Особый человек рахметов. «Особенный человек» в романе «Что делать? Рахметов — особенный человек (по роману чернышевского «что делать?»)


(1855 - 1888)

Гаршин Всеволод Михайлович (1855 - 1888), прозаик, искусствовед, критик.
Родился 2 февраля (14 н.с.) в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии в офицерской семье. Мать Гаршина, "типичная шестидесятница", интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языком, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П.Завадовский, деятель революционного движения 1960-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.
Учился в гимназии (1864 - 1874), где начал писать, подражая то "Илиаде", то "Запискам охотника" И.Тургенева. В эти годы увлекался естественными науками, чему способствовала дружба с А.Гердом, талантливым педагогом и популяризатором естествознания. По его совету Гаршин поступает в Горный институт, однако с интересом слушал только лекции Д. Менделеева.
В 1876 начал печататься - очерк "Подлинная история Энского земского собрания" написан в сатирическом духе. Сблизившись с молодыми художниками-передвижниками, написал ряд статей о живописи, представленной на художественных выставках. С началом русско-турецкой войны Гаршин отправляется добровольцем в действующую армию, участвует в болгарском походе, впечатления от которого легли в основу рассказов "Четыре дня" (1877), "Очень коротенький роман" (1878), "Трус" (1879) и др. В бою при Аясларе был ранен, лечился в госпитале, затем был отправлен домой. Получив годовой отпуск, Гаршин едет в Петербург с намерением заняться литературной деятельностью. Через полгода был произведен в офицеры, по окончании войны уволен в запас (1878).
В сентябре становится вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета.
В 1879 были написаны рассказы "Встреча" и "Художники", ставящие проблему выбора пути для интеллигенции (путь обогащения или полный лишений путь служения народу).
"Революционный" террор конца 1870-х Гаршин не принимал, события, связанные с этим, воспринимал очень остро. Ему становилось все очевиднее несостоятельность народнических методов революционной борьбы. В рассказе "Ночь" было выражено трагическое мироощущение этого поколения.
В начале 1870-х Гаршин заболел психическим расстройством. В 1880 после неудачной попытки вступиться за революционера Млодецкого и последовавшей казнью, которая потрясла писателя, его болезнь обостряется, и около двух лет он находился в психиатрической лечебнице. Только в мае 1882 возвращается в Петербург, восстановив душевное равновесие. Публикует очерк "Петербургские письма", содержащий глубокие размышления о Петербурге как "духовной родине" русской интеллигенции. Поступает на гражданскую службу. В 1883 женится на
Н.Золотиловой, работавшей врачом. Считает этот период самым счастливым в жизни. Пишет лучший свой рассказ "Красный цветок". Но в 1887 наступает очередная тяжелая депрессия: он вынужден оставить службу, начались семейные ссоры между женой и матерью - все это привело к трагическому исходу. Гаршин покончил собой 5 апреля 1888. Похоронен в Петербурге.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888) родился в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в дворянской семье, отец его был офицером кирасирского полка, участником Крымской войны 1853-1856 годов, мать - из семьи морского офицера. В детстве Гаршину и его братьям пришлось пережить тяжёлую душевную травму: мать их Екатерина Степановна, увлёкшись воспитателем старших детей П.В. :Завадским, в 1860 году оставила семью.

Завадский, организатор тайного студенческого политического общества, после обращения в полицию отца Гаршина, пытавшегося вернуть жену, был арестован и сослан в Олонецкую губернию, куда мать Гаршина вместе с сыном Всеволодом несколько раз ездила. Общение будущего писателя с революционно-демократической интеллигенцией станет впоследствии основой его близости к народникам и воздействия их идей на его творчество.

В юности Гаршин интересовался естественными науками, однако его желание заниматься ими не смогло осуществиться: выпускник реального училища был лишён права поступать в университет. Поэтому он выбрал Горный институт, хотя профессия инженера его не особенно привлекала. Вскоре после объявления в 1877 году Россией войны Турции Гаршин, одержимый порывом разделить "общее страдание", уходит из института и участвует в боевых действиях на Балканах.

В одном из боёв он был ранен в ногу и попал в госпиталь. В реляции сообщалось, что Гаршин "примером личной храбрости увлёк товарищей в атаку". Год спустя он был произведён в офицеры, однако продолжать службу не захотел, чтобы иметь возможность окончить ученье и заниматься литературной деятельностью.

Острота нравственного чувства побуждала Гаршина к ярким, самоотверженным поступкам. В 1880 году, после покушения революционера И.О. Млодецкого на особо приближённого к императору и наделённого чрезвычайными полномочиями М.Т. Лорис-Меликова, Гаршин добивается аудиенции у генерала, чтобы просить о помиловании преступника, так как, по его убеждению, только милосердие способно прекратить правительственный и революционный террор. Тем не менее казнь состоялась, и это был удар для писателя.

Эти переживания обостряли его наследственный душевный недуг (маниакально-депрессивный синдром, из-за которого Гаршин в 1880 году находился в психиатрической лечебнице, а восемь лет спустя покончил жизнь самоубийством, бросившись в пролёт лестницы своего дома), он мало писал и, не рассчитывая на литературный заработок, вынужден был устроиться в 1882 году чиновником в канцелярию Съезда представителей железных дорог. Помимо этого, он сотрудничал с В.Г. Чертковым в издательстве "Посредник", а также принимал активное участие в работе Комитета общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным.

Литературная деятельность Гаршина началась в 1876 году с сатирического очерка "Подлинная история Энского земского собрания" (газета "Молва"), в котором отразились его впечатления от Старобельска, где он одно время жил вместе с отцом. Написал Гаршин немного. Но это немногое внесло в литературу ту ноту, которой в ней прежде не было или она не прозвучала столь сильно, как у него. "Голосом совести и её мучеником" справедливо назвал Гаршина критик Ю.Айхенвальд. Именно так он и воспринимался современниками.

В сочинениях Гаршина человек - в состоянии душевного смятения. В первом рассказе "Четыре дня", написанном в госпитале и отразившем собственные впечатления писателя, герой ранен в бою и ждет смерти, рядом же разлагается труп убитого им турка. Эту сцену часто сравнивали со сценой из "Войны и мира", где раненный в Аустерлицком сражении князь Андрей Болконский смотрит на небо. Герой Гаршина тоже смотрит на небо, но вопросы его волнуют не отвлечённо философские, а вполне земные: зачем война? почему он вынужден был убить этого человека, к которому не испытывал враждебных чувств и, по сути, ни в чём не виновного?

Военная тема у Гаршина пропущена через горнило совести, через душу, растерянную перед непостижимостью этой неведомо кем предумышленной и никому не нужной бойни. А между тем Русско-турецкая война 1877 года была начата с благородной целью помощи братьям-славянам в избавлении от турецкого ига. Гаршина же волнуют не политические мотивы, а вопросы экзистенциальные. Персонаж не хочет убивать других людей, не хочет идти на войну (рассказ "Трус"). Тем не менее он, подчиняясь общему порыву и считая это своим долгом, записывается добровольцем и гибнет. Бессмысленность этой гибели не даёт покоя автору.

Но что существенно - нелепость эта не единична в общем строе бытия. В том же рассказе "Трус" умирает от гангрены, начавшейся с зубной боли, студент-медик. Эти два события - параллельны, и именно в их художественном сопряжении высвечивается один из главных гаршинских вопросов - о природе зла.

Этот вопрос мучил писателя всю жизнь. Не случайно его герой, рефлектирующий интеллигент, протестует против мировой несправедливости, воплощающейся в неких безликих силах, что влекут человека к гибели и разрушению, в том числе и саморазрушению. Именно конкретного человека. Личность. Лицо.

