Голландская живопись в эрмитаже. Эрмитаж.голландская живопись xvii—xviii веков.малые голландцы(2)


Голландия XVII дала миру беспрецедентное в мировой истории созвездие великих художников. Такого не было ДО. Такого не было ПОСЛЕ. Немыслимо гениальный Рембрандт. Он - первый в ряду голландских художников в том числе и по причине своей сверх-техники, сверх-живописности. Для этого стоит посмотреть на лондонскую "Купающуюся женщину", или эрмитажную "Флору" (и это я не затрагиваю тему наихристианнейшего гуманизма, тончайшего психологизма, потрясающей придуманности, глубочайшей саморефлексии, опыта себя как другого). С моей точки зрения, да и вообще объективно, Рембрандт - художник номер один в истории человечества. Вермеер с его пленером, чистым цветом, мистической безмолвностью. Ф. Хальс с его буйством кружев, оскалом. Терборх с его флюидами, текстурами тканей и полумраком. Метсю с его какой-то вечно не пристроенной, но везде прорывающейся и бестолковой абсолютной живописностью. Гоббема с его каким-то особенным ритмом, какой-то очень особенной вписанностью человека в природу. Я. Рейсдал с его какой-то наивной монументальностью, какой-то особенной способностью распознавать в месте арену для битвы, очень странной склонностью к орнаментальности. Поттер с его фотографической достоверностью и вечно неуместными физиологическими подробностями. Хох (до-аристократический) с его куклами-истуканами и причудливыми опытами домашней вещной геометрии. Я могу перечислить еще множество художников не менее значимых и мастеровитых - Нер, Берхем, Пейнакер, Мирис, Кальф, Бейерен, Хеда, Аст, Витте, Доу, Фабрициус, Мас, Хогстратен, Гелдер, Флинк, Вауверман, Гойен, Стен, Хельст и т.д. и т.п.. Но даже в этом "малом" ряду есть совсем малый ряд художников. Я для себя называю их "тихими". Все они испытали влияние Питера де Хоха. Они живописали тишину. Они были очень мастеровитыми. Не все из них есть в Эрмитаже. Но эрмитажные их работы можно отнести к числу наиважнейших. Послушайте их.
Якоб Врель
Эрмитаж

Из других музеев












Исайя Бурсе
Эрмитаж







3. Собрание голландской живописи в Эрмитаже

голландская живопись бытовой жанр

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландские картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры и быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев. Произведения таких мастеров, как любимый маринист царя Адам Сило, удовлетворяли в первую очередь познавательный интерес молодой русской нации, выходящей на морские просторы. Петровская коллекция голландцев включала уже такие шедевры, как «Давид и Ионафан» Рембрандта - первое произведение гениального живописца, попавшее в Россию.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейсдала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хейсума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого и путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

Готический витраж

По назначению, характеру исполнения, характеру образов различают следующие виды живописи: - монументально-декоративная живопись (стенные росписи, мозаика, витраж, сграффито, плафоны, панно)...

Импрессионизм в живописи, музыке и литературе

Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку...

История развития натюрморта

Гармония цвета Существует три основных цвета - красный, жёлтый, синий. Чтобы получить родственные цвета, основные цвета смешивают, т.е. дополняют один цвет другим. Дополнять - это, значит, усиливать друг друга...

Культура и искусство Древнего Вавилона

Нельзя составить полного представления о Вавилоне, не охарактеризовав его культурную жизнь. Но, к сожалению, до нас дошли лишь немногие свидетельства расцвета искусства в этом городе-государстве...

Лиможские эмали XII-XIV веков

Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей...

Натюрморт "Тени"

натюрморт живопись масляный краска Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать». «Живописать, объясняет Даль, - изображать верно и живо кистью или словами, пером». История масляной живописи насчитывает уже несколько столетий...

Натюрморт "Тени"

Фламандский метод письма масляными красками. Фламандский метод письма масляными красками в основном сводился к следующему: на белый...

Натюрморт как жанр живописи

Цвет - это основа живописи, без цвета живопись не существует. Цвет - это жизнь живописи. Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения...

Пейзаж в визуальных видах искусства

Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова «paysage» и немецкого «Landschaft» (образ села, образ земли)...

Рококо в разных видах искусства

В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. В Академию проникали новые течения. С конца XVII в...

изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

Создание декоративного панно для живописных постановок

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

Цвет в живописи

Существуют разные типы цветового построения картины, претендующие на решение задачи сходства природных явлений и красок картины...

Чувственные связи в бытовом жанре голландской живописи XVII века

Можно смело сказать, что ни в одной стране до того живопись не пережила такого быстрого и интенсивного подъема, не имела такого исключительного распространения, такой поразительной популярности...

ЭРМИТАЖ.ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII-XVIII ВЕКОВ.Малые голландцы(2)

Шатровый зал

Шатровый зал, получивший свое название из-за уникального двускатного перекрытия, - один из самых больших в Новом Эрмитаже. В декоративной росписи интерьера использованы античные мотивы; скульптурные акротерии венчают фронтоны окон. Сегодня, как и в XIX в., в зале размещены картины голландской и фламандской школ. Эрмитаж обладает одной из лучших в мире коллекций картин этих школ, насчитывающей более 1000 полотен. В экспозиции можно видеть работы таких знаменитых художников XVII в., как Якоб Рейсдал, Питер Клас, Виллем Калф и Виллем Хеда, картины бытового жанра Яна Стена, Питера де Хоха, а также два портрета, созданные Франсом Халсом.

Здесь экспонируются картины так называемых «маленьких (или малых) голландцев», среди которых, вопреки этому термину, были и очень крупные мастера. Достаточно назвать братьев Остаде, Терборха, Стена, де Хоха, чтобы убедиться, что отнюдь не степень талантливости, а всего лишь небольшой размер полотен был поводом к этому наименованию.

Кабинетный формат картин — первое, что бросается в глаза посетителю Шатрового зала, особенно попадающему сюда пз выставочных помещений итальянской, фламандской или испанской школ живописи. Не менее заметное качество голландских картин — это почти полное отсутствие у них декоративных свойств. Картины маленьких голландцев создавались не для украшения помещений. Обычное для XVII века непритязательное черное обрамление приглашало, как окно, подойти поближе и заглянуть в открывающийся взору мир.

Этой близкой точке рассматривания отвечали тщательная, почти миниатюрная техника письма, полная законченность целого и мельчайших деталей. Ими надо любоваться каждой в отдельности, внимательно, без торопливости разглядывая изображение. Наконец, отметим, что картины маленьких голландцев почти всегда строго выдержаны в границах определенного жанра. Поэтому экспозиция Шатрового зала, ломимо общего всем выставкам Эрмитажа принципа хронологической последовательности, отличается еще и распределением по жанрам: слева (от входа) экспонируются портрет п бытовой жанр, справа — пейзаж и натюрморт.

Маленький, кабинетный. формат картин не был случаен. Место прежних потребителей искусства - церкви с ее храмом и феодала с его замком — занял новый заказчик: представитель третьего сословия, которому для своего скромного жилища не требовались большие картины. Да и заказ, в прежнем смысле слова, делался теперь главным образом лишь на портрет. Произведения остальных жанров создавались художником «на рынок».

Это, конечно, ие означало, что художник был абсолютно свободен в своем творчестве. Рынок, то есть вкус нового потребителя произведений искусства — буржуа, предъявлял живописцу свои требования. Эти требования молодого восходящего класса носили, особенно на первых порах, весьма трезвый, демократический характер: произведение искусства должно правдиво, без прикрас показывать жизнь.

Представитель вчерашнего угнетенного сословия, ныне обладатель материальных и духовных ценностей государства, прежде всего хотел видеть свое собственное изображение. Его не смущало, что с холста глядело не совсем красивое и не очень одухотворенное лицо, что фигура не отличалась изяществом, а костюм — элегантностью." Придет время, когда раздобревшие бюргеры захотят быть похожими на аристократов, но пока требовалось, чтобы изображенный на портрете человек имел характер, чтобы в чертах лица сквозила решимость, в руках чувствовалась цепкая деловая хватка, в фигуре — сила.

Поттер, Паулюс. 1625-1654
Цепная собака
Голландия, Около 1650-1652

Поттер, Паулюс. 1625-1654
Ферма
Голландия, 1649 г.

