Но только ли сословные барьеры разделяют героев? Героев разделяют не только сословные, но и нравственные барьеры.

- Обратите внимание на то, что к аждое появление Эраста на страницах повести связано с деньгами. При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег ». Лейтмотив денег сопутствует образу дворянина Эраста, а не бедной Лизы. У героини нет никаких корыстных помыслов. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака, «И ты соглашаешься?» - настораживается Эраст, «Жестокий! можешь ли об этом спрашивать?» - упрекает его Лиза. Разбив сердце девушки, Эраст хочет откупиться от нее: «Вот сто рублей - возьми их (он положил ей деньги в карман)».

Из этого описание следует, что Эраст выступает как отрицательный герой. Но, можем ли мы принять только эту характеристику во внимание? То заставляет его так поступить? (в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове».)

- Как разрешается тема любви крестьянки Лизы и дворянина Эраста? Стр 64-65

Для Лизы потеря Эраста – утрата жизни. Дальнейшее существование лишено смысла!

Эраст расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок муками раскаяния - внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею...» )

Ребята, а теперь на основе проанализированной нами повести давайте заполним вторую колонку нашей таблицы, черты сентим-зма и запишем их себе в тетрадь.

Вывод: - Почему «Бедная Лиза» произведение сентиментализма?

Д: Основная тематика повести – любовная; идейная основа – протест против испорченности аристократического общества; в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу; в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта; герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях.

VI I . Итоги урока. Выставление оценок

VI I I . Домашняя работа (слайд 21)

Составить синквейн по повести «Бедная Лиза».

Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

    Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

    Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

    Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).

    Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

    Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Повесть «Бедная Лиза»

Сентиментальная, захватывающая,

Учит, увлекает, наставляет

В жизни правит любовь

Сентиментализм

Карамзин в своих произведениях первый затронул струны человеческой души, и стал писать не о рациональном, что было свойственно классицизму, а о сердечных переживаниях, став тем самым сентиментализма в русской литературе. Его сентиментальной работой и стала Бедная Лиза, которая была восторженно встречена читателями, тем самым принеся популярность писателю.

Бедная Лиза: краткий анализ повести

После изучения работы Карамзина, нам предстоит написать краткий повести Бедная Лиза, которую по праву можно считать произведением сентиментализма. Почему? Потому что в данной работе очевиден сентиментальный уклон. Здесь социум и разум заняли второстепенное место, а на передний план вышли чувства героев.

Повесть Бедная Лиза переносит нас в мир любви двух героев, крестьянки и дворянина. Кстати, в своем сюжете Карамзин показал читателю, что и у крестьянской девушки имеется душа, сердце, и она также умеет любить.

Здесь мы знакомимся с Эрастом, которому наскучило светское общество, захотелось чего-то чистого и светлого. И тут ему встречается дочь природы — Лиза. Начитавшись романов, Эраст понимает, что именно Лиза его идеальная спутница. Ему хорошо с девушкой, как и Лизе с Эрастом. Герои влюбляются, но стоило Лизе отдаться мужчине, как у того пропадает интерес, он охладевает, а потом и вовсе пропадает, уйдя на службу. На службе Эраст залезает в карточные долги и ему приходится искать богатую невесту, чтобы расплатиться с долгами. Обманутая Лиза не выдерживает такого предательства и бросается воду. Так завершается жизнь обманутой девушки, которая утопилась в пруду около Симонова монастыря. Эраст же, узнав о смерти возлюбленной, да конца жизни был несчастным и считал себя убийцей.

Жанр и композиция

Говоря о жанре повести Бедная Лиза, стоит отметить, что это новелла, небольшое произведение, которое не похоже на многотомные работы. В ней писатель использует сентиментальную направленность с трагической развязкой. Композиция незамысловатая, повествующая нам о событиях, что приключились тридцать лет назад. Всего лишь три месяца длились отношения между героями, в течение которых стало незаметно их социальное неравенство. И то, что мужчина бросает крестьянку и женится на престарелой вдове, никого не удивляет. Ведь это привычное явление среди дворянского общества. Очень жалко Лизу, которая испытывает настоящие чувства. Она поверила в любовь и не смогла перенести предательства. Жизнь ее завершается трагически.

Проблематика и главная мысль

В анализе повести Бедная Лиза мы видим несколько поднятых писателем проблем. Здесь отчетливо прослеживается неравенство социальных слоев, предательство, затрагивается тема любви и тема . Раскрывая эти проблемы, писатель показывает и их многогранность, которая заключается в сопоставлении жизни в городе и жизни в деревне. При этом образы деревни и города заключены в образе Лизы и Эраста. Автор показывает, насколько страшен город, который может легко может поработить человека. Это мы видим в поведении Эраста, который с легкостью воспользовался девушкой, а затем бросил несчастную. Продолжая наш анализ произведения, мы видим и главную проблему . Это ее любовь, чувства, которые затмили разум девушки и лишили ее здравомыслия. Если бы она прислушалась к своему внутреннему голосу, который указывал на то, что между дворянином и крестьянкой не может быть ничего общего, то все бы было по-другому. Но чувства оказались неподвластны разуму, и попав в настоящий чувственный мир, оказалась неспособна перенести предательство. Ее жизнь потеряла смысл, и бедная Лиза погибает.