Антонис ван дейк картины с названиями. Самые известные картины Ван Дейка: название, описание


Известный фламандский живописец Антонис Ван Дейк принадлежал к знаменитой художественной школ Антверпена 17 века. За свою не очень длинную жизнь (1599-1641), он написал огромное количество работ – его наследие составляет около 900 полотен. Работы Ван Дейка исполнены в разных жанрах на разную тематику. Его картины – это сюжеты из Ветхого и Нового завета, мифология и портреты. Но в истории искусства он отмечен как замечательный портретист. Именно Антониса Ван Дейка считают родоначальником европейского портретного жанра. Он также основатель английской школы портрета, которая неизменно сохраняла его традиции в течение нескольких веков. Используя реализм, характерный для фламандской школы живописи, он создает официальный парадный портрет, в котором на первом плане не столько парадные одежды и весь декоративный, пафосный антураж, сколько благородство, утонченность, рафинированность и интеллект человека вне зависимости от его социального статуса.

Биография Антониса Ван Дейка кратко

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 г. во фламандском городе Антверпен в семье состоятельного торговца тканями. В десятилетнем возрасте начал обучение у X. Ван Валена, а к шестнадцати годам уже имел собственную мастерскую. В этом нет ничего удивительного – в 17 веке люди взрослели очень быстро, ведь человеку отводился гораздо более короткий век, чем в современное время, и люди стремились успеть оставить свой след на земле. Ван Дейку это вполне, оказалось, по силам. Его незаурядные способности отметил великий Рубенс, с которым молодой художник имел возможность работать в одной мастерской. Рубенса можно по праву считать учителем и наставником Ван Дейка. Но к чести и способного ученика, и великого учителя, работы Ван Дейка не были копированием манеры своего мастера. Он, как и любой талантливый человек, стремится выработать свой собственный стиль, и это ему вполне удается. Молодой художник не сидит на месте, тем более что слава о его способностях уже перешагнула границы Фландрии. Он отправляется в Англии, где трудится при дворе короля Якова I. Ван Дейк преклоняется перед итальянской живописной школой и отправляется в Италию. Более 10 лет он живет и работает в Италии, в основном в Генуе. В 1632 году английский король предлагает Ван Дейку должность придворного художника, и он отправляется в Лондон, где будет жить до самой смерти 9 декабря 1641 года.

Творчество Антониса Ван Дейка

Творчество Антониоса Ван Дейка совпало с вершиной расцвета в Западной Европе фламандской школы живописи. Молодой, но явно талантливый художник еще в пору его ученичества у Рубенса безбоязненно, с юношеским максимализмом брался за исполнение любой художественной задачи. Хотя вскоре стало ясно и ему самому, и его наставнику, что по складу характера Ван Дейку удачнее всего удаются портреты. Это проявилось и в первых самостоятельных работах - «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», написанной в 1618 году. Человеческие лица, изображаемые художником на полотнах, передают чудо жизненных волнений, страстей, чувств. Живописец стремится раскрыть и передать эмоциональный мир человека, колебания его души, которой присущи все возможные чувства – от низменных до возвышенных. Он пытается проникнуть сквозь внешнюю оболочку своего персонажа, сделать его образ живым и одухотворенным. Примером такого проникновения во внутренний, духовно богатый мир своих современников, мы видим на портрете живописца Снейдерса, написанным в 1620 году.

Один из шедевров творчества Ван Дейка - это "Семейный портрет", который можно увидеть в Эрмитаже. Когда смотришь на этот портрет, появляется ощущение, что ты знаешь давно этих людей. Мягко, спокойно смотрит на вас с портрета миловидная женщина с ребенком на руках. Рядом ее муж с напряженным, буквально пронзающим вас взглядом, и сразу понятно, что это сильная и незаурядная личность с волевым и несколько нервным характером.

Ван Дейк – это первый художник, который создал парадный детский групповой портрет на картине "Портрет детей семьи де Франки”, написанный в 1627 году в Италии. Не только современники самого художника, но и современные критики ставят портретное творчество Антониса Ван Дейка в один ряд с лучшими портретами Рафаэля и Тициана.

Имя Антониса ван Дейка (Antoon van Dyck) золотыми буквами вписано в историю фламандской школы живописи XVII века. Образы с его полотен – пример утонченной гармонии и чувственности, отражающий истинное лицо всей эпохи.