Пейзаж с крестьянской фермой талантливому молодому живописцу Паулюсу Поттеру заказала Амалия ван Солмс, супруга главы Голландской республики Фредерика Хендрика Оранского. Картина получилась превосходная. Коровы, козы, овцы, куры и лошади изображены в самых различных группах и сочетаниях. Присутствуют здесь и жанровые сценки. Одна из самых интересных — справа — была «подсмотрена» Поттером на одной из гравюр Рембранда 1635 года и перенесена на полотно: хозяйка чистит рыбу у колодца, а мужчина пытается отогнать собаку, нападающую на ребенка. Вдалеке прогуливается парочка. Известный русский историк искусства Александр Бенуа предположил, что Поттер изобразил себя и свою невесту. Их свадьба состоялась годом позже. В создании подобных работ Поттеру не было равных, и всё же заказчица отказалась принять картину: её шокировало слишком «откровенное» поведение одной из коров, стоящей почти в центре второго плана. Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно: в разное время оно входило в собрания сначала Фридриха I, а затем императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта. В 1815 году Александр I приобрел полотно для Эрмитажа. Паулюс Поттер прожил всего 29 лет и умер от туберкулеза. Тем не менее, за свою короткую жизнь мастер успел создать около 130 произведений.

Стен, Ян. 1625 или 1626-1679
Больная и врач
Голландия, Около 1660 г.

Борх, Герард тер. 1617-1681
Бокал лимонада
Голландия, 1660-е гг.

Получение письма
Голландия, 1650-1660-е гг.
Борх, Герард тер, мастерская. 1617-1681

Мирис, Франс Янс ван Старший. 1635-1681
Утро молодой дамы
Голландия, Около 1659-1660 гг.

Метсю, Габриэль. 1629-1667
Завтрак
Голландия, Около 1660 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677
Зимний вид на реке
Голландия, Около 1645 г.

Нер, Арт ван дер. 1603-1677
Пейзаж с мельницей
Голландия, Около 1646 г.

Рейсдал, Якоб Изакс ван. 1628 или 1629-1682
Болото
Голландия, 1660-е гг.

Один из шедевров мировой пейзажной живописи, полотно "Болото" было создано гениальным голландским мастером пейзажа Якобом ван Рейсдалом, подошедшим в середине XVII в. к осмыслению природы как символа вечности. Художник разворачивает грандиозную суровую картину: могучие кряжистые деревья стремятся удержать свои изогнутые стволы на маленьких кочках, со всех сторон окруженных болотом. Вода, источник жизни, здесь грозит все поглотить своей трясиной. Чахнет молодая береза, теряет последние силы погибающий бук. И все же буйство зеленой листвы, необычайная сила, с которой разрастается, стремится ввысь, к свету все живое, дает надежду. Вдалеке видна чистая полоска горизонта, и к ней стремится, выходя на твердую землю, заплутавший путник. Обобщая эту величественную и трагическую картину бытия, Рейсдал выделяет каждую деталь и любуется ею, передавая нежность цветущих кувшинок, отражения деревьев в воде, испуг улетающей птицы. Листва расцвечена теплыми красками осени, а темные землисто-оливковые тона постепенно растворяются в свете голубоватых далей. Художник-философ, Рейсдал постигает сущность законов бытия и создает новый тип психологического пейзажа, открывающего путь поздним романтикам.


Если Босх и Брейгель в работах на этот сюжет изображали подобие реальной операции, то Браувер - скорее фиктивную. "Врач" лишь надрезал бровь "пациента", в то же время доставая окровавленный камушек, спрятанный между пальцев, который демонстрировал публике. В эрмитажной картине Браувера два таких блестящих камушка, якобы извлеченные шарлатаном из голов его пациентов, лежат на земле, на первом плане. Двое больных уже прооперированы: они показаны позади "рвача". Один - с повязкой на лбу - сидит на земле, другой стоит к зрителю спиной и жестом воздетых рук просит пить. Его обливает вином из кувшина мужчина, высунувшийся из окна кабачка. Третьего же пациента, которого крепко держит старуха, шарлатан в данный момент оперирует. Браувер создал своеобразное произведение на тему "Извлечение камня глупости", воплощающее вполне определенную идею: человеческая глупость неизлечима хирургическим путем.



Johannes Cornelisz. Verspronck - Portrait of a Woman




Франс Халс - Портрет молодого человека с перчаткой в руке.




Франс Халс - Мужской портрет.




Якоб Изакс ван Рейсдал - Водопад в Норвегии




Питер Клас - Завтрак с ветчиной




Вилем Клас Хеда - Завтрак с крабом




Ян Стен - Брачный контракт




Питер де Хох - Служанка и солдат.




Питер де Хох - Хозяйка и служанка

Янсенс Элинга, Питер. 1623-1682
Комната в голландском доме
Голландия, Конец 1660-х - начало 1670-х гг.

Некоторые из голландских мастеров XVII века испытали влияние искусства Италии или Франции, однако, особая наблюдательность и трогательная любовь к деталям не позволяет спутать живопись Голландии ни с одной другой живописной школой.

Ян Стен. Гуляки

Кроме домашних концертов, голландских художников вдохновлял широкий круг бытовых сцен. Их заботливый интерес вызывали события и простые предметы, окружавшие людей каждый день.

Кейзер Томас Хендрикс.Портрет мужчины (1632)

Это, по всей вероятности, портрет амстердамского купца, немолодого (ему 66 лет, как об этом свидетельствует надпись), но полного сил и энергии. Некрасивое, несколько одутловатое и обветренное лицо, неуклюжая, слишком полная фигура, на которой не сходятся полы кафтана, и коротковатые руки не вызвали у художника желания приукрасить модель. Купец предстает перед нами таким, каким оп был. Но помимо внешнего сходства де Кейзер раскрыл и другое — внутреннее достоинство человека, гордого независимостью своей родины, довольного успехами своего дела и самим собой, т. е. создал новый тип, тип тогдашнего бюргера — активного участника событий, бодрого, энергичного, жизнерадостного .

Порселлис, Ян. 1584-1632
Море в пасмурный день
Голландия, Около 1630 г.

Голландская жизнь была неразрывно связана с морем. Именно в этой стране появилась особая разновидность живописи — марина, морской пейзаж. Основоположником этого нового жанра стал Ян Порселлис. Художника интересовало только море, всё остальное — людей и берега, лодки и корабли — мастер воспринимал только в связи с ним. Холодом веет в этой картине от хмурого неба и волнующейся поверхности воды. Они увидены глазами человека, близко знающего суровый нрав Северного моря. Впечатление беспредельности и подвижности водного простора усиливают изображения накренившихся кораблей. Порселлис изучал оснастку и виды морских судов, их изображения всегда фотографически точны. Вода и небо объединены серебристо-серым колоритом, почти осязаемо передающим насыщенную влагой и светом атмосферу. Внимание к разным состояниям морской стихии напоминает о постоянной борьбе, которую голландцы испокон веков вели за отвоёвывание у моря земель, пригодных для жилья и ведения хозяйства. Эта извечная битва человека и природы во многом определила специфику вполне практического понимания жизни и искусства. Живописное воплощение стихии воды стало одним из важнейших открытий голландской школы XVII века.

До сих пор картины малых голландцев - в числе самых любимых у знатоков. Каждый предмет художники писали с исключительным пониманием его фактуры и формы.

Гойен, Ян ван. 1596-1656
Пейзаж с крестьянской хижиной
Голландия, 1631 г.

"Пейзаж с крестьянской хижиной" - самая ранняя картина выдающегося пейзажиста Яна ван Гойена в собрании Эрмитажа. Художник изобразил крестьянский дом с обветшалой крышей и небольшое подворье за дощатым забором. Чуть поодаль - водоем, еще одна хижина на другом берегу и вдалеке - лодка с рыбаками. Гойен блестяще владеет разнообразными приемами. Мастер свободно обрисовывает кистью замысловатый изгиб крыши, красочными пятнышками создает густую листву деревьев, черенком проводит извилистые линии по доскам забора. Характерные признаки ранних пейзажей ван Гойена - контраст светлых и темных планов, а также умение "раздвинуть" в глубину пространство, уводя взгляд зрителя от крупных форм к более мелким. Так, группа крестьян у хижины сопоставляется с еле заметной фигуркой рыбака у дальнего берега.

Очень популярны были небольшие портреты старушек, занятых рукоделием, купальщиков на берегу рек, докторов и посещаемых ими больных.Голландцы создали натюрморт и анималистический жанр, в Нидерландах произошло превращение пейзажной живописи в отдельный жанр, здесь впервые появились изображения зимней природы.Особенно популярны были работы Герарда Терборха, автора изысканного и тонкого, а также Яна Стена, одаренного ироничным и насмешливым взглядом на мир.По произведениям голландских живописцев можно подробно изучать городскую архитектуру, национальный костюм, а также нравы и обычаи Нидерландов 17 столетия.

Морелсе, Паулюс. 1571-1638
Портрет молодой женщины с жемчужной цепью
Голландия, XVII в.

Бейерен, Абрахам ван. 1620/21-1690
Закуска (Натюрморт с крабом, фруктами и часами)
Голландия, 1650-1660-е гг.

Проезжие на привале
Голландия,
Вауверман, Филипс. 1619-1668

Мирис, Виллем ван. 1662-1747
Амур и Психея
Голландия, XVIII в.

Верф, Адриан ван дер. 1659-1722
Изгнание из рая
Голландия, 1700 г.

Вауверман, Ян. 1629-1666
Крестьянский двор и мельница
Голландия,

Итальянский пейзаж
Голландия, Около 1650 г.
Асселейн, Ян, круг, ок. 1610-1652

Темпел, Абрахам ван ден. 1622/23-1672
Портрет молодой дамы в черном
Голландия, 1670 г.

Изображение элегантной молодой женщины с цветком в руке, задумчиво стоящей у парапета на фоне парка - один из блестящих примеров парадного голландского портрета второй половины XVII в. Мягкая драпировка горчично-коричневого занавеса оттеняет миловидное, окруженное легкими светлыми кудрями лицо. Тяжелый шелк платья, роскошное плотное кружево, перстни и драгоценности написаны художником с блестящим мастерством. Декольте, линию которого подчеркивает оторочка из белого газа, жемчужная нитка на шее, нити жемчуга на запястьях рук и тяжелые серьги являлись самыми модными деталями костюма того времени. Цветок в изящной женской руке символизирует скромность. Особое настроение создается закатным светом глубокого вечера, на фоне которого белеют статуи Амура и Венеры.

Вейк, Томас, ок. 1616-1677
Итальянский пейзаж с отдыхающими путниками
Голландия

Евангелист Лука
Голландия, Конец 1640-х гг.
Конинк, Саломон. 1609-1656

Ливенс, Ян. 1607-1674
Голова седобородого старика в профиль (Портрт старика)
Голландия, 1631-1632 гг.

Колониа, Адам. 1634-1685
Благовестие пастухам
Голландия

Вервилт, Франсуа, ок. 1620-1691
Вдова алхимика
Голландия, 1674 г

Гойен, Ян ван, школа. 1596-1656
Пейзаж с домиками на берегу реки
Голландия

Лингелбах, Иоханнес. 1622-1674
Приморская гавань в Италии
Голландия, 1667 г.

В России очень любили голландскую живопись. Северный климат обеспечил сходство этих двух стран, что особенно заметно в Санкт-Петербурге. Множество рек постоянно грозили городу наводнением, вызывая сравнение с Амстердамом.



http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/

Искусство

95144

Кто-то подсчитал, что нужно было бы потратить восемь лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя всего лишь по минуте на осмотр каждого экспоната. Так что, отправляясь за новыми эстетическими впечатлениями в один из главных музеев страны, необходимо запастись достаточным количеством времени и соответствующим настроением.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой, но визуально отличных по цвету фасадов (особенно хорошо это можно наблюдать со стрелки Васильевского острова): Зимний дворец ‒ творение Барталамео Растрелли, созданное по заказу императрицы Елизаветы, далее идет Малый Эрмитаж, затем ‒ анфилады залов Старого Эрмитажа (бывшие жилые покои императорской семьи), плавно перетекающие в здание Нового Эрмитажа (спроектировано европейским «музейным» архитектором Лео фон Кленце для размещения увеличивающейся огромными темпами коллекции) и Эрмитажный театр.

Обязательные к просмотру шедевры отмечены на плане музея стрелочками и картинками ‒ в принципе, это и есть традиционный маршрут большинства экскурсоводов и туристов.

Ниже приведен оптимальный список эрмитажных must see.


Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской (именно по ней проходили во дворец знатные гости императоров и посланники иностранных держав). После белой с золотом мраморной лестницы дорога раздваивается: вперед и вдаль уходит анфилада парадных комнат, налево ‒ Фельдмаршальский зал. Парадные залы, тянущиеся вдоль Невы, выглядят несколько пустынно и сегодня используются для размещения временных выставок. Слева начинается вторая анфилада парадных залов, упирающихся в Тронный зал, который на контрасте с парадной лестницей выглядит довольно скромно.

Читать полностью Свернуть


Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 151, 153


Если вы немного подустали от многообразия картин и скульптур, можно немного отвлечься, переключившись на небольшой зал французского искусства XV-XVII вв., где представлена керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси. Во всем мире насчитывается всего около 70 изделий Сен-Поршер, а в Эрмитаже можно увидеть целых четыре экземпляра. Технику Сен-Поршер (названную так по предполагаемому месту происхождения) можно схематически описать так: обыкновенную глину помещали в формы, а затем металлическими матрицами на формах выдавливался орнамент (сколько орнаментов столько и матриц), потом выемки заполнялись глиной контрастного цвета, изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось в печи. После обжига добавлялась декоративная роспись. Как видите, в результате такого замысловатого и трудоемкого процесса получалось крайне изящная и хрупкая вещица. В витрине напротив представлен еще один вид керамики ‒ керамика круга Бернара Палисси ‒ самого прославленного мастера-керамиста XVI века. В глаза сразу же бросаются красочные, необычные, так называемые «сельские глины» ‒ блюда, изображающие обитателей водной стихии. Техника выполнения этих блюд до сих пор остается загадкой, но искусствоведы полагают, что изготавливались они при помощи слепков с оттисков. Как будто чучело морского гада обмазывали жиром, а сверху накладывали кусок глины и обжигали. Из обожженной глины вытаскивали чучело и получали оттиск. Есть мнение, что гады, во время того, как на них накладывали глину, были всего лишь обездвижены эфиром, но отнюдь не мертвы. С полученного оттиска делали слепки, которые крепились к блюдам, все расписывалось цветной глазурью, затем покрывалось прозрачной и обжигалось. Посуда Бернара Палисси была так популярна, что у него было несметное число последователей и подражателей.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 272‒292


Если вы пройдете по анфиладе парадных комнат вдоль Невы, то попадете на запасную половину в комнаты с жилыми интерьерами ‒ тут и строго классические интерьеры, и гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами, с легкостью погружающая вас в атмосферу Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 187–176


На третий этаж, в отдел стран Востока мало кто добирается. Если пройти чуть дальше из мира Матисса-Пикассо-Дерена, преодолев искушение спуститься вниз по деревянной лестнице, то вы попадете в отдел стран Востока. В нескольких залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленные при помощи компьютерных технологий настенные фрески, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Они представляют невероятно утонченное искусство росписей пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», где они теперь и выставлены.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 359‒367, экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»


Работы импрессионистов (Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро) представлены на третьем этаже Зимнего дворца. Одна из истинных жемчужин коллекции ‒ полотно Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (Claude Monet, Femme au jardin, 1867). По наряду девушки можно наверняка определить год написания картины ‒ именно тогда вошли в моду подобные платья. И именно это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале. Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Как это богатство оказалось в коллекции музея? Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти. После революции картины национализирует советское государство и размещает их Московском музее нового западного искусства. В те годы в Москве гостил Альфред Барр ‒ основатель Нью-Йоркского музея современного искусства, для которого Щукинская и Морозовская коллекции послужили прообразом его будущего детища. После войны музей расформировывают по причине его антинародного и формалистического содержания, а коллекцию разделяют между двумя крупнейшими музеями России ‒ Пушкинским в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа ‒ Иосиф Орбели, который не побоялся взять на себя ответственность и забрать самые радикальные работы Кандинского, Матисса и Пикассо. Второй частью коллекции Морозова-Щукина сегодня можно полюбоваться в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. московского Пушкинского музея, что на Волхонке.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 316‒350


Как все дороги идут в Рим, так и все пути по Эрмитажу идут через Павильонный зал со знаменитыми часами, знакомыми всем по заставке телеканала «Культура». Дивной красоты павлин был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным. Чтобы понять, где расположены часы, нужно проникнуть к ограждению и посмотреть под ноги павлину ‒ по центру стоит небольшой гриб, и именно в его шапке расположены часы. Механизм находится в рабочем состоянии, раз в неделю (по средам) часовщик входит в стеклянную клетку, и павлин поворачивается и раскрывает свой хвост, петух кукарекает, а сова в клетке крутится вокруг своей оси. Павильонный зал расположен в Малом Эрмитаже, и из него открывается вид на висячий сад Екатерины, ‒ когда-то там был настоящий сад с кустами, деревьями и даже животными, частично закрытый стеклянной крышей. Сам Малый Эрмитаж был построен по заказу Екатерины II для обедов и вечеров в интимном кругу друзей ‒ «эрмитажей», куда не допускались даже слуги. Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика. В зале можно найти еще множество крайне интересных экспонатов ‒ это и расставленные по залу тут и там, инкрустированные эмалью и полудрагоценными камнями (перламутр, гранат, оникс, лазурит) изящные столы, и бахчисарайские фонтаны слез, расположенные симметрично друг напротив друга на обеих стенах. По легенде, крымский хан Гирей, горько оплакивающий смерть своей любимой наложницы Диляры, заказал мастерам соорудить фонтаны в память о своем горе ‒ капля за каплей, из одной раковины в другую падает, словно слезы, вода.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 204


Привычный путь из Тронного зала лежит прямиком к часам с павлином, что сразу по галерее с прикладным искусством Средневековья налево. А вот если повернуть направо и немного прогуляться, то можно увидеть очень интересную коллекцию нидерландской живописи XVI-XVII вв. Так, например, здесь представлен алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Находящийся когда-то во владениях церкви, триптих ценен тем, что дошел в полном составе до наших дней. В центре триптиха, рядом с архангелом Гавриилом, принесшем Марии благую весть, изображен донатор (заказчик картины), что для нидерландской живописи XVI в. было весьма смелым шагом. Центральная часть построена как будто в перспективе: первый план занимает сцена Благовещения, а на заднем плане Дева Мария уже занята своими будничными делами – шьет пеленки в ожидании появления на свет младенца. Также стоит обратить внимание на два групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов. Групповые портреты ‒ это особый живописный жанр, характерный именно для данной страны. Такие картины писались по заказу объединений (например, стрелки, медики, попечители благотворительных учреждений), и, как правило, оставались в стране и не вывозились за ее пределы. Не так давно в Эрмитаже проходила выставка групповых портретов, привезенных из музея Амстердама, в том числе там были представлены и две картины из коллекции Эрмитажа.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 262


В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». И это огромное богатство! Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. Также обязательно обратите внимание на шесть дверей этого зала, инкрустированных золоченными металлическими деталями и черепаховым панцирем.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214


Парадная лестница Нового Эрмитажа поднимается от исторического входа в музей с Миллионной улицы, а ее крыльцо оформляют десять атлантов из серого сердобольского гранита. Атланты изготавливались под руководством русского скульптура Теребенева, отсюда и второе название лестницы. Когда-то с этого крыльца начинался маршрут первых посетителей музея (вплоть до середины двадцатых годов прошлого века). По традиции ‒ на удачу и чтобы вернуться ‒ нужно потереть пятку любого из атлантов.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж


Мимо этого зала не удастся пройти, «Блудный сын» ‒ одна из последних и самых известных картин Рембрандта ‒ обозначен на всех планах и путеводителях, и перед ним, также как перед парижской «Джокондой», всегда собираются целые толпы. Картина бликует, и хорошенько ее рассмотреть можно разве лишь с поднятой головой, или чуть издалека ‒ с площадки Советской лестницы (названной так не в честь страны Советов, а в честь Государственного совета, собиравшегося рядом, в зале на первом этаже). Эрмитаж обладает второй по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме. Тут и печально знаменитая «Даная» (обязательно сравните с «Данаей» Тициана ‒ два великих мастера интерпретируют один сюжет), ‒ в восьмидесятых годах посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину бережно реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении 12 лет. Есть здесь и прекрасно-мистическая «Флора», на которой, якобы, изображена в роли богини плодородия жена художника ‒ Саския, а также менее популярная, от того словно интимная картина ‒ «Прощание Давида с Ионафаном». На ней изображено прощание молодого полководца Давида и его верного друга Ионафана ‒ сына завистливого царя Саула. Мужчины прощаются у камня Азель, что в переводе означает «разлука». Сюжет взят из Ветхого Завета, и до Рембрандта традиции иконографического изображения сцен из Ветхого Завета не существовало. Картина, наполненная тонкой светлой грустью, написана после смерти любимой жены Рембрандта и отражает его прощание с Саскией.