Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной. Контраст и Нюанс? Принципы создания композиции


Education

Сделать задания по композиции и цветоведенью

Сделать все задания и сдать их во время.

Goal Accomplishment Criteria

Все задания сделаны

  1. Ритм

    ритма. В данной работе возможно применение или статического или динамического ритма или их сочетание (на выбор). Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная или замкнутая (на выбор). Из того или иного вида ритмических рядов необходимо создать композицию уравновешенного характера. В композиции возможно использование не строгой ритмической последовательности, а лишь сохранение определенных принципов ритмического построения.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон – белый, элементы – черные).

  2. 12-ступенный цветовой круг

    Выполнить 12-ступенный («физиологический») цветовой круг, разделенный на сектора. Каждый цвет в круге необходимо подписать.

    Данный круг должен состоять из следующих цветов: красный, красно-оранжевый, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, желто-зеленый, зеленый, голубой, синий, сине-фиолетовый, фиолетовый, пурпурный.

  3. Контраст по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы одинаковые по форме значительно отличаются друг от друга только по размеру. Это способствует выявлению главного и второстепенного в композиции. Конфигурация элементов в этом случае не имеет значения.

  4. Контраст по форме (конфигурации)

    Выполнить одну формальную композицию, организованную средствами контрастных взаимоотношений элементов по такой категории, как противоположность элементов друг другу по конфигурации: четкость и резкость очертания одних противопоставляется мягкости и неопределенности других.

    В данной работе должны быть две группы элементов имеющих противоположные формы. Количество и тех и других элементов должно быть примерно одинаковым, для обеспечения максимального контраста и противостояния противоположных форм.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  5. Многомерный контраст, включающий контраст по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы должны быть противоположны по следующим категориям: размеру (большие и малые элементы), форме (элементы противоположные по конфигурации) и тону. В данной композиции должны присутствовать три тона: белый, серый (средний) и черный . В данном случае серый тон может быть равномерным, выполненный с помощью однородной заливки или с помощью графических фактур. Данные три тона по количеству должны быть примерно одинаковыми. Особое внимание в данной работе необходимо уделить равновесию элементов и частей композиции.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.).

  6. Названия цветовых оттенков

    Выбрать произвольно один цветовой тон (например, красный, зеленый, серый). Изобразить 9 оттенков данного цвета и дать им названия, основываясь на ваших личных ассоциациях, образах и эмоциональном восприятии.

  7. Нюанс по размеру

    Выполнить одну формальную композицию, где трансформации подвержен элемент, который постепенно изменяет свой размер, при этом сохраняя первоначальную форму.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  8. Нюанс по форме

    Выполнить одну формальную композицию, где необходимо последовательно трансформировать элемент, который после нюансных преобразований принимает форму, противоположную конфигурации первоначального элемента. В данном задании внимание следует направить на изобретательность в трансформации самого элемента, а также на расположение элементов в изобразительной плоскости.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции: черно-белое (фон - белый, элементы – черные).

  9. Многомерный нюанс, включающий нюанс по размеру, форме и тону

    Выполнить одну формальную композицию, в которой элементы постепенно изменяя свой размер, форму и тон создают эффект последовательной их трансформации. В данной работе элементы постепенно изменяют свой тон: от темного к светлому (или наоборот), через все градации.

    Формат композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. композиция должна быть квадратной (например, 20х20 см.). Композиция решается в черно-белом варианте с применением всех градаций промежуточных серых тонов. Графическое решение композиции: черно-белое, а также использование различных градаций серого цвета в нюансе по тону.

  10. Монохромия в холодной и теплой гамме

    Выполнить две работы, одинаковые по композиции элементов (в технике мозаики). Тип цветовой композиции этих работ – монохромия одного цвета. При этом, первая работа (монохромия) должна быть выполнена в теплой гамме – т.е. построена на теплых оттенках выбранного цвета, а вторая работа – в холодной гамме, т.е. на холодных оттенках того же цвета.

    Формат каждой композиции должен иметь одинаковые размеры сторон, т.е. квадратный (например, 10х10 см.).

  11. Полярная цветовая композиция в разбеленном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции – полярная (т.е. два цвета расположенные друг против друга в 10- или 12-ступенном круге). При этом цвета должны быть разбелены , что в целом даст разбеленный колорит в работе. В данном задании возможен одинаковый разбел цветов, или же различная степень разбела различных элементов мозаики.

  12. Трехцветная цветовая композиция в насыщенном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие, т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий. При этом цвета должны быть предельно чистыми и насыщенными , что в целом даст насыщенный колорит в работе. В данном задании, прежде всего надо обращать внимание на гармонизацию цветов, на то насколько оттенки цветов подходят друг другу. Основным способом гармонизации цветов и оттенков, в данном случае, является гармонизация с помощью гаммы – т.е. приведение трех цветов или к теплой или холодной гамме.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  13. Трехцветная цветовая композиция в приглушенном (ломаном) колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: трехцветие (т.е. три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или триада основных цветов при слагательном смешении: красный, зеленый, синий.). При этом цвета должны быть приглушены , за счет подмеси серого цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст ломаный колорит в работе. В данном задании возможно одинаковое приглушение цветов, или же различная степень приглушения различных элементов мозаики.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  14. Многоцветие в зачерненном колорите

    Выполнить одну работу в технике мозаики. Тип цветовой композиции: многоцветие (четырехцветие), т.е. берутся четыре цвета при вершинах квадрата, вписанного в 12-ступенный цветовой круг, или четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий. При этом цвета должны быть зачернены , за счет подмеси черного цвета к трем выбранным цветам, что в целом даст зачерненный колорит в работе.

    Формат работы должен иметь одинаковые размеры сторон (например, 10х10 см.).

  15. Главное в композиции – элемент больший по величине

    Необходимо выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент больший по величине. Таким образом, один главный элемент (как доминанта) должен быть расположен среди малых. Здесь масса крупного элемента будет доминировать, и притягивать визуально малые элементы. Главный элемент не должен быть расположен строго в геометрическом центре формата изобразительной плоскости. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  16. Главное в композиции – элемент меньший по величине

    Выполнить формальную композицию, где главным элементом (центром композиции) будет являться элемент меньший по величине. Меньший элемент должен быть расположен среди крупных элементов. Основная задача, в данной композиции, также решается направлением сторон крупных элементов по отношению к малому элементу, а также организацией свободного пространства вокруг элемента меньшего по величине. В данном задании главный элемент всегда является обособленным по отношению к остальным, которые как можно больше сближаются. Количество элементов в композиции – не более 8.

