Национальность корейцы. Народы Южной Кореи: культура и традиции


11 мая профессор Ким Ук из сеульского университета Тангук доложил общественности о результатах своих генетических исследований, которые могут совершить революцию в представлениях о том, откуда пошли предки современных корейцев.

По его данным, ближайшими родственниками корейцев, по крайней мере, по материнской линии, являются ханьцы и японцы. Согласно же господствовавшим доныне гипотезам, базирующимся на лингвистических и археологических исследованиях, предки современных корейцев несколько тысяч лет назад мигрировали на Корейский полуостров из алтайско-монгольского региона. Иначе говоря, корейцы рассматриваются как исторические родственники монголов.

Профессор Ким Ук исследовал ДНК 185 корейцев и сравнил их с ДНК соседних народов. При этом он использовал ДНК, содержащиеся в митохондриях – клеточные структурах, снабжающих наш организм энергией. Митохондрии активно изучаются в современной генетике с целью выяснить происхождение различных этносов и пути их миграции по планете на протяжении длительных периодов – в сотни, тысячи и десятки тысяч лет. Другие молекулы ДНК – те, что содержатся в клеточных ядрах, при слиянии сперматозоида и яйцеклетки "перемешиваются", в результате чего ребенок получает наследственную информацию как от отца, так и от матери. Однако ДНК, содержащиеся в митохондриях яйцеклетки, в процессе оплодотворения не затрагиваются, а значит - долгое время передаются по материнской линии из поколения в поколение практически неизмененными. Именно это (а также происходящие в них временами мутации) и позволяет использовать митохондриальные ДНК, чтобы отследить происхождение и пути передвижения по планете целых народов. Наверное, многим доводилось видеть появившиеся в последнее время популярные статьи о некоей доисторической африканской Еве, от которой произошли все живущие сейчас на Земле люди. И хотя эти публикации носят порой несколько желтовато-сенсационный характер, они имеют отношение к вполне серьезным исследованиям как раз в области митохондриальных ДНК.

Результаты многолетней работы профессора Ким Ука говорят о том, что по материнской линии корейцы, во-первых, ближе всего к ханьцам (основной народности Китая) и к японцам – но никак не к монголам. Во-вторых, если верить данным профессора Кима, популярные в здешних краях разговоры о "чистоте корейской крови" не имеют под собой никаких оснований – корейский митохондриальный генофонд весьма пестр. Иначе говоря, современная корейская нация сформировалась в результате смешения целого ряда этнических групп.

Профессор Ким Ук особо отметил, что результаты генетических исследований вполне могут противоречить гипотезам лингвистов и археологов. Удивляться этому действительно не стоит. Например, один из доводов археологов в пользу того, что корейцы не родственны ханьцам, выглядит следующим образом: в древности предки корейцев пользовались бронзовыми мечами, форма которых отличается от современных им китайских мечей. Шаткость этого аргумента, на взгляд редактора "СВ", довольно очевидна. Можно представить себе массу причин, почему древние жители полуострова предпочитали мечи другой формы. Однако корейские ученые нередко исходят не из самих фактов, а из определенной линии партии и правительства, под которую нужные факты потом подгоняются. В настоящее время упомянутая линия состоит, в частности, в том, чтобы непременно доказать уникальность корейской культуры в сравнении с китайской и японской. Гипотеза об "алтайском" происхождении корейцев очень хорошо в данную струю ложится. Наверное, еще лучше было бы доказать внеземное происхождение корейской нации, но это уже будет как-то чересчур, хотя в Северной Корее, кажется, всё движется именно в таком направлении. В подобной ситуации труды профессора Ким Ука вполне могут помочь кое-кому вернуться из заоблачных сфер на грешную землю. К пестикам, тычинкам и прочей унылой матчасти.

Будем ждать реакции корейского научного мира на исследования профессора Кима и новых оживленных дискуссий.

"Сеульский вестник"

October 29th, 2013

Вячеслав Шипилов

Из всех наций и народностей, которые натурализовались в России, не обо всех можно сказать, когда именно они появились в Русском государстве. Но пришествие в Россию корейцев история обозначила с точностью до года и даже до месяца. И появились они, как говорится, в нужное время и в нужном месте.