Вместе с тем боль писателя об одном человеке, об одной-единственной жизни неотделима от его стремления хотя бы на уровне имени главного персонажа достичь всеохватывающего обобщения. Его герой носит фамилию Иванов и имя Иван Иванович. В этом своеобразие гаршинского гуманизма: человек у него сам и одновременно часть целого - народа, страны, общества. Гаршин был связан с народническим "Русским богатством" и сотрудничал с его лидерами - Н.Михайловским и другими. Однако тревога и печаль его о бедствиях народных выходила за рамки традиционного народничества.

Под гаршинской болью о народе таилось страдание об участи человека вообще. О личности. И это выделяло его идейно-художественную позицию среди писателей 70-80-х годов. Он подходил к драматизму человеческой жизни не столько с позиции социальной критики, сколько с позиции экзистенциальной растерянности перед лицом мирового зла и протеста против него, как правило, безуспешного и трагического.

Хрестоматийными стали его аллегорические рассказы "Красный цветок" и "Attalea princeps". В первом душевно больной человек, находящийся в психиатрической лечебнице, борется с мировым злом в образе ослепительно красных цветов мака на больничной клумбе. Во втором оранжерейная пальма, устремившись к свободе, проламывает крышу. И - гибнет.

Характерно для Гаршина (и в этом отнюдь не только автобиографический момент) изображение героя на грани безумия. Дело не столько в болезни, сколько в том, что человек у писателя не в силах справиться с неизбывностью зла в мире.

Современники оценили героизм гаршинских персонажей: те пытаются противостоять злу, несмотря на собственную слабость. Именно безумие оказывается началом бунта, так как рационально осмыслить зло, по Гаршину, невозможно: сам человек вовлечён в него - и не только социальными силами, но и, что не менее, а может быть, и более важно, силами внутренними. Он сам отчасти носитель зла - подчас вопреки собственным представлениям о себе. Иррациональное в душе человека делает его непредсказуемым, выплеск этой не поддающейся контролю стихии - не только бунт против зла, но и само зло.

Большая часть рассказов Гаршина полна безысходности и трагизма, за что его не раз упрекали критики, усматривавшие в его прозе философию отчаяния и отрицание борьбы. Два из них - о любви - строятся вокруг главной героини Надежды Николаевны. Родом из интеллигентной семьи, волей обстоятельств оказавшаяся на панели, она, натура сложная и противоречивая, как бы сама стремится к гибели. И любовь к ней Ивана Никитина в рассказе "Происшествие" она отвергает, боясь нравственного порабощения, что приводит того к самоубийству.

Её социальное положение, её прошлое не дают ей довериться благородству и бескорыстию другого человека. Самолюбие и гордость, которая паче гордыни, приводят к тому, что именно этим началам её сильной и сложной натуры приносятся в жертву и возможность другой, более чистой жизни, и, самое печальное, живой человек. Жизнь приносится в жертву неким абстракциям.

Образ падшей женщины становится у Гаршина символом общественного неблагополучия и больше - мирового неустройства. И спасение падшей женщины для гаршинского героя равносильно победе над мировым злом хотя бы в данном частном случае. Но и эта победа в конечном счете оборачивается гибелью участников коллизии. Зло всё равно находит лазейку. Один из персонажей, литератор Бессонов, тоже когда-то думал о спасении Надежды Николаевны, но не решился, а теперь вдруг понял, что она на самом деле для него значит. Анализируя мотивы собственных поступков, снимая покров за покровом, пласт за пластом, он вдруг обнаруживает, что обманывал сам себя, что был втянут в некую игру-интригу своего самолюбия, амбиций, ревности. И, не в силах смириться с утратой возлюбленной, убивает её и себя.

Всё это привносит в рассказы Гаршина не только экспрессию трагизма, но и долю мелодраматичности, романтической эскалации страстей и крови. Писатель тяготеет к театральности и даже кинематографичности, хотя до изобретения братьев Люмьер ещё не дошло. Для его поэтики характерны контрасты, резкие перепады света и тени (последователем Гаршина станет Л.Андреев). Его рассказы часто строятся как дневники или записки, однако в некоторых сценах ощутима именно театральная преувеличенность, даже некоторые детали в них обладают бутафорской эксцентричностью.

Гаршин любил живопись, писал статьи о ней, поддерживая передвижников. Был он близко знаком с И.Репиным, который использовал этюд с Гаршина (особое впечатление на всех производили задумчивые, ласково-печальные глаза писателя) для лица царевича Ивана в картине "Иван Грозный и его сын Иван", а написанный им отдельно портрет Гаршина - одна из лучших работ художника в этом жанре.

Тяготел он к живописи и в прозе - не только делая своими героями именно художников ("Художники", "Надежда Николаевна"), но и сам мастерски владея словесной пластикой. Чистому искусству, которое Гаршин почти отождествлял с ремесленничеством, он противопоставлял более близкое ему реалистическое искусство, болеющее за народ. Искусство, способное задевать душу, тревожить её.

Особенный человек в романе Чернышевского Что делать

Образами положительных героев романа «Что делать?» Чернышевский попытался ответить на злободневный вопрос 60-х годов XIX столетия в России: что делать для того, чтобы освободить страну от державно-крепостнического гнета? Нужна революция с участием самого народа, которую возглавят такие испытанные руководители, каким является один из главных героев книги Рахметов.

Рахметов по происхождению потомственный дворянин, формирование взглядов на жизнь и перерождение которого началось еще в ранней юности, и встреча с «новыми людьми» лишь способствовала окончательному утверждению его революционного мировоззрения. Рахметов порывает со своим классом и полностью связывает свою судьбу с судьбой народа. Чтобы испытать себя и острее почувствовать плачевное положение народных масс, глубже понять думы и чаяния трудового люда, Рахметов в одной лямке с бурлаками проходит весь путь по Волге.

В авторской характеристике Рахметова на первый план выдвигаются черты, свойственные революционеру-организатору. Рахметов усилием воли подавляет в себе то, что мешает его общественной деятельности. Личные стремления и страсти, считает Чернышевский, не мешают приносить пользу обществу рядовым революционерам: таким, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, которые не претендуют на роль революционных вожаков. А Рахметов - один из них, но и нечто большее. Чернышевский говорит: «Велика масса добрых и честных людей, а таких мало… Это двигатели двигателей. Это соль земли».

Чернышевский глухими намеками дает понять читателю, что Рахметов - особенный человек, вожак, занятый подготовкой к революции. Автор рассказывает о поступках героя, которые характеризуют его, как организатора борьбы с реакционным общественным укладом и служат средством пропаганды революционных идей. Рахметов постоянно связан с людьми, особенно с молодежью: «… явился Рахметов, а за ним постепенно набирается целая ватага молодежи».

Рахметов требователен к тем, кто вступает в ряды революционеров. Но если он требователен к товарищам, то к самому себе - беспощаден. Он знает, что ему предстоит тернистый путь, и поэтому последовательно готовит себя к нему нравственно и физически. Проспав ночь на гвоздях, Рахметов, широко и радостно улыбаясь, объясняет свой поступок: «Проба. Нужно». Строгий режим повседневной жизни укрепил его волю, дал физическую и нравственную силу, превратил его в богатыря - Никитушку Ломова.

Рахметов нежен и добр в обращении с простыми людьми и товарищами, разделяющими его убеждения. Вера Павловна говорит о нем: «Я имела длинный разговор со свирепым Рахметовым. Какой это нежный и добрый человек!» Но он сурово беспощаден и непримирим к тем, кто мешает счастью людей, попирая их человеческое достоинство. Суровость и непримиримость - примета времени, характерная особенность революционеров-демократов.

Рахметов - обобщенный образ профессионального русского революционера. В нем нашли отражение черты характера выдающихся людей 60-х годов прошлого века. Плеханов, указывая на обобщающее значение образа Рахметова, говорил о том, что в «каждом из выдающихся наших социалистов 60- 70-х годов была немалая доля рахметовщины». Образ Рахметова оказал огромное влияние на последующие поколения русских революционеров.

Может быть, Чернышевский не прав, говоря о революции как о единственной движущей силе. Не знаю. Историю не перепишешь и не изменишь. Но в одном он прав: революционер должен быть «с чистыми руками и горячим сердцем». Иначе как можно браться за переустройство общества?

Новые люди в романе Чернышевского – посредники между пошлыми и высшими людьми. “Рахметовы – это другая порода,- говорит Вера Павловна,- они сливаются с общим делом так, что оно для них необходимость, наполняющая их жизнь; для них оно даже заменяет личную жизнь. А нам, Саша, недоступно это. Мы – не орлы, как он”. Создавая образ профессионального революционера, Чернышевский тоже заглядывает в будущее, во многом опережая свое время. Но характерные свойства людей этого типа писатель определяет с максимально возможной для его времени полнотой.

Во-первых, он показывает процесс становления революционера, расчленяя жизненный путь Рахметова на три стадии: теоретическая подготовка, практическое приобщение к жизни народа и переход к профессиональной революционной деятельности. Во-вторых, на всех этапах своей жизни Рахметов действует с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением духовных и физических сил. Он проходит поистине богатырскую закалку и в умственных занятиях, и в практической жизни, где в течение нескольких лет исполняет тяжелую физическую работу, снискав себе прозвище легендарного волжского бурлака Никитушки Ломова. И теперь у него “бездна дел”, о которых Чернышевский специально не распространяется, чтобы не дразнить цензуру.

Главное отличие Рахметова от новых людей заключается в том, что “любит он возвышенней и шире”: не случайно для новых людей он немножко страшен, а для простых, как горничная Маша, например,- свой человек. Сравнение героя с орлом и с Никитушкой Ломовым одновременно призвано подчеркнуть и широту воззрений героя на жизнь, и предельную близость его к народу, чуткость к пониманию первоочередных и самых насущных человеческих потребностей.

Именно эти качества превращают Рахметова в историческую личность. “Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.

Рахметовский “ригоризм” нельзя путать с “жертвенностью” или самоограничением. Он принадлежит к той породе людей, для которых великое общее дело исторического (*153) масштаба и значимости стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. В отказе Рахметова от любви не чувствуется никакого признака сожаления, ибо рахметовский “разумный эгоизм” масштабнее и полнее разумного эгоизма новых людей. Вера Павловна говорит: “Но разве человеку,- такому как мы, не орлу,- разве ему до других, когда ему самому очень тяжело? Разве его занимают убеждения, когда его мучат его чувства?” Но здесь же героиня высказывает желание перейти на высшую ступень развития, которой достиг Рахметов. “Нет, нужно личное дело, необходимое дело, от которого зависела бы собственная жизнь, которое… для всей моей судьбы было бы важнее всех моих увлечений страстью…” Так открывается в романе перспектива перехода новых людей на ступень высших, выстраивается преемственная связь между ними. Но в то же время Чернышевский не считает “ригоризм” Рахметова нормой повседневного человеческого существования.

Такие люди нужны на крутых перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. Вот почему в главе “Перемена декораций” “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с нею оказывается человек лет тридцати. Счастье любви возвращается к Рахметову после свершения революции.

Александр Сергеевич Пушкин – Болдинская осень 1830 года... В Болдино Пушкин очень плодотворно работал. Он написал около четырехсот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы «Евгения Онегина» (но последняя сгорела). Также...

Образ Василисы Егоровны Мироновой жены капитана Миронова... Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой жены ка...