Как написать историю персонажа. Как придумать и развивать интересных персонажей


1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?

2. Что для персонажа внешне красиво, а что уродливо? "Внешне" подразумевает все пять чувств, какая-то музыка может быть для него красивой, а какой-то запах - омерзительным. Красивым может быть и некий стиль вообще - например, некоторые без ума от готики.
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?

3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?

ТЕСТ 1: Как персонаж ответил бы на вопрос "Чего ты не сделал бы ни за что?"
ТЕСТ 2: Как персонаж относится к выражению "Если нельзя, но очень хочется, то можно"?

4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?

5. Исповедует ли персонаж какую - либо религию/философию?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?

6. Чего персонаж хочет от жизни - славы, достатка, любви? Как он хочет жить - тихо и сыто, странствуя в поисках приключений, роскошно и богато, один в глуши?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ: Как сам персонаж ответил бы на вопрос "Для чего ты живёшь"?
8. Как персонаж относится к смерти?
А) Что такое, по мнению персонажа, смерть? Совпадает ли "официальное" мнение религии/философии, которую он исповедует с его собственным представлением?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?

10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?

11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?

А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, "смотреть на мир через розовые очки"?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж "срывать розовые очки" с других, деромантизировать обстановку?

12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?

ТЕСТ 1: Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2: Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ

1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, "игре на публику"?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?

ТЕСТ 1: Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2: Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?

3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?

4. Делит ли персонаж людей на "своих" и "чужих"?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между "мы" и "они"?
Б) Как различается его поведение со "своими" и "чужими"?
В) При каких обстоятельствах "чужой" станет для персонажа "своим"? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как "враги"?

5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
a. Пол?
b. Возраст?
c. Раса?
d. Внешность?
e. Одежда?
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?

ТЕСТ: Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе ("Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку?..."). Его реакция?

6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу "око за око" или по принципу "воздастся сторицей"?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?

8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
Б) При каких обстоятельствах он пойдёт на НЕМИНУЕМУЮ смерть?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать...
1) Душой?
2) Разумом?
3) Свободой?
4) Благосостоянием?
5) Главной силой (Для мага это - возможность колдовать, для священника - божье благословление, для хакера-киберпанка - нейрошунт)?
6) Близкими?

Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ: Сравните две ситуации.
Первая: Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая: Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?

9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться ("Кроме Господа я не знал царей...")?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия "Долга Службы", "Долга Чести", etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
Б) Может ли он убить? Если да, то при каких обстоятельствах? Что он при этом будет чувствовать? Станет ли это для него потрясением, удовольствием, или он отнесётся к этому с безразличием?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?

ТЕСТ 1: На персонажа бежит незнакомый ему человек, вооруженный мечом. В руках персонажа - заряженный пистолет. Он с гарантией может попасть в любую точку тела бегущего, выстрелить в воздух или убежать. Его действия? А в ситуации, когда возможности убежать нет?
ТЕСТ 2: На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3: Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ТЕСТ 4: Знакомый персонажа таки применил пытки. Изменит ли это отношение вашего персонажа к нему? Каким образом?


ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ

1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?

ТЕСТ: В разговоре с друзьями персонаж случайно допускает смешную и глупую оговорку. Друзья радостно смеются. Его реакция? Обидится ли он, разозлится, посмеётся вместе с ними? Как изменится его реакция, если те, с кем он говорит - не друзья, а малознакомые люди?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?

ТЕСТ: Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что "Мост выдержит только того, кто верит в себя". Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ: Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа "любимая мозоль", что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Д) Что для персонажа важнее - "Я должен" или "Я хочу"?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?

Когда я приступила к написанию своей первой работы, вопроса, как создать персонажа для книги, у меня не возникло. Я не не искала подсказок и советов в интернете, не читала книг, посвященных писательскому ремеслу, а наивно полагалась только на свои силы.

В этой статье я поделюсь с вами тем, чего не стоит делать, чтобы сэкономить себе время и нервы, а также советами, которые сработали лично для меня.

Сколько персонажей должно быть в книге?

Ответ очевиден: ровно столько, сколько вы способны раскрыть.

Если вы уверены, что каждый из героев сыграет важную роль в общем сюжете, не затеряется в толпе персонажей, то их может быть хоть сто. Однако не торопитесь брать читателя количеством героев.