ВСЕЛЕНИЕ ПО ФАКТУ

Раньше всех о появлении корейцев на территории России сообщил в своём докладе по инстанции поручик Василий Рязанов. Это и стало самой первой официальной информацией о данном неожиданном факте. В 1863-1866 годах Рязанов командовал 4-й ротой 3-го линейного батальона Восточной Сибири в посту Новгородский, ныне порт Посьет. Одновременно он был начальником самого поста, осуществляя здесь всю полноту военно-административной власти.
В сентябре 1864 года на основании донесения поручика Рязанова свою докладную записку составил исправляющий должность инспектора линейных батальонов Восточной Сибири полковник Фёдор Ольденбург. О появлении корейцев в русских пределах он известил военного губернатора Приморской области адмирала Петра Казакевича: «…командующий этой ротой мне доложил, что 14 семей в числе 65 душ обоего пола перешли из Кореи в январе месяце сего года в Приморскую область, построили фанзы в верстах 15 от поста Новгородского, успешно занимаются огородничеством, земледелием и обещают по своему трудолюбию быть вполне полезными хозяевами».
Так было основано первое невоенное поселение в Южно-Уссурийском крае с названием Тизинхе. Не прошло и года, как в долине реки Тизинхе (теперь река Виноградная) был снят первый урожай кукурузы, проса, ячменя, и овощей. При этом корейские крестьяне помогли русским военным сделать многопудовый запас гречневой крупы. «Греча в полном семени, провеяна и по сходной цене, чем довольны обе стороны», - сообщал интендантам в пост Владивосток поручик Рязанов.

Через год по соседству, в долине одноименной реки, появилась корейская деревня Янчихе. Сегодня это село Цуканово на берегу реки Цукановки. Вскоре по берегам Адими, Сидеми и Мангугая, переиначенных в 1972 году в Пойму, Нарву и Барабашевку, стали возникать всё новые и новые корейские поселения, их и на карту не успевали наносить... То же Адими «обросло» по реке Верхним Адими и Нижним Адими. И так по всем местным рекам, а то и без всякой к ним привязки. Прямо от российско-корейской границы «инородческие поселения» стали множиться, будто грибы после дождя. А лучше сказать - словно сосульки в нечаянную зимнюю оттепель, ведь корейцы рвались на российскую территорию в основном в зимнее время.

Почему именно зимой?

Корейские простолюдины - «пхёнмины» - в полном смысле слова бежали из своей страны. Бежали от продолжавшихся несколько лет подряд неурожаев и голода. Бежали от безземелья и непосильного гнёта феодалов-«янбанов», от притеснения «вонов» - ненасытных и безжалостных чиновников. Если у корейских перебежчиков что и оставалось, так это только жизнь. И рисковали они в полной мере: или пан, или пропал, ведь попытки покинуть Корею карались смертной казнью. Именно так проявляла себя феодальная самоизоляция страны в эпоху династии Ли (1392-1910 годы). Когда Николай Пржевальский, путешествуя по Южно-Уссурийскому краю, сумел в октябре 1867 года посетить пограничный корейский город Кыген-Пу, то убедился в нешуточном преследовании самовольных эмигрантов. Начальник города «…по фамилии Юнь Хаб и в чине капитана …просил передать нашим властям, чтобы выдали обратно всех переселившихся к нам корейцев, и он тотчас же прикажет всем им отрезать головы».

От спасительной России отчаявшихся корейцев отделяла лишь пограничная река с удэгэйским названием Тумень-Ула. Сейчас она обозначена по-русски как река Туманная, а по-корейски - Туманган. Российско-корейская граница имела 16,4 версты (17,5 километра). Прямо по реке. Перекрыть такую границу по всей длине корейского берега сопредельным властям не составляло особого труда. В ширину Тумень-Ула была здесь от 70 до 95 саженей (150-200 метров), заметить можно было даже единственного пловца. Но корейские «пхёнмины» бежали в Россию не поодиночке, а целыми семьями, даже целыми деревнями: и женщины, и дети. Стариков тоже не бросали на произвол судьбы. При этом корейские перебежчики брали с собой все пожитки, всю хозяйственную утварь и домашнюю живность, гнали имевшуюся скотину. Как тут можно было быстро и незаметно переправиться через пограничную реку? Даже с учётом того, что река вполне оправдывала своё название насчёт туманов. Но где было взять неимоверное количество лодок, плотов, паромов и иных плавсредств? Поэтому корейские таборы могли брать реку только с ходу, то есть по льду! А при удачном побеге из Кореи зима давала затем время для подготовки к весеннему севу на новом месте.

БЫЛИ ВАШИ, СТАЛИ НАШИ

Царские власти не препятствовали приходу и расселению корейцев на совершенно свободных землях. Других землепашцев в Южно-Уссурийском крае просто не было. И корейские перебежчики оказались как нельзя кстати. Они и начали экономически осваивать Южное Приморье, как только пустынный край отошёл к России по Пекинскому трактату 1860 года. А русскому крестьянину оставался ещё год до отмены крепостного права да до трёх лет пешего пути, чтобы ступить на новые земли…

Первое русское поселение на территории Посьетского стана датируется 1867 годом. Речь идёт о селении Новокиевском, то есть о современном посёлке Краскино. Его основали отставные армейские и флотские нижние чины, вкладывая в название надежду на то, что Новокиевск превратится в «матерь городов русских» на тихоокеанской окраине России. А первыми жителями-переселенцами стали здесь воронежские, тамбовские и астраханские крестьяне. Им понадобилось немало времени, чтобы научиться совмещать опыт европейского земледелия с хозяйствованием в совершенно не знакомых природно-климатических условиях. Корейцам же достаточно было решиться на переход границы, чтобы стать свободными землепашцами под защитой русских военных.