Родившийся в 1599 году Антонис ван Дейк был седьмым ребенком в семье зажиточного купца из Антверпена, торговавшего тканями. В 1607 году, вскоре после смерти матери, мальчика отдали в ученики к Хендрику ван Балену, где он познавал азы мастерства в течение четырех лет. А уже в 15 юный ван Дейк начал работать самостоятельно.

Решив продолжать свое обучение, к девятнадцати годам он попал в гильдию художников имени Святого Луки, где сблизился с . Работая в его мастерской, Антонис начал выполнять заказы совместно с мастером, а иногда и самостоятельно. Влияние Рубенса наложило отпечаток на многие более поздние картины ван Дейка. Поначалу, копируя своего учителя, он перенял его манеру и стиль вместе с насыщенностью цвета, полнотой и чувственностью сюжетов. Большинство полотен с религиозно-мифологическим содержанием в тот период были написаны под большим впечатлением от произведений самого Рубенса.

Историки искусства относят к их ряду такие картины, как «Самсон и Далила» и «Св. Мартин и Нищие». Цветовое решение и манера в них еще могут быть названы подражанием Рубенсу. Но постепенно ван Дейк двинулся дальше и уже в последующие несколько лет начал менять свой стиль, находя новые грани и иные выразительные средства. Впоследствии его картины обрели даже большую популярность, нежели рубенсовские, вероятно, в силу их соответствия вкусам публики.

Завистники и критики долгое время пытались доказать, что Рубенс и его ученик – соперники, однако эти усилия были тщетными, аргументированного подтверждения этому до сих пор не найдено. Глубокое впечатление от работ наставника ван Дейк пронес через все свое творчество, сохранив и преумножив полученные умения.

Наибольшую известность художнику принесли его портреты. Именно во Фландрии этот жанр живописи, имевший не самое высокое положение в общей иерархии, начал видоизменяться. Ван Дейк стал одним из основоположников традиции парадного портрета XVII века, он написал более сотни изображений. Первыми его заказчиками в основном были зажиточные семьи купцов или художников. Уже тогда проявилась способность ван Дейка запечатлевать мимолетные эмоции, непринужденные позы, живой взгляд.

Судьба благоволила ван Дейку. Его ранний антверпенский период был ознаменован широкой известностью и признанием, поток заказов не иссякал. Он даже успел потрудиться в Лондоне, при дворе короля Якова I.

Однако натура художника требовала свежих впечатлений, и в 1621 году, вдохновленный образцами искусства эпохи Возрождения, он отправился в Италию. Посетив Геную, Рим, Венецию, Палермо и Милан, ван Дейк всерьез увлекся произведениями . Именно они повлияли на изменения в манере письма самого ван Дейка – темные тона фона и утонченные фигуры остались в его живописи.

С этим периодом связан и один из наиболее значительных, а, возможно, и самых лучших портретов, моделью для которого стал ученый и дипломат кардинал Гвидо Бентивольо. Без внимания не оставлена ни роскошь кардинальского одеяния с кружевами и многочисленными складками, ни устремленный в сторону задумчивый взгляд, в котором читаются мудрость и проницательность. Этот парадный портрет является блестящим образцом сочетания традиционной живописи и индивидуальности, и многими искусствоведами расценивается как вершина итальянского периода ван Дейка.



Семейные обстоятельства потребовали возвращения художника на родину, но вскоре он вернулся в Англию, где окончательно углубился в работу над тем, что позже будет названо «аристократическим портретом».

Новый король, Карл I, сумел по достоинству оценить дарование живописца, и многие из портретов того периода изображали правящую чету. Особенно часто позировала ему супруга короля, Генриетта Мария. Последний из известных портретов королевы в образе святой Екатерины, по неясным причинам скрытый под несколькими слоями краски другого произведения, был обнаружен лишь совсем недавно. Одна за другой создавались картины, на которых во всем блеске и великолепии представал цвет аристократии. И каждую отличала та самая живость, непосредственность, свойственная кисти ван Дейка.

Умер живописец после продолжительной болезни в 1641 году, всего на год пережив Рубенса. Согласно завещанию, он был похоронен в соборе Святого Павла.

Современники затруднялись в оценке его характера и личностных качеств. Многие свидетельства описывают ван Дейка как обаятельного, себялюбивого и невероятно одаренного человека. За свою достаточно короткую жизнь он создал огромное количество полотен – более 900, был вхож во многие знатные семьи и щедро награжден не одним королем. И все же сегодня его картины демонстрируют не столько славу и величие сильных мира сего, сколько потрясающее дарование и поистине неповторимый стиль самого ван Дейка.

Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля - главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички - Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором - портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем принеся в мир парадный портрет.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков Опубликовано 24.01.2017 17:02 Просмотров: 1161

Антонис ван Дейк известен как мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .

С данными художественными направлениями своего творчества он определился в ранние годы и практически не отступал от них.
Два года (1618-1620) он работал в мастерской Рубенса и был его учеником – самым талантливым из многочисленных учеников мастера. В это время у ван Дейка уже была собственная мастерская, но он продолжал совершенствовать своё мастерство, работая помощником у Рубенса.

Антонис ван Дейк «Питер Пауль Рубенс в Лувре» (1627-1628)

Творчество Антониса ван Дейка (1599-1641), представителя фламандской школы реализма, определило развитие живописи второй половины XVII в. в направлении светскости. Художник исключительного дарования и таланта, он создал образы, характеризующие целую эпоху. Разработанные им типы аристократического и интеллектуального портрета повлияли на дальнейшую европейскую портретную живопись.

Из ранней биографии Антониса ван Дейка

Будущий художник родился в Антверпене в 1599 г. в семье богатого торговца тканями. С раннего возраста увлекался рисованием и живописью, поэтому в возрасте 10 лет его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.
Первыми ранними его произведениями были портреты , в том числе и автопортрет.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (ок. 1615). Музей истории искусств (Вена)

В 1618 г. ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки. К ранним его работам относятся «Головы апостолов», в 1618-1620 гг. он создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов. Лица апостолов выразительны и написаны в свободной живописной манере.
В мастерской Рубенса ван Дейк создает произведения на религиозные темы, в том числе «Коронование терновым венцом» и др.

Антонис ван Дейк «Коронование терновым венцом» (1620). Прадо (Мадрид)

Дальнейший жизненный и творческий путь ван Дейка

Недолгий творческий путь (всего немногим более 20 лет) у ван Дейка прошёл в различных странах: он работал при дворе английского короля Якова I (конец 1620-начало 1621 г.), возвращался в Антверпен, затем некоторое время жил и работал в Генуе (Италия), в Германии.

С 1627 г. – снова Антверпен, где он стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 г. – снова Лондон и работа придворным художником Карла I., который посвятил его в рыцари, а затем пожаловал ему статус королевского художника.
В 1639 г. в Англии он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 г. у них родилась дочь Юстиниана. Но в 1641 г. у Антониса ван Дейка резко ухудшилось здоровье, он скончался 9 декабря 1641 г. в возрасте 42 лет.
Художник похоронен в соборе св. Павла в Лондоне.

Вскоре после возвращения из Италии ван Дейк написал автопортрет, который является жемчужиной собрания Эрмитажа.

Антонис ван Дейк. Автопортрет (около 1622-1623). Холст, масло. 116х93,5 см. Эрмитаж (Петербург)

На портрете явно изображён баловень судьбы (так ван Дейка называли современники). Тонкие черты лица, белые холёные руки – аристократический тип налицо. Утончённость портрету придаёт и сочетание цветов: коричнево-розового, черного, серо-белого.
В расцвете своего творчества Антонис ван Дейк работал при дворе короля Карла I. Здесь он создал целую галерею портретов английской знати, среди которых и портрет Джеймса Стюарта, герцога Леннокса и Ричмонда.

Антонис ван Дейк «Портрет Джеймса Стюарта» (ок. 1634-1635). Холст, масло. 215,9х127,6 см

Это парадное изображение: серебряная звезда на камзоле свидетельствует о том, что перед нами – кавалер ордена Подвязки (сама подвязка видна на его левой ноге). Запечатленный во весь рост, он стоит в горделивой позе, зрителю приходится смотреть на него чуть снизу.
Любимая собака этого аристократа изображена также высокой и долговязой.
Портрет отличается реалистичностью, добродушным юмором, но в то же время обаянием и человечностью.

Антонис ван Дейк «Конный портрет Карла I» (ок. 1637-1638). Холст, масло. 367х292,1 см

В 1625 г. Карл I стал королём Великобритании и Ирландии (преемник своего отца Якова (Джеймса) I). Будучи придворным художником, ван Дейк создал 35 портретов монарха, семь из них – конные.
На данном портрете Карл I изображён как король-воин на великолепном коне, в рыцарских доспехах и с командным жезлом в руке. Он облачен в гринвичские доспехи (изготовлявшиеся в XVI в. в Гринвиче в Англии).

