Портрет пастернака в хорошем качестве. Леонид пастернак


П ервые работы на заказ Леонид Пастернак написал в шесть лет, а своего заказчика - местного дворника - художник всю жизнь называл «мой Лоренцо Медичи». Позже в творческой биографии Пастернака появились портреты родственников и знаменитых современников, полотна и рисунки со Львом Толстым, а также иллюстрации к его произведениям. Работы художника хранятся в российских и зарубежных музеях и частных собраниях.

Выпускник мюнхенской Академии изящных искусств

Леонид Пастернак родился в 1862 году в еврейской семье в Одессе. С раннего детства мальчик много рисовал, углем он делал мгновенные наброски всего, что видел вокруг. Первый заказчик у маленького художника появился, когда ему было 6 лет: местный дворник попросил его создать зарисовки на охотничьи темы. Каждый рисунок стоил 5 копеек, которые Леонид Пастернак потратил соответственно возрасту: на конфеты. Однако в семье не приветствовали легкомысленного увлечения рисованием. Родители, владельцы постоялого двора, видели младшего сына в будущем врачом, аптекарем или «на худой конец, ходатаем по делам» . Несмотря на это, Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу.

Уступая родительской воле, в 1881 году Леонид Пастернак поступил на медицинский факультет Московского университета . Однако медицину он не любил и через 2 года перевелся на юрфак Новороссийского университета в Одессе. В Российской империи студенты только этого вуза могли выехать за границу.

Практически сразу после поступления на юрфак Пастернак уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Иоганна Каспара Гертериха. Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки.

В 1885 году художник блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет. После учебы выпускнику предстояло пройти службу в армии, и в 1885–1886 годах он был вольноопределяющимся в артиллерии. Привычка делать быстрые и точные наброски не покинула его и на службе. Один из эскизов того времени стал сюжетом для большого полотна «Вести с родины».

Вернувшись в Одессу, Леонид Пастернак познакомился с талантливой пианисткой Розалией Кауфман. В 1889 году они поженились и переехали в Москву.

«Первый русский импрессионист»

Леонид Пастернак. Дебютантка. Эскиз. 1893

Леонид Пастернак. Вести с родины. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Леонид Пастернак. Иллюстрация к роману Льва Толстого «Воскресение». 1899

В том же 1889 году Леонид Пастернак подарил Павлу Третьякову свое полотно «Еврейка с чулком», а чуть позже, на выставке передвижников, меценат приобрел его работу «Вести с родины». Деньги от продажи Пастернак вложил в парижское путешествие. Он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Критики отмечали, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной» .

Вернувшись в Москву, Леонид Пастернак вместе с портретистом Виктором Штембером открыли школу живописи и рисунка. В 1890 году художник стал редактором литературно-художественного журнала «Артист» и сблизился с кружком Василия Поленова , куда входили Валентин Се­ров , Константин Коровин , Исаак Левитан , Михаил Врубель . Позже из этого объединения вырос «Союз русских художников». Участники кружка пропагандировали полную свободу в творчестве, и Леонид Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом.

Однако он регулярно участвовал в выставках передвижников . На одной из таких экспозиций в 1893 году Пастернак встретился с Львом Толстым , который разглядывал его картину «Дебютантка», а позже признался, что следит за творчеством художника. Через некоторое время художника пригласили в гости к писателю, и вскоре Пастернаки стали часто бывать у него - и в Ясной Поляне , и в Москве.

«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его... Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит - это большое счастье».

Леонид Пастернак

Постепенно художник создал серию семейных портретов Толстых. Кроме того, Пастернак сделал иллюстрации к роману «Воскресение» , и эти работы получили медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже. В 1902 году картину Леонида Пастернака «Толстой с семьей в Ясной Поляне» для Русского музея приобрел великий князь Георгий Александрович. Другой великий князь - Сергей Александрович - лично утвердил кандидатуру Леонида Пастернака на пост профессора Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К 1902 году у Пастернаков было уже четверо детей: два мальчика - Борис и Александр, и две девочки - Жозефина и Лидия. Художник писал семейные портреты и сценки из домашней жизни, эти работы успешно продавались. Друзья семьи шутили, что так дети кормят своих родителей.

Портретист, исследователь, основатель ленинианы

Леонид Пастернак. Поздравление. 1914. Государственная Третьяковская галерея

Леонид Пастернак. Сыновья Борис и Александр. После 1890. Частное собрание

Леонид Пастернак. Лидия и Жозефина. 1908

В 1905 году Петербургская академия художеств избрала Пастернака академиком живописи, но с началом революции и беспорядков в Москве семья уехала в Германию. В Берлине Леонид Пастернак устроил выставку своих работ и писал портреты на заказ.

Вскоре Пастернаки вернулись в Москву. В 1910-х годах художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Александр Скрябин и Сергей Рахманинов , литераторы Максим Горький и Константин Бальмонт , Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, микробиолог Илья Мечников , английский режиссер Генри Крэг, создатель идеологии анархо-коммунизма князь Петр Кропоткин. Также Леонида Пастернака считают одним из основателей ленинианы. Он первым из художников академического направления начал делать зарисовки Владимира Ленина и других революционных деятелей на съездах и собраниях.

В начале 20-х годов Пастернаки с дочерьми эмигрировали в Германию. В Берлине художник продолжил писать портреты литераторов, художников и ученых. Среди них был и Альберт Эйнштейн. С ним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано играющему на скрипке ученому.

Тогда же Пастернак заинтересовался темой еврейства в истории искусства: выпустил монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», 2 альбома о деятелях еврейской культуры. В 1924 году Леонид Пастернак участвовал в Палестинской историко-этнографической экспедиции, откуда привез десятки этюдов и рисунков, чтобы включить их в монографию. В Германии прошли персональные выставки Пастернака в 1927 и 1932 годах.

Леонид Пастернак. Портрет Льва Толстого. 1908

Леонид Пастернак. Дирижер В.И. Сук. Не ранее 1906. Донецкий областной художественный музей, Украина

Однако в тот период в стране уже начали проявляться нацистские настроения: почти весь тираж монографии Пастернака с воспоминаниями о Толстом сожгли, следующую выставку запретили. Когда к власти пришел Адольф Гитлер, порядки совсем ужесточились. Переговоры о возвращении в Советский Союз затянулись. В 1935 году, когда вышли Нюрнбергские расовые законы, Пастернаки переехали в Лондон. Там прошла еще одна персональная выставка художника.

23 августа 1939 года, за несколько дней до начала Второй мировой войны, скончалась Розалия Пастернак. Художник продолжал работать над полотнами. Последней и уже незаконченной его работой стал портрет Владимира Ленина. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.

«Искусство мое обладает одним преимуществом перед словом, литературой: оно – международное и понятно на всех языках. Живопись, рисунок, пейзаж, портрет – будь он написан шведом, французом, русским или евреем – понятен всем».

Леонид Пастернак

Сегодня работы Леонида Пастернака хранятся в известных российских музеях и за рубежом - в Париже, Лондоне, Оксфорде, Бристоле - а также в частных коллекциях.

Автопортрет

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств (1882—1885). Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О. Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П.М.Третьяковым.
Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).
В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.
Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.
Надо отметить, что он общался с большинством ведущих российских деятелей культуры того времени. Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, П.А. Кропоткин, С.П. Дягилев — его близкие знакомые. Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

Иного характера заслуга Л.О. Пастернака перед отечественной культурой лежит, наверное, в родственной художественному творчеству сфере — он отец известного советского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Автопортрет

За работой. Этюд.

Портрет А. Б. Высоцкой. 1912г.

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899г.

Уроки музыки. 1909г.

К родным. 1891

Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902

Портрет историка В.О.Ключевского. 1909

Письмо с родины

Сбор яблок. 1918.

Эскиз к картине "Поздравление". 1914.

Оркестр

Р.И. Пастернак у моря. Меррекюль. 1910.

Борис и Александр Пастернак

Автопортрет с женой

Луч света

"...гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле"

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн.
Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации.
Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.


Однако долгие десятилетия имя Леонида Осиповича Пастернака было забыто.
Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.

Леонид Пастернак Борис и Александр

Борис Пастернак писал об отце:
«Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и,если бы записать это,
— тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед
легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью
и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что
сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо
обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как
мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают
мою роль… Я писал папе…, что,в конечном счете, торжествует все же он, он,
проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь,
частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком,
опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

Леонид Пастернак Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря 1910

Леонид Пастернак Автопортрет

Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в
большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу
двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом.
По этому поводу, художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных
учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Постернак-старший держал постоялый двор,мать вела хозяйство, была неграмотной,но
умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей.
Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем,или лекарем, или, на худой конец,
„ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик
стремился рисовать,причем делать это приходилось тайком от папы с мамой.
Наиболее доступный инструмент - уголь.
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану
набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять
копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак
назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем
и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913

Б. Л. Пастернак

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам
Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя —
анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть
анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический
факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее
Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал
право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и
отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел
под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял
и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры.
Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году
получил диплом юриста — экстерном.

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст
написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную
— прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Пастернак Вести с родины

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья
обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской
премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две
дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год

Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они
передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались.
Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Пастернак Две женщины 1930-е

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как
отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения
к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.

«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые
обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а
также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину,
незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не
уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и
цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно
подзабытого всеми караваджизма»,

— писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Пастернак Дама с двумя детьми в лодке

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча.
Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора
работы.
«Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами» , — сказал Толстой.

Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак
стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации
к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной
выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии»
попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют«зеркалом» Льва Николаевиа.
К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов
графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Пастернак Толстой

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже.

«Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург
— один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень
большой художник,и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в
Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».

Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Пастернак Ночь перед экзаменом 1895

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились
в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть
короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее,
не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал:
«Я не рискну выступать после такой искусницы!».
«Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала
ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий
на скрипке Эйнштейн»,
— вспоминала Лидия, дочь Пастернака.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия
портретов великого ученого.

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы.
Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей
революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.

Правда, впоследствии многие из этих портретов,как и их модели, были уничтожены
новой властью.

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию,по
официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда
портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много
работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в
его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Рембрандт Ван Рейн Еврейская невеста

Леонид Пастернак Still life with peaches and black grapes 1930-е

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его
книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную
выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем
решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны
художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде.
2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт
музей Леонида Пастернака.

Искать по имени художника

Пастернак Леонид Осипович
1862–1945

ПАСТЕРНАК Леонид Осипович

Живописец, график.

Происходил из небогатой еврейской семьи. Первоначальное художественное образование получил в Одесской школе рисования Общества изящных искусств (1879–1881), где занимался у А. Бауера. Окончил школу с серебряной медалью. В 1881 поступил на медицинский факультет Московского университета, в 1883 перешел на юридический факультет, который оканчивал уже в Новороссийском университете в Одессе. Параллельно продолжал художественное образование. В 1881–1882 посещал частную мастерскую профессора МУЖВиЗ Е. С. Сорокина, в 1882–1885 учился в натурном классе Мюнхенской Академии художеств у Л. Гетериха и И. Лиценмейера (окончил с золотой медалью) и живописной мастерской (курса обучения не окончил).

В 1885–1886 отбывал воинскую повинность. С 1886 по 1889 жил в Одессе. С 1888 (по 1901) - постоянный экспонент ТПХВ. В 1889 переехал в Москву. В том же году женился на пианистке Р. И. Кауфман, имел четверых детей: Жозефину, Лидию, Александра (в будущем известного архитектора), Бориса (поэта).

В Москве вошел в «поленовский кружок», познакомился с В. Д. и Е. Д. Поленовыми, И. И. Левитаном, В. А. Серовым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, М. В. Нестеровым и другими. Картину «Вести с родины», экспонировавшуюся на 17-й выставке Товарищества передвижников, приобрел в свое собрание П. М. Третьяков. В конце 1880-х - начале 1890-х давал частные уроки рисования, преподавал в классах изящных искусств художника-архитектора О. А. Гунста. В 1889–1894 руководил собственной школой рисования. С 1894 (по 1921) преподавал в МУЖВиЗ (после революции переименовано во Вторые Государственные свободные художественные мастерские, затем - во ВХУТЕМАС), руководил сначала натурным, затем фигурным классами.

В 1892 познакомился с Л. Н. Толстым, часто гостил в его доме в Хамовниках (Москва) и в имении Ясная Поляна. Выполнил графические портреты писателя и членов его семьи. Создал иллюстрации к романам «Война и мир» (1892) и «Воскресение» (1898–1899). Сотрудничал с журналами «Маяк», «Пчелка», «Будильник», «Осада», «Свет и тени». Работал художественным редактором журнала «Артист».