3 причины почему не стоит вводить много персонажей

Когда приступаешь к написанию книги - особенно в жанре фэнтези или фантастика - есть жгучее желание населить свою историю множеством харизматичных и уникальных персонажей. Тем более, что позитивный пример есть: существуют целые серии книг, где автору удалось управиться с большим количеством героев. Но вот 3 причины, почему я не советую это делать:

  1. Огромная трата сил

    Вы распыляетесь. Вместо того, чтобы за то же количество времени создать 3-4 интересных и проработанных персонажей, вы придумываете 20 и мечетесь между ними.

    Тут необходимо задать себе вопрос:

    Готовы ли вы потратить огромную часть сил на то, чтобы раскрыть n-кол-во героев, вместо того, чтобы написать еще одну книгу или более детально проработать сюжет?

  2. Огромная трата времени

    Создание персонажей дело непростое. И то время, которое вы посвятили раскрытию героев, можно было направить на решение других, не менее важных задач.

    Готовы ли вы к тому, что в конечном итоге можете оказаться недовольны результатом, а потраченного времени уже не вернуть?

  3. Читатель не запомнил/запутался/забыл

    На своем опыте скажу, что примерно 80% читателей, которые отписывались под первыми главами моей книги, говорили, что им трудно запоминать большое количество героев.

    Готовы ли вы к тому, что какая-то часть читателей не захочет разбираться во множестве героев и отсеется в самом начале?

Если хоть на один из трех вопросов вы ответил «нет» - стоит оставить эту задумку хотя бы до тех пор, пока вы не набьете руку.

А сколько персонажей нужно?

Считается, что три основных героя - вполне достаточно. Читатель точно не забудет кто есть кто и не заскучает. Такое количество персонажей на руку и самому автору - больше возможностей, времени и сил, чтобы развить судьбы героев на страницах книги.

Основной, второстепенный, эпизодический: в чем отличие? Зачем нужны неключевые персонажи?

Когда вы разобрались с тем, сколько персонажей планируете, пришло время разделить их три группы:

Главный Второстепенный Эпизодический
Кто такой? Персонаж, о котором повествует история. Главных героев может быть несколько Персонаж не является в данной истории ключевым, но влияет на сюжет или/и гг. Его жизнь и отношения описываются, но не так подробно Персонаж, промелькнувший на фоне главного героя, вступивший с ним в не длительное взаимодействие. Часто такие герои не имеют имени
Как часто появляется? Ключевым персонажам отведена большая часть книги Занимают примерно 20-30% книжного времени Обычно один-два раза
Пример. Книга «Звонок» Кодзи Судзуки Главных героев двое: Асакава и Рюдзи - именно они находят проклятую видеокассету и расследуют убийства. Второстепенным персонажем можно назвать Маи Такано. Про нее не так много известно, но она связана и с Рюдзи, и Асакавой, а также играет во второй части книги значимую роль в сюжете, не являясь при этом главным персонажем Старичок-администратор, который находит на вилле Б-4 проклятую видеокассету, а затем отдает ее главному герою

Роль второстепенных героев

Если с главным героем все более-менее понятно, предлагаю чуть подробнее рассмотреть задачи героев второго плана.

Задача №1 - Раскрытие главного героя

Взаимоотношения между людьми и в реальной жизни помогают узнать о человеке много нового, что уж говорить про книги, где автор специально расставляет акценты так, чтобы представить главного персонажа максимально живым и разносторонним. Роль второстепенных героев обычно отводится друзьям и коллегам, чуть реже родителям и знакомым.

Задача №2 - Раскрытие прошлого и настоящего

С помощью второстепенного героя можно приоткрыть завесу прошлого. Рассказать о том, чего не знал даже главный герой.

Пример №1 (далекое прошлое): Мардж из книги «Кошмар на улице Вязов». Именно с помощью Мардж и читатель, и главная героиня узнает о том, что много лет назад Крюгера затолкали в бойлерную и подожгли.

Пример №2 (недавнее прошлое): В той же самой книге Род стал свидетелем убийства, которое совершил Крюгер. Это преступление повесили на Рода, который позже рассказал главной героине, что в момент убийства в комнате был кто-то еще. Кто-то невидимый, кто убил их общую подругу. И тогда главная героиня начинает свое расследование.

Также второстепенный персонаж может рассказать и читателю, и главному герою о том, что происходит в настоящем — в данную конкретную минуту.

Пример: Фильм «Заложница» 2007 года. По сюжету дочь главного героя похищают. В то время, как на них с подругой нападают, дочь(второстепенный персонаж) говорит с отцом по телефону. Так и зритель, и главный герой, не находясь поблизости и не видя происходящее своими глазами, узнают о похищении молодых девушек, которое происходит в реальном времени.