  17. Главное в композиции – пространство

    Выполнить формальную композицию, где главным (центром композиции) будет являться пространство, т.е. поле плоскости, не заполненное композиционными элементами. В данном случае ведется поиск силуэта самого пространства при активной помощи остальных элементов, которые сближены между собой. Количество элементов в композиции – не ограниченно.

  18. Зеркальная симметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу зеркальной симметрии . Композиция - формальная, плоскостная, неограниченная. Главной задачей является достижение покоя и равновесия. Общий силуэт композиции – близкий к прямоугольнику. Рекомендуется применять четкие, спокойные очертания силуэтов, подчиненные центру композиции.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Решение композиции: черно-белое или цветное (один - два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  19. Асимметрия

    Выполнить одну композицию, в которой элементы организованны по принципу асимметрии, а именно – вариант дисимметрии. Композиция – формальная, плоскостная, неограниченная.

    В данной работе, за основу необходимо взять зеркальную симметрию (композицию, выполненную в рамках задания 3.1) и изменить ее, нарушив несоответствием различных характеристик парных элементов. Это нарушение может быть за счет изменения размеров, формы, расположения в пространстве, тона, цвета. Может быть выбрана или одна или несколько характеристик, по которым будет нарушена симметричность.

    Формат композиции: А-4 (или в уменьшенном масштабе с сохраненными пропорциями сторон). Графическое решение композиции – на выбор: черно-белое или цветное (один – два цвета и их оттенки). Возможно комбинированное цветовое решение: черный, белый и еще один цвет (красный, зеленый, серый и т.д.).

  • 19 February 2016, 08:30

Контраст яркости и бледности

Действие контраста «бледный-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым - рядом с более ярким. Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а синий яркий с блёклым синим. Но нельзя ставить вместе яркий красный с блёклым синим или яркий зелёный с блёклым красным. Иначе чистый контраст насыщения будет заглушен другими новыми контрастами, например, контрастом холода и тепла, и действие контраста насыщения с его тихой и спокойной выразительностью будет поставлено под вопрос.

Блёклые тона - главным образом, серые - кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Это можно наблюдать, если на одной части «шахматной доски» в каждом втором квадрате разместить нейтральный серый цвет, а в промежуточных квадратах разместить яркие цвета той же осветлённости, что и серый. Тогда мы увидим, что серый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными (см. рис.5).

Контраст холодного и тёплого

На первый взгляд может показаться странным отожествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зелёный цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зелёном помещении рабочие жаловались на холод при температуре 1 5°, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11 -1 2°. Научные исследования показали, что сине-зелёный цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая - в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста тёплого и холодного для цветовых решений.

В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и тёплых цветов играют весьма важную роль.

Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси "жёлтый - фиолетовый" расположены "красно-оранжевый" и "сине-зелёный", которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами. Характер холодных и тёплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях:

холодный - тёплый;

теневой - солнечный;

прозрачный - непрозрачный;

успокаивающий - возбуждающий;

жидкий - густой;

воздушный - земной;

далёкий - близкий;

лёгкий - тяжёлый;

влажный - сухой;

Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения.

В природе более удалённые предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя всегда кажутся более холодными. Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений (см. рис. 7).

Контраст величин (противопоставление размеров)

Размер. Один из лучших приемов достижения контраста -- разница в размерах между одинаковыми геометрическими фигурами. Но следует помнить: если эта разница недостаточно велика, зритель может воспринять ее не как решение дизайнера, а как его ошибку. Контраст в этом аспекте лучше всего воспринимается, когда разница размеров не слишком велика и не слишком мала. Разумеется, понятия "большого" и "малого" в каждом случае свои, определяемые масштабом композиции и составляющих ее частей (см. рис.3).

Контраст фактур и материалов

Контрасты фактур - это гладкое и шершавое, острое и тупое, твёрдое и мягкое, плоское и объёмное, толстое и тонкое, прямое и изогнутое, лёгкое и тяжелое. Такой контраст используют, когда нужно подчеркнуть форму предметов одинакового цвета. Чем сильнее отличаются предметы по фактуре, тем более подчеркивается их форма. Часто контраст фактур используется, когда нужно подчеркнуть определенную характеристику объекта. Взаимодействие фактур - контраст поверхностей (см.рис. 6). Фактура и материалы - мощнейшие средства выразительности. Их воздействие может быть активнее, чем воздействие формы самой по себе. Подчеркнуть, или, наоборот, исказить пропорции, собрать воедино или разбить форму, оторвать от фона или слить с ним - все это может магия фактур.

Контраст форм

В этом виде контраста используют элементы, которые отличаются друг от друга формой.

При контрасте формы "жесткие", угловатые формы противопоставляются "мягким", скругленным.

Контраст - резкое различие элементов композиции - мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты - показатель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений способствует переключению внимания; на контрастном фоне текст заметнее. Контраст - проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противоположностей; он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, отраженной в композиции. Можно создать единый образ, используя объекты контрастных форм; главное, чтобы зрительно не разрушалась общая композиция.

Основная цель правил композиции - привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета - это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным - черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст - контраст черного и белого. Черный с белым - это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным - идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива . Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.


ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание - диаметрально удаленная пара .

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада - цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным - оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Под композицией (от лат. «compositio» - составление, связывание) во всех видах художественного творчества понимается организация элементов произведения, обеспечивающая его эстетическую выразительность и отвечающая его содержанию и назначению. Композиции, выполненные в различных областях искусства и дизайна (живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, фитодизайне интерьера и пр.), имеют свою специфику. В то же время существуют основные понятия композиции, имеющие значение для всех видов и жанров искусства и художественного проектирования. Эти понятия рассматриваются далее главным образом на примерах из сферы ландшафтного строительства и фитодизайна интерьера.

По пространственному расположению элементов все многообразие композиций в пластических искусствах и художественном проектировании можно разделить на три вида – фронтальные, объемные и пространственные композиции.