Сами корейцы, будь то северные или южные, считают своё государство древнее Древнего Китая. Если истоки государственности Китая историческая наука находит в ХIХ-XVIII веках до нашей эры, то корейцы видят корни своего государства уже в глубине VI-V тысячелетий до н. э.! Если первая китайская династия Инь зародилась в бронзовом веке, то «основание корейского государства королём Тангуном» должно было произойти ещё в недрах каменного века, в эпоху позднего неолита. В принципе же Тангун является персонажем старинных корейских сказаний, оставаясь «сыном верховного небожителя и обращённой в женщину медведицы».

Что касается европейцев, они могли узнать о существовании Древнего Чосона, видимо, от китайцев. В частности, через венецианского купца и путешественника Марко Поло, который вернулся из Китая домой в 1295 году. Но по большому счёту, насколько известно, европейцы начали проникать в Корею только в конце XVIII века - в рясах миссионеров. Правда, попытки описания берегов Кореи делались несколько раньше, например французским мореплавателем Жаном Лаперузом в 1785-1788 годах. А Россию познакомил с Кореей глава православной миссии в Пекине отец Иакинф, в миру знаменитый востоковед и синолог Никита Бичурин. С 1806 по 1820 год - 14 лет подряд! - он изнутри изучал Китай и Северо-Восточную Азию. Познания о Корее и корейцах учёный черпал из китайских исторических и этнографических источников. Сам тоже имел встречи с «корёсцами», когда те, будучи вассалами Поднебесной, являлись к китайскому богдыхану с богатой ежегодной данью и подношениями.

Прямое соприкосновение русских с Кореей состоялось в ходе кругосветной экспедиции адмирала Евфимия Путятина на фрегате «Паллада». В апреле-мае 1854 года экспедиция картографировала восточные берега Кореи, начиная с островов Комундо на юге и кончая устьем реки Тумень-Ула на севере. Вот какими увидел корейцев писатель Иван Гончаров, который состоял секретарём при Путятине. В путевых очерках «Фрегат «Паллада» сообщается, что корейцы «и простой, и непростой народ - все были одеты в белые бумажные или травяные широкие халаты… кроме того, на всех надето было что-то вроде шаровар из тех же материй… Рослый здоровый народ, атлеты с грубыми смугло-красными лицами и руками: без всякой изнеженности в манерах, без изысканности и вкрадчивости, как японцы, без робости, как ликейцы… Славные солдаты вышли бы из них, а они заражены китайской учёностью и пишут стихи».

Спустя ровно десять лет русская военная администрация Южно-Уссурийского края нашла в лице корейских переселенцев чрезвычайно ценных государственных крестьян. Они обладали достаточным опытом возделывания земли в сыром муссонном климате среди сопок и по морскому побережью. Тем более что корейцы приходили со своим рабочим скотом и с необходимым набором сельскохозяйственных орудий. Таким образом, удавалось быстро и без особого напряжения для казны получить готовых, усердных земледельцев. Они давали возможность на месте решать проблемы продовольственно-фуражного снабжения армейских и флотских частей. А одновременно с обеспечением российских войск мясом и крупами, сеном и овсом корейцы исправно участвовали в строительстве и содержании дорог, в предоставлении гужевого транспорта для казённых нужд, то есть исполняли, как тогда было принято, дорожную и подводную повинность.

Через три года после первых донесений о перебежчиках была проведена первая перепись «русского» корейского населения. В отчёте чиновника особых поручений при военном губернаторе Приморской области Фёдора Буссе от 6 марта 1867 года значилось, что по рекам Тизинхе, Сидеми и Мангугай проживало 143 семьи в составе 750 душ, в том числе 419 мужского и 331 женского пола, включая детей. Они имели в своём хозяйстве 11 лошадей и 166 голов крупного рогатого скота в тягле. В среднем корейская семья состояла из пяти душ. Плюс 42 семьи из 134 человек, которые были вновь прибывшими и не успевшими найти себе место для поселения6.

И ВОЗДВИГЛИ ХРАМ

Корейцы, выбиравшие Россию, основательно укоренялись на русской земле. Они охотно принимали подданство «белого царя». Исключительно по собственной инициативе корейцы построили в Тизинхе первый на стыке границ трёх государств - России, Кореи и Китая - православный храм. Сначала Свято-Иннокентьевская церковь была деревянной, а затем - из кирпича местного обжига. Обезглавленный в пору борьбы с религией храм и по сей день служит Российскому государству на одной из пограничных застав. А в богоприимные годы православный крест успел вознестись также на церковных куполах в Нижней Янчихе, Адими и Заречье, в Усть-Сидеми и Усть-Мангугайском. И по всему Посьетскому стану поплыл над сопками «малиновый звон». Под его сенью продолжали возникать новые поселения с корейскими названиями в русском произношении: Тальми, Ансан, Дюнсой, Намдон, Ходувай…