Задача №3 - Влияние на сюжет

Этот пункт несколько похож на предыдущий. Но здесь роль второстепенного героя заключается не в прояснении ситуации, а в какой-то степени судьбоносном влиянии на сюжет.

Пример: Стивен Кинг «Сияние». Холлоранн, как и Дэнни (главный герой) обладает даром, который в книге зовется сиянием. Именно Холлоранн предупреждает Дэнни об отеле и говорит, чтобы тот, в случае чего, звал его изо всех сил с помощью своего дара. Этот разговор в итоге сыграл огромную роль в конце книги. Дэнни, после того, как отец пытался их убить, зовет на помощь Холлоранна, и тот спасает их с матерью.

Задача №4 - Быть просто людьми

Иногда роль второстепенного персонажа заключается в том, чтобы просто быть человеком. Иногда смешным - для комической отдушины, порой стереотипным, чтобы высмеять глубоко засевшие убеждения. Можно нередко встретить и в книгах, и в фильмах стереотипных русских или американцев, которые не являются ключевыми персонажами, но делают историю более объемной и занимательной.

Для чего нужны эпизодические герои?

Задачи второстепенных и эпизодических персонажей могут перекликаться между собой. Эпизодический герой тоже может помочь в:

  • раскрытии героя

    Пример: если ключевой персонаж едет в такси и болтовня водителя его чересчур раздражает, читатель как минимум сделает вывод о темпераменте главного героя. Как максимум - если вы правильно расставите акценты - даст понимание, что герой-то садист: всю поездку он представлял, как в прямом смысле зашивает болтливому водителю рот.

  • создании фона и атмосферы

    Если герой заходит в бар, его должны окружать люди. Как минимум бармен, как максимум - толпа довольных и не очень жизнью людей. Эпизодические герои помогут в описания места действия. В баре может быть шумно, душно от скопления народа. Такой прием с эпизодическими (фоновыми) персонажами поможет сделать сцену объемнее.

  • продвижении сюжета

    Нередко и эпизодические персонажи подталкивают главного героя к тому, с чем ему придется иметь дело на протяжении всей истории.

    Пример: Кодзи Судзуки «Звонок». Главный герой Асакава едет в такси и узнает от водителя о странной смерти на дороге. Сам автор подмечает: «Если бы в тот день Асакава все-таки решил поехать домой на метро, ему бы в голову не пришло искать связь между двумя разными происшествиями. Однако, как ни посмотри, завязка романов — это всегда стечение обстоятельств».

Как создать главного героя для книги?

Обсудили второстепенных и эпизодических персонажей, теперь предлагаю разобраться с ключевыми героями. Итак, как создать героя для книги?


Внешность: нужно ли ее описывать?

Отвечая на вопрос выше, скажу: описывать внешность героя или нет - решать только автору. Не берусь утверждать, что без этого никак, но в большинстве книг авторы действительно описывают внешность персонажей. Хотя бы в общих чертах.

Своих героев я не очень люблю описывать по части внешности: если удается гармонично вписать черты персонажа в историю - отлично. Специально, потому что «нужно же рассказать, как выглядит герой», этого не делаю.

Поделюсь некоторыми секретами, которые использую лично я, когда описываю внешность героя:

  • Сравнение персонажей между собой.

    Например: главный герой сидит перед телевизором и смотрит какую-нибудь передачу. На экране он замечает ведущего, который в большей или меньшей степени на него похож. ГГ начинает сравнивать себя с персонажем на экране. Возможно даже представлять себя не его месте и думать о том, что если прической и слегка вздернутым носом, они похожи, то фигура у главного героя лучше - костюм сидел бы на нем как надо, и волосы бы блестели под софитами намного ярче и без каких-либо укладочных средств.

  • Взаимодействие с природой и окружающим миром. Задача: сплести вместе действие и описание внешности.

    Например: Кайс обернулся и, убрав упавшие на лицо пряди, посмотрел на Грэга в ожидании ответа. Тот, увидев движение юноши, усмехнулся и непроизвольно провел ладонью по коротким волосам, которые не смог тронуть ветер.

    Например: Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта.

  • Через других героев. Это могут быть и диалоги, и мысли. Нередко выходит так, что в чужих глазах мы выглядим не так, как нам кажется. Обычно другие люди сразу выделяют для себя основные, самые яркие черты нашей внешности - вот это и можно взять за основу описания персонажа.