Фронтальные композиции являются двухмерными и рассчитаны на восприятие с одной стороны (при этом третье измерение может либо вообще не проявляться, либо выражаться гораздо менее активно в сравнении с другими измерениями). Примерами фронтальных композиций являются произведения живописи и графики, флористические панно и коллажи.

Отличительной чертой объемной композиции является трехмерность и возможность обзора ее зрителем с разных сторон. Примерами в данном случае могут служить скульптурные композиции, элементы оформления парков и площадей – беседки, фонтаны, цветочницы.

В пространственной композиции важнейшим компонентом является пространственное расположение составляющих ее объемов. В качестве примеров можно привести дворцово-парковые ансамбли, городские площади, зимние сады. Объемные композиции зачастую являются составной частью пространственных композиций.

Существует ряд промежуточных форм между названными видами композиции. К примеру, промежуточным вариантом между скульптурой и плоскостным изображением являются барельефы и горельефы (горельеф отличается большей выпуклостью форм в сравнении с барельефом). Если обратиться к области флористики, то также можно сказать, что помимо собственно объемных и плоскостных композиций широко распространены промежуточные формы – композиции, имеющие качества объемности, но рассчитанные на восприятие с одной стороны, другим примером могут служить плоскостные флористические панно с включением объемных элементов.



Композиционный центр и композиционная ось . Организация любой визуально воспринимаемой композиции предполагает выделение в ней главных и второстепенных элементов. В противном случае, если все элементы примерно равнозначны, композиция выглядит монотонной и невыразительной.

Главный, наиболее значимый элемент композиции называется композиционным центром. Например, в парках композиционным центром может быть архитектурное сооружение, декоративный водоем, площадь с богато украшенным цветником и т.п. Проектирование обширных территорий предусматривает также размещение ландшафтных акцентов, в качестве которых могут выступать малые архитектурные формы, клумбы и пр. Ландшафтные акценты должны быть подчинены композиционному центру.

Для выделения композиционного центра и акцентов могут быть использованы следующие средства:

- Доминирование значимого объекта композиции по величине . Примером такой организации композиционного центра может служить дворец в крупном парковом ансамбле, доминирующий своими размерами над окружением. Стоит, однако, заметить, что нередко акцент в ландшафтной композиции может быть меньше по размерам в сравнении с элементами окружения, но для его выделения используются другие средства – интересная форма, цветовые контрасты и пр.

- Выделение цветом . Любой элемент, отличающийся по цвету от окружения, выделяется из общего фона. Кроме того, главный в композиции объект решается, как правило, наиболее контрастно по отношению к окружению и активно по цвету. К примеру, клумба или партер в центральной части парка оформляются наиболее богато и красочно в сравнении с остальными элементами парковой композиции.

- Отличие по характеру формы от окружения. При этом главный элемент композиции и, в частности, ландшафтной композиции, как правило, имеет более сложную и богато украшенную форму по сравнению с окружением.

- Выделение за счет доминирующего положения . Так в ландшафтной композиции наиболее значимые сооружения нередко размещаются на возвышениях, доминируя таким образом над окружающим пейзажем.

- Выделение объекта за счет пустого пространства вокруг него . К примеру, напротив фасадов дворцов в крупных парках, как правило, располагается открытое пространство площадей, цветочных партеров и т. п.

При организации растительной композиции в интерьере зачастую используются сходные приемы выделения композиционного центра. Так главным композиционным элементом может быть растение, доминирующее над остальными частями фитокомпозиции за счет таких качеств, как, например, крупные размеры, эффектная форма, бросающаяся в глаза окраска цветов или фактура листьев.

С понятием композиционного центра тесно связано понятие композиционной оси. Композиционной осью принято называть основное направление, в котором для посетителей данной территории (например, парка) разворачивается ландшафтное пространство. Композиционная ось может проходить через аллею или, например, через ось симметрии цветочного партера. Организация ландшафтной композиции предполагает, как правило, выделение нескольких композиционных осей, одна из которых является главной, а остальные второстепенными.

Главная аллея, являющаяся основной композиционной осью, обычно характеризуется по сравнению с другими аллеями большей шириной, более разнообразным составом древесных, кустарниковых и цветочных посадок, более сложным декоративным оформлением элементов паркового оборудования.

Композиционные оси следует располагать так, чтобы они вели к какому-либо объекту, при этом главная ось, как правило, направляется к композиционному центру. Не рекомендуется также размещать композиционные оси под прямым углом.

Контраст, нюанс . Контраст в композиции представляет собой резкое противопоставление каких-либо качеств, например, большого и малого объекта, светлых и темных пятен и т.д. Противоположные качества, будучи сопоставленными, воспринимаются еще более ярко и напряженно. В сущности, в любой композиции так или иначе присутствует контрастное начало, появляющееся в сопоставлении различающихся между собой форм, величин, масс, фактур, оттенков и пр. Если противопоставление выражено активно, то композиция может быть названа контрастной. Если же различие элементов композиции проявляется мало, то можно сказать, что она построена на нюансах.

Использование контрастов придает композиции напряженное, динамичное, мажорное, а иногда и драматичное звучание. Следует, однако, иметь в виду, что чрезмерные контрасты могут утомлять зрителя. Поэтому при составлении композиций растения часто подбирают так, чтобы они были контрастны по одним свойствам, а по другим воспринимались на нюансе, например, форма растений может быть резко различной, а цвет листвы сходным.

Эмоциональное воздействие нюансов в противоположность контрастам – спокойное, мягкое и лиричное. Если обратиться в качестве примера к тому впечатлению, которое производит на человека окружающий ландшафт, то можно вспомнить, что природу средней полосы России часто называют «лиричной». Одна из множества причин, определяющих эмоциональное воздействие среднерусской природы на человека, состоит в том, что контрасты, которые могут проявляться в резких перепадах рельефа, сопоставлении сильно различающихся растительных форм и буйстве цветовых тонов, выражены в среднерусском пейзаже не очень активно, что и определяет его спокойный и лиричный характер.