При построенных корейцами храмах, как заведено было тогда в России, начинали действовать церковно-приходские школы. В одноклассных школах с 3-годичным обучением занятия проводились или на корейском языке, или на русском и корейском одновременно. В двухклассных школах с 5-летним курсом ученики осваивали грамоту только по-русски. Мальчики и девочки посещали школы раздельно. В течение первого десятилетия 1900-х годов священники Тизинхинской Свято-Иннокентьевской церкви, Посьетской Петропавловской и Адиминской Николо-Александровской Фёдор Пак, Роман Ким и Василий Лян добились поголовной грамотности детей в окормляемых приходах.

На полуострове Краббе корейцы поставили церковь в честь апостолов Петра и Павла по случаю пребывания в Посьете в апреле 1873 года великого князя Алексея Романова. А в мае 1891 года на фрегате «Память Азова» прибыл в Посьет наследник Российского престола Николай Романов. Во Владивостоке и в Посьете он снова ступил на землю «государева Отечества», завершив после Японии свою зарубежную «кругосветку»

На берегу бухты Новгородская цесаревича встречали не только войска в парадном построении. Празднично одетых местных жителей пришло ещё больше. Но большинство тех людей были в невиданных для столичного глаза ханбоках - национальной одежде корейцев. При всей протокольной сдержанности Его Высочество не стал скрывать своего интереса к «подданным инородцам». Цесаревич имел весьма тёплый разговор с корейскими сельскими старостами, их потом пригласили в свиту, сопровождавшую высокого гостя по Посьету и окрестностям.

НИ ТЕСНОТЫ, НИ ОБИДЫ

Посьетский, а ныне Хасанский район Приморья сразу превратился для корейских перебежчиков в основное место заселения. А под угрозой японских пушек в 1871 году очередная волна беженцев из Страны утренней свежести переполнила российское приграничье с Кореей. И властям Южно-Уссурийского края пришлось расселять корейцев за пределами Посьетского участка. Корейцы начали натурализовываться среди казаков и переселенцев из Центральной России, Белоруссии, Украины, Польши и Финляндии. Деревянный корейский плуг в ярме с красно-бурой скотиной стал вспарывать целину по долинам рек Суйфун (Раздольная) и Уссури, в Сучанской (Партизанская) и Приханкайской долинах и далее по Амуру. Где бы ни селились корейцы, отношения с россиянами европейского происхождения, как отмечает сегодня профессор Пусанского университета Ли Че Хёк, «протекали на фоне толерантности и способности к ведению диалога». Собственно, так оно и было, учитывая весьма широкую межкультурную коммуникацию при освоении Дальнего Востока и Приморья.

В 1871 году правительство решает перенести главный тихоокеанский порт России из устья Амура (Николаевск) в бухту Золотой Рог (Владивосток). Назначенному начальником порта Владивосток контр-адмиралу Александру Кроуну для устройства порта «…предоставлено было право… найма рабочих из китайцев и корейцев»8. Появившиеся во Владивостоке корейцы «… для приискания себе заработков, занимают места… устраивая себе для жилья землянки». А к 1893 году во Владивостоке возникает целый квартал для выходцев из Кореи. В топонимике города квартал носил название Корейской слободы (на месте современной улицы Хабаровской). В кратком историческом очерке, изданном в 1910 году к 50-летию Владивостока, его первый летописец Николай Матвеев отмечал под 1893 годом: «в корейском обществе насчитывалось уже 2816 человек, в том числе женщин 86 и 50 человек детей. Домохозяев корейцев в городе было 29. Собиралось в год разных налогов около 9 тысяч рублей… У корейцев существовал даже свой суд… свой общественный старшина и другие должностные лица, состоящие на жалованьи»10. И далее, в 1898 году, «составлен приговор» об открытии в городе русско-корейской школы с ассигнованием 3 тысяч рублей.

В последующие десятилетия число российских и советских корейцев на Дальнем Востоке стабильно росло. Их прибавление шло за счёт новых перебежчиков и естественного прироста. Корейская диаспора расселилась по всему Приморью и распространилась по Приамурью, вплоть до Забайкалья. Свои корейские общины имели все дальневосточные города, начиная с региональных «столиц» - Владивостока и Хабаровска.

Лишь дважды наблюдалось некоторое снижение численности корейцев на Дальнем Востоке. Первый спад в этой динамике произошёл в 1916 году в связи с Первой мировой войной. Став союзником Японии по Антанте, Россия вынуждена была блокировать стихийную иммиграцию из аннексированной японцами Кореи. Ну а в 1929-1937 годах корейцы побежали от «сплошной коллективизации» и от «решения национального вопроса», предпочитая занятые японцами Корею и Маньчжурию стране побеждающего социализма. «Пиковое» в 1929 году 180-тысячное корейское население Дальнего Востока сократилось к 1937 году до 172 тысяч. А осенью 1937 года корейцы в принудительном порядке были поголовно выселены с Д альнего Востока в Среднюю Азию. Но это тема для отдельного разговора.

В год 140-летия появления в России «чосон сарам» - людей Страны утренней свежести - был объявлен общероссийский национально-культурный фестиваль корейцев. На протяжении 2004 года фестиваль проходил во Владивостоке, в Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Москве. В городах поменьше - Уссурийске, Находке, Батайске, где живут сегодня российские корейцы, тоже прошли свои торжества. Затем фестиваль плавно перерос в мероприятия 2005 года, связанные с 60-летним юбилеем освобождения Кореи от японских оккупантов советскими войсками в 1945 году. Начало торжествам положило открытие мемориального камня в долине реки Виноградной, где появилась когда-то первая корейская деревня на русской земле, - Тизинхе. С её первых жителей и «пошла» почти полумиллионная диаспора нынешних российских корейцев. И везде корейцев знают как трудолюбивых, упорных и уверенных в себе оптимистов.

Источник - Российский исторический журнал РОДИНА

Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев . Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как "человек". Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.

Бежавшие с родины

По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.

Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.

У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.

Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.

Усердные земледельцы

Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.

Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.

Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.

Корейцы Сахалина

О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.

Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших "рабах" Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.

Депортированы первыми

Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.

21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в "трудармию".

Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Третья волна адаптации

Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.

Борщ с паби и плов

Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.

Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.

Екатерина Курзенева

Немного о корейцах

Откуда произошли корейцы?

На вопрос «кто такие корейцы?» многие ответят «это азиаты, и живут они на Корейском полуострове, в двух странах – Северной и Южной Корее». А кто-то, может, и вовсе назовёт их китайцами или монголами. Вариантов много, ведь до сих пор учёные и историки не пришли к единому выводу, продолжая выдвигать различные гипотезы о происхождении корейцев.

Существует версия о том, что около шести тысяч лет палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири, расселились в Манчжурии и на Корейском полуострове, где встретились с осевшими там племенами мэк, в результате чего образовалась корейская народность.

Кто-то говорит о том, что алтайские народности дошли от подножия Алтайских гор до Манчжурии, Корейского полуострова и Японии, где им пришлось противостоять китайским иханями, поэтому племена со временем сплотились, образовав народности корейцев, монголов, тюрков и т.д.

Есть мнение, что первобытные тунгусы и есть корейцы, образовавшиеся в результате слияния трёх племён: Фан Унг , прибывших из Центральной Азии, Буё , пришедших из степей и Саки из Турции. Это три племени пришли на север Китая, где смешались с местными народностями, после чего расселились на Корейском полуострове.

А вот ДНК-исследования показывают, что корейская народность берёт своё начало от восточной части Саянских гор и окрестностей Байкала. Но одно можно сказать наверняка – по антропологическому типу корейцы принадлежат к восточно-азиатской ветви монголоидной расы. Современные корейцы говорят на корейском языке, называют себя в Северной Корее «чосон сарам», а в Южной – «хангук сарам». Корейцы живут не только на Корейском полуострове, их достаточно много в КНР, США и Японии. Россия среди этих стран занимает восьмое место с корейским населением в 180 тыс. чел. Само этническое название русских корейцев «корё сарам».

Корейцы. Интересные факты

  • Морковь по-корейски – блюдо, придуманное русскими корейцами и не имеющее отношение к традиционной корейской кухне;
  • Первое, что спросит у Вас кореец после приветствия «вы голодны?» Еда в корейском менталитете – это очень важная вещь;
  • Корейцы очень трудолюбивы, потеря работы – крах всего святого в жизни;
  • Недосып – показатель работоспособности. Например, студент на защите диплома должен выглядеть зелёным и полумертвым, а иначе его могут укорить в недостаточном усердии;
  • Для мужчин в ряд с маленьким лицом, осиной талией и выразительными губами в идеал женской красоты вписываются… большие уши;
  • До 1994 года пара с одинаковыми фамилиями не могла заключить официальный брак – в реестре ставилась печать «родственники» и у супружеской пары не было возможности зарегистрировать своих детей;
  • В Корее стараются избегать числа 4, потому что оно созвучно со словом «смерть». Поэтому в зданиях часто после третьего этажа идёт пятый, либо четвёрка заменяется буквой F;
  • Корейцы употребляют много алкоголя. Среднегодовое количество алкоголя в год на душу население – 9,1 л.;
  • Около 90% корейцев близоруки, при этом линзам они предпочитают очки, так как это считается показателем хорошего ума;
  • Бейсбол – самый популярный вид спорта в Корее;
  • Пластическая хирургия – важная часть жизни практически каждой женщины (да и мужчины тоже);
  • Многие корейцы хорошо поют, но плохо танцуют. Именно поэтому у них вызывают недюжинный восторг артисты Халлю;
  • Нельзя писать имя живого человека красными чернилами – это навлечет на него смерть. Всё дело в том, что раньше имя умершего писали красными буквами на надгробной плите;
  • 93% учащихся Южной Кореи заканчивают университет;
  • Южная Корея занимает второе место в мире по количеству читающих людей;
  • Уровень грамотности в Южной Корее составляет 99%;
  • Ни Северная, ни Южная Корея не воспринимают друг друга как независимую страну. То есть Южная Корея автоматически предоставляет гражданство жителю Северной, как и Северная – жителю Южной;
  • Каждый пятый кореец носит фамилию Ким, восьмой – Ли, десятый – Пак;
  • Корейцы не называют Японское море таковым, а зовут его Восточным. Это связано с давними конфликтами между государствами.

В современной самобытной корейской культуре присутствует много китайских элементов. Со времен объединенного госу­дарства Силла жителями Корейского полуост­рова были установлены тесные связи с цивили­зацией "поднебесного " соседа. Сегодняшние корейцы когда-то были слиты с китайской культурой. Их память о богатой письменной китайской культуре свежа еще и сегодня. А память о более далекой древности словно канула в небытие. Период жизни корейской нации, насчитывающей 5-тысячелетнюю историю, длился дольше в бескрайних степях, чем под влиянием китайской культурной сферы.

В условиях уничтожения материалов и фальсификации истории, а также культурного геноцида со стороны японского империализма в отношении корейской нации, холодной войны и разделения полуострова на Юг и Север в изучении корейской культуры существовало немало ограничений и преград. В частности, не было возможности проводить на должном уровне изучение и раскопки в районах алтай­ского культурного пространства, охватываю­щего северо-восток Китая, Маньчжурию и Монголию , необходимых для выявления происхождения древней корейской народности и прототипа ее культуры.

Сегодня в результате активного изучения прошлого обнаружено много следов северных кочевых народностей, гнавших лошадей по степям алтайского культурного пространства, дремавшего в самобытной корейской культуре. Многие данные исследований показывают: дух степной культуры Севера, охватывающей огромные пространства между Европой и северо-восточной Азией, доходит до Корей­ского полуострова . Нетрудно заметить следы оживленного обмена между Востоком и Западом : через степные шелковые пути куль­тура кочевых наездников достигла восточной оконечности Азии - корейского полуострова.

Окинем взглядом забытое прошлое далеких предков корейцев: дело прояснения первоисточ­ника их культуры очень важно и для восста­новления самобытности нации. Это первооснова для упорядочения культурных рамок - летописи корейской нации в составе мировой истории. Исследуя пути передвижения древней корейской народности и ее следы, данная работа ставит целью прояснить происхождение корейской нации, общности и связи ее следов с культурой кочевников-наездников Евразии. Это послужит предпосылкой осознания основного течения забытой истории корейской нации.

Начало формироания корейского нации. Искусственно созданное западной логикой понятие о нации далеко от дефиниции корей­ской нации. Последняя - не организованный по чьему-то намерению социальный организм, а общность, сформированная в процессе длительного исторического развития, в центре которой - кровно-племенные элементы. Она образована в результате живого движения в течение долгой истории, беспрерывных изменений.

Современных корейцев называют монона­цией. Однако, как не бывает в мире ни одной нации чистых кровей, подобное утверждение не соответствует и корейской нации. Древняя корейская народность также при ее формиро­вании сливалась естественным путем посредст­вом повторения разделений и сосредоточений многих коллективов в результате войн, изме­нения климата, резкого увеличения населения. И в конце концов такой процесс стал движущей силой в формировании так называемого Годьосон - первого корейского государства (2333 г.- 108 г. до н. э.). Вошедшие в историю многие племена - е, мэк, хань, хунну, монголы, гогурьо, донгъе, октьо, донгхо, буё, горан (кидани), йодин, суксин - тесно связаны с формированием корейской нации. Эти коллективы действовали в общем алтайском культурном пространстве.

Если это так, то какими путями они пере­мещались для сформирования корейской нации? Рассмотрим несколько генетических гипотез корейских ученых.

Гипотеза о племенах мэк и древнего алтайского объединенного государства.

Около 4000 г. до н. э. так называемые палеоазиатские племена, обитавшие на севере Сибири и использовавшие керамическую посуду с орнаментом в виде расчески (Hatch-керамика), вошли в районы Маньчжурии и Корейского полуострова. Коллективы, прожи­вавшие в Алтайских горах и на севере Монго­лии, рассеялись в Маньчжурии и на Корейском полуострове, встретились с осевшими там мэк -и образовалась корейская народность. В первых корейских государствах - объединенных государствах алтайских племен, состоявших в основном из корейской народности и небольшого количества алтайских народностей, возможно, были смешаны тюркские или монголо-тунгусские племена, и северные кочевые этнические элементы в процессе оседания постепенно уменьшились .