В 1894 за картину «Накануне экзаменов» был награжден Второй золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене, в 1900 за иллюстрации к роману Толстого «Воскресение» отмечен малой серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

В 1900 посетил Париж, в 1904–1906 и 1912 совершил путешествия по Италии и Германии, в 1907 побывал в Голландии, Бельгии, Англии.

В 1903 стал одним из членов-учредителей Союза русских художников. В 1903–1905 принимал участие в выставках «Мира искусства». В 1907 был среди организаторов объединения «Свободная эстетика». В 1905 удостоен звания академика.

После революции работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. В 1921 вместе с женой и двумя дочерьми переехал в Берлин. В 1924 по предложению парижского издателя А. Э. Когана отправился в историко-этнографическую экспедицию в Палестину, итогом которой стала обширная монография с репродукциями выполненных там рисунков Пастернака. В 1927–1928 и 1932 в галерее В. Хартберга в Берлине состоялись персональные выставки художника.

В эмиграции много занимался литографией, выполнил серию портретов известных деятелей культуры. После прихода к власти в Германии национал-социалистической партии Пастернаку было запрещено заниматься живописью. Художник начал в советском полпредстве переговоры о возвращении в СССР, но они не имели успеха. В 1938, после смерти жены, он переселился к дочерям в Англию. Последние годы жизни почти безвыездно жил в Оксфорде.

Мемориальные выставки Пастернака прошли в 1958 в Пушкинском клубе в Лондоне, в 1959 - в Музее Эшмолиан в Оксфорде. Ретроспективы произведений художника были организованы в 1962 в Бристоле (Городской музей) и Мюнхене (Городская галерея), 1969, 1979, 2001 в Москве (Государственная Третьяковская галерея), 1975 - Дюссельдорфе и Базеле, 1982 - Оксфорде (Музей современного искусства), 1987 - Вашингтоне.

Пастернак имел репутацию одного из лучших рисовальщиков и портретистов своего времени. Творчество мастера сложно причислить к какому-либо конкретному художественному направлению. И хотя его часто называют русским импрессионистом, это более верно в отношении манеры художника, чем его метода и стиля. Так, пастели больше тяготеют к импрессионизму, в то время как парадные портреты обнаруживают черты стиля модерн.

Творчество Пастернака представлено во многих музейных собраниях в России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.

Леонид Осипович Пастернак - русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

Имя Леонида Пастернака хорошо знакомо любителям изобра-зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра-ций к роману Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель-ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен-но ярко раскрывается талант Леонида Пастернака.

Автопортрет

Детство и юность Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива-ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря-ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус-ством. Поэтому он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве Пас-тернак пытался попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зо дчества, но там не было вакантных мест. Он переводится в Одессу на юридический факультет Новороссийский университета , с туденты которого имели право выезжать за границу.



В 1882 году Леонид Пастернак уезжает в Мюнх ен. Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен-но славилась она преподаванием рисунка.

В 1885 Пастернак возвращается в Одессу, заканчи-вает университет, получая диплом юриста. Ему необходимо было пройти воинскую службу и он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воин ской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари-щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и была при-обретена Третьяковым ещё до открытия выставки .

Вести с родины. 1889

Большое впечатление на зри-телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях Леонид Пастернак писал: «В скором време-ни за мною установилась репутация настоящего рисо-вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников».

Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье. Родители Розалии были богаты, ониявлялись монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переехал из Одессы.

Пастернак с женой Розалией Исидоровной

В Москве Пастернак сближается с худож-никами, группировавшимися вокруг Поленова: Се-ров, Коровин, Левитан, Врубель. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов-лении русского искусства XX века. Художников объединя-ло желание передать в живописных работах непосредствен-ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив-ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор-ческим поискам леонида Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз-нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол-нения передает световоздушную среду мастерской.

К родным. 1891

В 1894 году Леонида Пастернака пригласили преподавать в Московское Учили-ще живописи, ваяния и зодчества.

Свет ста-новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану-не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз-дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен-нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения.

Накануне экзаменов. 1894

Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.


Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак , Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак

Сыновья Борис и Александр

Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателе й Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова...

Творчество Пастернака привлекает искренностью, высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.


Портрет сына Бориса, 1917

Борис Пастернак напишет об отце: "Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, - тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью - в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.



В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».

В августе 1939 умирает Роза Кауфман - жена художника, от сердечного приступа . Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру , она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.

Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.

К родным 1891

Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902

Портрет Е.Левиной. 1917

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».