Существуют различные виды контрастов (и, соответственно, нюансов) в композиции, к числу которых относятся следующие:

Контраст величин . Если в композиции множество элементов примерно равнозначны по размерам, то она воспринимается невыразительно. Поэтому при составлении композиций важно находить пропорции ее составных частей таким образом, чтобы между ними наблюдалось гармоничное различие по величине. В ландшафтной композиции контраст величин может проявляться в соотношениях самых разных элементов – высокорослых и низкорослых пород деревьев и кустарников, пропорциях куртин, площади пятен цветочных узоров на партерах, отношениях высоты деревьев к высоте малых архитектурных форм и пр. За счет продуманного использования контраста величин можно подчеркнуть акцент в ландшафте, усилить звучание отдельных элементов.

Контраст форм . В окружающем мире имеется бесконечное разнообразие различающихся между собой форм, - например, резко отличаются форма круга и вытянутого треугольника, контрастно смотрятся геометрически правильные формы рядом с аморфными и т.д. Соответственно, можно привести ряд примеров контрастов форм в растительных композициях. Так деревья, имеющие вытянутую пирамидальную крону, выглядят контрастно рядом с деревьями, у которых округлая или зонтичная форма кроны, силуэт деревьев с ажурной кроной контрастно воспринимается в сравнении с деревьями, обладающими густой, плотной кроной, или, например, живые растительные формы могут контрастировать с геометрически строгими формами зданий. Кроме того, среди растений можно наблюдать огромное разнообразие контрастных форм листьев, ветвей, цветов и т.д. Комбинируя разнообразные природные и искусственные формы, можно создать интересные и выразительные ландшафтные или интерьерные растительные композиции.

Контраст цвета . Существует два основных вида цветового контраста – контраст по светлоте, то есть различие более светлых и более темных тонов, и собственно цветовой контраст, в основе которого лежит восприятие цветовых оттенков (красного, желтого, зеленого, синего и пр.).

Действие светлотного контраста проявляется в том, что светлые оттенки на темном фоне воспринимаются еще светлее, а темные на светлом – еще темнее. Сила контраста зависит также от площади сопоставляемых пятен, - например, чем меньше площадь светлого пятна на темном фоне, тем оно воспринимается ярче.

Среди цветовых (хроматических) контрастов, в свою очередь, выделяется ряд разновидностей. В частности, существуют контрасты теплых и холодных оттенков. Можно напомнить, что к теплым относятся цвета коротковолновой части видимого спектра, – синий, сине-зеленый, фиолетовый, а также их разнообразные оттенки. Холодные цвета (желтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д.), соответственно, расположены в длинноволновой части спектра. Расположенные рядом одинаково теплые или одинаково холодные оттенки зачастую воспринимаются дисгармонично, более интересно выглядит сопоставление теплых и холодных пятен.

Среди различных видов цветовых контрастов большое значение имеет контраст дополнительных цветов. Дополнительные (их также называют контрастными) цвета расположены на противоположных краях цветового круга (рисунок 62). В качестве примеров дополнительных цветов можно назвать красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, бордовый и желто-зеленый и т.д. Размещенные рядом дополнительные цвета усиливают свою звучность. В свою очередь, при смешении дополнительных цветов в равных пропорциях образуется серый цвет. Эффекты взаимодействия расположенных рядом дополнительных цветов проявляются тем сильнее, чем выше насыщенность цветовых пятен и чем больше площадь их поверхностей.

Строго говоря, любые размещенные по соседству цвета визуально немного изменяются в сторону дополнительного к соседнему цвету оттенка. Например, серое пятно на синем фоне воспринимается теплее, желтое пятно, расположенное рядом с красным, приобретает чуть зеленоватый оттенок и т.д. Это обстоятельство следует учитывать при составлении цветочных композиций.

Считается, что эффект взаимодействия дополнительных цветов накладывает отпечаток на цветовые предпочтения различных народов, проявляющиеся в выборе колористических решений в архитектуре, оформлении костюма, предметов быта.

Известно, например, что на Руси название цвета «красный» соответствовало значению слова «красивый». Причину этого можно увидеть в том, что доминирующим цветом в среднерусском ландшафте в теплое время года является зеленый цвет лесов и лугов. По контрасту с этим зеленым цветом наиболее эффектно воспринимается красный цвет, и в этом плане не случайно, что красные оттенки широко использовались в русском крестьянском костюме.

Другим примером может служить активное применение синего цвета в оформлении куполов среднеазиатских храмов и минаретов. В выжженном солнцем среднеазиатском пейзаже преобладающими являются теплые цветовые тона. Дополнительные к ним оттенки синего и голубого цвета позволяют их зрительно уравновесить.

К числу разновидностей цветовых контрастов относятся одновременный и последовательный контрасты. Одновременный контраст наблюдается в процессе одновременного восприятия расположенных рядом контрастирующих оттенков. Последовательный контраст возникает при переводе взгляда с одного яркого цветового пятна на другое. К примеру, если некоторое время смотреть на крупное пятно красного цвета, а потом перевести взгляд на другие объекты, то они будут восприниматься немного зеленоватыми. Можно привести другой пример последовательного контраста – если выйти из затененного елового леса на солнечную поляну, то она воспринимается особенно ярко. Подобный прием контрастной смены впечатлений обогащает ландшафтную композицию, делает ее более интересной.

Физиологической основой всех видов контрастов является адаптация к характеру светового потока, воздействующего на зрительный аппарат. Например, если смотреть на синюю поверхность, то чувствительность зрения к синему цвету притупляется и, соответственно, возрастает чувствительность к оранжевому цвету.

Говоря о светлотных и хроматических контрастах, следует упомянуть также о краевом контрасте (пограничном эффекте), который проявляется в том, что контрасты наиболее активно выражены на границе расположенных рядом контрастирующих поверхностей. К примеру, при внимательном наблюдении можно заметить, что тональная разница между освещенной и теневой гранью любого предмета прямоугольной формы несколько более заметно проявляется на стыке граней.

Контраст фактур . Этот вид контрастов проявляется при сопоставлении предметов, имеющих различную фактуру поверхности. Составляя растительные композиции, можно широко использовать контрастные сочетания фактур. Например, шероховатая фактура камней в рокарии или альпинарии контрастно смотрится в сочетании с поверхностью воды в декоративном водоеме. Различные части растений могут иметь самую разнообразную фактуру, – к примеру, листья могут быть гладкими, бархатистыми, морщинистыми и пр. Материалы для покрытия дорожек, облицовки поверхностей, различного оборудования как в ландшафтной, так и в интерьерной композиции также могут иметь самую разную фактуру. Таким образом, сопоставление различных поверхностей открывает богатые возможности сочетания фактур, что является одним из средств достижения композиционной выразительности.

Симметрия и асимметрия . Понятие симметрии, как известно, подразумевает расположение тождественных элементов на равном расстоянии и противоположных участках относительно некоторой оси, точки или плоскости. Из повседневного жизненного опыта легко вспомнить примеры симметричных или почти симметричных форм: симметричные фасады зданий, внешний облик человека и животных, произведения декоративного искусства, многие предметы быта, машины, детали механизмов и пр. В свою очередь, если в композиции нельзя выделить признаки симметрии, она называется асимметричной.

Симметричное расположение составных частей придает композиции строгость, упорядоченность, некоторую статичность. При создании торжественных, парадных композиций их компоненты также зачастую располагают симметрично. В этом отношении не случайно, что фасады многих дворцов и прилегающая к ним садово-парковая территория оформлены, как правило, симметрично или почти симметрично. Можно также вспомнить в этой связи, что при озеленении перед фасадами административных зданий нередко используются породы деревьев, имеющие симметричную форму кроны (ель, туя).

Асимметричное распределение элементов выглядит более свободным, непреднамеренным; при создании ландшафтных композиций асимметричность придает им большую естественность и вызывает ощущение близости к природе. Симметричный план характерен для парков регулярной планировки, и, соответственно, асимметричный – для парков, выполненных в пейзажном стиле. Как правило, пространственная симметрия наиболее ясно просматривается в центральной части садово-парковых ансамблей, а на периферийной территории планировка является более свободной. При этом даже в центральной части ландшафта, выполненного в регулярном стиле, строгая симметрия обычно немного нарушается, чтобы симметричная однообразность не утомляла посетителя. Для обозначения неполной симметрии существует понятие дисимметрии. Ярким примером парка, планировочная структура которого выполнена по принципу дисимметрии, может служить Версальский парк.

Равновесие. Элементы любой композиции и, в частности, ландшафтной композиции имеют визуальную «массу»; при этом, как правило, чем крупнее объект, тем он выглядит «тяжелее». В этой связи важно, чтобы все составные части композиции были зрительно уравновешены, в противном случае она производит неприятное впечатление. К примеру, очевидно, что если в проектируемом ландшафте по одну сторону главной композиционной оси поместить рощу, а по другую оставить открытое пространство, то такое расположение будет производить впечатление неуравновешенности.

Равновесие принято разделять на статическое и динамическое. В первом случае элементы композиции размещены симметрично относительно некоторой оси (рисунок 63а), а во втором случае наблюдается более свободное расположение элементов, но при этом они воспринимаются уравновешенными (рисунок 63б). Чем дальше объект расположен от оси, тем он воспринимается тяжелее, что заметно на рисунке 63б.

Рисунок 63 – Схемы равновесия: а) статического, б) динамического

Визуальная тяжесть и легкость, от которой зависит впечатление уравновешенности или неуравновешенности ландшафтной композиции, не всегда связана с действительной массой расположенных в данном пространстве объектов. К примеру, постройка с большой поверхностью остекления воспринимается легче постройки из дерева, хотя в действительности стекло тяжелее дерева.

С помощью цвета можно в известной степени изменить ощущение тяжести или легкости объекта. Так светлые цвета воспринимаются легче темных, холодные легче теплых. Возможно, в данном случае играют роль цветовые ассоциации. Темные и теплые оттенки ассоциируются с цветом земли, с ее тяжестью, а холодные и светлые тона связываются в сознании с легкостью воздуха и синего неба.

В композициях, предназначенных для восприятия с одной стороны (букеты в сосудах, флористические панно и коллажи, произведения живописи, графики и пр.), расположенные справа объекты выглядят несколько тяжелее, чем размещенные слева. Считается, что обусловлено это привычкой читать текст слева направо, в результате чего при восприятии композиции взгляд зрителя неосознанно направляется от левого края к правому.

«Вес» объекта помимо всего прочего определяется его значимостью. Так небольшой объект, имеющий интересный внешний вид и воспринимающийся как значимый, будет зрительно уравновешивать более крупные, но менее значимые элементы композиции.

Ритм, метр . Ритм в широком смысле представляет собой чередование повторяющихся элементов, действий или процессов. В окружающем мире можно найти бесчисленное количество примеров ритма: чередование деревьев по краям аллеи, однотипные части в архитектуре (колонны, окна, арки), смена дня и ночи, чередование времен года, ритмы музыки и танца, все виды волнового движения и т.д. О существовании ритмического ряда можно говорить при наличии в нем не менее трех повторяющихся элементов.

Метр представляет собой частный случай ритма и предполагает строгое повторение одинаковых элементов через равные интервалы. Метрическое распределение элементов часто можно наблюдать в орнаменте (рисунок 64). Ритм, соответственно, является более широким понятием и подразумевает как равномерное повторение (в этом случае понятия «ритм» и «метр» совпадают), так и более свободное чередование с изменением свойств элементов и интервалов между ними.

Рисунок 64 – Метрический ряд в орнаменте

Ритмическое расположение составных частей ландшафтной и архитектурной композиции во множестве случаев обусловлено утилитарными причинами, например, одинаковые интервалы размещения колонн диктуются необходимостью оптимального распределения веса на опоры. В то же время художественно организованный ритм является мощным средством эмоционального воздействия. Глубинная причина этого воздействия, как принято считать, состоит в том, что многие процессы в организме как человека, так и других живых существ протекают ритмично: биение сердца, дыхание, сон и бодрствование, ходьба, различные трудовые действия и пр. То есть ритмичность, органически присущая человеку, побуждает его искать и находить эмоциональное удовлетворение в ритмически организованных произведениях искусства и дизайна.

Ритмичная организация придает ландшафтной композиции упорядоченность, зачастую строгий ритм позволяет добиться впечатления торжественности. При этом, однако, длительный ритмический ряд из однообразных элементов утомляет зрителя. Чтобы преодолеть это однообразие, существуют различные способы усложнения ритма. Так обогащение ритмического ряда может достигаться за счет включения в него дополнительных элементов, например, ритм рядовой посадки деревьев может быть усложнен за счет включения в него других пород деревьев и кустарников, паркового оборудования, декоративных элементов, использования различных материалов в отделке. В ритмический ряд могут также вводиться элементы, нарушающие строгую последовательность и тем самым усложняющие его. Кроме того, если ритмический ряд рассчитан на фронтальное восприятие зрителем, то иногда параметры его центральной части изменяют в сравнении с боковыми участками. К примеру, если на фасаде здания имеется ряд арок, то центральная арка может быть больше по пропорциям и сложнее оформлена в сравнении с остальными.

Рисунок 65 – Такты ритма: а) одно-, б) двух-, в) трехчастный

В ландшафтном проектировании принято различать природный и художественный (искусственный) типы ритмов. Природный ритм проявляется в особенностях внешнего облика растений, прежде всего в ветвлении и листорасположении - например, в зимнее время очень красиво может смотреться ритмический узор ветвей сбросивших листву деревьев. Художественный ритм, в свою очередь, определяется расположением растений и прочих элементов композиции.

«Единицей» ритмического ряда является такт, соответственно, различаются одно-, двух- и трехчастный ритм (рисунок 65). Из одинаковых тактов состоит метрический ряд; в более сложном, свободном ритме такты прослеживаются не столь ясно.

Рисунок 66 – Ритмические ряды: а) простой, б) сложный из деревьев и кустарников, в) сложный из деревьев и лиан

Среди искусственных ритмических рядов в растительных композициях можно выделить следующие:

Простой ритм, состоящий из деревьев или кустарников одной породы. Этот ритм может быть обычным, разреженным или сомкнутым (рисунок 66);

Сложный, предполагающий наличие растений, значительно различающихся по внешним признакам (деревьев, кустарников или лиан);

Смешанный, в котором помимо растений имеется парковое оборудование, декоративные элементы, малые архитектурные формы;

Фигурный ритм, состоящий из растений, кроны которых сформированы в виде различных геометрических фигур;

Сезонно-динамические ритмы, проявляющиеся в холодное время года при чередовании вечнозеленых и листопадных растений, а также растений, по-разному изменяющих окраску листвы осенью;

Ритмы, различающиеся по геометрии плана – прямые, круговые, панорамные (раскрывающиеся по кривой амфитеатра);

- ритмы вертикального направления, которые можно наблюдать как в расположении ветвей хвойных и некоторых лиственных пород, так и в искусственно созданных сооружениях (рисунок 67).

Продуманно организованный ритм линий и пятен может придавать композиции своеобразную «му-

Рисунок 68 – Арабеска на партере перед фасадом Екатерининского дворца в г. Пушкин (фрагмент плана)

зыкальность», «текучесть» форм. Примером такого использования ритма в ландшафтном строительстве может служить фрагмент партера, расположенного перед Екатерининским дворцом в г. Пушкин (рисунок 68). Ритмически повторяющиеся изгибы линий в данном случае создают красивый, изысканный узор.

Масштаб и масштабность . Под пространственным масштабом принято понимать степень крупности объектов, составляющих пространство архитектурного ансамбля, садово-парковой территории или интерьера здания. Соответственно, о крупном масштабе можно говорить в случае, если пространство образовано крупными объектами с протяженными интервалами между ними и, наоборот, мелкому масштабу соответствует пространственная композиция, состоящая из мелких элементов.

Масштаб определяется также характером детализации формы. Чем активнее выражено членение форм на мелкие детали, тем сильнее проявляется качество мелкомасштабности в композиции, и, в свою очередь, объекты, имеющие обобщенные, лаконичные формы, воспринимаются крупномасштабными. Типичным примером максимально крупномасштабных, лаконичных форм являются египетские пирамиды (комплекс в Гизе).

Масштаб в немалой степени определяет эмоциональное воздействие архитектурной и ландшафтной композиции. Крупный масштаб позволяет придать композиции впечатление торжественности, мощи, значительности. В качестве примеров можно привести мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде или уже упоминавшиеся египетские пирамиды. В свою очередь мелкий масштаб зачастую уместен в композициях, воздействие которых более мягкое, камерное, лиричное.

Понятие масштабности предполагает соответствие элементов пространственной композиции друг другу и находящемуся в данном пространстве человеку. Если величина отдельных элементов не соответствует масштабу окружения, то в этом случае говорят, что части композиции не сомасштабны друг другу. К примеру, если в интерьерном пространстве общественного здания, обладающем крупномасштабными характеристиками (это может быть, допустим, зал крупного торгового центра или фойе театра) расставить на полу в качестве элементов озеленения небольшие одиночные растения, то нетрудно представить, что они будут выглядеть слишком мелкими и не сомасштабными окружению. Другим примером отсутствия сомасштабности может служить застройка некоторых современных живых кварталов. Крупный масштаб высотных построек своими размерами может в некоторой степени подавлять человека, а пространственная среда в этом случае воспринимается неуютной и неосвоенной.

При проектировании садового участка или парковой территории важно добиться впечатления сомасштабности составляющих композицию элементов. Пространство сада должно быть пропорционально величине дома, площадь газона – саду и т.п. Одно из правил достижения сомасштабности составных частей ландшафтной композиции состоит в том, что не следует переносить размеры элементов интерьера в пространство садового участка. Так ширина лестниц в доме может составлять 90 – 110 см, а в саду 120 – 200 см, ширина дверного проема 70 – 90 см, арки в саду 120 – 150 см.

Восприятие масштабности пространства во многом зависит от исторических и социальных условий. Так впечатление от крупномасштабной застройки у наблюдателя идущего пешком или едущего в автомобиле существенно различаются. Если в первом случае крупные объекты могут довлеть над человеком, то во втором случае пространство выглядит более сомасштабным.

Можно говорить также о различиях в восприятии масштаба разными возрастными группами. Пространство, воспринимаемое взрослым человеком как вполне комфортное, для ребенка может казаться огромным и не сомасштабным ему.

В определении масштаба пространственной композиции важную роль играют так называемые указатели масштаба, то есть объекты, величина которых хорошо известна и с которыми сравнивается величина других объектов. Указателями масштаба могут быть окна и балконы в типовых панельных домах, скамьи, ступени лестниц и пр.

Статика, динамика . Элементы композиции или сочетание элементов могут визуально восприниматься более статично или динамично. В качестве примеров можно привести простейшие геометрические фигуры (рисунок 69). Статичные фигуры расположены в левом столбце рисунка. К числу наиболее статичных объектов относится квадрат, визуально воспринимаемый как очень устойчивая фигура. Круг также является статичной фигурой, к тому же в нем нет «жесткости», присущей формам, ограниченным прямыми линиями и углами. Однако круг менее устойчив в сравнении с квадратом и в этом плане содержит в себе внутреннюю динамику. Равносторонний треугольник, стоящий на основании, воспринимается как статичная фигура, но наличие острых углов придает ему элемент динамичности.

Рисунок 69 – Зависимость визуальной статичности и динамичности геометрических форм от их пропорций и наклона (слева статичные формы, справа - динамичные)

Рисунок 70 – Примеры статичного (а) и динамичного (б) расположения геометрических тел

Если обратить внимание на второй столбец рисунка, то можно убедиться, что вытянутые фигуры воспринимаются более динамично, чем фигуры, имеющие примерно равные размеры по высоте и ширине. Можно еще отметить, что вертикальные фигуры выглядят динамичнее горизонтальных.

Следующая особенность восприятия статики и динамики состоит в том, что фигуры, имеющие произвольный наклон, воспринимаются динамичнее в сравнении с объектами, расположенными горизонтально или вертикально (третий столбец). При этом динамичная композиция предполагает наличие элементов, наклоненных не только относительно горизонтали или вертикали, но и по отношению к другим элементам (рисунок 70б).

Рисунок 71 – Растительные формы с преобладанием во внешнем облике статики (слева) и динамики (справа). В качестве примеров использованы рисунки деревьев-бонсай.

Симметричные композиции воспринимаются более статично, чем асимметричные; это же касается и отдельных фигур. Так лишенные оси симметрии фигуры из четвертого столбца на рисунке 69 выглядят динамичнее по сравнению с фигурами из третьего столбца.

Динамика в композиции во многом обусловлена наличием контрастов и ритма. Активные контрасты форм, цвета и величин придают композиции напряженность и динамичность; в свою очередь, композиция, построенная на нюансах, выглядит спокойной и статичной.

Примеры визуальной статичности и динамичности в реально существующих растительных формах приведены на рисунке 71.

Пропорции и пропорционирование . Понятие пропорции обычно используется в двух основных значениях: 1) соотношение по величине основных параметров формы (длина, ширина, высота, размеры отдельных элементов); 2) математическое отношение, выражаемое в виде формулы a: b = c: d.

Пропоционирование предполагает решение задачи нахождения оптимальных пропорций путем различных математических отношений. Одним из наиболее известных отношений подобного рода является «золотое сечение». Это отношение предполагает такое различие величины элементов, при котором меньшая величина так относится к большей, как большая к сумме величин. Если, допустим, величину отрезка, разделенного на две неравные части в пропорции золотого сечения, принять за единицу, то величина большей стороны будет равна около 0,618, а величина меньшей, соответственно, 0,382. В качестве примера использования золотого сечения можно привести изображенные на плане прямоугольные куртины, стороны которых соотносятся в указанной пропорции (рисунок 70а). Эта пропорция вызывает ощущение наиболее гармоничного соотношения величин, и не случайно поэтому со времен древнего мира многие художники и архитекторы применяли это соотношение в своей творческой практике. Золотое сечение может использоваться при проектировании цветников, газонов, водных пространств, для определения пропорций декоративных элементов оформления парков и скверов и т.п.

Рисунок 72 – Изображение куртин на плане. а) соотношение длины и ширины куртин соответствует пропорции золотого сечения; б) размеры сторон и расстояние между куртинами кратно выбранному модулю.

Термин «золотое сечение» впервые был введен Леонардо да Винчи, который называл его «божественной пропорцией». Золотому сечению приблизительно соответствует соотношение чисел в так называемом ряду Фибоначчи (числа в этом ряду представляют собой сумму двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д.). Каждое последующее соотношение чисел в ряду Фибоначчи, начиная сотношения 3: 5, все более приближается к точной пропорции золотого сечения (5: 8, 8: 13...). Эти соотношения удобно использовать для нахождения пропорций проектируемых объектов, если по замыслу они приблизительно должны соответствовать золотому сечению.

Модульная система подразумевает, что за основу берется условная единица величины (модуль) и все размеры проектируемых объектов составляют целое число заданных модулей. Пример использования модуля для определения пропорций куртин приведен на рисунке 72б.

Рисунок 73 – Система модульных пропорций в греческих ордерах. Слева направо - схемы дорического, ионического и коринфского ордеров (по Г.П. Степанову)

Модульная система применяется в архитектуре уже несколько тысячелетий. Примером ее использования могут служить античные ордера, в которых в качестве модуля берется диаметр или радиус колонны (рисунок 73). В нашей стране применяется единая модульная система (ЕМС) с принятой величиной модуля 100 см. Все размеры в строительстве получают путем умножения или деления данного модуля.

Кратко изложенные в данном параграфе основные понятия композиции в дальнейшем рассматриваются на более детальном уровне при изучении студентами дисциплин «ландшафтное проектирование», «аранжировка и фитодизайн интерьера» и «градостроительство с основами архитектуры». Знание этих понятий является необходимой основой для грамотного выполнения композиций будущими специалистами садово-паркового и ландшафтного строительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антал Я. Архитектурное черчение (пер. со словацкого) / Я. Антал, Л. Кушнир, И. Сламень, Б. Гавранкова. – Киев: Будивельник, 1980. – 127 с.

2. Будасов Б.В. Строительное черчение и рисование / Б.В. Будасов, В.П. Каминский, Г.Б. Базилевский, В.В. Владиславский. – М.: Стройиздат, 1981. – 448 с.

3. Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. / Т. С. Гарнизоненко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

4. Ермаков А.В. Архитектурная графика ландшафтного проектирования / А.В. Ермаков. – М.: МГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 148 с.

5. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика / К.Г. Зайцев. – М.: Стройиздат, 1970. – 203 с.

6. Комаров Н.А. Архитектурная графика. Рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.А.Комаров, О.С. Летина. – М.: МГУЛ, 2003. – 42 с.

7. Короев Ю.И. Начертательная геометрия / Ю.И. Короев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 424 с.

8. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование / Ю.И. Короев. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с.

9. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна / Н.Я. Крижановская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 204 с.

10. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство / И.П. Лепкович. – СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2004. – 400с.

11. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: лабораторный практикум для студ. спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 40с.

12. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению расчетно-графической работы на тему: «Построение интерьера методом перспективной сетки» для студентов спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2009. – 22 с.

13. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению контрольной работы на тему «Графическое изображение ландшафта методом перспективной сетки» студентами заочной формы обучения по спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 16 с.

14. Степанов Г.П. Объемно-пространственная композиция / Г.П. Степанов [и др.] – М.: Архитектура-С, 2001.

15. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, В.Д. Солдаткина, В.В. Воронежцев [и др.] – М.: Недра, 1979. – 56 с.

16. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, М.В. Федорченко, В.П. Раклов [и др.] – М.: Недра, 1987. – 62 с.

с
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ПЕРСПЕКТИВА…………………………………………………………….
1.1 Геометрические основы построения перспективных изображений……….
1.2 Перспектива точки, прямой и плоскости……………………………
1.3 Перспективные масштабыопределение натуральных величин отрезков и углов …………...…………………………………………….
1.4 Способы построения перспективы……………………………………
1.5 Построение окружностей и тел вращения в перспективе……………
1.6 Частные случаи перспективных построений…………………...…….
1.7 Построение теней………………………………………………………
1.8 Построение отражений…………………………………………………
ШРИФТЫ……………………………………………………………………
СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ…………..
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Учебное издание


Писаренко Сергей Александрович

Давайте сегодня поговорим о контрасте. Что это такое - контраст? Многие из фотографов, особенно начинающие, удивятся, если услышат, что контраст - это элемент композиции. Но, тем не менее, это действительно так. Ведь контраст - это не только разница в тонах и цветах изображения.

Контраст как композиционный элемент делает снимок более выразительным, более интересным и привлекательным для зрителя. Контраст придает фотографии эмоциональное звучание. Но прежде чем разбираться, как «работает» контраст в искусстве фотографии, нам нужно уяснить, чем отличаются друг от друга понятия «контраст» и «контрастность».

Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Это различие может быть выражено в большей или в меньшей степени. А вот контрастность - это способность фотокамеры видеть и запечатлять это различие, то есть разницу между контрастными элементами изображения.

Фотографу очень важно научиться правильно использовать этот метод. Для этого прежде всего нужно посмотреть на снимок как на некое абстрактное изображение, забыть о его конкретике. Забыть о функциональности вещей, на нем изображенных. Посмотреть, и определить, какой из видов контраста в этом изображении, в этой конкретной композиции более уместен. И нужен ли он там в принципе. Фотографу нужно добиваться того, чтобы контрастные элементы изображения хоть в чем-то, но перекликались с его сюжетной составляющей. А еще нужно загодя определить для себя, цветной будет ваш снимок или монохромный (То есть черно-белый или тона сепии, например). От этого может зависеть, например, яркость и резкость элементов изображения, которые несовместимы между собой.

А теперь давайте поговорим о том, как на фотографиях может выражаться контрастность элементов, в каких видах и формах это может происходить.

Тональный контраст

Под тональным контрастом понимается намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивания заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Этот прием хорошо работает в монохроме, в черно-белой фотографии. На цветных же фотографиях при помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки.

Цветовой контраст

Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Если цветовой контраст применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросится в глаза зрителю, привлечет его внимание. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам. Цветовой контраст - это выбор таких цветов, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга. Например, желтый и синий, красный и зеленый. Причем, чем ярче, насыщеннее оттенки этих контрастных по отношению друг к другу цветов, тем лучше. Применение цветового контраста очень важно при работе над натюрмортами, пейзажами, снимками цветов. Ну, например, пейзажный снимок зеленой лесной опушки с ярким пятном красной рябины где-нибудь в центре.

Контраст фактуры

А что делать, если у вас в кадре предметы одинакового цвета? Ну вот так случилось. Заказчик захотел - желтое на желтом или голубое на голубом? Вспомните про то, что кроме всяких других контрастов существует и контраст фактур. Тут правило просто: чем большая разница в фактуре предметов, тем на снимке лучше подчеркивается форма этих предметов. И еще контраст фактур - это прекрасная возможность выделить светом любой из нужных элементов фотографии. Также этот вид контраста хорошо использовать, если вам необходимо обратить внимание зрителя на ту или иную характеристику снимаемого объекта. Примеры? Сколько угодно. Морщинистое лицо старенькой бабушки и розовая, нежная щечка внучки. Или нежнейшая лилия на фоне грубой кирпичной стены.

Контраст статики и динамики

Контраст движущихся и неподвижных объектов на снимке. Например, одинокий автомобиль, движущийся на высокой скорости по загородному шоссе на фоне бескрайнего поля и огромного голубого неба. Или прыгун в высоту, застывший в кадре в своем движении на фоне безмолвных пустых трибун. Находящиеся в движении развевающиеся волосы красивой девушки. Это очень сложный вид контраста. Далеко не каждый фотограф грамотно его применяет. Некоторые даже склонны считать, что контраст статики и динамики находится в противоречии с основными правилами и законами композиции. Но уж если вам удалось добиться в своем снимке такого ярко выраженного контраста этого вида, то будьте уверены - ваша работа станет успешной. Эта фотография будет приковывать к себе внимание зрителей и выгодно выделяться из ряда работ других авторов.

Смысловой контраст

Очень сложный, даже, наверное, самый сложный в применении вид контраста. Его суть заключается в том, чтобы в плоскости одного снимка совместить, казалось бы, не совместимое. Ну, например, человека в зимнем костюме, стоящего на лыжах на жарком пляже на берегу моря. Или обнаженную модель на многолюдной улице большого города. Такие снимки всегда должны быть очень тщательно продуманы. В противном случае, зритель их может принять за больную фантазию их автора и высказать сомнение в здоровье его психики. Смысловой контраст обычно применяют в жанровой фотографии.

Ну, и, несколько слов как итог всего вышесказанного. Если вы будете задумываться о различных видах контраста в ваших работах, то снимки ваши будут намного привлекательнее для зрителя. И не забывайте о том, что в одном снимке вы можете применять сразу несколько вышеописанных приемов.