Со следующими приемами описания внешности советую быть осторожней. Они имеют место быть, но советую их и вовсе избегать:

  • Заезженные сравнения . Например: Глаза цвета океана, волосы цвета шоколада и подобное. В описании внешность с помощью сравнений нет ничего плохого, но старайтесь не использовать слишком избитые выражения.
  • Описание внешности в отражении. Такой прием имеет место быть, он используется в книге «50 оттенков серого», но уже считается штампом. И если рядовому читателю может быть все равно, как описана внешность, читатель-автор или очень разборчивый читатель может сделать негативные преждевременные выводы о истории в целом.
  • Нереалистичное, высокопарное, преувеличенное описание внешности. Например: Ее кожа была словно бархат, я вдыхал изумительный запах ее шикарных огненных волос, которые как шелк, как настоящее солнце переливались на солнце. Ее зубы - точно жемчужинки, а глаза цвета изумруда. Ее походка, фигура, все было идеально: от длинных ног я не мог оторвать глаз.

Характер персонажа

Не секрет, что читатель запоминает персонажа по характеру, а не по внешности. Провал - это когда все, чем отличаются ваши герои между собой, цвет волос и глаз.

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ - примета, отличительная черта, знак) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь - при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом , который определяет внешнюю форму выражения характера.

Для достоверности описания характера можно:

Способ №1 - Задавать вопросы:

  • Раздражительный ли герой?
  • Что его может вывести из себя?
  • Как он отреагирует на предательство?
  • Принципиален ли он?
  • Для героя долг прежде всего?
  • Совестливый ли герой?
  • Полезет ли герой первым в драку?
  • Как относится к насилию?
  • Как решает конфликты: криком или словами?
  • Как громко говорит?
  • Болтлив ли герой?
  • Легко ли доверяет людям?
  • Для героя стакан наполовину полон или пуст?

Остальные вопросы можно придумать по аналогии.

Способ №2 - Ставить героев в неоднозначные ситуации

Также не лишним будет поставить всех ваших героев в одну и ту же щекотливую ситуацию и подумать, как они себя в ней поведут.

Например: У героя есть те, о ком ему необходимо заботиться, но он на мели. Подворачивается прибыльное, но незаконное дело: распространять наркотики, похищать людей и т.д. Пойдет ли ваш герой на это? А если при условии, что его ТОЧНО никогда не поймают?

Или другие ситуации, например, вот такая:

Способ №3 - Ассоциации

Ассоциации - это связи между психическими явлениями, при которых появление одного из них в сознании человека влечет практически одновременное появление других.

По запросу «ассоциации» вы найдете немало интересного в интернете. Задавая людям простые слова, можно очень много о них узнать. Поиграйте в ассоциации с героями. Найдите в интернете или придумайте сами список слов и ответьте за ваших персонажей на них.

Например:

семья - любовь
дом - крепость
мать - родная
отец - предательство
предательство - боль
деньги - слава
власть - насилие
мужчина - жестокость
женщина - жертва
дети - не нужны

А теперь подумайте, что можно сказать о персонаже, который провел такие ассоциации?

5 способов раскрыть персонажа

  • Через действие/бездействие

    В одних и тех же ситуациях персонажи, за плечами которых стоят собственный опыт, прошлое и мотивация, будут поступать по-разному. Их реакции на сложившиеся обстоятельства также диктуются темпераментом.

    Пример : «Десять негритят» Агаты Кристи. Десять человек заперты на острове. После первого убийства на вилле начинается настоящих хаос: все напуганы, но ведут себя по-разному. Кто-то в ярости и хочет выбраться, кто-то плачет и предрекает всем скорую смерть.

  • Через описания

    Раскрыть героя можно через описание окружающей обстановки . Его дом, кабинет, быт: соблюдает ли герой порядок? Пуст ли его холодильник, потому что он постоянно работает и просто не успевает ходить в продуктовый? Расставлены ли по дому фоторамки с семейными фотографиями? и т.д.

    Также описание погоды или радостей текущего времени года может помочь побольше рассказать о персонаже: любит ли герой сильный дождь, потому что тогда на улице нет почти никого? Нравится ли ему снег? Вызывает ли листопад какие-нибудь воспоминания о детстве? Счастливые или нет?

  • Через мысли

    Это могут мысли как самого героя, которого необходимо раскрыть, так и рассуждения о нем другого персонажа.

  • Через диалоги

    Диалоги - очень важная часть любой истории. Когда они выходят живыми, достоверными и интересными - это уже большое достижение. Казалось бы: что сложного в описании диалогов? Просто рассуждаешь устами героев о сложившейся ситуации. Так и есть, но важно КАК вы это делаете.