Антонис ван Дейк «Автопортрет с сэром Эндимионом Портером» (ок. 1635). Холст, масло. 119x144 см

На полотне художник рядом с собой изобразил Эндимиона Портера, королевского постельничего, с которым был в приятельских отношениях. Но групповой портрет построен на противопоставлении: простой буржуа, добившийся высокого дворянского титула (Эндимион Портер) изображён как простоватый человек, на лице которого не прослеживаются черты врождённого благородства.
Себя же художник изобразил в непринуждённой изящной позе, в трёхчетвертном повороте, позволяющем увидеть красивую форму головы, тонкие черты лица.
Но ван Дейк отдал должное и приятельским отношениям: их левые руки символически лежат на камне. Но и здесь подчёркнуто благородство художника – на его кисть надета перчатка.

Антонис ван Дейк «Отдых на пути в Египет» (1630). Хост, масло. 134,7х114,8 см. Старая пинакотека (Мюнхен)

Картина написана на сюжет из Евангелия от Матфея.
После того, как царю Ироду волхвами было предсказано о рождении в Вифлееме младенца, который станет царём, он принимает решение убить всех детей в возрасте до трёх лет. Той же ночью ангел явился во сне Иосифу и приказал всему семейству бежать в Египет и ждать там, пока не получит нового сообщения. Иосиф вместе с Марией и младенцем отправились в путь. Преодолев длинный переход, святое семейство остановилось на отдых. Иосиф отправился на поиски приюта, оставив Марию с ребенком под деревом. Дерево наклонилось, чтобы создать больше тени. Неподалеку пробился из земли ручей, из которого Мария и младенец утоляли жажду.
Картина создана во время пребывания художника в Антверпене.

Антонис ван Дейк «Амур и Психея» (1638). Хост, масло. 200,2х192,6 см. Кенсингтонский дворец, Королевская коллекция (Лондон)

Это одна из последних работ художника. Написана в Лондоне.
Сюжет для картины взят из «Метаморфоз» Апулея. Психея была третьей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера. Тогда Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечой, увидела его лицо. Амур проснулся от пролитого на него горячего воска, рассердился и покинул Психею одну в замке. Психея пришла просить помощи у Венеры, но та решила погубить девушку разными сложными заданиями. Одно из них – принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Богиня подземного царства Прозерпина сжалилась над девушкой и отдала ей шкатулку с условием не открывать её. На обратном пути Психея не выдержала, открыла её – и моментально уснула вечным сном.
Амур отправился на поиски девушки. Своим поцелуем он пробуждает её от вечного сна.
Предполагается, что работа Антонису ван Дейку была заказана для украшения Королевского дворца в Гринвиче.

Заключение

Ван Дейк создал около 900 живописных полотен. Это очень много, если учесть, что жизнь художника была короткой. Он работал быстро и легко, кроме того, использовал многочисленных помощников, художников Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки и т.п.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Традиции его портретной живописи до сих пор сохраняются в искусстве уже в течение столетий.
На своих портретах он изображал людей разных сословий, разного социального уровня, изображаемые им характеры различны по душевному и интеллектуальному складу. Ван Дейка считают одним из создателей официального парадного, в том числе аристократического портрета, а также создателем интеллектуального портрета.

Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (нидерл. Antoon van Dyck, английский вариант написания имени - Anthony, Энтони; 22 марта 1599 - 9 декабря 1641) - южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко .Создатель нового типа декоративного портрета.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Он был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, - портрет 70-летнего старика.
С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов». К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618-1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом , работает как помощник в его мастерской.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 гг. он работал в мастерской Рубенса. Он создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант - не сохранился; 2-й - Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618-1620, 1-й вариант - Мадрид, Прадо; 2-й - Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617-1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620-1621, 1-й вариант - Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант - Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624-1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 - начале 1621 г. он работал при дворе английского короля Якова I, но затем вернулся в Антверпен. Некоторое время жил в Италии, в основном, в Генуе.

С 1621-1627 Ван Дейк живет и работает в Германии. В 1627 году ван Дейк вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении.

С 1632 г. живописец снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, а в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году он женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.

В марте 2011 года в Испании было объявлено о находке неизвестной ранее картины Ван Дейка «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанной в 1625 году для герцога Медины-де-лас-Торрес. Картина до 1808 года хранилась в монастыре Эскориал, затем в Королевской академии изящных искусств и до последнего времени считалась копией.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →