Контраст в композиции после бала таблица. Контраст как основа композиции рассказа Л



Цели урока Показать, как приём контраста помогает раскрыть идею рассказа. Провести работу по анализу художественных средств, создающих картины бала и экзекуции. Воспитание милосердия, гуманизма, чуткого отношения к человеку, неприятия насилия над человеком.


Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли…Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей. Л.Н.Толстой «Путь жизни»












На балу бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые хозяева бала добродушный старичок, богатый хлебосол, жена его добродушная Варенька в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках; у неё сияющее, разрумянившееся лицо; ласковые милые глаза полковник красивый, статный, высокий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр




Сцена экзекуции улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты много чёрных людей, в чёрных мундирах наказываемый оголённый по пояс, спина его что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник высокий военный, твёрдая подрагивающая походка Иван Васильевич Было стыдно, опустил глаза; на сердце почти физическая, доходившая до тошноты, тоска



Сочинение

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» — очень небольшое по объему, но чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. В его основе лежит прием контраста, антитезы. Рассказ делится на две части, которые резко противопоставлены друг другу.

Первая часть произведения представляет собой описание бала. Эта часть наполнена ощущением света, любви, радости, счастья. Во многом это объясняется тем, что рассказчик, повествующий обо всех событиях, очень сильно влюблен. Поэтому в то время все в мире он видел в радужных тонах.

Бал проходил в доме губернского предводителя, добродушного и хлебосольного старичка. «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского», — рассказывает Иван Васильевич. Но герой-рассказчик был пьян не от шампанского, а от любви, ведь на балу находилась его обожаемая Варенька Б., необыкновенная красавица: «…высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная». Держалась Варенька всегда необыкновенно прямо, откинув немного назад голову. Это придавало ей какой-то царственный вид, «который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа».

Видно было, что и девушка неравнодушна к рассказчику. Весь вечер молодые провели вместе: играли и танцевали. Под конец вечера Варенька подарила Ивану Васильевичу перо из своего веера. Восторг — вот что испытывал герой на протяжении всего бала.

Перед ужином Варенька пошла танцевать со своим отцом — полковником Б., красивым военным, обожающим свою дочь. Их танец восхитил всех гостей. Они любовались на эту красивую пару, а в конце танца гости даже зааплодировали отцу и дочери Б. Было видно, как полковник любит свою дочь, как стремится дать ей все самое лучшее. Рассказчик приметил, что Петр Владиславич носит домодельные сапоги старинного покроя, чтобы иметь возможность вывозить в свет свою Вареньку.

Охарактеризовать атмосферу этого вечера можно словами самого Ивана Васильевича: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».

Вторая часть рассказа, имеющее основное значение для раскрытия идейного замысла произведения, прямо противоположна первой. После восхитительной ночи наступает раннее утро, первое утро Великого поста. Рассказчик гуляет по городу, в душе его еще звучит ритм мазурки. Но внезапно эта музыка перебивается другой: «жесткой, нехорошей музыкой». Среди тумана герой-рассказчик видит черных людей (по контрасту с нарядными людьми из бальной залы). Они стояли в два ряда, между ними вели человека, оголенного по пояс. Каждый из солдат должен был ударить этого человека как можно сильнее. Иван Васильевич выяснил, что перед его глазами происходит наказание беглого татарина.

Насколько светла и прекрасна первая часть рассказа, настолько страшна и отвратительна вторая. Если лейтмотивом первой части можно считать мелодию мазурки, то всю вторую часть сопровождает «неприятная, визгливая мелодия» барабана и флейты. Мне кажется, что противопоставлением чудесного танца полковника Б. и его дочери на балу является ужасная сцена наказания бедного татарина, где одним из главных героев тоже является полковник. Только теперь он не отдыхает рядом с любимой Варенькой, а выполняет свои служебные обязанности.

Описание полковника, в общем-то, не изменилось. Мы видим все то же румяное лицо, седые бакенбарды. Изменились интонации, с помощью которых описывался этот герой, изменилось отношение рассказчика и читателей к этому бравому служаке.

По контрасту к портрету Вареньки, прелестной юной девушки, ласковой и величественной одновременно, дается описание беглого татарина: «Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека».

Движение татарина по ряду солдат противопоставлено описанию танца в первой части. Если на балу танец отца с дочерью восхитил всех, то здесь движения пойманного беглеца напоминали страшный кукольный танец, движения марионеток, наводящие ужас.

Кроме того, если в первой части полковник Б. подвел к рассказчику свою дочь, передавая ее заботливому кавалеру, то во второй Петр Владиславич, увидев рассказчика, отвернулся от него, как от незнакомого.

Увиденная картина до глубины души поразила Ивана Васильевича. Шок был настолько глубок, что рассказчик принял решение никогда и нигде не служить, только бы не совершать таких чудовищных поступков. Сцена наказания беглого татарина становится еще страшней, если учесть, что она происходила в первый день Великого поста. После языческой масленицы, описанной в первой части, наступает самый важный христианский пост, когда человек должен забыть все мирское и обратиться к своей душе. Но именно в это время рассказчик становится свидетелем самого большого преступления человека — преступления по отношению к себе, к своей душе.

Ведущим художественным приемом в рассказе Толстого «После бала» является прием контраста. В этом произведении противопоставляются две части рассказа: сцена бала и сцена наказания; противопоставляются герои, их поступки. Кроме того, кардинально различны настроения, эмоции, музыкальные лейтмотивы произведения.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Рассказ Л. Толстого «После бала» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И.А.Бунина"Кавказ", М. Горького"Челкаш". Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Что такое честь, долг и совесть в моем понимании (анализируя рассказ Л. Н. Толстого «После бала») Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Роль случая в жизни человека (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала») Композиция и смысл рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Роль контраста в произведениях русских писателей XIX века (На примере рассказа Л. Н. Толстого «После бала»)

Контраст как основа

композиции рассказа


История создания рассказа

Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.


Л.Н.Толстой

Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Но рассказ “После бала” выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


Перекличка эпох в рассказе

«После бала»

40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)

1900-е годы, время Николая2

21век

(эпоха, в которой

живёт читатель)


История создания рассказа

Рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала». ПОЧЕМУ?


в композиции рассказа

в системе образов

в языковых средствах

в описаниях


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • В чём наблюдается контраст?
  • в композиции рассказа
  • в системе образов
  • в языковых средствах
  • в описаниях

Наблюдение над языковыми средствами На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,


Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


ПОЛКОВНИК “Высокий военный в шинели и фуражке”. “Шел твердой, подрагивающей походкой”. “Румяное лицо и белые усы и бакенбарды”. “Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура”. НАКАЗЫВАЕМЫЙ Оголенный по пояс человек, спина его “что-то неестественное пестрое, мокрое, красное”. “ Дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу… то опрокидываясь назад…, то падал наперед”… “Сморщенное от страдания лицо”. “ Спотыкающийся, корчащийся человек “. Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.


Танцы (глаголы) – полковник

Описание наказания (глаголы)

Топнул, выкинул, прошёл, расставив, соединил, упал., поцеловал, подвёл

Толкали, падал, удерживая. Тянули; поворачивал; оскаливая, повторял; не говорил, а всхлипывал; взмахнув, шлёпнул


Полковник на балу

Полковник на плацу

Красивый, статный , высокий , свежий.

С белыми усами , белыми бакенбардами , с блестящими глазами,

радостной улыбкой,

с широкой грудью,

сильными плечами,

длинными стройными ногами,

сложен был прекрасно

Шёл…втягивая в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал через оттопыренную губу;

грозно и злобно нахмурившись,

высокий военный в шинели и фуражке.

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой,

румяное лицо и белые усы и бакенбарды .

Твёрдым шагом двигалась высокая , статная фигура.

Что, полковник двоедушен? Он на балу изображён в маске, а после бала в истинном свете, без маски ?


Однако Толстой использует не только приём контраста, но и сопоставления

Перчатка

33 стр. По законам дворянской чести перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть « ш пагу из портупеи».

Искренен на балу?

С. 38. Почему во 2-й сцене упомянута перчатка ?

И, если придёт случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата.

Контраст усиливается.

  • А почему Пётр Владиславович делает вид, что не узнал Ивана Васильевича, поспешно отворачивается?
  • Умаляет ли это его вину?

Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Вывод

В чём вы видите критическую силу рассказа?

В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?"


Композиция – способ выражения идеи.

  • В противопоставлении мы увидели противоречия между беззаботной жизнью «верхов» и бесправием «низов»
  • Толстой показывает причудливое сочетание добрых и злых пороков в душе в душе полковника, осуждает жестокость, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.


Хорош

Плох

Ему было стыдно, он испытал ужас

Унижение человеческого достоинства

Не вступился Но почему?

Стыд за своё умиление,

«Что же вы думаете, что я тогда решил…»

за свою любовь,

Обвинил себя только в незнании чего-то, мало этого, всю жизнь старался это понять

за то, что был человеком, не знающим зла



Иван Васильевич

1. Почему Иван Васильевич отказался от государственной службы? Прав ли он был, по-вашему?

2.Понял ли рассказчик причины противоречий в характере полковника?

3. Почему потерпела крушение любовь Ивана Васильевича к Вареньке?

Почему рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, называется «После бала»?

События после бала - и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях.


Вывод

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.


Вывод

Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».


Значение рассказа «После бала»

Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов.

Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы « Школа-интернат №1 »

Л.Н.Толстой. После бала.

(8 класс) .

Выполнила:

учитель русского языка и

литературы КГБОУ ШИ 1

Жукова Н.Г.

Хабаровск 2016



Цель урока: выявить первоначальное восприятие прочитанного рассказа; познакомить с историей создания; показать реалистическую основу произведения. Развивать умение анализировать образы – персонажи с учетом авторской позиции. В процессе анализа произведения осмыслить основной конфликт, обнажить социальные противоречия царской России.


Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника".


  • Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Серг ее

Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I . Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть ь.


Контраст

как композиционный приём

В рассказе выделяются следующие основные части:

после бала

вступление

заключение

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика






Наблюдение над языковыми средствами

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол , жена его добродушная

Варенька

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич

Доволен, счастлив, блажен, добр,



Экзекуция:

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


Контраст в системе образов

Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа.

Еще раз проведет вас по его страницам.

1. Жанр произведения:

а) повесть; б) очерк; в) рассказ.

2. Раскрытию идеи произведения помогает:

а) антитеза; б) гипербола; в) олицетворение.

3. Число рассказчиков в произведении:

а) один; б) два; в) несколько.

а) скрыта;

в) передана одним из персонажей.

5.Роль вступления в произведение:

а ) показать время и место действия;

б) познакомить с участниками событий;

в) познакомить с рассказчиком.


6. Поворотом одной и той же стилистической фигуры

( «… все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося,

корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта,

и все так же твердым шагом двигалась

статная фигура полковника …» )

а) воспроизводит унылый свист флейты;

б) показывает полковника в новой роли;

в) передает ужас совершающегося.

7. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

8. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

9. Образ полковника:

а ) типичен;

б) трагичен;

в) исключителен.

10. Тон повествования в этом произведении:

а) нейтрален

б) эмоционально окрашен;

в) протокольно сух.



Какие социально-нравственные проблемы поднимает Толстой в своем рассказе«После Бала»?

Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.

В судьбе скромного и непритязательного порядочного человека, изображенного Толстым, отразилось явление, значение которого открывается не сразу, но, по сути дела, очень велико и не уменьшается, а возрастает в ходе человеческой истории. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от узкой сословной нравственности, с ее узаконенной бесчеловечностью по отношению к низшим: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет высшие человеческие законы нравственности.

Урок закрепления знаний.

Тема: «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Цели урока:

Образовательные:

1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».

2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.

3. Научить видеть и понимать позицию автора.

4. Осознать пройденный материал и оценить себя.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.

2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.

3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.

2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.

2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.

Приемы работы: тестирование, аналитическая беседа, выразительное чтение, элементы диспута, пересказ, анализ литературного произведения. Дифференцированная работа с учениками.

Материалы к уроку:

1. Тест.

2.Рабочие карты

3. Оценочные листы.

4. Цветные карточки для ответов.

5. Тексты произведения.

6..Мультимедийная техника.

Ход урока.

1.Вступление. Рефлексия настроения.

Слова учителя: Музыка:

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Что же там пишет Толстой? Какие истины хочет донести до нас?

На прошлом уроке мы смотрели отрывки из фильма о Льве Толстом, говорили о его творчестве и биографии, начали читать рассказ «После бала». Сегодня мы работаем над композицией, структурой, художественными особенностями рассказа. Тема урока «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Чтобы погрузиться в атмосферу урока, вспомним основные вехи жизни Толстого, которые помогут нам в осмыслении рассказа.

У каждого из вас есть рабочая карта и оценочный лист. Сегодня на уроке вы оцениваете себя сами. Все свои ответы вы отмечаете в этом оценочном листе в определенных графах.

2.Актуализация опорных знаний.

Первое задание, как я уже сказала, актуализация знаний о писателе. Вы сегодня работаете весь урок в группах. У вас есть пара минут, чтоб подумать и написать в рабочих картах – какая важная информация о Л.Н. Толстом нам сегодня пригодится. Обсудите свой ответ, запишите необходимую информацию в рабочей карте.

Проверим. Какая группа желает ответить? Слушаем, добавляем. Не забываем отмечать свои ответы в оценочном листе.

(Предполагаемые ответы детей:

    Всю жизнь прожил в Ясной Поляне, покидал имение лишь на несколько лет, когда служил на Кавказе;

    всю свою жизнь шел по пути самопознания, анализировал свои поступки, пытался понять, почему люди поступают так, а не иначе;

    особое внимание уделял истории, с годами пришел к ее философскому осмыслению;

    его очень уважали крестьяне, бедняки всегда приходили к его дому, он всегда всем готов был помочь. Был очень близок к народу. Сам принимал участие в крестьянском труде (пахал землю, сажал сады);

    будучи на службе в армии считал, что солдат находится на равных условиях с офицером. Перед лицом смерти все равны;

    случай в рассказе основан на реальных событиях. Это произошло со старшим братом Сергеем Николаевичем Толстым.)

Группы на сегодня готовили разный материал и сегодня на уроке каждая группа будет представлять свои подготовленные ответы. Кроме того, во время урока группы будут работать не только дифференцированно, получая разные задания, но и все вместе – в так называемом сотворчестве, когда дело будет касаться глубокого анализа текста.

Эти группы я назвала:

    историки,

    писатели-творцы,

    литературоведы,

    философы.

Группа историков нам подготовила материал о личных впечатлениях Толстого о службе в армии.

1 ученик рассказывает об участии Л.Н. Толстого в Крымской войне (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Какое отношение к простому солдату могло сложиться у молодого офицера, если этот солдат рядом с ним героически защищал окруженный город?)

2 ученик подготовил сообщение на тему «Лев Толстой – борец за справедливость». (после ответа ученика дополнительный вопрос учителя:

    Почему Лев Толстой не мог остаться в стороне от несправедливого отношения к простому солдату?)

В 19 веке солдат было словом почти бранным. Давайте послушаем небольшой отрывок из дневниковых публицистических сочинений писателя о том, как характеризовали солдата в 19 веке. Отрывок подготовлен группой литературоведов.

Ученик выразительно зачитывает отрывок из публицистических сочинений Л.Н. Толстого

(Сообщение ученика:

Солдат – бранное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присуще человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.

Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастаются самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата.

В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи, решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым….

Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому-то или тому взрослому человеку, иногда деду.

Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах….

…Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно! 1905 (Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого).

Вопрос мой обращен к писателям-творцам. Только ли история, произошедшая с братом Л.Н. Толстого, о которой мы говорили на прошлом уроке, легла в основу рассказа «После бала»? (ответ ученика)

Проверка знания содержания текста.

Нам пора переходить к анализу рассказа. С помощью теста вспомним его содержание и восстановим тот материал о рассказе, который проходили на прошлом уроке. Перед вами вопросы теста, ответы подчеркиваем или обводим в кружок в рабочей карте.

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

Помимо моих тестовых вопросов группа писателей-творцов подготовила мини-игру на пару минут. Вопросы так же касаются содержания. Но ваша задача просто поднимать нужную карту. Если согласны с утверждением – красную, если не согласны – зеленую.

(Подготовленная тестовая игра:

1. Вся жизнь Ивана Васильевича переменилась от одной ночи.

2. Время действия рассказа «После бала» - последний день масленицы.

3. Полковник с дочерью танцевали весь вечер.

4. Отец Вареньки всегда делал всё по закону.

5. Пётр Владиславович отказался остаться на ужин, потому что очень устал.

6. Шпицрутены- это палки или прутья для битья, которыми били наказываемых.

7. Любовь Ивана Васильевича после увиденного наказания солдата все- таки не пошла на убыль.

8. Тип композиции произведения «После бала»- рассказ в рассказе.

9. Основная идея рассказа- идея личной ответственности человека за происходящее.

10. В основу композиции произведения положен прием контраста.

Работа с текстом.

- В тексте у нас был вопрос о жанре. Давайте поговорим об этом немного подробнее. Литературоведы, вам слово. Попробуйте доказать, что жанр произведения – рассказ.

(Предполагаемый ответ учеников:

Перед нами рассказ и мы нашли следующие признаки этого жанра:

    прозаическое произведение;

    небольшое по объему;

    повествуется о двух событиях в жизни героя;

    небольшое количество действующих лиц).

Писатели-творцы, назовите всех действующих лиц (Варенька, полковник, Иван Васильевич, наказуемый)

Литературоведы, что интересного вы заметили в композиции рассказа?

    Рассказ в рассказе

    Писатель в объеме такого небольшого произведения смог показать одну из ужасных сторон жизни эпохи Николая I

Да, действительно! Толстой рисует нам эпоху 40-х гг. 19 века. За использование шпицрутенов Николая I называли Николаем Палкиным. Историки, вам слово.

(Ребята рассказывают о том, что такое экзекуция и о наказании солдат.

В годы правления императора Николая I в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во времена царствования Николая I .

Солдата прогоняли сквозь строй и били прутьями или палками. «Недели не

проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уже и не

знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас

и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай

Палкин. Так и пошло ему прозвище», - вспоминает старый 95-летний солдат, герой

статьи Толстого « Николай Палкин» ) .

Незнакомые слова: экзекуция и шпицрутены - запишем в словари в ваших рабочих картах.

Экзекуция – телесное наказание.

Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.).

    Философы, как вы считаете, почему Толстой обращается к 40-м годам, хотя сам рассказ был написан в 1903 году. Попробуйте ответить на вопрос.

(Толстой обращается к событиям 75-летней давности, чтоб показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царит вопиющий произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего Толстого волновало то, что образованные люди считали, что это необходимо для «хорошей и правильной» жизни).

Что необычного в построении рассказа? (рассказ построен на контрасте 2-х событий из жизни героя)

Чтение и анализ текста.

Что такое контраст? (противопоставление)

На прошлом уроке мы с вами говорили о плане построения рассказа. Какие событияя построены на контрасте? (бал и сцена наказания)

Первая сцена бала. Посмотрите на экран. Отец и дочь танцуют. Что мы видим? Шелест платьев, яркие краски…Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу, прочитаем выразительно:

(1 ученик читает сцену бала)

Для того, чтоб показать контраст, сразу же послушаем сцену наказания солдата. Обратите внимание на экран. В каких красках предстает перед нами картина наказания солдата. Слушаем. (2 ученик читает сцену наказания)

Для того, чтоб показать контраст, нам необходимо сделать достаточно глубокий анализ текста: а именно, сцен бала и после бала. В рабочей карте у вас таблица. Сейчас все группы работают над одним заданием. Так называемое сотворчество. Все мы в роли исследователей.

- При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Дети работают (5 мин).

(Примерное предполагаемое заполнение таблицы:

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Внешность главного героя эпизода (Варенька/Солдат)

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

- Нам необходимо сделать еще один небольшой анализ текста. У каждой группы сейчас свое задание, на выполнение которого вам дается 4-5 минуток. Все задания в рабочих картах. Литературоведы , вам нужно найти изобразительно-выразительные средства, использованные автором произведения, и показать цель их применения.

(предполагаемый ответ детей:

Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: « ,все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая статная фигура полковника рядом с наказываемым

Этот прием есть и в первой части: он передает ощущение бесконечности счастья: «я вальсировал еще и еще», «еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли вдоль залы». Слово «еще» усиливается французским «encore».

Огромное количество эпитетов:

Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.

Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный)

Писатели-творцы , покажите контраст в портретной характеристике героев – полковник и солдат.

(предполагаемый ответ детей:

Портретная характеристика героев.

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

Историки , если б вам пришлось рисовать иллюстрации к рассказу, то какие бы вы использовали цвета, краски, изображая сцены бала и после бала.

Философы, как бы вы прокомментировали цитату ?

«Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, а жизнь простого народа» Л.Н.Толстой.

Беседа.

Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».

Итак, мы подошли к моменту, когда нужно сделать выводы из всех наших наблюдений.

Что помог передать контраст?

    Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.

    Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?

Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.

Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.

Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.

Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?

Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».

О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?

Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.

Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?

Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.

Какой можно сделать вывод о герое?

Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.

Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу (в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:

Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».

Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.

Сопоставление редакций рассказа

Мы с вами говорили о том, что концовка рассказа была изменена. Послушайте черновой и окончательный вариант.

    Почему Толстой изменил концовку рассказа?

А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился»

Подведение итогов урока.

Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого и увидите, что идеи гуманизма, человечности, совести, справедливости проходят красной нитью через все его творчество.

Группы, задайте друг другу вопросы по уроку.

(предполагаемые вопросы:

- Какой приём положен в основу рассказа ? (контраст)

- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)

-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом ?

(Рассказ заставляет нас задуматься об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро)).

В рабочих картах указано домашнее задание. Посмотрим. Обсудим его. Задание вы выберете себе сами.

    Представьте, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке. Напишите письмо от 1-го лица.

    Покажите рассказ «После бала» при помощи цвета.

    Представьте, что вы депутаты и продвигаете в Думу новый проект: свод нравственных законов. Напишите 3-4 закона, желательно созвучные уроку.

    Записать эпитеты к словам

С П

О О

Л Л

Д К

А О

Т В

Например, С – слабый, страдающий О – обиженный

5) Составьте письмо солдата из далекого прошлого (или письмо солдату)

Сделаем вывод:

В рассказе Толстого показаны не только добрые и жестокие начала человека, но и социальная несправедливость, царящая вокруг. Писатель поднимает проблему ответственности человека за все происходящее в его жизни.

Оценим себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…