    Понятно, что искусственно растянутые беседы, заставят читателя скучать. Так что долгие обмены любезностями (если это не несет в себе какой-то скрытый смысл) стоит опускать. Фразы героев в большинстве своем должны быть информативны:

    • показывать отношение героя к ситуации,
    • к человеку с которым он разговаривает,
    • его настроение,
    • желание идти на компромиссы и т.д.

    Написать хороший диалог - абсолютно реально, главное практиковаться и учиться у тех авторов, которые по вашему мнению в этом хороши.

    Когда приступаете к написанию диалога, задайте себе вопрос:

    Диалог из какой книги или фильма я могу вспомнить? Какие чувства он у меня вызвал? Что именно так привлекло и понравилось? Какую сторону личности персонажа автор открыл с помощью запомнившегося разговора?

    Проанализируйте ответы. В качестве практики: попробуйте переделать этот же самый диалог только устами ваших героев (в черновике). Хорошо получилось? Подумайте какие приемы использовал автор.

    Манера речи также придаст индивидуальности вашим героям. Это может быть:

    • Акцент;
    • Коронные фразочки, устойчивые выражения. Пример: герой почти после каждой фразы добавляет: «я так считаю» или «а может и нет»;
    • Привычка давать людям прозвища;
    • Дефекты речи;
    • Темп речи.
  • Через взаимодействия с другими людьми

    Это могут быть отношения как с эпизодическими персонажами, так и с главными. Как герой ведет в себя в социуме? Вежлив ли с обслуживающим персоналом, не мешает ли прохожим, какие отношения с соседями? Как он вообще относится к людям? Раздражают ли они его? Как ведет себя с коллегами? С родителями?

Как придумать имена для персонажей книги?

Самый простой способ - открыть в интернете списки мужских и женских имен, выбрать страну, в которой будут происходить действия, и подобрать те, которые вам приглянулись. Каких имен стоит избегать: длинны х и труднопроизносимых .

Если вы решили придумать имена самостоятельно, рекомендую делать их максимально благозвучными и запоминающимися.

Плохой пример: Махтрангстенбах
Хороший: Вилесса

Если героев много, постарайтесь обойтись без фамилий - это существенно облегчит жизнь читателю и поможет избежать путаницы.

Если вы решили придумывать имена самостоятельно, подумайте над тем, чтобы сделать несколько похожими имена для людей одной расы или тех, кто связан территориально. Например: все имена одной из рас оканчиваются на «у».

В «Блеске оправы » все имена кочевого племени заканчиваются на «тан»: И-тан, Миу-тан, Арк-тан и т.д. Имена всех цитуринов - на «о»: Ако, Нино, Джого, Руно и т.д.

Как придумать имя главному герою книги?

Советы, которые я описала выше, также могут помочь в подборе имени для ключевого персонажа. Главная рекомендация: пусть имя будет максимально запоминающимся. Найти имя можно:

  • в своей голове. Какое имя вы считаете благозвучным? Может вы еще в детстве придумали какое-нибудь имя для игр во дворе и оно нравится вам до сих пор? А главное: оно отлично вписывается в сюжет и место действий?
  • в списке имен в интернете.
  • в другом слове с помощью перестановки или замены букв. Например: молчание - Чанни Мол, метки - Тэки (Теки) и т.д.

Хочу напомнить, что нет никаких правил и стандартов, которые бы диктовали каким должно быть имя. Только рекомендации, советы, наблюдения. Хотите главного героя с максимально распространенным именем? Пускай. С необычным? Тоже нормально. Просто помните, что вашу историю прочтут другие люди, которые могут либо запомнить Карнодизавра Махмархатова, либо нет. Имейте это в виду.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной и вы почерпнули для себя что-то новое. Спасибо за внимание!

Что важно в доме? Потребитель смотрит на фасад и интерьеры, а строитель - на фундамент, стены и кровлю. Чтобы стать рассказчиком и сочинять интересные истории, надо сменить потребительский взгляд на историю на точку зрения строителя, то есть автора. В строительстве здания есть свои этапы: сначала ставят фундамент, потом стены, кровлю и лишь потом переходят к внутренней отделке. Если рассматривать придумывание истории как архитектурный проект, то здесь тоже есть этапы, которые необходимо соблюдать.

Почему российские сериалы унылые и как будто все одинаковые? Самая большая проблема - персонажи. Классический герой сериала российского эфирного канала - это умный, храбрый мужчина, с врожденным чувством справедливости, который плохо уживается с начальством, не дурак выпить, но при этом хорошо сходится с женщинами. Этому герою можно продумывать любую профессию, но по сути это всегда будет сериал про одного и того же человека. Понятно, что нельзя сделать хороший сериал про ходячий уголовно-процессуальный кодекс. В американских сериалах совсем другие персонажи. Например, доктор Хаус - наркоман, мизантроп, плохо сходится с женщинами, издевается на подчиненными, и к тому же он - гений.

Именно поэтому сериал «Глухарь» порвал все ТВ-рейтинги - там появился необычный герой. Персонаж Глухаря отличался от стандартных «справедливых ментов» - он ставил дружбу выше справедливости и закона. Многие признают, что Максим Аверин там сыграл хорошо. Да, но в том числе и потому, что ему было, что играть.

Без интересного героя нет истории. Это как с людьми - если со скучным человеком произошла забавная история, это еще не значит, что он сможет рассказать ее интересно. А интересный человек может захватывающе описать даже то, как он ходил в магазин за хлебом.

Сначала надо придумать характер персонажа. Главная ошибка начинающих сценаристов - они начинают придумать персонажа не с того места. Они думают о его профессии, возрасте, одежде, внешности, привычках и биографии. Это тупиковый путь. Если думать лишь о внешнем проявлении, не придумаешь цельного человека. Создание персонажа надо начинать с ядра характера. Герой - это тот, кто действует. Характер персонажа - это то, как именно он действует. Ядро характера можно построить на двух основных чертах, например, зануда-герой, мизантроп-убийца. Дальше надо определить цель героя, то есть то, что заставляет его действовать. Цель определяет личность героя. Если правильно придумать, как действует герой и зачем, он сам приведет вас к хорошему сюжету.

У героя должна быть и ценность - то, во что он верит. Например, он хочет попробовать все в жизни. Понятно, что эта черта характера, скорее всего, приведет его к тому, что он попробует что-то сильно плохое и это как-то перевернет его жизнь.

Еще хорошо, когда у героя есть парадокс в характере. Например, бандит очень любит свою маму, мизантроп фанатично лечит людей, бандит говорит на литературном языке и т.д. Парадокс должен логически вытекать из характера вашего персонажа и при этом сильно разниться с ним.

Также персонажу можно придумать детали. Детали тоже должны быть завязаны на характере: у спортсмена могут быть протеиновые коктейли, у чистюли - маленькая щетка, у труса - хорошие кроссовки, чтобы быстро убегать.

Биография героя - это то, как он жил до начала действия. Она придумывается в самую последнюю очередь, и только если этого требует сюжет. Но биография тоже должна быть подана через действие, живую деталь, а не через словесное описание прошлого. Например, герой заикается, потому что в шесть лет ему дали подзатыльник на кружке по рисованию.

Когда герой готов, можно приступать к сюжету. История состоит из нескольких важных элементов. Во всех успешных сценариях используется эта структура - без нее сюжет рискует рассыпаться на разрозненные сцены.

Структура хорошей истории:

Тема, управляющая идея - это то, о чем мы хотим рассказать историю. Она состоит из трех компонентов - характер, конфликт и финал. Лучше начать придумывать историю с финала. Тут как с ездой на машине: вы должны знать, куда вы хотите приехать, иначе вы точно никуда не приедете.

Экспозиция - момент, когда мы рассказываем про своего персонажа. Его качества должны раскрываться через действие.

Побуждающее происшествие - событие, которое толкает нашего героя к действиям.

Неважно, пишите ли вы ради удовольствия или собираетесь опубликовать свою книгу, персонажи - обязательная часть любой истории и любого рассказа. Чтобы написать интересный рассказ или роман, необходимо продумать характеры персонажей, кроме того, что более важно, вы должны по-настоящему узнать личности этих персонажей.

Шаги

    Подумайте, в каком жанре вы собираетесь писать. Это фантастика? Исторический роман? Жанр произведения во многом определяет личность персонажей. Даже если ваш персонаж будет путешествовать во времени, пересекая выдуманную вами вселенную, скорее всего, у него будут определенные привычки, и ему будет непривычно из-за разницы культур и времен.

    Определите основные качества своего персонажа. Как его зовут? Как он выглядит? Сколько ему лет? Какое у него образование? Какая у него семья? Сколько он весит? Каковы его отличительные черты? Нужно четко представлять себе образ этого персонажа.