Гипотеза об алтайских народностях.

Образовавшись близ Алтайских гор, они на западе дошли через Центральную Азию до Восточной Европы, а на севере через сибирскую реку Лену - до Маньчжурии, Корейского полуострова и Японии, образовали народности тюрков, монголов, маньчжуров, корейцев и соперничали в могуществе с китайскими ханями.

Гипотеза о трех племенах. Народность, которую китайцы называли "туньи" (варвары на востоке), а этнологи - первобытными тунгу­сами, и есть корейцы. Они относились к одной и той же желтой расе, но отличались от китайско-ханьской народности и монголов. Считается, что эту корейскую народность образовали Фан Унг , буё и саки (скитайцы), которые в разное время переместились на восток через север Китая. Буё передвигались через северные степи. Их пути совпадают с направлениями распро­странения остро обработанных каменных ору­дий и керамической посуды Hatch -керамики . Племена Фан Унг пришли на северо-восток из Центральной Азии или районов Тяньшаня , пройдя китайскую провинцию Гамсук , низовье реки Хуанхэ . Саки (скитайцы) прибыли на Корейский полуостров из Центральной Азии или современной Турции через Тяньшань, Донфанг, Ордос, Ляодун . Они образовали королевский род Силы. Эти три племени, придя в разное время на северо-восток Китая, смешались с местным населением и, перемест­ившись на Корейский полуостров, переросли в ведущие силы .

Несмотря на некоторые расхождения в утверждениях ученых, мнения многих из них сходятся в том, что между путями перемещения древних коллективов корейской нации и районами деятельности кочевых народностей, передвигавшихся на восток и запад на огромной сцене Алтайских гор, Центральной Азии, Тяньшаня, Сибири, монгольских степей, -немало общего.

Кроме того, существуют результаты изучения состава племен новым, молекулярно-генетическим методом анализа Y-хромосомы, передающейся только по отцовской линии, и mtDNA (мтДНК) (mitochondria DNA) -материнской. Рассмотрим их.

Современный человек пришел на Корейский полуостров и начал жить там к концу ледни­кового периода. В конце верхней каменной эры произошло полное обновление населения. Генетический тип корейцев характерен тем, что в нем смешаны люди, пришедшие через юго-восточную Азию , с одной стороны, и Сибирь, -с другой. Вызвано это тем, что в трудный для выживания последний ледниковый период районы западнее озера Байкал, восточных Саянских гор, низовья реки Енисей были оази­сами. Сравнение распространения Ү-хромосомного генетического типа корейца пока­зывает: среди мужчин около 80 % принадлежит северной генеалогии, 20 %- южной. При сопоставлении гаплотипов (haplotype) mtDNA различных географических районов обнаружи­вается: местность их происхождения - восточ­ная часть Саянских гор и окрестность Байкала .

При сравнении mtDNA 86 наций мира оказалось: самая высокая степень генетической связанности - между корейцами и монголами .

Кроме того, согласно исследованиям путей перемещения человека, проведенным американ­скими учеными посредством mtDNA и моле­кулярных часов, в северо-восточной Азии передвижение происходило через степные районы Евразии ; на Корейский полуостров люди пришли по двум направлениям - по югу и северу .

Разумеется, результаты исследований молекулярно-генетическим методом не достиг­ли уровня абсолютного доверия, однако они привлекают внимание тем, что активно производящиеся в последнее время раскопки в Маньчжурии и Сибири показали результаты, весьма напоминающие пути перемещения народностей, указанные сторонниками молеку­лярной генетики.

Как выявили исследования многих ученых, новый, молекулярно-генетический метод, археологические раскопки последнего времени, во многих случаях кочевые народности, перемещавшиеся по евразийским степям, пришли на Корейский полуостров через северо­восточный Китай и Маньчжурию и постепенно оседали там, возделывая сельскохозяйственные угодья.

Древнекорейская культура с характер­ными чертами коченичества. Следы кочев­нической культуры севера нетрудно обнаружить в материалах раскопок. Характерные реликвии новой каменной эры - керамическая посуда с узким нижним концом и орнаментом расчески распространена на обширной территории от Северной Европы и сибирских степей до Корейского полуострова . Ее занесли сюда проживавшие в степях Сибири тюрки или монголы.

Кроме того, во многих районах Кореи обнаружены следы сибирской искитимской культуры бронзовой эры . В период искитимской культуры, начавшейся в XIII и XII в.в. до н. э., в восточной части Южной Сибири и на Монгольской возвышенности широкое развитие получили в основном предметы и каменные могилы с изображением архаров, оленей, лошадей. Такие захоронения были широко распространены на северо-востоке современ­ного Китая, в древних государствах Маньчжу­рии , Годьосон , Буё и в культурном и религиозном плане доходили до Гогурьо . Это свидетельствует о том, что корейская бронзовая культура была связана скорее с Сибирью на севере и Монголией, чем с Китаем.

На малом медном мече, найденном при раскопках в Буё , можно обнаружить следы скитайской культуры. Основными элементами, характеризующими ее, являются орнаменты в форме хищных зверей и травоядных животных. Рукоятка упомянутого клинка оформлена изображением птицы. Меч этот показывает: скитайская и центрально -азиатская культура пришла через Монголию и Китай в Маньчжу­рию и на Корейский полуостров и распро­странилась до Японии . Путь этот свидетель­ствует о культурном обмене между Евразией и Кореей .

Следы культуры кочевых наездников можно обнаружить в "глубинках " полуострова: в Силе - в каменных могилах с внешними деревян­ными гробами, в которых покоятся короли, конных снаряжениях, золотых реликвиях и т. д. Привлекают также внимание типичные предметы обихода кочевников - бронзовые кастрюли и питейные роги. В частности, древние могилы в Силле и предметы, извлеченные из них. Будучи относящимися к периоду, начиная с 5 и 6 веков, они совершенно отличаются от существовавших до этого погребений и реликвий и соответствуют культуре северных кочевников. Особенно золотые украшения по своим формам и содержанию полностью отражают религию и черты предметов кочевых хунну, что свидетельствует о том, что одна из их ветвей являлась новой правящей прослойкой коро­левских семейств Силлы. Раскопанные в 1973­-74 г.г. на ее древних развалинах золотые короны, пояса и другие предметы, не говоря уже о формах каменных могил с внешними деревянными гробами (Чонмачонг, Фангнам дэчонг) демонстрируют тип северной кочев­нической культуры, а стеклянные изделия и произведения прикладного искусства гипотети­чески указывают на римское происхождение, что позволяет предположить обмен со средиземноморским государством.

Согласно "Исторической записи" Самачона , столкновения ханмудзе с хунну вызвали резкие коренные перемены в степях. Расчлененные ударами ханмудзе на восток и запад части хунну отдалялась друг от друга все дальше в противоположных направлениях. И на этом записи о них заканчиваются. Изгнанные в дальнейшем на запад северные хунну получили название "гунны ". В столкновениях с германскими народностями в 4 веке они становятся катализаторами великого перемещения германцев. Те же, кто был оттеснен на восток, около 5 века пришли на Корейский полуостров. Предполагается, что они дошли до его юго-востока - до Силлы (нынешний Гьонгдю). Кроме того, название титулов "исагым ", "марипган " означает хунну-алтайского государя и соответствует " кагану" - правителю тюркской империи.

Хунну, тюрки, монголы и др. кочевники, чьим жизненным пространством были евразийские степи, являлись прекрасными конными наездниками. Существуют записи: хунну, беспрерывно угрожавшие корейским государствам, стреляли в боях из лука по-парфянски - на полном скаку поворачивая туловище. На настенных рисунках муьонгчонг (Гогурьо) изображены гогурьоские воины на охоте: опустив поводья, они развернули верхнюю часть тела на 180 градусов. Это показывает: лошадь была для жителей Гогурьо частью образа жизни; они - потомки кочевнических народностей, использовавших этих животных в перемещениях и военной тактике.

В далеком прошлом корейцы передвигались по просторам степей между востоком и западом более свободно, чем ныне, на лошадях, дыша в унисон с Евразией.

Корейский полуостров как восточная оконечность евразийских степей находился под большим влиянием перемен степного мира. Хунну , Сяньби , горан (кидани ), йодин , монголы и др. северные кочевые народности пере­мещались на Корейский полуостров. До наступ­ления периода трех королевств (Гогурьо, Силла, Бэктцэ ) это, видимо, происходило различными путями.

Хунну были отважными воинами-всадни­ками. Они создали на нынешней Монгольской возвышенности великую империю кочевников, но в результате расширения ханьского государства она раскололась на восток и запад. Часть из них, переместившись на запад, стали субъектом основания Венгрии . Другая сформи­ровала на юге Кореи правящую прослойку Силлы, живые следы чего сохранились до наших дней.

В изучении происхождения предков корей­ской нации на основе примитивных материалов периода, когда еще не было письменности, и исторических преданий, написанных с позиции Китая, существует предел. Однако наряду с активизировавшимися сегодня раскопками и новейшими научными методами археологи­ческое, культурологическое, генетическое, лингвистическое, мифологическое и др. комплексное изучение позволит в недалеком будущем оживить утраченную память о предках.

Литература

    Чвэ Хан У. Центральный Алтай. Пхьонэги,1993.

    Ким Чонг Хак. О происхождении корейской нации. Изучение национальной культуры. Инс-т национальной культуры унив-та Горьо. 1964.

    Чонг Хьонг Дин. Фан Унг из тысячелетнего королевства Сусиана. Илпит, 2006.

    Составитель Ли Хонг Гю. Поиск на Байкале происхождения нашей нации. Чонгсин сегевон, 2005.