    • Конечно, придумывая основные характеристики персонажа, нужно решить, будет ли этот персонаж человеком с ограниченными возможностями или принадлежать к определенной социальной группе. Однако, затрагивая эти темы, нужно быть очень внимательным и аккуратным, особенно если у вас самого не было такого опыта. Перед тем, как создавать и описывать персонажа с ограниченными возможностями (или персонажа, принадлежащего к определенной социальной группе), необходимо найти достаточно информации, чтобы не написать ничего, что может показаться оскорбительным или невежественным.
    • Убедитесь в том, что внешность вашего персонажа уместна в его мире и в его увлечениях. Например, у профессионального бойца вряд ли будут распущенные длинные волосы, ведь тогда его можно легко схватить за эти волосы, обрекая на неудачу. В реальной жизни у персонажа не может быть красных или фиолетовых глаз без определенных генетических мутаций (например, альбинизма) или контактных линз. Генетически это невозможно. И если ваш рассказ происходит в реальном мире, не объясняйте фиолетовые глаза своего персонажа генетикой.
  1. Определите основные личностные качества своего персонажа. Это позитивный и веселый персонаж или он вечно мрачен и угрюм? Он замкнут? Восторжен? Прилежен? Или бездушен? Продумайте основные личностные качества своего персонажа, чтобы иметь четкое представление о том, как этот персонаж будет развиваться в вашем рассказе.

    • Можно также придумать основные интересы и увлечения для своего персонажа. Он программист? Скрипач? Танцор? Писатель? Химик или математик?
  2. Попробуйте лучше описать личность персонажа. Задайте себе несколько ситуационных вопросов, которые помогут вам определиться с характером героя. Например: «Как бы поступил этот персонаж, если бы у него умерла мать? Что бы он сделал, если бы случайно встретил давно пропавшего родственника? Что бы он сделал, если бы столкнулся с грабителем банка? Как бы он поступил, если бы кто-то приставил пистолет к его голове?» Это примеры тех вопросов, которые можно задать самому себе. Запишите ответы на эти вопросы. После этого у вас должно сложиться определенное представление о личности вашего персонажа.

    Добавьте характеру своего персонажа отрицательные стороны. Если вы сделаете его слишком идеальным, людям будет скучно читать ваш рассказ. Поэтому не стоит создавать высокого, стройного, красивого, сильного, честного и умного персонажа, если вы хотите, чтобы ваш рассказ был интересным и хоть немного реальным. Добавьте ему слабые стороны, например, наркозависимость или излишнюю гордость. Усложните его характер!

    • Но будьте осторожны, не стоит придумывать для своего героя отрицательные стороны, которые не будут затрагивать основной конфликт вашего рассказа. Например, если ваш персонаж застенчив и неуклюж, эти недостатки не встанут на его пути, если его цель - попасть в объятия любимого человека. Истинным и интересным недостатком стало бы что-то, вроде этого: «Клара настолько застенчива, что не может заставить себя сказать, что думает на самом деле. Из-за этого у нее случаются неприятности, ведь когда ее друзья вытворяют что-то плохое, она даже не может ничего сказать». Или так: «Фернандо настолько неуклюжий, что постоянно навлекает на себя неприятности. Когда он отдыхал, то случайно поджег свечой занавес в отеле, где он работал, что вызвало пожар и нанесло серьезный вред здоровью окружающих».
    • Не приписывайте своему персонажу слишком много недостатков! Если вы опишете своего персонажа следующим образом: «Его родители умерли, когда он был еще совсем ребенком, и это нанесло непоправимую травму его психике. Приемные же родители запирали его в шкафу за малейшую провинность, он совершенно некрасив и социально не адаптирован, он ненавидит всех и каждого и ужасен во всем, что делает», читатели не смогут принять вашего персонажа и просто посчитают его раздражающим, плаксивым и неинтересным.
    • Будьте также осторожны, если собираетесь наградить своего персонажа такими недостатками, как нарко- и алкозависимость, психические заболевания или ограниченные возможности. Довольно часто возникают проблемы с описанием персонажа с такими особенностями, например, психически больных людей часто воспринимают жестокими и неконтролируемыми, людей с ограниченными возможностями - как совершенно не самостоятельных, полагающихся во всем на других людей, хотя в большинстве случаев это неправда (например, если мы говорим о человеке в инвалидном кресле, у которого нет проблем с коммуникацией, который легко общается с другими людьми). Эти вещи требуют тщательного изучения, иначе вы можете оскорбить читателей.
      • Задайте запрос в интернете, чтобы найти больше информации о том, как описать человека с психическим заболеванием, аутизмом и так далее.
  3. Подумайте, как бы вы беседовали с этим персонажем, если бы оказались рядом с ним. Подумайте о том, на что он надеется, о чем мечтает, чего боится, о его воспоминаниях. Можете даже попробовать представить себя на его месте, чтобы понять, каково это - быть в его шкуре. Это лучший способ увидеть мир глазами вашего персонажа!

  4. Опишите сцену со своим персонажем. Если вы изо всех сил бьетесь над идеей того, о чем написать, найдите генератор идей и выберите ту, что будет звучать лучше всего. Не забудьте показать, как ваш герой реагирует на разные ситуации, а не просто описывайте их. Это поможет вам лучше продумать личность персонажа, и, если необходимо, немного подредактировать описание этой личности. Если ваши герои определенным образом реагируют на сложившиеся в ходе рассказа ситуации, вы все правильно делаете.

    • Разница между «показать» и «рассказать» в том, что, рассказывая читателю о персонаже, вы ничем не подкрепляете его личностные качества (например, «Даша заботится о людях»). «Показать» читателю персонажа - значит поставить этого персонажа в определенную ситуацию, в которой он так или иначе себя проявит (например, «Даша потянулась обнять трясущегося плачущего ребенка, взяла его на руки и нежно пробормотала: „Все в порядке. Все будет хорошо“»). Чтобы рассказ получился действительно интересным и впечатляющим, нужно стараться больше «показывать», чем «рассказывать».
    • Наслаждайтесь! Бесполезно развивать персонажа, если для вас это утомительная работа, ведь если вам не нравится этот персонаж, разве он понравится читателям? Вряд ли в этом случае у вас получится хороший рассказ.
    • Не пытайтесь сделать своего персонажа идеальным во всем. Например, не стоит делать его лучшим фехтовальщиком, умеющим стрелять из лука, а также прекрасным скалолазом, певцом, всеобщим кумиром, визажистом и так далее. Не приписывайте ему тысячи талантов одновременно. Нет героев, которые хороши «во всем». Выберите для своего героя несколько талантов, подумайте, какие из них он будет больше всего развивать, а про остальные просто молчите. Конечно, вы хотите сделать своего героя потрясающим и интересным, но это не значит, что он должен быть лучшим во всем, потому что на самом деле нет человека, который везде будет самым лучшим.
    • В интернете можно найти характеристики, которые помогут создать интересного персонажа. Можно задать следующий запрос в поисковой системе: «список качеств интересного персонажа» или «описание интересного персонажа» (без кавычек). Эти списки помогут вам создать героя, о котором, возможно, вы бы раньше и не подумали.
    • Если вы никак не можете подобрать образ для своего персонажа, но уже хорошо обдумали его личностные качества (или наоборот), вы всегда можете додумать внешность героя, опираясь на его личность (и наоборот). Например, если ваш герой играет в баскетбол, можно сделать его высоким, если у вас закрученный сюжет, можно сделать героя низким и не подходящим в команду баскетболистов.
    • Когда вы пишете свой рассказ или историю, бо льшую часть рассказа должны показывать ваши герои, а не вы сами. Если вы ведете сюжетный поворот, и вы можете представить, как отреагируют персонажи, у каждого из которых есть определенные привычки и индивидуальные качества, которые вы создали для них, у вас получится отличный рассказ.

Героем художественного произведения может быть кто угодно - от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих - то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п.

Если ваша героиня отличается лишь бархатистой кожей и упругостью форм, то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина.

Количество героев в художественном произведении

Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле - всего два.

Считается, что три - оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж - нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два - уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три - в самый раз.

Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, - это плохой знак.

Эмоции читателя

Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает:

Симпатию - одобрение и сочувствие;

Эмпатию - читатель легко представляет себя на месте литературного персонажа.

Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот - всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее:

Достоверность - они описаны так, что читатель словно воочию видит их;

Возможность подражать - привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать.

Герои, вызывающие восхищение

В хорошем романе персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее - его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию другого «я» уже не хочется отпускать.

Обычный человек в роли персонажа

Многие считают, что идеальный герой - это простой человек. Поэтому в рукописях, приходящих в издательства, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше - персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением - они описывают себя и свои проблемы.

С кем вам хочется провести время?

Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов - с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком?

То-то и оно.

Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными.

Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса.

Как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.)?

Если мы опишем прекрасную девушку стандартным путем - какого цвета у нее губы и волосы, - все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем, что он испытывает, глядя на героиню, то сцена заиграет совсем по-другому. Главное - сделать акцент на субъективном восприятии.

Тот же прием можно применять в сценах с королями и прочими значительными лицами: продемонстрируйте не властное сверкание очей, не благородную посадку головы, а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина.